Научная статья на тему 'Праздничность и повседневность как феномены культурной коммуникации (на примере православной традиционности)'

Праздничность и повседневность как феномены культурной коммуникации (на примере православной традиционности) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
639
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНОЕ / ПОВСЕДНЕВНОЕ / КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / CULTURAL COMMUNICATION / ХРОНОТОП / CHRONOTOP / ЦЕЛОСТНОСТЬ / INTEGRITY / САКРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SACRED VALUES / ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА / HOLIDAY LIFE / EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мостицкая Наталья Дмитриевна

В статье рассматриваются праздничность и повседневность как феномены культурной коммуникации, цель которых заключается в обеспечении единства личности и социума. Диалектика праздничного и повседневного изучается сквозь призму хронотопа как пространственно-временного континуума. Феномен праздничности раскрывается как возможность личностной трансценденции, что позволяет анализировать праздник как специфически содержательную среду. Функциональное назначение праздничного хронотопа заключается в создании условий для осуществления коммуникативной связи с важнейшими ценностями культуры общества, а повседневность, таким образом, рассматривается как процесс ритмично повторяющихся коммуникаций, жизненно важных при формировании всех связей как структурных элементов в культуре. Диалектика праздничного и повседневного раскрыта в статье на примере христианских праздничных традиций и экстраполирована на систему светских праздников. Здесь подчёркивается взаимосвязь идеи Абсолюта и «высших смыслов» социального бытия, обосновывается функциональная значимость феномена праздника как системообразующей культурной традиции, призванной цементировать базовые ценности культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVE AND EVERYDAY LIFE AS PHENOMENA OF CULTURAL COMMUNICATION (ON THE EXAMPLE OF THE ORTHODOX TRADITION)

The article deals with the festive and everyday life as phenomena of cultural communication. The purpose of communication includes the only-in person and society. Dialectics holiday and everyday con-is through the prism of the chronotop. At the same time, the chronotop is the space-time continuum. The potential possibility of personal transcendence is revealed in the phenomenon of conviviality, therefore, the author analyzes the holiday as a specifically meaningful environment. Features festive chronotop are to ensure all conditions for communicative connection with the most important cultural values of the society. Everyday life, is regarded as the rhythm of the communicative process and forming vital connections of structural elements in the culture. Dialectics holidays and everyday in the article disclosed in the example of a Christian holiday traditions and extrapolated to a system of secular holidays. Here emphasizes the relationship of the idea of Absolute and “higher senses” social existence, proves the functional significance of the phenomenon of the holiday as a backbone of cultural traditions. This cultural tradition is designed to strengthen basic cultural values.

Текст научной работы на тему «Праздничность и повседневность как феномены культурной коммуникации (на примере православной традиционности)»

7. крюкова е. и. Языковое сознание личности. Ростов-на-Дону : ИПО ПИ ЮФУ, 2007. 195 с.

8. сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии : пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. Москва : Прогресс, Универс, 1993. 656 с.

9. слюсарева н. а. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. Изд. 2-е, испр. Москва : Эдитори-ал УРСС, 2004. 112 с.

References

1. Barsukova E. V. Linguistic identity as a category of historical culture : on the material " Archive of Prince vorontsov". cand. cult. st. diss. Saransk, 2007. 229 p. (in Russian)

2. Benvenist E. obshchaya lingvistika [General linguistics]. 4nd edition. Moscow, LIBROKOM Publishers, 2010. 448 p.

3. Vaisgerber I. L. Rodnoy yazyk i formirovanie dukha [Native language and the formation of spirit]. 3nd edition. Moscow, LIBROKOM Publishers, 2009. 232 p.

4. Gerder I. G. Traktat o proiskhozhdenii yazyka [The treatise about a language origin]. 2nd edition. Moscow, Publishing house of LCI, 2007. 88 p.

5. Gumbol'dt V. fon Izbrannye trudy po yazykoznaniyu [selected papers in linguistics]. Moscow, Progress Publ., 2000. 400 p.

6. Kazmiruk M. V. self-reference character of language in fundamental ontology of M. Heidegger. cand. philos. sci. diss. Vladivostok, 2007. 145 p. (in Russian)

7. Kryukova E. I. Yazykovoe soznanie lichnosti [linguistic consciousness of the person]. Rostov-on-Don, 2007.

8. Sepir E. izbrannye trudy po yazykoznaniyu i kul'turologii [selected works on linguistics and cultural studies]. Moscow, Publishing group «Progress», «Univers», 1993. 656 p.

9. Slyusareva N. A. teoriya F. de sossiura v svete sovremennoy lingvistiki [F. de saussure's theory in the light of modern linguistics]. 2nd edition. Moscow, Editorial URSS, 2004. 112 p.

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются праздничность и повседневность как феномены культурной коммуникации, цель которых заключается в обеспечении единства личности и социума. Диалектика праздничного и повседневного изучается сквозь призму хронотопа как пространственно-временного континуума. Феномен праздничности раскрывается как возможность личностной трансценденции, что позволяет анализировать праздник как специфически содержательную среду. Функциональное назначение праздничного хронотопа заключается в создании условий для осуществления коммуникативной связи с важнейшими ценностями культуры общества, а повседневность, таким образом, рассматривается как процесс ритмично повторяющихся коммуникаций, жизненно важных при формировании всех связей как структурных элементов в культуре. Диалектика праздничного и повседневного раскрыта в статье на примере христианских праздничных традиций и экстраполирована на систему светских праздников. Здесь подчёркивается взаимосвязь идеи Абсолюта и «высших смыслов» социального бытия, обосновывается функциональная значимость феномена праздника как системообразующей культурной традиции, призванной цементировать базовые ценности культуры. ключевые слова: праздничное, повседневное, культурная коммуникация, хронотоп, целостность, сакральные ценности, ценности общества.

МОСТИЦКАЯ НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА — доцент кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного

института культуры 105

MÜSTITSKAYA NATALIA DMITRIEVNA — Associate Professor of Department of cultural studies and international cultural cooperation, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: mozt@rambler.ru © Мостицкая Н. Д., 2015

КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИОННОСТИ)

УДК 008:316.62 Н. Д. Мостицкая

N. D. Mostitskaya

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

FESTIVE AND EVERYDAY LIFE AS PHENOMENA OF CULTURAL COMMUNICATION (ON THE EXAMPLE OF THE ORTHODOX TRADITION)

The article deals with the festive and everyday life as phenomena of cultural communication. The purpose of communication includes the only-in person and society. Dialectics holiday and everyday con-is through the prism of the chronotop. At the same time, the chronotop is the space-time continuum. The potential possibility of personal transcendence is revealed in the phenomenon of conviviality, therefore, the author analyzes the holiday as a specifically meaningful environment. Features festive chronotop are to ensure all conditions for communicative connection with the most important cultural values of the society. Everyday life, is regarded as the rhythm of the communicative process and forming vital connections of structural elements in the culture. Dialectics holidays and everyday in the article disclosed in the example of a Christian holiday traditions and extrapolated to a system of secular holidays. Here emphasizes the relationship of the idea of Absolute and "higher senses" social existence, proves the functional significance of the phenomenon of the holiday as a backbone of cultural traditions. This cultural tradition is designed to strengthen basic cultural values. Keywords: holiday life, everyday life, cultural communication, chronotop, integrity, sacred values.

Проблема соотнесения праздничного и повседневного рассматривается во многих философских, социологических, психологических и культурологических исследованиях, что обусловлено необходимостью решения ряда вопросов, связанных с определением функционального назначения праздничности и повседневности как феноменов культурной коммуникации, которые позволяют конструировать связи, обеспечивающие целостное единство личности и социума.

Обратимся к традиции объяснения культурной коммуникации как процесса взаимодействия между субъектами культуры, благодаря которому происходят передача или обмен сообщениями, информацией, а также опытом, эмоциональным состоянием и т.д. [8]. Отметим, что в коммуникации выделяют обыденный и специализированный уровни. В то же время можно ввести и типологическое разделение на праздничную и повседневную коммуникацию, поскольку в праздничной коммуникации используют специфическую языковую (вербальную) и визуальную систему знаков, образов, несущих информацию о событии и содержательно насыщающих его коммуникативное пространство.

В современной культурологической литературе не рассматривают проблему хронотопа в качестве элемента, придающего системное начало и позволяющего выделить специфику взаимодействия праздничного и повседневного в коммуникативном процессе, что, несомненно, требуется. Сам термин «хронотоп», по А. А. Ухтомскому, обозначает «закономерную связь пространственно-временных координат» [9, с. 347]. Понятие «хронотоп» как формально-содержательную категорию в литературный язык ввёл М. М. Бахтин, акцентировав при этом внимание на аксиологической направленности пространственно-временного единства [1]. При этом функция хронотопа заключается в выражении смысла и личностной позиции автора. Но, по сути, наличие хронотопа обеспечивает возможность осуществления культурного диалога, в котором происходит взаимная передача культурных смыслов. Праздничный хронотоп является необходимым условием объединения в целостную систему всех основных исторических вех в целях утверждения ценности культуры, восстановления духовной связи личности с ядром культуры. С этих же позиций празд-

ничный хронотоп проанализировал В. П. Курбатов [см.: 4].

Таким образом, праздник рассматривается как пространственно-временной континуум, в котором осуществляется гармонизация человека с миром в процессе коммуникации с базовыми ценностями культуры, обеспечивающими человеку восстановление духовной связи с содержательным центром данной культуры. Так, в работе И. В. Гужовой указывается, что «внутренняя организация праздника (процесс и результат достижения его системной упорядоченности) осуществляется как хронотоп, темпоральность которого определяет праздничная идея, а пространственная структура которого представлена ритуалом как символико-коммуникативной формой выражения смысла праздника» [2, с. 94]. Осознание личностью гармонии с миром, достигаемой в субъективных ощущениях в процессе празднования, возможно именно благодаря пониманию идеи праздника и включению в коммуникативное праздничное пространство, обеспечивающее человеку целостность.

Вместе с тем праздничность и повседневность представляют собой взаимодополняющие понятия, объясняющие логику конструирования праздника как феномена культурной коммуникации.

Ранее, до эпохи Нового времени, повседневность не рассматривалась вне религиозной или мифологической практики. Синкре-тичность сознания людей позволяла гармонизировать повседневность и праздничность как грани смысложизненной идеи культуры. Термин «повседневность» ввёл в научный оборот М. Монтень, что было обусловлено историческими процессами смены парадигм мировоззрения. особенность периода нового времени заключалась в секуляризации культуры, а также в дифференциации всех сфер жизни. Такое рассогласование жизненных процессов, естественно, повлекло за собой поиск новых законов и системообразующих связей. Так, философия нового времени предложила новые формы Абсолюта, раскрывая их в философских категориях, а впослед-

ствии и в естественнонаучных терминах. Идея гуманизма, провозглашённая ещё с эпохи Возрождения, реализовалась в множественности парадигмальных концепций и точек зрения на Абсолют как гармонизирующее начало человеческой личности. Эпоха постмодерна усилила эту множественность в трактовке понятия, а также придала высокий статус авторским парадигмам, касающимся познания Абсолюта как полноты бытия личности. В этом дискурсивном пространстве понятие «повседневность» не обрело достаточно чётких границ, тем не менее выделяются следующие его характеристики: практический характер повседневности, конкретность и прагматизм целей, переживание повседневности как рутины и тривиальности (социология), социальное бытие (антропология), рутинность, как правило не фиксируемая сознанием, «бесконечное поле возможностей для художника-творца» (эстетика), быт, традиционные формы личной и общественной жизни, повторяющиеся, устойчивые, ритмичные, стереотипизированные формы поведения (этнография), переживания бытовых ситуаций, жизненных проблем отдельными людьми (история) [5].

оригинальная трактовка повседневности предстаёт в трудах П. Бергера и Т. Лукмана, которые рассматривали повседневность как множественность сфер реальности, включая и религиозный опыт человека в повседневной жизни. При этом они анализировали все сферы реальности посредством изучения символического языка, который их и конструирует. Таким образом, коммуникативное пространство культуры может быть рассмотрено как праздничная и повседневная сферы реальности, каждая из которых имеет свою знаково-символическую систему и собственный хронотоп.

наиболее репрезентативным примером для рассмотрения культурной коммуникации в православной традиции является праздник Пасха, поскольку в нём содержится базовая, символически представленная религиозная догматика, составляющая духовную сущность христианства, а также объективированы

сакральные ценности православной традиционной культуры, раскрываемые в коммуникационном пространстве праздника.

Если говорить о сущностных аспектах праздника, то уместно вспомнить категорию «катарсис», встречающуюся ещё в философии Пифагора, Аристотеля и рассматриваемую как высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта, а также очищения души от вредных страстей, от всего телесного (то есть повседневного). Также и Платон понимал катарсис как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Таким образом, праздничная коммуникация подчиняется эстетическим критериям, нормам и законам, непосредственно ориентирующим человека на воссоздание иной художественной реальности, свободной от повседневности, которая и способна привести к катарсису. А это связано непосредственно с процессом трансценденции, который и является условием формирования праздничной религиозной коммуникации. Так, в условиях повседневности налагается запрет на участие в мероприятиях, способствующих конструированию сильных эмоциональных ощущений посредством языка искусства (катарсис), поскольку необходимо, чтобы опыт эстетического воздействия праздничной коммуникации не затмевался эстетикой повседневности.

Если изучать церковные предписания поведения в период поста, то необходимо отметить, что хронотоп повседневности очень логично встраивает человека в коммуникативное пространство подготовки к празднику. Так, в частности, оговаривается запрет на получение развлекательной информации, отвлекающей от основной цели предпраздничного периода. И, напротив, предписывается более частое чтение священных текстов, посредством которых осуществляется символически знаковая коммуникация с Богом и святыми как сакральным центром культуры.

Ещё авторы античных «Риторик» утверждали, что катарсическим воздействием обладает искусство слова, чем, видимо, и объясняют-

ся канонические ограничения, накладываемые на повседневную культуру. Целенаправленное построение трансцендентного канала коммуникации с Абсолютом посредством слова в праздничной коммуникации усиливается благодаря ярким художественно-эстетическим образам. Праздничный хронотоп в этом случае задаёт границы новой реальности, отличной от повседневной, в которой коммуникативные процессы усиливаются и приводят к катарсису, или, по Платону, к «проникновению в мир идей».

Выходя за рамки религиозного праздника, следует отметить, что и в светском празднике сохраняется это же стремление к гармонии и трансцендентной связи с Абсолютом (как сакральным центром культуры), в качестве которого уже может выступать либо общественный идеал, либо избранный социум, либо собственное Эго.

Анализируя феномены праздничности и повседневности на примере православной традиции, подчеркнём, что в философской литературе христианской патристики не остаётся без внимания и повседневная деятельность в быту, рассматриваемая так же, как возможность мысленной коммуникации с Богом. Так, анализ текстов Феофана Затворника позволяет сделать вывод, что христианский философ-богослов указывал на необходимость постоянного трансцендентного диалога с Богом в условиях повседневной практики [7]. Таким образом, ещё раз уточним, что повседневная культурная коммуникация, ориентированная на ожидание религиозного праздника, обязательно включает трансцендентный опыт сакральной коммуникации с Абсолютом. Экстраполируя это утверждение на феномен светского праздника, можем отметить существование трансцендентного опыта, получаемого человеком в процессе моделирования праздничной коммуникации в субъективных образах сознания.

Коммуникативная функция праздника реализуется во внешней обрядовой форме, а главными целями выступают социальная коммуникация всех членов сообщества,

социальное единение всех представителей социума ради постижения «высших смыслов бытия» [6, с. 66—67]. Институт праздника является одной из форм коммуникации, призванной сохранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное общество организует свою сознательную жизнь. Эту точку зрения подтверждает польский исследователь социологического аспекта праздника К.Жигуль-ский, который утверждает, что для того, чтобы эталонные образцы возникли и продолжали существовать, празднующая группа должна иметь общие ценности, обычно составляющие часть системы, которые столь важны для неё, что требуют почитания через институт праздника [3, с. 12].

рассмотрение традиций праздника через категорию общения позволяет предположить, что «трансцендентный» диалог, воссоздаваемый в ритуале праздника, есть объективация онтологического статуса бытия личности в Абсолютном, в противовес профанно-му бытию действительности. Для праздника принципиальным является противопоставление сферы сакрального и будничной сферы. религиозные коммуникации выстраиваются как способ трансценденции человека и трансляции сакральных ценностей культуры. Именно опыт трансцендентного общения выделяет праздник из сферы повседневной коммуникации, что, в свою очередь, максимально обес-

печивается всеми условиями материального мира и социального коммуникативного пространства. В то же время отсутствие практики трансценденции ограничивает коммуникативные возможности праздничной культуры и размывает границы праздничного и повседневного.

Таким образом, культурная коммуникация, как в религиозном, так и светском празднике, призвана актуализировать духовные связи людей в процессе трансцендирования, обеспечить как целостность личности, так и целостность социума в противовес повседневности, наполненной информационными потоками, разнообразными явлениями и фактами объективной реальности, разрушающими эту целостность. Так, пульсация праздничного и повседневного задаёт ритм жизни человека и является условием хронотопа культуры.

Итак, если повседневная культурная коммуникация предполагает множественность культурных практик и многообразный опыт, получаемый из различных знаковых систем, то праздничная коммуникация в своей ритуально-обрядовой форме, исключающей инородные знаковые символы, призвана обеспечить человеку целостность, трансцендентный опыт, а также социальную самоидентификацию. В целом праздничную и повседневную коммуникацию можно рассматривать как диалектику множественности и единичности, разрушения-созидания.

Примечания

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва : Советский писатель, 1963. 363 с.

2. гужова и. в. Целостная модель праздника как феномена культуры // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (философия и культурология). 2006. № 7 (58). С. 92—95.

3. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога : пер. с польского / вступ. ст. А. И. Арнольдова. Москва : Прогресс, 1985. 336 с.ил., 20 л. ил.

4. Курбатов В. П. Праздничный хронотоп: понятие, типы и виды // Культура и образование. Февраль 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1485 (дата обращения: 09.02.2014).

5. Малова Е. Ю. Повседневность: сущность и предмет изучения в гуманитарных науках [Электронный ресурс] // Современные наукоёмкие технологии : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2007. № 7. С. 68—71. URL: www.rae.ru/ snt/?section=content&op=show_artide&article_id=2473

6. Ремизов В. А. Социальная экология культуры личности : монография. — Москва : МГУКИ, 2005. 140 с.

7. Святитель Феофан Затворник [Говоров Георгий Васильевич; еп. Владимирский и Суздальский]. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? : собрание писем. Клин : Христианская жизнь, 2004.

8. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2002. 459, [1] с., ил., табл.

9. Ухтомский А. А. Доминанта. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2002. 448 с. (Психология-классика).

References

1. Bakhtin M. M. Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky's poetics]. Moscow, Sovetskiy pisatel' Publ. [Soviet writer Publ.], 1963. 363 p.

2. Guzhova I. V. Tselostnaya model' prazdnika kak fenomena kul'tury [Integral Model of the Festival as Phenomenon Culture]. Tomsk state Pedagogical University Bulletin. 2006, No. 7 (58), pp. 92—95.

3. Zygulski K. swieto i kultura. Warszawa, 1981. (Rus. ed.: Zhigul'skiy K. Prazdnik i kul'tura. Prazdniki starye i novye. Razmyshleniia sotsiologa [Festivals and culture. Festivals old and new. Reflections of the sociologist]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ. [Progress Tradition Publ.], 1985. 336 p.)

4. Kurbatov V. P. Festive time-space: the concept , types and species. Culture and education. electronic monthly scientific and practical journal. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1485 (accessed: 09.02.2014). (in Russian)

5. Malova E. Yu. Everyday life: the nature and subject of study in the Humanities science. ModernHight technologies. 2007, No. 7, pp. 68—71. Available at: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2473

6. Remizov V. A. sotsial'naya ehkologiya kul'tury lichnosti [social ecology of culture of the personality]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2005. 140 p.

7. Sviatitel' Feofan Zatvornik [Govorov Georgii Vasil'evich; ep. Vladimirskii i Suzdal'skii]. chto est' dukhovnaya zhizrt i kak na nee nastroitsya? [what there is a spiritual life and how on it to be adjusted?]. Klin, Khristianskaya zhizn', 2004.

8. Sokolov A. V. obshchaya teoriya sotsial'noy kommunikatsii [General theory of social communication]. St. Petersburg, Mikhaylov V. A. publisher, 2002.

9. Ukhtomskiy A. A. dominanta [dominant]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002.

ТЖаЛЪШН: МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ЭТНОСА УДК 394.2(479+555)

А. Б. Оришев, А. А. Мамедов

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева

Цель статьи — раскрыть особенности формирования картины мира талышей. Авторы доказывают, что мифы составляют основу культуры этого малого народа. Большое значение уделяется образам Луны и Солнца. Определяется их место в мифологии. Подробно описываются обряды, связанные с Луной, которая у талышей олицетворяет мужское начало. В талышских народных верованиях выявлены черты антропоморфизма. Они выражаются в наделении человеческими психическими свойствами явлений природы, небесных тел, животных, а также мифических существ. Авторы показывают, что важным элементом этнического сознания талышей является культ рощ и отдельных деревьев. Для мифологической картины очень важен образ. В мифологической картине талышей, составляющей основу талышской этничности, особую роль играют символы. Раскрыта связь талышской мифологии с зороастризмом и исламом. Главный научный результат: авторы показывают, что земные процессы расцениваются талышами как результат действия божеств. Каждое божество отвечает за те или иные сферы жизни талышей. В совокупности это и составляет мифологическую картину мира талышского народа. ключевые слова: талыши, этническое сознание, культура, религия, мифология, луна, солнце, космос, камни, ислам.

ЮРИШЕВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ — доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории гуманитарно-педагогического факультета Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева

ORISHEV ALEKSANDR BORISOVICH — Full Doctor of History, Head of Department of history, Education Faculty, Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev

2МАМЕДОВ АЗЕР АГАБАЛА оглы — кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарно-педагогического факультета Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. тимирязева

110 MAMEDOV AZER AGABALA ogly — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of philosophy,

Education Faculty, Russian State Agrarian university — Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev

e-mail: 1Orishev71@mail.ru, 2azermamedov@mail.ru © Мамедов Азер Агабала оглы, Оришев А. Б., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.