Научная статья на тему 'Предпосылки и особенности становления и развития сельскохозяйственного образования в Чувашии в советский и постсоветский периоды'

Предпосылки и особенности становления и развития сельскохозяйственного образования в Чувашии в советский и постсоветский периоды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКИЙ НАРОД / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермакова Елена Владимировна, Васильева Любовь Егоровна

В статье впервые осуществлен историко-педагогический анализ становления и развития начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального сельскохозяйственного образования в Чувашии в советский и постсоветский периоды. Представлена система сельскохозяйственного образования Чувашии как совокупность преемственных образовательных учреждений, а также дополнительных учреждений по повышению квалификации и курсовой переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермакова Елена Владимировна, Васильева Любовь Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и особенности становления и развития сельскохозяйственного образования в Чувашии в советский и постсоветский периоды»

УДК 378

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

PRECONDITIONS AND PECULIARITIES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL EDUCATION IN CHUVASHIA IN THE SOVIET AND POSTSOVIET PERIODS

Е. В. Чермакова, Л. Е. Васильева E. V. Chermakova, L. E. Vasilyeva

ФГОУВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары

Аннотация. В статье впервые осуществлен историко-педагогический анализ становления и развития начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального сельскохозяйственного образования в Чувашии в советский и постсоветский периоды. Представлена система сельскохозяйственного образования Чувашии как совокупность преемственных образовательных учреждений, а также дополнительных учреждений по повышению квалификации и курсовой переподготовки.

Abstract. The historical and pedagogical analysis of the formation and development of the elementary, secondary and higher professional agricultural education in Chuvashia in the Soviet and postsoviet periods has been carried out in the article for the first time. The system of the agricultural education of Chuvashia is presented as the totality of the successional educational institutions as well as supplementary institutions of raising the level qualification course retraining.

Ключевые слова: чувашский народ, сельскохозяйственное производство, сущность и содержание сельскохозяйственного образования, аграрно-промышленный комплекс.

Keywords: the Chuvash people, agricultural manufacture, essence and maintenance of the agricultural education, agro-industrial complex.

Актуальность исследуемой проблемы. Отличительной особенностью современного социально-экономического развития Российской Федерации, его регионов является масштабное преобразование во всех сферах жизнедеятельности общества. В этих условиях резко возрастают требования к кадрам, которые сегодня должны обладать высоким профессионализмом, профессиональной гибкостью и мобильностью, конкурентоспособностью на рынке труда. Все это обуславливает необходимость существенного повышения качества подготовки специалистов, ускорения темпов их профессионального становления.

Формирование инициативной, функционально грамотной, творческой личности начинается в школе, где проявляются, развиваются профессиональные интересы и склонности, происходит профессиональное самоопределение. К моменту окончания средней школы учащиеся должны быть подготовлены к осознанному выбору профессии, к определению личностного вектора дальнейшего продолжения образования. Однако социологические исследования показывают, что сегодня более 70 % школьников не готовы к осознанному выбору профессии, более 60 % родителей затрудняются помочь своим детям в выборе профессии. Это приводит к тому, что в профессиональные учебные заведения нередко попадают случайные люди, которые, как правило, не прикладывают необходимых усилий для овладения избранной специальностью. Имеет место такая ситуация и к образованию в сфере сельскохозяйственного производства.

Таким образом, возникли противоречия между: 1) возросшими требованиями к повышению уровня образованности и культуры населения республики и сокращением количества образовательно-воспитательных учреждений; 2) необходимостью возрождения регионального сельского хозяйства и недостаточной разработанностью стратегии развития сельского хозяйства на ближайшие годы; 3) необходимостью повышения качества подготовки специалистов для сельскохозяйственного производства и недостаточной разработанностью комплекса государственных мер для преодоления негативных последствий в этой области. От принятия системных мер по созданию государственных агропромышленных комплексов и частных секторов по примеру западноевропейских стран напрямую зависит восстановление сельского хозяйства, а также совершенствование качества подготовки сельскохозяйственных специалистов и в конечном итоге укрепление села, повышение благополучия его жителей, ликвидация безработицы среди сельчан.

Проблема исследования логически вытекает из вышеназванных противоречий, необходимости его преодоления. В этом выражается актуальность предлагаемой статьи.

Материал и методика исследований. Материалом исследований явились научно-педагогические источники, архивные документы. Были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, науковедческой, психологической, педагогической, специальной литературы; историографический, конструктивный анализ учебных планов, программ в средних специальных и высших учебных заведениях; проксиметрический, ретроспективный анализ; прогнозирование; анкетирование; собеседование.

Результаты исследований и их обсуждение. Становление сельскохозяйственного образования в Чувашии охватывает дореволюционный, советский и современный периоды и неразрывно связано с развитием сельского хозяйства и производственной педагогики в стране. Поэтому историко-педагогический анализ развития сельскохозяйственного образования в Чувашии может быть осуществлен только в контексте развития страны в целом, ее культуры, производства, образования с учетом специфики этногенеза чувашской нации.

Чувашия занимает 4 место в Российской Федерации по численности населения (1млн 346 тыс. человек). Около 40 % чувашей проживают за пределами республики. В конце XIX в. 96 % населения Чувашии проживали в сельской местности, занимались земледелием, животноводством, птицеводством, пчеловодством, лесным хозяйством, кустарным производством.

В «трудах» теоретиков царской колониальной политики, черносотенцев и деятелей, игравших в «оппозицию царизму» и либерализм, чувашей называли «сорной травой, выросшей на теле Российской Империи» [8]. В то же время многие представители прогрессивной интеллигенции отмечали наличие у чувашей таких качеств, как скромность, трудолюбие, искренность, любовь к детям, земле [6, 98].

После присоединения Чувашии к России взаимодействие русских и чувашей в области экономики, культуры, просвещения усилилось, несмотря на разный уровень развития.

Земледелие в Чувашии было основной отраслью хозяйства вплоть до XX в. В конце XIX - начале XX в. в российской деревне сложилась земельно-правовая система, которая, с одной стороны, опиралась на крестьянский двор, с другой - на сельскую общину. Сельская община олицетворяла социальную справедливость, социальное равенство. Она не допускала частного земледелия: земля считалась общим достоянием тех, кто ее обрабатывал.

После Великой Октябрьской социалистической революции в центре внимания советского правительства стояли вопросы достижения жизненно важных для страны стратегических целей, связанных с решением сложных народно-хозяйственных задач в области промышленности, сельского хозяйства, образования, науки, техники и культуры. Так, в Чувашии в 1928-1940 гг. были построены сотни промышленных и сельскохозяйственных предприятий, их количество возросло с 42 до 402. В годы войны введены в эксплуатацию 93 промышленных и сельскохозяйственных предприятия, включая Чебоксарский электроаппаратный завод и Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат; в 60-70 гг. интенсивно развивались химическая, электротехническая, приборостроительная отрасли промышленности. Были введены в эксплуатацию такие крупные промышленные предприятия, как Чебоксарский завод промышленных тракторов, Чебоксарская ГЭС, заводы электроисполнительных механизмов и электроизмерительных приборов, ремонтно-механический, авторемонтный заводы, завод «Химтекстильмаш», химический комбинат, цеха Алатырского завода «Электроприбор», заводы «Энергозапчасть», «Чувашколхозстройобъединение», «Чувашсельстрой». В 1970-1990-х гг. в республике начали функционировать более 190 новых предприятий. В указанные годы принимались меры по внедрению в сельское хозяйство современных технических новинок.

В первые годы Советской власти массовой формой профессиональной подготовки молодежи стало индивидуальное ученичество на производстве для работающих подростков от 15 до 17 лет. В 1919 г. был принят декрет «О мерах и распространению профессионально-технических знаний», по которому все профессионально-технические школы передавались в ведение Наркомпроса. В 1920 г. был образован Главпроф, на который возлагалось создание сети профессиональных школ и курсов, подписан декрет «Об учебной профессионально-технической повинности», согласно которому вводилось обязательное профессионально-техническое образование для всех рабочих от 18 до 40 лет. Был создан Главкомтруд. Подготовка и повышение квалификации рабочих в двадцатых годах осуществлялись также на профессионально-технических курсах. Организацией школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) было положено начало создания нового типа профессиональной школы в стране, где давались профессиональные знания и умения, велась общеобразовательная и политехническая подготовка рабочих. Объем подготовки по смежным профессиям был довольно значительным.

Таким образом, к концу 20-х гг. осуществляли дифференцированный подход в профессиональной подготовке специалистов. Такая дифференциация была обусловлена потребностью специалистов узкого и широкого профиля, необходимостью сокращения сроков обучения в школах фабрично-заводского обучения (ФЗО). Но обучение с сокращенным учебным планом негативно сказывалось на качестве подготовки квалифицированных рабочих. Специалисты вынуждены были доучиваться непосредственно на производстве. Исходя из этого, с 1929 г. были увеличены сроки обучения в ФЗО до 23 лет, большое внимание отводилось практической подготовке учащихся по специальности, вновь были введены общеобразовательные и общетехнические дисциплины. Из ведения Главпрофобр школы ФЗО были переданы в непосредственное подчинение предприятиям, что должно было сыграть положительную роль в повышении качества профессиональной подготовки, организации производственной практики. Но передача школ ФЗО непосредственно в ведение предприятий не оправдала себя, ибо обучение приспосабливалось к текущим нуждам производства, значительно сократились сроки обучения в школах ФЗО, особое внимание уделялось обучению рабочих массовым профессиям и т. д. Система подготовки как на производстве, так и в школах ФЗУ не отвечала требованиям развития народного хозяйства. В связи с этим возникла необходимость организации центральной системы профессионально-технического образования с целью создания государственных резервов. В Чувашии были организованы ремесленные и железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения и школы ФЗО с шестимесячным сроком обучения, преобразованы школы ФЗУ. Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся.

Коренные преобразования в сельском хозяйстве в конце 20 - начале 30-х гг. вызвали глубокое разделение труда в сельскохозяйственном производстве. В коллективных хозяйствах возникли функции организации и управления, которые должны были выполняться специальными работниками, появилась необходимость в квалифицированных специалистах-агрономах, зоотехниках, ветеринарах и т. д. В большинстве хозяйств агрономами работали практики, прошедшие 2-3-месячные курсы.

К началу первой пятилетки в Чувашии функционировали землеустроительный техникум и садово-огородная школа.

В 1929-1930 гг. были открыты ветеринарно-зоотехнические техникумы, садовоогородная школа была преобразована в садово-огородный техникум. За две пятилетки и два года третьей пятилетки средние сельскохозяйственные учебные заведения Чувашии подготовили 1041 специалиста [2, 149].

В 1931 г. в Чувашии был открыт сельскохозяйственный институт с двумя факультетами - молочного животноводства и кормодобывания - с приемом на каждый факультет по 50 человек [5, 21]. Постепенно институт становился подлинной кузницей национальных сельскохозяйственных кадров. Так, в нем к 1934 г. обучался 81 % чувашей, в том числе 73 % - колхозников. Благодаря деятельности сельхозинститута к 1940 г. в Чувашии 19,3 % председателей колхозов имели высшее образование; в сельскохозяйственных артелях работали 435 агрономов, из них с высшим образованием -148 человек [7, 87].

Одним из источников пополнения национальной интеллигенции была Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, рассчитанная на подготовку руководящих кадров для колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций (МТС), государст-

венных органов. На учебу в нее направлялись выдвиженцы, в своей основной массе энергичные и инициативные работники, но не имевшие достаточных знаний. Слушатели наряду с широким политическим развитием получали специальные знания в области агрономии, животноводства и сельскохозяйственной техники. С 1934 по 1937 г. ее окончили 125 человек. Наряду с подготовкой специалистов сельского хозяйства в учебных заведениях сотни передовых колхозников и колхозниц, нуждающихся в специальных знаниях, выдвигались на руководящую работу в колхозах, совхозах и на МТС. В связи с этим была создана развернутая сеть различных школ и курсов. В 1933 г. были открыты 12 районных колхозных школ. Только в 1933/34 учебном году они подготовили 330 бригадиров-полеводов, 228 бригадиров-животноводов, 308 счетоводов и 95 специалистов по ремонту сельхозмашин. В дальнейшем число районных колхозных школ увеличилось до 23, в которых в 1937 г. обучались 4117 человек.

Большое значение для обеспечения школ республики кадрами имело открытие Чувашского государственного педагогического и учительского институтов, которые к 1940 г. подготовили 807 учителей семилетних и средних школ. Кроме того, за годы второй пятилетки и два года третьей пятилетки педагогические техникумы Чувашской АССР окончили 3624 человека. В результате этого число учителей в школах республики в 1940 г. по сравнению с 1928 г. увеличилось почти в 3,8 раза [3, 250].

В рассматриваемый период была развернута сеть курсов и организовано заочное обучение работников сельских Советов. Только в 1936 г. в республике прошел подготовку и переподготовку 1261 работник сельских Советов. 220 работников сельских Советов обучались заочно. Тысячи уроженцев из Чувашии учились и получали квалификацию в вузах, техникумах Москвы, Ленинграда, Горького, Казани и других городов РСФСР.

Открытие в 1931 г. института сельскохозяйственного профиля в Чувашии явилось экономической необходимостью. Сельское хозяйство, являясь основой экономической отрасли республики, было отсталым. Возникла острая необходимость в квалифицированных кадрах [4, 5]. Колхозам и совхозам республики нужны были специалисты различных профилей подготовки.

В 40-х гг. XX в. Чувашский сельскохозяйственный институт проводил большую работу по повышению квалификации работников колхозов и совхозов. Так, в 19351940 гг. прошли переподготовку около 700 председателей колхозов и более 1000 бригадиров полеводческих бригад и заведующих фермами. За годы войны на различных курсах при институте были подготовлены и прошли повышение квалификации 3247 председателей колхозов, бригадиров полеводческих и тракторных бригад, заведующих фермами, звеньевых по техническим культурам [5, 29; 32].

В послевоенный период развитие сельского хозяйства республики, оснащение его сложной техникой требовало высококвалифицированных инженеров-механиков. В республике механизация сельского хозяйства находилась на низком уровне. В связи с этим в 1961 г. в сельхозинституте был отрыт факультет механизации сельского хозяйства. В настоящее время ежегодный прием на этот факультет составляет 175 человек.

Важным событием явилось открытие в 1966 г. в сельхозинституте факультета повышения квалификации руководящих кадров и специалистов сельского хозяйства, так как в 70-х гг. 50 % председателей колхозов и директоров совхозов, 60 % главных агрономов и зоотехников имели только среднее специальное образование. За годы функ-

ционирования этого факультета подготовлены для выдвижения на руководящую работу более 7 тыс. руководителей колхозов, совхозов и специалистов сельского хозяйства из Чувашской, Мордовской, Марийской республик и др. «В 1970 г. при институте открыто подготовительное отделение на 100 учащихся, которое сыграло важную роль в повышении общеобразовательного уровня рабочей и сельской молодежи, поступающей в институт» [5, 38-39].

Новые экономические условия, переход сельского хозяйства к экономическим методам управления потребовали подготовку высококвалифицированных специали-стов-экономистов, бухгалтеров, технологов сельскохозяйственного производства, специалистов по механизации переработки сельскохозяйственного производства, специалистов автомобилей и автомобильного хозяйства. Это было вызвано рядом обстоятельств. Так, например, в конце 70-х гг. в колхозах и совхозах республики не имели высшего образования 70,6 % бухгалтеров, 58 % экономистов. Республика испытывала большой недостаток в технологах, специалистах по индустриализации сельского хозяйства, в области автомобильного хозяйства, ветеринарных врачах. В связи с этим названные специальности были введены в учебный процесс. В конце 90-х гг. для подготовки ветеринарных врачей были открыты новые кафедры и оборудованы соответствующие лаборатории; в 2001 г. вступил в строй новый учебный корпус по подготовке кадров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» [5, 41].

Резюме. Система сельскохозяйственного образования Чувашии в советский и постсоветский периоды представляла собой совокупность преемственных образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального сельскохозяйственного образования, а также систему курсовой подготовки и повышения квалификации разных категорий работников сельскохозяйственного производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герберштейн, С. Записки о Московии / С. Герберштейн. - М., 1988. - 163 с.

2. История Чувашской АССР : в 2 т. Т. 1. - 2-е изд. - Чебоксары, 1983. - 370 с.

3. История Чувашской АССР : в 2 т. Т. 2. - 2-е изд. - Чебоксары, 1997. - 387 с.

4. Кириллов, В. К. Экономический подход / В. К. Кириллов // Народное образование. - 1975. - № 2. -С. 76-78.

5. Сельскохозяйственная академия: путь развития и создания: к 75-летию Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. - Чебоксары : Издат. дом «Пегас», 2006. - 400 с.

6. Толстой, Л. Н. Магометанину / Л. Н. Толстой // Русские письмена о чувашах. Вып. 1. - Чебоксары, 1946. - С. 98.

7. ЦГА ЧР. - Ф. 222. - Оп. 10. Чувашской АССР 50 лет. - Чебоксары, 1970. - 306 с.

8. Яковлев, И. Я. Отчет о сельскохозяйственной ферме за 1912 г. / И. Я. Яковлев. - Чебоксары, 1934. - 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.