Научная статья на тему 'Развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров адаптивной физической культуры в процессе обучения иностранному языку'

Развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров адаптивной физической культуры в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / COMPETENCY BUILDING APPROACH / VOCATIONAL-ORIENTED TEACHING / CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES / ADAPTED PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Елена Борисовна, Бганцева Ирина Владимировна, Боженова Наталья Алексеевна

Образовательный процесс в высшей школе основан на идеях компетентностного подхода. Освоение компетенций на должном уровне происходит только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. Статья посвящена вопросу формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций при обучении иностранному языку. Для подготовки высококвалифицированного специалиста все дисциплины общенаучного и профессионального циклов должны взаимодействовать и быть нацелены на решение задач будущей основной деятельности выпускников. Профессионально ориентированная составляющая обучения иностранному языку реализуется в интеграции с профилирующими дисциплинами, что обусловливает отбор речевого и текстового материала, использование интерактивных методов обучения, внедрения педагогических технологий, специальной методики организации учебного процесса. Описан опыт организации учебных занятий со студентами направления подготовки «Адаптивная физическая культура» и возможности применения полученных знаний на практике. Авторы приходят к выводу об эффективности использования предлагаемой технологии развития общекультурных и профессиональных компетенций средствами иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Елена Борисовна, Бганцева Ирина Владимировна, Боженова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Cultural and Professional Competencies of Bachelors of Adapted Physical Education in Teaching Foreign Languages

The educational process in higher school is based on the competence approach. The development of competencies at the appropriate level occurs in the process of practical activities where the necessary actions are carried out and the results are analyzed. The article focuses on the formation of certain cultural and professional competencies in teaching a foreign language. To prepare a highly qualified specialist all the subjects of General scientific and Professional cycles should interact and be focused on solving problems of the graduates’ future main activities. Vocational-oriented component of foreign language teaching is integrated in major subjects resulting in the choice of particular speech situations and texts, the use of interactive training methods, teaching techniques, special teaching and learning activities. The article describes the experience of teaching activities with students of Adapted Physical Education and the practical application of obtained knowledge. The authors come to the conclusion about the effectiveness of the proposed teaching technology for the development of cultural and professional competences in teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров адаптивной физической культуры в процессе обучения иностранному языку»

УДК 811:378.147 ББК 81.2-9

РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

I Е.Б. Кириллова, И.В. Бганцева, Н.А. Боженова

Аннотация. Образовательный процесс в высшей школе основан на идеях компетентностного подхода. Освоение компетенций на должном уровне происходит только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. Статья посвящена вопросу формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций при обучении иностранному языку. Для подготовки высококвалифицированного специалиста все дисциплины общенаучного и профессионального циклов должны взаимодействовать и быть нацелены на решение задач будущей основной деятельности выпускников. Профессионально ориентированная составляющая обучения иностранному языку реализуется в интеграции с профилирующими дисциплинами, что обусловливает отбор речевого и текстового материала, использование интерактивных методов обучения, внедрения педагогических техноло- 97 гий, специальной методики организации учебного процесса. Описан опыт организации учебных занятий со студентами направления подготовки «Адаптивная физическая культура» и возможности применения полученных знаний на практике. Авторы приходят к выводу об эффективности использования предлагаемой технологии развития общекультурных и профессиональных компетенций средствами иностранного языка.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально ориентированное обучение, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, адаптивная физическая культура.

DEVELOPMENT OF CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELORS OF ADAPTED PHYSICAL EDUCATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

I E.B. Kirillova, I.V. Bgantseva, N.A. Bozhenova

Abstract. The educational process in higher school is based on the competence approach. The development of competencies at the appropriate level occurs in the process of practical activities where the necessary actions are carried out and the results are analyzed. The article focuses on the formation of certain cultural and professional competencies in teaching a foreign language. To prepare a highly qualified specialist all the subjects of General scientific and Professional cycles should interact and be focused on solving problems of the graduates' future main activities. Vocational-oriented component of foreign language teaching is integrated in major subjects resulting in the choice of particular speech situations and texts, the use of interactive training methods, teaching techniques, special teaching and learning activities. The article describes the experience of teaching activities with students of Adapted Physical Education and the practical application of obtained knowledge. The authors come to the conclusion about the effectiveness of the proposed teaching technology for the development of cultural and professional competences in teaching a foreign language.

Keywords: competency building approach, vocational-oriented teaching, cultural and professional competencies, adapted physical education.

по бучение иностранному языку

98 студентов неязыкового профи-

ля определяется спецификой профессиональной деятельности будущего специалиста и ориентировано на формирование готовности выступать полноправным участником межкультурной коммуникации в своей профессиональной сфере, а также на развитие значимых для данной деятельности общекультурных (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК).

С принятием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в основу процесса обучения современного специалиста положен компе-

тентностный подход, представляющий собой совокупность личностных и профессиональных качеств. Компетентность — это не только знания, умения и навыки, но и применение знаний и собственного опыта на практике в незнакомых ситуациях, в различных видах деятельности, умение самостоятельно формулировать задачи и находить способы их решения, использовать современные информационные технологии, видеть пути творческого самосовершенствования и многое другое.

Учитывая особенности контингента лиц, с которым предстоит работать специалисту в области адаптивной физической культуры, важней-

ЕК

шеи составляющей его компетентности является сформированность таких профессионально значимых личностных качеств, как толерантность, сочувствие и сопереживание, самообладание, выдержка, оптимизм, ответственность, внимание к людям с отклонениями в состоянии здоровья, желание им помочь. В процессе работы ему предстоит решать множество задач, связанных как непосредственно с группами занимающихся различными видами адаптивной физической культуры (формирование потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, повышение мотивации, улучшение духовного и психологического состояния обучающихся и др.), так и с социумом (содействие изменению негативного отношения к социальной интеграции инвалидов и инклюзивному образованию, контроль за соблюдением нормативно-правовых документов по отношению лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья и прочие) [1, с. 51].

Освоение компетенций на должном уровне происходит только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения [2]. Поэтому целью образовательного учреждения является создание необходимых условий для развития у студентов способности самостоятельно решать коммуникативные, организационные, мировоззренческие, нравственные, познавательные и другие задачи. Используя социальный опыт и приобретая свой собственный, студенты готовят себя к успешной профессиональной деятельности [1, с. 51].

Для подготовки высококлассного специалиста все дисциплины общенаучного и профессионального циклов должны взаимодействовать и быть профессионально ориентированы, то есть нацелены на реализацию задач будущей основной деятельности выпускников.

«Иностранный язык», являясь одной из обязательных учебных дисциплин, располагает большими возможностями и ресурсами для развития ОК и ОПК, необходимых специалисту по адаптивной физической культуре. Как справедливо утверждает Е.В. Рощина, «нельзя упускать из виду функцию иностранного языка как средства формирования профессиональной направленности (что имеет первостепенное значение), то есть интереса к своей будущей профессии и стремления получить знания по возможно большему количеству коммуникационных каналов, одним из которых в таком случае становится владение иностранным языком, обеспечивающее возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубе- 99 жом» [3, с. 5].

Сущность профессионально ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции с профилирующими дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых и личностных качеств [4, с. 22], а также изучения современного состояния решения научных вопросов в данной сфере деятельности в зарубежных странах. На практике эта связь выражается в профессионально направленном содержании учебных материалов и ре-

ализуется в организации текстовой деятельности на основе актуальной аутентичной литературы по специальности, в изучении и выведении на коммуникативный уровень профессиональной лексики и терминологии, в создании коммуникативных ситуаций в контексте профессиональной деятельности.

Тексты, оставаясь и сегодня главным источником изучения языка (будь то овладение грамматическими структурами, произносительными, речевыми и коммуникативными умениями, или знакомство с лингво-страноведческими и культурологическими аспектами), являются также первоочередным ресурсом систематического пополнения профессиональных знаний, получения и обработки новой информации, а впоследствии применения полученных знаний на практике. Профильно ориентированные тексты, обладая значительным образовательным и воспитательным потенциалом, являются одним из главных средств удовлетворения познавательных потребно-Ши стей обучающихся [4, с. 41] и формих рования у них профессиональных умений и навыков.

На занятиях по иностранному языку студентам направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» для изучения предлагается текстовый материал на следующие темы: «Значение физической культуры и спорта», «Здоровый образ жизни», «Адаптивная физическая культура (АФК)», «Задачи и функции учителя АФК», «Олимпийские игры», «Специальные Олимпийские игры», «Паралимпийские игры», «Отклонения в умственном и физическом раз-

витии». Данная тематика тщательно отобрана и полностью соответствует предметным темам профилирующих дисциплин. Безусловно, по причине лимита часов, отведенных на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, преподаватель не может охватить весь перечень изучаемых тем данного направления подготовки бакалавра. Работа с основным учебным текстом проводится под руководством преподавателя на занятиях, а дополнительные тексты, расширяющие и углубляющие профессиональные знания, предлагаются для самостоятельного изучения.

Так, по теме «Значение физичео ской культуры и спорта» студенты индивидуально работают с текстами: "Whats good about swimming?", "Specific Health Benefits of Exercise", "Exercises for arthritis", "Physical Therapy", "Why Movement?", "Benefits of running", "7 benefits of regular physical activity", "Kids and Exercise", "Heart, Respiration, and Exercise".

При изучении темы «Здоровый образ жизни» студенты анализируют и обсуждают содержание текстов о правильном питании, методах оздо-и ровления организма: "Eating more fruits and vegetables could lower worldwide stroke risk", "Aromatherapy", "The most popular body therapies", "Herbal medicine", "What is Massage Therapy?", "Nutrition", "Na-turopathy", "Natural health and healing", "Acupuncture and Acupressure", "Meditation techniques", "Relaxation techniques", "10 Best Healthy Tips Make Getting Healthier Easy!", "Obesity".

По теме «Адаптивная физичее ская культура» преподавателем по-а добраны и предлагаются для самоа

стоятельной работы статьи из журя налов JOPERD (Journal of Physical Education, Recreation & Dance), а также аутентичные тексты: "Adaptive Recreation", "Occupational Therapy -Making Life Easier", "Physical Education", "Recreation and Games for Students with a Vision Impairment" и др.

Тексты "Communicating with Persons with Specific Disabilities", "Amputation", "Muscular dystrophy", "Paralysis", "Paraplegia", "Low Vision", "Deafness", "Blindness", "Traumatic brain injury", "Spinal cord injuries", "Cerebral palsy", "Down syndrome", "Autism", "Dyslexia", "Dysgraphia", "Dyspraxia", "Dyscalculia", "Speech Disorders" изучаются в теме «Отклонения в умственном и физическом развитии».

По темам «Олимпийские игры», «Паралимпийские игры», «Специальные Олимпийские игры» студенты самостоятельно переводят тексты с описанием различных видов спорта и биографии олимпийских, пара-лимпийских чемпионов, используя информационно-коммуникационные технологии.

Естественно, контроль точности, полноты и глубины извлеченной из иноязычного текста информации стоит во главе угла при обучении иностранному языку, студент получает соответствующие баллы. Но большая ценность данной учебной работы заключается в том, студенты, делясь друг с другом новой информацией, участвуют в дискуссии по содержанию прочитанного, углубляют и расширяют знания, на которые они будут опираться в своей профессиональной деятельности. Вместе с этим они приобретают способность к

коммуникации на основе межличностного и межкультурного общения, умение анализировать, обобщать, делать выводы, давать критическую оценку себе и другим, то есть необходимыми для современного специалиста компетенциями.

Профессионально ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя методы и приемы, способствующие овладению необходимыми умениями [5, с. 124]. Организация самостоятельной и аудиторной работы, интерактивные методы обучения и педагогические технологии (дискуссии, тесты, проекты, презентации, кейс-задачи, работа с аудио-видео материалами) направлены на максимальную активизацию интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Так, в ходе изучения тем «Паралимпийские игры», «Специальные Олимпийские игры», «Отклонения в умственном и физическом развитии» на занятиях обсуждаются проблемы социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, улучшение их качества жизни, отношения к ним общества, проблемы благотворительности, задачи и роль волонтерской деятельности и другие. Активно участвуя в обсуждении, студенты учатся воспринимать и сопоставлять различные точки зрения, аргументированно высказывать и отстаивать свое мнение, таким образом, формируют свою гражданскую позицию, соотнося свои взгляды с нормами общественной морали. А в процессе самостоятельной работы (особенно в парах или малых группах) при изуче-

101

нии печатных и электронных русскоязычных и иностранных источников (анкеты, вопросники, интернет-сайты, интернет-форумы) обучающиеся приобретают способность к коммуникации на основе межличностного и межкультурного общения, опыт социального взаимодействия, необходимые ОК (умение анализировать, делать обобщения и выводы, давать критическую оценку себе и другим). Они овладевают основными методами, способами и средствами получения информации, навыками использования традиционных и инновационных средств коммуникации в профессиональной области. Практическим результатом данной работы стало составление анкеты по обозначенным в качестве приоритетных проблемам; проведение опроса-исследования среди школьников, студентов и преподавателей; обработка данных и выступление студентки с докладом на Международной студенческой научной конференции в Москве [1, с. 51].

Приведем еще один пример из 102 учебной практики. По окончании изучения темы «Задачи и функции учителя АФК» итоговым практическим действием стало выполнение проектной работы «О модели спортивного образования и участия в ней детей с ограниченными возможностями». Проект включал в себя несколько этапов: 1) понимание, осмысление, обсуждение основного текста; 2) индивидуальная работа (перевод части статьи о модели спортивного образования — ж. JOPERD № 3, March, 2011); 3) поиск дополнис тельной информации в электронных русскоязычных и иностранных источниках; 4) сравнительный анализ;

5) составление ассоциограммы; 6) обобщение материала и подготовка доклада с презентацией на студенческой научной конференции; 7) применение элементов данной образовательной модели на занятиях физической культуры в ходе педагогической практики в школе [1, с. 51]. Таким образом, разработанная технология позволила достичь профессионально значимого результата: готовность применять в профессиональной деятельности современные средства, методы и приемы для осуществления когнитивного и двигательного обучения занимающихся [6, с. 12].

Рассмотрев ключевые вопросы развития общекультурных и общепрофессиональных компетенций в процессе изучения иностранного языка в нелингвистическом вузе, можно сделать следующие выводы:

1) профессионально ориентированная составляющая обучения иностранному языку реализуется в интеграции с профилирующими дисциплинами;

2) обозначенные в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования общекультурные и общепрофессиональные компетенции являются основанием для отбора языкового и текстового материала с целью оптимального развития релевантных избранной специализации качеств;

3) систематизация личностных и профессиональных качеств студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивное физическое воспитание) определила разработку специальной технологии организации учебного процесса, ос-

нованной на применении интерактивных методов обучения, текстовой профессионально ориентированной деятельности и применение на практике знаний, полученных в процессе изучения иностранного языка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кириллова, Е.Б. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов в области адаптивной физической культуры на уроках иностранного языка [Текст] / Е.Б. Кириллова // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 30 сентября 2013 г: в 3 ч. Часть. 3; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». - 2013. - С. 50-52.

2. Особенности реализации модульных программ, основанных на компетенциях Эффективное профессиональное обучение [Электронный ресурс] - URL: http://epo. ucoz.com/index/osobennosti_realizacii_ modulnykh_programm_osnovannykh_na_ kompetencijakh/0-20 (дата обращения 15.01.2015).

3. Рощина, Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете [Текст] / Е.В. Ро-щина // Иностранные языки на неспециальных факультетах / Под ред. И.С. Яворской. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. - 1978. -Вып. 1. - С. 3-6.

4. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: Изд-во Орлов. ун-та. - 2005. - 114 с. [Электронный ресурс] / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова. - URL: http://window.edu. ru/resource /775/63775/ files/public25.pdf (дата обращения: 02.02.2015).

5. Матухин, Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. - № 2. -2011. - C. 121-129 [Электронный ресурс] / Д.Л. Матухин. - URL: http://cyberleninka.

ru/ article/ n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvistiches kih-spetsialnostey (дата обращения: 10.01.2015).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» [Электронный ресурс] - URL: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/3 /20111115115 847.pdf (дата обращения: 15.01.2015).

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obra-zovaniya po napravleniyu podgotovki 034400 "Fizicheskaya kultura dlya lits s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya (adap-tivnaya fizicheskaya kultura)", available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_ 10/prm220-1.pdf (accessed: 03.11.2016). (in Russian)

2. Kirillova E.B., Formirovaniye obshchekul-turnykh i professionalnykh kompetentsiy bu-dushchikh spetsialistov v oblasti adaptivnoy fizicheskoy kultury na urokakh inostrannogo yazyka, In: Nauka i obrazovaniye v XXI veke: Proceedings of the Science-practical Conference, Tambov, September 30, 2013. 103 Vol. 3. Ministry of Education and Science of

the RF, Tambov, Business-Science-Society, 2013, pp. 50-52. (in Russian)

3. Matukhin D.L., Professionalno oriyentirova-nnoe obucheniye inostrannomu yazyku studen-tov nelingvisticheskikh spetsialnostey, Yazyk i kultura, 2011, No. 2, pp. 121-129, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-ya-zyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsial-nostey (accessed: 10.01.2015). (in Russian).

4. Obraztsov P.I., Ivanova O.Yu., Professional-no oriyentirovannoe obucheniye inostranno-mu yazyku na neyazykovykh facultetakh vu-zov, Oryol, Oryol State University, 2005, 114 p., available at: http://window.edu.ru/re-source/775/63775/files/public25.pdf (accessed: 02.10.2016). (in Russian)

5. Osobennosti realizatsii modulnykh Programm, osnovannykh na kompetentsiyakh. Ef-fektivnoye professionalnoye obucheniye, available at: http://epo.ucoz.com/index/oso bennosti_realizacii_modulnykh_programm_ osnovannykh_na_kompetencijakh/0-20 (accessed: 02.10.2016). (in Russian)

6. Roshchina E.V., "Funktsii inostrannogo yazyka kak uchebnogo predmeta v sisteme obucheniya v universitete", In: Inostrannyye yazyki na nespetsialnykh fakultetakh, ed. I.S. Yavorskaya, Leningrad, Leningrad University Pub., 1978, No. 1, pp. 3-6. (in Russian)

Кириллова Елена Борисовна, доцент, кафедра иностранных языков, Волгоградская государственная академия физической культуры, franceru@bk.ru

Kirillova E.B., Associate Professor, Foreign Languages Department, Volgograd State Physical Education Academy, franceru@bk.ru

Бганцева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Волгоградская государственная академия физической культуры, irina07085@ rambler.ru

Bgantseva I.V., PhD in Education, Associate Professor, Foreign Languages Department, Volgograd State Physical Education Academy, irina07085@rambler.ru

Боженова Наталья Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Волгоградская государственная академия физической культуры, nataly9403@mail.ru

Bozhenova N.A., PhD in Education, Associate Professor, Foreign Languages Department, Volgograd State Physical Education Academy, nataly9403@mail.ru

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.