Научная статья на тему 'Предназначение досугового общения: функциональный анализ'

Предназначение досугового общения: функциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
638
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ДОСУГОВОЕ ОБЩЕНИЕ / LEISURE RELATED FUNCTIONS OF COMMUNICATION / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ГЕНЕРАЛЬНЫЕ / GENERAL / СОПУТСТВУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ / LEISURE-TIME COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанова Людмила Анатольевна

В статье рассматриваются генеральные и сопутствующие функции досугового общения, их связь с потребностями человека в общении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and related functions of leisure communication, their relationship to human needs in communication is considered in the article

Текст научной работы на тему «Предназначение досугового общения: функциональный анализ»

Примечания

1. Cooper W. Some philosophical aspects of leisure theory I W. Cooper II Leisure studies State College. - PA: Venture Publishing, Inc.,1999. - P. 3-16.

2. Kelly J. Leisure and society: a dialectical analysis I J. Kelly II Leisure studies State College. - PA: Venture Publishing, Inc., 1999. - P. 53-68.

3. Rojek C. An outline of the action approach tu leisure studies I C. Rojek II Leisure Studies. - 2005. - № 1. - P. 13-25.

4. Rojek C. Deviant leisure: the dark side of free time activity I C. Rojek II Leisure studies State College. - PA: Venture Publishing, Inc., 1999. - P. 81-95.

5. Stebbins R. Project-based leisure: theoretical neglect of a common use of free time I R. Stebbins II Leisure Studies. - 2005. - № 1. - P. 1-11.

6. Stebbins R. Serious leisure I R. Stebbins II Leisure studies State College. - PA: Venture Publishing, Inc., 1999. - P. 67-79.

Т. П. Степанова

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье рассматриваются генеральные и сопутствующие функции досугового общения, их связь с потребностями человека в общении. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, досуговое общение, потребности, генеральные, сопутствующие функции досугового общения.

General and related functions of leisure communication, their relationship to human needs in communication is considered in the article. Keywords: socio-cultural activity, leisure-time communication, needs, general, leisure related functions of communication.

Одним из важных аспектов изучения досугового общения как вида социально-культурной деятельности является исследование его функций -предназначения в решении конструктивных задач социально-культурного развития субъектов данного процесса и их консолидации. Решение вопроса предназначения той или иной деятельности детерминирует особенности ее организации (выбор содержания, форм, методов, приемов и т.п.), что, в свою очередь, определяет ее результаты.

В переводе с латыни функция означает исполнение, обязанность, круг деятельности, назначение, роль (4, с. 543). В трактовке философского словаря под функцией понимается «отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого» (4, с. 751).

Исследуя функции социально-культурной деятельности, Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников подчерки-

вают, что в своем содержании функции «отражают определенные направления и стороны жизнедеятельности людей ... общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер . выполняют роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность» (1, с. 96).

Исследованию историографии теории социально-культурной деятельности посвящена докторская диссертация В. М. Рябкова, в которой автор рассматривает в качестве динамических характеристик данной теории вопрос развития функций социально-культурной деятельности (2, с. 118— 134). Анализ автора взглядов ученых, обращавшихся к исследованию данной проблемы в разные периоды становления теории и практики социаль-

но-культурной деятельности (работы М. А. Ариарского, В. Е. Триодина, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, И. П. Лукшина, Г. Г. Карпова и др.), обусловил интерпретацию В. М. Рябковым функций социально-культурной деятельности как «свойства системы социально-культурной деятельности, выявляющиеся в процессе удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения в социально-культурной деятельности в целях всестороннего и гармонического развития» (2, с. 119).

Анализ авторских трактовок понимания функций социально-культурной деятельности позволил сделать следующие обобщения:

- социально-культурная деятельность расположена в зоне высокой рефлексии, она интегрирует в себе общественные преобразования, отражает динамику развития потребностей субъектов;

- данные преобразования и потребности воплощаются в функциональном предназначении социально-культурной деятельности, находящем выражение в ее содержании, формах, методах, результирующих эффектах.

Социально-культурная деятельность характеризуется диверсификацией функций, которая обусловлена культурогенезом, антропологической динамикой (доминированием приоритетов индивидуально-личностного значения, возрастанием роли потребностей субъектов), экономическими преобразованиями (производством индустрией культуры культурной продукции и услуг, удовлетворяющих разнообразные потребности людей).

Взаимосвязь функций социально-культурной деятельности и культурных потребностей человека детерминирует эмпирический ракурс исследования функций досугового общения -изучение культурных потребностей, а также потребностей субъектов в об-

щении. Информация о потребностях обладает значительным диагностическим потенциалом, является основанием для выявления функций досугового общения, проектирования практик, удовлетворяющих и одновременно развивающих потребности субъектов данного процесса. В связи с этим продуктивным методом исследования функций досугового общения представляется дедуктивно-индуктивный метод. Методом дедукции нами выявлены генеральные функции (конструктивного развития и консолидации субъектов) досугового общения, метод индукции обусловил конкретизацию, детализацию данных функций.

Определение комплекса функций досугового общения предполагает: изучение культурно-исторического контекста его осуществления (эпохи постмодерна, обусловившей специфику данного феномена); выявление ведущих функций системы досугового общения, обеспечивающих ее относительный гомеостазис и направления развития; а также изучение социально-культурных потребностей субъектов досугового общения, отражающих объективные динамические процессы развития данного явления.

С целью исследования функций до-сугового общения, которые в онтологической плоскости представлены как предпочитаемые виды деятельности, потребности субъектов, был проведен опрос в котором принимали участие 1600 респондентов, что обусловливает репрезентативность полученных данных. Из данной совокупности молодежь составляет 43,8%; респонденты среднего возраста - 37,5%; 18,7% - обследуемые пенсионного возраста.

Результаты исследования отражают высокий уровень развития у респондентов потребностей в досуговом общении. Полученная в ходе опроса информация демонстрирует значительный потенциал данного процесса

в удовлетворении разнообразных, индивидуально значимых потребностей субъектов. Самоцельность досугового общения, связанная с удовлетворением личностно значимых потребностей, выходит за рамки стереотипных представлений, отражает широкий спектр культурно-смысловых значений досу-гового общения, среди которых представлены когнитивные, социальные, креативные, аффективные компоненты. Данные потребности образуют культурно-смысловой паттерн досуго-вого общения.

Возможностью получить положительные эмоции досуговое общение привлекательно для 69,7% респондентов, при этом для молодежи потребность в позитивных эмоциональных переживаниях составляет 98%, средневозрастной группы - 75%, в группе респондентов пожилого возраста -36%. Позитивный эмоциональный фон жизни особенно актуален для молодежи, для которой интенсивное освоение жизненного пространства зачастую имеет стрессогенный характер, поэтому досуговое общение приобретает значение эмоциональной релаксации, компенсации энергетических затрат, эмоциональной «подзарядки»;средне-возрастная группа обследуемых весьма высоко оценивает потенциал досу-гового общения, также связывая с ним возможность компенсации позитивных эмоций, получение которых в других сферах жизнедеятельности вызывает затруднения; для обследуемых пенсионного возраста, досуговое общение которых ограничено их социальным статусом, невысоким уровнем жизни, состоянием здоровья, снижением социально-психологического самочувствия, в определенной степени утрачивает эмоциональную значимость.

Для всех возрастных групп значение досугового общения определяется возможностью взаимодействия с близ-

кими по духу людьми - для 72,3% респондентов. Особенно ценно общение «со значимым другим» для молодежи - 95%; для средневозрастной группы -75%; для пенсионного возраста - 47%. Досуговое общение как самоцельный процесс обозначает в качестве социальной цели «другого» как источника раскрепощения, максимальной конгруэнтности, понимания, получения удовольствия, радости, что способствует созданию, укреплению, развитию связей, солидарностей субъектов, самостоятельно выбирающих партнеров, предмет общения в свободное время. Для молодежи досуговое общение приобретает значение камертона, по которому сверяются мысли, взгляды, отношения, эмоции со значимым другим, с которым они идентифицируются. «Близость по духу» имеет большое значение и для обследуемых средневозрастной группы, которая в отличие от молодежи, уже приобрела относительную социально-психологическую устойчивость, в большой мере персонифицировалась (профессиональная стабилизация, социальный статус) и не требует столь значительной психологической опоры на другого. Еще менее значимо общение с «близкими по духу» для респондентов пожилого возраста, что может быть объяснимо снижением роли референтного «другого», регрессом интереса к нему, возрастанием значения близких по родству людей (именно с ними - с семьей (45%) и родственниками (13%) предпочитают проводить досуг респонденты пенсионного возраста).

Информационная значимость до-сугового общения имеет весьма высокий рейтинг у молодежи - 93%, у респондентов среднего возраста - 70%, у пожилых - 24%. Как показывают результаты опроса, молодежь испытывает «информационный голод» и досу-говое общение оценивается ею как возможность его «утоления». Воспри-

имчивость молодых людей к информации имеет очевидный характер, они используют различные источники информации, однако общение располагает не только информацией, но и возможностью ее оценки, обмена ею, убеждения, экспрессивного воздействия на другого и т.п. Весьма значима информация для обследуемых средневозрастной группы, поскольку для нее информация также является условием жизнедеятельности. Однако, в отличие от «всеядной» молодежи, представители среднего возраста относятся к информации более избирательно. Регрессивные тенденции в отношении к информации наблюдаются у пожилого поколения. Они сочетаются с ограниченным доступом к различным источникам информации, и в этом смысле информационная составляющая досу-гового общения становится менее выраженной.

Досуговое общение не только удовлетворяет потребность в «близком по духу», но и оценивается как стартовое условие для расширения социальных связей, контактов, круга общения. Данная потребность актуальна для 84% респондентов молодого возраста, 72% — среднего и 33% — пожилого возраста. Познание мира, обмен культурным опытом, создание новых солидарностей; стремление к оригинальному опыту, который воплощают в себе ранее незнакомые люди — все это привлекает субъектов друг к другу.

Яркие впечатления «украшают» обыденную жизнь, вносят элемент новизны, являются источником радости и вдохновения. В условиях консьюмери-сткого общества возведение в культ потребления и связанных с ним ярких впечатлений находит отражение и в досуговом общении. Новые яркие впечатления заключают в себе досуговое событие, сами субъекты (именно поэтому субъекты данного процесса «маркируют» себя броскими, узнавае-

мыми деталями, придумывают индивидуальные «я-образы», адекватные своему мироощущению, культурному опыту, принадлежностью к какой-либо субкультуре, событийному предмету общения). Индивидуальность, креативность другого, оригинальный событийный контекст привлекателен для 79% респондентов молодого возраста, для 63% — среднего и 29% — пенсионного возраста. Молодежь доминирует в желании удовлетворить данную потребность, что объясняется ее жаждой открытий, переживаний, жаждой встречи с неизведанным миром, его открытия. Представители средней возрастной группы также находятся в «активной фазе» по отношению ко всему новому, однако их жизненный опыт, следует предположить, делает их более сдержанными в «погоне» за яркими впечатлениями. Угасание потребности в новых, ярких впечатлениях в процессе досугового общения у пожилых респондентов связано, по-видимому, со значительным жизненным опытом («не все ценно, что блестит»), с избирательностью впечатлений, а также с объективными возможностями их получения (ограниченность контактов, возможностей посещения досуговых учреждений, программ, снижением физического и социального самочувствия). Вместе с тем потребность респондентов в новых впечатлениях требует от специалистов социально-культурной деятельности создания ярких досуговых событий, развивающих идентичность, креативность субъектов и одновременно консолидирующих их.

В процессе досугового общения, нерегламентированного строгой предметной нормативной заданностью (как в деловом общении, к примеру), субъекты получают возможность максимального самовыражения персонификации, создания креативной среды, образов, технологий взаимодействия. Возможность проявить креативность

в процессе досугового общения наиболее значима для молодежи - 63%; 26% затруднились ответить, однако для 11% данная потребность не актуальна. Ответы молодых респондентов позволяют сделать выводы об их желании и готовности к «апробации» своего креативного потенциала в креативной среде досугового общения, однако 36% опрошенных предпочитают быть не столь заметными, что связано, следует предположить, с недостаточным уровнем развития культурного опыта, слабой уверенностью в себе, в свои силах. Учитывая то обстоятельство, что креативность в современном мире является принципом жизни, обусловливающим перспективы индивидуально-личностных и общественных преобразований, соотношение желающих, «сдержанных» и не стремящихся к креативности молодых людей позволяет выделить данную проблему как одну из актуальных для ее решения социально-культурными институтами, делает необходимым создание практик досугового общения, максимально способствующих развитию и реализации креативности субъектов данного процесса.

Полученная в ходе опроса информация позволяет сделать выводы о том, что молодежь более остро ощущает потребность в креативном самовыражении, оценивая его потенциал как условие жизнедеятельности, достижения успеха, развития идентичности и социальных связей. Более старшее поколение респондентов предпочитает использование опыта, сложившихся традиций и стереотипов самовыражения (во взаимодействии с другими в том числе), обнаруживает определенную консервативность и нежелание выхода за пределы сформировавшегося опыта. Оценивая безусловную значимость данного опыта, следует отметить, что именно он становится фактором сдерживания позитивных индивидуально-личностных и социальных

преобразований, и в этом смысле молодежь в ее стремлении к креативному самовыражению и взаимодействию с другими обнаруживает свою перспективность в преобразовательной деятельности. Досуговое общение в связи с этим приобретает значение креативных практик для ее субъектов и обусловливает необходимость создания их диверсифицированных вариантов.

Полифункциональность досугово-го общения, его открытый характер, взаимосвязь с другими формами жизнедеятельности субъектов нашли свое отражение в ответах респондентов на вопрос о привлекательности досугово-го общения как возможности открытия дополнительных перспектив: получения новой (нужной) информации, установления полезных контактов. Молодежь, отдающая предпочтение эмоциональной составляющей досуго-вого общения, оценивает «новые» перспективы скорее нейтрально - 56%; 12% не обнаруживают связи между до-суговым общением и «новыми» перспективами; для 32% такие перспективы привлекательны. Респонденты среднего возраста придерживаются несколько иной позиции: 42% из них рассматривают досуговое общение как условие открытия для себя перспектив; 23% - так не считают; 35% - испытывают затруднение в их оценке. «Рацио» респондентов данной группы указывает на их готовность к разнообразным контактам, в том числе и к приносящим пользу в индивидуально-личностном, профессиональном росте. Менее выражена данная потребность у обследуемых старшей возрастной группы: 68% из них придерживаются нейтральной позиции; 8% такие перспективы оценивают положительно; 24% - отрицательно. Ответы респондентов данной возрастной группы демонстрируют их общий пессимистический настрой, обусловленный социальным статусом, снижением самооценки и социально-

психологического самочувствия. Вместе с тем социально-культурные практики организации досугового общения, вовлечение в них представителей пожилого поколения, способны изменить данную ситуацию, открыть перспективы индивидуально-личностного роста, социальной значимости представителей данной возрастной группы.

Нерегламентированность хронотопа досугового общения, свобода выбора предмета, партнеров эвристична по своей сути, связана с открытием для себя другого человека, что отмечает 61% представителей молодежи (19% придерживаются противоположного мнения и 20% занимают нейтральную позицию). «Другой» не столь привлекателен для обследуемых среднего и пенсионного возраста. Лишь 18% и 9% (соответственно) отметили возможность «открытия другого» в процессе досугового общения. Лидирующая позиция в этой оценке обследуемых молодого поколения связана с их открытостью ко всему новому, стремлением к познанию мира, других людей как части мира, эвристические возможности которого неисчерпаемы. Открытия, которые делает молодежь в процессе досугового общения (партнера, события, его предмета), не всегда имеют конструктивный характер, поэтому необходимы грамотная культурно-смысловая навигация, создание и продвижение культурных лидеров, задающих векторы открытия в «другом» созидательных смыслов. Вместе с тем с возрастом, в результате формирования социально-культурного опыта у респондентов снижается оценка «другого» как открытия: их трудно чем-либо удивить, в восприятии другого преобладают стереотипы, «рацио», критичность, а в иных случаях — равнодушие, зависть. Досуговое общение, в основе которого лежит взаимный интерес субъектов, подразумевает создание такой архитектоники досуговых собы-

тий, в которых его герои были бы источником открытия «другого», вокруг которого (или его главной культурно-смысловой идеи) субъекты могли бы объединиться, актуализировать, открывать для себя новые культурные смыслы.

Таким образом, полученная в результате опроса информация позволяет сделать выводы о полифункциональности досугового общения, в процессе которого субъектами удовлетворяется широкий спектр потребностей, определяющих его многовекторную, многогранную самоцельность. Для молодежи досуговое общение выступает в качестве своеобразного «окна» в мир, определяющего множественные ракурсы его видения и освоения вместе с другими, создания согласованных культурно-смысловых картин мира, и связано с открытием для себя других людей и себя, своей сущности. Более избирательны люди средневозрастной группы, который реализуют в досуго-вом общении потребности, обусловленные рациональными и эмоциональными мотивами, при этом в некоторых позициях доминирует «рацио». Респондентов старшего возраста досуго-вое общение привлекает своей душевностью и предсказуемостью, гарантирующей привычный ход событий, сохраняющей уклад и ритм жизни. Однако для всех групп респондентов досуговое общение является источником получения положительных эмоций и пользы (в соответствии с их представлениями, адекватными возрасту, социальному опыту, культурному багажу). Материальный уровень жизни обследуемых имеет значение в плане возможностей потребления досуговых услуг (как предмета досугового общения) и, как показывают данные, обнаруживает ограниченные возможности, неравный доступ респондентов к данным услугам. Культурно-смысловая полинасыщенность досугового обще-

ния создает неограниченные возможности для консолидации его субъектов, что обусловливает проектирование и реализацию диверсифицированных по содержанию, формам, материальной доступности, возрастной востребованности досуговых услуг, программ, удовлетворяющих потребности субъектов, способствующих их культурно-смысловой консолидации.

Теоретический анализ литературы, контекста ситуации, характеризующейся высокой степенью ее диверсификации, а также полученные в ходе исследования данные способствовали выявлению функций досугового общения.

В качестве генеральной функции досугового общения выступает его развивающая функция, предусматривающая:

— развитие культурной идентичности субъектов взаимодействия;

— развитие их креативности как условия саморазвития и общения;

— развитие социабельности, участников досугового общения, создание солидарностей на основе проектирования конструктивных культурных смыслов взаимодействия.

Одновременно досуговое общение связано с удовлетворением комплекса потребностей (и решением сопряженных с ними социокультурных, педагогических задач), которые детерминируют ряд сопутствующих функций до-сугового общения:

— отдых, компенсация жизненных впечатлений, недоступных в других видах деятельности вместе с другими;

— получение удовольствия (гедонистическая функция досугового общения в условиях консьюмерного общества приобретает особенное значение);

— получение пользы, измеряемой индивидуально-личностным развитием (получение новой информации, опыта, обмен субъектами информацией, опы-

том в процессе общения);

— создание позитивного, оптимистического фона общения, установление эмпатических отношений с другими людьми;

— реализация и развитие креативности субъектов в процессе их досуго-вого взаимодействия;

— создание культурно-смыслового каркаса отношений, социализация (знакомство с новыми людьми, укрепление связей, возможность обменяться взглядами по поводу общекультурных вопросов, развитие социабельно-сти, улучшение взаимопонимания с людьми и т. п.);

— самореализация, развитие креативности, социализация, получение положительных эмоций в процессе досугового общения в виртуально-реальной среде (в социальных Интернет-сетях и реальной практике);

— создание культурно-смысловых досуговых солидарностей как общностей активных, объединенных общими интересами, конструктивными взаимодействиями субъектов.

Как следует, досуговая деятельность, реализуемая посредством механизма общения субъектов, имеет полифункциональный характер, отражающий диверсификацию социально-культурных, антропологических изменений. Эта диверсификация находит выражение в разнообразных потребностях в досуговом общении.

Полученные в результате опроса данные послужили основанием для уточнения функций досугового общения. Они представляют большое значение для педагогической науки и практики, поскольку обладают значительным диагностическим потенциалом, являются основанием для теоретических выводов, а также эмпирического проектирования социально-культурных, педагогических технологий организации развивающего и консолидирующего субъектов досугового общения.

Примечания

1. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004.

2. Рябков В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ - начало XXI веков): моногр. / В. М. Рябков. - М., 2009.

3. Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

В. И. Газетов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА РУБЕЖОМ

В статье рассматривается процесс формирования военно-музыкальной культуры за рубежом, определяются основные тенденции управления ее развитием в передовых странах мирового сообщества, анализируется структура и деятельность руководящих структур военно-музыкальных служб вооруженных сил стран-членов НАТО. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, военно-музыкальная культура, военно-музыкальная служба, военный оркестр.

In article process of formation of military-musical culture abroad is considered, the basic tendencies of management by its development in the advanced countries of the world community are defined, the structure and activity of supervising structures of military-musical services of armed forces of NATO member states is analyzed. Keywords: socio-cultural activity, military-musical culture, military-musical service, a military orchestra.

Музыка является средством духовного воздействия на внутренний мир индивида, поскольку способна передавать и возбуждать чувства отраженных в ней человеческих переживаний. Военная музыка служит необходимым элементом воинских ритуалов. Военная музыка в исполнении военных духовых оркестров, горнистов, барабанщиков - неотъемлемый атрибут военных и общественных церемоний - парадов, смотров и т.д. Военная музыка придает любому воинскому ритуалу особую красочность, возвышает дух воинов, пробуждает чувство гордости за свой народ, за свою страну. Ведущим жанром военной музыки неизменно служит строевой марш. Разновидностями строевого марша являются походный («скорый»), парадный («для торжественного прохождения»), колонный, фанфарный, встречный, похоронный, а также марш концертного типа. К другим жанрам строевой церемониальной музыки относятся пьесы,

написанные для музыкального оформления воинских церемониалов, а также концертные музыкальные произведения военно-патриотического содержания - увертюры, симфонии, фантазии, поэмы. К военной музыке причисляются и военные песни - строевые, походные, привальные.

Военная музыка - торжественная и бравурная, вызывает магический восторг и восхищение зрителей. Формирование военно-музыкальной культуры началось в далеком прошлом. Для исполнения военной музыки в странах Древнего Востока использовались простейшие продольные флейты, трубы, рога, двойной гобой, барабаны, тарелки, литавры. В Древнем Китае значительное развитие получило хоровое пение. В античную эпоху, по свидетельству Фукидида, македонянам в строевом движении помогала флейта, карфагенянам - цитра. У римлян в строевом движении использовались рог и труба, а в бою применялись еще и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.