Научная статья на тему 'Психологический анализ особенностей системы отношений к себе и окружающему миру в структуре образа мира подростка'

Психологический анализ особенностей системы отношений к себе и окружающему миру в структуре образа мира подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
636
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / ОБРАЗ МИРА / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / ADOLESCENTS / YOUNGER ADOLESCENTS / OLDER ADOLESCENTS / BOYS / GIRLS / IMAGE OF THE WORLD / WORLD AROUND / SYSTEM OF RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шулева Елизавета Игоревна

В статье представлены результаты психологического анализа особенностей системы отношений к себе и окружающему миру в структуре образа мира подростка. В исследовании была применена методика «Незаконченные предложения». Выборку исследования составили 135 подростков в возрасте 9-15 лет. Результаты исследования показали, что для подростков характерно положительное отношение к себе и к окружающему их миру. Установлены статистически значимые отличия по шкалам «Отношение к отцу», «Нереализованные возможности», «Отношение к младшим», «Отношение к будущему», «Страхи и опасения», «Отношение к друзьям», «Отношение к лицам противоположного пола», «Отношение к сверстникам», «Чувство вины» у мальчиков и девочек. Выявлены значимые отличия по шкале «Чувство вины» у младших и старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шулева Елизавета Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological analysis of the attitudes of adolescents towards themselves and the world around in the structure of their image of the world

The paper presents the results of a psychological analysis of the adolescents’ attitudes towards themselves and the world around in the structure of their image of the world. The technique of incomplete sentences is applied. The study sample includes 135 adolescents aged 9-15. The results of the study show that adolescents are characterized by the positive attitude towards themselves and the world around them. The research reveals the statistically significant differences in boys and girls on scales of attitude to the father, unrealized potential, attitude to the juniors, attitude to the future, fears and concerns, attitude to the friends, attitude to the opposite sex, relationship with peers, guilt. Besides, the study identifies the significant differences in younger and older adolescents on a scale of guilt.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ особенностей системы отношений к себе и окружающему миру в структуре образа мира подростка»

УДК 159.9.07-053.6

https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.20

Шулева Елизавета Игоревна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА МИРА ПОДРОСТКА

Shuleva Elizaveta Igorevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Psychology Department, Magnitogorsk State Technical University

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE ATTITUDES OF ADOLESCENTS TOWARDS THEMSELVES AND THE WORLD AROUND IN THE STRUCTURE OF THEIR IMAGE OF THE WORLD

Аннотация:

В статье представлены результаты психологического анализа особенностей системы отношений к себе и окружающему миру в структуре образа мира подростка. В исследовании была применена методика «Незаконченные предложения». Выборку исследования составили 135 подростков в возрасте 9-15 лет. Результаты исследования показали, что для подростков характерно положительное отношение к себе и к окружающему их миру. Установлены статистически значимые отличия по шкалам «Отношение к отцу», «Нереализованные возможности», «Отношение к младшим», «Отношение к будущему», «Страхи и опасения», «Отношение к друзьям», «Отношение к лицам противоположного пола», «Отношение к сверстникам», «Чувство вины» у мальчиков и девочек. Выявлены значимые отличия по шкале «Чувство вины» у младших и старших подростков.

Ключевые слова:

подростки, младшие подростки, старшие подростки, мальчики, девочки, образ мира, окружающий мир, система отношений.

Summary:

The paper presents the results of a psychological analysis of the adolescents' attitudes towards themselves and the world around in the structure of their image of the world. The technique of incomplete sentences is applied. The study sample includes 135 adolescents aged 9-15. The results of the study show that adolescents are characterized by the positive attitude towards themselves and the world around them. The research reveals the statistically significant differences in boys and girls on scales of attitude to the father, unrealized potential, attitude to the juniors, attitude to the future, fears and concerns, attitude to the friends, attitude to the opposite sex, relationship with peers, guilt. Besides, the study identifies the significant differences in younger and older adolescents on a scale of guilt.

Keywords:

adolescents, younger adolescents, older adolescents, boys, girls, image of the world, world around, system of relations.

В современной науке исследование феномена образа мира все больше приобретает междисциплинарный характер. Однако изначально это понятие возникло в области психологических исследований и с течением времени интерес к нему только усиливается.

Анализ современных научных школ и направлений исследования образа мира в отечественной психологии представлен в работах С.Д. Смирнова [1], О.Е. Баксанского и Е.Н. Кучер [2], Е.Ю. Бекасовой [3], И.А. Ивановой [4]. Содержание понятия образа мира в психологической науке раскрывается в работах Р.И. Погоровой [5], М.Д. Семеновой [6], Н.А. Чуешевой [7]. Результаты исследования этапов эволюции, структуры и особенностей функционирования и формирования образа мира представлены исследователями О.В. Глушенковым [8], М.В. Картавенко [9], В.П. Серки-ным [10], В.В. Ткаченко [11]. Гендерные особенности образа мира личности изучают Е.Б. Весна, Д.Ю. Правник [12], Е.В. Ярославкина [13]. Особенности психологического исследования образа мира старшего школьника стали предметом научных интересов Е.Н. Богданова и Н.Б. Трофимовой [14]. Результаты теоретических и эмпирических исследований психологических особенностей образа мира подростков представлены в работах К.В. Бобровской [15], И.А. Буровихиной [16], С.Н. Лопаревой [17], К. Макэлани и соавторов [18], М.В. Мирошниченко [19], Е.И. Шулевой [20].

Несмотря на усиливающийся интерес исследователей к явлению образа мира подростков, остаются недостаточно исследованными как отдельные характеристики его структурных элементов, так и особенности их функционирования. Без этих знаний понимание возрастных особенностей психологического феномена образа мира будет неполным. Недостаточность психологических знаний существенно снижает эффективность практической работы психологов с подростками, замедляет развитие педагогических исследований в области формирования образа мира подростков. Таким образом, актуальность изучения структурных особенностей образа мира подростка обусловила цель нашего исследования.

Цель работы - анализ особенностей системы отношений к себе и окружающему миру в структуре образа мира подростка. Выборку исследования составили 135 подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Была использована модифицированная методика «Незаконченные предложения». При обработке первичных результатов использовался вариант оценки ответов респондентов и ключ, предложенный А.А. Карелиным [21]. При анализе полученных данных применялись описательная статистика и критерий Стьюдента.

В таблице 1 представлены значения средних показателей, которые показывают систему положительных отношений подростков к себе и к окружающему их миру.

Таблица 1 - Значения средних показателей в подгруппах мальчиков и девочек (Х ± х)

Шкала Средний показатель ^критерий

девочки(п = 73) мальчики (п = 62)

Отношение к отцу 0,32 ± 0,23* 1,29 ± 0,20* 3,20

Отношение к себе 0,29 ± 0,24 0,13 ± 0,26 0,44

Нереализованные возможности 2,42 ± 0,17* 1,45 ± 0,21* 3,66

Отношение к младшим 1,42 ± 0,20* 0,84 ± 0,21* 2,05

Отношение к будущему 2,45 ± 0,17* 1,55 ± 0,22* 3,22

Отношение к старшим 0,51 ± 0,26 0,42 ± 0,25 0,24

Страхи и опасения *-1,85 ± 0,25 *—0,19 ± 0,29 4,32

Отношение к друзьям 1,80 ± 0,20* 1,07 ± 0,24* 2,41

Отношение к своему прошлому 0,96 ± 0,21 0,69 ± 0,20 0,92

Отношение к лицам противоположного пола *-0,52 ± 0,22 *—0,15 ± 0,21 2,15

Отношение к семье 2,04 ± 0,20 1,45 ± 0,23 1,92

Отношение к сверстникам 2,41 ± 0,16* 1,63 ± 0,24* 2,76

Отношение к матери 1,62 ± 0,23 1,69 ± 0,23 0,24

Чувство вины *-1,89 ± 0,18 *-0,61 ± 0,21 4,58

Положительное отношение выявлено у мальчиков-респондентов по 12 шкалам и у девочек-респондентов по 11 шкалам методики. Результаты анализа с применением ^критерия Стьюдента выявили статистически значимые отличия по следующим шкалам: «Отношение к отцу» (1 = 3,20), «Нереализованные возможности» (1 = 3,66), «Отношение к младшим» (1 = 2,05), «Отношение к будущему» (1 = 3,22), «Страхи и опасения» (1 = 4,32), «Отношение к друзьям» (1 = 2,41), «Отношение к лицам противоположного пола» (1 = 2,15), «Отношение к сверстникам» (1 = 2,76), «Чувство вины» (1 = 4,58). Полученные результаты показывают, что подростки положительно оценивают свое будущее, но девочки значительно более оптимистичны в этом отношении, чем мальчики. Девочки-подростки сильнее чувствуют имеющиеся у них потенциальные, еще не реализованные возможности. Они значительно оптимистичнее мальчиков оценивают перспективы их реализации. В целом у подростков выявлено положительное отношение к друзьям, сверстникам и младшим по возрасту. Однако отношения девочек-подростков значительно лучше, чем мальчиков.

Результаты исследования показали положительное отношение подростков к своим отцам, но отношение к ним мальчиков-подростков значительно лучше, чем девочек. Установлено, что у девочек-подростков значительно выражены чувства опасения и страха, у мальчиков они отсутствуют. Анализ эмпирических данных показал, что девочки-подростки склонны к достаточно сильному переживанию чувства вины, у мальчиков чувство вины выражено значительно слабее. Подростки негативно относятся к лицам противоположного пола, но отношение девочек значительно хуже, чем мальчиков. Причины этого объясняются, с одной стороны, возрастными особенностями респондентов, с другой - недостаточностью знаний подростков о психологических особенностях полов.

В таблице 2 представлены значения средних показателей в подгруппах младших и старших подростков.

Таблица 2 - Значения средних показателей в подгруппах младших и старших подростков (Х ± х)_

Средний показатель

Шкала младшие подростки (п = 71) старшие подростки (п = 64) ^критерий

1 2 3 4

Отношение к отцу 0,70 ± 0,21 0,87 ± 0,24 0,53

Отношение к себе 0,01 ± 0,23 0,41 ± 0,29 0,87

Нереализованные возможности 1,86 ± 0,18 2,15 ± 0,21 1,02

Отношение к младшим 1,01 ± 0,17 1,37 ± 0,28 1,13

Отношение к будущему 1,99 ± 0,19 2,11 ± 0,21 0,43

Отношение к старшим 0,70 ± 0,22 0,11 ± 0,31 1,56

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4

Страхи и опасения -0,91 ± 0,25 -1,35 ± 0,34 1,04

Отношение к друзьям 1,60 ± 0,18 1,25 ± 0,28 1,04

Отношение к своему прошлому 0,63 ± 0,16 1,15 ± 0,27 1,65

Отношение к лицам противоположного пола -0,10 ± 0,20 -0,54 ± 0,26 1,66

Отношение к семье 1,64 ± 0,98 1,96 ± 0,24 1,02

Отношение к сверстникам 1,91 ± 0,17 2,26 ± 0,25 1,16

Отношение к матери 1,85 ± 0,18 1,35 ± 0,29 1,47

Чувство вины *-1,03 ± 0,19 -1,72 ± 0,26 2,24

Анализ результатов исследования с применением t-критерия выявил статистически значимые отличия по шкале «Чувство вины» (t = 2,24) у младших и старших подростков. По мере взросления чувство вины у подростков усиливается, что является негативной тенденцией и требует внимательного отношения психологов, педагогов и родителей.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали наличие половых и возрастных различий в функционировании системы отношений к окружающему миру в структуре образа мира подростка. Также выявлена необходимость проведения с подростками просветительской работы в области психологии полового диморфизма, а также по профилактике и психокоррекции тревожности и чувства вины.

Ссылки:

1. Смирнов С.Д. Образ мира как объект психологического исследования // Теория и методология психологии. Постне-классическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 157-173.

2. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Основные подходы к эмпирическому изучению образа мира личности // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 3. С. 20-30.

3. Бекасова Е.Ю. Современные направления исследований «образа мира» в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн : электрон. науч. журн. 2015. № 4. URL: http://www.emissia.org/of-fline/2015/2343.htm (дата обращения: 28.11.2017).

4. Иванова И.А. Роль феномена «образ мира» в отечественной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 1-54. С. 95-98.

5. Погорова Р.И. Понимание образа мира в психологической науке // Миротворческое образование как фактор социализации личности в поликультурном обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Грозный, 2014. С. 112-115.

6. Семенова М.Д. Образ мира как психологическая категория // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 22. С. 12-14.

7. Чуешева Н.А. Понятие «образ мира» в психологической науке // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 10 (73). С. 20-23.

8. Глушенков О.В. Начальные этапы эволюции образа мира в онтогенезе // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 4 (31 ). С. 29-37.

9. Картавенко М.В. Качественная специфика исследования различных слоев образа мира // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 13 (68). С. 234-239.

10. Серкин В.П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 1. С. 11-19.

11. Ткаченко В.В. Анализ проблемы формирования образа мира в трудах отечественных педагогов и психологов // Психология обучения. 2014. № 6. С. 103-112.

12. Весна Е.Б., Правник Д.Ю. Гендерная вариативность образа мира личности : монография. Петропавловск-Камчатский, 2009. 207 с.

13. Ярославкина Е.В. Традиционно «мужские» и «женские» ценности в структуре образа мира женщин с разной тендерной идентичностью // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2010. № 11. С. 111-114.

14. Богданов Е.Н., Трофимова Н.Б. Образ мира старшего школьника как предмет психологического исследования // Ак-меология. 2006. № 4 (20). С. 166-170.

15. Бобровская К.В. Теоретические подходы к исследованию образа мира в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2. С. 276-280.

16. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 313 с.

17. Лопарева С.Н. К проблеме формирования гуманистического образа мира у подростков // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 12. С. 166-172.

18. Attachment and Autonomy during Adolescence / K. McElhaney, J. Allen, J. Stephenson, A. Hare // Handbook of Adolescent Psychology / ed. by R. Lerner, L. Steinberg. 3rd ed. Vol. 1. N. Y., 2009. P. 358-403.

19. Мирошниченко М.В. Исследование системы жизненных смыслов и особенностей образа мира у девиантных подростков // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования : материалы I междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2010. С. 592-597.

20. Шулева Е.И. Психологические особенности образа мира современного подростка // Психология и педагогика: прошлое, настоящее и будущее : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2014. С. 122-126.

21. Психологические тесты : в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. М., 1999. Т. 2. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.