Научная статья на тему 'Предметно-проблемное поле понятия «Ресурс культуры» в образовании'

Предметно-проблемное поле понятия «Ресурс культуры» в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / РЕСУРС / РЕСУРС КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕСУРСА КУЛЬТУРЫ / CULTURE / MODERN CULTURE / RESOURSE / RESOURSE OF CULTURE / PEDAGOGICAL PROJECTION OF RESOURSE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миняева Н. М.

В статье уточнено понятие «ресурс культуры» в рамках концепции педагогического проектирования ресурса культуры в многоуровневом образовании на основе его общетеоретического потенциала; определены его генетические связи с кругом психолого-педагогических и культурологических понятий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article it is defined more precisely the idea of «resourse of culture» in the limits of the conception of pedagogical projection of resourse of culture in multilevel education on the base of its common-theoretical potential. We determine its genetics' links with the circle of psychology -pedagogical and culture logical notions.

Текст научной работы на тему «Предметно-проблемное поле понятия «Ресурс культуры» в образовании»

ПРЕДМЕТНО-ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ «РЕСУРС КУЛЬТУРЫ»

В ОБРАЗОВАНИИ

МИНЯЕВА Н.М.

В статье уточнено понятие «ресурс культуры» в рамках концепции педагогического проектирования ресурса культуры в многоуровневом образовании на основе его общетеоретического потенциала; определены его генетические связи с кругом психолого-педагогических и культурологических понятий.

In this article it is defined more precisely the idea of «resourse of culture» in the limits of the conception of pedagogical projection of resourse of culture in multilevel education on the base of its common-theoretical potential. We determine its genetics' links with the circle of psychology -pedagogical and culture

- logical notions.

Мировое образовательное пространство XXI века стремительно меняется. Уходит в прошлое индустриальная эпоха, которая снизила внимание к нравственно-эстетическим факторам, породила технократичность мышления, дегуманизацию ценностей и смыслов человеческого бытия. Эти изменения негативно сказались в сфере образования, заложив опасность подмены его цели, социальной сущности и назначения.

Культурная конвергенция, тщательная рефлексия оснований, анализ причин и следствий сложившегося кризиса позволит изменить представления о современных целях и задачах образования, осознать изначальное значение для него смысла культуры человеческой деятельности.

В современных гуманитарных науках к числу фундаментальных относятся понятия «культура», «ресурс культуры». Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другие понятия, которые имели бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура поведения», «культура общения», «культура чувств».

Сегодня понятие «ресурс культуры» не имеет однозначного толкования. Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития [6]. Широким делением ресурсов на типы является выделение природных и искусственных ресурсов. В экономических и естественно научных исследованиях основным объектом изучения являются природные ресурсы, в социально-педагогической сфере - искусственные ресурсы.

Выделение ресурса культуры как особого вида искусственных ресурсов объясняется:

- общей потребностью общества в человеке культуры;

- нарастающими в обществе движениями к глобальному образовательному пространству;

- использование «культурного» обучения во все больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность;

- происходящим интенсивным формированием социокультурной среды.

Широкое использование в современных гуманитарных науках понятия «ресурс культуры» связано с понятием «культура». В науке говорят обычно о «культурных системах», «культурной динамике», «типологии культур».

Из многих определений культуры мы избрали те, которые имеют прямое отношение к выявлению ее ресурса:

- культура - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (Э.С. Маркарян, В.П. Тугаринов), высокий уровень чего-нибудь, высокое

развитие, умение (Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев), освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта (М.М. Бахтин, B.C. Библер).

По мнению А.Ж. Кусжановой, культура обладает ресурсом в виде особо устойчивых конструктов традиций и опыта, которые по своим изначальным формам и конкретно социальному воплощению выступают устойчивыми моделями жизни и поведения данного сообщества, и сохранения его качественного социального своеобразия. В нашем случае результатом образования, исходя из ресурса культуры, будут не просто зазубренные знания, материальная или абстрагированная в идеальные формы культура вообще, ее содержание, а группы компетентностей, которые преобразуются в педагогические объекты, имеющие структуру, системные элементы, ее части и формы [6].

Определения данного понятия указывают нам на несводимость феномена ресурса культуры к использованию в образовательном процессе совокупности духовных и материальных ценностей, выработанных людьми. В нашем случае ресурс культуры мы рассматриваем, как:

- динамическое явление, представляющее собой теоретическую и научную информацию, ее сбор, переработку, систематизацию, преобразование с целью использования в учебном и научном процессе деятельности профессионала высшей школы;

- как комплекс, интегрирующий все культурные ресурсы образовательного учреждения, обеспечения учебного процесса, базы научно-методологической, научно-исследовательской, инновационной деятельности и библиотечных информационных ресурсов.

Сущность ресурса культуры, по-нашему мнению, сосредоточена в способе и средствах человеческой деятельности, в целях и создаваемых субъектом ценностях, что составляет ядро концепции педагогического проектирования ресурса культуры в многоуровневом образовании будущего специалиста.

Причем, когда ресурс культуры оценивается глобально, на первый план выступает результативный аспект (совокупность достижений), а во втором - процессуальный (уровень, высокое развитие, умение) или способ организации деятельности. Еще более отчетливо эти смысловые тенденции выражены в категории «ценность» и «способ организации», указание на историческую обусловленность ресурса культуры и акцентирование внимания на творческих силах и способностях человека-носителя культуры [2].

Ресурс культуры имеет историческое измерение, превращает человека в субъект и результат исторического процесса. Умение использовать его выступает как «мера», как оценка индивида, исторической специфики ее отношений между людьми в процессе общественной деятельности и природой. Это позволяет рассматривать ресурс культуры отдельного индивида. Включение в деятельность - основной путь развития ресурса культуры индивида, формирования в нем ценных личностных качеств.

В педагогическом проектировании и реализации ресурса культуры следует усматривать направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек. В педагогическом плане важен другой аспект деятельностной концепции культуры, а именно - соотношение социального и культурного в деятельности.

Накопленный человечеством ресурс культуры позволяет на новом уровне рассмотреть подготовку будущего специалиста с позиции интегративно-культурологического подхода. Современная культура, поскольку она интегральна и мозаична, обладает следующим ресурсом для подготовки выпускника вуза:

- философские диалоги;

- аксиологичность мышления, критичность, понимание особенного, индивидуального;

- умение вписать новое в свою деятельность.

Современная культура ориентирована на настоящее, и в ней мы выделяем еще один комплекс ресурсов, используемых в образовании:

- нравственная ответственность за содеянное;

- осознанность последствий безответственного поведения.

Современная культура - культура диалога, она содержит ресурс:

- диалога;

- понимания и рассуждения;

- уважения мнения другого, умения выслушать, а не переубеждать.

И, наконец, современная культура ориентирована на самоценность человека, его уникальность. Это позволяет создать в образовательном пространстве условия для саморазвития личности, развития ее культуроформирующей способности.

Принимая во внимание отмеченные особенности современной культуры, необходимо выделить такое основание данной культуры, ориентируясь на которое, мы создаем структурнологическую модель педагогического проектирования ресурса культура в многоуровневом образовании будущего специалиста. Основанием для создания модели, по мнению В.А. Конева, выступает способность определять границу значимого и незначимого (выявлять ценность), вести диалог. Это сегодня жизненно важно считает автор, как раз потому, что канал образования, который воспроизводит культуру, воспроизводит ее старое основание - специализированное знание. А «жизнь и развитие современной культуры базируется не на познавательные способности, не она сейчас выступает культороформирующей способностью, а на способности определять границу значимого и незначимого» [3].

Организация преподавателем ситуации сомнения может строиться на различных основаниях, но наиболее эффективным, на наш взгляд являются диалогическое столкновение разных позиций, разных мнений. В культурных ситуациях «точках интенсивности», как их называл М.К. Мамардашвили, человек мыслит о жизни вообще, о своей жизни, в этот момент он получает навык мыслить. Мысль - это событие в культуре. Особый интерес для нас представляет идея диалогической культуры, разработанная в отечественной философской литературе B.C. Библером [1]. Философ отмечает, что культура по природе вообще, а современная культура это обнаруживает наиболее ярко, несет в себе энергию и силу диалога. Диалог будучи ресурсом культуры актуализирует любые ее смыслы, а также формирует личность [1].

В соответствие с принципами организации современной культуры образования будет эффективным тогда, когда его «строение» соответствует строению культуры, логике организации ее материала. Три элемента ресурса культуры в многоуровневом образовании будущего специалиста на данном этапе развития общества могут поднять подготовку выпускников на более высокую ступень существования. Это, во-первых, участие в педагогическом процессе бакалавра, как целостной единицы. Обучение не имеет права игнорировать среду формирования, психофизиологические особенности студента. Ведь в процессе обучения человек участвует не только пассивно, а как воспринимающая сторона. Ресурс культуры позволяет нам выбрать форму образования, составить наиболее полный портрет бакалавра, отразить его начальные установки и мотивации.

Огромное значение в процессе реализации ресурса культуры имеет личность преподавателя. Педагог - это звено между прошлым и будущим, между ресурсом культуры нового времени и ресурсом современной культуры. Педагог, по-нашему мнению, характеризуется целостностью собственной личности, видения мира, гармонией между профессией, знаниями, моралью, эстетикой, гражданственностью и образом жизни, творческим подходом к содержанию своей деятельности.

В-третьих, это сама система образования в единстве ее содержательной и формальной сторон. До настоящего времени в содержательной стороне образования существует противостояние гуманитарного, технического и фундаментального блоков. Их раздельность и автономное существование - дань научным системам прошлого - привели к возникновению глобальных экологических проблем, поскольку отсутствие гуманитарного знания в системе любого специального привело к забвению и пренебрежению человеком и человечностью. Такое разделение в современном мире ставит под угрозу и само существование мира и человека.

Нам представляется, что выход из этого состояния был множество раз обозначен, очерчен не только в его теоретической части, но и проверен на практике наиболее передовой частью педагогов на всех уровнях образования. В общих чертах можно выделить основное условие, без которого не возникнет возможности привести систему образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, расширением сфер практической деятельности человека, с пониманием жесткой зависимости от этой деятельности самого будущего человечества. Этим условием является превращение образования в общекультурньй процесс. Такое превращение не имеет ничего общего с простым введением в систему образования очередного факультативного курса, занимающего 1,5-2 часа в неделю и не требующего, никаких усилий со стороны как студентов, так и преподавателей. Внедрение ресурса культуры в учебный процесс предполагает превращение его в процесс творческий, ориентированный на человека, формирование его как специалиста и как субъекта деятельности. Тогда результатом образования становится не получение соответствующего документа, не превращение человека в очередную функцию, а процесс формирования личности, обладающей всеми качествами личности: разумностью, ответственностью, волей, свободой, личным достоинством и совестью.

Современное знание о ресурсе культуры исходит из того, что оно должно быть непременно связанно с интересами человека и выполнять интегративную функцию в области социогума-нитарного знания.

В рамках интегративно-культурологического подхода ресурс культуры рассматривается нами как один из видов ресурсов, потребляемых в обществе. Но включение культуры в состав ресурсов не снимает неопределенности в понимании сущностных характеристик термин «ресурс культуры», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую культуру считать ресурсом, а какую не считать. Анализ определений, приведенных в различных источниках [4, 5, 6], показывает, что в состав ресурса культуры в образовании включаются культурный педагог, культурное взаимодействие (отношения) с обучающимися, культурные механизмы обучения, социально-профессиональная компетентность.

Важнейшим стратегическим направлением развития ресурса культуры является его вхождение в единое культурное пространство, основными компонентами которого являются культурная инфраструктура общества. Так, ресурс культуры вуза, являясь компонентом единого культурного пространства, предоставляет собой комплекс, с его структурой, базой знаний для преподавателей и студентов.

Ресурс культуры в образовании человека многогранен. Это и система знаний о мире, и система ценностей, норм, организующих бытие людей, это результаты деятельности, и внутренний мир человека, его субъективные способности. Это результат деятельности людей, но не просто деятельности, а деятельности творческой.

Ресурс культуры обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека: в ресурсе культуры аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование ее живой «переводчик» и транс-

лятор. В этих условиях возрастает роль образования, становится необходимым рассмотрение его в разрезе культуры.

Библиографический список

1. Библер, Б.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур/Б.С. Библер. - М: Наука, 1998. - 250с.

2. Злобин, Н.С. Человек субъект культурно-исторического процесса/ Н.С. Злобин //Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1995г.

3. Конев, В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В.А. Конев //Вопросы философии. - 1996. - №10 - С.46-58.

4. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. /Э.С. Маркарян. - М: Мысль, 1992. 284 с.

5. Межуев, В. М. Культура как объект познания / В.М. Межуев // Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1984.

6. Соколова, Л.Б. Обновление педагогического образования: культура педагогической деятельности будущего учителя / Л.Б. Соколова // Credo new. Спб.,2003. №. С. 59-74.

Ключевые слова: культура, современная культура, ресурс, ресурс культуры, педагогическое проектирование ресурса культуры.

Keywords: culture, modern culture, resourse, resourse of culture, pedagogical projection of resourse of culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.