Научная статья на тему 'Коммуникативная компонента "управляемого хаоса" в системе координат "праздничность - повседневность"'

Коммуникативная компонента "управляемого хаоса" в системе координат "праздничность - повседневность" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
334
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATIVE SPACE / ПРАЗДНИЧНОСТЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС / CONTROLLED CHAOS / СИНЕРГИЯ / SYNERGY / ТОЧКА БИФУРКАЦИ / BIFURCATION POINT / ROUTINE / CONVIVALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мостицкая Наталья Дмитриевна

В статье рассматривается современный календарь праздников как особое коммуникативное пространство через призму системы координат «праздничности-повседневности». Основной методологией выступает парадигма синергии, позволяющая рассматривать праздничное коммуникативное пространство как особую реальность, максимально актуализирующую базовые ценности и идеалы культуры, за счет чего праздник выполняет множество системообразующих функций. В то же время исследование процессов повседневности позволяет диагностировать отдельные признаки проявления стратегии «управляемого хаоса», которую можно наблюдать в механизмах «оповседневнивания культуры». На материале исследований теории структуры современных праздников, автор указывает на потенциальные возможности праздничной традиции противостоять процессам «оповседневнивания». В качестве примера реализации системообразующих механизмов праздничной культуры в статье проведен сравнительный анализ циклов годовых праздников Имперской России и СССР. Постмодернистская ситуация деконструкции современного социокультурного пространства сказывается на локализации праздничных обрядов и ритуалов, способных стать основой для развития стратегии «управляемого хаоса», которой противодействует возрождение традиций соборных массовых шествий, телемостов и парадов в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “CONTROLLED CHAOS” COMMUNICATION COMPONENT WITHIN THE CONVIVIALITY-ROUTINE REFERENCE SYSTEM

The article proposes to perceive the contemporary holiday calendar as a specific communicative pace through the prism of the conviviality-routine coordinates. The main methodology employs the synergy paradigm enabling the concept considering the festive communicative space as a specific reality, actualizing the basic values and cultural ideals to the utmost, thereby performing many systemically crucial functions. At the same time, exploring the processes of everyday life, the author suggests that modern communicative space is subject to “controlled chaos” strategies, which are being implemented through the technologies of “culture routinization”. Basing on the research of the theory of the structure of modern holidays, the author points out the potential of the festive tradition to resist the process of “ routinization “. As an example of systemic mechanisms of festive culture the article contains a comparative analysis of the annual cycles of the holidays of Imperial Russia and the Soviet Union. Postmodernist deconstruction of contemporary social which can become the basis for the strategy of “controlled chaos” fiercely resisted by revival of traditions urging state-of-the-art mass marches and parades in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компонента "управляемого хаоса" в системе координат "праздничность - повседневность"»

■ ■ ■ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПОНЕНТА «УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА» В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ «ПРАЗДНИЧНОСТЬ - ПОВСЕДНЕВНОСТЬ»

Автор: МОСТИЦКАЯ Н.Д.

МОСТИЦКАЯ Наталья Дмитриевна - кандидат культурологии, доцент, кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества Мо-сковскогогосударственного института культуры (МГИК)., Адрес: 141406, г. Химки, Московская обл., ул. Библиотечная корп. 7. E-mail:mozt@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается современный календарь праздников как особое коммуникативное пространство через призму системы координат «праздничности-повседневности». Основной методологией выступает парадигма синергии, позволяющая рассматривать праздничное коммуникативное пространство как особую реальность, максимально актуализирующую базовые ценности и идеалы культуры, за счет чего праздник выполняет множество системообразующих функций. В то же время исследование процессов повседневности позволяет диагностировать отдельные признаки проявления стратегии «управляемого хаоса», которую можно наблюдать в механизмах «оповседневнивания культуры». На материале исследований теории структуры современных праздников, автор указывает на потенциальные возможности праздничной традиции противостоять процессам «оповседневнивания». В качестве примера реализации системообразующих механизмов праздничной культуры в статье проведен сравнительный анализ циклов годовых праздников Имперской России и СССР. Постмодернистская ситуация деконструкции современного социокультурного пространства сказывается на локализации праздничных обрядов и ритуалов, способных стать основой для развития стратегии «управляемого хаоса», которой противодействует возрождение традиций соборных массовых шествий, телемостов и парадов в современной России.

РО! 10.21453/2311-3065-2016-4-3-90-103

Ключевые слова: коммуникативное пространство, праздничность, повседневность, управляемый хаос, синергия, точка бифуркации

Коммуникативная технология «управляемого хаоса»

Технология управляемого хаоса, разрабатываемая в геополитике согласно теории С. Манна, набирает обороты, и современное информационное пространство, контролируемое СМИ строится по законам военных стратегий. Технология хаоса, рассматриваемая через призму концепции синергии, предполагает создание условий для формирования неустойчивого общественного мнения, подобно тепловому взрыву в системе, после которого под воздействием случайных факторов она может выйти на непредсказуемую траекторию. Таким образом, согласно

древней поговорке «разделяй и властвуй» в общество внедряется множество локальных идеологий, объединяющих людей и позволяющих в краткие сроки мобилизовать группы людей на кратковременные акции.

Рассмотрим, ориентируясь на концепцию С. Манна [1] и синергий-ный подход [2], условия формирования коммуникативного пространства культуры в координатах праздничности-повседневности. Акцент, прежде всего, будет сделан на специфике организации коммуникативного пространства и коммуникативной деятельности [3].

Согласно геополитической доктрине «управляемого хаоса» в коммуникативном пространстве той или иной культуры, её технологи опираются, во-первых, на существующие разрозненные политические силы, недовольные властью. Несогласованность программ этих политических объединений является следствием различных ценностей, лежащих в основе концептуальных положений. Эти ценностные противоречия максимально высвечиваются в прессе. Во-вторых, конструируется информационное пространство, целью которого является ослабление доверия между властью и армией. В-третьих, осуществляется поддержка антиправительственных выступлений, криминала и освещение их в СМИ, а также организуется вброс информации, приводящей население в состояние растерянности и паники, страха перед будущим. В-четвертых, развертывается информационная поддержка идеологии смены власти и демократических перемен на волне борьбы с коррупцией. Технологические этапы подобной доктрины предполагают: провозглашение формулы «враги» и «наши»; власть объявляется «врагом»; продвигается идеология победителей-демократов и актуализируется образ «победы» и «светлого будущего». В целом эти правила были проработаны на разных странах, в которых проводилась активная информационно-пропагандистская война [4].

«Праздничное-повседневное» как система координат

Воспользуемся системой координат праздничное-повседневное, для анализа механизмов, способствующих противостоять доктрине «управляемого хаоса» и расшатыванию системы информационного пространства российской культуры, и приведения ее в состояние «теплового неравновесия». Именно из этого состояния как из бифуркационной ситуации (точки) возможно выведение системы на деструктивный уровень под влиянием «случайных» событий [2].

Праздничные и повседневные коммуникации отличаются своей ритмичностью и характерным хронотопом. Поскольку праздничное событие задает точки отсчета и ориентиры для повседневности, то и хронотоп повседневности изменяется в зависимости от приближения к празднику: ускоряется ритм, «разогревается система», чтобы в праздничном хронотопе сделать остановку и «перейти в иное пространство». Предпраздничное повседневное коммуникативное пространство характе-

ризуется усилением динамических и центробежных сил повседневной практики. А в праздничном пространстве, благодаря синхронизации всех коммуникативных каналов, происходит создание когерентной ситуации и моделирование исторического события, связанного с бифуркационной точкой перехода на новый этап развития культуры (а точнее моделируется и «проживается» опыт обновления системы). Происходит своеобразное восстановление культуры, создание новой устойчивой структуры. В этом состоит главная задача праздника [5].

Если применить эту модель к теории «управляемого хаоса», то надо отметить, что акцентирование внимания в программе С. Манна на процессах создания локальных групп, приводящих к появлению своеобразных центробежных сил в системе, связано также с усилением процессов «оповседневнивания» культуры. И как следствие, потеря единого смыслового коммуникативного поля, скрепляющего культурное сообщество посредством реализованных в праздничной коммуникации базовых ценностей. Общество теряет общие цели коммуникации.

Политика управляемого хаоса выстраивается на понимании принципов синергии, но возникающей в локальных или стихийных объединениях, что позволяет создать иллюзию целостного коллектива. Надо сказать, что в этом случае используется технология конструирования предпраздничной ситуации как ожидания яркого события. Фактически людям предлагается коммуникативный симулякр праздника, а новые идеи мироустройства и демократии подаются как искомая цель праздничной коммуникации - « мечта о светлом будущем». Таким образом, праздничная модель коммуникации используется в теории управляемого хаоса, а именно, создается ситуация, активизирующая коммуникацию, ориентированную на - «ожидание праздника», как своеобразного чуда - искомой точки бифуркации, после перехода через которую траектория развития государства, его культуры будет изменена в сторону искомых ценностей. (Данная модель активно была реализована в Украине, для которой вхождение в состав Евросоюза являлось символом новой жизни). Информационное пространство заполняется обсуждением бытовых проблем, но при этом оно осуществляется на высоком эмоциональном накале, что провоцируется использованием конфликтных историй. Таким образом, общественное мнение «разогревается» с помощью постановки акцента в коммуникативных практиках на эмоциональную окраску восприятия повседневной реальности.

Признаки «оповседневнивания» коммуникативного пространства

Признак оповседневнивания в коммуникативном пространстве проявляется в подмене праздничной культуры симулякрами праздничности или «праздностью». Любой праздник нуждается в идеологически-

сакрализованной идее [6]. Если таковой идеи нет, то происходит формализация традиции и схоластика праздничной коммуникации. Все торжество концентрируется исключительно на организации бытовых или увеселительных событиях, либо люди отказываются от коллективных праздников. Праздничный ритуал как коммуникативное пространство, конструируемое для передачи ценностных смыслов культуры, перестает способствовать появлению синергийного эффекта, необходимого для самообновления системы, а также лишается главного ядра праздничной коммуникации - разговора о вечных ценностях - константах культуры. Противодействием такому процессу «опустошения» сакрального ядра праздника является восстановление годового праздничного цикла, ориентированного на патриотические идеи. На примере самого популярного праздника для россиян - Нового года можно выделить, как факты его «оповседневнивания», так и механизмы, способствующие консолидации и соборному единству народа. Во всех древних культурах празднование нового года было привязано к лунному календарю, а, следовательно, этот языческий праздник был посвящен гармонии с природой и управляющими ею богами, то есть имел сакральное основание, подкрепленное базовой системой верований.

В России со времен Петра ! Новый год стал государственным праздником, транслирующим культ государства. На сегодняшний момент государственная идея, за которую ратовал Петр !, озвучивается в поздравительной речи президента РФ, по сути, составляющей кульминационную точку праздника и объединяющей весь народ России относительно идеи государственности и ожидания качественных изменений в жизни. Пик праздничной ночи приходится на бой курантов и окончание речи президента. Этот момент является важным для всей страны, и максимальное его использование для трансляции патриотических идей очень продуктивно. Если рассматривать этот момент с точки зрения возможности появления синергийного эффекта, то отметим, что сохранившаяся традиция собираться семейным коллективом вокруг праздничного стола создает условия для появления описываемого эффекта. В то же время проявляется и деструктивная функция СМИ (в большей степени Интернет), акцентирующая внимание на социальном неравенстве, проявленном в различных материальных условиях и способах празднования, а также в эмоционализации обсуждения бытовых проблем. Конечно «свобода слова» - признак демократического общества, но в этом случае следствием подобной свободы для СМИ (Интернета) становится рост напряженности и оповседневнивания культуры.

Надо отметить, что «псевдопраздничная» эмоционализация может быть использована идеологами «управляемого хаоса» для конструирования бифуркационного перехода. Не случайно Маркс и Ленин говорили, что революция есть праздник. Праздник представляет собой сво-

еобразный «культурный взрыв» - синхронизацию событий и коммуникационных каналов. «Лаг» (пустота) [7] в праздничной культуре может случиться по причине десоциализации и «оповседневнивании» традиционной коммуникации праздников. Возвращаясь к примеру новогодних праздников отметим, что особый вакуум, «пустота» пространства ощущается 1 января, когда начало нового года люди проводят в праздности. Но именно это время не менее важно для праздника, поскольку после кульминационной точки - речи президента и боя курантов, необходимо сформировать своеобразную установку на перспективу, связанную с обновлением собственной жизни, а также социальных связей. (Весьма репрезентативным в этом плане является фильм режиссеров Наума Ардашникова и Олега Ефремова «Старый новый год», в котором символически и эмоционально-образно представлена идея обновления и конструирования новых планов на будущее). Акцент в государственной культурной программе на восстановление и поддержку праздничных соборных традиций и обрядов позволит максимально реализовать системообразующие функции праздника, сконцентрировав внимание людей на патриотических ценностях, а не обсуждении и решении повседневных проблем и рационализации жизни [8].

Календарь российских праздников в координатах «праздничности-повседневности»

Выделим наиболее популярные в России праздники, на которые государство выделяет дни отдыха, и рассмотрим их с точки зрения потенциала, реализующегося через выполнение функции восстановления культурных ценностей, скрепляющих общество. При этом учтем потенциальную возможность создания синергийного эффекта от коллективной коммуникации на этих праздничных событиях.

Новогодние праздники и Рождество в 2016 году длились 10 дней. Из традиций, соблюдаемых большинством населения, сохранились только праздничный новогодний стол и прослушивание речи президента. В то же время, структура праздничного хронотопа в разных культурах включает многообразие традиционных социальных контактов (ритуалы чаепития в разных социальных группах, соревнования, игры и т.д.). При этом игровая культура - наиболее ёмкая с точки зрения передачи ценностных ориентиров, а поэтому использование игры для конструирования праздничного хронотопа во всех культурах очень востребовано. Не случайно, именно игровое пространство так популярно в современной тренинговой культуре, поскольку позволяет эффективно организовать процессы идентификации, индивидуализации и социализации всех участников группы (функции праздника). Поэтому организация различных видов соревнований может быть эффективно использо-

вана для продолжения новогодней традиции и усиления системообразующей функции новогодних праздников.

Праздник Защитников Отечества 23 февраля в 2016 году отмечали

3 дня. Актуальные традиции - покупка подарков для мужчин, праздничное застолье, чествование военных. Специфических для данного праздника ритуалов нет, только сохраняется традиция праздничных концертов и капустников. Праздник скорее воспринимается как гендерный мужской праздник. А 8 марта - женский праздник, его длительность в 2016 году

4 дня. Из традиционных ритуалов отличается только гендерной направленностью подарков. Таким образом, эти два праздника фактически связаны и фиксируют мужское и женское начало, при этом высвечиваются именно различия, а в капустниках и концертах также проводится линия дифференциации мужского и женского. Кульминационной точкой праздника, непосредственно фиксирующей соборное единение, обычно является корпоративное событие, приуроченное к этой дате. Поэтому поощрение корпоративной культуры, и включение в эту систему патриотических ценностей также может способствовать усилению государственной идеи.

Пасха - празднование официально 2 дня. Сохранились традиции приготовления особых блюд к праздничному столу и посещение Церкви для освещения куличей, а также различные социальные коммуникации и чаепития. Надо сказать, что СМИ транслирует сам праздничный обряд из Храма Христа Спасителя, а это не концертная программа, а разговор о ценностях бытия, что не так часто осуществляется в других праздниках, но, тем не менее, синергия торжества по телевизору не передается. В то же время красочный религиозный обряд привлекает внимание, а поэтому просветительская информация, передаваемая ведущими, воспринимается вполне осознанно.

Торжества по случаю Дня трудящихся 1 мая длились 4 дня, в которые происходили немассовые традиционные демонстрации представителей различных политических партий. В то же время этот день также ассоциируется с Днем весны, а потому становится семейным торжеством или днем напряженной работы на садово-огородных участках.

Празднования по случаю Дня Победы - 9 мая проводились 3 дня, самый организованный праздник, включающий трансляцию через СМИ парадов Победы и акции «Бессмертного полка» на Красной площади и из других городов. Сам факт участия в параде и массовых действиях позволяет говорить о конструировании синергийного пространства, а поэтому является одним из наиболее запоминающихся. Более того, резонанс на это событие в СМИ позволяет говорить о наибольшей эффективности такого обрядового действия, позволяющего популяризировать идеалы патриотизма.

12 июня День независимости России - длительность 3 дня. Праздник новый, а поэтому праздничная обрядовая коммуникация, отвечаю-

щая самой идее события, находится в процессе становления. Соответственно, можно рассматривать этот новый праздник как элемент общего годового цикла, включенный в календарный праздничный ритм. В праздник организовываются увеселительные массовые мероприятия, часто напрямую не связанные с самой идеи «независимости», поскольку с этим праздником связано событие образования РФ, ее государственный суверенитет и введение статуса Президент России. Российская история наполнена праздниками, посвященными персоне правителя государства. Тем самым формируется личностное отношение и опосредованная коммуникативная связь с главой государства. Именно этот аспект является на наш взгляд ключевым для организации праздничного коммуникативного пространства, а поэтому к этому празднику корректнее было бы приурочить публичные телемосты с президентом.

4 ноября - длительность 3 дня. Праздник возник на пересечение двух идеологий: 7 ноября был праздник, посвященный Октябрьским революционным событиям, а 4 ноября - День провозглашения Царя Михаила Федоровича после смуты XVII века, а также день иконы Казанской Богородицы. Принципиальное противоречие между атеизмом и христианством породило в обществе двоякое отношение к этому празднику: либо равнодушие, либо неприятие, хотя и проводятся традиционные увеселительные мероприятия. В то же время увеселительные мероприятия - суть праздность, а не праздничность.

Воскресные дни по 2 дня (суббота-воскресение) предоставляются большему количеству людей на свободный выбор форм праздничной коммуникации, которая по существу не происходит, поскольку в основном это пространство занимается решением бытовых проблем, к которым в течение недели человек не имеет возможности обратиться, либо хронотоп выходного дня заполняется информацией СМИ.

Количество праздничных дней в 2016 году - 120 - это третья часть года (с учетом отпуска даже более). С точки зрения сравнения цифр - времени отдыха более чем достаточно, чтобы создавать гармоничное пространство культурной жизни, но при этом наблюдается именно «оповседневнивание» культуры и коммуникации, своеобразный «хаос» ценностей. Но в то же время напротив - восстановление сакрально-смыслового ядра праздника, способствующего постановке общих целей для создания коммуникативного пространства и синергийного эффекта, позволит сохранить стабильность системы.

Имперский календарь праздников: Дореволюционная Россия и СССР

Для подтверждения этой точки зрения приведем в пример сравнительный анализ праздничной культуры Имперской России, СССР и со-

временного календаря. В имперской России [9] базовый календарь праздников строился на православном годовом цикле, включающем Пасху (7 дней) и 12 двунадесятых праздников, а также дней, посвященных особым торжествам Царской семьи. На каждый праздник приходилось от 1 о 2-х дней торжеств, проводимых в соответствии со строгим регламентом. В праздничном календаре явно очерчена идеология «Православие-Самодержавие-Народность». Доминирующие праздничные даты ориентированы на христианскую картину мира, много праздников концептуально соотнесены с идеей «самодержавия», а идея «народности» проявляется в ритуально-обрядовой организации всех праздников.

Так в целом в 1911 году было выходных дней - 44 праздника по календарю и 52 дня воскресных. Условно не более 92 дня (при наличии совпадений с воскресением) - в лучшем случае это 1/4 года, а не 1/3 как в 2016 году. Календарь церковных праздничных дней был явно связан с выполнением ритуала праздничной религиозной службы, а времени на праздное препровождение не оставалось: только предусматривалось общение с коллективом, праздничное застолье, игры. То есть, в современной культуре увеличилось количество праздников, но при этом люди не соблюдают единую обрядово-праздничную культуру. Тем самым праздное время наполняется собственными ценностными смыслами и ритуалами. В лучшем случае эти ритуалы и обряды выполняются в рамках локальных групп, в худшем случае - это время отдается на расслабление и удовлетворение «радостей плоти» и потребления. Таким образом, праздничная культура современной России - дискретна и мозаична, в целом же можно говорить о праздности, а не праздничности. В силу этого на фоне симулякров праздничной коммуникации преимущественно доминирует повседневность.

Рассмотрим для примера праздничные даты в СССР [10] - 22 праздника на точные даты и 28 праздников профессиональных, приуроченных к воскресным дням. И того примерно 120 дней отдыха, но при этом каждый профессиональный праздник обязывает к праздничной коммуникации и объединению профессиональных групп, что позволяет укреплять структурные институты социума. В этой череде праздничных дат, принятых в СССР, явно обозначена концептуальная идеологическая идея о солидарности трудящихся, что поддерживается торжественными парадами и демонстрациями именно в дни празднования единства страны: 1 мая и 9 мая. Данные праздники, по сути, являются кульминационными в системе праздничного календаря. Резюмируя, можно отметить, что праздничность предполагает регламентированные обрядовые коммуникации, позволяющие объединять многих людей в единое пространство, максимально благоприятное для получения эффекта синергии.

Современные праздники в политике «управляемого хаоса»

Попытаемся выделить ценностные регулятивы современного праздничного календаря. Конечно, праздник 9 мая рассматривается как повод для популяризации ценностей патриотизма. Но в то же время этот день легко использовать и для создания образа внутреннего врага, что очень активно используется в стратегиях «управляемого хаоса». Достаточно показать пенсионеров-ветеранов, живущих в бедности, и богатых детей современных чиновников, как легко воспламеняется ненависть к представителям власти.

Второй праздник - новый год. По длительности он самый большой и финансово затратный. Самый главный атрибут праздника - богатый новогодний стол, идея благополучия и пресыщенного потребления. При этом именно потреблению всех материальных благ посвящены все дни праздника. Можно здесь отметить, что фактически ведущей ценностью становится ценность потребления или «приукрашенная повседневность». Остальные праздники можно рассматривать как остатки от имперской христианской России и Советского союза. Их справляют в основном либо формально, либо в локальных группах, что также выгодно для стратегии «управляемого хаоса» и локализации различных групп. Надо сказать, что праздничные события - карнавалы и стихийные концерты, собирающие праздно шатающихся незнакомых людей, так же способствуют формированию мобильности в организации стихийных общностей.

В этом случае создание единой идеологической концепции и систематизация праздничной культуры - является первоочередной задачей формирования целостного коммуникативного пространства, способного противостоять стратегиям, разрушающим Российскую геополитическую реальность.

Праздник Дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне

Ярким примером эффективного праздника можно назвать социальную акцию «Бессмертный полк», состоявшуюся на 9 мая в 2015 году, и которую повторили в 2016 году. Рассмотрим это праздничное шествие как символическое коммуникативное пространство, построенное по модели праздничного события. Идея акции «Бессмертный полк» заключалась в том, чтобы сохранить память о героях - победителях Великой Отечественной войны, посредством конкретного действия-ритуала: прохождения в параде колонны «Бессмертного полка» с портретом своего родственника - участника войны или работника тыла. При этом для устроителей акции было важно, чтобы каждый ее участник вышел с портретом своего родственника. Именно это условие гарантировало оста-

вить эмоциональный след в душе каждого. По мнению Председателя Совета Межрегионального историко-патриотического движения «Бессмертный полк» Сергея Лапенкова участие в акции с портретом своего родственника было необходимо для того, чтобы максимально проявилась личная заинтересованностью человека, формирование ценностей патриотизма, а не привычных для позднего периода советской истории его симулякров. Таким образом, налицо следующее: эмоциональная и личная заинтересованность является условием конструирования когерентного взаимодействия всех участников праздничной церемонии. Так еще в Древней Греции - процессия, восходившая на Акрополь, состояла из людей разных сословий, но при этом каждый из них нес дары богам в зависимости от сословной принадлежности, тем самым укреплялся статус и повышалась личная мотивация каждого участника события. А в советские времена выходили на парад с портретами коммунистических лидеров, своеобразный иконостас. Более того, согласно резонансному принципу праздника, идея патриотического единства была усилена древним обрядом поминовения усопших.

В акции «Бессмертный полк» по приблизительным подсчетам приняли участие свыше 400 тысяч человек в Москве, а в целом по России, согласно заявлению официального представителя МВД РФ Елены Алексеевой - около 20 миллионов человек. Это, несомненно, является весьма значимым социокультурным событием не только для России, но и в мировых масштабах, поскольку после этого события были скорректированы многие политические и экономические коммуникации. Такого рода резонанс в прессе только лишний раз свидетельствует об эффективности этого праздничного события. Увеличение числа подобных событий способно консолидировать российское общество относительно базовых ценностей.

Идея патриотизма и ценность принадлежности к сообществу «победителей» в большей степени реализовалась во всей технологии подготовки и проведения праздника. Присущая русской ментальности идея соборности визуализировалась в сознании людей благодаря огромному собранию пришедших на праздник россиян. При этом не менее важным является и профессиональная организация самой колонны «Бессмертного полка», т.е. работа полиции по направлению движения массы народа по улицам Москвы. Люди в состоянии подъема и гордости за подвиги своих предков проходили безопасно и свободно достаточно длительное расстояние. Символически коммуникативное пространство парада было представлено знаками - фотографиями всех бывших участников войны. Эти знаки выполнили духовную связующую функцию с трансцендентным пространством социальной памяти, как обряд поминовения усопших. Все эти составляющие атрибуты коммуникативного пространство были призваны сконструировать «резонансное» поле праздничного хронотопа.

Социокультурная значимость данной составляющей такого праздника состоит в моделировании патриотической ценности и признании её всеми участникам коллективной коммуникации. Это становится возможным благодаря воспоминанию подвигов предков-победителей, отдавших жизнь за Родину. Эти идентификационные процессы направлены на объединение народа, на признание его лидера. Информационное пространство СМИ было заполнено различными откликами и отзывами на данное событие, поскольку такого массового собрания людей уже давно не было в РФ. Особенно надо отметить символические знаковые формы, обозначающие идентификацию людей с социальной общностью российского народа, а именно: георгиевская ленточка, военная форма периода ВОВ, а также фотографии участников войны. Даже на визуально-символическом уровне все эти атрибуты позволили объединить всех участников шествия в единое целое, поскольку они были связаны одинаковыми знаками-символами. Эстетически знаковая когерентность, учитываемая организаторами, также способствовала объединению людей в единое синергийное поле.

Таким образом, организация праздничного совместного действа, объединенного шествием, на сегодняшний момент является наиболее эффективной технологией противостояния стратегии «управляемого хаоса».

Заключение

Рассматриваемая через призму «праздничности-повседневности» коммуникативная политика «управляемого хаоса», оценивается нами как акцентирование внимания на неуправляемом распространении и увеличении информационного [11] потока эмоционализированной повседневной тематики особенно в сети Интернет и некоторых каналах СМИ. Помимо этого, отсутствие коммуникативных практик, ориентированных на системообразующие ценностные ориентиры приводит к процессам «оповседневнивания» культуры, а значит способно вывести общество в состояние аномии, в ситуацию ценностной нестабильности в отсутствии общей государственной идеи. Обновлению системы и ее стабилизации может способствовать восстановление обрядовой коммуникативной технологии проведения праздничных событий. Самой эффективной практикой на сегодняшний день является организация символического пространства шествий и телемосты, организующие опосредованное общение с президентом страны. Основной функционал праздника сосредоточен на организации процессов социализации и индивидуализации всех членов социума относительно базовых ценностей или истин конкретной культуры, являющихся духовными скрепами для социума и его социокультурного пространства. Создание и оформление на конституционном уровне единой идеологии

будет способствовать формированию целостного календарного цикла, стабилизирующего работу государственной системы в противовес стихийному принципу создаваемых локальных групп. При этом акцент при создании технологии праздника должен быть сделан на формирование условий синергийного эффекта в малых группах, в которых поддерживается ценность патриотизма. Именно актуализация соборного аспекта праздничной коммуникации на сегодняшний день является существенным барьером при распространении политики «управляемого хаоса», поскольку противостоит процессу «оповседневнивания» коммуникативного пространства культуры.

Список литературы

1. Steven R. Mann. The Reaction to Chaos // Complexity, Global Politics, and National Security. Edited by David S. Alberts and Thomas J. Czerwinski. National Defense University Washington, D.C. 1998.

2. Жовтун Д.Т. Синергетические интенции в методологии социально-гуманитарного познания: внутренние коммуникативные структуры сложных систем // Коммуникология. Международный научный журнал. Том 4. № 2, март-апрель 2016. С. 32

3. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns, B.I-II. Frankfurt, 1981.- 533 p.

4. НурышевГ.Н. Россия в современной геополитике [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/g_n_nurishev/rossiya_v_sovremennoy_geopolitike/read_1/ (дата обращения 10.04.2016)

5. МостицкаяН.Д. Праздничность и повседневность в проекции константности и динамичности бытия культуры // Философская мысль [Электронный ресурс]. - URL: http://e-notabene.ru/fr/article_18338.html(дата обращения 20.05.2016)

6. СмирновЕ.А., ПигровК.С., ЮдинН.Л. К метафизике праздничности. М., 2011. 672 с.

7. РемизовВ.А. Социальная экология культуры личности. М., 2004. 164 с.

8. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991. С. 39-50.

9. История праздников России [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/642170 (дата обращения 10.05.2016)

10. Государственные праздники и праздничные дни в СССР [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hochuvseznat.ru/USSR_gosud_prazd.php (дата обращения 10.05.2016)

11. Владимирцева Е.О., Кудряшова Т.Б. Влияние медиа на процесс «оповседневнивания» культуры [Электронный ресурс]. - URL: https://www.isuct.ru/e-publ/ vgf/sites/ru.e-publ.vgf/files/2009/vgf-2009-04-153.pdf (дата обращения 31.05.2016)

kommyhmkoflornq - communicology

■ ■ ■ THE "CONTROLLED CHAOS" COMMUNICATION COMPONENT WITHIN THE CONVIVIALITY-ROUTINE REFERENCE SYSTEM

Author: MOSTITSKAYA N.D.

MOSTITSKAYA Natalia Dmitrievna, candidate of Culturology, associate Professor Department of culturology and international cooperation, Moscow state Institute of culture (Khimki, Russia)

Address: 7, Bibliothek St. Blg. 7. 141406 Khimki, Moskovskaya obl., Russia. E-mail: mozt@rambler.ru

Abstract. The article proposes to perceive the contemporary holiday calendar as a specific communicative pace through the prism of the conviviality-routine coordinates. The main methodology employs the synergy paradigm enabling the concept considering the festive communicative space as a specific reality, actualizing the basic values and cultural ideals to the utmost, thereby performing many systemically crucial functions. At the same time, exploring the processes of everyday life, the author suggests that modern communicative space is subject to "controlled chaos" strategies, which are being implemented through the technologies of "culture routinization". Basing on the research of the theory of the structure of modern holidays, the author points out the potential of the festive tradition to resist the process of " routinization ". As an example of systemic mechanisms of festive culture the article contains a comparative analysis of the annual cycles of the holidays of Imperial Russia and the Soviet Union. Postmodernist deconstruction of contemporary social which can become the basis for the strategy of "controlled chaos" fiercely resisted by revival of traditions urging state-of-the-art mass marches and parades in modern Russia.

Keywords: communicative space, routine, convivality, controlled chaos, synergy, bifurcation point

References

1. Steven R. Mann. The Reaction to Chaos // Complexity, Global Politics, and National Security. Edited by David S. Alberts and Thomas J. Czerwinski. National Defense University Washington, D.C. 1998.

2. Zhovtun D.T. Sinergeticheskie intentsii v metodologii sotsial'no-gumanitarnogo poznaniya: vnutrennie kommunikativnye struktury slozhnykh sistem // Kommunikologiya. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. Tom 4. № 2, mart-aprel' 2016. - P. 32. [Zhovtun D.T Synergistic intentions in the methodology of socio-humanitarian knowledge: internal communication structure of complex systems // Communicology. International Journal. 4. Volum 4, No. 2, March-April 2016. P. 32].

3. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns, B.I-II. Frankfurt, 1981.- 533 p.

4. Nuryshev G.N. Rossiya v sovremennoj geopolitike Available at: URL: http:// modernlib.ru/books/g_n_nurishev/rossiya_v_sovremennoy_geopolitike/read_1/( accessed 10.04.2016) [Nuryshev GN Russia in modern geopolitics [electronic resource]. -

URL: http://modernlib.ru/books/g_n_nurishev/rossiya_v_sovremennoy_geopolitike/ read_1/( reference date 10/04/2016)]

5. Mostitskaya N.D. Prazdnichnost' i povsednevnost' v proektsii konstantnosti i dinamichnosti bytiya kul'tury// Filosofskaya mysl' .Available at: URL: http://e-notabene. ru/fr/article_18338.html(accessed 20.05.2016) [Mostitskaya N.D. Routine and convivality in the projection of constancy and dynamic cultural life// Philosophical thought [electronic resource]. - URL: http://e-notabene.ru/fr/article_18338.html (reference date 20/05/2016)]

6. SmirnovE.fi^., PigrovK.S., Yudin N.L. K metafizike prazdnichnosti - YUNITI-DANA, EHLIT, M., 2011. - 672 p. [Smirnov E.A., Pigrov K.S., Yudin N.L. By metaphysics conviviality. Moscow, 2011. 672 p.].

7. RemizovV.А. Sotsial'naya ehkologiya kul'tury lichnosti // Monografiya. - Moskva, 2004. - 164 p. [Remizov V.A. Social ecology culture of personality. Moscow, 2004. 164 p.].

8. Val'denfel'sB. Povsednevnost' kak plavil'nyj tigl' ratsional'nosti. //SOTSIO-LOGOS. -M.: Progress, 1991. - S. 39-50. [Waldenfels B. Routine as a melting pot of rationality. // SOCIO-LOGOS. Moscow, 1991. P. 39-50].

9. Istoriya prazdnikov Rossii. Available at: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/642170 (accessed 10.05.2016) [History of Russian holidays [electronic resource -URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/642170 (reference date 10/05/2016)]

10. Gosudarstvennye prazdniki i prazdnichnye dni v SSSR. Available at: URL: http:// www.hochuvseznat.ru/USSR_gosud_prazd.php (accessed 10.05.2016) [Public holidays and days of the Soviet Union [electronic resource]. - URL: http://www.hochuvseznat.ru/ USSR_gosud_prazd.php (reference date 10/05/2016)]

11. Vladimirtseva E.O., Kudryashova T.B. Vliyanie media na protsess «opovsednevnivaniya» kul'tury . Available at: URL: https://www.isuct.ru/e-publ/vgf/sites/ ru.e-publ.vgf/files/2009/vgf-2009-04-153.pdf (accessed 31.05.2016) [Vladimirtseva E.O., Kudryashov T.B. The impact of media on the process of " routine " culture [electronic resource]. - URL: https://www.isuct.ru/e-publ/vgf/sites/ru.e-publ.vgf/files/2009/vgf-2009-04-153.pdf (reference date 31/05/2016)]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.