Научная статья на тему 'Предпринимательская деятельность в условиях территорий опережающего развития (на примере развития туризма в тор «Камчатка»)'

Предпринимательская деятельность в условиях территорий опережающего развития (на примере развития туризма в тор «Камчатка») Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
465
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / КАМЧАТСКИЙ КРАЙ / ENTREPRENEURSHIP / PRIORITY DEVELOPMENT AREAS / THE KAMCHATKA TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Груздева Е.В.

В данной статье представлен анализ наиболее значимых вопросов территорий опережающего развития, в т.ч. на примере Камчатского края, в котором подобная территория ориентирована прежде всего на развитие туризма. Актуальность статьи обусловлена повышением активности создания территорий опережающего развития в России. Цель/задачи. Целью статьи является выявление достоинств и недостатков территорий опережающего развития, как механизма развития экономики. Для достижения данной цели автором поставлены и решены две задачи анализ теоретических вопросов создания территорий опережающего развития и оценка практического примера создания подобной территории. Методология. Теоретической базой исследования стали нормативные правовые акты посвященные вопросу территорий опережающего развития, а также стратегические документы Камчатского края. В качестве методологической основы применены методы: анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукции и дедукции. Результаты. Установлено, что несмотря на существующие недостатки и ограничения создание территорий опережающего развития является эффективным инструментом развития предпринимательской деятельности. Выводы/значимость. Создание внутри страны территорий, наиболее благоприятных для привлечения долгосрочных инвестиций, является широко распространенной мировой практикой по привлечению крупных компаний. В России данный инструмент является сравнительно новым, однако уже активно применяется для развития предпринимательской деятельности в проблемных регионах. Данный инструмент предоставляет резидентам достаточно обширные возможности по получению конкурентных преимуществ, соответственно, критически важной является проработка всех вопросов реализации и последующей работы территорий опережающего развития, с учетом предпринимательской деятельности компаний как входящих, так и не входящих в данные территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Груздева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF PRIORITY DEVELOPMENT AREAS

This article presents an analysis of the most important issues in priority development areas, including the commitment of the Kamchatka region in which such territory is focused primarily on the development of tourism. The relevance of the article due to the increase in the activity of creation of territories of operahouse development in Russia. Goal/objectives. The purpose of this article is to identify both advantages and disadvantages of priority development areas as a mechanism of economic development. To achieve this goal, the author formulated and solved two tasks analysis of theoretical questions of development of territories of priority development and evaluation of a practical example of creating such a site. Methodology. The theoretical basis of the research was normative legal acts devoted to the question of priority development areas and strategic documents of the Kamchatka region. As a methodological basis of applied methods: analysis, synthesis, analogy, comparison, induction and deduction. Results. Found that despite the existing shortcomings and limitations, the creation of territories of priority development is an effective tool for the development of entrepreneurship. Conclusions/significance. Creation within the country's territory, favorable for attracting long-term investment, is a widespread global practice to attract large companies. In Russia, this tool is relatively new, but is already actively used for the development of entrepreneurial activities in troubled regions. This tool provides its residents with sufficient opportunities to gain competitive advantage, accordingly, is a critical study of all questions of implementation and follow-up work of priority development areas, given companies' business activities both within and outside the area.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская деятельность в условиях территорий опережающего развития (на примере развития туризма в тор «Камчатка»)»

УДК 338 doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.134.140

JEL: L26, O39

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ (на примере развития туризма в ТОР «Камчатка»)

Елена Владимировна Груздева 1

1 ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет 119991, г. Москва, Ленинские Горы, д. 1

1 Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инноваций E-mail: gruzdeva-msu@bk.ru

Поступила в редакцию: 24.11.2016 Одобрена: 02.12.2016

Аннотация. В данной статье представлен анализ наиболее значимых вопросов территорий опережающего развития, в т.ч. на примере Камчатского края, в котором подобная территория ориентирована прежде всего на развитие туризма. Актуальность статьи обусловлена повышением активности создания территорий опережающего развития в России.

Цель/задачи. Целью статьи является выявление достоинств и недостатков территорий опережающего развития, как механизма развития экономики. Для достижения данной цели автором поставлены и решены две задачи - анализ теоретических вопросов создания территорий опережающего развития и оценка практического примера создания подобной территории. Методология. Теоретической базой исследования стали нормативные правовые акты посвященные вопросу территорий опережающего развития, а также стратегические документы Камчатского края. В качестве методологической основы применены методы: анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукции и дедукции.

Результаты. Установлено, что несмотря на существующие недостатки и ограничения создание территорий опережающего развития является эффективным инструментом развития предпринимательской деятельности.

Выводы/значимость. Создание внутри страны территорий, наиболее благоприятных для привлечения долгосрочных инвестиций, является широко распространенной мировой практикой по привлечению крупных компаний. В России данный инструмент является сравнительно новым, однако уже активно применяется для развития предпринимательской деятельности в проблемных регионах.

Данный инструмент предоставляет резидентам достаточно обширные возможности по получению конкурентных преимуществ, соответственно, критически важной является проработка всех вопросов реализации и последующей работы территорий опережающего развития, с учетом предпринимательской деятельности компаний как входящих, так и не входящих в данные территории.

Ключевые слова: предпринимательство, территория опережающего развития, Камчатский край.

Для ссылки: Груздева Е. В. Предпринимательская деятельность в условиях территорий опережающего развития (на примере развития туризма в ТОР «Камчатка»)//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 4. С. 134-140. ёог.10.18184/2079-Ш5.2016.7Л.134.140

Введение

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» территория опережающего социально-экономического развития - «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

Достоинства и недостатки территорий опережающего развития

Помимо 473-ФЗ особенности осуществления предпринимательской деятельности в территориях опережающего развития (далее - ТОР) установлены также 380-Ф3 (О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации») и 519-ФЗ (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»). Ключевые особенности ТОР в соответствии с данными документами: имущественные льготы; льготы по на-

с

ИННОВАЦИИ

логам, в том числе сокращение страховых взносов до 7,6%; ограничение надзора и контроля; процедура свободной таможенной зоны; возможности по привлечению иностранной рабочей силы; особые условия отчуждения земельных участков.

Ряд представленных условий подвергались критике со стороны общественности, поскольку они открывают масштабные возможности для злоупотреблений, в том числе со стороны иностранных компаний, что способно негативно сказаться на развитии российского предпринимательства, расположенного как внутри, так и вне ТОР:

• иностранным компаниям разрешается принудительно изымать земельные участки, а также расположенное на них недвижимое имущества по ходатайству иностранной компании (объем компенсации определяется иностранной компанией) - это может привести к отчуждению территорий и собственности с недостаточной компенсацией;

• разрешается прием на работу иностранных граждан без ограничений - это может привести к массовому привлечению низкоквалифицированной иностранной рабочей силы;

• специальные условия действуют только в границах ТОР, соответственно, для предприятий, расположенных вне ТОР, будет затруднительно конкурировать с резидентами;

• после окончания льготного периода резиденты могут прекратить осуществление своей деятельности и вывести оборудование.

Представленные риски могут быть сведены к минимуму при глубокой проработке концепции создания ТОР и тщательном отборе потенциальных резидентов. Компании, способные самостоятельно существовать на рынке и являющиеся конкурентами уже представленному в регионе производству, не пройдут отбор в ТОР. Если же некий отраслевой сегмент характеризуется высокими перспективами развития в рамках ТОР или является ключевым для развития региона, то в ТОР войдут все представленные в регионе компании данного сегмента, готовые предложить свои инвестиционные проекты (завершенный, работающий рыночный объект не может «перерегистрироваться» для того, чтобы перенести свою деятельность в ТОР, в качестве резидентов отбираются только новые инвестиционные проекты).

Территория опережающего развития «Камчатка»

Примером качественной проработки концепции развития ТОР является проект реализации ТОР «Камчатка». Данный проект является одним из первых и включает глубокий анализ специфики региона, необходимый для отбора отраслей, включение которых в ТОР перспективно.

В качестве приоритетных отраслей с учетом специфики региона отобраны: экологический туризм; горнолыжный туризм; гостиничный бизнес; аэропорт; порт (как инфраструктура для круизного туризма); порт (грузовой); судоремонтная отрасль; сельское хозяйство; рыбная промышленность.

Для каждой приоритетной отрасли, планируемой к включению в ТОР «Камчатка», выделяются инвестиционные условия, критичные для привлечения инвесторов (см. табл. 1).

Таким образом, для всех отраслей, выбранных в качестве приоритетных для развития в рамках ТОР «Камчатка», полностью или частично достигается обеспечение критичных условий для привлечения инвесторов.

Учитывая специфику региона и проведенный выше анализ наиболее перспективным для экономики региона является развитие туризма. Камчатский край обладает большим потенциалом развития в области туризма, в долгосрочной перспективе туристическая отрасль может стать одной из ведущих отраслей края по доле доходов в общем ВВП края 1. Рекреационный потенциал Камчатского края уникален и в настоящее время недостаточно использован.

С каждым годом у туристов со всего мира возрастает интерес к Камчатке. В 2012 г. Камчатский край стал победителем в номинации «Российский туризм» в читательском голосовании National Geographic Traveler Awards.

Усиливает рекреационную привлекательность региона тот факт, что в Камчатском крае создана одна из самых крупных и значимых в России сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) различных категорий. В настоящее время в Камчатском крае площадь земель, занятая ООПТ, составляет 5,2 млн. га (11,25% территории края) и 3,8 млн. га охраняемых морских акваторий, суммарно включая 119 объектов ООПТ. При этом шесть природных территорий (Кроноцкий заповедник, Южно-Камчатский заказник федерального значения и 4 природных парка (Налычево, Быстринский, Ключевской и Южно-Камчатский) включены ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия, объединенные под общим названием «Вулканы Камчатки».

Рекреационные ресурсы Камчатки создают широкие возможности для развития целого ряда видов туризма и формирования всесезонной загрузки курортов:

1) горнолыжный туризм: благоприятные условия для катания до 9 месяцев в году, и при раз-

1 В 2014 г. данный показатель составил менее 2%

Таблица 1

Базовые инвестиционные условия, необходимые для привлечения инвесторов в каждую из приоритетных отраслей

Table 1

The Basic investment environment is necessary for attracting investors in each of the priority sectors

Приоритетная отрасль КФУ Конкуренты ТОР «Камчатка» за привлечение инвесторов Критичные инвестиционные условия

Экологический туризм Наличие туристических потоков или высокий потенциал увеличения потоков Высокая платежеспособность целевой аудитории Наличие уникальных природных объектов Высокая пропускная способность транспортной инфраструктуры Ключевые - курорты России, США, Канады, Чили, Новой Зеландии и Исландии Создание части инженерной и транспортной инфраструктуры за средства бюджета (софинансирование) Предоставление налоговых льгот (по налогу на прибыль, налогу на имущество, социальным взносам) Доступ к кадровым ресурсам

Горнолыжный туризм Наличие туристических потоков или высокий потенциал увеличения потоков Высокая платежеспособность целевой аудитории Наличие природных условий для создания не менее 4 горнолыжных курортов Длительный горнолыжный сезон Высокая пропускная способность транспортной инфраструктуры Ключевые -курорты Китая, Японии, Южной Кореи Создание части инженерной и транспортной инфраструктуры за средства бюджета (софинансирование) Предоставление налоговых льгот (по налогу на прибыль, налогу на имущество, социальным взносам) Доступ к кадровым ресурсам

Гостиничный бизнес Наличие туристических потоков или высокий потенциал увеличения потоков Высокая платежеспособность целевой аудитории Длительный «высокий» сезон Высокая пропускная способность транспортной инфраструктуры Ключевые -курорты Китая, Японии, Южной Кореи Создание части инженерной и транспортной инфраструктуры за средства бюджета (софинансирование) Предоставление налоговых льгот (по налогу на прибыль, налогу на имущество, социальным взносам) Доступ к кадровым ресурсам

Аэропорт Наличие современного аэровокзального комплекса с терминалом международных авиалиний и высокой пропускной способностью, соответствующего уровня сопутствующей инфраструктурой Возможность приема крупных пассажирских лайнеров Высокий потенциал открытия новых маршрутов, развитие сети междуна-родных маршрутов Высокий потенциал увеличения пассажиропотока за счет развития туристического кластера ТОР «Камчатка», в т.ч. круизного туризма Аэропорт Хаба-ровск Аэропорт Магадан Аэропорт Комсомольский (Комсомольск-на-Амуре) Аэропорт Анкориджа Аэропорт Южно-Сахалинск Создание части инженерной и транспортной инфраструктуры за средства бюджета (софинансирование) Предоставление налоговых льгот (по налогу на прибыль, налогу на имущество, социальным взносам)

Порт (как инфраструктура для круизно-го туризма) Возможность приема крупногабаритных лайнеров Высокий уровень развития городской инженерной и сопутствующей инфраструктуры Высокое качество предлагаемого экскурсионного обслуживания и разнообразие туров Отсутствуют, поскольку инвестиции предполагает осуществлять действующий арендатор портовых сооружений Создание части причалов за средства федерального бюджета (софинанси-рование) Создание городской транспортной инфраструктуры за средства бюджета (софинансирование) Предоставление налоговых льгот

Порт (грузовой) Наличие стабильного контейнерного грузопотока по СМП за счет организации контейнерных линий Отсутствуют, поскольку в ближайшее время не будут созданы условия для развития СМП Создание инфраструктуры за средства федерального бюджета Предоставление налоговых льгот

Судоремонтная отрасль Доступные цены на импортируемое иностранное оборудование Конкурентоспособные сроки оказания ремонта Наличие квалифицированных кадров Отсутствуют, поскольку проект носит локальный характер и направлен на удовлетворение внутреннего спроса Особый таможенный режим Доступ к кадровым ресурсам

Сельское хозяйство Развитая энергетическая инфраструктура Благоприятные природные условия Отсутствуют, поскольку проект носит локальный характер и направлен на удовлетворение внутреннего спроса Государственное софинан-сирование строительства инфраструктуры к площадкам

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 4, pp. 134-140

Окончание таблицы 1

Приоритетная отрасль

КФУ

Конкуренты ТОР «Камчатка» за привлечение инвесторов

Критичные инвестиционные условия

Рыбная промышленность

Природные ресурсы

Налаженная логистика поставок на ключевые рынки сбыта Развитие аквакультуры Осуществление переработки ВБР в рамках организации производств с закрытым циклом

Регионы ДФО, имеющие водное сообщение с Камчатским краем, расположенные ближе к ключевым рынкам сбыта продукции в Росии, имеющие более инвестиционно-благоприятный климат для осуществления инвестиций, чем Камчатский край (Приморский край, Хабаровский край)

Наличие налоговых льгот Государственное софинан-сирование строительства сопутствующей инфраструктуры

Источник: Стратегия развития туризма в Камчатском крае до 2025 г., Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 г., Камчатский туристический портал visitkamchatka.ru, ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» port.kamchatka.ru, Официальный сайт Камчатского края kamgov.ru

витии инфраструктуры горнолыжных баз горнолыжный туризм может стать одним из направлений, которое позволит существенно увеличить посещаемость региона. Отдельным уникальным предложением Камчатки является возможность хели-ски туров, которые предполагают спуски по целинным склонам нескольких вулканов за один день;

туры на джипах и квадроциклах;

ски-альпинизм: на Камчатке формируется школа данного вида спорта;

классический альпинизм и приключенческий туризм: восхождение на «Ключевскую сопку» и пешие экспедиции по вулканам;

рафтинг и рыбалка: возможна ловля как речной, так и морской рыбы;

2)

3)

4)

5)

6) охотничьи туры: охота на медведя;

7) этнографический туризм: культура и быт эвенов и ительменов, коренных народов севера;

8) бальнеологический туризм: минеральные и термальные источники различных типов позволяют предоставлять широкий спектр лечебных и бальнеологических услуг, что наряду с уникальными природными и климатическими характеристиками края составляет его курортологический потенциал;

9) собачьи упряжки: на Камчатке 6 собачьих питомников, организующих поездки;

10) событийный туризм: популярные мероприятия, прежде всего, спортивные.

Отдельным уникальным туристическим районом является Паратунская курортная зона. Она находится в часовой доступности от г. Елизово и г.

Петропавловска-Камчатского. На территории расположены минеральные источники (сульфатно-карбонатно-кремнистые аналоги курортов Куль-дур, Монт-Дор, Пломбиер (Франция), Висбаден (Германия), Ротонда (Новая Зеландия)) и термальные источники, а также лечебные грязи, которые обладают широким спектром лечебного действия. Основными природными лечебными ресурсами являются термальные воды Паратунского и Верх-не-Паратунского месторождений термальных вод, лечебные грязи месторождения оз. Утиное.

Границы и режим округов санитарной охраны курорта Паратунка были установлены в 1993 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1993 г. № 424 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курорта Паратунка и Малкинского месторождения минеральных вод в Камчатской области». Эксплуатационные запасы Паратунского месторождения термальных вод утверждены по состоянию на 01.01.2003 г. по категориям на 25 лет и оценены в 24,8 тыс. м3/сут. (287 л/сек). Эксплуатационные запасы Верхне-Паратунского месторождений термальных вод утверждены по состоянию на 01.03.1981 г. на неограниченный срок эксплуатации в количестве 21,6 тыс. м3/сут. (категория запасов В). Средневзвешенная температура на устье скважин - -76,5оС. Лечебная грязь оз. Утиное: низкоминерализованная среднесульфидная иловая минеральная грязь с содержанием сульфидов до 0,7% и всеми основными группами микроорганизмов, определяющих ее высокую ценность. Месторождение по сложности гидрологогидрохими-ческого режима и стабильности запасов отнесено к III группе сложности и считается подготовленным для дальнейшего промышленного освоения в лечебных целях. Балансовые запасы утверждены по

состоянию на 01.10.1990 г. для промышленного освоения в лечебных целях в объеме до 70,5 тыс. м3.

Благодаря горной цепи хребтов, окружающих курорт, а также горячим источникам, выходящим на поверхность земли, на территории Паратунской курортной зоны сформировался уникальный мягкий микроклимат.

Из Паратунки можно совершать пешие и автомобильные однодневные экскурсии к вулканам Вилю-чинский, Горелый, Мутновский.

Богатые запасы бальнеологических ресурсов, экологически чистая территория, хорошая транспортная доступность делают Паратунку благоприятным местом для курортного строительства. Точками входа туристского потока в Паратунскую курортную зону будут являться новый аэровокзальный комплекс (аэропорт г. Елизово) и порт г. Петропавловска-Камчатского, принимающий кру-изные лайнеры.

Порт Петропавловска-Камчатского наряду с Па-ратункой может стать основной территорией по развитию туризма не только на Камчатском крае, но и во всем Дальневосточном Федеральном округе. ТОР создаст дополнительные стимулы для притока инвестиций в отрасль туризма для развития инфраструктуры, строительства новых и развития существующих туристических объектов, а также будет способствовать снижению административных барьеров в отрасли.

В соответствии с мировыми практиками развитие туризма является сегментом, в котором стабильно осуществляется государственная поддержка, поскольку привлечение туристов обеспечивает си-нергетический эффект для многих локальных видов деятельности. Примеры оказания подобной поддержки представлены в табл. 2.

В рамках реализации ТОР для развития туризма в Камчатском крае подходят следующие площадки:

• площадка ГК «Седло - Морозная» и прилегающие территории;

• площадка ГК «Петровская сопка» и прилегающие территории;

• площадка ГК «Авачинский вулкан» и прилегающие территории;

• дополнительные площади в зоне «Паратунка»;

• дополнительные площади в зоне «Зеленовские озерки»;

• площадка «Малки»;

• площадка «Начики»;

• площадки вблизи Кроноцкого заповедника, п. Жупаново;

• площадки вблизи Южно-Камчатского заказника, п. Озерновский, п. Теплый.

Среди существующих зон наиболее предпочтительной территорией для развития туристических объектов является зона «Паратунка» с точки зрения транспортной доступности, близости к термальным источникам и возможности размещения большого числа объектов на одной территории. Для развития зоны «Паратунка» необходимо провести необходимую инженерную инфраструктуру, а также построить автомобильную дорогу, которая по более короткому пути соединит площадку с трассой Елизо-во-Термальный. Также для реализации туристического потенциала Камчатского края необходимо развитие внутреннего и международного терминалов аэропорта «Елизово», так как площадка обладает необходимой для развития международного аэропорта инфраструктурой, но в настоящее время пропускная способность аэропорта невысока.

Условиями для реализации потенциала круизного туризма Камчатского края являются:

• строительство портовой инфраструктуры, подразумевающей наличие современного морского вокзала с высокой пропускной способностью, нескольких современных причалов, обеспечивающих швартовку крупных круизных лайнеров, возможность переработки отходов и т.д.;

• развитие наземной транспортной инфраструктуры для обеспечения мобильности большого числа круизных туристов, что подразумевает обеспечение высокой пропускной способности городских дорог и высокого уровня развития городского и альтернативных видов транспорта;

• строительство/реконструкция сопутствующей инфраструктуры, включающей кафе, рестораны, пункты проката транспорта, информационные туристические центры, места для отдыха и т.д., необходимые для удовлетворения потребностей туристов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка и внедрение новых экскурсионных туров, в том числе продуманных и обустроенных экскурсионных наземных маршрутов по городу и в ближайшей доступности от него, в соответствии с потребностями и запросами туристов;

• обеспечение высокого уровня притяжения города с точки зрения туристов - строительство качественных дорог, современных зданий, обустройство пеших зон, ликвидация свалок, в том числе свалок металлолома в порту;

• снижение уровня портовых сборов и эксплуатационных расходов для круизных компаний;

• создание оптимальной системы оформления судна, сводящей к минимуму время ожидания пассажиров на борту судна;

• оптимизация взаимодействия с представителями военно-морских сил РФ, базирующихся в г. Ви-лючинске, и выработка совместного плана раз-

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 4, pp. 134-140

МИР

Государственная поддержка туризма в исследуемых регионах

State support of tourism in the regions studied

Таблица 2

Table 2

Регион Объем государственной поддержки в 2013 г. Примеры государственной поддержки

Аляска н/д 1. Государство в лице штата вкладывает до 50% денежных средств в проекты, направленные на развитие туризма на Аляске 2. Не взимаются местные индивидуальные налоги 3. Налоговые льготы для новых предприятий 4. Не взимается налог с продаж

Новая Зеландия 26 млн. долл. 1. Информационная поддержка бизнеса 2. Развитие инфраструктуры

Чили 200 млн. долл. -

Исландия 100 млн. долл. 1. Привлечение зарубежных инвестиций 2. Направленность на развитие туризма, как «чистой» сферы экономики ввиду заботы об окружающей среде. 3. Развитие инфраструктуры для упрощения доступа туристов к природным достоприме-чательность и заботы об их сохранности

Франция, Австрия (горнолыжные Альпы) 50 млн. евро В Австрии НДС на услуги размещения и питания установлен на уровне 10 %

Канада 82,9 млн. канад. долл.* 1. 50 % расходов Канадской комиссии по туризму - марке-тинг 2. Канадская комиссия также оказывает всестороннюю поддержку развития туризма

Китай 36,2 млрд. долл. США Государство создало учреждение фонда развития туризма, активизировало усилия по поддержке развития предпринимательства в сфере туризма.

* Данные за 2008 г.

Источник: travelalaska.com, newzealand.com, chile.travel, visiticeland.com, austria.info, canada.travel, cnto.org

вития порта как с туристической, так и с военной точки зрения.

Выводы

Создание ТОР благоприятно сказывается на экономике Камчатского края и способствует развитию предпринимательства, что позволяет считать ТОР эффективным инструментом по стимулированию предпринимательской деятельности.

Так, в результате реализации ключевых мероприятий по развитию туризма в Камчатском крае ожидается:

• рост количества туристов с 60,6 тыс. человек до 820 тыс. человек в год, включая круизных туристов;

• рост количества судозаходов в порт г. Петро-павловска-Камчатского с 20 до 75 кораблей в год;

• увеличение доли туристов, приезжающих в зимний сезон, до 32% (260 тыс. человек в год);

• увеличение доли туристов-горнолыжников и сно-убордистов до 27% (225 тыс. человек в год);

• создание около 5,5 тыс. рабочих мест в туристической отрасли в рамках ТОР, вне ТОР - около 8 тыс. рабочих мест;

• увеличение доходов Камчатского края от туристической отрасли до 29 млрд. руб., в том числе доходов от зимнего сезона - до 12 млрд. руб., от летнего - до 17 млрд. руб. в ценах 2014 г.

Реализация данных мероприятий также позволит стимулировать развитие сопутствующих отраслей благодаря высокой покупательской способности приезжающих туристов.

Список литературы

1. Бухенвальд Е.М., Валетник О.Н. Территории опережающего развития: падение или иллюзия? // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2015. № 2.

2. Потиенко Л.И. Проблемы формирования территорий опережающего развития // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 3 (26).

3. Корень А.В., Татуйко А.В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-3.

4. Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Анализ особенностей правового статуса территорий опережающего развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-4.

5. Степанов К.И., Орлов С.Л. Новая парадигма в национальной системе управления: формирование территорий опережа-

139

ющего развития в Дальневосточном Федеральном округе// Проблемы современной экономики. 2015. № 1 (53).

6. Медведева Л.М. Территории опережающего социально-экономического развития как инструмент государственной политики // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 3 (30).

7. Лукина Т.С., Патласов О.Ю. Стратегии формирования территории опережающего развития // Вестник Сибир-

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

ской государственной автомобильно-дорожной академии. 2015. № 3 (43).

8. Буряк Л.Г., Мещанкин А.В. Анализ развития туристической отрасли Камчатского края // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6.

9. Thomas Farole, Gokhan Akinci. Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. The World Bank, 2011.

INNOVATION

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF PRIORITY DEVELOPMENT AREAS

Elena Gruzdeva

Abstract

This article presents an analysis of the most important issues in priority development areas, including the commitment of the Kamchatka region in which such territory is focused primarily on the development of tourism. The relevance of the article due to the increase in the activity of creation of territories of operahouse development in Russia. Goal/objectives. The purpose of this article is to identify both advantages and disadvantages of priority development areas as a mechanism of economic development. To achieve this goal, the author formulated and solved two tasks - analysis of theoretical questions of development of territories of priority development and evaluation of a practical example of creating such a site. Methodology. The theoretical basis of the research was normative legal acts devoted to the question of priority development areas and strategic documents of the Kamchatka region. As a methodological basis of applied methods: analysis, synthesis, analogy, comparison, induction and deduction.

Results. Found that despite the existing shortcomings and limitations, the creation of territories of priority development is an effective tool for the development of entrepreneurship.

Conclusions/significance. Creation within the country's territory, favorable for attracting long-term investment, is a widespread global practice to attract large companies. In Russia, this tool is relatively new, but is already actively used for the development of entrepreneurial activities in troubled regions.

This tool provides its residents with sufficient opportunities to gain competitive advantage, accordingly, is a critical study of all questions of implementation and follow-up work of priority development areas, given companies' business activities both within and outside the area. Keywords:entrepreneurship, priority development areas, the Kamchatka territory.

Correspondence: Gruzdeva Elena V., Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University (1, Leninskie Gory, Moscow, 119991), Russian Federation, gruzdeva-msu@bk.ru

Reference: Gruzdeva E. V. Entrepreneurial activity in the conditions of priority development areas. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 4, pp. 134-140. doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.4.134.140

References

1. Buchenwald E.M., Saletnik.O.N. Priority development areas: fall or illusion?. Etap: economic theory, analysis, practice, 2015, no. 2. (In Russ.)

2. Potiyenko L.I. Problems of formation of territories of advanced development. Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok state University of Economics and service, 2014, no. 3 (26). (In Russ.)

3. Koren A.V., Tatuiko A.V. Tax regulation of areas of advancing socio-economic development in the far East. Fundamental research, 2015, no. 5-3. (In Russ.)

4. Ryazantseva M.V., Yakushova E.S. Analysis of the peculiarities of the legal status of territories of priority development. International journal of applied and fundamental research, 2015, no. 8-4. (In Russ.)

5. Stepanov K.I., Orlov S.L. The New paradigm of management: formation of territories of advanced development in the far

Eastern Federal district. Problems of modern Economics, 2015, no. 1 (53). (In Russ.)

6. Medvedeva L.M. Territories of priority socio-economic development as an instrument of state policy. Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok state University of Economics and service, 2015, no. 3 (30). (In Russ.)

7. Lukina T.S., Patlasov O.U. The Strategy of formation of territories of advanced development. Vestnik of Siberian state automobile and highway Academy, 2015, no. 3 (43). (In Russ.)

8. Buryak L.G., Meshalkin A.B. Analysis of the tourism industry of the Kamchatka region. The Service in Russia and abroad, 2013, no. 6. (In Russ.)

9. Thomas Farole, Gokhan Akinci. Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions, The World Bank, 2011. (In Russ.)

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ И АВТОРОВ ЖУРНАЛА Правила проведения рецензирования

Все научные статьи, поступившие в редакцию научно-практического журнала «МИР (Модернизация. Инновации. Развитие)», проходят обязательное двустороннее анонимное («слепое») рецензирование (авторы рукописи не знают рецензентов и получают письмо с замечаниями за подписью главного редактора).

1. Рецензирование статей осуществляется членами редакционного совета и редакционной коллегии, а также приглашенными рецензентами - ведущими специалистами в соответствующей отрасли России и других стран. Решение о выборе того или иного рецензента для проведения экспертизы статьи принимает главный редактор, заместитель главного редактора, научный редактор, заведующий редакцией. Срок рецензирования составляет 2-4 недели, но по просьбе рецензента он может быть продлен.

2. Каждая статья направляется 2-м рецензентам.

3. Каждый рецензент имеет право отказаться от рецензии в случае наличия явного конфликта интересов, отражающегося на восприятии и интерпретации материалов рукописи. По итогам рассмотрения рукописи рецензент дает рекомендации о дальнейшей судьбе статьи (каждое решение рецензента обосновывается):

• статья рекомендуется к публикации в настоящем виде;

• статья рекомендуется к публикации после исправления отмеченных рецензентом недостатков;

• статья нуждается в дополнительном рецензировании другим специалистом;

• статья не может быть опубликована в журнале.

4. Если в рецензии содержатся рекомендации по исправлению и доработке статьи, редакция журнала направляет автору текст рецензии с предложением учесть их при подготовке нового варианта статьи или аргументировано (частично или полностью) их опровергнуть. Доработка статьи не должна занимать более 2-х месяцев с момента отправки электронного сообщения авторам о необходимости внесения изменений. Доработанная автором статья повторно направляется на рецензирование.

5. В случае отказа авторов от доработки материалов, они должны в письменной или устной форме уведомить редакцию о своем отказе от публикации статьи. Если авторы не возвращают доработанный вариант по истечении 3-х месяцев со дня отправки рецензии, даже при отсутствии сведений от авторов с отказом от доработки статьи, редакция снимает ее с учета. В подобных ситуациях авторам направляется соответствующее уведомление о снятии рукописи с регистрации в связи с истечением срока, отведенного на доработку.

6. Если у автора и рецензентов возникли неразрешимые противоречия относительно рукописи, редколлегия вправе направить рукопись на дополнительное рецензирование. В конфликтных ситуациях решение принимает главный редактор на заседании редакционной коллегии.

7. Решение об отказе в публикации рукописи принимается на заседании редакционной коллегии в соответствие с рекомендациями рецензентов. Статья, не рекомендованная решением редакционной коллегии к публикации, к повторному рассмотрению не принимается. Сообщение об отказе в публикации направляется автору по электронной почте.

8. После принятия редколлегией журнала решения о допуске статьи к публикации редакция информирует об этом автора и указывает сроки публикации.

9. Наличие положительной рецензии не является достаточным основанием для публикации статьи. Окончательное решение о публикации принимается редакционной коллегией. В конфликтных ситуациях решение принимает главный редактор.

10. Оригиналы рецензий хранятся в редакции журнала в течение 5-ти лет.

11. Редакция журнала направляет копии рецензий в Министерство образования и науки Российской Федерации при поступлении в редакцию журнала соответствующего запроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.