УДК 316.77 (045)
Презентация как жанр деловой коммуникации и средство формирования междисциплинарных компетенций
швечкова любовь Аркадьевна
доцент кафедры «Иностранные языки» Финансового университета E-mail: [email protected]
КАБАНоВА ольгА НикоЛАЕВНА
доцент кафедры «Мировая экономика и международные финансовые отношения» Финансового университета. E-mail: [email protected]
Аннотация. Реализация задач модернизации процесса подготовки высококвалифицированных кадров для экономической сферы России характеризуется на современном этапе особой значимостью профессиональных компетенций. В статье исследуются проблемы совершенствования профессиональной подготовки бакалавров: формирование коммуникативной компетенции в ситуациях профессионально ориентированного характера, использование презентаций как средства развития личностных, социальных и профессиональных компетенций, а также способа активного применения иноязычной компетенции, необходимой для успешной профессиональной деятельности в условиях глобализации. Авторы подмечают, что презентация как вид делового общения становится неотъемлемым атрибутом профессиональной деятельности современного специалиста-экономиста. Анализируется важность различных компетентностных аспектов, которые являются результатом применения презентаций в образовательном процессе. Авторы статьи обращают внимание на работу по подготовке презентации с точки зрения формирования профессиональных компетенций. Подмечено, что применение презентаций преподавателями способствует облегчению восприятия предлагаемого учебного материала посредством визуализации и структуризации представляемой информации. Такой подход учит будущего специалиста не быть голословным, а подкреплять свои высказывания в профессиональных ситуациях соответствующими доказательствами. Презентация в учебном процессе позволяет также проводить вербально-невербальную тренировку, которая, безусловно, будет полезна для их будущей работы. Особое внимание уделяется междисциплинарным компетенциям, которые формируются на протяжении нескольких лет в процессе обучения бакалавров в области мировой экономики. По мнению авторов, необходимо в процессе преподавания интенсивно использовать методы активного обучения, построенные на принципах индивидуализации, т.е. учета индивидуальных способностей студентов и адаптивности к условиям многоуровневой подготовки специалистов, а также контекстного метода нацеленности учебного материала на интересы будущей профессиональной деятельности. Авторы статьи руководствуются принципами профессиональной ориентации, коммуникативного обучения и компетентностного подхода при подготовке бакалавров экономики.
Ключевые слова: компетенции; междисциплинарный; презентация; деловая коммуникация; иноязычный; визуализация; вербальный; невербальный; бизнес-ситуации.
70
л. А. Швечкова, О. Н. Кабанова Презентация как жанр деловой коммуникации
Presentation as a Genre of Business Communication and the Means of Formation of Interdisciplinary Competencies
LUBOV A. SHVECHKOVA
Associate Professor, Foreign languages Department, Financial University E-mail: [email protected]
OLGA N. KABANOVA
Associate Professor, World economy and international financial relations Department, Financial University E-mail: [email protected]
Abstract. Modernization of the now process of qualified personnel training for the Russian economy is characterized by great significance of professional competence. In this article are considered the issues of perfection of bachelors professional preparation: formation of communicative competence in professionally oriented situations, the use of presentation as a means of development of personal, social and professional competencies and also the way of an active application of a foreign language command necessary for successful professional activity under globalization. The authors outlined that presentation as a type of business communication has become an essential part of the professional activity of the modern economists. The significance of various aspects of competencies which are the result of using presentations in the academic process are being analysed. The authors draw attention to the preparation for the presentation from the point of view of the professional competencies formation. It is noticed that the use of presentations helps to ease the perception of the learning material offered via visualization and structuring of the presented information. Such method teaches the future specialists to support their statements by arguments in the professional situation simulations. Presentations in the educational process also allows to make verbal and nonverbal training that undoubtedly is useful for the future work. Multidisciplinary competencies formed during several years in the process of bachelors training are given special attention to. In the authors' opinion, it is necessary to use the active training methods, based on the individualization principles, i.e. taking into account the students' individual abilities and adapting to the multi-level education environment as well as orienting the study material on the future profession interests (so called context method). The authors of the article are led by the principles of professional orientation, communicative training and competence-based approach in the process of preparation of bachelors in the economic sphere.
Keywords: business communication; business situations; competency; foreign language; interdisciplinary; nonverbal; presentation; verbal; visualization.
Презентация — это публичное представление чего-либо, демонстрация или ознакомление с чем-то, что представляет интерес для определенной группы реципиентов. Становление жанра «презентация» как вида профессиональной деятельности специалистов приходится на 60-70-е гг. прошлого столетия, когда наблюдался бурный рост национальных экономик США и Западной Европы.
Презентация становится неотъемлемым атрибутом профессиональной деятельности современного специалиста-экономиста. Особое значение презентация имеет в области сотрудничества компаний и некоммерческих организаций, где распространяется информация о том или ином
продукте, услуге или проекте [1, с. 65]. Можно смело сказать, что в наше время такой вид делового общения принадлежит к числу тех профессиональных умений, которые составляют основу общей культуры специалиста-экономиста.
Основная функция презентации как средства общения заключается в передаче определенной информации партнерам по деловому контакту с учетом конкретных обстоятельств ситуации. Таковыми могут быть: время и место проведения, характеристика реципиентов и, в значительной степени, специфика объекта презентации.
Работа по подготовке презентации составляет важную часть образовательной деятельности в рамках освоения учебных дисциплин,
формирующих профессиональные компетенции. Применение презентаций преподавателями способствует облегчению восприятия предлагаемого учебного материала посредством визуализации и структуризации представляемой информации. Использование презентаций обучающимися должно осуществляться на этапе, когда студенты уже адекватно ориентируются в понятийном аппарате своей специальности, а в случае подготовки презентаций на иностранных языках — когда у них созданы речевые автоматизмы, необходимые для коммуникативно-достаточного общения по профессиональной тематике.
С методической точки зрения в организации обучения искусству презентации должны быть предусмотрены следующие виды учебной деятельности.
1. Работа с образцами текстов презентаций. Обучаемые овладевают структурно-смысловой организацией текста и определяют стратегию коммуникации.
2. Работа с отдельными структурными составляющими презентации. Могут быть предложены профессионально ориентированные задания, направленные на формирование у обучающихся умений и навыков реализации отдельных компонентов презентации.
3. Практика проведения презентаций. Студентам предлагаются задания по сбору, анализу и структурированию материала презентации, а также различные ролевые и деловые игры, имитирующие ситуации будущей профессиональной деятельности.
Реализация задач модернизации процесса подготовки высококвалифицированных кадров для экономической сферы России характеризуется на современном этапе особой значимостью профессиональных компетенций. Для успешного выполнения поставленных задач на современном этапе появилась потребность в специалистах, свободно владеющих одним, а иногда двумя и более иностранных языков. В Стратегии развития Финансового университета находят отражение происходящие на рынке труда перемены, в связи с которыми необходимость умения проводить презентации становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки бакалавров и магистров.
Презентация помогает углубить фоновые знания по специальности и формирует у обуча-
ющихся навыки самостоятельного синтеза целостной картины предмета, которая не только отражает его содержание, но и организована в соответствии с научно разработанным соотношением видов образовательной деятельности.
Презентация затрагивает многообразные области формирования умений, что позволяет будущим специалистам ориентироваться в новой ситуации глобализации, а именно такие аспекты, как:
• личностная компетенция, т. е. отражение личного опыта получения знаний, что предполагает умение специалиста работать самостоятельно. При подготовке материала, его структуризации и представлении аудитории у студента развивается и укрепляется связь между профессиональными знаниями и психологическими аспектами делового общения;
• социальная компетенция и социальная ответственность — умение нивелировать различие взглядов и суждений, а также толерантно и уважительно вести диалог с теми, кто думает иначе;
• инструментальная компетенция — знание общих базовых техник работы с информацией; в настоящее время во всех странах без исключения такими основными техниками получения актуальных знаний являются компьютерные, мультимедийные и коммуникативные средства.
Разнообразие профессиональных задач специалистов конкретного профиля, продолжительный срок обучения, а в случае подготовки презентации на иностранном языке — достаточный стартовый уровень языковой подготовки обучающихся являются основополагающими компонентами для определения структуры и содержания любой презентации.
Иностранному языку отводится далеко не последняя роль, поскольку мобильность населения планеты и профессиональное и личное общение просто немыслимы без языка-посредника. В отдельных случаях иноязычная компетенция оказывается более важной и эффективной, нежели умение работать с компьютерными программами.
Иноязычная компетенция будущих специалистов активно участвует в приобретении и углублении профессиональных и социально-культурных знаний. Она не может формироваться в отрыве от других важных компетенций, которые предусматривает будущая профессиональная деятельность студента.
72
Л. А. Швечкова, О. Н. Кабанова Презентация как жанр деловой коммуникации
Специфика работы сотрудников компаний, занятых в сфере международного бизнеса, выдвигает на первый план задачи профессионально ориентированного характера. В связи с этой необходимостью в процессе преподавания международного бизнеса становится актуальным интенсивное использование методов активного обучения, построенных на принципах индивидуализации, т.е. создания системы максимального раскрытия способностей студентов, учета их индивидуальных качеств и адаптивности к условиям многоуровневой подготовки специалистов, а также контекстного метода нацеленности учебного материала на интересы будущей профессиональной деятельности. Темы и содержание презентаций не могут лишь повторять строчки учебника или учебного пособия. Они должны носить проблемный характер. Предполагается использование презентаций при обсуждении на занятиях следующих тем.
• Международный бизнес и глобализация.
• Международная торговля товарами и услугами как основная сфера международного бизнеса.
• Международный финансовый бизнес.
• Транснациональные корпорации и международный бизнес.
• Международный бизнес в различных отраслях экономики.
• Международные товарные биржи.
• Иностранные инвестиции и международный бизнес [2, с. 3].
В период интенсивного развития международного бизнеса, укрепления экономических связей с зарубежными странами в условиях глобализации формирование профессиональных компетенций и владение навыками проведения презентаций, в том числе и на иностранных языках, выпускниками Финансового университета приобретают исключительное значение.
Важность использования презентации в образовательном процессе определяется тем, что она заставляет обучающегося применять два вида доказательств высказываемых положений: логические и психологические [3, с. 44].
Для того чтобы убедить слушателей в истинности концепций и правильности представленного в презентации материала, студент должен
в обязательном порядке сделать теоретические или эмпирические обобщения, привести обоснованные доводы и статистические данные, а также фактологическую информацию. Такой подход заставляет будущего специалиста не быть голословным, а подкреплять свои высказывания в профессиональных ситуациях соответствующими доказательствами.
Помимо логических, существуют также психологические доводы. Зачастую в бизнес-ситуациях (в процессе переговоров, при проведении мероприятий рекламного характера и др.) специалисту необходимо умело оперировать знаниями из области психологии делового общения. Презентация позволяет преподавателю симулировать различные ситуации, которые мотивируют обучающихся прибегать к психологическим приемам убеждения слушателей. Для достижения этой цели активно применяются невербальный язык тела, жесты, мимика. Студент на практике учится применять свой голос в качестве довода суждения, сочувствия, недоверия, сомнения. Такая вербально-невербальная тренировка, безусловно, будет применена в их будущей профессиональной деятельности.
Эффективность подготовки любого специалиста достигается лишь в том случае, если учитываются особенности его будущей профессиональной деятельности, используются активность студентов, их инициатива, мотивация к обучению, а также творческий потенциал преподавателя и студента, которые и раскрываются при подготовке презентаций. Поэтому в основу подбора материала для презентации должен быть положен принцип тематичности с внедрением современной педагогики перспективы.
литература
1. Подопригора М.Г. Деловая этика. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.116 с.
2. Смитиенко Б. М., Кабанова О. Н., Швечкова Л. А. Международный бизнес: учебн. пособие. М.: Финансовый университет, 2011. 51 с.
3. Казакова О.А., Серебренникова А.Н., Филиппова Е. М. Деловая коммуникация. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2013. 132 с.