Научная статья на тему 'Предпосылки налогообложения биотоплива в российской Федерации'

Предпосылки налогообложения биотоплива в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
267
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Родина Лариса Александровна

The Production biopetrol becomes the mass phenomena in scale both whole world, and separate countries. The Russian economy does only first steps in this direction and, previously, than production, consumption of the new type fuel will become the ordinary phenomena, it is important to settle the problem about regulation of the process of the formation bioenergy with standpoint of the taxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки налогообложения биотоплива в российской Федерации»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 1. С. 57-61.

© Л.А. Родина, 2008 УДК 336.201

ПРЕДПОСЫЛКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БИОТОПЛИВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л.А. Родина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The Production biopetrol becomes the mass phenomena in scale both whole world, and separate countries. The Russian economy does only first steps in this direction and, previously, than production, consumption of the new type fuel will become the ordinary phenomena, it is important to settle the problem about regulation of the process of the formation bioenergy with standpoint of the taxation.

Производство биотоплива становится массовым явлением в масштабах как всего мира, так и отдельных стран. Российская экономика делает только первые шаги в этом направлении, и прежде чем производство, потребление нового вида топлива станет обыденным явлением, важно решить вопрос о регулировании процесса становления биоэнергетики с точки зрения налогообложения.

Вступление в силу Киотского протокола от 2005 г. ознаменовало начало нового этапа решения мировой проблемы борьбы с парниковым эффектом. Многие страны взяли на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в период до 2012 г. Это означает необходимость не столько административного, сколько научного решения проблемы. В соответствии с материалами Зеленой книги ЕС (2000 г.) использование биомассы приводит к снижению выбросов парниковых газов на 40-80 % по сравнению с ископаемыми топливами. В этой связи развитие производства биоэтанола рассматривается как потенциальная возможность снижения уровня загрязнения окружающей среды и одновременно экономии невозобновимого углеводородного сырья на планете. Многие страны уже сделали ставку на биотопливо, увидев в его использовании способ улучшения экологических условий, снижение потребления стратегического углеводородного сырья, а также поддержки сельского хозяйства.

Однако развитие новой отрасли сопряжено не только с научными проблемами поиска эффективных технологий производства биоэтанола, но и необходимостью государственного регулирования, особенно в части экономической поддержки производителей и стимулирования потребителей биоэтанола.

Мировая практика налогообложения производства и использования биотоплива пока ограничена малыми временными рамками, российский же опыт в этом вопросе еще не накоплен вообще.

Производство биоэтанола сопряжено с использованием таких растительных сырьевых ресурсов, как рапс, тростник, маслянистые, непродовольственные зерновые культуры. В этой связи необходимость государственного регулирования обусловлена проблемой перекоса структуры сельского хозяйства, которое стало резко позиционироваться на более прибыльные промышленные виды растительного сырья в ущерб продовольственным. Первыми столкнулись с данной проблемой европейские страны, которые первыми же и ввели квоты на использование паровых земель при посадке непродовольственных культур. Однако политика лимитирования не гарантировала равные права для различных производителей биотоплива в Европе. Поэтому современная экономическая ситуация характеризуется другой действенной мерой - установлением национальных уровней производства биотоплива и объявлением международных тендеров для удовлетворения этих уровней.

Интересным представляется опыт Австрии и Швеции, которые разработали специальную законодательную базу для биотоплива. Целесообразность данного решения неоспорима в силу нескольких причин, напрямую относящихся к налогообложению. Производство биоэтанола является комплексным, соединяя усилия как сельского хозяйства, традиционно поддерживаемого государством, так и добывающих отраслей. В этой связи требуется четко идентифицировать, к какой сфере экономической деятельности относится данное производство, и скорректировать единый реестр. Производство и потребление биоэтанола нуждается в стимулировании и финансовой поддержке на стадии становления и развития новой отрасли. Налоговое законодательство также требует уточнения налоговых обязательств производителей биотоплива. Если рассматривать биоэтанол как особый вид топлива, то необходимы критерии его классификации в целях акцизного налогообложения. При рассмотрении биоэтанола как результата переработки

сельхозпродукции требуется уточнение особенностей применения единого сельскохозяйственного налога или иных режимов налогообложения.

Следует отметить, что особенности налогообложения биоэтанола по различным странам не отличаются разнообразием, отличаясь или полным освобождением от налогов, или сниженными фиксированными ставками по сравнению с другими видами топлива. Тем не менее мировой опыт не ограничивается лишь политикой налоговых льгот для биотоплива.

В Японии производители биотоплива акцентируются на его экологических свойствах, отводя второстепенную роль экономической эффективности использования этого вида топлива. Поэтому налоговые льготы применяются исключительно в целях стимулирования экологически чистого производства и потребления энергии. Однако опыт Японии не является репрезентативным мировым опытом. Это связано прежде всего со спецификой ресурсного потенциала страны, называемой «тихоокеанским бедняком» из-за ограниченного запаса природных ресурсов. Также следует заметить, что показатель плотности населения Японии один из наиболее высоких в мире, что не может не отражаться на экологической политике государства. Свободных земель в Японии также практически нет, поэтому сырьем для производства биотоплива является в большинстве случаев импортное, давальческое биосырье. Выявлено, что в целях производства биоэтанола зерно и рапс ввозятся в Японию беспошлинно.

Бразилия является крупнейшим мировым производителем и экспортером биотоплива (производство около 16,5 млрд литров в год и экспорт - около 2,0 млрд литров биоэтанола). Бразилия, кроме того, является еще и крупнейшим мировым производителем сахара из сахарного тростника. В Бразилии биоэтанол производится из сахарного тростника, который является идеальным сырьем для получения углеводорода (спирта) с помощью брожения. При производстве биоэтанола из сахарного тростника полностью используется весь тростник, что позволяет вырабатывать 72 литра этанола из одной тонны тростника. Правительство помогает частному бизнесу работать в рамках программы по использованию алкоголя в топливных целях, в том числе с помощью различных налоговых льгот и преференций, которые заключаются прежде всего в освобождении от налогообложения высококачественного биотоплива и снижении ставок акцизов при производстве топлива с содержанием не менее 5 % биоэтанола.

Во Франции, являющейся лидером по производству биотоплива, действовали налоговые льготы в размере 100 % для биодизеля и 80 % для биоэтанола в рамках пилотных проектов. Однако в настоящее время Европейская Комиссия признала производство биоэтанола в соответствии с объемами производства выходящим за рамки пилотного проекта, поэтому введены квоты на производство биотоплива и сняты налоговые льготы для биоэтанола.

В Испании различают национальную и региональную политику в отношении биотоплива. Предусмотрены фискальные меры, гарантирующие налоговые вычеты для инвестиций в новые капиталовложения, которые будут использованы при производстве биотоплива. Налоговые вычеты составляют 10 % от инвестиций. Сельскохозяйственные и лесные материалы, используемые при такой переработке в биотопливо и нефтепродукты, попадают под этот закон о вычетах. В соответствии с Королевским Декретом производство биотоплива обеспечивается уменьшением акцизных сборов. Также имеют место льготы в виде субсидий, которые существуют для проектов по производству топлива из древесных, сельскохозяйственных и промышленных отходов. Уровень субсидий установлен на уровне 30 %.

Итальянским производителям разрешено уменьшить акцизные сборы на топливо, содержащее от 5 до 25 % биодизельного топлива. Также Италия имела освобождение от налогов на производство биотоплива, пока его уровень не достигнет 300 тыс. тонн. В настоящее время акциз на дизельное топливо составляет € 381,70 за 1 000 литров. Акциз на топливо с содержанием биотоплива до 5 % составляет € 362,60 за 1 000 литров и € 286,30 за 1 000 литров при содержании биотоплива около 25 %.

В Швеции активно применяются налоговые и административные механизмы для стимулирования производства биоэтанола. Наиболее важной мерой налогового стимулирования является освобождение биотоплива от налогов на энергию, экологических налогов и сборов (налоги на выбросы СО2 и на выбросы серы). Кроме прямых налоговых льгот, производство и использование биотоплива поддерживается и через косвенные механизмы - так называемые «зеленые налоги». Налог на выбросы СО2 привел к увеличению использования биотоплива в основном на отопительные нужды.

Венгерским правительством подготовлен документ, предусматривающий комплекс мер по практическому внедрению экологически чистых и возобновляемых видов топлива, включая введение налоговых льгот, выплату дотаций и сни-

жение цен для потребителей. Так, отмена с 1 января 2005 г. до 2010 г. акцизного налога на производство и продажу экологически чистых топливных добавок явилась стимулом для инвестирования крупнейшей в стране нефтегазовой компанией «МОЛ» 10 млрд венгерских форинтов (около 55 млн дол.) в производство биоэтанола и биодизельного топлива

Национальную политику по биотопливу в Германии регулирует закон об акцизах на нефть и нефтепродукты. Однако, как считают эксперты, это непрямое законодательство для биотоплива, так как закон не имеет отдельного раздела по биотопливу. Спирт и топливо из растительного масла не признаются минеральными топливными ресурсами, поэтому не подпадают под действие данного закона. Также в законе указывается, что топливо из спирта или растительного масла с максимальным содержанием углеводородов до 3 % имеет право на освобождение от налогов. Производство биоэтанола в Германии не лимитируется. С начала 2005 г. в Германии значительно сокращена субсидия на дизельное топливо. За первые 1 860 литров фермеры должны платить обычную цену. За следующие 8 370 литров даются налоговые льготы. Как только сельскохозяйственный товаропроизводитель дошел до рубежа 10 000 литров, субсидия снова отменяется. Поэтому поставщики сырья (фермеры) все чаще задумываются о целесообразности в будущем самим использовать произведенное биотопливо. В Германии все производимые в стране виды энергии, полученные из биологической массы, освобождены от акциза на минеральное топливо. Это освобождение действительно как для биотоплива, не содержащего примесей, так и для топливных смесей в той части, в какой представлена в нем биологическая составляющая. Освобождение от налога, величина которого для обычного минерального дизельного топлива составляет 47 евроцентов за 1 литр, создало необходимые экономические условия как для сельского хозяйства (основного поставщика сырья), так и для перерабатывающих предприятий, сделав их конкурентоспособными на рынке топлива. Освобождение от налога на минеральное топливо производителей биологического дизельного топлива ежегодно согласовывается федеральным правительством с органами ЕС. При подаче заявки федеральное правительство исходит из того, что производство рапса и последующая его переработка в Германии представляют собой прямую поддержку национального сельскохозяйственного производителя и перерабатывающей отрасли страны. Восстановление отмененного налога может произойти либо в

полном объеме, либо, что является более вероятным, в части, составляющей разницу в цене на минеральное дизельное топливо и стоимости его производства.

В Австрии действуют налоговые льготы на биодизельное топливо в следующем размере: при использовании биодизеля в чистом виде -100 %, при содержании ископаемого топлива -до 5 %, налоговая льгота применяется ко всей биотопливной составляющей, при содержании топлива более 5 % налоговых вычетов нет. Кроме того, производство биодизеля на малых установках, принадлежащих сельхозкооперативам, освобождено от налога на минеральные топлива при условии, что топливо будет использоваться только на внутренние нужды ферм.

Аналогичные налоговые механизмы применяются и в других странах: Бельгии, Голландии, Греции, Дании, Ирландии, Финляндии.

По оценкам специалистов Великобритании, стоимость процесса производства дизельного биотоплива для дорожного транспорта в настоящее время в 2-3 раза превышает стоимость процесса производства обычных нефтяных топлив. Поэтому правительством поставлена задача: разработать более эффективные и менее дорогостоящие технологии переработки биологического сырья для получения очищенного от окиси углерода топлива. Производство и потребление дизельного биотоплива вместо традиционных видов топлива стимулируется правительством Великобритании за счет введения с июля 2002 г. акцизного налога на данный вид топлива, пониженного на 20 пенсов по сравнению с акцизным налогом на бензин с ультранизким содержанием серы (ставка акциза - 47,10 пенсов/л). Таким образом, акцизный налог на дизельное биотопливо в настоящее время равен 27,10 пенсам за 1 литр, в то время как налог на обычный бензин (без свинца) составляет 50,19 пенсов за литр, а на сжиженный газ - 9,0 пенсов/л.

В США производство биотоплива рассматривается как главная национальная программа. С точки зрения налогообложения представляют интерес следующие условия: на федеральном уровне акцизы уменьшены на 29 % для Е10 (содержащего 10 % этанола). В пересчете на чистый этанол это ~$ 0,14 на литр этанола, произведенного из возобновляемого сырья; на региональном уровне предусмотрены программы стимулирования производства (субсидии производителю от $ 0,05 до $ 0,10 на литр произведенного этанола). В США для стимулирования производства дизельного биотоплива с 1 января 2005 г. введены новые условия налогообложения производителей и продавцов дизельного

биотоплива. В частности, предусматривается налоговая скидка в 1 доллар США за каждый реализованный галлон чистого биодизельного топлива на базе масла прямой гонки, полученного из сельхозпродуктов и животных жиров; в 0,5 доллара США - за галлон биодизельного топлива, изготовленного из других масел

Правительство Аргентины ввело налоговые льготы для национальных производителей и продавцов биотоплива и надеется, что налоговые льготы для производителей и торговцев, а также распределение ежегодных квот с налоговыми преференциями для фермеров - поставщиков сырья на биотопливные фабрики - существенно расширит круг участников этого рынка. Биодизель не облагается налогами в Аргентине, в отличие от переработки ископаемого углеводородного сырья. С другой стороны, нефтеперерабатывающие компании и крупные производители сои недовольны, что правительственной программой не предусмотрены прямые финансовые субсидии.

В структуре китайской экономики производство биотоплива пока представлено слабо. В 2000 г. принята национальная программа производства и использования биоэтанола как топлива. Для строящихся заводов по производству биотоплива планируется налоговое льготирование в размере 100 % на долгосрочный период становления данной отрасли экономики. Также предполагается бессрочное освобождение производителей биоэтанола, планирующих выход на мировой рынок.

Индия и страны Латинской Америки также находятся на стадии становления производства биотоплива. Следует заметить, что эти страны сталкиваются с проблемой выбора между продовольственным и энергетическим сельским хозяйством по причине высокой плотности населения и большей потребности в обеспечении продовольственной безопасности.

Немаловажно отметить, что интерес к проблемам производства биотоплива для российской экономики имеет важнейшее значение еще и с точки зрения поддержки возможностей меж-страновой кооперации и распределения специализации стран в мирохозяйственных связях. Как известно, российская экономика сумела занять значительную мировую нишу в экспорте таких услуг, как международные транзитные грузоперевозки. Если российские транспортные средства и далее будут использовать исключительно традиционное дизельное топливо, то по международным экологическим стандартам они просто не соответствуют международным нормам выбросов СО2. В этой связи появится законное

основание отказать в транзите тем транспортным средствам, которые угрожают экологической среде государства, по территории которого предполагается транзит.

Мировой опыт производства и налогообложения биотоплива важен не только для экономики России в целом, но и для регионов. В частности, Омская область является пилотным регионом, в котором уже реально осуществляется проект «Биокомплекс» группы «Титан», о чем в марте 2007 г. подписано соглашение между Министерством сельского хозяйства РФ и правительством Омской области. Данный проект рассчитан на производство биотоплива в процессе переработки зерна.

Омская область во многом соответствует условиям развития подобных производств, поэтому главнейшей задачей биокомплекса планируется снабжение регионов России, Китая и Европы омским биоэтанолом. Важно отметить, что пока подобный проект является первым в Сибири. Начиная с 2010 г. в Европе будет введена квота на обязательное использование экологически чистого биотоплива - 5,75 % в общем объеме моторного топлива. Данный факт - весомый аргумент в пользу быстрого, но продуманного развития биоэнергетики.

Подобный вывод, однако, требует уточнения в части продуманности производства биоэтанола и его налогообложения как регулирующего и социального инструмента государства. Прежде всего производство биоэтанола, как выяснила правительственная комиссия Нидерландов по защите окружающей среды, само по себе не менее опасно, чем производство традиционного топлива.

По мнению ученых, чрезмерное увлечение биологическими видами топлива может существенно подорвать экологический баланс на планете. Выявлено, что современные технологии производства биоэтанола более опасны, чем выбросы современных нефтеперерабатывающих предприятий. Также вызывает серьезное опасение выращивание различных «топливных» культур, которые необходимо проверять на совместимость в экосистеме. И еще один шокирующий вывод голландских ученых: при производстве биотоплива вырабатывается на 70 % больше парниковых газов, чем при получении аналогичного количества горючего из нефти. В итоге, генеральная идея решения мировой проблемы борьбы с парниковым эффектом значительно нейтрализуется этими негативными последствиями. В этой связи омский проект также вызывает и оптимизм, и опасения. Как найти границу между значительным эффектом от потребления

биоэтанола и серьезными рисками при его производстве?

Вопросы налогообложения нового вида топлива в Российской Федерации сопряжены с природопользованием и экологическим фактором. Следовательно, требуется четкое понимание необходимости поддержки прежде всего научных исследований по совершенствованию технологий производства биоэтанола, позволяющих снизить риски, которые имеют место быть при использовании современных технологий производства биотоплива. Решение проблемы технологий производства биотоплива видится в новациях, связанных с появлением нового вида биотоплива: В1;Ь (Вюта88-1о-Ыдшф, производимого из древесины, промежуточный продукт которого - биогаз. Преимущество этого вида топлива перед биоэтанолом и биодизелем состоит в том, что, в отличие от упомянутых продуктов, при производстве В1;Ь древесина полностью перерабатывается. В то же время В1;Ь может производиться из любого вида биомассы, к тому же, по заявлению производителей этого топлива, для перевода автомобилей на него не требуется модификация современных двигателей.

Таким образом, обобщение мирового опыта налогообложения биотоплива, а также осо-

бенностей его производства позволяет предложить следующие направления совершенствования налогового законодательства РФ:

- ввести термин «качество биотоплива», обозначающий долю содержания этанола (например, не менее 5 %, не менее 10 %, не менее 20 %, чистый этанол);

- в соответствии с уровнем качества произведенного продукта присваивать ему кодовые номера, характеризующие соответствующую марку биотоплива;

- при содержании этанола до определенного уровня (например, до 49 % включительно) данную марку биотоплива относить к продукту топливной промышленности, при высоком содержании этанола (например, свыше 50 %) - к продукту сельскохозяйственной переработки;

- аналогичная идентификация может быть использована для определения налоговых обязательств производителя (например, для низко-этаноловых топлив - снижение ставок, для вы-сокоэтаноловых - освобождение от налогов);

- стимулирование пользователей биотоплива в части, например, транспортного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.