Научная статья на тему 'Преподавание права в техническом вузе. Проблемы и перспективы'

Преподавание права в техническом вузе. Проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
644
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВЕДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковбенко Н.Д.

В статье раскрыты некоторые недостатки системы преподавания дисциплины «Правоведение» в техническом вузе, предложены меры по изменению методов и форм преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Teaching Law In Technical Universiti

The paper examines the problem of improving the teaching discipline “Law” in technical university; shortcomings of the existing system of teaching are identified; measures to change the structure of the subject, forms and methods of teaching are proposed.

Текст научной работы на тему «Преподавание права в техническом вузе. Проблемы и перспективы»

3. Аристотель. О возникновении животных. - М.- Л.: Академия наук СССР, 1940. с. 90 - 91. - 250 с.

4. Ушакова В.К. Общественная роль женщины и идеология феминизма: Дис... канд. филос. наук. - М.,

1984. - С. 23. - 184 с.

5. Антология средневековой мысли. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. - С. 99 - 113. - Т.1. - 540с, Т.2. - 544 с.

6. Смагина Е.Б. Манихейство: по ранним источникам / Е.Б. Смагина / Ин-т востоковедения РАН. - М. : Восточная литература, 2011. - 519 с.

7. Крамер Г., Шпренгер Я. Молот ведьм / Пер. с лат. Цветков Н.; Предисл. С.М. Лозинский, 1932; 2-е изд. - М.: Интербук, 1990. - С. 172. - 351 с.

8. Платон. Пир // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - 539 с.

9. Нисский Григорий. Об устроении человека / Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье; Под ред. А. Л. Верлинского. - СПб.: Axioma, 1995. - 176 с.

10. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 146; С. 156. — 205 с.

11. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции // Одиссей. - М.: Наука, 1990. с. 96. - 176 с.

УДК 34:378 Канд. юр. наук Н.Д. КОВБЕНКО

(luga81@yandex.ru)

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАВА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Правовое образование, правоведение, учебный процесс, юридические знания, специализация

На современном этапе развития гражданского общества в России растет понимание того, что необходимым условием формирования зрелого общества любой общественной системы является ликвидация правового нигилизма. Если в недалеком прошлом для характеристики специалиста было достаточно заглянуть в его диплом и оценить его профессиональные знания, навыки и умения, то сегодня требования к объему знаний специалиста значительно расширились. Государство ставит перед высшей школой задачи по формированию специалистов будущего - компетентных культурных управленцев, патриотов своей страны. Эти требования понимают и студенты, которые стараются расширить свой кругозор, получить знания в области социологии, истории, юриспруденции, будучи уверенными в том, что дополнительные знания повышают их конкурентоспособность на рынке труда.

Опрос 350-ти студентов 1-4 курсов вуза технологической направленности показал, что подавляющее большинство (97%) считают необходимым изучение права, которое поможет ориентироваться и будет применено в повседневной жизни, профессиональной деятельности, повысит их общекультурный уровень.

Понимание механизма развития и становления любой общественной системы даже на первичном уровне позволяет более четко ориентироваться в экономических, социальных и политических отношениях, уверенно защищать свои права. В профессиональной деятельности, а особенно в сфере производства и управления, юридические знания руководителю любого звена необходимы. Развитие современной промышленности России без юридического сопровождения невозможно, поэтому юридическая грамотность является одним из важнейших условий профессиональной деятельности инженера. Таким образом, юридическая подготовка, осуществляемая в технических вузах и предполагающая приобретение базовых знаний в сфере права и государства и некоторую юридическую квалификацию специалистов в определенной отрасли производства, является обязательным условием подготовки высококлассного и востребованного рынком труда специалиста. В настоящее время инженеры в различных областях промышленности осуществляют управление всей технологической цепочкой производства от заключения договоров на поставку сырья и энергоносителей до сбыта готовой продукции с постоянным руководством персоналом, что обусловливает необходимость профессиональной подготовки специалистов в своей области, взаимосвязанной с направленной подготовкой в области права. Инженер-специалист в различных отраслях производства сегодня обязан на высоком уровне управлять как производством, так и персоналом и очень часто самостоятельно принимать грамотные решения, которые без

юридических познаний могут пагубно повлиять на весь технологический процесс. Это объективно повышает роль профессионально-правовых знаний в профессиональной подготовке инженеров-специалистов.

В различных источниках аспект и направленность ликвидации правового нигилизма трактуется по-разному. Авторы статей ратуют за повышение правовой культуры, правовой компетенции или правовой грамотности населения. Анализ определений показал, что эти характеристики отражают разные этапы формирования правового сознания специалиста, руководителя производства. Важнейшим из перечисленных определений является этап формирования правовой грамотности, который обеспечивает приобретение базовых знаний студентами по общим и специальным вопросам законодательства страны, регулирующего будущую трудовую деятельность.

Правовая культура предполагает овладение гражданином основами юридических знаний, становление гражданина законопослушным, уважающим закон и права других граждан, сознательно соблюдающему нормы права, понимающему социальную, юридическую ответственность, нетерпимому к правонарушениям и принимающим активное участие в борьбе с такими нарушениями.

Для формирования правовой культуры обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях необходимо соблюдение ряда условий:

- получение базовых знаний будущей профессиональной деятельности в объеме, которые выведут молодого специалиста на ведущие места в конкурентной борьбе на рынке труда;

- образовательный процесс должен предусматривать многообразие форм и методов обучения, позволяющих освоить правовые знания и умения;

- в ходе обучения выработать положительные взгляды на коллективные взаимоотношения, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности;

- подготовить студента к последующему изменению статуса и его адаптации в трудовом коллективе.

Следовательно, формирование правовой культуры происходит не только в процессе изучения правовых дисциплин, но также профессиональных и дисциплин гуманитарной направленности. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с учреждений дошкольного образования и общеобразовательной школы [1].

Понятие правовой компетенции характеризуется личностно-индивидуальными, социальными и специальными компонентами. Это сложное явление определяет наличие или отсутствие у специалиста не только знаний правовых норм, но и умение применения норм в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Правовая компетентность, отражающая изменения в правовом развитии личности, является динамической характеристикой. Степень правовой компетентности увеличивается за счет расширения и углубления объема правовых знаний и в какой-то мере зависит от уровня профессионального образования.

Как видно из вышеизложенного, и правовая культура, и правовая компетентность строятся на знании норм законодательства, следовательно, в основе этих понятий лежит правовая грамотность -совокупность профессионально ориентированных и социально значимых знаний действующего законодательства, умения и навыков применения правовых знаний в повседневной жизни, конкретной области трудовой деятельности на основе активной гражданской позиции личности. Правовая грамотность предполагает разумное поведение специалиста как гражданина и патриота своей страны. Следовательно, формирование правовой грамотности будущего специалиста должно стать целью преподавания права в высшем учебном заведении. Правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой культуры и правовой компетенции будущего специалиста -руководителя производством.

Юридическая подготовка специалистов осуществляется в рамках общеобразовательной дисциплины «Правоведение», которая входит в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и второго, и третьего поколения. К сожалению, сегодня методика и практика преподавания этой дисциплины не решает поставленной задачи, так как не дает достаточного объема профессионально-правовых знаний и не пополняет правовой багаж студентов. Главная проблема состоит в противоречии между имеющейся объективной необходимостью усиления профессионально направленной правовой подготовки будущего специалиста в

современных социально-экономических условиях и сложившейся системой преподавания дисциплины «Правоведение». В настоящее время процесс обучения студентов построен исключительно на изучении основ теории государства и права: изучаются основы построения правового государства, формы правления и государственного устройства, юридические понятия и термины, круг первоочередных вопросов в теории государства и права. Конкретно на теоретических занятиях решается узкая задача ознакомления студентов с основами теории государства и права, правовых систем некоторых иностранных государств и, конечно, российской системы законодательства и права, организации правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов, в том числе и судебной системы Российской Федерации. Программой предусмотрены практические занятия, где студенты учатся применять полученные знания в защите своих прав, совершать элементарные действия: составлять исковые заявления, готовить проекты приказов и т.п. Однако отведенные на «Правоведение» деканатами часы делают недостижимыми даже указанные скромные цели. Время студентов ограничено, а институтский курс настолько широк и по числу, и по обхвату дисциплин, что постановка преподавания должна быть рационализирована в максимальной степени: каждый час должен быть использован со всевозможной пользой. К сожалению, вопросы методики институтского преподавания представляются не разработанными и даже неосвещенными в должной степени в специальной литературе. Конкретные методические указания отсутствуют, а накопленный опыт в отдельных вузах и у отдельных преподавателей правовых дисциплин еще не подытожен и не систематизирован. Назрела пора широкого обсуждения и выработки методик преподавания юридических дисциплин в технических вузах на всероссийском уровне.

Как пример, можно рассмотреть учебную программу специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности», в которой отражено количество часов, выделяемых Государственными Стандартами высшего образования на «повышение юридической грамотности» будущих специалистов, а также номер курса, на котором читается дисциплина: 1-2 курсы - «Правоведение» - всего 222 часа (109 часов 1- й курс + 113 часов 2-й курс);

3 курс - «Право интеллектуальной собственности» - 54 часа;

4 курс - «Хозяйственное право» - 55 часов; 4 курс - «Трудовое право» - 55 часов.

Из перечисленных дисциплин «Правоведение» является обязательной дисциплиной, а 3 последние - дисциплины по «выбору».

Необходимо отметить, что межотраслевой характер курса не дает стержневой основы в преподавании, учебный процесс нацелен на передачу студентам теоретических знаний и общих представлений о праве, закрепляет лишь эмпирический уровень знаний, который явно недостаточен и для решения жизненных ситуаций и для решения профессиональных задач.

В различных отраслях производства, где будут работать выпускники различных технических вузов и даже одного вуза, но разных специальностей, действуют различные нормы и отрасли права. Современный традиционный курс «Правоведения» унифицирован и не учитывает специфики конкретных специальностей. В результате студенты не имеют необходимых практических познаний о нормах права, действующих в тех отраслях производства, где они будут работать и это второй существенный недостаток традиционного преподавания курса права.

Унификация курса «Правоведение» для всех технических специальностей, традиционный подход к преподаванию, свойственный специализированным юридическим факультетам, не соответствует современным требованиям правовой подготовки специалистов технического профиля и необходимы серьезные коррективы рабочих планов. Главной задачей на современном уровне становится разработка и определение содержания и структуры правовой направленно-профессиональной подготовки специалистов технического вуза. Необходимо поменять направление правовой подготовки от общих знаний о праве к отраслевому принципу обучения, что предполагает в качестве приоритетной задачи придание правовой подготовке целостного характера с максимально возможной взаимосвязью с будущей профессиональной деятельностью.

Как показывает практика, студенты младших курсов интересуются юридическими знаниями, но вопросы будущей профессии никак не связывают с курсом «Правоведение» [2]. Большинство опрошенных студентов в начале изучения курса считают, что юридические знания им необходимы для расширения собственного кругозора и решением собственных жизненных проблем в

дальнейшем, но ни один из опрошенных студентов не привязал систему права к своей будущей профессии, хотя подавляющее большинство студентов, отвечая на вопрос «нужен ли курс «Правоведение» для студентов технических вузов, ответили утвердительно. И только во второй части изучения предмета у студентов появляется желание получить знания не только с точки зрения обывателя, но и специалиста, обладающего определенными юридическими познаниями, то есть способного понимать и знать нормативные правовые акты, действующие в конкретной отрасли производства, что определяет способность своевременно и оперативно решать задачи производства.

Для того, чтобы правовая подготовка в техническом вузе соответствовала требованиям сегодняшнего дня, необходимо перестроить общие рабочие программы в узкоспециализированные, не отвергая изучение теоретических основ конституционного, гражданского права и основ построения российского государства. Следовательно, программу «Правоведение» необходимо составлять из двух взаимосвязанных блоков: теоретического блока - «Основы государства и права» и практического - «Правовое регулирование профессиональной деятельности». Необходимо иметь ввиду, что практическое выделение факультетами крайне небольшого количества часов на правоведение (на разных факультетах от 36 до 72 ч.) не позволит в полной мере решить поставленные задачи.

В теоретической части курса, который для всех специальностей является базовым, изучается общетеоретическая часть, в которой студенты осваивают основные правовые понятия, общие принципы возникновения и развития государства и права, правового регулирования общественных отношений, базовые принципы устройства общества. В результате изучения первой части программы студенты должны выработать умение правильно понимать государственно-правовые явления и оценивать их с учетом как общечеловеческих ценностей, так и с профессиональной стороны; продолжается формирование ценностных ориентиров в жизни и практической деятельности студентов, основанных на приоритете позиций патриотизма, прав и свобод человека с признанием фундаментальной значимости государственно-правовых институтов; студенты должны выработать умение применять правовые знания для реализации своих гражданских прав и обязанностей, реализовывать свои личные права и свободы в конкретных отношениях.

В практической части на первое место выступает профессиональная подготовка: изучение конкретных норм, регулирующих определенную отрасль производства. В общем объеме часов отношение теоретической части к практической должно составлять 4 : 6, то есть практическая часть должна занимать не менее 60% учебного времени [3]. И если теоретическая (первая) часть сохраняет свое название, то название второй части должно претерпеть изменения с учетом профессиональных особенностей предмета. Например, «Право. Основы законодательства в химической промышленности», «Основы законодательства в управлении персоналом», «Основы финансового права», «Основы законодательства в энергетике» и т.д. Конкретно это будет изучение отдельных тем гражданского, административного, уголовного, финансового, налогового права в необходимом объеме, связанном с правовым регулированием организации производства, управлением персоналом, экологической безопасностью и т.п. Задачи определяются содержанием: знанием основ законодательства Российской Федерации в области трудового, административного, гражданского, экологического, финансового права применительно к сфере своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, возникает необходимость ознакомить студентов всех направлений с основами законодательства в области хранения государственной тайны и защиты интеллектуальной собственности. После изучения дисциплины студент обязан ориентироваться в нормативных актах, регулирующих правовые отношения в области производства и управления, уметь ими пользоваться, оценивать юридическую значимость и грамотность нормативных документов в области будущей профессиональной деятельности, уметь составлять первичные производственные подзаконные акты. Выбор конкретных направлений будет определяться самой специальностью, а основными задачами учебного процесса должны стать приобретение студентом навыков правового мышления и знаний основ правового регулирования профессиональной отрасли производства, что позволит в дальнейшей прозводственной деятельности юридически грамотно оценивать сложившуюся производственную ситуацию. С учетом унифицированности характера трудовых отношений, вопросов правовых аспектов регулирования природопользования, поставок на предприятия энергоресурсов и обязательственного права - и отрасли изучаются на всех специальностях. В результате такой подход к изучению права приведет к освоению студентами правовых основ будущей профессии, что

является обязательным фактором, обеспечивающим усвоение необходимого практического материала для будущей профессиональной деятельности.

Переход на двухуровневую систему требует тщательной подготовки: необходимо определить содержание и структуру профессионально-направленной правовой подготовки будущих специалистов, выявить типовые учебно-производственные, производственные задачи, которые предстоит решать специалисту при выполнении своих обязанностей в сфере правового регулирования труда, финансово-правового, гражданско-правового, административно-правового регулирования и правового регулирования природопользования в сфере производства.

Статус дисциплины «Правоведение» в настоящее время не определен, а сама дисциплина не имеет унифицированного названия. В различных вузах и даже в одном вузе, но на разных факультетах эту дисциплину называют по разному: «Право», «Правоведение», «Основы права», «Основы правоведения», «Основы государства и права». Необходимо определить название предмета - одно для всех факультетов. Даже в одном вузе при переходе студента с одного факультета на другой возникают проблемы с перезачетом дисциплины, так как он изучал «Право», а на новом факультете студенты изучают «Правоведение». Образовательный стандарт третьего поколения требует увеличения практических занятий по «Правоведению» для выработки у студентов умения правоприменения. На практике технические вузы идут по пути значительного сокращения часов как на общеобразовательные гуманитарные дисциплины в целом, так и «Правоведение» в частности. Преподаватели объективно поставлены в ситуацию острейшего недостатка часов, занятия проводятся два раза в месяц по два академических часа и говорить о более глубоком изучении права на практических занятиях бессмысленно.

Если первая часть (теоретическая) дисциплины вопросов не вызывает, то практическая часть требует коренного изменения. В настоящее время курс «Правоведения» носит информационный характер, к тому же затратный по времени. Необходимо методы преподавания изменить в сторону максимально широкого внедрения активных форм обучения - перехода от семинарских занятий к практическим занятиям, которые обеспечат освоение студентами законодательных основ конкретной отрасли, изучение соответствующих нормативно-правовых актов и норм. Практические занятия должны предполагать написание рефератов с конкретной практической задачей по решению конкретной юридически-производственной задачи с широким использованием тестирования. Традиционная семинарская форма работы, на которой несколько студентов повторяют часть изученного на лекции материала, не отвечает задачам практической деятельности будущего руководителя-производственника, к тому же она малоэффективна и затратна по времени. В условиях дефицита учебных часов неэффективный расход времени недопустим. Все учебные планы и рабочие программы необходимо сориентировать на изучении разделов курса, направленных на подготовку студента к профессиональной деятельности. Следовательно, основу учебного процесса должны составлять практические занятия с повсеместным решением производственных практических задач. Таким образом, вторая (практическая) часть курса «Правоведение» приобретет выраженный профессионально ориентированный характер, в то время как первая часть курса даст необходимую теоретическую основу и представления о правовых системах, государственном устройстве, поможет изучить возможности современной правовой системы для защиты личных прав и свобод, в какой-то мере будет участвовать в становлении личности студента - будущего гражданина и патриота России.

Существующие программы и учебно-методическое обеспечение не соответствуют поставленным задачам. Для того, что бы дать студенту представление об особенностях правового регулирования будущей профессиональной деятельности, необходимо подготовить учебник, который поможет решению этой задачи. Наряду с традиционным учебником на бумажном носителе идеально подошел бы электронный учебник, содержащий, кроме лекционного материала, практические задачи, примеры из реальной производственной деятельности, методические указания по самостоятельной работе, контрольные вопросы, ссылки на источники, в том числе и на сайты Интернета, содержащие практическую информацию.

Реализация подхода, который выражается в создании профессионально направленных задач, содержащих реальные производственно-экономические или управленческие ситуации способствовала бы продвижению двухуровневой профессионально-направленной подготовке будущих специалистов. Профессиональная ориентация студентов находит все более широкий отклик у преподавателей.

Выводы:

1. Формирование правовой грамотности студентов должно стать одной из основных педагогических целей профессиональной подготовки специалистов в техническом вузе.

2. Нормативная база обучения студентов технических вузов должна соответствовать потребностям их будущей профессиональной деятельности в части формирования у студентов правовой грамотности.

3. Необходимо применение двухуровневой системы обучения. Содержание дисциплин на старших курсах должно быть профессионально ориентировано.

Л и т е р а т у р а

1. Зайцев А.А. Формирование правовой грамотности студентов// Известия Калининградского

государственного университета. -2004.- №12 - С.590.

2. Ковбенко Н.Д. Правоведение: Учебно-метод.пос./СПбГТИ.- СПб, 2012.-227 с.

3. Циприс А.Г. Правовое воспитание студентов технических вузов//Правоведение.- 1978.- №2. - С.81-82.

УДК 351.74/.76 Соискатель Т.М. ХЛУСОВ

(ФГКОУ ВПО СПбУ МВД РФ»)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НАКАНУНЕ

РАСПАДА СССР

Министерство внутренних дел, функция, милиция

В системе понятий и категорий теории государства и права существенное место занимает понятие «функции государства». Несмотря на многообразие определений функций государства большинство исследователей сходятся во мнении, что они представляют собой основные направления деятельности государства. Функции государства в достаточной мере исследованы в юридической науке, традиционно рассматриваются при изучении теории государства и права в образовательных учреждениях. Гораздо реже исследуются функции отдельных государственных органов. Существуют теоретические проблемы при самом выделении таких функций, в вопросе соотношения функций государства и государственных органов. Между тем государство реализует свои функции именно через государственные органы, составляющие механизм государства, а отдельные государственные органы в этой связи должны эффективно осуществлять свои четко определенные функции, не выходя за их пределы, и взаимодействуя с другими государственными органами в целях реализации общих функций государства.

Центральным органом государственного управления в области внутренних дел к моменту распада СССР было Министерство внутренних дел (МВД) СССР. В существующем к тому времени виде было образовано Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка СССР» от 26 апреля 1966 г. Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР возглавил Н.А. Щелоков. 17 сентября 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было упразднено МООП РСФСР с возложением его функций на МООП СССР. 25 ноября 1968 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переименовании Министерства охраны общественного порядка СССР в Министерство внутренних дел СССР» [1].

Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1972 г. № 452 было утверждено Положение о Министерстве внутренних дел СССР, которое действовало вплоть до распада СССР. Согласно этому Положению МВД СССР было призвано обеспечивать общественный порядок, охрану социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий и организацию пожарной охраны в стране. Было отмечено, что «Министерство внутренних дел СССР несет перед партией, государством и народом ответственность за состояние общественного порядка,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.