Научная статья на тему 'Мониторинг педагогических средств формирования готовности к инновационной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования'

Мониторинг педагогических средств формирования готовности к инновационной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE INNOVATIVE ACTIVITY / THE READINESS FOR THE INNOVATIVE ACTIVITY / THE PEDAGOGICAL MEANS OF THE FORMING OF THE READINESS FOR THE INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванушкина Екатерина Владимировна

В статье представлены результаты мониторинга педагогических средств, используемых в учреждениях среднего профессионального образования с целью формирования готовности студентов к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE PEDAGOGICAL MEANS OF THE FORMING OF THE ALACRITY FOR THE INNOVATIVE ACTIVITY OF THE STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

The article presents the results of the monitoring of pedagogical means used in the establishments of secondary specialized colleges to form of the readiness for the innovative activity of students.

Текст научной работы на тему «Мониторинг педагогических средств формирования готовности к инновационной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования»

УДК 377.5

МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013 Е.В.Иванушкина

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 17.06.2013

В статье представлены результаты мониторинга педагогических средств, используемых в учреждениях среднего профессионального образования с целью формирования готовности студентов к инновационной деятельности. Ключевые слова: инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности, педагогические средства формирования готовности к инновационной деятельности.

В течение последних двух десятилетий в нашей стране происходят коренные преобразования, идет поиск новых путей развития общества. В педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы молодого поколения. Одним из приоритетов государственной политики в сфере образования в России выступает повышение качества профессионального образования1. Актуализируются проблемы совершенствования качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования. Инновационная деятельность постепенно становится основным механизмом развития системы среднего профессионального образования. В этой ситуации приоритетным в системе профессиональной подготовки будущих специалистов выступает формирование готовности к инновационной деятельности, которая является условием результативности профессиональной деятельности, максимальной реализации возможностей, раскрытия творческого потенциала2.

В результате проведенного мониторинга определены педагогические средства, используемые в учреждениях среднего профессионального образования с целью формирования готовности студентов к инновационной деятельности: проектная работа, модульное обучение, кейс-стади, информационно-коммуникацион-

Иванушкина Екатерина Владимировна, аспирант кафедры педагогики. E-mail: kat_samara88@mail. ru

1 Горячев М.Д., Горячев М.М. Профессиональная подготовка студентов - будущих учителей в процессе педагогической практики // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2 (3). - С. 593 - 596.

2 Иванушкина Е.В., Щипова О.В. Социально-педагогический мониторинг студентов учреждений среднего профессионального образования // Психология и педагогика на современном этапе: Материалы III Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: 2012. - С. 133 - 137.

ные технологии, организационно-деятельност-ные и инновационные игры.

Проектная работа — выполнение обучаемыми учебных заданий в проектной форме, т.е. определение замысла, постановка целей и определение результатов, формулирование задач, решение которых необходимо для достижения намеченных результатов, организация и планирование работ по достижению намеченных результатов, реализация плана работ, получение требуемых результатов и их оценка относительно замысла. Соответственно, средствами проектной работы является умение ставить цели и определять результаты, планировать и организовывать работу по их достижению, оценивать результаты относительно первоначального замысла, а также более конкретные индивидуальные средства, необходимые для осуществления работ на каждом этапе проектирования. Примером реализации проектной работы в учреждениях среднего профессионального образования является социокультурный проект «Солнечные люди», направленный на преобразование социокультурной среды, в которой находятся нуждающиеся в помощи люди и сами участники проекта. Проект позволяет создать для обучающихся учреждений среднего профессионального образования условия для роста творческой и социальной активности.

Согласно данным мониторинга в ряде средних профессиональных образовательных учреждений реализуются технологии модульного обучения, возникшие как альтернатива традиционному обучению. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(3), 2013

усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль. Разработанный на базе ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж» модуль «Техническое обслуживание приборов системы зажигания» помогает сформировать у обучающихся представление об устройстве и работе приборов различных систем зажигания и системы в целом; овладеть приемами диагностирования технического состояния системы зажигания двигателя и выполнения технического обслуживания системы зажигания двигателя.

Применяемая во многих образовательных учреждениях технология кейс-стади позволяет преподавателю внедрять индивидуальный подход к каждому студенту, учитывать его потребности и формировать у студентов навыки самоменеджмента, умения работать с информацией, развивая тем самым сильные стороны студента. Студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций (кейсов) или задач. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные, исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. В рамках курса «Эффективное поведение на рынке труда» преподавателями ГАОУ СПО «Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им. П.Мачнева» был разработан кейс на тему «Рынок труда и безработица». Он позволяет обучающимся узнать особенности товара «Рабочая сила», его спроса на рынке труда, потенциал с точки зрения трудоустройства, виды и особенности безработицы региона.

Особое место в подготовке конкурентоспособного специалиста образовательными учреждениями отводится организационно-деятельност-ным играм, в процессе которых моделируется профессиональная деятельность по решению сложных комплексных проблем функционирования и управления социально - экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии. Это расширяет педагогический инструментарий, используемый в учебно-воспитательном процессе, и усиливает воздействие обучения на личность обучаемого в целом.

Примером может служить имитационная модель реальной фирмы «Учебная Фирма». Учебная фирма работает подобно настоящему предприятию и выполняет все свойственные ему функции, однако деятельность предприятия имитируется образовательными целями. В некоторых учебных заведениях, овладев опытом создания имитационных фирм, педагоги совместно со студентами решаются создать реальные учебные фирмы, пройдя все этапы построения собственного реального предприятия - от первона-

чальных идей до реализации продукции и получения прибыли. Так например, на базе ГАОУ СПО «Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж» созданы туристическая фирма «Поехали», профессиональная фотостудия «^ооК» и учебно-производственная лаборатория ногтевого сервиса. Такие учебные комплексы позволяют студентам стать специалистами, не просто обладающими необходимыми знаниями, умениями и навыками, а компетентными работниками, способными применять все это на практике.

Инновационная игра — комплекс игр, мероприятий, направленный на обучение мыслить нестандартно. Основой игры является групповая работа. Инновационная игра ориентирована на столь необходимую в последнее время выработку умения действовать в нестандартных ситуациях, при этом происходит включение всего личностного потенциала участников, снимаются психологические и социальные барьеры, препятствующие творческой работе. Наиболее существенным результатом игры может стать понимание участниками своих психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к самовыражению. В процессе игры создается коллективный «мозговой центр», способный решать важные вопросы еще до их острого возникновения. А главное — происходит саморазвитие коллектива, что выражается в его сплоченности, эмоциональной поддержке каждого участника, формировании чувства принадлежности и т.д.

Как показал мониторинг, для организации и управления инновационной деятельностью в образовательных учреждениях создаются различные структурные подразделения (Ученый совет, методический совет, научное общество и др.) и механизмы. Например, лаборатория инновационных технологий, задачей которой является внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий для подготовки конкурентоспособного выпускника среднего профессионального учреждения, востребованного на рынке труда. Одним из средств научно-методической помощи в учреждении среднего профессионального образования является «Школа профессионального мастерства», где преподаватель, мастер производственного обучения высшей категории транслирует накопленный опыт по изучению и внедрению в практику работы новых технологий. Педагогическими средствами по формированию готовности к инновационной деятельности студентов являются так же разработка и использование обучающих компьютерных программ по отдельным дисциплинам, разработка и использование компьютерных тестов для оценки результатов образовательного про-

цесса, а также для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися.

Использование Web-технологий ведет к развитию инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования. Например, интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web технологии такие, как: пакет WebCT (предназначен для построения карт обучающих курсов, для совместного использования информационных ресурсов, проведения конференций, тестирования и оценивания), пакет Interactive Leaming Network (предлагает инструментальные средства оценивания обучения, создания базы данных успеваемости, интерактивного ассистирования, дискуссий в реальном времени, группового дистанционного обучения), пакет The Internet Classroom Assistant (нацелен на проведение обучающих конференций, совместное использование информационных ресурсов и связей в различных учебных средах) и другие. Асинхронные компьютерные конференции. В настоящее время активно разрабатываются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий. Синхронные учебные конференции. Инструментальные средства ^nference Room, Honey-Com, PowWow, PeopleLink и другие позволяют организовать интерактивное обучение на основе синхронных взаимодействий обучающихся, т.е. использовать в учебном процессе системы интерактивного диалога в реальном времени. Дистанционная совместная групповая работа. В последнее

время особую актуальность имеет применение специального программного обеспечения -«группвера» («groupware») - для организации дистанционной совместной групповой работы обучающихся. Использование таких стандартных возможностей систем групп вера, как хранение информации, управление и поиск в базах данных, позволяет разрабатывать совместные проекты в ходе инновационного обучения. Среди популярных инструментальных средств можно отметить такие, как SuperTCPSuite (совместная работа над документом, поиск и управление информацией, дискуссионные группы), TeamWARE Office (составление учебных графиков, дискуссии, хранение и поиск документов), TEA-Mate (сотрудничество в разработке и использовании документа, система управления процессом решения групповой задачи), WebShare (дискуссии, поиск и хранение информации, составление учебных графиков) и другие3.

Приведенные педагогические средства, выявленные в ходе мониторинга, способствуют формированию готовности студентов к инновационной деятельности и позволяют связать профессиональную подготовку студента с потребностями современного инновационного производства; осуществить поэтапную реализацию профессиональной подготовки студента к инновационной деятельности; активизировать учебно-познавательную, исследовательскую, изобретательскую деятельность студентов; сформировать системное критическое мышление, рефлексию и мотивацию на профессиональный рост в условиях социально-экономических изменений; реализовать принцип фундаментальности в освоении гуманитарных и научных дисциплин.

3 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В.; Под ред. д-ра экон. н., проф. О.П.Молчановой. - М.: 2001.

MONITORING OF THE PEDAGOGICAL MEANS OF THE FORMING OF THE ALACRITY FOR THE INNOVATIVE ACTIVITY OF THE STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

© 2013 E.V.Ivanushkina°

Samara State University

The article presents the results of the monitoring of pedagogical means used in the establishments of secondary specialized colleges to form of the readiness for the innovative activity of students.

Key words: the innovative activity, the readiness for the innovative activity, the pedagogical means of the forming of the readiness for the innovative activity.

° Ekaterina Vladimirovna Ivanushkina, Postgraduate Student

of the Department of Pedagogics. E-mail: kat samara88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.