Научная статья на тему 'Представления о себе и мире у студентов-психологов'

Представления о себе и мире у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
558
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / PICTURE OF THE WORLD / МОДЕЛЬ МИРА / MODEL OF THE WORLD / ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ХАОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CHAOTIC MODEL / АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ANTAGONISTIC MODEL / МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MECHANISTIC MODEL / ОРГАНИЗМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ORGANISMIC MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Ольга Семеновна, Грачева Надежда Михайловна

В статье обосновывается актуальность исследования субъективной картины мира, целостных представлений о себе и мире для понимания того, какие факторы влияют на формирование проактивной личности, особенно что касается специалистов, работающих в профессии «человек-человек». Приводятся результаты эмпирического исследования представлений о себе и мире, моделей мира у студентов-психологов второго года обучения. Проанализированы представления о себе, особенности самоидентификации, характеристики мира, в котором живут респонденты, отношение к основным сферам жизнедеятельности. Выявлена тенденция постепенного перехода от негативного мировосприятия и соответствующих характеристик мира, в котором живет респондент, к позитивному в зависимости от отношения и восприятия родителей. Новизна исследования заключается в том, что с помощью контент-анализа ответов респондентов и математических методов, на основе корреляций дополнены характеристики моделей мира, предложенные В.М. Смирновым. Так, человеку с хаотической моделью мира свойственно негативное отношение к отцу и вообще лицам мужского пола, отрицательное отношение к своему прошлому и низкая осмысленность жизни. Антагонистической модели соответствуют сложности в отношении целей. Механистической свойственно приятие семьи и семейных ценностей. Организмической модели мира свойственно культивирование надситуативных ценностей, что стимулирует ее обладателей к работе над собой. Выявлена значительная роль отношения к отцу и матери в формировании тех или иных особенностей картины мира. Представлен анализ гендерных особенностей представлений о себе и мире, в частности, в отношении к семье и противоположному полу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perceptions of Themselves and the World of the Psychology Students

The article explains the relevance of the study of subjective picture of the world, a holistic view of themselves and the world to understand what factors affect the formation of proactive personality, especially with regard to professionals working in the profession of the "man-man". The results of an empirical study of representations of themselves and the world models of the world psychology students of the second year of study. Analyzed self-image, identity characteristics, the characteristics of the world in which respondents live, the ratio of the major spheres of activity. The tendency of gradual transition from a negative perception of the world and the relevant characteristics of the world in which he lives respondent to positive depending on the attitudes and perceptions of parents. The novelty of the study lies in the fact that with the help of content analysis of responses and mathematical methods, supplemented by the characteristics of the models of the world proposed by V.M. Smirnov. So, for example, a person with a chaotic model of the world tend to a negative attitude to his father, and in general to the males, the negative attitude towards its past and low meaningfulness of life. Antagonistic models are difficulties in relation to the objectives. Mechanistic model tend the acceptance of the family and family values. Organismic model of the world tend value the cultivation suprasituational values that stimulates its holders to work on themselves. There was a significant relationship to the role of the father and mother in the formation of certain features of the world picture. There is analysis of gender-specific representations of themselves and the world, in particular in relation to the family and the opposite sex.

Текст научной работы на тему «Представления о себе и мире у студентов-психологов»

УДК 159.9.072.43

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И МИРЕ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Васильева Ольга Семеновна Грачева Надежда Михайловна

В статье обосновывается актуальность исследования субъективной картины мира, целостных представлений о себе и мире для понимания того, какие факторы влияют на формирование проактивной личности, особенно что касается специалистов, работающих в профессии «человек-человек». Приводятся результаты эмпирического исследования представлений о себе и мире, моделей мира у студентов-психологов второго года обучения. Проанализированы представления о себе, особенности самоидентификации, характеристики мира, в котором живут респонденты, отношение к основным сферам жизнедеятельности. Выявлена тенденция постепенного перехода от негативного мировосприятия и соответствующих характеристик мира, в котором живет респондент, к позитивному в зависимости от отношения и восприятия родителей.

Новизна исследования заключается в том, что с помощью контент-анализа ответов респондентов и математических методов, на основе корреляций дополнены характеристики моделей мира, предложенные В. М. Смирновым. Так, человеку с хаотической моделью мира свойственно негативное отношение к отцу и вообще лицам мужского пола, отрицательное отношение к своему прошлому и низкая осмысленность жизни. Антагонистической модели соответствуют сложности в отношении целей. Механистической свойственно приятие семьи и семейных ценностей. Организмической модели мира свойственно культивирование надситуа-тивных ценностей, что стимулирует ее обладателей к работе над собой. Выявлена значительная роль отношения к отцу и матери в формировании тех или иных особенностей картины мира. Представлен анализ гендерных особенностей представлений о себе и мире, в частности, в отношении к семье и противоположному полу.

Ключевые слова: картина мира, модель мира, отношение, родители, хаотическая модель, антагонистическая модель, механистическая модель, организмическая модель.

Реалии сегодняшнего мира говорят нам о том, что зачастую многие процессы в социуме и в мире зависят от взглядов и позиции конкретного

Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2

человека, обладающего определенным влиянием, от его способности следовать своим представлениям о себе и мире в противовес иногда сильному давлению со стороны. В этой ситуации важна не только сама способность занять проактивную позицию в самореализации [22], но и то, какие взгляды и представления будут руководить поведением этого человека. Быть проактивным означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими глубинными принципами [15]. Какова субъективная картина мира, исходя из которой он выстраивает отношения во внешнем мире? Каковы настроения, обусловливающие значимость тех или иных ценностей, на базе которых организуется пространство взаимодействия? По мнению целого ряда исследователей, проблема соотнесенности личностных смыслов, целей и ценностей может оставаться актуальной для человека на протяжении всей его жизни [7, 11, 16, 19, 24]. От того, какие акценты и настроения будут характерны для представлений о себе и мире в среде потенциальных специалистов по работе с людьми, во многом зависит то, какие ценности и приоритеты будут культивироваться в обществе. И собственно то, каким будет наше общество через некоторое время [7].

Тема актуальна и в ряде исследований изучается с разных сторон и на разных уровнях (Г. М. Андреева, И. Я. Березная, Г. Н. Васильев, В. А. Ганзен, Р. М. Грановская, Г. Г. Дилигенский, Е. В. Егорова, А. Л. Леонтьев, С. Московичи,

A. П. Наминач, В. Ф. Петренко, В. В. Петухов, Т. И. Ронгинская, С. Д. Смирнов,

B. В. Столин, В. Франкл, Е. Б. Шестопал и др.). Так, с опорой на субъектный подход, разработанный в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном, А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой и др., Т. П. Емельяновой было эмпирически и теоретически доказано, что существуют определенные социально-психологические факторы, или, в терминологии автора, внутренние условия жизнедеятельности коллективного субъекта, которые значимо связаны с характеристиками их социальных представлений. В частности, обнаружен надежный факт акцентирования морально-нравственных составляющих социальной жизни в социальных представлениях россиян, в отличие от тенденции рационализации общественных явлений, выявленной западноевропейскими исследователями [5].

В исследовании «человеческого капитала», проводившемся в 2007-2009 гг. А. И. Юрьевым, И. С. Буриковой, М. А. Коноваловой, М. А. Пушкиной, в последнем варианте технического задания картина мира исследователями относится к индикаторам адаптации человека к глобальным изменениям. При этом способность к обучению связывается со способностью формировать новую картину мира, позволяющую находить новые пути к достижению своих целей. То есть картина мира понимается не только как данная фиксированная

отраженная картина реальности, но и как карта, позволяющая определить место положения и задать направление дальнейшего развития [3].

В связи с этим существует необходимость изучения того, как индивидуально-психологические особенности опосредуют влияние социально-психологических факторов на процесс построения и развития субъективной картины мира, и какие факторы являются ключевыми в ее формировании. Этим обусловлена актуальность нашего исследования. В данной статье мы приводим результаты одного из этапов исследования, посвященного представлениям о себе и мире у молодежи.

Целью нашего исследования мы ставим прояснить качественные особенности представлений о себе и мире, составляющих субъективную картину мира, а также расширить представление об особенностях миропонимания на основе моделей мира, разработанных В. М. Смирновым.

Исследование проводилось среди студентов второго курса факультета психологии Южного федерального университета, в нем приняло участие 72 человека, среди которых 62 девушки и 10 юношей.

Практическое исследование включало: тест «Кто я?» М. Куна; модифицированный самоотчет «Мой мир: 20 из 80» и методику «Незаконченные предложения» Д. Сакса, модифицированную для студентов; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; опросник «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира» (СПАИММ) В. М. Смирнова [9, 10, 11, 14, 18]. Для обработки результатов опроса использовался контент-анализ текстового материала, критерий Манна-Уитни для выявления значимости различий в группах, коэффициент корреляции Спирмена для поиска взаимосвязи характеристик (использовали программу Statistica 6).

Перейдем к анализу результатов по методикам. Остановимся сначала на методике «Незаконченные предложения», т. к. собственные, свободные ответы респондентов способны раскрыть большое количество нюансов их представлений о себе и мире (собственная интерпретация, эмоциональная окраска, особенности взаимоотношений). Ответы испытуемых дают представление о их специфических взглядах по таким категориям, как: отношение к отцу, отношение к себе, нереализованные возможности, отношение к будущему, страхи и опасения, отношение к друзьям, отношение к своему прошлому, отношение к лицам противоположного пола, отношение к лицам женского пола, отношение к лицам мужского пола, отношение к семье, отношение к матери, чувство вины, представления о мире.

В результате количественного анализа, предполагающего предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения, определились сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2

ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (негативный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Эти оценки складываются в индивидуальный профиль, а качественный анализ позволяет определить вероятную причину проблемных областей, наличие определенной эмоциональной связи с предметом обсуждения и соответствующего опыта, убеждений, ожиданий. Наиболее очевидной проблемной областью являются отношения с отцом. В 60 % случаев есть основания судить о том, что респонденты живут в неполных семьях либо при живом отце, либо по причине его смерти. В конце статьи описаны некоторые результаты корреляций по шкалам методики «Незаконченные предложения» в группах девушек и юношей.

Рассмотрим результаты работы с тестом «Кто Я?», которая вызвала некоторые затруднения у респондентов. В основном это было связано с количеством ответов, которое нужно было дать. Нормой в работе с этим тестом считается, когда респондент дает 14 и более ответов. В нашем случае 17 % респондентов дали меньшее количество ответов. Выяснилось, что причиной этого может быть отношение к прошлому и чувство вины, т. к. есть значимые различия между теми, кто дал требуемое количество ответов, и теми, у кого это вызвало затруднения по шкалам теста-опросника «Незаконченные предложения»: «отношение к своему прошлому» (p = 0,02) и «чувство вины» (p = 0,03).

Тест «Кто Я?» выявил некоторые затруднения с половой идентификацией (один из основных критериев в этой методике). Так, в ответах 3 девушек вообще данная характеристика отсутствует, по ответам невозможно определить половую принадлежность без дополнительных сведений. При этом ответы одной из этих девушек носят явно негативный эмоциональный оттенок («кусок мяса», «создание с ногами», «человек, который живет не в том времени, где ему логично было бы жить»). Шесть юношей не обозначили принадлежность к своему полу напрямую, а только посредством окончаний и обозначения ролей. Остальные отметили принадлежность к социальной группе соответственно женщин и мужчин напрямую и косвенно, через окончания и обозначение ролей.

Чаще всего респонденты давали характеристику себя как субъекта социальной системы (семья, общество), субъекта общения и деятельности. Довольно большое количество ответов, данных девушками, носит абстрактный характер («посланник», «жизнь», «природа», «воздух», «свет», «любовь»), описывает качества («женственность», «свежесть», «искренность»). Юноши идентифицируют себя часто как представители Homo sapiens, как биологический вид, у них чаще встречаются характеристики себя как обладателя того или иного физического качества («кареглазый», «белокожий», «красивый», «блондин», «шатен», «подтянутый», «бледнокожий», «высокий»). Ответы

молодых людей давались в настоящем времени, девушки в 31 % анкет связывали свое будущее с профессией и ролью матери, жены. Ответов в прошедшем времени не было. Судя по ответам, многие респонденты находятся в экзистенциальном поиске: поиске смысла существования, поиске себя. Это может быть напрямую связано с тем, что респонденты выбрали в качестве направления для своей профессиональной специализации психологию как один из путей решения этой внутренней задачи.

Методика «Мой мир: 20 из 80» нами была проведена в два этапа. На первом этапе предлагалось выбрать 20 характеристик, которые бы описывали мир, в котором живет испытуемый. На втором этапе - из 20 отмеченных выбрать 5 главных характеристик, описывающих мир.

Основываясь на характеристиках мира, в котором живут респонденты, мы поделили их на три группы по наличию позитивных и негативных описаний. В первую группу вошли те, чей мир характеризуется исключительно положительными прилагательными. В третью - те, кто характеризует мир как «грязный», «дисгармоничный», «жестокий», «искусственный», «фальшивый» и т. д. Во вторую группу попали анкеты тех, кто находится посередине, отметив и положительные и отрицательные характеристики мира.

Сравнив первую и третью группы, где различия соответственно более яркие, по результатам теста-опросника «Незаконченные предложения» мы получили вполне ожидаемые значимые различия по шкалам «отношение к себе» (р = 0,00), «отношение к лицам мужского пола» (р = 0,00), «отношение к семье» (р = 0,00), «отношение к матери» (р = 0,00), «представления о мире» (р = 0,00). По шкале «отношение к отцу» р = 0,056. То есть, отношение к миру непосредственно обуславливается отношением к значимым лицам - отцу, матери и самому себе. Чем лучше отношения с матерью и отцом (или отношение к ним), тем гармоничнее и доброжелательнее мир респондентов. По шкале «страхи и опасения» коэффициент «р» равен 0,050602, т. е. можно говорить о тенденции различий и о зарождении или присутствии страхов и опасений вследствие негативных отношений или негативного восприятия значимых фигур. Сравнение первой и второй групп выявило значимые различия по шкалам «отношение к себе» (р = 0,00), «отношение к семье» (р = 0,04) и «представления о мире» (р = 0,01). Сравнение второй и третьей групп показало значимые различия по отношению к семье, к матери и относительно представлений о мире. В данном случае можем сделать вывод о значимости фигуры матери в формировании позитивного отношения к миру и восприятии его более гармоничном. Очевидна тенденция постепенного перехода от позитивного мировосприятия к негативному в соответствии с ухудшением восприятия и отношения к родителям.

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2

Сравнение результатов этих групп по тесту СЖО тоже выявило значимые различия. Сравнение первой и второй групп выявило значимые различия по шкалам «процесс» (р = 0,03), «результат» (р = 0,00), «локус контроля Я» (р = 0,00), «локус контроля жизнь» (р = 0,03). То есть, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, общее мировоззренческое убеждение в том, что есть возможность управлять своей жизнью и создавать события жизни, а также вера в собственные силы в этом вопросе напрямую связаны с представлениями о мире, с тем, как человек характеризует мир, в котором он живет, на что обращает внимание, что ставит на первое место (т. к. предлагалось выбрать главные характеристики мира).

Сравнение первой и третьей групп выявило значимые различия по шкалам «процесс» и «результат» (р = 0,01). То есть, то, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть, соотносится с тем, каким воспринимается мир.

Перейдем к результатам по тесту СПАИММ (социально-психологические аспекты индивидуальной модели мира). Индивидуальная модель мира - это система представлений человека об окружающей действительности, о себе, о своих отношениях с этой действительностью. Она включает в себя такие знания субъекта, к которым он апеллирует как к истинным и объективным. В нашей выборке хаотическая модель мира встретилась у 8 респондентов, максимально выраженная - у 4-х. Антагонистическая модальность у 2 испытуемых выражена сильно. Механистическая модальность у 4 респондентов выражена средне. Организмическая модальность миропонимания - у 57 человек (у 2-х низкое значение, у 39 - среднее и 16 - максимальное). Таким образом, наиболее распространенной является организмическая модель мировосприятия.

В результате корреляционного анализа выяснили следующие взаимосвязи:

1. Взгляды, соответствующие хаотической модели мира, коррелируют с отрицательными (негативно окрашенными) представлениями о мире (Вб = -0,34, р = 0,00), негативным отношением к отцу (Вб = -0,27, р = 0,01) и лицам мужского пола (вб = -0,37, р = 0,00), неудовлетворительным отношением к своему прошлому (Вб = -0,42, р = 0,00). Если рассматривать корреляции со шкалами теста СЖО, то отрицательная корреляция есть в отношении цели (Вб = -0,31, р = 0,00), по шкале «процесс» (Вб = -0,44, р = 0,00), в отношении результата (Вб = -0,33, р = 0,00), «локус контроля Я» (Вб = -0,30, р = 0,01), «локус контроля жизнь» (Вб = -0,45, р = 0,00) и общего уровня осмысленности жизни (вб = -0,41, р = 0,00). То есть - со всеми шкалами теста.

2. Антагонистической модели мира соответствуют негативное отношение к лицам мужского пола (Вб = -0,30, р = 0,00), лицам противоположного

пола ^ = -0,29, р = 0,01), к отцу ^ = -0,30, р = 0,00). В связи с тем, что у нас выборка в основном состоит из представительниц женского пола, можно сделать очень серьезный вывод о том, что неприятие мужской фигуры, негативное отношение к ним напрямую связаны с развитием таких черт, как критичность, неприятие, склонность к конфликтам и противостоянию, как открытому, так и внутреннему, не только с мужчинами, но и со всем миром. Это подтверждается и контент-анализом, в частности тем, что в описании позитивного образа себя и образа женщины используются такие формулировки, как: «добьюсь», «сильная духом», «целеустремленная» (в контексте победы, т. е. противостояния). При этом очевидна несогласованность, нецелостность картины мира, т. к. наряду с желанием добиваться результатов, выстраивать карьеру, негативными характеристиками лиц мужского пола, есть цель быть счастливыми в браке, создание любящей семьи. Возникает вопрос: каким образом? С большой вероятностью можно прогнозировать возникновение проблем в выстраивании отношений с противоположным полом и разочарование в плане реализации намерения по созданию благополучной семьи, если не будет осознано внутреннее противоречие, лежащее в его основе [4]. В результате выявления корреляций со шкалами теста СЖО выявилась отрицательная связь с шкалой «цели» ^ = -0,23, р = 0,04), т. е. можно предположить, что если человек настроен на борьбу с миром и поиск врага, то он теряет собственное направление, теряет время и силы на противопоставление себя тому, что есть, расходует внимание на реагирование (реактивный тип взаимодействия) вместо того, чтобы создавать свой план и будучи проактивным (видящим свой смысл и направление) его реализовывать.

3. Механистическая модель мира положительно коррелирует с отношением к семье ^ = 0,26, р = 0,03), скорее всего это связано с представлениями о выполнении определенных ролей и задач, связанных с обеспечением совместного проживания. Мы не выявили корреляций ни с одной из шкал теста СЖО, что на самом деле тоже информативно: нашим респондентам не свойственно механистичное мышление в плане осмысленности жизни, ее целей и возможностей самореализации.

4. Организмическая модель мира положительно коррелирует с отношением к себе ^ = 0,27, р = 0,02), отношением к своему прошлому ^ = 0,37, р = 0,00), отношением к семье ^ = 0,34, р = 0,00), отношением к матери ^ = 0,29, р = 0,01). Это согласуется с основой организмической модели -принятием многообразия мира во всех его проявлениях. Корреляционный анализ со шкалами теста СЖО выявил положительную взаимосвязь со шкалой «цели» ^ = 0,38, р = 0,00), шкалой «локус контроля Я» ^ = 0,35, р = 0,00), «локус контроля жизнь» ^ = 0,35, р = 0,00) и общей осмысленностью жизни

ВиББ!АЫ PSУCH0L0G!CAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2

(Вб = 0,36, р = 0,00). Интересно, что не выявлено корреляции со шкалами «процесс» и «результат», хотя по шкале «результат» значение р = 0,07 близко к значимому. Получается, что с одной стороны им важно наличие цели, но с другой они не привязаны к результату, а также, занимая активную позицию в жизни, наблюдая многообразие жизни, ведя себя активно, они видят смысл происходящего за пределами ситуации - надситуативные ценности. Можно сказать, что такие люди ставят высокую цель, за пределами материальных ценностей, потому сложно охарактеризовать, возможно ли получать удовольствие от процесса ее достижения, т. к. экзистенциальные цели требуют постоянного совершенствования, что может иногда приводить к некоторой степени неудовлетворенности, но она другого порядка. Не неудовлетворенность, как что-то негативное, а как осознание истинного положения вещей и стимул к дальнейшей работе над собой.

Мы сравнили результаты юношей и девушек по всем методикам. Выяснилось, что по методике «Незаконченные предложения» значимые различия имеются по отношению к отцу (р = 0,00), по отношению к будущему (р = 0,03), где девушки более позитивно настроены, при этом у девушек более выражено чувство вины (р = 0,04). Близки к значимым показатели по шкалам «отношение к лицам мужского пола», «отношение к семье», «представления о мире». Во всех случаях девушки более позитивно оценивают рассматриваемые аспекты.

Обнаружены значимые различия практически по всем шкалам теста СЖО, кроме шкалы «результат».

По методике СПАИММ обнаружены значимые различия по всем моделям, при этом юношам более свойственны хаотическая, антагонистическая и механистическая модели мира (во всех случаях р = 0,00), а девушкам -организмическая (р = 0,04).

Интересными на наш взгляд получились результаты по корреляции аспектов взаимоотношений и миропонимания, исходя из данных по методу «Незаконченные предложения». Их много, приведем лишь несколько для иллюстрации самых социально и личностно значимых.

Так, «отношение к отцу» взаимосвязано у юношей со страхами и опасениями (Вб = 0,80, р = 0,00), и представлениями о мире (Вб = 0,79, р = 0,00), что подтверждает ранее выявленное значение фигуры отца в процессе формирования картины мира. У девушек коррелирует с отношением к себе (Вб = 0,33, р = 0,00), шкалами «страхи и опасения» (Вб = 0,28, р = 0,02), «отношение к друзьям» (Вб = 0,43, р = 0,00), «отношение к лицам противоположного пола» (Вб = 0,25, р = 0,04), «отношение к лицам мужского пола» (Вб = 0,56, р = 0,00), «отношение к семье» (Вб = 0,33, р = 0,00), «отношение к матери» (Вб = 0,37, р = 0,00), «представления о мире» (Вб = 0,36, р = 0,00).

Из чего можно сделать вывод, что тенденция к снижению значимости семейных ценностей не появляется вдруг в новом поколении, а формируется постепенно через снижение уровня отношений и взаимопонимания между родителями и детьми. Чем лучше отношения между детьми и родителями, тем лучше люди будут относиться к семейным традициям.

Интересным оказалось то, что у юношей отношение к друзьям отрицательно коррелирует с отношением к семье (Вб = -0,78, р = 0,00), т. е. чем лучше в семье и отношение к семье, тем хуже с друзьями, и наоборот. Так же отрицательно коррелирует с отношением к лицам женского пола (Вб = -0,71, р = 0,01), но положительно - с отношением к матери (вб = 0,67, р = 0,03). Конечно, в основном речь при ответах шла о родительской семье, но взгляды сформированы и так или иначе будут оказывать влияние на формирование своей семейной жизни. Можно предположить, учитывая то, что им более свойственна механистическая модель мира, что семья для них существует как организация, где чувства и предпочтения на втором плане. А возможно, если они определились с тем, с кем строить семейные отношения, то остальные представительницы противоположного пола перестают их интересовать. И наоборот, если хорошие отношения с ними, то хуже отношение к семье. При этом образ матери и отношения с ней способны повлиять на образ семьи и отношение к семье. Это сформировалось, в частности, в связи с тем, что много неполных семей, и мать, собственно говоря, - и есть семья, потому отношение к семье - это отношение к матери. Но корреляция не стопроцентная, поэтому есть еще факторы, которые вмешиваются в эту диаду.

У девушек «отношение к друзьям» отрицательно коррелирует с чувством вины (Вб = -0,30, р = 0,01), т. е. чем лучше отношения с друзьями, тем ниже чувство вины, что говорит о том, что одиночество и отделенность формирует комплекс, связанный с агрессией, направленной на самого себя. Конечно, у чувства вины могут быть причины, но от невротического чувства, ни на чем не основанного, лучше избавляться, т. к. это может повлечь за собой ряд негативных влияний на все аспекты жизни [8].

Выводы

Представления о себе и мире формируют определенную модель миропонимания и взаимодействия с ним. Проведенное нами исследование позволило расширить представление о том, какие значимые аспекты влияют на то или иное миропонимание и мировидение. В частности, выявлена значительная роль фигур отца и матери в имеющемся представлении о себе и мире. Очевидна тенденция постепенного перехода от позитивного мировосприятия к негативному в соответствии с ухудшением восприятия и отношения к родителям.

Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2

С одной стороны, это не новость, что родители оказывают значительное влияние на формирование первичных представлений о себе и мире, но в нашем случае речь идет о людях, уже выбравших свое направление, и по многим классификациям они способны выстраивать собственную картину мира.

Респондентам с хаотичной моделью мира свойственны негативное отношение к отцу и вообще лицам мужского пола, отрицательное отношение к своему прошлому и низкая осмысленность жизни, что подтверждает предположение автора классификации моделей миропонимания о том, что к формированию хаотической модели мира может привести какая-то критическая стрессовая ситуация в жизни человека, провоцирующая внутреннее переживание и растерянность, что проявляется во многих сферах жизнедеятельности.

Респондентам с антагонистической моделью мира свойственно негативное отношение к лицам мужского пола, лицам противоположного пола и к отцу. Мы выявили то, что реализуя себя в противостоянии миру, человек может потерять свою собственную цель, либо будет испытывать сложности с ее определением.

Респондентам с механистической моделью мира свойственно положительное отношение к семье. При этом они сдержанны в проявлении чувств, принимают страдание как неотъемлемую часть жизни.

Респондентам с организмической моделью мира свойственны положительное отношение к себе, к своему прошлому, к семье, к матери, высокая общая осмысленность жизни, четкое понимание своих целей и вера в свои силы, т. е. проактивная позиция.

Заключение

Если человек уделяет большое внимание негативным аспектам окружающей действительности, если концентрируется на них и борется с ними, то теряет свою собственную направленность, цель. Соответственно, нарастает неудовлетворенность, и это приводит к появлению представлений о мире как хаотичном, непредсказуемом. А так как, в свою очередь, индекс удовлетворенности коррелирует с уровнем осмысленности жизни стопроцентно, можно сказать, что человек вынужден будет переосмысливать мир и себя в нем, чтобы занять устойчивое положение и реализоваться. Конечно, на нашем жизненном пути то и дело возникают кризисные моменты, приводящие к переоценке ценностей и значимых составляющих нашей жизни. Тем не менее, есть принципиальные вещи, взаимоотношения с которыми могут помочь удержать баланс гармоничного существования в мире. К этим ценностям относятся взаимоотношения с родителями, отношение к себе. При

этом восприятие отца, положительное к нему отношение поможет снизить уровень противостояния миру, увеличит шансы гармоничного взаимодействия с миром. Фигура матери, отношение к ней взаимосвязаны с принятием многогранности мира и способностью открыть тот уровень безусловной любви, который так необходим каждому человеку для счастливой, гармоничной и проактивной жизни.

Литература

1. Андреева Г. М. Образ мира в структуре социального познания // Мир психологии. - 2003. - № 4. - С. 31-41.

2. Брушлинский А. В. Психология субъекта. - СПб.: Алетейя, 2003. - 109 с.

3. Бурикова И. С., Коновалова М. А., Пушкина М. А., Юрьев А. И. Опыт психологического измерения человеческого капитала. Монография. - СПб., 2009.

4. ВоловиковаМ. И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005. - 332 с.

5. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М.: Изд-во ИП РАН, 2006. - 400 с.

6. Знаков В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2. -С. 95-106.

7. Знаков В. В., Рябикина З. И. Субъект, личность и психология человеческого бытия. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005. - 384 с.

8. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011. - 701 с.

9. Казачкова В. Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 154-157.

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

11. Малюченко Г. Н., Смирнов В. М. Социально-психологический анализ целостных представлений о мире. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006. - 156 с.

12. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. - М.: Новый хронограф, 2010. - 440 с.

13. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.

14. Правник Д.Ю. Гендерная вариативность образа мира личности: дисс. ... канд. психол. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2007. - 248 с.

15. Проактивность / Википедия // URL.: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%C F%F0 %EE%E0 %EA%F2 %E8 %E2 %ED%EE%F1 %F2 %FC

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2

16. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: КноРус, ЧеРо, 2000. - 776 с.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. -713 с.

18. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Тест «Кто Я?». - СПб., 2006. - С. 82-103.

19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 2006. - 321 с.

20. Adler A. What life should mean to you. - London: George Allen and Unwin, 1980. - 300 p.

21. Dweck C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development. - Philadelphia, 1999.

22. Frankl V. E. Man's Search For Ultimate Meaning Hardcover. - Cambridge, Massachusetts: Perseus Publ., 1997. - 222 p.

23. Hess E. P., Bridgwater C. A., Bornstein P. H. Situational determinants in the perception of assertiveness: Gender-related influences // Behav. Ther. -1980. - no. 11. - pp. 49-58.

24. Rogers C. R. Becoming partners: Marriage and its alternatives. - New York: Delacorte Press, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.