Научная статья на тему 'Причины ликвидации лондонского индийского музея и дальнейшая судьба его коллекций в контексте политико-культурной жизни Великобритании второй половины XIX века'

Причины ликвидации лондонского индийского музея и дальнейшая судьба его коллекций в контексте политико-культурной жизни Великобритании второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины ликвидации лондонского индийского музея и дальнейшая судьба его коллекций в контексте политико-культурной жизни Великобритании второй половины XIX века»

Раздел II. Возрождение и развитие музеев: зарубежный опыт

Н. Е. Кроллау

Причины ликвидации Лондонского индийского музея и дальнейшая судьба его коллекций в контексте политико-культурной жизни Великобритании второй половины XIX в.

В 1801 г. в Лондоне был открыт Музей Ост-Индской компании. Он был уникальным учреждением в Европе в начале XIX в. поскольку, во-первых, являлся единственным публичным музеем, собрание которого было, в основном, составлено из памятников культуры и предметов природы Индии, восточной и юго-восточной Азии а, во-вторых, не имел равных по количеству и качеству восточных экспонатов. После восстания сипаев Ост-Индская компания, в течение многих десятилетий де-факто управлявшая Индией, лишилась своей власти, а страна перешла под эгиду британской короны, превратившись в колонию, управляемую генерал-губернатором в статусе вице-короля. В 1858 г. в Великобритании было образовано министерство по делам Индии, разместившееся на улице Уайтхолл. Музей Ост-Индской компании переименовали в Музей Индии и передали в ведение Министерства по делам Индии. Поскольку Дом Ост-Индской компании в районе лондонского Сити на Леденхолл стрит, где размещалось музейное собрание, предназначался на снос, музей перевели сначала в Файф Хаус - бывшую резиденцию лорда Ливерпуля, а затем в новые помещения в здании на Уайтхолл. В результате экспозиционная площадь сократилась, а коллекции в 1850-1860-е гг., напротив, заметно пополнились, в частности, за счет закупок с Всемирных выставок, поэтому часть экспонатов разместили в складских помещениях Индийского министерства на Бельведер Роуд. В 1870 г. музей был открыт для посетителей, а в 1874 г. его уже закрыли, перевезя из центра Лондона в район Саут-Кенсингтона. 25 октября 1879 г. музей окончательно закрыли, собрание расформировали и передали коллекции в другие учреждения. Большая часть экспонатов оказалась в Британском музее и Саут-Кенсингтонском музее, где они составили ядро коллекций индийского искусства.

Каковы же причины ликвидации уникального музея?

Одну из них можно назвать политической. Многие чиновники Ост-индской компании, управлявшей рядом индийских провинций с конца XVIII в., запятнали себя должностными преступлениями, злоупотребле-

ниями и коррупцией. Поэтому вспыхнувший в 1857-1858 гг. жестокий мятеж индийского населения был воспринят в метрополии, в частности, как результат неумелого осуществления властных функций администрацией Ост-Индской компании. Министерство по делам Индии было полно решимости исправить ошибку предыдущих лет и показать пример заботы о коренных жителях колонии. Сочли, что расходы на содержание музея, который служил на благо населения Британских островов, несправедливо возлагать на плечи индийских налогоплательщиков. К тому же английские политические деятели полагали, что Индийское министерство не нуждается в отдельном музее. При нем сохранили лишь библиотеку с прекрасной коллекцией миниатюр и ряд отдельных памятников истории и культуры, которые могли пригодиться чиновникам для работы. Остальную часть собрания Индийского музея было решено передать в другие британские музеи. Предполагалось, что в случае необходимости служащие министерства смогут получить там необходимые им консультации.

В XIX в. Британия, могущественнейшая из стран мира, имела обширные владения во всех частях света. Этот факт требовал адекватного отражения в сфере музейного дела. Несколько раз возникали проекты как создания нового здания музея Индии и индийского института, так и имперского музея Индии и колоний, но им не суждено было реализоваться. Такие проекты льстили чувству национальной гордости, однако были слишком дороги. К тому же функцию представления колониальных изделий с успехом осуществляли международные и английские выставки, целый ряд которых прошел в середине и второй половине XIX в. Они позволили предпринимателям и широким слоям населения ознакомиться с произведениями индийских мастеров.

Следует отметить, что оценка достижений индийской культуры в Англии в этот период была сложной и неоднозначной. С одной стороны необычность, экзотичность и роскошь индийских предметов прикладного искусства произвели сильное впечатление на публику, воспитанную на романтической литературе начала века. Многих английских дизайнеров, в частности, представителей школы «Искусств и ремесел», восхищало органическое сочетание формы и декора изделий, выполненных вручную индийскими ремесленниками.

В то же время жестокость восстания сипаев вызвала разочарование в индийских традиционных ценностях. Газетные иллюстрации, литографии и живописные произведения, экспонируемые на выставках Королевской Академии, наглядно представляли жителям Британии беспощадность индийских «варваров» и примеры героического поведения их сограждан перед лицом смертельной опасности. Так, например, Джозеф Патон на полотне «В память о жертвах», выставленном в Академии в 1858 г., изо-

бразил английских женщин и детей со стойкостью мучеников, ожидающих неотвратимой гибели.

Нельзя не отметить также, что в этот период значительно ослабели позиции романтического течения с его идеализацией Востока. Если в XVIII в. некоторые традиции индусов подчас трактовались в героическом ключе, то в XIX в. подобный подход был радикально изменен. Так, к примеру, художник И. Зоффани в картине «Индийская вдова, восходящая на погребальный костер мужа», написанной в 1780 г., трактует тему «сати» как проявление добродетели супружеской верности до смерти, а Т. Роуландсон в гравюре в 1815 г. изображает такой же сюжет в сатирическом ключе. Недаром английские власти в 1829 г. юридически запретили ритуальное самоубийство вдов. Как писал в своей статье «Индийская архитектура в Англии, 1780-1830» английский исследователь Н. Купер: «В 1780-х Индия казалась богатой и беззаботной страной, попечение о которой было привилегией Британии. Для архитектора, более того, казалось, что индийский стиль эстетически оправдан и уместен для решения проблем, выдвигаемых современными архитектурными теориями. К началу 1830-х все это изменилось. Возросшая роль морали в эстетических предпочтениях заставила архитекторов встать на позицию публики, считавшей Индию страной, обитатели которой были варварами, чьи боги были молохами и управление которой было утомительной обя-

занностью»136.

Промышленный переворот, приведший к колоссальному возрастанию богатства и производственной мощи Англии, позволил ей занять позицию ведущей мировой державы, как в области экономики, так и в сфере политики. Викторианская эпоха, с характерным для нее акцентом на христианские добродетели и развитие предпринимательства и научно организованного производства, породила представление о прогрессивности христианской европейской цивилизации и особой цивилизующей миссии европейских народов в колониальных странах. Лозунг прежней администрации управлять Индией посредствам ее исторических законов казался безнадежно устаревшим. Следовало стимулировать прогрессивное развитие страны, способствовать внедрению британской судебной и административной систем.

Поэтому можно сказать, что ликвидация Индийского музея происходила на фоне изменения ценностного отношения к восточным культурам и к индийской культуре, в частности.

Еще одна причина закрытия музея заключалась в развитии процесса дифференциации научного знания. Рост капиталистического производства, потребность промышленности в новых видах сырья привел к интен-

136 Cooper N. Indian architecture in England, 1780-1830 // Apollo. 1970. Aug. P. 124.

сификации научных исследований и формированию специфических областей знания. Так, из минералогии в самостоятельную дисциплину выделились геология и наука об окаменелостях - палеонтология. Дальнейшее развитие получили ботаника и зоология. Автономными науками стали этнография и археология. Еще в XVII - первой половине XVIII в. сложились предпосылки для формирования востоковедения. Расширился круг изучаемых восточных языков, были созданы новые словари, а в некоторых университетах возникли значительные собрания восточных рукописей. Во второй половине XVIII - первой половине XIX в. был открыт ряд древних письменных языков, что позволило заложить основы сравнительному языкознанию. В 1771 г. французский ученый Анкетиль-Дюперрон перевел «Авесту» - важнейший памятник древнеиранской письменности. Внутри востоковедения стали складываться региональные ответвления: египтология, ассириология, индология. Мощный толчок развитию последней был дан в конце XVIII в. администрацией английской Ост-Индской компании, когда для решения правовых и управленческих вопросов она стимулировала изучение санскритских письменных памятников. Сопоставление санскрита с другими языками позволило У. Джонсу открыть то, что впоследствии было названо индоевропейской группой языков. Его исследования были продолжены Г. Колбруком

Выше указанный процесс самым непосредственным образом сказался на развитии музейного дела. Повысилась роль библиотек и музеев как хранителей первоисточников научных дисциплин. Вместе с тем ощущалась потребность в более тесной связи музейной экспозиции с конкретной областью знания. Собрание Индийского музея этим требованиям не отвечало. Оно было необычайно пестрым по составу. В нем экспонаты из Индии, Ближнего и Среднего востока, Афганистана, Тибета, Бирмы, Китая, Индонезии соседствовали со скелетом ирландского лося, римским мозаичным полом и метеоритом, упавшим в центре Англии. Ботанические коллекции, оружие, работы таксидермистов, геологические образцы, слепки голов представителей разных народностей юго-восточной Азии, культовая скульптура - все можно было найти в этом удивительном музее, явно сохранившим черты, присущие кабинетам редкостей более ранней поры. Музей казался во второй половине XIX в. анахронизмом и не мог удовлетворить требованиям представителей ученого мира.

Поэтому после закрытия Индийского музея коллекции распределили между существующими музеями согласно их профилям. Ботанические коллекции были переданы в королевский сад в Кью, естественнонаучные и палеонтологические коллекции - в Британский музей. Однако еще в 1878 г. в Британском музее было принято решение отделить коллекции по естествознанию от остальной части собрания. Это решение было утверждено специальным актом парламента. План удалось практически реализовать в 1880-1883 гг., когда коллекции были перемещены в фили-

ал в районе Южного Кенгсингтона. В Британский музей поступили памятники археологии, истории и часть этнографического материала.

Саут-Кенгсингтонскому музею были переданы разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства: ткани, ковры, мебель, оружие, коллекции керамики, фарфора, стекла, а также украшения и произведения мелкой пластики, представляющие индуистских и буддийских божеств. Туда же поступили и некоторые этнографические коллекции. Уже к февралю 1880 г. строго для внутреннего пользования в музее был составлен «Инвентарь коллекции произведений индийских мастеров и предметов, переданных в Саут-Кенгсингтонский музей». В инвентаре значилось почти 20 000 экспонатов.

Таким образом, расформирование собрания Индийского музея не только было связано с конкретными явлениями в политической и культурной жизни Великобритании и Индии, но и отразило закономерный процесс развития музейного дела второй половины XIX в.

Е. Н. Мастеница

Возникновение и развитие негосударственных музеев Великобритании

В настоящее время во всем мире наблюдается новый всплеск интереса к музеям, которые интенсивно развиваются, испытывая количественный рост и качественные изменения. Все чаще создатели музеев отходят от традиционного типа музеев и отдают предпочтение музеям комплексным, многопрофильным, открытого типа. Глобальная тенденция современного музейного развития проявляется в расширении границ музейной деятельности, стремлении музеев служить обществу и преодолению локальности в пространстве. Экспозиции современных музеев создаются на площадях, зачастую превышающих размеры помещения, а характер деятельности направлен на приближение музея к людям, их потребностям и интересам. Многие зарубежные и отечественные музеи выступают региональными центрами культуры, активно участвуют в жизни местного населения. Подтверждением этому может стать пример возникновения и развития Музея Британской школы в городе Хитчин, посвященного истории становления национальной образовательной системы в Великобритании.

Хитчин - это оживленный торговый город, находящийся в точке пересечения границ графств Северный Хертфордшир и Южный Бедфордшир. Древнейшее прошлое города связано с пребыванием римлян, расселением саксов, возникновением административного и религиозного центра в IX в. Современный город, население которого составляет 30 с поло-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.