Научная статья на тему 'Правовые термины и дефиниции как элементы формирования правосознания студентов неюридических специальностей'

Правовые термины и дефиниции как элементы формирования правосознания студентов неюридических специальностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
412
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРМИНЫ / TERMS / ДЕФИНИЦИИ / DEFINITIONS / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВОВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / STUDENTS OF NONLEGAL SPECIALTIES / SCIENCE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Эльшан Фахраддинович

Статья посвящена исследованию роли правовых терминов и дефиниций в повышении правового сознания студентов неюридических специальностей. Особая роль отведена анализу значения законодательной терминологии, содержащейся в нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную деятельность будущих специалистов. Отмечено, что повышению правосознания и правовой грамотности студентов неюридических специальностей способствует компетентностный подход в процессе преподавания правовых дисциплин, а также разработка специальных учебных курсов, направленных на получение углубленных правовых знаний обучающимися в области будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамедов Эльшан Фахраддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TERMS AND DEFINITIONS AS ELEMENTS OF LEGAL CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT IN STUDENTS OF NONLEGAL SPECIALTIES

The article studies the role of legal terms and definitions in enhancing the legal consciousness of students of nonlegal specialties. A special role is given to the analysis of the meaning of the legal terminology contained in the legislative acts regulating professional activities of future specialists. Competence-based approach in teaching legal disciplines as well as development of special training courses aimed at transferring students profound legal knowledge in the field of their future professional activity are shown to contribute to the improvement in legal consciousness and knowledge of law by the students of nonlegal specialties.

Текст научной работы на тему «Правовые термины и дефиниции как элементы формирования правосознания студентов неюридических специальностей»

левым» стандартам представляется весьма вероятной, поскольку они базируются на общем для всех стандартов ISO цикле PDCA, используют такие же документированные процедуры (внутренние аудиты, корректирующие действия и пр.), обладают высоким потенциалом к интеграции, особенно с учетом выпуска ISO 9001 версии 2015 г. - унификации и интеграции в соответствии с Annex SL. В этой стратегии нацио-

нального обеспечения ИБ применение стандартов ISO серии 27001 объективно отражает подходы к минимизации негативных проявлений рисков, которые могут повлиять на достижение целей высшего руководства, в равной мере обеспечивая эффективный механизм парирования как внешних, так и внутренних угроз.

Статья поступила 17.12.2014 г.

Библиографический список

1. Лившиц И.И. Оценка систем менеджмента информационной безопасности // Менеджмент качества. 2013. № 1. С. 22-34.

2. Лившиц И.И. Оценки соотношения количественных показателей сертификации систем менеджмента предприятий // Менеджмент качества. 2014. № 2. С. 120-127.

3. Лившиц И.И., Молдовян А.А., Танатарова А.Т. Исследование зависимостей сертификации по международным стандартам ISO от типов организации для ведущих отраслей промышленности // Труды СПИИРАН. 2014. № 3 (34). С. 160-177.

4. Лившиц И.И., Танатарова А.Т. Ценность внутренних аудитов интегрированной системы менеджмента для проведения результативного анализа со стороны руководства // Стандарты и качество. 2014. № 8. С. 86-88.

5. Лившиц И.И., Танатарова А.Е., Лонцих П.А. Методические подходы при внедрении систем энергоменеджмента и реализации комплексной безопасности промышленных объектов // Вестник ИрГТУ. 2014. № 11 (94). С. 288-293.

6. The ISO Survey of Management System Standard Certifications - 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iso.org/iso/home.html (05 нояб. 2014).

УДК 34

ПРАВОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ДЕФИНИЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© Э.Ф. Мамедов1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Статья посвящена исследованию роли правовых терминов и дефиниций в повышении правового сознания студентов неюридических специальностей. Особая роль отведена анализу значения законодательной терминологии, содержащейся в нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную деятельность будущих специалистов. Отмечено, что повышению правосознания и правовой грамотности студентов неюридических специальностей способствует компетентностный подход в процессе преподавания правовых дисциплин, а также разработка специальных учебных курсов, направленных на получение углубленных правовых знаний обучающимися в области будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: термины; дефиниции; правосознание; правоведение; студенты неюридических специальностей.

LEGAL TERMS AND DEFINITIONS AS ELEMENTS OF LEGAL CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT IN STUDENTS OF NONLEGAL SPECIALTIES E.F. Mamedov

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article studies the role of legal terms and definitions in enhancing the legal consciousness of students of nonlegal specialties. A special role is given to the analysis of the meaning of the legal terminology contained in the legislative acts regulating professional activities of future specialists. Competence-based approach in teaching legal disciplines as well as development of special training courses aimed at transferring students profound legal knowledge in the field of their future professional activity are shown to contribute to the improvement in legal consciousness and knowledge of law by the students of nonlegal specialties.

Keywords: terms; definitions; legal consciousness; science of law; students of nonlegal specialties.

Важнейшим условием построения правового государства в России является формирование правового сознания граждан, от уровня которого зависит знание и правильное понимание каждым гражданином своих прав и свобод, обязанностей, умение их соблюдать и

использовать.

Правосознание «представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, соци-

1Мамедов Эльшан Фахраддинович, аспирант, тел.: 89500805932, e-mail: vetenim@rambler.ru Mamedov Elshan, Postgraduate, tel.: 89500805932, e-mail: vetenim@rambler.ru

ально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях» [1, с. 60]. Следует отметить, что роль права находит свое непосредственное отражение в различных сферах жизнедеятельности, в особенности образовательной.

Продолжающийся процесс модернизации российской образовательной системы предъявляет все новые требования к подготовке специалистов различных профилей. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях зависит от взаимосвязи образовательного и воспитательного факторов. В свою очередь именно организованная система правового обучения и воспитания отвечает за подготовку будущих специалистов к тем или иным жизненным ситуациям, в том числе требующим знания своих прав и обязанностей, а также основ законодательства и государственного устройства.

Правосознание студенческой молодежи как социально-демографической группы имеет специфические черты, обусловленные как возрастными особенностями, так и их духовными, социальными, экономическими, политическими потребностями и положением. В структуре правосознания студентов можно выделить следующие элементы: представление о праве, знание права, отношение к действующему праву, отношение к исполнению правовых предписаний. В свою очередь знание права, представления о содержащихся в тех или иных нормативных правовых актах предписаниях формируются в результате их непосредственного изучения в процессе образования.

В настоящее время важнейшая роль в сфере правового образования и воспитания отводится высшим учебным заведениям, в которых развитие правосознания осуществляется через обучение. При этом необходимо отметить, что уровень правосознания у студентов юридических специальностей будет гораздо выше, чем у студентов, получающих неюридическое образование.

Студенты неюридических специальностей могут получить правовые знания в основном при изучении учебной дисциплины «Правоведение». Включение данной дисциплины в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) позволило обеспечить базовую подготовку студентов-неюристов в области права. При этом важным моментом является то, что, закрепляя свои основы в общекультурных компетенциях образовательных стандартов, в зависимости от профессиональной деятельности будущего специалиста правоведение может иметь свою специфику. Например, для студентов экономических специальностей это могут быть углубленные знания гражданского, финансового, налогового права и законодательства, для студентов технических специальностей будет уместным знание экологического, земельного, градостроительного права и законодательства, а также законодательства о техническом регулировании, транспортной, промышленной, пожарной безопасности и т.д.

Следует отметить, что помимо учебного курса «Правоведение» некоторыми высшими учебными заведениями на неюридических факультетах практикуется преподавание таких правовых дисциплин, как «Основы государства и права РФ», «Право», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Нормативно-правовое обеспечение качества» и т.д. Подобная практика, в частности, реализуется в Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ).

Необходимо осознавать, что несмотря на имеющееся разнообразие правовых дисциплин, преподаваемых студентам неюридических специальностей, важной особенностью является специфический язык юриспруденции, который в большинстве случаев сложен для восприятия представителями иных специальностей. Юридический язык включает в себя различные виды, к числу которых следует отнести: язык юридической науки, язык юридического образования, язык законодательства, язык правоприменительной практики, язык процессуальных актов, профессиональную речь юристов и т.д.

Решению проблемы понимания и восприятия языка правовой науки и законодательства способствует понятийно-категориальный аппарат теории права. Например, в процессе изучения дисциплины «Правоведение» студенты имеют возможность получить теоретические знания о таких понятиях, как государство, гражданство, гражданское общество, государственная власть, местное самоуправление, право, правонарушение, преступление, юридическая ответственность, дееспособность, договор, сделка, исковое заявление, судебный приговор, завещание и т.д.

Большое влияние на повышение правосознания студентов неюридических специальностей способно оказать знание законодательной терминологии, в том числе содержащейся в основных нормативных правовых актах, имеющих основополагающее значение для регулирования сферы деятельности будущих специалистов (экономистов, инженеров, дизайнеров, архитекторов и др.). Термины и дефиниции правовых понятий являются языковыми средствами юридической техники, способствующими наиболее точному выражению законодательной воли, формулированию нормативного материала в законодательных актах. Будучи нормативно закрепленными, они придают юридическую силу сформулированным с их помощью понятиям, служат базисными, руководящими предписаниями для всех субъектов права.

Степень взаимодействия правосознания граждан с терминами и дефинициями выражается в уровне знания закона. Чем выше уровень знания правовых норм, чем позитивнее оцениваются содержащиеся в них положения, тем успешнее они реализуются и, соответственно, имеют более высокую эффективность.

Рассматривая правовые термины и дефиниции в качестве элементов формирования правосознания, следует отметить, что и правосознание, и указанные языковые средства в механизме правового регулиро-

вания общественных отношений выполняют схожие функции, к числу которых (в контексте нашего исследования) относятся познавательная и оценочная функции.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Познавательная функция дефиниции выражается в том, что в определениях правовых понятий раскрываются существенные признаки, структура, цели, то есть складывается более или менее истинное представление о правовой действительности. Посредством дефинитивных норм формулируется сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, которая дает основание глубже понять сущность и социальную природу права.

Оценочная функция правосознания позволяет определить, являются ли действующие нормы права должными нормами, отвечают ли они тем или иным требованиям, а также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Всему этому способствует знание дефинитивных норм и основных терминов, содержащихся в нормативных правовых актах.

Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий. Незнание или неправильное понимание юридической терминологии и правовых понятий напрямую влияет на уровень правосознания. К примеру, часть населения нашей страны, не имеющая основных знаний в области права, определяет суд не как орган, осуществляющий правосудие, а как место, где человека лишают свободы.

Совершенно иная проблемная ситуация, требующая решения, связана с отсутствием у молодых специалистов достаточных правовых знаний в области своей профессиональной деятельности, в частности, сопровождающаяся незнанием специальной нормативно-правовой терминологии. Например, студентам, обучающимся по специальности «Нефтегазовое дело», необходимо знать такие понятия, как государственный фонд недр, участки недр федерального значения, участки недр местного значения, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О недрах» [2]. Для студентов, обучающихся по специальностям «Технология транспортных процессов», «Наземные, транспортно-технологические комплексы», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», важно знание таких специальных терминов, как транспортный комплекс, объекты транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства, транспортная безопасность и т.д., значение которых раскрывается в Федеральном законе РФ «О транспортной безопасности» [3]. Студенты, обучающиеся по специальности «Строительство», обязаны знать значение таких терминов, как гидротехнические сооружения, эксплуатирующая организация, безопасность гидротехнических сооружений, территория гидротех-

нического сооружения [4], строительство, градостроительная деятельность, градостроительный регламент, объект капитального строительства, инженерные изыскания, застройщик [5], дорожная деятельность, реконструкция автомобильной дороги, капитальный ремонт автомобильной дороги, ремонт автомобильной дороги [6], тепловая энергия, качество теплоснабжения, теплоснабжение, надежность теплоснабжения, система теплоснабжения [7] и многие другие, легальные определения которых содержатся в соответствующих нормативных правовых актах.

При формировании правосознания обучающихся существенную роль играет деятельность правотворческих органов по созданию нормативных правовых актов, а также внесению изменений в действующее законодательство. Анализируя российское законодательство, например, в сфере транспортной безопасности, следует констатировать, что принимаемые нормативные правовые акты, направленные на обеспечение транспортной безопасности, в большинстве случаев противоречат друг другу и разрабатываются не в соответствии с правилами юридической техники. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» транспортная безопасность определяется как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». На наш взгляд, при создании данной дефиниции правотворческими органами был упущен ряд существенных моментов, вследствие чего указанное определение не в полной мере отражает суть данного явления. Представляется, что законодательная дефиниция транспортной безопасности отражает лишь одну из возможных угроз состоянию защищенности. Следует отметить, что помимо актов незаконного вмешательства к угрозам транспортной безопасности относятся и чрезвычайные ситуации техногенного характера, стихийные бедствия, природные катаклизмы, а также технические неисправности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, которые в свою очередь являются основными причинами транспортных происшествий.

Следовательно, неоднозначность толкования подобных понятий может порождать коллизии не только в правоприменительной практике, но и в сфере деятельности будущих специалистов неюридического профиля, для которых официальное толкование нормативных правовых актов имеет основополагающее значение как при реализации своих профессиональных функций, так и при правовом сопровождении их профессиональной деятельности. Таким образом, в процессе создания нормативных правовых актов использование специальной терминологии, а также формулирование определений понятий требует от правотворческих органов неукоснительного соблюдения правил юридической техники, а также всестороннего анализа тех или иных общественных отношений. Реализация указанных положений будет способствовать построению системы качественного законода-

тельства, что положительно повлияет на формирование необходимых знаний у студентов неюридических специальностей.

Необходимо отметить, что знания специальной терминологии должны приобретаться в процессе освоения студентами упомянутой нами ранее дисциплины «Правоведение», например, в разделе, посвященном правовому регулированию профессиональной деятельности. Однако ввиду небольшого объема часов, предусмотренных для преподавания данной дисциплины, необходима разработка дополнительных специальных курсов учебных дисциплин, имеющих непосредственное отношение к конкретному направлению подготовки. В этой связи «развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права», является одним из ключевых направлений Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [8].

В целях реализации положений указанных Основ государственной политики РФ в ИрГТУ для студентов, обучающихся по направлению «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», разработан специальный курс дисциплины «Авиационное законодательство» [9].

В рамках данной дисциплины обучающиеся приобретают знания основ авиационного законодательства, требований российского и международного законодательства в области безопасности полетов, деятельности в области сертификации воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, а также оснований наступления юридической ответственности за нарушение авиационного законодательства, особенностей рассмотрения правонарушений в данной сфере и др. Кроме того, при изучении спецкурса «Авиационное законодательство» большое внимание уделяется анализу нормативных правовых актов, содержащих такие базовые термины и их определения, как воздушное законодательство, воздушное пространство, гражданская авиация, государственная

авиация, экспериментальная авиация, воздушное судно, легкое воздушное судно, сверхлегкое воздушное судно, аэродром, вертодром, аэропорт, международный аэропорт, посадочная площадка, авиационный персонал, авиационное предприятие, авиационные работы, авиационная безопасность и т.д.

Представляется, что подобный подход высшего учебного заведения направлен на развитие юридической осведомленности студентов в будущей профессиональной сфере, повышение уровня их правового сознания в целом, а также ориентирован на повышение качества подготовки будущих специалистов и, как следствие, их дальнейшей востребованности, что заслуживает отдельного внимания руководителей предприятий авиационной сферы как потенциальных работодателей.

Следует отметить, что в процессе преподавания правовых дисциплин при подготовке студентов неюридических специальностей необходимо должное внимание уделять изучению нормативных правовых актов, содержащих специальную терминологию, знание которой будет способствовать повышению правосознания и правовой грамотности, в том числе в сфере будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в целях оптимизации учебного процесса в данном направлении ответственным структурным подразделениям высших учебных заведений необходимо, во-первых, скорректировать модули дисциплины «Правоведение» с учетом общекультурных и профессиональных компетенций студентов неюридических направлений, во-вторых, осуществить комплекс мероприятий по разработке и внедрению в образовательный процесс рабочих учебных программ специальных курсов, а также учебно-методических материалов, обеспечивающих получение студентами правовых знаний в сфере будущей профессиональной деятельности.

Реализация указанных мер, на наш взгляд, будет способствовать формированию профессионального правосознания студентов неюридических специальностей, что позволит приобрести ими знания и умения для решения различных профессиональных задач.

Статья поступила 19.01.2015 г.

1. Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // Правовая культура. 2006. Т. 1. № 1.

2. О недрах: закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

3. О транспортной безопасности: федер. закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

4. О безопасности гидротехнических сооружений: федер. закон РФ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 16.

6. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.

ческии список

закон РФ от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5553.

7. О теплоснабжении: федер. закон РФ от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4159.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // Российская газета. 2011. 14 июля.

9. Образовательная программа дисциплины «Авиационное законодательство» Иркутского государственного технического университета. Иркутск, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/pages /sys_work/sbor_u_plan /files/016/016685.pdf (22 дек. 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.