Научная статья на тему 'Особенности функционирования развлекательных программ на региональном телеканале (на материале телеканалов Курска и орла)'

Особенности функционирования развлекательных программ на региональном телеканале (на материале телеканалов Курска и орла) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1115
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УТРЕННЕЕ ШОУ" / "BREAKFAST SHOW" / ИНТЕРАКТИВ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / АНГАЖИРОВАННОСТЬ СМИ / MEDIA BIAS / INTERACTIVE PROJECT / ENTERTAINING PROGRAMME

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новоженина Алла Сергеевна

Статья посвящена изучению проблем регионального телевидения в развлекательно-интерактивном сегменте собственного вещания. С 2000 г. на многих периферийных телестанциях был запущен проект под названием «Утреннее шоу». Поначалу это была программа, копирующая федеральную, аналог «Доброго утра, страна!». Но со временем в регионах она трансформировалась в уникальный интерактивный проект, отображающий самобытность и колорит своего региона. Однако политическая ангажированность СМИ, скудное техническое оснащение, текучка профессиональных кадров и многие другие проблемы сделали этот проект недолгосрочным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования развлекательных программ на региональном телеканале (на материале телеканалов Курска и орла)»

8. Вологодские губернские ведомости. - 1887. - № 50.

- 11 декабря.

9. Вологодские губернские ведомости. - 1894. - № 17.

- 29 апреля.

10. Вологодские губернские ведомости. - 1897. - № 19.

- 10 мая.

11. Вологодские губернские ведомости. - 1898. - № 2.

- 9 января.

12. Вологодские губернские ведомости. - 1899. - № 4.

- 6 января.

13. Вологодский листок объявлений. - 1891.- № 23. -14 августа.

14. Лукина, Н. Михаил Михайлович Зубов, автор четырех опер на сюжеты А.С. Пушкина / Н. Лукина // Лукоморье. - Рига, 1998. - № 3. - С. 35 - 40.

15. Северный край. - 898. - № 11. - 12 декабря.

16. Северный край. - 898. - № 15. - 16 декабря.

17. Северный край. - 898. - № 28. - 31 декабря.

18. Северный край. - 899. - № 35. - 9 января.

19. Северный край. - 899. - № 79. - 23 февраля.

20. Северный край. - 899. - № 342. - 26 ноября.

21. Северный край. - 900. - № 104. - 18 апреля.

22. Северный край. - 900. - № 118. - 5 мая.

УДК 7.067.3

А.С. Новоженина

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕКАНАЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕЛЕКАНАЛОВ КУРСКА И ОРЛА)

Статья посвящена изучению проблем регионального телевидения в развлекательно-интерактивном сегменте собственного вещания. С 2000 г. на многих периферийных телестанциях был запущен проект под названием «Утреннее шоу». Поначалу это была программа, копирующая федеральную, аналог «Доброго утра, страна!». Но со временем в регионах она трансформировалась в уникальный интерактивный проект, отображающий самобытность и колорит своего региона. Однако политическая ангажированность СМИ, скудное техническое оснащение, текучка профессиональных кадров и многие другие проблемы сделали этот проект недолгосрочным.

«Утреннее шоу», интерактив, развлекательная программа, ангажированность СМИ.

The paper is devoted to the problems of entertaining and interactive segment on regional TV. Starting with 2000 the project called "Breakfast Show" was initiated by many peripheral TV stations. At the beginning it was the replica of the federal programme "Good Morning, country!" Later it was transformed into a unique interactive project, worked out with awareness of the region identity. However, Media bias, poor technical equipment and staff turnover made that project a short-term one.

"Breakfast Show", interactive project, entertaining programme, media bias.

Жанр "breakfast-show", иначе утреннее телевидение, зародился в начале 1950-х гг. в США. Путь к признанию был крайне непрост - руководители телеканалов методом проб и ошибок пытались сделать интересное шоу и определить интересы утренней аудитории. Первое американское "breakfast TV" записывалось в выставочном зале Ар-си-эй (RCA) в нью-йоркском Рокфеллер-центре в 1950-х гг.: проходившие по улице люди через огромное стекло смотрели на участников передачи, а камеры - на прохожих. Для развлечения зрителей была приведена шимпанзе. Другой телеканал использовал в качестве второго ведущего собаку. Но все это не давало видимого результата - зрители по-прежнему предпочитали по утрам слушать радио. Допустив немало ошибок, телевидение Америки пришло к определенному формату утреннего эфира и отвоевало у радио большую часть аудитории. В Европе новый жанр «Телеутро» появился в 1983 г. в Великобритании. После успешного старта идею утреннего шоу переняли французские, немецкие, итальянские каналы.

В 1980-е гг. аналог "breakfast-show" появляется и в

нашей стране. У скопированной с американской модели новой для советского зрителя программы, выходившей на Центральном Телевидении, поначалу было название «60 минут». Потом она стала называться «90 минут», а затем и «120 минут». Постепенно, избавившись от влияния западной модели, программа обрела свой тон и ритм: информация короткой строкой, много музыки, легкие, непритязательные комментарии. «К концу июля 1987 г., программа «90 минут» получает более 1142 зрительских письма. А к концу 1988 г. твердо заняла место в десятке самых популярных программ ЦТ» [1, с. 114].

Идею утреннего шоу со временем подхватили и регионы. В начале 1990-х одновременно с экспансией московских каналов в провинцию подобие "breakfast-show" стало выходить на местных региональных телестудиях. Конечно же, первые эфиры копировали московские прототипы «Доброе утро, страна!» и «Доброе утро!», запущенные на федеральных каналах. Но со временем телестанции, выпускающие утреннее шоу, приобрели необходимое оборудование, подобрали персонал и позволили себе собственный

контент. Появление в регионе утреннего развлекательного эфира сродни появлению общественного телевидения. Социологи определяют успех канала по наличию в нем развлекательных компонентов. Этим обусловлено и появление на местных каналах программ с использование прямого эфира, интерактива.

Под интерактивом понимается единовременное вовлечение аудитории и модераторов в действие [7], в нашем случае это включение зрителя в действие, разворачивающееся в студии. Вещателей новая форма привлекала, во-первых, как инструмент дополнительного заработка за счет рекламы, а во-вторых, как реализация творческого потенциала своих работников. Прямой эфир на местном телеканале был призван создать иллюзию прямого, доверительного контакта со зрителем. Задача, которую перед собой ставили авторы программы «Доброе утро!», - войти в дом и заговорить со зрителем без посредников. Со временем ведущие эфира должны были завязать дружбу с теми, кто по ту сторону телевизора, побудив их ждать новой встречи у телеприемника в нужное время. Как пишет В. Зверева, «граница приватного и публичного размывается; возникают промежуточные формы коммуникации, складывается новый тип открытости зрителя. Его жизнь, спрятанная от глаз, и интимные переживания с большей легкостью способны стать предметом всеобщего обсуждения, что демонстрируют разнообразные «реальные» и ток-шоу. Телевидение возвращает человеку «себя», но уже не в качестве идеализированного героя, а как проблематичного, странного индивида, чьи призем-ленность и отклонение от нормы, инвертированность приватного и публичного утверждаются в качестве само собой разумеющейся обыденной реальности. В телеэфир проникает "человек-с-улицы"» [2].

В региональной студии, хотя и похожей на московскую, зритель видел в качестве героя своего земляка, похожего на себя, ежедневно сталкивающегося с такими же проблемами, говорящего таким же говором. Зритель видел не совсем профессиональных ведущих, хотя и одетых подобно федеральным, но «своих», скромных, смотрящих в глаза. И он - зритель «Утреннего шоу» - доверял тому, что говорилось с экрана, искренне переживал, звонил и дозванивался в студию. Он впервые в жизни стал «соучастником» телеэфира и даже его героем. Он демонстрировал любимый рецепт семейного блюда, он -рассказчик самобытных историй родного края, он -народный умелец, мастерящий в эфире затейливые фигурки, он - актер, художник, спортсмен, творящий и достигающий новых побед ради своей малой родины. Такими интерактивными развлекательными проектами были «Доброе утро, Орел!» на орловском телевидении и «Ваше утро!» на курском.

Программу «Ваше утро» спустя полгода эфира стали называть народным телевидением. За короткий срок программа стала общественным явлением, существенно изменив информационное поле города Курска. Выходя в режиме прямого эфира, канал долгое время был единственным ежедневным утренним информационно-развлекательным продуктом, сде-

ланным специально для этого сегмента эфира (другие курские телеканалы, как правило, повторяли в утренние часы вчерашние информационные программы или ретранслировали московские блоки). Канал «Ваше утро» оперативно реагировал на события, происходящие в жизни города и области. Ярким примером этому может служить освещение событий, связанных со взрывом на Васильевском рынке (22 декабря 2003 г.) [5] или кражей икон из Знаменского собора (1 мая 2006) [6], когда программа «Ваше утро» не только первая сообщила о происшествии, но и оперативно перестроила весь ход эфира, предоставив слово очевидцам, МЧС, специальным корреспондентам. Единственное, чего избегала утренняя редакция в освещении этих событий, это негатива, - такой была концепция вещания. Поэтому весь ход эфира «Ваше утро» 22 декабря 2003 г. был направлен на погашение паники, на стабилизацию обстановки в областном центре. Именно за такую подачу информации канал часто награждали власти, благодаря своему позитивному подходу он пользовался доверием у горожан.

В 2006 г. канал был награжден премией «Телевизионное содружество», на следующий год удостоен премий «Лучшая развлекательная программа» и «Лучшая режиссура». Канал стал центром стратегического партнерства СМИ в регионе. С ним взаимодействовали пять имеющихся в то время в Курске телекомпаний, радиостанции, интернет-порталы, газеты. Новостную информацию не только заимствовали, но подавали со ссылкой на «Ваше утро» (обычно такого в регионах не случается), также сам канал часто выступал информационным поводом для публикаций в других СМИ. Интерактивные розыгрыши, шашлыки перед телекамерой, выступление цирка и свадьба в прямом эфире - все это привлекало зрителей. В рамках курского развлекательного эфира активно велось развитие обучающих, развивающих, патриотических, просветительских, спортивных спецпроектов.

Наиболее ярким был проект «Огненная дуга» к юбилею Курской битвы, отборочные туры игры «Самый умный ребенок» (телеигра транслировалась на телеканале СТС, представляла собой викторину для интеллектуалов), проекты «Ключи к сердцу» (о людях, которые на долгие годы потеряли отношения друг с другом и по инициативе канала восстановили утраченную дружбу), «Письмо удачи» (о письмах, посланиях которые коренным образом изменили судьбы курян), «Сплав» (спортивное приключение, построенное на умении выживать в трудных обстоятельствах наедине с природой), «Живи футболом» (спортивно-мотивационный проект, рассказывающий о достижениях футболистов местной команды), «Народный ведущий» (конкурс на лучшего ведущего), «Бардовская поляна» (ежегодный бардовский фестиваль глазами журналиста). Многие творческие проекты, например, «Исторический квартал» (рассказывающий об истории улиц, старинных зданий Курска) или новогоднее «Утро исполнения желаний» (телеканал исполнял самые заветные желания детей

инвалидов и детей оставшихся без попечения родителей), были отмечены наградами Областного союза журналистов.

Программа «Ваше утро», по сути, стала базовым полигоном для применения творческих сил талантливой молодежи. Активное взаимодействие с отделением журналистики Курского государственного университета дало возможность проводить стажировку студентов круглый год.

Обладая большим творческим потенциалом, программа продолжала развиваться и искать новые формы подачи информации. ТК «ТАКТ» находится среди того небольшого числа региональных телекомпаний (преимущественно крупных, из городов с населением свыше 1 млн. человек), которые могут позволить себе производить собственный утренний канал. Ничего подобного в соседних с Курской областях не было.

Этот беспрецедентный проект стал второй ступенью после прямых выпусков новостей. И хотя первоначально он задумывался как аналог федерального утреннего шоу, но по праву стал собственным оригинальным проектом. Таким образом, эфир курской телестудии пополнился еще одной программой, состоящей из множества других программ (автономных рубрик, имеющих свое логическое начало и конец), что позволило обогатить эфир новым востребованным содержанием. Такое программирование по сути можно назвать синкрезом [4], единством разноуровневых элементов содержания и формы. Программа «Ваше утро» была снята с эфира в 2008 г., телеканал пошел по другому пути развития, взяв курс на информационную публицистику. Получасовая программа «Доброе утро, Орел!» также как и курская представляла собой парный конферанс и имела большое количество оригинальных рубрик: «Календарь исторических и литературных дат» - в рубрике рассказывалось о знаменитых орловцах, родившихся в этот день; телеигра «Узнай свой город» -в рубрике юмористически описывали улицу, а зрители должны были отгадать ее название; «Книгомир» знакомил орловцев с новинками литературы и предлагал зрителям отгадать, кому из орловских писателей принадлежат строки зачитанного текста; в рубрике «Немое кино» зрителю предлагалось назвать крылатую фразу из фрагмента показанного кинофильма; «Калейдоскоп» знакомил зрителей с любопытными фактами со всего мира; «Нехитрые штучки» - рубрика-прототип «Очумелых ручек» (1 Канал): дизайнер Елена Гущина показывала, как можно преобразить свой быт с помощью нехитрых приспособлений; «Записки приезжего» - Андрей Жуков, автор рубрики, рассказывал об Орле так как его видят приезжие; просуществовав в эфире около 11 лет, программа «Доброе утро, Орел!», как и курская, была закрыта.

Закрытие программы было связано с реорганизацией структуры ВГТРК. С 2012 г. ГТРК «Орел» вошел в единый холдинг ВГТРК, который объединил под собой канал «Россия 1» и «Вести 24» с прежним партнером каналом ТВЦ, на котором и выходила

программа «Доброе утро, Орел!», отношения были расторгнуты. ГТРК взяло курс на информационную публицистику. Развлекательная программа не удовлетворяла требованиям к контенту канала. Так прекратила свое существование первая утренняя орловская развлекательная программа. Ни до ее появления, ни после в Орле не было аналогов собственного утреннего вещания.

Несмотря на то, что обе программы имели много различий, прежде всего по хронометражу эфира, курская 2,5 ч., орловская 30 мин., у них много общего. Эти программы регионального телевидения создавались с помощью техники «любительского» формата, хотя и цифровой. Отсутствие хорошей качественной техники тормозит творческий процесс создания телепродукта, но коллектив сотрудников канала «Ваше утро» в 2000 г. так был поглощен творчеством, что даже технические проблемы его не могли остановить. Безусловно, хорошо, когда в арсенале имеется много цифровых камер, беспроводных микрофонов и т.д. Но «Ваше утро» поначалу обходилось без этих достижений научно-технического прогресса. Имея в оснащении одну цифровую камеру, камеру DIVICAM и списанную VHS, развлекательный утренний эфир Курска до 2006 г. был силен своим содержанием и по наполнению эфира не уступал федеральным телеканалам. Затем энтузиазм сотрудников пошел на спад.

Окупаемость частных региональных телекомпаний напрямую зависит от объема вещания. Чем больше эфирного времени, тем больше рекламы. Больше собственных программ - еще больше возможности заработать, так как можно продавать как программу, так и ее отдельные рубрики. Например, рубрику «Погода». Вся деятельность канала курируется федеральным телеканалом-партнером. Канал «Ваше утро» существовал под брендом «РЕН-ТВ». Но покровительства канала-партнера, как показывает время, недостаточно. Для того чтобы СМИ имело доступ к региональной информации, оно должно иметь поддержку и у местной власти. С момента создания телестанции региональные власти уже рассматривают ее как инструмент собственной пропаганды и агитации. Несмотря на то, что учредителями частных региональных каналов в большинстве случаев являются частные лица, все чаще можно заметить след местной администрации в управлении ме-диаструктурой. Стремление властей влиять на общественность через медиаструктуры обусловлено также особым доверием горожан к местному телевидению.

Как указывает Т.С Мартынова, «стоит отметить, что претензии аудитории к местному телевидению самые скромные, это от центральных каналов зритель ожидал художественных изысков, от местных же благосклонно воспринимал поиск выразительности, порой не надеясь на значимые художественные открытия. Публика изначально воспринимала «свое» телевидение как недостаточно искусное, как исполнительного посредника между собой и властью» [3, с. 17]. Канал хорошего настроения «Ваше утро» был единственным неангажированным СМИ Курской

области до 2005 г. Местные власти довольно часто просились в эфир, со временем им выделили место в рубрике «Интервью без галстука» и «У1Р-персона». Постепенно канал вовлекли в политику, стали использовать как площадку для освещения деятельности областной власти. Последствия не заставили себя ждать. Постепенно из эфира канала исчез простой курский житель, уступив место чиновнику, ушла часть спонсоров, программа трансформировать в форму беседы.

Очевидно, что причинами закрытия развлекательных телевизионных проектов Орла и Курска стали, во-первых, политическая ангажированность местных СМИ; во-вторых, скудное техническое оснащение; в-третьих, слабая профессиональная подготовка кадров. Возможно, исчезновение из региональных эфиров развлекательных интерактивных проектов происходит из-за удаленности от центра, из-за невозможности выхода на общероссийскую аудиторию и невозможности получения юридической помощи в полной мере. Канал хорошего настроения «Ваше утро» и программа «Доброе утро, Орел!» были созданы на всеобщей волне общественного интереса к новому виду телевидения. Отчасти своему появлению они обязаны флюидам, исходившими от таких программ, как «Взгляд», «До и после полуночи». Конечно, они трансформировались в совершенно новый, ранее неведомый советскому зрителю жанр, в развлекательное утреннее шоу. Но все

же это были программы, формирующие другую реальность, в которой главными были интересы зрителя. Неотъемлемым элементом этих программ было наличие обратной связи с аудиторией, людьми, которые не только могли придти в студию, но и могли высказать свое мнение.

Литература

1. Горелов, Д. «Новейшая история отечественного кино». 1986 - 2000. Кино и контекст. Т. IV / Д. Горелов. -СПб, 2002.

2. Зверева, В. Репрезентация и реальность / В. Зверева // Отечественные записки. - 2003. - № 4 (13). - URL: http:// www.strana-oz.ru/2003/4/reprezentaciya-i-realnost (дата обращения: 04.10.13)

3. Мартынова, Т.С. Региональная телепублицистика: Диапазон жанров, стилистика выразительных средств: дис. ... канд. искусств. / Т.С. Мартынова. - М., 2002.

4. Мясникова, М.А. Морфологический анализ современного российского телевидения: автореф. дис. ... д-ра полит. наук / М.А. Мясникова. - Ектеринбург, 2010.

5. Прокуратура Курской области: Официальный Сайт 2003. - URL: http://prockurskobl.ru/64.html (дата обращения 01.09.13)

6. Украдена Курская святыня // Курская Правда: Сайт.Курск 2006. - URL: http://www.kpravda.ru/ arti-cle/culture/001759/ (дата обращения 01.09.13)

7. Энциклопедия культурологи. - URL: http://www dic.academic.ru (дата обращения 11.12.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.