Научная статья на тему 'Культурологический подход к проектированию содержания учебного предмета'

Культурологический подход к проектированию содержания учебного предмета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / CULTURE / EDUCATION CONTENT / SCHOOL SUBJECTS / PERSONALITY DEVELOPMENT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахнова Любовь Александровна

В статье рассмотрена интерпретация понятия «культура» в контексте образования. На этой основе раскрыта взаимосвязь содержания учебной дисциплины и соответствующей области культуры, показана необходимость национальной культуры в качестве обязательного элемента содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural approach to composition of subject content

In this article the interpretation of the concept of «culture» in the context of education is considered. On this basis the interrelation of the subject content and the corresponding area of culture is shown, the necessity of national culture as the mandatory element of education formation is proved.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к проектированию содержания учебного предмета»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

удк 378-'47 Л. А. ИВАХНОВА

Омский государственный педагогический университет

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА_______________________________

В статье рассмотрена интерпретация понятия «культура» в контексте образования. На этой основе раскрыта взаимосвязь содержания учебной дисциплины и соответствующей области культуры, показана необходимость национальной культуры в качестве обязательного элемента содержания образования.

Ключевые слова: культура, содержание образования, учебный предмет, развитие личности, творчество.

Характерной чертой современной педагогической науки и педагогической действительности является стремление ученых к приведению целей, содержания и технологии обучения в соответствие с потребностями общества и модернизацией школы. В стандартах ВПО нового 3-го поколения представлена только базовая часть, вариативная часть стандарта становится предметом научно-методической работы преподавателей вузов. В этой связи осуществляется разработка содержания многоуровневой подготовки специалистов в университетах, моделируется совместная работа студентов и преподавателей над составлением основной образовательной программы, значимым компонентом которой является проектирование содержания учебных дисциплин. В качестве области профессиональной деятельности специалистов психолого-

педагогического направления выделяется культура. Намечен переход в оценке результатов подготовки, в котором приоритетным признается компетентност-ный подход. При этом компетенция понимается как способность применять знания, умения, оцениваются личностные качества специалистов, способствующие успешной профессиональной деятельности. Реализация компетентностного подхода предполагает широкое использование новых технологий, активных и интерактивных форм профессиональной подготовки.

В этой связи возникает необходимость строить содержание образования на научных основах. Сказанное обусловливает актуальность интерпретации содержания учебного предмета с позиции культурологического подхода, так как культура включает в себя идеи образования и развития. В научной литературе

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

дается обоснование культурологическому подходу к проблеме содержания образования, основанному на концепции предметно-практической деятельности. Авторы (А. С. Арсеньев, Э. В. Бесчеревных, Н. С. Злобин, В. М. Межуев, В. В. Сильвестров, М. К. Петров и др.) исходят из понимания проблемы содержания образования, проблемы формирования личности в контексте культуры, общей теории человеческой деятельности и общения, включающей в себя исторически сложившиеся формы передачи культуры от поколения к поколению.

Существует мнение, что наиболее образно смысл культуры может быть понят в соответствии с понятием «образование» (В. С. Библер). Развитие образования адекватно отражает развитие культуры, хотя культура строится по другому принципу, в сравнении со структурой образования. Образование — это движение по схематизму науки, восхождение от предшествующего знания, орудий труда, «перегонка» в ум и умение познающего субъекта всего того, что достигнуто на «пройденных ступенях» развития общества, причем в единственно возможном виде: упрощенно, уплотненно фрагментарно представлено в учебнике [1, 282]. Из сказанного следует, что в формировании содержания учебного предмета должны найти воплощение все достижения общества в определенной области культуры в сжатом и доступном для обучающихся виде.

Итак, содержание образования (учебного предмета) должно рассматриваться в контексте культуры, в процессе усвоения которой происходит развитие личности, предполагающее использование общих закономерностей творчества в конкретной области профессиональной деятельности.

Интерпретация культуры как творческой деятельности позволяет понять механизм формирования творческой личности. Согласно обозначенному подходу в основу понимания культуры кладется исторически активная творческая деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта этой деятельности. Кроме того, деятельностно-творческий подход к определению культуры дает возможность увидеть механизм ее усвоения, понять, как происходит превращение социального опыта человечества во внутреннее богатство индивидов. В работе Н. С. Злобина «культура» определена как «социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи ее результативности (опредмеченной в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах и т.д.) выражения ее процессуальности, предполагающей освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества, то есть превращение богатства, опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека» [2, 28]. Опыт, накопленный поколениями, представлен в данном определении как результат творческой деятельности, опредмеченный в материальных и духовных ценностях, который интегративно связан с процессом распредмечивания — усвоения данного опыта человеком в деятельности, адекватной его содержанию. В результате усвоения культуры происходит обогащение личности, ее предметно-практической деятельности. Формируемое таким образом содержание учебных предметов и организация его усвоения способствует развитию и творческой самореализации личности в соответствующей этому предмету области культуры.

Анализ культурологической литературы дает основание для утверждения, что существование различных функций культуры стало возможным в результате формирования такого ее компонента, как язык. Способствуя выработке особых средств накопления, преобразования и передачи адаптивно значимого жизненного опыта, язык создал новые коммуникативные и регулятивные возможности. В этой связи Э. С. Маркарян определяет культуру как способ человеческой деятельности, как систему, генеральной функцией которой признается адаптивная функция, являющаяся интегративной для всех основных ее функций. Ученый разъясняет, почему данный угол зрения на культуру правомерен: понятие «способ деятельности» предполагает ответы на вопросы «как», «каким образом», благодаря «какой системе средств» осуществляется тот или иной процесс человеческой деятельности. 1. Способы предполагают наличие объективных форм деятельности. Например; способы изобразительной деятельности, обеспечиваемые культурой, предполагают наличие форм существования: живопись, графика, скульптура и др. (художественный образ). 2. Способы предполагают умение, навыки оперировать этими формами и наличие соответствующей информации, знания о них. Взаимодействие отмеченных компонентов делает реальным процесс осуществления деятельности.

Однако характеристика культуры этим не ограничивается. Большое значение в культурологической литературе придается культурной традиции в передаче опыта людей. Культурная традиция определяется как «выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт» [3, 154], который интерпретируется и воспроизводится в процессе усвоения. Из сказанного следует, что компонентом конструирования содержания учебного предмета может быть такая культурная традиция, которая выражает всеобщий опыт. Для предметов художественного цикла введение культурной традиции в содержание учебных дисциплин предполагает изучение всеобщего художественного опыта.

В рамках данной темы интерес представляет только традиция, связанная с аккумуляцией и передачей опыта, основанная всецело на обучении с применением технологии и различных орудий, то есть не сводимая к простому подражанию. Таким образом, культурная традиция является одним из механизмов, при помощи которых осуществляется усвоение культуры, понимаемое нами как воспроизведение и дальнейшее ее развитие.

Таким образом, трактовка культуры как способа человеческой деятельности предполагает наличие социально значимого жизненного опыта, знаний, умений, навыков, средств деятельности и языка, с помощью которого осуществляется трансляция опыта и культурной традиции, являющейся своеобразным механизмом усвоения культуры.

В науке существует своеобразная концепция культуры, которая замыкается на идее образования и связана с разработкой механизма передачи (трансляции) знаний от поколения к поколению (М. К. Петров). По форме кодирования знаний в обществе ученый выделяет три типа культуры: а) личностноименной — первобытное общество; б) профессионально-именной — земледельческое общество; в) универсально-понятийный — общество европейской культурной традиции [4]. Методологической основой для всех типов культур остается, определенная К. Марксом, социальная наследственность, выра-

женная в словах: люди — продукт среды, обстоятельств и воспитания. Независимо от типа культуры, индивиды в процессе усвоения социального опыта включаются в систему: «знание-индивид — деятельность», следовательно, структура «учитель-ученик» присутствует в любом типе культуры. В связи с тем, что объем накопленного в обществе корпуса знаний и соответствующей ему деятельности всегда превышает возможности индивида, его физическую и ментальную «вместимость», то корпус знаний необходимо фрагментировать в посильные для индивидов части, а затем интегрировать эти части в новую целостность знаний. Таким образом, критерием построения содержания является фрагментация и интеграция частей знаний в целое в соответствии с психофизиологическими возможностями человека. Поскольку знания усваиваются в процессе общения, то перестройка знаний приводит к изменению самих форм общения. То есть изменение знаний вызывает необходимость трансформации деятельности, в процессе которой происходит их усвоение.

Неотъемлемым компонентом культуры является творчество. В концепции культуры М. К. Петрова выделено два типа творчества: по производству субъектов, способных создавать произведения в исторически сложившейся социальной форме, и по производству репродуцируемых вещей. Из сказанного следует, что деятельность учителя является творчеством по производству субъектов творчества. Первой ступенью творчества является репродукция, без которой невозможно собственно творчество. Взаимодействие «репродукция-творчество» имеет промежуточное звено — воспроизведение или творческую интерпретацию. Наличие обозначенных элементов в процессе обучения и обусловливает учителю подготовку субъектов творчества. Причем каждый из составляющих элементов имеет свое содержание и свою процессуальную сторону, то есть инструмент и технологию.

Для развития творчества характерным является диалогическая форма — обмен творческой деятельностью, осуществляющийся в процессе общения. Общение способствует не только передаче способов творческой деятельности, но и осознанию необходимости и поиску средств для творческого самовыражения.

Итак, содержание образования можно представить в виде пяти уровней. На первом уровне расположена «социальная наследственность», включающая в себя знания, умения, навыки, ценностные ориентации, усвоение которых обусловлено «языком». Второй уровень состоит из «знака», фиксирующего и сохраняющего информацию, которую можно усвоить только в процессе «общения». Третий уровень представлен «формой знания», усвоение которого предусмотрено «программой деятельности», осуществляемой «индивидом». Однако данная интерпретация культуры лишь в общем виде отражает суть передачи социального опыта. Поэтому четвертый уровень можно представить в форме цепочки: «социокод»— «коммуникация» — «трансляция»— «трансмутация»— «преобразование деятельности и общения». Пятый уровень показывает взаимосвязь способов построения знаний в обществе и способов познавательной деятельности.

Только с обозначением субъекта деятельности — индивида появляется деятельность. Преобразование социокода ведет к преобразованию деятельности и общения, как двух видов человеческой активности. Становится также очевидным, что изменение знаний,

обогащение традиционных знаний новыми осуществляется обучающим субъектом, путем конструирования содержания учебного предмета (темы, раздела), а затем — организация усвоения учащимися этих знаний посредством адекватных технологий обучения. То есть творчество обучающего субъекта в процессе передачи социального опыта подрастающему поколению состоит в обогащении и развитии имеющегося опыта, конструировании новых знаний, актуальных для современного общества, для конкретной профессиональной деятельности.

Общим признаком творчества признается наличие трех этапов: замысел, разработка замысла, реализация замысла. Деятельность педагога по проектированию содержания учебного предмета целиком творческая. Этапы творчества интегративно связаны и имеют определенную самостоятельность и целевую направленность. Первым этапом творческого процесса является замысел. Роль замысла состоит в идеальном моделировании будущего результата. Для него характерно представление о содержании, форме, идее проекта. Применительно к деятельности по проектированию учебного предмета роль замысла состоит в составлении эскиза программы на весь период обучения. Однако разработка идеи, протекающая в мыслительной деятельности педагога и ее результат — структура учебного предмета в эскизном варианте, невозможны без опоры на теоретическую базу, теорию и методику обучения. Для художественного образования фундаментальными основами проектирования содержания учебных дисциплин являются: общехудожественные источники (композиция, академический рисунок, живопись, технология работы художественными материалами и др.), а также теория и методология практикумы по профилю разрабатываемой дисциплины. Последняя составляющая содержит новые подходы, методики, при этом существенное значение приобретает авторский опыт в определенной области профессиональной деятельности (индивидуальный опыт).

На стадии замысла необходимо структурировать содержание так, чтобы базовое академическое изучение предмета было наполнено новыми знаниями, отражающими современный уровень развития художественной культуры. На данной стадии педагог проектирует изучение системы законов искусства (перспективы, теории цвета, светотени, композиции и др.) и обучение языку выразительности изобразительного искусства, как средству создания художественного образа, дающему возможность приобщиться к культуре и как средству, обеспечивающему усвоение учебного материала. Изучение культурной традиции как средства познания, возрождения и дальнейшего развития национальной художественной культуры, а также изучение всех видов и жанров изобразительного искусства, ДПИ, дизайна — необходимое условие взаимосвязи культуры и содержание учебного предмета. Далее происходит эскизное оформление идеи в виде обобщенной модели — учебного плана по предмету или циклу дисциплин. Эскизная модель учебного плана в общих чертах раскрывает динамику замысла, если педагог разрабатывает целостно учебный предмет, блок учебных дисциплин, включающий факультативные и элективные курсы, кружки, профильное обучение.

Детальная разработка замысла осуществляется на следующей стадии. Здесь большое значение приобретает наличие опыта по конструированию содержания учебного предмета, привлечение теоретических положений, обобщение которых выводит педагога на

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

новый уровень, создает возможность строить вербальную модель учебного предмета в виде программы. Разработчик составляет программу с позиций функционирующего и управляемого дидактического процесса, с учетом психологических основ развития творчества и особенностей художественного восприятия, прописывает компетенции, определяет систему заданий, упражнений, формы контроля. Стадия разработки замысла по конструированию содержания учебного предмета вбирает в себя и уровень учебного материала. На этом уровне осуществляется теоретическое проектирование технологии обучения, то есть разрабатывается методика — содержательный и процессуальный аспекты педагогического процесса в рамках учебного предмета по направлению профессиональной подготовки.

Творческий процесс завершается реализацией замысла. На этой стадии активную роль играет педагогическая техника, технология обучения и арсенал средств, которыми владеет педагог. Существенное значение в разработке технологии обучения приобретают электронные образовательные ресурсы.

Электронный образовательный ресурс — это содержание обучения, которое с помощью информационно-компьютерных технологий зафиксировано на электронных носителях (дискетах, дисках и др.). Содержание электронного образовательного ресурса должно соответствовать дидактическим принципам, требованиям эргономики и технической эстетики.

Непосредственно обучающей функцией обладают демонстрационные ЭОР, которые обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации. Сочетая в себе наглядно-чувственный образ и словесное пояснение, презентация, как демонстрационный ресурс, активизирует мыслительную деятельность, вызывает эмоциональное восприятие объектов изображения.

Реализация замысла осуществляется на уровне педагогической деятельности при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий. Главным инструментом учителя на данной стадии творческого процесса становятся техника и технология обучения (методы обучения, способы трансляции знаний, учебный материал, способы познавательной и художественной деятельности, способы взаимодействия — предметного общения).

Культурологический подход к содержанию образования предполагает следование принципу историзма, то есть генетическое построение учебного предмета. В этом случае технология усвоения содержание каждого учебного предмета предполагает не заучивание готовых знаний (правил, формул, законов), а процесс получения этих результатов, постижение логики развития научного знания при помощи новых интерактивных технологий. Приобщение к логике развития науки, искусства — необходимое условие формирования пластичного ума и навыков профессиональной деятельности, умения учиться и переучиваться. Результаты усвоения такого содержания выражаются словами: знает, умеет, готов, способен.

Поскольку каждое новое поколение перенимает от своего предшественника всеобщие и необходимые формы предметной деятельности, то этот процесс должен быть положен в основу содержания образования. Значительное место в нем принадлежит национальной культуре.

В научной литературе национальное понимается как определенное содержание духовной культуры народа, его наследие, «сохраненное и пронесенное

им из глубин истории» [5, 286]. Так, К. А. Абишев показывает механизм взаимодействия сложившейся национальной культуры и современного развития общества. Новое общественное развитие не вносится в сознание нации, а формируется как продолжение исторически сложившегося духовного содержания, органически синтезируется в нем. Ученый раскрывает взаимосвязь между формой духовной культуры, содержанием опыта и способами освоения нового содержания. Форма духовной культуры есть исторически сложившееся синтезированное содержание опыта конкретного народа, которое, будучи содержанием, усвоенным в прошлом, оказывается способом практической и духовной деятельности. Сказанное означает, что усвоенный опыт прошлого является способом усвоения новой культуры. При этом новый, более богатый опыт народа «преобразует старый опыт, сохраняя его как свой момент» [5, 287]. То есть происходит усвоение и интерпретация опыта народа, его воспроизведение и дальнейшее развитие национальной культуры. Становится очевидным, что в подготовке подрастающего поколения нельзя отказываться от национального опыта народа.

Анализ культурологической литературы свидетельствует о том, что культура включает в себя в качестве цели — развитие личности, вершиной которого является самодетерминация. Развитие человека осуществляется путем усвоения социального опыта, ценностей, технологий, способов и средств деятельности. Процесс усвоения культурной традиции, выражающей социальный опыт, происходит в общении путем передачи информации. Характерным в процессе усвоения общественного опыта является отношение «опредмечивание-распредмечивание», взаимодействие обучаемого и обучающего средствами содержательного общения, применение интерактивных форм и методов обучения. Развитие самой культуры обусловлено творческой деятельностью человека, зависит от содержания образования, в рамках которого происходит формирование профессиональной деятельности. В проектировании содержания образования ведущая роль принадлежит педагогу как объект культуры.

Библиографический список

1. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век [Текст] / В.С. Библер. -М. : Изд-во Политиздат, 1990. - 413 с.

2. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс [Текст] / Н.С. Злобин. - М. : Изд-во Наука, 1990. - 308 с.

3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ) [Текст] / Э.С. Маркарян. -М. : Изд-во Мысль, 1983. - 284 с.

4. Петров М.К. Язык, знак, культура [Текст] / М.К. Петров. -М. : Изд-во Наука, 1991. - 328 с.

5. Абишев К.А. О категориях «форма» и «содержание» в духовной культуре [Текст] / К.А. Абишев // Материалистическая диалектика как методология. - Алма-Ата : Изд-во Наука, 1981. -С. 285-291.

ИВАХНОВА Любовь Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания института искусств.

Адрес для переписки: e-mail: ivahnova50@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2009 г.

© Л. А. Ивахнова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.