Научная статья на тему 'Предпосылки развития межгосударственных связей России со странами Северной Европы: географический аспект'

Предпосылки развития межгосударственных связей России со странами Северной Европы: географический аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
786
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондратов Николай Александрович

В статье рассматриваются природные, социально-экономические, историко-культурные и политические предпосылки развития межгосударственного сотрудничества на Севере Европы в географическом аспекте. Отмечается важность обмена конструктивным опытом для целей социально-экономического развития северных и северо-западных территорий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF INTERGOVERNMENTAL BONDS OF FRIENDSHIP BETWEEN RUSSIA AND THE COUNTRIES OF NORTHERN EUROPE: GEOGRAPHIC ASPECT

The author considers natural, socio-economic, historical, cultural and political preconditions for developing intergovernmental collaboration in the North of Europe in the geographical aspect. The importance of constructive experience interchange for the socio-economic development of the northern and northwestern areas of Russia is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития межгосударственных связей России со странами Северной Европы: географический аспект»

УДК 327.7+339.92 (470.1/.2+48)(045)

КОНДРАТОВ Николай Александрович, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и геоэкологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 15 научных публикаций

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ: ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются природные, социально-экономические, историко-культурные и политические предпосылки развития межгосударственного сотрудничества на Севере Европы в географическом аспекте. Отмечается важность обмена конструктивным опытом для целей социально-экономического развития северных и северозападных территорий России.

Интеграция, межгосударственное сотрудничество, Северная Европа, Европейский Север России

За последнее десятилетие XX века в силу изменившихся исторических и экономических условий произошли глубокие преобразования политической карты мира.

В условиях ускорения межгосударственной интеграции процесс экономического и культурного сближения народов европейского региона заметно усилился. Имевшие место двусторонние государственные контакты ныне приобретают многосторонний характер и целую систему взаимосвязанных между собой проблем, эффективное решение которых возможно лить на основе мобилизации коллективного опыта и ресурсов.

Многочисленные примеры эффективного межгосударственного взаимодействия с российскими регионами демонстрируют страны Северной Европы. На протяжении многих лет в этом регионе Европы продолжается построение

интеграционных группировок, выделяющихся на европейском континенте особым вкладом в развитие отношений между Европой и Россией. При этом, думается, констатация фактов взаимодействия в регионе важна не сама по себе. По нашему мнению, также следует осознавать и принципиальную возможность взаимного обмена конструктивным опытом для нивелирования «неровностей» экономического и социально-экономического развития стран региона, особенно применительно к развитию северных и северо-западных территорий Российской Федерации.

Мы выделяем несколько групп предпосылок межгосударственного сотрудничества на Севере Европы, которые рассмотрим последовательно: физико-географические (природные), социально-экономические, историко-культурные и политические. Важнейшим следствием их

реализации стало формирование в рассматриваемом европейском субрегионе крупных межгосударственных союзов (объединений).

Физико-географическое родство - первое, что объединяет страны региона. В первую очередь отметим важнейший, на наш взгляд, фактор - географическое положение. Так, все страны Северной Европы и многие субъекты Европейского Севера России характеризуются приморским положением. При этом море здесь не разделяет пространство, а служит, скорее, объединяющим началом. На всех этапах истории оно способствовало развитию рыболовства и судоходства, отсюда начинались важные географические открытия поморов и викингов. Ныне на Европейском Севере располагаются крупнейшие порты России: незамерзающий Мурманск и Архангельск, находящиеся в самом начале Северного морского пути.

На фоне территориальной близости друг к другу страны региона вынуждены разрешать сходные трудности в экономическом развитии. Во-первых, для всех Северных стран актуальна проблема преодоления периферийности положения, значительного удаления от высокоразвитых центров производства региона и мира. Во-вторых, развитие экономики повсеместно сдерживается и удорожается влиянием низких температур, замерзаемостью акваторий, коротким вегетационным периодом для развития сельского хозяйства. Транспортно-географический аспект нуждается в совершенствовании и глубоком государственном внимании в связи с северным положением и дороговизной нивелирования его недостатков (в частности, в связи с использованием ледоколов).

На обширной северной территории сформировался в целом идентичный рельеф: гористый на западе, более равнинный на востоке. Особенности рельефа определяют географию добычи минерального сырья и топлива, служат важными предпосылками развития туризма, ставят сходные проблемы развития экономик стран региона.

Родство северных территорий в европейской части России и на Севере Европы подчеркивает природно-ресурсный потенциал -

важнейший фактор, обуславливающий сотрудничество в регионе, а также выступающий в качестве движущей силы экономического развития.

Так, основу экономики, например, Норвегии составляют добыча топлива на шельфе Северного моря и гидроэнергетика, а также использование рыбных ресурсов. В Швеции, Финляндии преобладающее значение имеют лес, воды и железная руда. Их Н.Н. Баранский называл тремя китами экономики Северных стран [1,2].

Российская часть региона по разнообразию полезных ископаемых превосходит северную часть европейского континента, однако социально-экономические трудности на российской территории в значительной мере сдерживают разработку месторождений.

Среди общих проблем освоения ресурсного потенциала отметим суровые природные условия, следствием которых являются специфические подходы в природопользовании: необходимость использования особых видов металлов, топлива, смазочных материалов, повышенные требования к охране северных экосистем. Природные условия снижают эффективность и удорожают хозяйственное освоение территории, делают практически невозможным ведение сельского хозяйства. К негативным примерам мы можем отнести невысокое качество земельных ресурсов (небольшая доля обрабатываемых земель в общей структуре земельного фонда, низкое плодородие почв), значительную обводненность территории (заболоченность), невысокое биологическое разнообразие и низкую продуктивность экосистем, а также небольшую эффективность использования рекреационного потенциала.

Подводя итог рассмотрению физико-географических предпосылок межгосударственного сотрудничества северных регионов Европы и России, отметим их сходный характер и большое влияние на развитие экономических систем.

В социально-экономических предпосылках сотрудничества можно обнаружить немало сходных черт в развитии североевропейских стран Европы и субъектов Европейско-

го Севера России. В известной мере они также повлияли на установление межгосударственных контактов, например по линии решения проблем повышения качества жизни населения.

Отметим, что для региона характерна небольшая численность населения, что во многом обусловлено близким к нулю (в странах Северной Европы) и отрицательным (в субъектах Европейского Севера России) естественным приростом населения. Его плотность в рассматриваемом регионе очень низкая, в среднем составляет около 2 чел./км2, что объясняется неблагоприятными природными условиями, удаленностью от основных очагов расселения населения, слабым развитием промышленности и сельского хозяйства. Эти причины вызывают отток жителей региона в центральные и южные районы соответствующих стран.

На Севере Европы немного крупных городов, при этом уровень урбанизации остается одним из самых высоких в мире - свыше 80%. Города северных территорий расположены либо на побережье морей и заливов, либо по течению крупных рек. Несмотря на схожесть географических факторов, следует отметить, что в условиях российского Европейского Севера экологические, демографические, социальноэкономические проблемы развития городов проявились гораздо острее.

Частичным замещением сельского хозяйства в регионе стало лесное хозяйство, звероводство и рыболовство, что в некоторых случаях, особенно на российской территории, способствовало образованию сельских населенных пунктов.

Сходство рассматриваемые регионы демонстрируют в том, что на их территориях находятся ареалы проживания малых (коренных) северных народов (саамов, карелов, вепсов, поморов, ненцев). Следует признать, что социально-экономическое положение аборигенов в странах Северной Европы находится на качественно более высоком уровне, чем в субъектах Европейского Севера России. Оперативное и полное решение проблем северных народов, сохранение их традиционного природопользования составляют важный аспект сотрудничества

России со странами Северной Европы и в то же время во многом определяют направления государственной политики на Севере.

Характеризуя уровень жизни населения Европейского Севера России, следует отметить, что его динамика значительно уступает показателям качества жизни в североевропейских странах. В качестве причин могут быть названы особенности внутренних экономических процессов в российской экономике, излишне поспешный ввод рыночных отношений.

Хозяйственные комплексы описываемых регионов демонстрируют много сходных черт. Так, повсеместно на Севере развиты отрасли крупноочагового природопользования (горнодобывающая, деревообрабатывающая отрасли, электроэнергетика), примерно одинаково положение сельского хозяйства (с той лишь разницей, что его развитие в странах Северной Европы, кроме Дании, сдерживает рельеф и климат, а в субъектах Европейского Севера РФ также и экономическая ситуация). Обрабатывающая промышленность в регионе развита явно недостаточно. Следует отметить меридиональную конфигурацию транспортной сети.

Таким образом, социально-экономические предпосылки также способствуют развитию интеграционных процессов на Севере Европы.

Значительный опыт регионального сотрудничества между странами Северной Европы и Россией обусловлен также историко-культурными предпосылками.

Важнейшим историческим примером использования преимуществ географического положения (приморского) является деятельность викингов (варягов, норманнов). Вместе с тем, А.С. Канн в труде «История Швеции» пишет: «...известно, что прямых свидетельств участия шведов в завоевательных походах викингов нет. Вместе с тем, вклад норманнов в исследование новых земель был велик. Присутствовали викинги и на Русском Севере, доходя до устья Северной Двины... Они.. .появлялись на побережье Англии, в Исландии и Гренландии..., основали королевства в Дублине и на острове Мэн, укрепились на Оркнейских островах, заселили Шетландские и Фарерские острова, Сици-

лию и Южную Италию, совершали плавания и завоевания земель во Франции (Нормандские острова). Тем самым, норманны совершили ряд выдающихся географических открытий...» [3].

Норманны имели даннические отношения с населением северных провинций Норвегии, прежде всего с саамами, с которых в качестве дани собирали меха, шкуры, птичий пух, рыбу. Эти продукты затем использовались для меновой торговли далеко за пределами Скандинавского полуострова. Часто такая «торговля» была связана с разбоем и грабежами.

Примерно с X века викинги успешно пользовались древнерусскими торговыми путями. По рекам, через Новгород, они достигали государств Восточной Европы и южных морей, оттуда проникая в Византию, арабские страны и Среднюю Азию.

Расцвет морской торговли стран Северной Европы (в значительном мере норвежского Фин-нмарка) с Россией пришелся на ХУ1-ХУИ века. Опосредованно, через голландских купцов, торговля велась в основном жителями побережий. Спросом в Европе пользовалась русская ржаная мука, пиломатериалы, береста, парусина, соль.

Одной из первых стран, начавшей торговать с советской Россией, была также Швеция, располагавшая в то время значительным производственным потенциалом, особенно в машиностроительной отрасли, продукция которой пользовалась особым спросом в России. В Швеции пользовались популярностью русские товары: зерно, лен, минеральные масла, металлы, пиломатериалы, рыба, пушнина.

Финляндия для нашей страны была близка не только географически: в течение почти двух веков она входила в состав Российской империи. Вообще, следует отметить, что жители всех стран Северной Европы весьма продолжительное время в Новейшей истории в сознании русских людей отождествлялись друг с другом. Например, шведы как национальная и этническая группа, с одной стороны, были чем-то «похожи» на финнов (с их медлительностью и хладнокровием), а с другой - на норвежцев (с их трудолюбием, бережливостью и стремлением занять прочное место в обществе) [4].

С XVI по XX век страны Северной Европы неоднократно вступали в различные союзы, что позволяет говорить и о политических предпосылках сотрудничества североевропейских государств. Часто они оказывались неотделимыми от культурных и экономических аспектов межгосударственного взаимодействия.

Так, в 1919-1924 годах Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия, Швеция, Аландские, Фарерские острова и Гренландия создали первую в регионе политическую ассоциацию «Нурден», объединившую почти 100 тыс. чел. Ее основная цель - стимулировать сотрудничество Северных стран в сфере образования и культуры [4].

Во второй половине XX века политические предпосылки развития сотрудничества на Севере Европы неразрывно связаны с поляризацией послевоенного мира. Ослабление военной конфронтации и стремление к обеспечению всеобщей безопасности не только военными средствами должно было способствовать формированию климата доверия, совместному решению острых проблем, прежде всего экологических, накопившихся на Севере Европы и представлявших большую опасность для местного населения.

Уже в 1948 году Швеция, Дания и Норвегия начали переговоры о создании оборонительного союза Северных стран. Однако в силу внутренних разногласий в 1949 году Дания и Норвегия присоединились к НАТО, а Швеция и Финляндия объявили о своем нейтралитете. Таким образом, в северном регионе была достигнута относительная политическая стабильность.

В 1952 году в составе всех северных европейских стран и территорий был учрежден Северный совет, в 1957 году предложивший правительствам Норвегии, Швеции и Финляндии усилить государственное и общественное сотрудничество собственных северных территорий. Так появился термин «Северный Кал-лот» - территории северных губерний, пересекаемых или расположенных к северу от Полярного круга. Все это объективно выдвигало на повестку дня идею будущего Баренцева региона [4].

В 1971 году из министров правительств стран Северной Европы и Гренландии был образован Совет министров Северных стран. В это время Северные страны приняли региональную конвенцию об охране окружающей среды и ввели единый региональный экологический контроль продуктов. В области просвещения были образованы совместные образовательные институты и стипендиальные программы. Северные страны признают документы о получении образования, выданные в пределах региона [4].

Для помощи малому и среднему бизнесу североевропейские страны создали ряд финансовых организаций, таких как Nordic Investment Bank (Северный инвестиционный банк); Nordic Development Foudation (Северный фонд развития); Nordic Project Foundation (Северный фонд проектов) и другие структуры, действующие с учетом и местного финансирования.

Nordic Environment Finance Corporation (NEFCO) - Северная экологическая финансовая корпорация была учреждена в 1990 году и представляет собой фонд рискового финансирования проектов в области охраны окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы. Участие NEFCO в проектах обычно находится в пределах 25-30% от общего финансирования проекта. Добавим, что в 1996 году при участии Швеции, Норвегии и Финляндии учрежден «Фонд венчурного капитала Северо-Запада России». Цель проекта -долгосрочное венчурное (рисковое) инвестирование в компании среднего размера (от 150 чел. до 5 тыс. чел.).

Отметим, что Швеция и Финляндия в 1995 году вступили в Европейский Союз (ЕС), однако Швеция пока не спешит вводить единую европейскую валюту взамен национальной денежной единицы (шведской кроны). При этом Норвегия в вопросе членства в ЕС стоит особняком: дважды, в 1972 и в 1994 годах, подавляющее большинство ее жителей на референдумах говорили решительное «нет» вступлению страны в ЕС.

Последние десятилетия XX века характеризуются глубокими изменениями в мировой истории. Произошел распад биполярного мира, качественно изменились отношения между

странами, регионами, народами. На повестке дня остро встал вопрос о путях развития межгосударственных и межнациональных отношений. В немалой степени объединяющую роль в североевропейском регионе сыграл процесс общеевропейского сотрудничества (ОБСЕ/ СБСЕ), в результате которого складывались и развивались политические, военно-политические, экологические и гуманитарные отношения, что также придало дополнительный импульс развитию регионального сотрудничества [5].

Началом новой эпохи во взаимоотношениях Севера России и Европы стал период перестройки в СССР. Еще М.С. Горбачев в 1987 году впервые выделил потенциально возможные программы многостороннего сотрудничества в североевропейском регионе, которые спустя пять лет легли в основу создания Баренцева Евро-Аркгического региона. Суть позиции политического руководства СССР заключалась в том, чтобы обеспечить безопасность страны путем международного сотрудничества, а не военного противостояния. Для наших западных партнеров во второй половине 1980-х годов это было очевидным подтверждением либерализации внешней политики Советского Союза, заключавшейся, в частности, в желании предоставить больше самостоятельности региональным властям в развитии международных приграничных контактов.

Таким образом постепенно на Севере Европы сложились несколько региональных интеграционных группировок: Совет Баренцева Евро-Арктический регион (СБЕР), созданный в 1993 году в Киркенесе (Норвегия) на конференции министров иностранных дел России и стран Северной Европы; Арктический совет -организация, провозглашенная в 1996 году в Оттаве (Канада); Совет государств Балтийского моря, учрежденный в 1992 году в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря; «Северное измерение» -программа (политика) Европейского Союза (провозглашенная в 1997 году по инициативе Финляндии), чья основная задача - развитие и сохранение экологического благополучия в североевропейском регионе.

Главные предпосылки образования вышеназванных структур - сходство физико-географических (природных), историко-культурных и политических факторов развития. Одновременно эти же признаки ставят страны Северной Европы и Россию перед необходимостью решать во многом сходные проблемы экологического, экономического и социально-экономического характера.

К числу важнейших направлений взаимодействия государств на Севере Европы мы относим:

1) Сотрудничество в экологической сфере: охрана окружающей среды Баренцева региона, Балтийского моря и, шире, всей Арктики (разработка программ по защите окружающей среды, особенно в контексте профилактики радиоактивного загрязнения на Кольском полуострове), внедрение проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности, образовательных и инвестиционных программ «Чистое производство» на промышленных предприятиях и в образовательных учреждениях Севера и Северо-Запада России, осуществление мероприятий по устойчивому лесопользованию и сохранению биоразнобразия на Европейском Севере России, развитию туризма (в т. ч. экологического) и сети особо охраняемых природных территорий. Продолжается сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Важное значение при этом придается проведению международных учений с участием МЧС России по ликвидации разливов нефти (например, учения стран СБЕР «Баренц рескью - 2009»).

Здесь мы должны констатировать, что экологические проблемы на российской части, например, Баренцева региона стоят значительно острее, чем у североевропейских партнеров. Это отчасти может быть объяснено более тяжелой социально-экономической ситуацией, повсеместно сохраняющимся остаточным принципом финансирования природоохранных технологий, нехваткой средств на оперативное решение и, самое главное, профилактику возникновения экологически неблагоприятных ситуаций на российской территории.

2) Сотрудничество в социальной и соци-алъно-кулътурной сферах ныне складывается в области здравоохранения (например, в сфере телемедицины, профилактики туберкулеза, вредных привычек и т.п.), науки и образования (развитие научной мобильности, осуществление совместных научных и образовательных программ, организация и проведение молодежных обменов, научных конференций и т.д.). Важными задачами остаются взаимное ознакомление с национальными культурами стран - членов СБЕР, поддержка культур коренных народов (например, проведение фестивалей культуры и кино, фольклора, выставок и т.п.) а также сохранение традиционного природопользования малочисленных северных народов, их большая социализация (особенно на российской территории).

3) Сотрудничество в экономической сфере включает развитие приграничного сотрудничества, стимулирование взаимной торговли, поддержку малого и среднего предпринимательства, содействие широкому внедрению информационных технологий, расширение контактов между представителями власти и бизнесом. В области энергетики акцент делается на внедрении энергосберегающих технологий (например, переход локальных ТЭЦ на биотопливо). В лесном хозяйстве происходит внедрение и адаптация к российским условиям североевропейского опыта малоотходных технологий. Значительный потенциал сосредотачивает перспективная совместная разработка нефтегазовых месторождений Баренцева моря, особенно с использованием некоторых аспектов норвежского опыта (мониторинг окружающей среды, природоохранные технологии), на протяжении многих лет складывавшегося в суровых природно-климатических условиях. В сфере транспорта весьма перспективными выглядят проекты развития транспортной инфраструктуры на Европейском Севере России («Белкомур»).

Из мировой периферии зона Севера превращается в зону повышенного экономического, политического и геополитического внимания. Усиливаются объективные процессы формирования и столкновения интересов различных факторов международных отношений, разворачивается борьба за пространства, еще

не включенные полностью в хозяйственный оборот современного производственного процесса. Интеграция Севера в мировую экономику определяется не самими северными регионами, а осуществляется объединенными государствами и крупнейшими транснациональными корпорациями. Объединение усилий всех северных стран, их экономических и политических субъектов в целях прогрессивного преобразования Севера, безусловно, сможет в перспективе обеспечить гармоничное развитие всех сфер жизнедеятельности населения [6].

Россия, особенно после распада СССР, является в значительной степени северной страной.

Огромные свободные пространства и высокая ресурсообеспеченность Севера в обозримой перспективе могут стать крупнейшей геостратегической площадкой развития нашей страны. Думается, что для более успешного решения актуальных социально-экономических проблем, реализации многочисленных потенциальных возможностей развития России и ее северных и северо-западных регионов в частности немаловажно было бы учитывать особые успехи стран Северной Европы в построении эффективных экономических моделей собственного развития, с использованием имеющегося природно-ресурсного и людского потенциала [6].

Список литературы

1. Баранский Н.Н. Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе. М., 1957.

2. Страны и народы. Зарубежная Европа. Общий обзор. Северная Европа. М., 1981.

3. КанА.С. История Швеции. М., 1983.

4. Соседи на крайнем Севере. Россия и Норвегия от первых контактов до Баренцева сотрудничества. Мурманск, 2001.

5. Косолапое Н. Международная безопасность и глобальный политический процесс II Международная экономика и международные отношения. 1992. № 12.

6. АгранатГ.А., КотляковВ.М. Север- зеркало мировых и российских проблем// США: ЭПИ. 1997. № 12.

Kondratov Nikolay

PRECONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF INTERGOVERNMENTAL BONDS OF FRIENDSHIP BETWEEN RUSSIA AND THE COUNTRIES OF NORTHERN EUROPE: GEOGRAPHIC ASPECT

The author considers natural, socio-economic, historical, cultural and political preconditions for developing intergovernmental collaboration in the North of Europe in the geographical aspect. The importance of constructive experience interchange for the socio-economic development of the northern and northwestern areas of Russia is considered in the article.

Контактная информация: e-mail\ nk78@mail.ru

Рецензент - коробов В.Б., доктор географических наук, директор Центра развития и координации инновационной деятельности Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.