УДК 654.197.01:316
ПРИЧИНЫ НЕДОЛГОСРОЧНОСТИ УТРЕННЕГО ШОУ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕКАНАЛЕ
© 2013 А.С. Новоженина
аспирант каф. сценарного мастерства и искусствоведения alla [email protected]
Академия медиандустрии (ИПКработников телевидения и радиовещания)
Статья посвящена жанру «утреннего шоу», внедренному в эфир региональных телекомпаний в 2000-м году. Поначалу это была программа, копирующая федеральную, аналог передачи «Доброе утра, страна!». Но со временем в регионах она трансформировалась в уникальный интерактивный проект, созданный под самобытность своего края. Однако политическая ангажированность СМИ, скудное техническое оснащение, текучка профессиональных кадров сделали этот проект недолгосрочным.
Ключевые слова: «утреннее шоу», интерактив, развлекательная программа, ангажированность СМИ.
Сегодня в большинстве субъектов Российской Федерации есть государственная телерадиокомпания, как правило филиал ВГТРК, и частные каналы. Государственные телеканалы за годы работы негласно встали под покровительство областных администраций, но степень оказываемого чиновниками контроля на СМИ разнится от региона к региону. Частных же каналов в областных центрах год от года становится больше. Так, к примеру, в Курске в 1993 г. был один частный канал «Такт», к 2000 г. появилось еще три телекомпании: «ТВ 6-Курск», «Сейм», «ТНТ-Курск». Поддержку эти телестанции получили благодаря связям с местными политическими силами или бизнес-структурами. Некоторые из них свою долю вещания получили благодаря принадлежности московскому каналу-сетевику, отсюда и их название «ТНТ», «ТВ-6». Такое партнерство дало возможность местным каналам передавать лицензированные программы, которые многим региональным телестудиям оказались бы не по карману.
Окупаемость частных региональных телекомпаний напрямую зависит от объема вещания. Чем больше эфирного времени, тем больше рекламы. Но покровительства телеканала-сетевика, как показало время, для регионального вещания не достаточно, так как с момента создания телестанции региональные власти уже рассматривают ее как инструмент собственной пропаганды и агитации. Несмотря на то что учредителями частных региональных каналов в большинстве случаев являются частные лица, все чаще можно проследить след местной администрации в управлении медиаструктурой. Иногда это чиновники, которые предпочитают не разглашать свои имена. Тогда телекомпании управляются их доверенными лицами. На данный момент крайне трудно найти в Орле и Курске телеканал, который бы откровенно называл имя собственника. В Орле же имя одного из совладельцев ТРК «Истоки-РЕН» узнали только в 2007 г. во время рейдерского захвата телекомпании [Орловская правда: сайт. URL:
http://opravda.ru/news.php7extend.79751.
Такой интерес и тягу к контролю над СМИ определили оперативность и доходчивость информации. Властные структуры увидели возможность формирования мнения аудитории напрямую, особенно в программах, выходящих в «онлайн-трансляции». Стремление властей влиять на общественность через медиаструктуры обусловлено также особым доверием горожан к местному телевидению. Как указывает Т.С. Мартынова, «стоит отметить, что претензии аудитории к местному телевидению
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
самые скромные, это от центральных каналов зритель ожидал художественных изысков, от местных же благосклонно воспринимал поиск выразительности, порой не надеясь на значимые художественные открытия. Публика, изначально воспринимала «свое» телевидение как недостаточно искусное, как исполнительного посредника между собой и властью» [Мартынова 2002:17].
Доверие местному телевидению в регионах строится и на тщательной проверке фактов. Даже если в программе речь идет о незначительном событии, таком как прорыв трубопровода на одной из улиц, то и в этом случае телекомпания вынуждена очень скрупулёзно интерпретировать все факты. Ведь провинциальный зритель, в отличие от столичного, способен через личные связи получить всю интересующую информацию.
Что же касается развлекательного эфира, то его появление в регионе сродни появлению общественного телевидения. Социологи определяют успех канала по наличию в нем развлекательных компонентов. Этим обусловлено и появление на местных каналах программ с использованием прямого эфира, интерактива. Развлекательные утренние программы пришли на региональный эфир в 2000 г. Это была своеобразная эстафетная палочка, заимствованная у федеральных каналов местными. Во-первых, вещателей она привлекала как инструмент дополнительного заработка за счет рекламы, а во-вторых, как реализация творческого потенциала своих работников. Утреннее шоу, в силу своей специфики, может удивлять и предостерегать, призывать и просить, объяснять и утверждать, обучать и воспитывать, иначе говоря, адресоваться к определенным сторонам сознания индивида. Это то телевидение, которое восполнило пробел из-за экспансии столичных каналов в регионы, того времени, когда из контента региональных телестудий почти вычеркнулись научнопопулярные, образовательные, культурологические программы. Телеэфир наполнился агрессивной информацией, созданной по аналогии каналов-сетевиков. Это программа «02» в Курске на ТРК «Такт», «Вестник УВД» на ТРК «Истоки-РЕН» в Ореле.
Утренний развлекательный эфир стал для многих телекомпаний своего рода отдушиной, вдохновил на поиск новых средств выразительности, нового - прямого взаимодействия с аудиторией. Местному телевидению, в силу своей специфики и близости к зрителю, городские проблемы гораздо ближе и понятнее, чем столичному. Программы нового типа стали отличаться интерактивностью, благодаря которой телезритель переквалифицировался в участника, игрока и собеседника, а порой и в гостя эфира. Зритель стал не просто посторонним наблюдателем, теперь он - центр эфира, он влияет на весь ход программы. Такое положение подняло самооценку телезрителя, позволив ему перейти на другой уровень телевосприятия.
Прямой эфир на местном телеканале был призван создать иллюзию прямого, доверительного контакта со зрителем. Задача, которую перед собой ставили авторы программы, - войти в дом и заговорить со зрителем без посредников. Со временем ведущие эфира должны были завязать дружбу с теми, кто по ту сторону телевизора, побудив их ждать новой встречи у телеприемника в нужное время. Как пишет В. Зверева, «граница приватного и публичного размывается; возникают
промежуточные формы коммуникации, складывается новый тип открытости зрителя. Его жизнь, спрятанная от глаз, и интимные переживания с большей легкостью способны стать предметом всеобщего обсуждения, что демонстрируют разнообразные “реальные” и ток-шоу. Телевидение возвращает человеку “себя”, но уже не в качестве идеализированного героя, а как проблематичного, странного индивида, чьи приземленность и отклонение от нормы, инвертированность приватного и публичного утверждаются в качестве само собой разумеющейся обыденной реальности. В телеэфир проникает “человек-с-улицы”» [Зверева 2003].
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)
Новоженина А. С. Причины недолгосрочности утреннего шоу на региональном телеканале
В региональной студии, хотя и похожей на московскую, зритель видел в качестве героя своего земляка, похожего на себя, с характерным говором, ежедневно сталкивающегося с такими же проблемами. Зритель видел не совсем профессиональных ведущих, хотя и одетых подобно федеральным, но «своих», скромных, смотрящих в глаза, а не презрительно свысока. И он, зритель, доверял тому, что говорилось с экрана, искренне переживал, звонил и дозванивался в студию. Он впервые в жизни стал «соучастником» телеэфира. Героем утреннего развлекательного эфира курского телеканала «Ваше утро» был рядовой курянин. Он демонстрировал любимый рецепт семейного блюда, он - рассказчик самобытных историй курского края, он - народный умелец, мастерящий в эфире затейливые фигурки, он - актер, художник, спортсмен, творящий и достигающий новых побед ради своей малой родины. Утренняя развлекательная программа сделала ставку именно на него и не прогадала. Рейтинг канала взлетел наверх. «Ваше утро» стали называть своим, народным, доступным телевидением.
В то время, когда на федеральном телевидении выходили ток-шоу и интерактивные программы, копирующие западные, например «Империя страсти» (НТВ) (прототип - немецкое шоу «Тутти-фрутти»), «Фабрика звезд» (ОРТ) и «Стань звездой» (РТР), на Курском коммерческом телевидении позволили себе затратный проект, созданный под универсальность и самобытность своего региона. За четыре года программа стала общественным явлением, существенно изменив информационное поле города Курска. Выходя в режиме прямого эфира, канал долгое время был единственным ежедневным утренним информационно-развлекательным продуктом, сделанным специально для этого сегмента эфира (другие курские телеканалы, как правило, повторяли в утренние часы вчерашние информационные программы или ретранслировали московские блоки). Благодаря значительному хронометражу и множеству интерактивных элементов, «Ваше утро» позволило оперативно реагировать на события, происходящие в жизни города и области. Ярким примером этому может служить освещение событий, связанных со взрывом на Васильевском рынке (22 декабря 2003 г.) [Прокуратура Курской области 2003] или кражей икон из Знаменского собора (1 мая 2006) [Курская правда 2006], когда программа «Ваше утро» не только первая сообщила о происшествии, но и оперативно перестроила весь ход эфира, предоставив слово очевидцам, МЧС, специальным корреспондентам. Единственное, чего избегала утренняя редакция в освещении этих событий, это негатива. Рассказывать о случившемся без «черноты», ставшей модной к тому времени на федеральных каналах, помогла внутренняя политика редакции, разработавшая собственную концепцию вещания без негатива. Поэтому весь ход эфира «Ваше утро» 22 декабря 2003 г. был повернут на погашение паники, на стабилизацию обстановки в областном центре. Именно за такую подачу информации канал часто награждали власти, благодаря своему позитивному подходу он пользовался доверием у горожан. В 2006 г. канал был награжден премией «Телевизионное содружество», на следующий год удостоен премий «Лучшая развлекательная программа» и «Лучшая режиссура». Канал стал центром стратегического партнерства СМИ в регионе. С ним взаимодействовали пять имеющихся в то время в Курске телекомпаний, радиостанции, интернет-порталы, газеты. Новостную информацию не только заимствовали, но подавали со ссылкой на «Ваше утро» (обычно такого в регионах не случается), также сам канал часто выступал информационным поводом для публикаций в других СМИ. Интерактивные розыгрыши, шашлыки перед телекамерой, выступление цирка и свадьба в прямом эфире - все это привлекало зрителей. Согласно результатам мониторинга, проведенного по заказу крупных рекламодателей, «Ваше утро» уступал
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
в рейтинге только утренней программе Первого канала. Этот беспрецедентный проект стал второй ступенью после прямых выпусков новостей. И хотя первоначально он задумывался как аналог федерального утреннего шоу, но, преломившись о самобытность региона, стал собственным телевизионным продуктом.
Успех развлекательной утренней программы был достигнут вопреки техническим проблемам телестудии. Многие сегодняшние региональные компании до сих пор работают на технике «любительского» формата, хотя и цифровой. А что было тогда, в 2002, когда развлекательное вещание в Курске только начиналось? Конечно, отсутствие хорошей качественной техники тормозит творческий процесс создания телепродукта, но коллектив сотрудников канала «Ваше утро» так был поглощен творчеством, что даже технические проблемы его не могли остановить. Безусловно, хорошо, когда в арсенале имеется много цифровых камер, беспроводных микрофонов и т. д. Но «Ваше утро» обходилось без этих достижений научно-технического прогресса. Имея в оснащении одну цифровую камеру, камеру DIVICAM и списанную VHS, развлекательный утренний эфир Курска до 2008 г. был силен своим содержанием и по наполнению эфира не уступал федеральному.
Канал хорошего настроения «Ваше утро» был единственным
неангажированным СМИ Курской области до 2005 г. Местные власти довольно часто просились в эфир, со временем им выделили место в рубрике «Интервью без галстука» и «VIP-персона». Но властям хотелось большего влияния. Некоторые властьпридержащие структуры захотели оказывать непосредственное влияние на аудиторию, формировать определенное мнение в канун предвыборной гонки. Постепенно из эфира канала исчез простой курский житель, уступив место чиновнику, ушла часть спонсоров, программа трансформировалась в некую другую форму. После ухода главного режиссера проекта Романа Климаса программа потеряла свою «изюминку», эфир стал скучным. Руководство приняло решение о закрытии проекта. Так, просуществовав шесть лет, 13 ноября 2008 г. первый развлекательный телеканал Курска прекратил свое существование. Руководство канала никак не
прокомментировало ситуацию с прекращением утреннего вещания. Жители областного центра (800 тыс. человек) остались без единственного в регионе развлекательного канала, работающего в режиме прямого эфира.
Проследив за развитием развлекательной программы «Ваше утро», можно сделать вывод о причинах затухания интерактивных проектов на региональных телестудиях. Первая - это политическая ангажированность местных СМИ. Региональное телевидение активно задействовано в политических кампаниях не только местного, но и федерального значения ради собственной выживаемости. Местные телекомпании, дабы заручиться поддержкой политструктур, размещают в эфире телевизионные политические ролики и материалы. Но такое взаимодействие рано или поздно приводит к потере контроля над СМИ самими учредителями. Другая причина -это скудное техническое оснащение. И хотя программу «Ваше утро» можно назвать исключением, так как она продержалась шесть лет в курском эфире, все же работать на списанной технике формата VHS в XXI веке уже нельзя. Проблемы были и тогда, но их любимому каналу зрители прощали. В «Вашем утре» часто бывали технические накладки в эфире, ведущим приходилось импровизировать.
Третьей причиной можно назвать слабую профессиональную подготовку людей, работающих над развлекательной программой. Многие из них в лучшем случае закончили журналистские курсы.
В заключение можно добавить, что затухание развлекательных интерактивных проектов в регионах отчасти можно оправдать удаленностью от центра. Из-за невозможности выхода на общероссийскую аудиторию зачастую на региональном
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)
Новоженина А. С. Причины недолгосрочности утреннего шоу на региональном телеканале
экране можно видеть временное появление разных интерактивных программ, в том числе и развлекательных, но их появление краткосрочно. Если бы региональные телекомпании имели возможность опять-таки из центра получать юридическую и техническую помощь! Это повысило бы творческий и профессиональный уровень региональных программ, повлияло бы на качество передач и укрепило бы статус телекомпаний, а также позволило бы участвовать в формировании единого информационного пространства страны.
Библиографический список
Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки: [Интернет журнал]. 2003. Выпуск № 4 (13). URL: http://www.strana-oz.ru/2003/4/reprezentaciya-i-realnost (дата обращения: 04.10.13).
Мартынова Т.С. Региональная телепублицистика: Диапазон жанров, стилистика выразительных средств: дис. ... канд. наук по искусствовед. М., 2002.
Прокуратура Курской области: Официальный Сайт 2003. URL:
http://prockurskobl.ru/64.html (дата обращения: 01.09.13).
Тень отца Гамлета // Орловская правда [Сайт]. Орел, 2009. URL:
http://opravda.ru/news.php7extend.7975 (дата обращения: 02.09.2013).
Украдена Курская святыня // Курская Правда [Сайт]. Курск 2006. URL: http://www.kpravda.ru/article/culture/001759/ (дата обращения: 01.09.13).