Научная статья на тему 'Межгосударственное взаимодействие на Севере Европы: географический аспект'

Межгосударственное взаимодействие на Севере Европы: географический аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2794
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / ИНТЕГРАЦИЯ / СОВЕТ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / СОВЕТ ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондратов Николай Александрович

В статье рассматриваются предпосылки, современное состояние, проблемы и перспективы развития межгосударственного взаимодействия на Севере Европы на примерах Совета Баренцева Евро-Арктического региона, Арктического Совета, Совета государств Балтийского моря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGOVERNMENTAL COOPERATION IN NORTHERN EUROPE: GEOGRAPHIC ASPECT

The author considers preconditions, modern conditions, problems and prospects for the intergovernmental cooperation development in northern Europe by the example of Counsel of BarentsRegion, Arctic Counsel, Counsel of the Baltic Sea Countries.

Текст научной работы на тему «Межгосударственное взаимодействие на Севере Европы: географический аспект»

УДК 327.7+339.92(48)(045)

КОНДРАТОВ Николай Александрович, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и геоэкологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 21 научной публикации

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ: ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются предпосылки, современное состояние, проблемы и перспективы развития межгосударственного взаимодействия на Севере Европы на примерах Совета Баренцева Евро-Арктического региона, Арктического Совета, Совета государств Балтийского моря.

Северная Европа, интеграция, Совет Баренцева Евро-Арктического региона, Арктический Совет, Совет государств Балтийского моря

Североевропейский регион (Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) располагает по европейским меркам огромным разнообразным природноресурсным потенциалом, многоотраслевым хозяйственным комплексом, замечательным опытом хозяйствования в экстремальных природных условиях, значительным научно-образовательным и культурным потенциалом, что может, на наш взгляд, быть полезным для заимствования конструктивного опыта в целях развития северо-западных районов России.

Актуальность нашего исследования продиктована желанием осветить предпосылки и современные географические особенности межгосударственного взаимодействия в рамках действующих интеграционных структур, наметить точки соприкосновения полезного опыта развития стран Северной Европы и России.

При всей насыщенности истории и географической близости соседствующих стран мы избегаем здесь экскурсов в историю межгосу-

дарственного взаимодействия субъектов рассматриваемого региона. Отметим лишь, что в первые годы после окончания «холодной войны» и распада СССР североевропейский регион оказался в прямом смысле на окраине российской внешней политики, ориентированной в первую очередь на США. Отношения с североевропейскими странами носили, скорее, традиционный характер [1].

Среди новых факторов, создающих предпосылки для разнообразного межгосударственного сотрудничества на Севере европейского континента, способствующих укреплению стабильности в данном субрегионе Европы отнесем следующие:

1. По-другому стало выглядеть геополитическое окружение Северной Европы. Как следствие, рассматриваемый регион признается одним из самых безопасных и наименее проблемных в Европейском Союзе (ЕС). В то же время, несмотря на внеблоковую внешнюю политику Швеции и Финляндии, сохраняются рис-

ки нестабильности, вызовов и угроз в сфере военно-политической безопасности, что связано, например, с поддержанием военного присутствия НАТО в Норвегии, Дании и Исландии, возможным вступлением Финляндии и Швеции в НАТО.

2. Новый геополитический статус Балтийского моря. Примером может служить начавший воплощаться мегапроект прокладки газопровода «Nord Stream» в направлении Выборг (РФ) -Грайфсвальд (ФРГ) (протяженность 1220 км).

3. Страны субрегиона за последние 5-6 лет сумели вырваться в число региональных и мировых лидеров в ряде приоритетных направлений экономического и социально-экономического развития. Например, создаваемый пятью странами субрегиона ВВП в 2006 году достиг

11,6% ВВП ЕС (при доле населения в мире менее 0,5%, в ЕС - 7,5%), а ВВП на душу населения в том же году составил 122% от уровня ЕС. Безработица в Северной Европе ниже, чем в ЕС (примерно 6% против 12%), а темпы прироста населения - выше, чем в ЕС (около 2% против 1,5%). Страны Северной Европы выделяются по уровню конкурентоспособности производимой продукции, имеют высокую степень развития телекоммуникационных и высокотехнологичных отраслей («Вольво», «Сааб-Скания», «СониЭриксон», «Нокия», «НорсГидро», «Статойл»). Швеция, Норвегия и Финляндия характеризуются широким развити-

ем программ энергосбережения и альтернативной энергетики, а также одними из самых высоких в мире расходами на цели охраны окружающей среды. Более 10 лет Норвегия и Швеция не покидают десятку Индекса человеческого развития ООН (табл. 1-3) [2].

Перечисленные выше факторы в области геополитики и экономики обусловили переход взаимодействия стран Северной Европы и России на более высокий уровень. Несмотря на то, что по данным 2005 года на Скандинавские страны и Финляндию приходилось всего 5,5% российского экспорта, 9% ее импорта и 6,3% ее товарооборота, а в 2007-2010 годах, по данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот России со Швецией, Данией, Финляндией и Норвегией не превышал 3,3% (максимальный показатель - с Финляндией: 3,3% объема российской внешней торговли в 2010 году) [24], ныне указанный регион, по нашему мнению, вновь, как это было несколько столетий назад, начинает играть заметную роль в географии внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

На наш взгляд, смысл любого межгосударственного взаимодействия заключается в потенциально высокой возможности использования экономического, социально-экономического опыта одной страны для целей развития другой. Вместе с тем, мы отдаем себе отчет, что в мире практически отсутствуют примеры ме-

Таблица 1

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Признак Дания Исландия Норвегия Финляндия Швеция

Т ерритория (тыс. км2) 43,4 103,3 323,8 338,1 450,3

Население, млн чел. (2006) 5,4 0,3 4,6 5,25 9,05

Плотность населения, 127 3,3 15,2 17 22,0

чел./км2 (2006)

Население столицы (с пригородами), тыс. чел. (2006) 593 (1831) 114 (187) 538 (1039) 560 (988) 77 (1889)

ВВП, млн евро по ППС в текущих ценах (2005) 156 248 9 010 166 256 139 332 249 946

ВВП, евро на душу населения по ППС (2005) 28 800 30 452 36 000 26 600 27 700

Безработица, % (2005) 4,9 2,7 4,7 8,5 6,0

Таблица 2

МЕСТО СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И РОССИИ В НЕКОТОРЫХ МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ

Дания Исландия Норвегия Финляндия Швеция Россия

Место в мире по развитию человеческого потенциала (ООН, 2005)

15 2 1 11 5 65

Место в мире по индексу глобальной конкурентоспособности и развития

(Всемирный экономический форум, 2008)

4 14 12 2 3 62

Место в мире по индексу человеческой свободы

(Heritage Foundation, 2006)

11 14 34 16 27 120

Индекс состояния окружающей среды (ООН, 2008)

25-26 11 2-3 4 2-3 28

Место в мире по свободе от коррупции

(World Transparent International, 2006)

4 1 8 1 6 121

Место в мире по расходам на здравоохранение (ООН, 2006 год)

17 14 18 22 20 -

Производство ВВП на душу населения, дол. США (CIA, Fact Book, 2006)

34 800 35 700 42 800 31 100 29 800 8 900

Продолжительность жизни, годы (ООН, 2008 год)

40 4 16 28 7-8 35

Таблица 3

ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В 2005 ГОДУ

Страна Экспорт, млн дол. Импорт, млн дол. Экспорт, % Импорт, % Товарооборот

млн дол. %

Дания 725 920 6,4 13,8 1 645 9,1

Исландия 7,8 39,7 0,1 0,6 47,5 0,3

Норвегия 682 746 5,9 11,2 1 428 7,9

Финляндия 7 651 3 089 67,2 46,4 10 740 59,5

Швеция 2 321 1857 20,4 27,9 4 178 23,1

ханического перенесения модели развития одной страны в условия другого государства: трансляция неизбежно встречает противовес в виде особенностей исторического развития, менталитета, традиций, уклада жизни населения. Преодолеть это, как мы считаем, возможно лишь при наличии общих черт исторического развития, схожести географических факторов (природных условий, систем расселения населения и т.п.), культурно-исторических и демографических особенностей взаимодействующих государств. Чем выше степень соответ-

ствия, тем эффективнее осуществляется обмен опытом.

Поиск и использование в интересах развития государств точек соприкосновения, по нашему мнению, лежит в основе межгосударственного сотрудничества на Севере Европы. Объем настоящей статьи не позволяет подробно осветить все аспекты многогранного значения опыта развития Северных стран для северо-западных территорий РФ.

Кратко анализируя предпосылки межгосударственного взаимодействия в рассматривае-

мом регионе, отметим, что они довольно разнообразны.

1. Физико-географические (природные) предпосылки обуславливают направления экономического развития Северных стран. Страны региона сближают аспекты географического положения. Северные границы России имеют значительную протяженность. Район западной части Арктики, где проходит граница с государствами Северной Европы, может рассматриваться как регион особенной конфигурации интересов страны и вызовов ее безопасности. Пограничное положение - важнейший рубеж обеспечения национальной безопасности нашего государства: здесь расположены российские военно-морские базы (Североморск, Мурманская область). Уверенно можно утверждать, что ресурсно-географические особенности развития Северных стран Европы и аналогичных районов России также во многом сходны. Совместная разработка и использование минеральных, энергетических, лесных, рекреационных ресурсов, решение проблем природопользования - важная составляющая многостороннего сотрудничества в регионе [5].

2. К социально-экономическим предпосылкам можно отнести общие черты демографического развития, формирование сходных систем расселения населения, наличие ареалов проживания малых северных народов с очагами традиционного природопользования, сходные черты развития хозяйственного и транспортного комплексов.

3. Историко-политические и культурные предпосылки. Основу их составляет продолжительный опыт приграничного сотрудничества народов Северного Калотта, выражавшийся, помимо прочего, во взаимной торговле, деятельности викингов (варягов), позднее - в установлении дипломатических отношений.

Сходные предпосылки развития послужили толчком к возникновению интеграционных группировок на Севере Европы. Остановимся на характеристике наиболее крупных и заметных из них.

1. Арктический совет - организация, созданная в 1996 году в Оттаве (Канада) пред-

ставителями Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции. Статус «постоянных участников» (предполагает активное участие и консультации с народами Арктики) имеют Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Арктический совет ата-басканов и Международный совет гвичинов. Согласно учредительной Декларации в Арктическом совете статус наблюдателя имеют Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный союз охраны природы, Совет министров Северных стран, Европейская экономическая комиссия ООН, Программа ООН по охране окружающей среды, Арктический университет, Всемирный фонд дикой природы, другие организации.

Цель Совета - содействие сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечение устойчивого развития приполярных районов. В ведении Совета также находятся программы арктического мониторинга, предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации, сохранения арктической флоры и фауны, защиты арктической морской среды [2].

2. Совет государств Балтийского моря (СГБМ) учрежден в 1992 году в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В состав Совета входят Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Комиссия Европейских сообществ. В 1995 году в состав СГБМ принята Исландия (при том понимании, что последующего увеличения числа членов СГБМ не будет). Ряду стран (Великобритания, Италия, Нидерланды, Словакия, США, Франция, Украина) предоставлен статус наблюдателя.

Список целевых установок СГБМ довольно обширен: развитие демократических институтов, обеспечение международной экологической безопасности, борьба с организованной преступностью [2].

3.11 января 1993 года в Киркенесе (Норвегия) на конференции министров иностранных дел был создан Совет Баренцева Евро-Аркти-ческого региона (далее - БЕАР, Баренцев регион). Российскую часть БЕАР представляют Республики Коми и Карелия, Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ (далее - НАО). В зарубежной части участие в БЕАР принимают северные провинции Швеции (Норрботтен, Вестеррботтен), Норвегии (Оулу, Нурланд, Тромсё и Финнмарк), Финляндии (Лапландия), Дания и Исландия. Статус наблюдателей имеют США, Япония, Канада, Великобритания, ФРГ, Франция, Нидерланды, Польша и Италия.

Основным исполнительным органом, ответственным за разработку и реализацию Программ развития региона, является Региональный Совет, состоящий из политических или административных руководителей от каждой из административных единиц - членов региона.

Декларируемая цель Баренцева сотрудничества - обеспечение стабильности и прогресса в регионе и в Европе в целом. Указанная цель объективно связана с реализацией принципов устойчивого развития, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио в 1992 году. Таким образом, учреждены следующие основные направления международного взаимодействия в регионе: окружающая среда, административное (в т.ч. консультационное), экономическое и научно-техническое сотрудничество, инфраструктура, транспорт, коммуникации, специальные проекты, поддержка положения коренного населения Севера, туризм и контакты между людьми.

Главным документом, обобщающим практические направления сотрудничества в регионе на ближайшую перспективу, является Баренцева программа. В ней нашли отражение множество совместных многосторонних экономических, социально-экономических, культурных и научно-образовательных программ и проектов. Их основная цель - стимулировать развитие северо-западных российских регионов. Финансирование этих проектов осуществляется по

линии международных финансовых институтов (МБРР, МВФ, ЕБРР, ТАСИС) и финансовых организаций Северных стран [5].

Основные направления сотрудничества сводятся к следующим пунктам:

- укрепление существующих и установление новых двусторонних и многосторонних отношений;

- обеспечение мирного и стабильного развития, уменьшение военной напряженности;

- создание основы экономического и социального развития региона с упором на сокращение разрыва между уровнем жизни Востока и Запада;

- развитие региональной экономики и инфраструктуры, на этом фоне - снижение экологической угрозы;

- поддержание культуры коренных народов региона, привлечение их к активному участию в развитии региона;

- развитие науки, культуры и туризма.

Добавим к сказанному, что, например, в

Баренц-программе 2000-2003 годов данные направления продублированы, а в Баренц-про-грамме 2010 года «Barents 2010 PLUS» («Баренц 2010 ПЛЮС») приоритет в сотрудничестве отдается поиску способов решения климатических проблем, что позволило бы, помимо прочего, поддержать благоприятную окружающую среду в Баренц-регионе. К тому же известно, что перемены климата оказывают особое влияние на традициионное природопользование коренных народов региона, жизнь которых в большой степени зависит от качества окружающей среды. Другая важная цель, декларируемая в новейшей Программе, - развитие человеческих ресурсов, решение проблем трудовой миграции, создание рынка труда для компетентных и умелых специалистов. Наконец, третьей значимой целью «Barents 2010 PLUS» является развитие экономической кооперации. Здесь большее внимание будет уделено развитию транспортных путей и инфраструктуры региона. Бюджет Программы-2010 превышает 2,5 млн евро, которые на паритетных началах будут финансироваться Баренц-странами и фондом ЕС [6].

Приоритеты российского участия в Баренцевом регионе отвечают целям устойчивого развития, делают акцент на социально-экономические факторы в тесной увязке с соблюдением экологических требований, в т.ч. повышение качества жизни, интенсификация академической и культурной мобильности населения, туризм, развитие ресурсосбережения, энергоэффективность, таможенное взаимодействие.

В 2004 году в Осло состоялась презентация книги под названием «Российская часть Баренцева региона к 2015 году», в которой норвежские ученые предполагают три возможных сценария развития российской части Баренцева региона (Архангельская и Мурманская области, республики Карелия, Коми и НАО) на ближайшее десятилетие.

Первый сценарий, возможный при условии дальнейшего проведения либеральных реформ в России и демократизации политических институтов, предусматривает начало освоения нефтяных и газовых ресурсов региона, строительство нефтепровода «Западная Сибирь - Мурманск», превращение Мурманска в столицу нефтяной и газовой промышленности региона.

Второй сценарий предполагает усиление роли федеральных округов, слияние Архангельской области и НАО, освоение природных ресурсов региона под жестким государственным контролем, уменьшение прямых иностранных инвестиций, ужесточение визового режима, усиление военного противостояния на Севере, увеличение государственных льгот и субсидий северянам, развитие металлургии и атомной энергетики, внедрение полугосударственных вертикальных холдингов в лесной и рыбной промышленности, ухудшение состояния окружающей среды и общественного здоровья.

В рамках третьего сценария в регионе возможен активный рост иностранных инвестиций в малый и средний бизнес, развитие международного туризма, отказ от крупных проектов разработки нефтяных и газовых ресурсов, умеренный подъем в лесной и целлюлозно-бумажной отраслях, развитие рыбной промышленности на фоне сокращения морских перевозок, закрытие (реструктуризацию) военных судоверфей на Кольском полуострове и в Архангельской области, увеличение миграции за рубеж моло-

дой и образованной части населения, улучшение ситуации в области общественного здоровья и охраны окружающей среды.

В конечном итоге все три сценария имеют весьма пессимистическое продолжение: предусматривают уменьшение численности населения, сохранение ограниченной инфраструктуры и закрепление сырьевой ориентации региона.

Позволим себе не согласиться с таким неблагоприятным прогнозом. Да, субъекты Баренцева Евро-Арктического региона вследствие своего северного положения являются дотационными. Это в немалой степени объясняется суровыми природно-климатическими условиями, на порядок удорожающими ведение хозяйственной деятельности. Показателен пример западных территорий рассматриваемых регионов, где ныне формируется так называемые мегарегионы государств, обращенных в сторону Балтийского моря. Их будущая основа -наукоемкие, информационные, биотехнологические центры, способные производить конкурентоспособную продукцию. Современные примеры показывают, что российское правительство предпринимает значительные шаги, чтобы стимулировать развитие экономик северных регионов нашего государства, содействует притоку инвестиций, прикладывает множество усилий для реанимации Северного морского пути, предоставляет налоговые льготы для предпринимателей. Добавим, что в настоящее время фактически все регионы российской части БЕАР разработали и приняли документы, утверждающие цели и направления социально-экономического развития на тот или иной период. Таковы, например, Концепция социально-экономического развития Республики Карелии на период до 2010 года, Стратегия социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года, Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2010 года. Их поэтапное выполнение - залог поступательного развития соответствующих субъектов. Во всех регионах предпринимаются шаги по развитию инфраструктуры, позволяющей активизировать экономическую деятельность на местах, в т.ч. путем создания новых типов учебных, научных и научно-исследовательских заведений. Обеспечение подготовки

кадров высокой квалификации трудовых ресурсов повлечет за собой более рациональное использование природно-ресурсного потенциала, повышение эффективности производства и управления обширными территориями. В конечном итоге это будет способствовать сбалансированному развитию северных российских территорий. Однако необходимо отметить: северные территории России в своем развитии делают упор на сырьевой фактор, в то время как все зарубежные участники БЕАР стремятся уже на начальных этапах развивать наукоемкие технологии, строить информационное общество, стимулировать туризм, в т.ч. и на Севере. Признаем, что эффективность управления северными территориями в Северной Европе не в пример выше, чем в России, что является следствием продуманной региональной политики западных государств.

Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что фокус межгосударственного взаимодействия в североевропейском регионе направлен на:

- повышение конкурентоспособности Северных стран, пропаганду принципов скандинавских моделей развития в соответствии с целями устойчивого развития;

- повышение прозрачности государственных границ, содействие мобильности граждан Северных стран, особенно молодежи;

- совершенствование энергетической политики Северных стран (приоритетные направления - ресурсосбережение и энергоэффективность);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствование демографической политики, особенно в контексте повышения благосостояния населения (развитие систем образования, здравоохранения, социальной защиты, работа с пожилыми людьми, адаптация инвалидов и т.п.);

- расширение сотрудничества с ЕС и его подразделениями (в частности, с «Северным измерением»);

- преодоление новых и решение старых вызовов в сфере экологии и глобального изменения климата, охрана среды Баренцева и Балтийского морей;

- развитие каналов информирования населения Северных стран, расширение возможнос-

тей влияния граждан и повышение их интереса к деятельности органов государственного и надгосударственного управления;

- поддержку научной и инновационной деятельности Северных стран, развитие межуниверситетского сотрудничества;

- продвижение скандинавской культуры, искусства и дизайна; развитие побратимского, обменного движения.

Приведем примеры межгосударственного взаимодействия.

Сектор энергетики - один из центральных и динамических элементов, связывающих Северную Европу и Россию, обе стороны имеют огромный опыт, например, в разработке топливных полезных ископаемых. При этом, на наш взгляд, важно помнить, что в международном аспекте топливные ресурсы Баренцева региона попадают в сферу интересов стран Западной Европы. Это объясняется сокращением собственной ресурсной базы западноевропейских государств, географической близостью к ним месторождений Европейского Севера России. Освоение ресурсов шельфа арктических морей требует привлечения особенно больших капиталовложений, технических, технологических и трудовых ресурсов, решения многих научно-технических, социальных и экологических проблем. Поддержку здесь оказывает норвежская компания «Норск Гидро».

Российская сторона рассматривает возможность экспорта электроэнергии через границу с Норвегией и Финляндией. С этой целью предлагается совместно осуществить проект строительства транзитной высоковольтной линии, связывающей Ленинградскую, Карельскую и Кольскую энергосистемы.

Перспективными являются проекты по водоснабжению крупных городов Европейского Севера России.

Большое внимание уделяется повышению эффективности местных сельскохозяйственных предприятий, развитию бортничества.

Экономическое развитие субъектов Европейского Севера РФ также стимулируется посредством обменных программ, стажировок, семинаров, обучающих программ на предприятиях ЛПК. Норвегия участвует в программе

обучения российских инженеров «Чистое производство».

Огромное внимание уделяется развитию туризма (проект ЕС-ТАСИС), его рекламе, в т.ч. с использованием Интернет-ресурсов, что позволяет формировать и поддерживать благоприятный имидж региона.

Североевропейские страны рассматривают возможности более интенсивного использования транспортной сети Европейского Севера России, что позволит получить выход на рынки Урала и Сибири. Большое значение будет иметь проектируемая железная дорога «Белкомур».

В сфере внешней торговли отличительной чертой сотрудничества стало установление прямых контактов между фирмами-партнерами, облегчение таможенных процедур. Вместе с тем, существует важная проблема для ведения торговли в регионе - разбалансированность ее географической и отраслевой структуры по странам и видам продукции. Российский экспорт в страны Северной Европы носит выраженный сырьевой характер: пока незначительно вывозится нефть, зато очень много дешевой деловой древесины и пиломатериалов, которые затем возвращаются к нам в виде дорогой мебели, бумаги и картона. В то же время, на наш взгляд, сырьевой характер экспорта не всегда может рассматриваться как признак слабого развития экономики. Например, большинство ведущих мировых держав вывозят сырье и импортируют технику и современное оборудование. Североевропейские экспортеры заинтересованы в закреплении и расширении торговли на российском рынке продукцией машиностроения, пищевой и химической отраслей. Однако инвестиционные риски на Севере России заставляют их изменять своим намерениям. Одним из путей преодоления данной проблемы видится принятие государством взвешенных политических решений, проведение обдуманной региональной политики в отношении Севера и Арктики, что в конечном итоге должно способствовать интенсификации промышленного взаимодействия на Севере Европы.

Охрана окружающей среды и поддержка устойчивого развития - одна из центральных тем экономического и технологического сотрудничества между Северной Европой и Се-

веро-Западом России. Шведское и норвежское правительства выделяют значительные средства на повышение безопасности атомных установок в России и оказание помощи российским властям по безопасному обращению с радиоактивными отходами на военных и гражданских объектах Кольского полуострова (Североморск) и Архангельской области (Северодвинск). Проводятся совместные работы по экологическому мониторингу опасных объектов. Значительная роль отводится сфере обращения с отходами производства и потребления. Приоритетом для североевропейских партнеров также служит сохранение устойчивого лесопользования на Севере России.

В социально-культурной сфере примеры сотрудничества сводятся к совместным проектам развития контактов между Русской православной и Норвежской лютеранской церквями, а также к оказанию финансовой помощи для целей восстановления Соловецкого монастыря.

На Европейском Севере России успешно развиваются совместные проекты в сфере здравоохранения. Так, с целью решения накопившихся проблем в Архангельской области создан Институт развития для детей с ограниченными возможностями, развивается телемедицина, позволяющая транслировать передовой медицинский опыт на значительные расстояния. Работает российско-норвежская программа по сокращению заболеваемости туберкулезом. Немаловажное место занимают проекты, направленные на утверждение принципов равноправия полов, что в Скандинавских странах является одной из основ государственной политики, обеспечивающей стабильность и устойчивое развитие общества.

Перечисленные примеры показывают, насколько емок и важен российский рынок для североевропейских товаропроизводителей.

Россия, особенно после распада СССР, является в значительной степени северной страной. Поэтому развитие устойчивых взаимоотношений с Северными странами Европы - важное условие при определении стратегии внешнеэкономической деятельности нашего государства.

Важно объективно оценить текущее и перспективное состояние внутренней и внешней сре-

ды региона, в котором осуществляется межгосударственное взаимодействие. В качестве методики может использоваться широко применяемый в теории стратегического менеджмента SWOT-анализ. Он позволяет выделить сильные и слабые стороны сотрудничества, потенциальные возможности и скрытые угрозы с позиции геоэкономики. Сильными сторонами в нашем примере выступают продолжительные традиции взаимодействия и быстро растущая сеть контактов, богатство региона природными ресурсами, большая часть которых пока не используется, обширные территории. В качестве слабых сторон могут быть названы суровые природноклиматические условия, недостаточное развитие инфраструктуры и коммуникаций.

Возможные пути преодоления проблем, связанных со значительностью расстояний, пери-ферийностью северных территорий по отношению к центральным районам своих стран, других физико-географических объективных трудностей мы видим в развитии приграничного

сотрудничества (тем более, что граница с Финляндией - граница с ЕС), а также в совершенствовании транспортной инфраструктуры.

Североевропейский вектор сотрудничества для России - один из приоритетных, о чем убедительно свидетельствует многовековой опыт многосторонних российско-скандинавских контактов. Активность, которая проявляется и со стороны северных стран Европы, и со стороны субъектов Европейского Севера России, убедительно подчеркивает взаимную заинтересованность в скорейшем решении общих проблем.

Из мировой периферии зона Севера превращается в зону повышенного экономического, политического и геополитического внимания. Объединение усилий всех северных стран, их экономических и политических субъектов в целях прогрессивного преобразования Севера, безусловно, сможет в перспективе обеспечить гармоничное развитие всех сфер жизнедеятельности населения [7].

Список литературы

1. Материалы круглых столов «15-летие Баренцева Евро-Арктического региона» и «10-летие политики “Северного измерения” Европейского Союза» // Баренц-журнал. 2008. N° 1(6). С. 34-60.

2. Северная Европа. Регион нового развития / под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антошиной. М., 2008. С. 15.

3. Данные внешней торговли Российской Федерации по основным странам за 2007-2010 годы // Бюл. Федеральной таможенной службы. 2010.

4. Мир в цифрах: справочник. М., 2009.

5. Страны и народы. Зарубежная Европа. Общий обзор. Северная Европа. М., 1981.

6. Баренцева программа, Киркинесс, 1994 г., 2000 г., 2010 г.

7. Сыченкова Е.В. Баренцево-сотрудничество: успехи и возможные вызовы (миграция, развитие рынка труда) // Баренц-журнал. 2009. N° 1(7). С. 11-17.

Kondratov Nikolay

INTERGOVERNMENTAL COOPERATION IN NORTHERN EUROPE: GEOGRAPHIC ASPECT

The author considers preconditions, modern conditions, problems and prospects for the intergovernmental cooperation development in northern Europe by the example of Counsel of Barents-Region, Arctic Counsel, Counsel of the Baltic Sea Countries.

Контактная информация: e-mail: nk78@mail.ru

Рецензент - Шубин С.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.