Научная статья на тему 'Представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе'

Представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / МЕДИАПЕДАГОГИКА / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / КОММУНИКАЦИЯ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / SOCIAL NETWORKS / MEDIA SPACE / NETWORK TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA / MEDIA EDUCATION / INTERNET / INTERNET RESOURCES / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванушкина Екатерина Владимировна, Иванушкина Наталья Викторовна, Щипова Ольга Владимировна

Статья посвящена изучению представления студентов о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования. Социальные сети являются новой средой для современных обучающихся. Эта среда предлагает студентам новые способы взаимодействия, в первую очередь, новые информационные и коммуникационные каналы, а также специальные технологии общения и деятельности. На фоне неорганизованного и бесконтрольного пребывания обучающихся в сети Интернет чрезвычайно важным представляется анализ образовательных возможностей, которые появляются у пользователей социальных сетей, с целью обеспечения не запрета данных сервисов, а организации продуктивной образовательной деятельности в новых информационных условиях. Исследование представления студентов о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования отражает преимущества и трудности использования социальных сетей, которые могут быть учтены при организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванушкина Екатерина Владимировна, Иванушкина Наталья Викторовна, Щипова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS’ UNDERSTANDING ABOUT THE POSSIBILITIES OF USING SOCIAL NETWORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the students’ understanding about the possibilities of using social networks in the educational process of secondary vocational education. Social networks are a new space for students. This space offers students new ways of cooperation, new information and communication channels, as well as special media technologies of communication and activity. Analysis of the educational opportunities of using social networks is very important for the organization of productive educational activity in the new information environment. The article presents the results of the monitoring of the use of social networks in the educational space. The authors of the article describe the advantages and disadvantages of the use of social networks, which should be taken into account in the educational process in institutions of secondary vocational education. Conclusion. If much attention is paid to permission of this problem in higher education institutions, then we can't tell about establishments of secondary professional education of it. Results of our research speak about readiness of students, both technical, and psychological, to use of social networks in educational process and need of use of a such resource as additional, for the organization of educational process in establishments of secondary professional education, trying to obtain increase of efficiency of educational process and continuity with educational process in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе»

УДК 377.5

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2016 Е.В.Иванушкина1, Н.В.Иванушкина2, О.В.Щипова3

Иванушкина Екатерина Владимировна, методист. E-mail: kat samara88@mail.ru Иванушкина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики.

E-mail: inw38641@mail. ru Щипова Ольга Владимировна, ассистент кафедры педагогики. E-mail: shipowa olja@mail.ru

1Центр профессионального образования Самарской области 2,3 Самарский национальный исследовательский университет имени академика

С.П.Королева

Статья поступила в редакцию 17.11.2015

Статья посвящена изучению представления студентов о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования. Социальные сети являются новой средой для современных обучающихся. Эта среда предлагает студентам новые способы взаимодействия, в первую очередь, новые информационные и коммуникационные каналы, а также специальные технологии общения и деятельности. На фоне неорганизованного и бесконтрольного пребывания обучающихся в сети Интернет чрезвычайно важным представляется анализ образовательных возможностей, которые появляются у пользователей социальных сетей, с целью обеспечения не запрета данных сервисов, а организации продуктивной образовательной деятельности в новых информационных условиях. Исследование представления студентов о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования отражает преимущества и трудности использования социальных сетей, которые могут быть учтены при организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, социальные сети, виртуальная среда, сетевые технологии, мультимедиа, медиапедагогика, Интернет, интернет-ресурсы, коммуникация.

Всемирная информационная компьютерная сеть Интернет занимает центральное место в современном обществе, несмотря на все многообразие информационных и телекоммуникационных технологий. Информационные технологии обеспечивают в образовательном процессе учебную деятельность, с использованием прикладных и инструментальных программных средств.

Влияние информационных технологий на современное общество привело к изменению традиционных форм коммуникации. Наиболее универсальным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей части интернет-аудитории, являются социальные сети. Заинтересованность в данном сервисе обусловлена удобством общения в интерактивном режиме с возможностью участия в сообществах по интересам, разнообразием форм работы с содержанием (мультимедиа: текст, графика, анимация, звук, видео), наполняемого самими пользователями сети Интернет, оперативным оповещением об изменениях в личном информационном пространстве.

Социальные сети, блоги, интернет-сообщества являются новой средой для современных обучающихся, предлагая им новые способы взаимодействия, в первую очередь, новые информационные и коммуникационные каналы, специальные технологии общения и деятельности. Характерным является тот факт, что существование в подобной среде всегда подразумевает продуктивность, то есть результатом деятельности в социальной сети является некий продукт: сообщение, перепост, комментарий, отданный голос, решение «вступить в группу или нет», «добавить в друзья или нет» и т.д. Важно также и то, что любая деятельность здесь является исключительно добровольной, мотивированной, как на этапе выбора социальной сети, так и на этапах ежедневных действий пользователя [1].

Социальные сети постепенно становятся инструментом развития системы образования, который позволяет студентам постоянно получать, осваивать, использовать непрерывно обновляющуюся информацию. Важное значение приобретает изучение представления студентов учреждений среднего профессионального образования

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе. Изучая представление студентов учреждений среднего профессионального образования о возможностях использования социальных сетей в образовательном процессе, мы провели исследование, в ходе которого были получены следующие результаты.

На вопрос «Какие формы общения Вы предпочитаете?» 95% респондентов выбрали ответ «Непосредственное общение», 38% - общение в сети (социальные сети, форумы и т. п.), 19% -посредством телефона, 10% - посредством текстовых сообщений.

На общение 71 % студентов учреждений среднего профессионального образования затрачивает от 5 до 7 часов ежедневно, 14% - от 7 до 12 часов, 10% - от 3 до 5 часов, 5% респондентов -от 2 до 3 часов.

На общение посредством сети Интернет 43% студентов учреждений среднего профессионального образования ежедневно затрачивает от 3 до 5 часов, 19 % - от 5 до 7 часов, также 19 % - от 2 до 3 часов, и, аналогичный результат 19 % - до 1 часа.

Все респонденты отмечают, что общение в сети Интернет проходит через социальные сети; некоторые отмечают, что используют программу «Бкуре» (19%) и форумы (5%). Ни один из респондентов не использует электронную почту для общения, что свидетельствует о выборе более легкой, необременительной формы общения.

Взаимодействие в виртуальном пространстве происходит с различными целями: поддержка отношений (76%), трансляция информации (62%), развлечение (33%), познание друг друга (24%). Чаще всего в сети Интернет респонденты общаются с друзьями, одногруппниками и коллегами, родителями и родственниками. Виртуальная реальность не защищает молодых людей от ошибок, которые они совершают при реальном общении с личными или образовательными целями. Общение с незнакомыми людьми осуществляют 24% респондентов, с одной стороны, это является показателем открытости и доступности, с другой стороны, не исключает риск негативного воздействия на студентов учреждений среднего профессионального образования.

40,00% S ^

30,00% НИ Ж Ц|

20,00% ВЦ НВ ЯЯ jog

10,00% - ВЦ ЦЦ ЦЦ НЦ IH

0,00% ^ | WÊ/

0,00% /ияг DBV WÊW шшт яввг вямг

ПК Ноут Нетб Моби Смар План

■ Ряд1 34,80 30,40 2,20% 37% 21,70 17,40

Рис. 1. Вопрос: «Чаще всего для получения информации или ее передачи, какие Вы используете технические средства?» (Question: "Most often for obtaining information or its transfer what you use technical means?")

Респонденты выделили следующие трудности при общении посредством сети Интернет: 76% отмечают, что причиной непонимания является сложность передачи эмоций, хотя виртуальная реальность располагает своими специфическими обозначениями эмоциональных состояний; 19% не исключают риск оказаться в плохой компании или быть обманутым мошенниками, 19% респондентам сложно составить впечатление о незнакомом человеке [2].

На фоне неорганизованного и бесконтрольного пребывания обучающихся в сети Интернет

чрезвычайно важным представляется анализ образовательных возможностей, которые появляются у пользователей виртуальных сред, с целью обеспечения не запрета данных сервисов, а организации продуктивной образовательной деятельности в новых информационных условиях.

Опрос 70 студентов самарских колледжей, показал, что их техническое оснащение позволяет беспрепятственно использовать интернет-ресурсы для организации учебной деятельности. Так, мобильный телефон с подключением к сети Интернет имеют 37% студентов; 34,8% опрошенных

имеют персональный компьютер; 30,4% - ноутбук; 21,7% - смартфон; 17,4% - планшетный компьютер; 2,2% - нетбук (см. рис 1).

Студенты колледжей используют компьютер для просмотра видеоматериалов (63%), общения (56,5%), для скачивания музыки (45,7%), чтения книг, учебы (19,6%). Необходимо отметить, что респонденты начинают постепенно менять вектор использования компьютера и, соответственно, интернет-ресурсов в сторону своего интеллектуального развития. 8,7% студентов самарских колледжей ответили, что компьютер им необходим «для работы в компьютерных программах» и для «поиска работы».

Следующий наш вопрос был сформулирован следующим образом: «Какие поисковые системы Вы наиболее часто используете при подготовке к занятиям и в своей исследовательской деятельности?». Все респонденты указали поисковые системы, которыми они чаще всего пользуются при подготовке к занятиям - это google (60,9%) и yandex (32,6%). Только 13% студентов колледжей отметили использование «on-line обучением для саморазвития и самообразования?», 82,6% - нет.

В ходе нашего опроса мы выявили положительную тенденцию применения социальных сетей в обучении студентов самарских колледжей.

21,7% опрошенных уже имеют опыт обучения с помощью интернет-технологий и не просто опыт, а «положительный». С помощью социальных сетей студенты читали, редактировали видео, осваивали программу «Photoshop», редактировали тексты, видео, фото, проходили on-line тестирование.

43,5% респондентов отмечали, что при подготовке к занятиям пользуются социальными сетями, но при этом 39,1% отметили другие варианты, в том числе и традиционные, такие как книги, учебники, методическая литература и др.

На вопрос «Хотели бы Вы обучаться с помощью социальных сетей?» положительно ответили 39,1%, при этом, все же, 47,8% ответили «нет». Что указывает на приоритет «живого» общения, традиционного получения знаний в системе «учитель - ученик» (см. рис. 2).

Это в очередной раз подтверждает, что социальные сети являются лишь инструментом в руках педагога. Они должны применяться в организации учебного процесса как средство, оставляя первенство за традиционными формами организации учебного процесса среди студентов колледжей, техникумов, училищ.

Рис. 2. Вопрос: «Хотели бы Вы обучаться с помощью социальных сетей?» (Question: "You would like to be trained

by means of social networks?")

Изучая ответы на вопрос «В каких социальных сетях Вы больше всего проводите время?», мы можем ранжировать ряд приоритетов следующим образом: «VK» - 89, 1%; «Youtube» - 37%; «Instagram» - 34.8%; «Google +» - 15.2%; «Одноклассники» - 15.2%; «Facebook» - 13%; «Twitter» -13%; «Flickr» - 4.3%.

Студенты средних профессиональных учреждений, участвовавших в опросе, «готовы потратить для обучения с помощью социальных сетей от 1 до 24 часов в сутки», при этом были ответы «много», «сколько потребуется». Этот момент мы

зафиксировали как положительный, так как он демонстрирует готовность респондентов получать знания с помощью социальных сетей, применять их в своей будущей профессиональной деятельности.

Участники опроса отметили, что в процессе обучения можно широко использовать различные функции социальных сетей, а именно: «использование чата для групповой работы» - 41,3%; «выполнение курсовых работ и рефератов с помощью технологий вики и публикации постов» - 34,8%; «просмотр презентаций и видеоматериалов» -

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

32,6%; «прослушивание аудиолекций» - 28,3%; «комментарии работы преподавателей и сокурсников» - 23,9%; «возможность использования пабликов и групп для организации обучения (распространение списка учебной литературы, расписание занятий и другой организационной работы)» - 21,7%; «подготовка видеоработ» -15,2%; «проведение вебинаров и видеоконференций» - 6,5%.

Отмечая положительные стороны обучения с помощью социальных сетей, респонденты указывали на легкость, быстроту, удобство поиска информации, понятность языка. Также студенты упоминали о возможности скачивания учебных материалов, использования электронных книг. Они указывали, что обучение с помощью социальных сетей доступно во времени и пространстве.

К числу отрицательных моментов использования социальных сетей в учебных целях опрашиваемые отмечали отсутствие возможности практического применения полученных знаний, наличие лишней информации, недостаточность живого общения. Респонденты упоминали о возможности возникновения зависимости и проблем со здоровьем при чрезмерном использовании компьютера и Интернет ресурсов.

Обучение с помощью социальных сетей обладает привлекательной новизной, с одной стороны, и удобством и возможностью реализации ее на практике - с другой.

Как отмечали М.Д.Горячев, М.М.Горячев, Н.В.Иванушкина, В.В.Мантуленко, можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей: мобильность и оперативность; технологичность; распознаваемость; доступность, обсуждаемость идеи и предложений и т.д. Также авторы перечисляли и ряд трудностей, таких как отсутствие разработанной концепции и

научно-методического обеспечения результативного применения данных технологий в учебном процессе; большой объем развлекательного содержания, отвлекающего от учебной деятельности, и содержания, недопустимого для включения в учебный процесс по моральным, этическим, эстетическим и другим требованиям; необходимость инвестиционных затрат на постоянное обновление оборудования и т.д.

Разрешение существующих проблем возможно только путем более глубокого изучения образовательных возможностей социальных сетей, выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве, разработки специализированных образовательных сетей.

Тем не менее, уже сегодня социальные сети -это мощный и эффективный инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса, имеющий широкий спектр возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых необходимо использовать в современном образовании [4].

Вывод. Если разрешению данной проблемы в вузах уделяется большое внимание, то сказать об учреждениях среднего профессионального образования этого мы не можем. Результаты нашего исследования говорят о готовности студентов, как технической, так и психологической, к использованию социальных сетей в учебном процессе и необходимости использования такого рода ресурса, как дополнительного, для организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, добиваясь повышения эффективности образовательного процесса и преемственности с учебным процессом в высших учебных заведениях.

1. Иванушкина, Е.В. Щипова, О.В. Специфика общения студентов учреждений среднего профессионального образования в поликультурном образовательном пространстве // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции (Казань, КФУ, 30 октября 2014 г.) / под ред. Г.Ж.Фахрутдиновой. Казань, Отечество, 2014. 600 с.

2. Иванушкина, Е.В. Щипова, О.В. Специфика общения студентов учреждений среднего профессионального образования в поликультурном образовательном пространстве....С. 227-230.

3. Горячев, М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5 (116). С. 220-227.

4. Иванушкина, Н.В. Использование современных информационных коммуникационных технологий как фактор повышения качества образования в вузе // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2010. №1 (75). С. 207-211.

THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS' UNDERSTANDING ABOUT THE POSSIBILITIES OF USING SOCIAL NETWORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

© 2016 E.V.Ivanushkina1, N.V.Ivanushkina2, O.V.Shchipova3

Ekaterina Vladimirovna Ivanushkina, methodist. E-mail: kat samara88@mail.ru Natalia Viktorovna Ivanushkina, candidate of pedagogic sciences, docent. E-mail: inw38641@mail. ru Olga Vladimirovna Shchipova, assistant at the Department of pedagogy. E-mail: shipowa olja@mail.ru

Vocational training centre of Samara region 2,3 Samara National Research University

The article deals with the students' understanding about the possibilities of using social networks in the educational process of secondary vocational education. Social networks are a new space for students. This space offers students new ways of cooperation, new information and communication channels, as well as special media technologies of communication and activity. Analysis of the educational opportunities of using social networks is very important for the organization of productive educational activity in the new information environment. The article presents the results of the monitoring of the use of social networks in the educational space. The authors of the article describe the advantages and disadvantages of the use of social networks, which should be taken into account in the educational process in institutions of secondary vocational education.

Conclusion. If much attention is paid to permission of this problem in higher education institutions, then we can't tell about establishments of secondary professional education of it. Results of our research speak about readiness of students, both technical, and psychological, to use of social networks in educational process and need of use of a such resource as additional, for the organization of educational process in establishments of secondary professional education, trying to obtain increase of efficiency of educational process and continuity with educational process in higher educational institutions.

Key words: secondary vocational education, social networks, media space, network technologies, multimedia, media education, Internet, Internet resources, communication.

1. Ivanushkina, E.V. Shchipova, O.V. Spetsifika obshcheniia studentov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniia v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve (Specifics of communication of students of establishments of secondary professional education in polycultural educational space). Polikul'turnoe obrazovatelnoe prostranstvo Povolzh'ia: integratsiia regionalnogo i mezhdunarodnogo opyta: sb. nauch. trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Kazan', KFU, 30 oktiabria 2014 g.) / pod red. G.Zh.Fakhrutdinovoi. Kazan', Otechestvo, 2014. 600 p., (in Russ.).

2. Ivanushkina, E.V. Shchipova, O.V. Spetsifika obshcheniia studentov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniia v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve (Specifics of communication of students of establishments of secondary professional education in polycultural educational space), pp. 227-230, (in Russ.).

3. Goriachev, M.D., Goriachev M.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko V.V. Primenenie setevykh resursov v sovremennom obrazovanii (Application of network resources in modern education) Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 5 (116), pp. 220-227, (in Russ.).

4. Ivanushkina, N.V. Ispol'zovanie sovremennykh informatsionnykh kommunikatsionnykh tekhnologii kak faktor povysheniia kachestva obrazovaniia v vuze (Use of modern information communication technologies as a factor of improvement of quality of education in higher education institution). Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnaia seriia, 2010, no.1 (75), pp. 207-211, (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.