Научная статья на тему 'Правовые проблемы участия органов внутренних дел в защите населения и личного состава от радиационной и химической опасности'

Правовые проблемы участия органов внутренних дел в защите населения и личного состава от радиационной и химической опасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
558
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МВД РОССИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РАДИАЦИОННАЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салтыков А.А.

В статье рассматриваются правовые проблемы участия органов внутренних дел в защите населения и личного состава от радиационной и химической опасности, а также пути нормативного совершенствования в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салтыков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы участия органов внутренних дел в защите населения и личного состава от радиационной и химической опасности»

А.А. САЛТЫКОВ,

старший преподаватель-методист кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России)

Правовые проблемы участия органов внутренних дел в защите населения и личного состава от радиационной и химической опасности

В статье рассматриваются правовые проблемы участия органов внутренних дел в защите населения и личного состава от радиационной и химической опасности, а также пути нормативного совершенствования в указанной сфере.

МВД России, чрезвычайная ситуация, радиационная и химическая опасность, правовые гарантии.

A.A. SALTYKOV,

senior head teacher, Department of management of internal affairs agencies' in extreme situations

(Management Academy of the Ministry for Internal Affairs)

Legal issues of participation of internal affairs agencies' in protection of civilians and internal affairs agencies' personnel from radiation-chemical threats

The article considers the legal issues of participation of the Interior Ministry in the protection of the population and personnel from radiation and chemical hazards as well as ways to improve normative regulations in this area.

Interior Ministry of Russia, emergency, radiation and chemical hazards.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2] в качестве основных источников военных угроз определяет политику ряда ведущих зарубежных стран, направленную на распространение ядерных, химических и иных технологий производства оружия массового уничтожения. Угрозой национальной безопасности мы можем назвать устрашение населения путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ. Наряду с этим техногенная составляющая современного российского общества содержит значительное количество опасностей в повседневной жизнедеятельности.

В результате техногенных аварий и катастроф создаются особые, опасные для жизни и здоровья населения условия. Это диктует необходимость принятия особых мер по обеспечению безопасности сотрудников органов внутренних дел. В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций оперативно-служебная деятельность приобретает дополнительные функции, связанные с потребностью устранения или снижения до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью населения и личного состава.

Анализ опыта оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел показывает, что сложившаяся система защиты не может

в полной мере обеспечить необходимые условия для успешного выполнения служебных задач в районах возникновения чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС). Существенные проблемы выявлены в организации и осуществлении комплекса мероприятий, связанных по месту, времени проведения, привлекаемым ресурсам, направленных на выявление опасной обстановки в районах выполнения задач, обеспечение современными средствами мониторинга и разведки, индивидуальными средствами защиты, организацию их эксплуатации и хранения.

Одной из актуальных задач является защита личного состава от чрезвычайных ситуаций, возникающих на объектах, использующих в производстве аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Эту защиту призвана вести единая государственная система, состоящая из субъектов, специально предназначенных и привлекаемых к выполнению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) различного характера. В деятельности этой сложной организационной системы в качестве функциональной подсистемы охраны общественного порядка активное участие принимает МВД России. Так, по отчетным данным Организационно-инспекторского департамента МВД России, к ликвидации последствий ЧС ежегодно при-

59

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

60

влекается более 20 тыс. сотрудников органов внутренних дел. Их деятельность направлена на обеспечение общественного порядка, охрану материальных и культурных ценностей в условиях чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Накоп-ленный опыт свидетельствует, что обстановка, возникающая вследствие крупных аварий и катастроф, создает особо опасные условия оперативно-служебной деятельности для сил МВД России, привлекаемых к обеспечению ликвидации последствий рассматриваемых ЧС.

О потребности развития правовой регламентации рассматриваемых вопросов свидетельствуют и результаты опроса руководителей оперативных отделов штабов органов внутренних дел, проведенные в Академии управления МВД России в 2009 году. До 70 % опрошенных отметили необходимость нормативного определения процедуры получения органами управления функциональной подсистемы охраны общественного порядка распоряжений о соблюдении установленных мер безопасности, обстановке в местах выполнения задач. Причем три четверти опрошенных считает, что вопросы, связанные с предварительными тренировками сотрудников по использованию средств индивидуальной защиты, антидотов и других защитных фармацевтических препаратов, должны быть изложены в отдельном нормативном акте. В этом документе целесообразно регламентировать: подготовку сил и средств, привлекаемых для участия в ликвидации последствий опасных аварий; обеспечение ликвидаторов ЧС средствами индивидуальной и коллективной защиты, обучение личного состава умелому применению средств защиты; прогнозирование возможного химического заражения и его последствий; предупреждение (оповещение) о непосредственной угрозе химического поражения; химическую разведку в районы заражений и аварий.

В таких условиях представляется важным качественное правовое регулирование участия органов внутренних дел в защите населения и личного состава от радиационной и химической опасности. В частности, необходимо юридически закрепить отдельные гарантии личной безопасности, социальные гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел, участвующих в обеспечении ликвидации ЧС техногенного характера в условиях радиационной и химической опасности.

В действующем законодательстве достаточно подробно урегулированы правоотношения, связанные с деятельностью профессиональных аварийно-спасательных сил. Федеральным законом «Об аварийно--спасательных службах и статусе спасателей от 22 августа 1995 г.

№ 151 [4] и рядом подзаконных нормативных правовых актов, установлено правовое положение профессиональных спасателей, определены принципы их деятельности, основы снабжения материальными средствами, обеспечения безопасности этих сил при проведении работ в условиях чрезвычайных ситуаций.

В частности, законодательно установлены:

1. Режим работы и отдыха спасателей. Он определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами. С учетом времени, проведенного в условиях ликвидации ЧС, спасателям предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск либо соразмерная денежная компенсация.

2. Право на жилье. В отрыве от постоянного места проживания на время ликвидации ЧС спасателям предоставляется жилье. В случае гибели спасателя, члены семьи наследуют его право на получении жилья (в том случае, если спасатель нуждался в улучшении жилищных условий).

3. Страховые гарантии спасателей. Спасатели в обязательном порядке проходят процедуру страхования. Существует установленный минимальный предел страховой суммы. Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей в случае наступления страховых событий, указанных в настоящей статье, производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.

4. Социальная поддержка членов семей спасателей. Установлено право на временное сохранение льгот спасателей, погибших при ликвидации последствий ЧС.

5. Дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей, которые могут устанавливаться решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций организаций. Проведенные исследования позволили сделать вывод о необходимости распространения многих положений перечисленных правовых норм на сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи в таких же по степени опасности условиях ЧС, как и профессиональные спасатели.

Так, аварийно-спасательные и другие неотложные работы при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами территориальных подсистем и звеньев РСЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. Однако при недостаточности профессиональ-

ных аварийно-спасательных формирований для ликвидации последствий радиационно и химически опасных ситуаций председатель КЧС и ПБ привлекает силы и средства участников взаимодействия. Как показывает практика, основными привлекаемыми силами в таких условиях объективно оказываются органы внутренних дел, как правило, не имеющие достаточных возможностей по обеспечению собственной радиационной и химической безопасности. Как следует из опросов руководителей органов внутренних дел, для участия в ликвидации последствий таких ЧС органами местного самоуправления привлекается практически весь личный состав, являющийся, зачастую, единственным оперативным формированием в муниципальном образовании. Подобная ситуация возникает при ликвидации техногенных ЧС местного масштаба. При этом важно отметить, что по статистике МЧС России, доля техногенных ЧС местного масштаба в общем их количестве достигает 90 % (в среднем 550—600 ЧС в год). Данные факты подтверждают необходимость юридического закрепления единых принципов обеспечения безопасности органов внутренних дел, участвующих в ликвидации ЧС техногенного характера.

Вместе с тем выполнение служебных обязанностей по охране общественного порядка в обстановке радиационно и химически опасных ЧС связано с риском для жизни и здоровья личного состава. Поэтому при приеме на службу в органы внутренних дел кандидаты должны быть осведомлены и предупреждены о возможных радиационных и химических опасностях в ходе служебной деятельности и необходимости соблюдения мер безопасности, а также гарантиях и льготах в ходе такой деятельности. По нашему мнению, соответствующий раздел необходимо предусмотреть в типовом индивидуальном контракте сотрудника органов внутренних дел. Данное предложение потребует внесения изменений в Федеральный закон «О службе в ор-

Список литературы

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в ред. от 3 декабря 2012 г.): Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СЗ РФ. 2012.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС КонсультантПлюс.

ганах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [1]. Наряду с этим, в указанный нормативный правовой документ целесообразно внести дополнение, связанное с обязательностью подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в опасных условиях техногенных ЧС.

Требует дополнения и новый Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ [3], в котором отражены лишь гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции (ст. 24) и не закреплены гарантии сотрудников полиции, привлекаемых (в соответствии с возложенными задачами) к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Имеет смысл дополнить указанный документ статьей следующего содержания:

«Гарантии личной безопасности сотрудника полиции или сотрудника органа внутренних дел, выполняющего его функции, при осуществлении задач в условиях чрезвычайных ситуаций.

Сотрудник полиции или сотрудник органа внутренних дел, выполняющий его функции, имеет право на достоверную информацию о состоянии радиационной, химической и биологической обстановки, необходимой для эффективного выполнения возложенных задач в условиях чрезвычайных ситуаций.

Сотрудник полиции или сотрудник органа внутренних дел, выполняющий его функции, имеет право использовать любые доступные средства радиационной, химической и биологической защиты, необходимые для эффективного выполнения возложенных задач в условиях чрезвычайных ситуаций».

Итоги проведенных исследований свидетельствуют о потребности развития и совершенствования правового обеспечения оперативно-служебной деятельности функциональной подсистемы охраны общественного порядка РСЧС.

3. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

4. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151 // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.

Тел.: 8 (499) 745-92-07

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.