Научная статья на тему 'История формирования в английских музеях коллекций индийских памятников в контексте политической и культурной жизни XVII - начала XIX веков'

История формирования в английских музеях коллекций индийских памятников в контексте политической и культурной жизни XVII - начала XIX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кроллау Н. Е.

В статье рассматривается процесс музейного коллекционирования материальных памятников индийской культуры в тесной связи с особенностями административной и коммерческой деятельности Ост-Индской компании и с изменениями в культурной жизни Англии XVII начала XIX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION OF INDIAN EXHIBITS COLLECTIONS IN THE BRITISH MUSEUMS IN CONTEXT OF POLITICAL AND CULTURAL LIFE OF THE XVII - BEGINNING OF THE XIX CENTURIES

The article surveys a process of collecting of material monuments of Indian culture by museums in close connection with the administrative and commercial activities of the East-India Company and in association with the development of the British cultural life of the XVII beginning of the XIX centuries.

Текст научной работы на тему «История формирования в английских музеях коллекций индийских памятников в контексте политической и культурной жизни XVII - начала XIX веков»

Вестник Башкирского университета.2007.№1.

113

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В АНГЛИЙСКИХ МУЗЕЯХ КОЛЛЕКЦИЙ ИНДИЙСКИХ ПАМЯТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ XVII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ Кроллау Н.Е.

В статье рассматривается процесс музейного коллекционирования материальных памятников индийской культуры в тесной связи с особенностями административной и коммерческой деятельности Ост-Индской компании и с изменениями в культурной жизни Англии XVII — начала XIX веков.

УДК 94 (4) ББК 63.3 (4)

Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры и природы в музеях Великобритании было связано с целым рядом исторических, социальных и культурных перемен в жизни страны в XVII в. - первой половине XIX в. и той особой ролью, которую Ост-Индская компания играла в экономике и политике индийского государства.

В 1600 году была образована Лондонская Ост-Индская компания, получившая от королевы Елизаветы I монопольное право на торговлю в Азии. Любознательные торговцы, моряки и миссионеры привозили в Европу необычные предметы природы и культуры Индии и других стран юговосточной и восточной Азии. Если сначала индийские памятники и особенно манускрипты с миниатюрами ввозили в Европу преимущественно итальянские и португальские путешественники, в том числе иезуитские миссионеры, то с тех пор как английская Ост-Индская компания уверенно обосновалась в Индии, англичане оказались в выгодном положении для приобретения произведений искусства.

До того как публичные музеи появились в Европе в XVIII - XIX вв., индийские манускрипты и живопись поступали в собрания университетов и церковных библиотек, таких как Бодлеевская библиотека Оксфорда и Национальная библиотека Марсиана Венеции. Другие предметы природы и культуры Индии в основном попадали в коллекции кабинетов редкостей. Так в знаменитом лондонском собрании редкостей Трейдескантов, судя по каталогу, опубликованному в 1656 году, находились предметы индийской утвари, музыкальные инструменты, оружие и другие этнографические диковинки, а также естественно научные экспонаты. Вскоре после смерти владельца, собрание перешло в руки Э. Ашмола, который, присоединив к нему свою библиотеку и нумизматическую коллекцию, передал его в дар Оксфордскому университету. В мае 1683 года был открыт первый английский публичный музей, впоследствии получивший имя Ашмола и с самого начала обладавший индийскими экспонатами.

В XVII-XVIII вв. закат империи Великих Моголов привел к образованию на территории Индии большого количества удельных княжеств, лишь номинально зависимых от императорской власти. Двенадцатого августа 1765 года, через несколько лет после знаменитой битвы при Плэсси (1757), потерявший реальную власть могольский император передал право на управление Бенгалией, а также Бихаром и Ориссой Ост-Индской компании. Этот договор знаменовал собою начало существования Британской Индийской империи.

Однако с 1740 года финансовое могущество Ост-Индской компании стало ослабевать, коммерческая инициатива перешла от Компании к ее служащим. Многие англичане составили себе значительные состояния. Наличие свободных денежных средств дало прекрасную возможность людям с пытливым умом и широкими интересами заняться коллекционированием. Тем более, что упадок Мо-гольской империи и разорение аристократических семей привело к появлению на товарном рынке большого количества манускриптов, иллюстрированных рукописей, миниатюр, ювелирных украшений. В XVIII в. начали формироваться крупные частные коллекции индийских памятников, среди которых можно выделить собрания государственных деятелей и служащих компании Р.Клайва, У.Гастингса и особенно Р.Джонсона.

Переход Ост-Индской компании от преимущественно коммерческих операций к деятельности по управлению страной поставил перед руководством ряд сложных задач. Поскольку власть англичан формально осуществлялась от лица моголь-ского императора, то первый генерал-губернатор У. астингс (1774-1785) считал необходимым опираться в административной деятельности на индийские законы и традиции. Насущной задачей стало изучение санскрита и индийских письменных памятников. Поощряемый У.Гастингсом, Ч.Уилкинс осуществил перевод на английский язык «Бхага-вадгиты». Перевод был опубликован в 1785 году и вызвал появление интереса к индийской литературе не только в Англии, но и в Европе, а в 1784 г. было основано Азиатское общество Бенгалии. Подобно другим научным обществам, клубам, масонским ложам, во множестве появлявшимся в Европе в XVIII веке, Азиатское общество Бенгалии возникло как следствие тех перемен в общественном сознании, которые породила эпоха Просвещения. Вера в преобразующее влияние знания, в необходимость образования широких слоев населения, интерес к научному исследованию создали необходимые условия для появления различных структур, способствующих обмену идеями и распространению информации. В ходе исследовательской деятельности членов Общества к 1796 году было собрано большое количество памятников культуры и естественной истории. Для их размещения требовалось подходящее здание. Однако первый публичный музей Индии и всего азиатского региона - Индийский музей Калькутты появился только в 1814 году.

Если научные общества уже по своей природе были элитарны, то публичные библиотеки и, особенно, музеи, хранившие информацию в форме материальных памятников, обеспечивали условия

114

раздел ИСТОРИЯ

для реализации просветительской идеи равенства образовательных возможностей, которая, в свою очередь отражала глобальную идею человеческого равенства, провозглашенную, в частности, философом Джоном Локком.

Ядро «Британского музея», открытого в 1759 г., составило собрание, завещанное английской нации президентом Лондонского Королевского общества Хэнсом Слоуном. Коллекция Х. Слоуна включала шесть санскритских и двадцать тамильских рукописей. В то время это было самым большим собранием восточных рукописей в Великобритании.

Появилось сравнительно небольшое количество индийских экспонатов и в старейшем музее Великобритании Лондонском Тауэре. Вначале индийские экспонаты поступали, в основном, в качестве даров от Ост-Индской Компании. К сожалению, значительная часть из них погибла во время вспыхнувшего в 1841 году грандиозного пожара на оружейном складе. Другим источником пополнения коллекции стала закупочная деятельность музея.

Однако самым крупным музеем, собрание которого было, в основном, составлено из памятников культуры и природы Индии, юго-восточной и восточной Азии стал открытый в 1801 г. в Лондоне Музей Ост-Индской компании. Музей включал в себя два крупных подразделения: библиотеку с уникальной коллекцией рукописей, миниатюр, печатных книг, монет и других памятников и собственно музей. Богатейшие коллекции музея, впоследствии переданные в другие учреждения, составили ядро собраний индийских памятников таких музеев как Британский музей и Музей Виктории и Альберта.

Интерес к индийской культуре в конце XVIII -начале XIX веков подогревался несколькими важными факторами. Еще в XVIII веке просветители проявили интерес к неевропейским культурам. Считая фанатизм, глупость и нетерпимость главными пороками и отстаивая изначальное равенство всех людей, они без предубеждений посмотрели на восток. Многих занимал вопрос, где находилась колыбель человечества. Ряд ученых полагал, что вся человеческая цивилизация развилась из одного центра. Вольтер во «Введении к Опыту о нравах» писал об индийцах как об одном из самых древних народов. Сторонники происхождения культуры из Индии придавали особое значение храмам Элефан-ты, считая их очень древними. В 1795-1808 годах вышли в свет «Индийские древности» Томаса Мориса. Автор утверждал, что пещерные храмы Эле-фанты являются прообразом творений египетской и греческой архитектуры.

Хотя в Европе в XVIII веке в эпоху расцвета рококо господствовало увлечение «шинуазри», к концу века оно сменилось в Англии интересом к индийским формам и мотивам. В 1756-61 годах архитекторы У.Чэмберс и Дж. К.Мантц спроектировали в королевском саду Кью ряд зданий в восточном стиле. Но самым знаменитым архитектурным творением, вдохновленным искусством Индии и Китая стал, конечно, Королевский павильон в Брайтоне, перестроенный в 1815-1824 годах для

принца Уэльского (позднее короля Георга IV) архитектором Дж. Нэшом.

Конкретный, визуальный образ индийская культура обрела в представлении англичан в конце XVIII века благодаря деятельности художников и граверов. В 1780 году в Индию прибыл художник-пейзажист Уильям Ходжес. Его 48 акватинт, опубликованные в Англии в период с 1785 по 1788 годы, вошли в издание «Избранные виды Индии». Успех работ Ходжеса, однако, вскоре затмили раскрашенные акватинты Томаса и Уильяма Даниэлей - дяди и племянника, в 1788 году прибывших в Калькутту. Художники много путешествовали по субконтиненту, делая зарисовки. Набрав достаточно материала, они вернулись в Англию, где их «Восточные виды» вышли в свет шестью томами с 1795 по 1808 годы.

Победы англичан над индийскими князьями и в битвах с войсками других колониальных держав вызвали чувство национальной гордости и привели к созданию полотен, прославляющих силу и мощь английского оружия. Так в 1762 г. Ф.Хейман создал полотно «Лорд Клайв встречает мир Джэффира после битвы при Плэсси», а вскоре написал картину «Сдача Пондичерри сэру Эйру Куту». В 1770-х -1780х американская война за независимость отвлекла внимание жителей Британии от событий в Индии, но в конце XVIII века англо-майсурские войны снова вызвали интерес к «стране чудес». Личность султана Майсура Типу, храброго воина, которого называли «тигром Майсура», пленила воображение англичан. После его гибели в 1799 коллекционеры собирали все, что было с ним связано. Р.К.Портер написал панорамное полотно «Штурм Серингапатама», а Г.Синглтон картину «Тело султана Типу, обнаруженное его семьей».

К восточным темам обратились и поэты-романтики. В их творчестве арабские, китайские, индийские мотивы перемежаются с сюжетами из истории европейского средневековья, свидетельствуя об интересе ко всему таинственному и необычному. Роберт Саути в 1810 году опубликовал поэму «Проклятие Кехамы», основанную на индуистских мотивах. В 1819 печатается стихотворение П.Шелли «Индийская серенада», в 1821 - «Ирландская аватара» и в 1823 - «Стансы на индийскую мелодию» Дж. Байрона.

Как следует из всего вышеизложенного, формирование коллекций предметов индийской культуры и природы в английских музеях было обусловлено торговой и политической экспансией Англии. Если в XVII в. интерес к собирательству подогревался стремлением приобрести странные и необычные творения природы и человека, то в XVIII в. - начале XIX в. на первый план вышли иные мотивы. Они были обусловлены развитием научного знания, получившего мощный импульс в эпоху Просвещения, а также потребностями управленческой и торговой деятельности англичан в Индии. К тому же огромную роль в возбуждении интереса к индийской культуре сыграло романтическое движение в европейской культуре конца XVIII в.- начала XIX.

Поступила в редакцию 25.12.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.