Научная статья на тему 'Предпосылки адаптации управления развитием сельского хозяйства РФ к условиям внешней институциональной среды'

Предпосылки адаптации управления развитием сельского хозяйства РФ к условиям внешней институциональной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ИЗНОС АВТОТРАНСПОРТНЫХ АГРЕГАТОВ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ / АГРЕГИРОВАННАЯ МЕРА ПОДДЕРЖКИ ХОЗЯЙСТВ / ADAPTATION / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / PRODUCTIVE COSTS OF FARMERS / DETERIORATION OF AGRICULTURAL MACHINES AND MANUFACTURING EQUIPMENT / AGGREGATE MEASURE FOR FARMS SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Говядовская О. В.

В теоретическом аспекте адаптационный подход к пониманию сущности управления развитием аграрной сферы указывает на его партнерскоподдерживающий характер. Поэтому на практике он реализуется в направлении взаимодействия властных и хозяйствующих структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisite for adaptation development management of agriculture of Russian Federation for the external institutional environment

In theoretical aspect the adaptational approach towards the essence of management for agriculture development points out on its partner-supporting character. Thats why in practice the approach is realized in direction of state and farms cooperation.

Текст научной работы на тему «Предпосылки адаптации управления развитием сельского хозяйства РФ к условиям внешней институциональной среды»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ПРЕДПОСЫЛКИ АДАПТАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

О.В. ГОВЯДОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Северо-Кавказский государственный технический университет,

e-mail: marketlab@rambler.ru

В теоретическом аспекте адаптационный подход к пониманию сущности управления развитием аграрной сферы указывает на его партнерско-поддерживающий характер. Поэтому на практике он реализуется в направлении взаимодействия властных и хозяйствующих структур.

Ключевые слова: адаптация; институциональная среда; материальные затраты сельхозтоваропроизводителей; износ автотранспортных агрегатов и перерабатывающего оборудования; агрегированная мера поддержки хозяйств.

In theoretical aspect the adaptational approach towards the essence of management for agriculture development points out on its partner-supporting character. That's why in practice the approach is realized in direction of state and farms cooperation.

Keywords: adaptation; institutional environment; productive costs of farmers; deterioration of agricultural machines and manufacturing equipment; aggregate measure for farms support.

Коды классификатора JEL: Q13, Q17.

В экономических условиях РФ хозяйствующие структуры направляют усилия на расширение своих физических размеров и увеличение разницы между реализационными ценами на основные виды продукции аграрной сферы и издержками их производства. При определенном спаде товарного производства эти усилия находят реализацию в хозяйствах, специализирующихся на выращивании зерновых, технических и кормовых культур. За период с 2004 по 2008 г. посевные площади зерновых, технических и кормовых культур в фермерском секторе нашей страны возросли с 6 540, 1 213 и 984 до 9 166, 2 509 и 1 391 тыс. га. По сравнению с сельскохозяйственными организациями темп их роста в хозяйствах индивидуальных собственников земли и имущества оказался большим на 57,2, 68,4 и 67,7% соответственно [1].

Однако в целом опыт функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в России свидетельствует о необходимости ускоренной адаптации данных субъектов к условиям внешнего институционального окружения. Низкий удельный вес индивидуальных фермеров в общем объеме производства зерновых и зернобобовых культур, который в настоящее время составляет менее 10,0%, показывает, что

© О.В. Говядовская, 2010

крестьянские (фермерские) хозяйства по сравнению с сельскохозяйственными организациями являются пока менее адаптированными к проявлениям несовершенной конкуренции.

Крестьянские (фермерские) хозяйства животноводческой специализации также испытывают потребность в наращивании своего производственного потенциала. Как следствие, основной предпосылкой адаптации управления развитием аграрной сферы в РФ к условиям внешней институциональной среды выступает увеличение уровня ее финансовой поддержки. В этой связи экономической науке следует предоставлять своевременную информацию для органов власти, указывающую на необходимость стимулирования не только крестьянских (фермерских) хозяйств, но и сельскохозяйственных организаций.

В течение последних десяти лет в секторе сельскохозяйственных организаций просматривается определенный спад производства по отдельным видам продукции, имеющей растениеводческое происхождение. Этому спаду способствуют изношенность основных фондов и увеличение материальных затрат сельхозтоваропроизводителей. В динамике с 1999 по 2008 г. по зерну, сахарной свекле и подсолнечнику указанные затраты возросли в 7,8, 6,5 и 11,2 раза соответственно [4].

Высокий уровень материальных затрат является характерным и для сельскохозяйственных организаций, функционирующих в животноводстве. За период с 1999 по 2008 г. издержки производства российских хозяйств на 1 тонну мяса крупного рогатого скота возросли в 5,2 раза [5].

Из-за отсутствия необходимого перерабатывающего оборудования выход конечной продукции из 1 тонны аграрного сырья в периферийных зонах РФ составляет не более 60% от усредненных общероссийских показателей. Удаленные от рынков сбыта хозяйства, не имеющие достаточных перерабатывающих мощностей, теряют до 30% скоропортящихся животноводческих продуктов.

В силу этого крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные организации не должны устанавливать коммуникации с партнерами по товарному производству от случая к случаю. В блоке их производственно-коммерческих связей следует ориентироваться на объективную необходимость увеличения объемов производства при оптимальном для сельхозтоваропроизводителей уровне затрат.

В ситуации экономического кризиса нельзя не учитывать того факта, что цены на технику и перерабатывающее оборудование в Российской Федерации возрастают в 1,3 раза быстрее, чем на продовольственные товары. Развивающийся диспаритет цен способствует ограничению платежеспособных возможностей хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций. За период с 1999 по 2008 г. средняя цена реализации 1 тонны зерна в Российской Федерации увеличилась с 2 900 до 6 500 руб. В сопоставлении с ней цена приобретения дизельного топлива, потребляемого российскими хозяйствами, в рамках отмеченного периода времени возросла с 6 800 до 25 000 руб. за 1 тонну, то есть росла темпами в 2 раза большими [2].

В связи с изношенностью автотранспортных агрегатов хозяйств, функционирующих в растениеводстве, и недостаточно развитой перерабатывающей базой в животноводстве одной из основных предпосылок адаптации управления развитием сельского хозяйства РФ к условиям внешней институциональной среды является необходимость обновления основных фондов хозяйств различных форм собственности.

Следует отметить, что развитие материально-технической базы в сельском хозяйстве РФ пока происходит в рамках недофинансирования его базовых отраслей.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

32

ПРЕДПОСЫЛКИ АДАПТАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

Действующая система распределения кредитных ресурсов в основном ориентирована на отрасли, которые отличаются ускоренным оборотом капитала и имеют высокий уровень рентабельности. Несмотря на усиление финансовой поддержки хозяйств животноводческой специализации, установленный уровень процентных ставок за кредиты и определенные для сельхозтоваропроизводителей условия их погашения не вызывают роста производства в традиционно затратных отраслях.

С точки зрения обеспечения кредитов залогами ключевой проблемой остается непропорциональность распределения заемных средств, которая не позволяет крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям в полной мере использовать рыночные механизмы привлечения ссудного капитала. В данном аспекте имущественные паи на средства производства, к которым относятся техника и здания с высокой степенью износа, являются главным условием осуществления залоговых процедур в отраслях растениеводства и животноводства.

Тем не менее распределение кредитов для приобретения средств производства в аграрной сфере РФ происходит в векторе приоритетной поддержки хозяйств, функционирующих в растениеводстве. В 2008 г. через межбюджетные трансферты для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, им было выделено 6,9 млрд руб. В то же время владельцы животноводческих ферм от государства тогда получили 3,5 млрд руб., то есть на 15,2% меньше [6].

В этом направлении государству следует принимать решения, способствующие ускоренной адаптации управления развитием сельского хозяйства к условиям внешней институциональной среды. Они должны предполагать реализацию организационно-экономических мер, обеспечивающих распределение бюджетных ресурсов в векторе приоритетного развития отраслей животноводства.

Такой подход объясняется тем, что агрегированная мера поддержки сельского хозяйства в РФ является в 20 раз меньшей, чем в Канаде и США. Ее величину определяет 1% расходной части федерального бюджета, который не способствует повышению конкурентоспособности хозяйств частной и коллективно-долевой форм собственности [3]. Несмотря на то что государственная поддержка российских сельхозтоваропроизводителей имеет программно-целевой характер, механизм реализации взаимодействия властных и хозяйствующих структур не обеспечивает увеличения объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Действие указанного механизма пока не способствует формированию благоприятной среды для экономического роста хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций.

Так, уровень обеспеченности хозяйств, функционирующих в РФ, зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами не превышает 40% необходимого. В ситуации монопольного положения предприятий сельскохозяйственного машиностроения и снижения платежеспособных возможностей сельхозтоваропроизводителей в отраслях растениеводства и животноводства прослеживается тенденция старения автотранспортных агрегатов и перерабатывающего оборудования.

В то же время в экономических условиях стран ЕС, Канады и США производственная деятельность хозяйств осуществляется на относительно устойчивой технической основе. В настоящее время сектор сельскохозяйственных организаций в странах ЕС, Канаде и США обеспечен тракторами, соответственно, в 20, 3 и 5 раз больше, чем в Российской Федерации.

Имеющиеся статистические данные выступают свидетельством того, что агрегированную меру поддержки сельскохозяйственных организаций РФ по продукции растениеводства в 2008 г. характеризовала величина, равная 0,6%. По продукции животноводства величина участия властных структур в финансировании хозяйств коллективно-долевой формы собственности оказалась равной 2,5% от стоимости мясных продуктов питания.

Из этого следует, что возможности положительного опыта, накопленного в зарубежных странах, могут использоваться в нашей стране в направлении увеличения агрегированной меры поддержки хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций до 39-40%. Разумеется, такое предложение выходит за рамки правил ВТО, в соответствии с которыми объем бюджетных расходов, необходимых для развития производственной деятельности в аграрной сфере, не должен превышать 5-10% от стоимости конкретного продукта [7].

В этой связи государству следует направлять усилия на ускоренное вступление России в ВТО, которое выступает предпосылкой адаптации управления развитием сельского хозяйства к условиям внешней институциональной среды. Данный императив предполагает его обязательную реализацию, так как агрегированная мера поддержки сельскохозяйственных организаций, функционирующих в РФ, является на 37,5% меньшей, чем в странах Северной Америки. Ее уровень оказывается в 15 раз меньшим по сравнению с усредненным показателем агрегированной меры поддержки хозяйств в государствах Европейского союза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграрно-продовольственная сфера // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2009. — № 3. — С. 12.

2. Бигдай, О.Б. Государственное регулирование в системе агробизнеса (организационноинституциональный подход): автореферат дис. ... д-ра экон. наук / О.Б. Бигдай. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. — С. 4.

3. Васильева, Н.К. Теория и методология формирования системы устойчивого развития аграрного сектора региона: автореферат дис. ... д-ра экон. наук / Н.К. Васильева — Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. — С. 34.

4. Основные показатели сельского хозяйства России в 2008 году. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009. — С. 17.

5. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008. — С. 459.

6. Россия в цифрах—2008: стат. сб. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009. — С. 238.

7. Тарр, Дэвид Г. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ / Д.Г. Тарр. — М.: Весь мир, 2006. — С. 371.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.