Научная статья на тему 'Преподавание клинической анатомии и оперативной хирургии в 2-х годичной интернатуре'

Преподавание клинической анатомии и оперативной хирургии в 2-х годичной интернатуре Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
232
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
клиническая анатомия / оперативная хирургия / хирургия / операция / эндо-видеохирургия. / clinical anatomy / operative surgery / surgery / operation / endo-videosurgery.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — А.А. Идрисов, Ы.А. Алмабаев, А.К. Жаксылыкова, Н.И.Беклемишева, А.К. Кайназаров

Цель и назначение клинической (прикладной) анатомии и оперативной хирургии – оказывать непосредственную реальную помощь хирургам и терапевтам в установлении диагноза и направления правильного лечения. В настоящее время клиническую анатомию приходиться изучать вновь с точки зрения новых взглядов на части (области) тела, получаемых во время видео-эндоскопических операций. Лапароскопическая хирургия является величайшим достижением нашего времени, 80-90-ых годов 20 века и безусловно требует новых исследований с использованием новых методов клинической анатомии и оперативной хирургии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — А.А. Идрисов, Ы.А. Алмабаев, А.К. Жаксылыкова, Н.И.Беклемишева, А.К. Кайназаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF THE CLINICAL ANATOMY AND OPERATIVE SURGERY IN 2-YEARS INTERNSHIP

purpose clinical (applied) anatomies and operative surgery render direct real help a surgeon and internist to put (deliver) diagnosis and correct treatment. In present time clinical anatomy should be studied from another point of view due to development of video endoscopic surgery.

Текст научной работы на тему «Преподавание клинической анатомии и оперативной хирургии в 2-х годичной интернатуре»

Вестник КазНМУ, №3(2)- 2014

A.B. OTARBAYEVA Kazakh National Medical University named by S.D. Asfendiyarov

MAIN DIRECTIONS OF TRILINGUAL IN EDUCATIONAL PROCESS ON THE MODULE OF MEDICAL LAW WITH THE BASICS

OF LEGISLATION IN HEALTHCARE

Resume: Author in the paper dwells main idea of the role of English as a world language, the language of technology, economics, and communication language, as well as that in the twenty-first century skills in one's native language is insufficient. The organization of work reveals the importance and development of official language policy in the Kazakh National Medical University named by S.D. Asfendiyarov. In this connection, the module of medical law with the basics of legislation in healthcare is the main directions of trilingual.

Keywords: Kazakh, Russian, English language, Republic of Kazakhstan, Language strategy

УДК 611.9.617- 089

А.А. ИДРИСОВ, ЫА АЛМАБАЕВ, А.К. ЖАКСЫЛЫКОВА, Н.И.БЕКЛЕМИШЕВА, А.К. КАЙНАЗАРОВ,

ДА. АБИЛЬДАЕВ, Н.Л.ТКАЧЕНКО Казахский Национальный медицинский университет, кафедра клинической анатомии и оперативной хирургии, Алматы

ПРЕПОДАВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ В 2 - Х ГОДИЧНОЙ ИНТЕРНАТУРЕ

Цель и назначение клинической (прикладной) анатомии и оперативной хирургии - оказывать непосредственную реальную помощь хирургам и терапевтам в установлении диагноза и направления правильного лечения. В настоящее время клиническую анатомию приходиться изучать вновь с точки зрения новых взглядов на части (области) тела, получаемых во время видео-эндоскопических операций. Лапароскопическая хирургия является величайшим достижением нашего времени, 80-90-ых годов 20 века и безусловно требует новых исследований с использованием новых методов клинической анатомии и оперативной хирургии.

Ключевые слова: клиническая анатомия, оперативная хирургия, хирургия, операция, эндо-видеохирургия.

Сегодня уже не требуется отстаивать истину, ставшую аксиомой, что знания прикладной (клинической) анатомии не могут быть ограничены рамками только хирургической специальности, они необходимы будущему специалисту любого профиля: врачу общей практики, терапевту, рентгенологу, невропатологу, офтальмологу, оториноларингологу, стоматологу и безусловно хирургу. Это утверждение тем более справедливо, что развитие интенсивной терапии, активизация методов оказания неотложной помощи при терминальных состояниях (внутриартериальные гемотрансфузии, искусственная вентиляция легких, гемосорбция, гемодиализ и др.) во многом основаны на умении врача скорой помощи выполнить трахеостомию, выделить крупную артерию, произвести массаж сердца и т.д.

Клиническая или прикладная анатомия изучает человеческое тело с учетом запросов медицинской практики и представляет многокомпонентную дисциплину, включающую топографическую анатомию, хирургическую анатомию, ориентирную анатомию, проекционную анатомию, типовую анатомию, возрастную анатомию и ряд других [КовановВ.В.; Лопухин Ю.М.; Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д.; Большаков О.П., Семенов Г.М.]. В последние годы в связи с внедрением в практическую медицину микрохирургии и эндоскопической хирургии началось быстрое развитие топографической микроанатомии и клинической эндоскопической анатомии. Характеризуя

клиническую (прикладную) анатомию А.В. Николаев

отмечает, что ее цель, ее назначение - оказывать непосредственную реальную помощь хирургам и терапевтам в установлении диагноза, нахождении правильного метода лечения.В настоящее время анатомию приходиться изучать вновь с точки зрения новых взглядов на части (области) тела, получаемых во время видео-эндоскопических операций. Лапароскопическая хирургия является величайшим достижением нашего времени, 80-90-ых годов 20 века и безусловно она требует новых данных по клинической анатомии.

Таким образом, в преподавании клинической анатомии в медицинских вузах должны иметь место не только хирургическая анатомия для хирургов, но и клиническая анатомия для других клинических дисциплин (терапевтическая, неврологическая, стоматологическая, офтальмологическая и др.), с включением в соответствующие курсы данных с интерпретацией маммограмм, компьютерных и магниторезонансных томограмм, сонограмм и т.д., а также клинических проблем, ситуаций, требующих для их решения анатомических знаний. Значительная часть диагностических и технических ошибок, снижающих эффективность работы хирургов, происходит в результате недостаточных знаний топографической анатомии и ее вариантов, связанных с половыми, возрастными и типовыми особенностями. Знание различных форм индивидуальной анатомической изменчивости в конечном итоге определяет метод оперативного доступа и оперативного приема. Учет хирургом этих данных позволяет избежать во время оперативного

Вестник КазНМУ, №3(2)- 2014

вмешательства опасностей и осложнений и, тем самым, улучшить результат лечения. Исходя из сказанного выше, основной целью занятий по клинической анатомии и оперативной хирургии является возможность использования знаний содержания предмета для обоснования топической диагностики, понимания патогенеза заболеваний, оперативных доступов и приемов хирургических операций. Задача дисциплины - дать возможность интернам 6-7 курсов по специальностям хирургического цикла аудиторно и самостоятельно изучить клиническую (хирургическую) анатомию и на этой основе выполнить наиболее типичные оперативные вмешательства. При этом обратить их внимание на детали анатомического строения, имеющие практическое значение и возможные в ходе хирургических операций осложнения, зависящие от особенностей строения тканей и органов. Врачи-интерны по специальности хирургия должны на топографо-анатомической основе овладетъ следующими практическими действиями (навыками):

- Неотложными оперативными вмешательствами (остановка

кровотечения, венесекция, трахеостомия, первичная хирургическая

обработка ран др.) в экстренных случаях;

- Малоинвазивной хирургической помощью (пункции, блокады и др.);

- Стандартными операциями (аппендэктомия, резекция тонкой кишки и

др.).

Сотрудниками кафедры разработаны рабочие программы, где учтены специфика каждой специальности (хирургия, акушерство и гинекология,

стоматология), которые включают учебный план, перечень практических навыков, список основной и дополнительной литературы и весь комплекс учебно-методических материалов.

На кафедре созданы оптимальные условия для подготовки интернов хирургического цикла. Издан учебники «Клиникалык анатомия» (авт. Идрисов А.А., Кайназаров А.К., Алмабаев Ы.А) и «Бас жэне мойынныц клиникалык анатомиясы» (авт. Кайназаров А.К., Идрисов А.А., Алмабаев Ы.А, Алмабаева А.Ы.) на государственном языке. Практические занятия проводятся с демонстрацией современных классических и видеоскопических операций, компьютерной техники, современных муляжей, симуляторов и тренажеров последнего поколения. Обязательным этапом подготовки интернов является самостоятельное изучение топографии органов и систем на фиксированном биологическом материале. Операционный блок КЭЛа с соответствующим оборудованием позволяет проводить операции на голове, шее, грудной и брюшной полости, на органах малого таза, сосудах и нервах.

С учетом клинической направленности преподавания и научной тематики исследований «Разработка, научное обоснование и внедрение новых технологий диагностики и коррекции морфофункциональных нарушений внутренних органов», решением Ученого совета Казахского национального медицинского университета в 2007г. кафедре было дано новое наименование, она стала называться кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии. Кафедра участвует в приеме практических навыков у интернов в Центре практических навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Оперативная хирургия и топографическая анатомия: Учебник. / Под ред. академика В.В. Кованова.- М.: Медицина, 2001. - 408с.

2 Топографическая анатомия и оперативная хирургия: В 2 т./ Под общ.ред. акад. РАМН. Ю.М. Лопухина. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - Т.1.- 832 с.

3 Кирпатовский И.Д, Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия. - М.:МИА, 2003. - Т.1,2. - 421с.

4 Большаков О.П., Семенов Г.М. Лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. - СПб.: ПИТЕР, 2001. -480с.

5 Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия.Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 784 с.

КЛИНИКАЛЫК АНАТОМИЯ МЕН ОПЕРАТИВТ1К ХИРУРГИЯ ПЭН1Н ЕК1 ЖЫЛДЫ^ ИНТЕРНАТУРАДА О^ЫТУ

Тушн: клиникалык; анатомияньщ непзп максаты мен мшдет - хирургтер мен терапевтерге аурудьщ диагнозын д^рыс койып, ауруды д¥рыс емдеуге жагдай жасау болып есептеледь К^рп тацда адам денесшщ клиникалык анатомиясы мен оперативтж хирургиясы жаца видео-эндоскопиялык операциялар непзше сэйкес жаца эдютермен зерттеледь

ТYЙiндi сездер: клиникалык анатомия, оперативтж хирургия, хирургия, операция, эндо-видеохирургия.

TEACHING OF THE CLINICAL ANATOMY AND OPERATIVE SURGERY IN 2-YEARS INTERNSHIP

Resume: purpose clinical (applied) anatomies and operative surgery - render direct real help a surgeon and internist to put (deliver) diagnosis and correct treatment. In present time clinical anatomy should be studied from another point of view due to development of video endoscopic surgery.

Keywords: clinical anatomy, operative surgery, surgery, operation, endo-videosurgery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.