Научная статья на тему 'Предупреждение служебных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел'

Предупреждение служебных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4178
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СОТРУДНИК ОВД / СЛУЖЕБНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / CORRUPTION / AN EMPLOYEE OF OIA / OFFICIAL CRIME / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов Сергей Анатольевич

В статье рассматривается система предупреждения служебных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, с учетом особенностей объекта упреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of service offenses committed by bodies of internal affairs

In this paper we consider a system of official warnings of crimes committed by OIA in accordance with object preemption

Текст научной работы на тему «Предупреждение служебных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Уголовное и уголовно-исполнительное право

УДК 343.3/.7 С. А. Денисов*

Предупреждение служебных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел

В статье рассматривается система предупреждения служебных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, с учетом особенностей объекта упреждения.

Ключевые слова: коррупция, сотрудник ОВД, служебные преступления, профилактика.

S.A. Denisov*. Prevention of service offenses committed by bodies of internal affairs. In

this paper we consider a system of official warnings of crimes committed by OIA in accordance with object preemption.

Keywords: corruption, an employee of OIA, official crime, prevention.

Современные условия развития общества и государства требуют от правоохранительных органов страны полной отдачи сил в исполнении своего служебного долга — борьбы и противодействия преступности, защиты прав и законных интересов граждан. Сразу отметим, что подавляющая часть сотрудников органов внутренних дел добросовестно исполняют свои обязанности, действуя в рамках закона, реализуют свои полномочия в различных сферах деятельности ОВД. Однако одним из факторов современной практики функционирования органов полиции является наличие служебной преступности, под которой мы понимаем совокупность преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в связи с исполнением ими своих профессиональных служебных обязанностей. Служебной преступностью охватывается целый круг общественно опасных деяний, которые предусмотрены действующим уголовным кодексом. К ним относятся следующие составы преступлений: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение служебных полномочий (ст. 286 УК РФ); неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ) и целый ряд преступлений, совершаемых в сфере расследования уголовных дел — воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ); привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ); незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ); принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ); фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ); заведомо ложное показания, заключения эксперта или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ). Проблемы предупреждения последней группы служебных преступлений имеют особую актуальность, поскольку сотрудники ОВД осуществляют масштабную деятельность в сфере правосудия: только за 2011 г. ими предварительно расследовано 1033 тыс. преступлений, что составляет 78,7 % всего массива предварительно расследованных преступлений [1].

Основную часть служебных преступлений составляют коррупционные преступления, поскольку, согласно ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», к коррупционным преступлениям отнесены: злоупотребление служебным положением; дача взятки; получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Тем самым, говоря о предупреждении служебной преступности, мы фактически ведем речь о противодействии коррупции. Этому вопросу справедливо уделяется самое пристальное внимание со стороны государственной власти. В частности, наряду с названным законом, были приняты Указы Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 (в ред. Указа Президента РФ от 28 февраля 2012 г.) «О мерах по противодействию коррупции», от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012—2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» и ряд иных специальных нормативных актов. Меры, направленные на предупреждение совершения коррупционных преступлений сотрудниками ОВД, предусмотрены также

* Денисов Сергей Анатольевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по заочному обучению, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы России. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected].

* Denisov, Sergey Anatolyevich, deputy head of the St. Petersburg University, Russian Ministry of Internal Affairs for distance education, doctor of law, professor, honored worker of higher education in Russia. Russia, St. Petersburg, st. Pilot Pilyutova,1. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 13 марта 2012 года.

© Денисов С.А., 2012

Федеральными законами от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Конечно, спектр преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, значительно шире, поскольку данные лица выступают субъектами и целого ряда других, общеуголовных преступлений, но они не входят в предмет нашего исследования. В 2010 г. возбуждено 4171 уголовное дело в отношении сотрудников ОВД. Количество лиц, совершивших должностные преступления, по службам выглядит следующим образом: криминальная милиции — 623, милиция общественной безопасности — 1714, следствие — 116, тыл — 40. 3а совершение преступлений общеуголовной направленности уголовные дела возбуждены в отношении 1882 сотрудников ОВД. В то же время значительно уменьшилось количество лиц, совершивших тяжкие преступления [2]. В 2011 г. было выявлено свыше 5 тыс. сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления, из них более трех тысяч — должностные лица. Каждый шестой из них занимал руководящую должность [3].

Сложившаяся ситуация требует выработки научно обоснованной программы, содержанием которой являлся бы комплекс эффективных мер, направленных на противодействие и предупреждение служебной преступности в органах внутренних дел. Научная проработка вопросов профилактики служебной преступности начиналась в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века. Это был период, когда государство и общество входило в системный кризис, поразивший все сферы жизнедеятельности. Ставились под сомнение и подвергались обструкции ценности, на которых базировалась и позиционировала себя многомиллионная общность советских граждан. Складывающийся во многом стихийно экономический базис в виде рыночной экономики страны увлек миллионы людей, оставивших привычные места работы и службы. Идея обогащения, стремление «легко» добиться материального успеха доминировала в сознании людей. Капитализация отношений поразила все стороны общественной и государственной жизни. Эти процессы проходили на фоне колоссального падения уровня жизни граждан, сворачивания социальных и экономических программ. Патронажная политика государства, направленная на поддержку отдельных слоев населения была в значительной мере свернута. На этом фоне проблема коррупции в государственном секторе вообще и правоохранительном в частности приобрела первоочередное значение. Все эти процессы происходили на фоне резкого, слабопрогнозируемого роста преступности, когда на арену криминальной действительности вышли преступления, которые были просто нетипичными для бывшего СССР — вымогательство, организованная преступность, торговля оружием, драгоценными металлами, наркотизм, похищение людей и т.п.

Проблема предупреждения в криминологической науке является ключевой, поскольку в ней аккумулируется концептуальные начала формирования подходов, форм и методов реагирования государства на преступность. Выдвижение предупредительной деятельности на передовые рубежи означает, что государство наряду с традиционно карательными мерами вырабатывает программы, которые упреждали бы саму возможность совершения преступления и последующего привлечения преступника к ответственности и наказанию. Предупредительная деятельность по отношению к преступлениям, причинам и условиям их порождающим, отражает гуманистические начала уголовной политики. Криминологическая наука рассматривает предупреждение преступности как комплексную целостную систему, в которой выделяется ряд элементов. Во-первых, необходимым условием эффективного предупреждения является отчетливо и ясно выраженная политическая воля, желание соответствующих структур и должностных лиц снизить уровень преступности. Во-вторых, определение объектов предупредительной деятельности, т.е. процессы, явления объективного и субъективного свойства, деятельность людей, а также отдельные индивиды. В-третьих, уровни и формы предупредительной деятельности; в-четвертых, меры предупредительного воздействия и, наконец, в-пятых, субъектов, реализующих предупреждение.

Характеризуя политические условия, при которых осуществляется предупреждение служебной преступности в органах внутренних дел, необходимо отметить, что в современный период отчетливо проявляется желание политического руководства страны, МВД России ориентировать правоохранительные органы на упреждение преступлений. Можно полагать, что предупредительная направленность противодействия служебной преступности доминирует и в практике соответствующих структур и должностных лиц. Эта деятельность должна носить всесторонний, комплексный и целенаправленный характер с постоянным напряжением усилий, приносящих положительный результат. Мероприятия подобного рода не должны проходить в виде громких кампаний, рассчитанных на привлечение внимания прессы, общественности, граждан.

Рассматривая объекты предупреждения служебной преступности, сразу оговоримся, что ни мы, ни другие авторы не выделяют коренных причин, порождающих эти виды преступлений. Сама по себе профессиональная деятельность работника полиции, направленная на борьбу с преступностью, на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства носит подзаконный, правомерный и социально одобряемый характер и не может привести к совершению преступления. Другое дело, что содержание этой деятельности, сопровождающейся значительными эмоциональными, физическими, интеллектуальными перегрузками, фактор риска для здоровья, жизни самого сотрудника и его близких могут служить фоном, при котором совершаются отдельные преступления по должности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Общим местом в разговорах об эффективности деятельности полиции и причинах злоупотреблений (в широком значении этого слова) по службе является оплата труда сотрудников органов внутренних дел. Многолетняя практика службы в органах внутренних дел, общение с представителями различных служб показывают, что жесткой зависимости между оплатой труда и служебной преступностью нет и не может быть. Подобной точки зрения придерживаются и большинство авторов, исследовавших данную проблему [4, с. 24]. Мотивация неправомерного поведения сотрудника органов внутренних дел далеко не исчерпывается лишь корыстной направленностью — она разнообразна и поливариантна.

Наиболее важной из составляющих предупредительной деятельности, по нашему мнению, является личность сотрудника органов внутренних дел, который в процессе исполнения профессиональных обязанностей при определенных условиях может совершить одно или несколько преступлений против интересов службы или против правосудия.

Среди критериев, лежащих в основе разделения сотрудников органов внутренних дел на отдельные группы, мы выделяем такие, как возраст, образование, стаж службы, характер исполняемых обязанностей, занимаемая должность и специальное звание.

В зависимости от возраста выделяются следующие категории: 17—23 года; 23—30 лет; 30—35 лет; 35—40 лет; 40—50 лет и 50—60 лет. Стаж службы распределяется по годам: до 5 лет; 5—10 лет; 10—15 лет; 15—20 лет; 20—25 лет, и, наконец, 25 лет службы и выше. Наличие образования также выступает классифицирующим критерием. В зависимости от него выделяются сотрудники с общим, среднеспециальным, неполным высшим и высшим образованием. По характеру исполняемых обязанностей мы выделяем курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД, сотрудников оперативных подразделений полиции, следователей и целый ряд других подразделений. В зависимости от занимаемой должности и специального звания профилактируемые подразделяются на рядовой и младший начальствующий состав, средний начальствующий состав, старший и высший начальствующий состав.

Предупредительная деятельность в отношении преступности сотрудников органов внутренних дел в зависимости от масштаба и значимости распределяется по уровням. К общесоциальному и специально-криминологическому уровню относятся усилия государства и общества по организации деятельности и функционировании органов МВД: это может быть комплекс экономических, правовых, организационно-управленческих, информационно-идеологических мероприятий, которые в совокупности опосредованно профилактируют служебную преступность. Они включают: улучшение финансирования, создание необходимых условий службы и отдыха, усиление социальной защищенности в виде увеличения оплаты труда, наделения льготами и т.п.

Одним из важнейших направлений управленческой деятельности является кадровая работа. В настоящий период складывается новая практика, которая должна самым серьезным образом оздоровить обстановку в территориальных органах и существенным образом повлиять на снижение уровня коррупции как одной из наиболее опасных разновидностей служебной преступности. Речь идет о практике кадровых ротаций сотрудников высшего начальствующего состава органов внутренних дел. Однако эта работа должна проводиться, по-нашему мнению, на солидной материальной и нормативно-правовой основе, а перспектива возможного переезда к новому месту службы должна присутствовать в сознании сотрудника постоянно. Серьезным сдерживающим фактором выступает правовая регламентация деятельности органов внутренних дел, разработка и принятие федеральных законов, ведомственных нормативных актов, приказов и инструкций. Как известно, правовая регламентация устанавливает формат должного поведения, исполнения обязанностей, а угроза санкций содержит в себе превентивные возможности.

Среди перечня правовых актов мы выделяем нормы уголовного права, выступающие специальным гарантом правомерного поведения должностных лиц органов внутренних дел. В настоящее время обращается внимание на необходимость разработки и принятия ведомственного акта, регламентирующего предупредительные мероприятия в отношении сотрудников ОВД. И такая работа уже ведется. В 2007 г. органам внутренних дел страны была представлена разработанная Концепция обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы. Этот акт создает основу для развития и реализации предупредительной деятельности служебных преступлений в ОВД. Весьма важным направлением этого уровня предупреждения профессиональной преступности является подготовка и обучение кадров сотрудников органов внутренних дел. Известно, что МВД России имеет разветвленную сеть образовательных учреждений, в которых готовятся специалисты по различным областям знаний. Среди категорий сотрудников органов внутренних дел мы намеренно выделили курсантов и слушателей, т.е. молодых людей, совсем недавно поступивших на учебу и службу в образовательные учреждения МВД — университеты, академии и институты. Представляется, что уже на этом этапе в сознание молодого человека или девушки должны закладываться знания, которые станут базой для формирования убеждений в необходимости строгого соблюдения законов, уважения прав личности в своей будущей профессиональной деятельности. Одной из важнейших традиций подготовки кадров для органов внутренних дел является органичное сочетание обучения и воспитания молодых курсантов. Это связано в первую очередь с тем, что категории морали, права и религии тесно связаны друг с другом, взаимообусловливают и дополняют процесс становления как профессионального, так и нравственного роста. Знакомясь с системой правовых запретов, существующих в обществе и государстве, проецируя

их на свое собственное сознание и поведение, курсант должен вырасти в первую очередь в законопослушного гражданина, убежденного в необходимости соблюдения законов, не мирящегося с криминальной действительностью. Одновременно с этим процессом происходит усвоение основных положений теории и практики юриспруденции и правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности, приобретаются навыки применения закона при раскрытии преступлений.

Наиболее эффективным уровнем предупредительной деятельности является индивидуальная профилактика, т.е. комплекс мероприятий, направленных на личность, а также на причины и условия, способствующие совершению служебных преступлений. Это направление предупредительной деятельности обладает целям рядом особенностей, на которых мы остановимся подробнее. Эффективность предупредительной деятельности в отношении конкретного сотрудника определяется прежде всего несовершением данным лицом преступления по службе. Следовательно, она должна носить упреждающий характер. Это требование имеет принципиально важное значение, поскольку недопущение фактического окончания преступления в момент его совершения (например, задержание в момент получения предмета взятки) означает, что раннепредупредительные усилия не дали положительного результата, и сотрудник совершает преступление. Непосредственное предупреждение с последующим привлечением к уголовной ответственности в нашем случае есть реализация уголовной ответственности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Роль пенитенциарной и тем более постпенитенциарной предупредительной деятельности ничтожна, поскольку у данного лица нет шансов вновь поступить на службу и совершить новое аналогичное преступление. В этом положении и заключается особенность, или родовая черта предупреждения профессиональных преступлений со стороны сотрудников органов внутренних дел. Специфичность подобного рода деятельности определятся и объектом предупреждения — это сотрудник органов внутренних дел, имеющий статус представителя власти, а иногда и наделенный серьезными служебными полномочиями и высоким специальным званием, имеющий заслуги перед государством. Это обстоятельство также существенно усложняет процесс предупреждения. Зачастую от сотрудника службы собственной безопасности требуются необходимая вежливость и такт.

Другой особенностью предупреждения служебной преступности на индивидуальном уровне является то обстоятельство, что воздействие на индивида осуществляется через сознание, путем коррекции некоторых заблуждений, отрицательных эмоций, низменных мотивов и сформировавшихся на этом фоне отрицательных установок, приводящих к профессиональной деформации личности. Это положение достаточно изучено в юридический и психологической литературе, поскольку профессиональная деформация зачастую выступает тем психологическим фоном, на котором формируется умысел на совершение служебного преступления [4].

И, наконец, одним из важных элементов системы предупреждения служебной преступности является наличие разветвленной сети структур и отдельных должностных лиц, на которых возложена обязанность предупреждать подобного рода деяния. Основным субъектом предупреждения в нашем случае являются структуры УСБ-ОСБ, осуществляющие противодействие и предупреждение дисциплинарных правонарушений и служебной преступности. Однако это совсем не означает, что наличие специализированной структуры с широкими полномочиями спецслужбы в ОВД устраняет обязанность предупреждения служебных правонарушений со стороны других подразделений — кадрововоспитательных аппаратов, руководителей различных звеньев, да и просто товарищей по службе. Только совместные усилия всех заинтересованных лиц могут привести к действенному результату — реальному снижению уровня служебной преступности.

Представленная система предупреждения с учетом особенностей объекта упреждения позволит, по нашему мнению, продолжать более успешную борьбу с одним из негативных проявлений преступности — служебным преступлениям в органах внутренних дел.

Список литературы

1. Состояние преступности — январь-декабрь 2011 года. [Электронный документ]. — Официальный сайт МВД России. — Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/ show_102505/ (дата обращения: 01.03.2012).

2. Интервью главы Департамента собственной безопасности МВД РФ Юрия Драгунцова. [Электронный документ]. — Официальный сайт «Российского агентства международной информации РИА Новости». — иКЬ: http://ria.ru/interview/20110215/334464562.html (дата обращения: 01.03.2012).

3. Официальный сайт «Российского агентства международной информации РИА Новости». [Электронный документ]. — иКЬ: http://ria.ru/politics/20120210/561741134.html (дата обращения: 01.03.2012).

4. Мухортов, С. Н. Предупреждение должностных преступлений, совершаемых сотрудниками службы криминальной милиции : монография. — Самара: Изд-во СИБиУ, 2004. — 139 с.

5. Стебенева, Е. В. Сотрудник органов внутренних дел как специальный субъект коррупционных преступлений (некоторые уголовно-правовые и криминологические аспекты) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 2 (50). — С. 110—114.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.