Научная статья на тему 'Правовые основы гражданской защиты'

Правовые основы гражданской защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2129
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федоренко В. Н., Полещук А. Е., Василишин И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы гражданской защиты»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

д.в.н. Федоренко В.Н., к.в.н. Поле щук А.Е., Василишин И.И.

История человечества всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями. После катастрофы на Чернобыльской АЭС (1986 г.), землетрясения в Армении (1988 г.), в середине 1989 г. Верховным Советом СССР принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа - Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям.

Следует отметить, что существовавшая в СССР в тот период система фажданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий преимущественно в условиях военного времени. Указанные выше трагические события заставили по-новому посмотреть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, происходящих в мирное время. В связи с этим, «в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями» постановлением Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1990 г. №606 образуется Российский корпус спасателей (на правах государственного комитета РСФСР), явившийся прообразом нынешнего МЧС России. Кроме того, «в целях совершенствования координации деятельности органов государственного упраштения Российской Федерации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями и эпифитотиями» постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. №261 создается Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Дальнейшее законодательство и практика пошли по пути создания в стране двух систем: РСЧС и фажданской обороны (ГО).

С принятием Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» законодательно закрепляется создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в которую в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. №1113 преобразовывается Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. При этом у вновь созданной систем сохранена прежняя аббревиатура -РСЧС.

Статья 21 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ "Об обороне", закрепив цели организации фажданской обороны, получила свое развитие в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О фажданской обороне», т.е. окончательно устанавливается наличие двух систем. При этом фажданской обороне отводится функция подготовки к защите и 1 ...... ■ . : 602 ■■■' ' ' ■ ' ■ :

возникающих при велении военных действий или вследствие этих действий.

На сегодняшний день есть понимание того, что системы ГО и РСЧС не должны существовать порознь. "В современных условиях разгула терроризма, ведения необъявленных войн, частых вооруженных конфликтов, нанесения ударов в ходе войн по потенциально опасным объектам перемешались задачи, решаемые по защите населения и территорий в мирное и военное время, действительно правомочен вопрос о создании единой государственной системы - Российской системы фажданской защиты (РСГЗ), объединяющей в себе функции защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время".

Одним из приоритетных направлений в этой деятельности должно стать создание и развитие соответствующей правовой и методической базы. ’’Любая деятельность по защите населения и территорий, как показывает опыт, если она не регламентирована законами государства, обречена на низкую эффективность, либо даже на угасание. Более того, признавая полезность такой деятельности и ее необходимость, органы государственной власти и управления, общественные организации, отдельные фаждане не станут, как правило, относиться к ней по-настоящему ответственно и заинтересованно, если отсутствуют соответствующие законы и другие нормативные правовые акты". Однако законодательное оформление термина ’’фажданская защита" находится в самом начале длительного пути, который предстоит пройти. По этой причине, руководствуясь действующим законодательством, речь пойдет о правовых основах защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках существующих систем РСЧС и ГО.

Правовыми основами в какой-либо сфере общественных отношений (в том числе и в сфере зашиты от чрезвычайных ситуаций) выступают соответствующие нормативные правовые акты, их самостоятельные части (главы, парафафы, статьи, пункты и т.д.) и отдельные нормы. Нормативные правовые акты подразделяются на две большие фуппы: законы и подзаконные акты.

Все действующие законы фуппируются следующим образом:

основные законы (Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ);

федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией РФ);

федеральные законы;

законы, принятые законодательными органами субъектов РФ.

Видами подзаконных нормативных правовых актов являются:

Указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства РФ и постановления правительств субъектов РФ;

приказы и другие виды актов, издаваемые в министерствах и ведомствах (директивы, инструкции, наставл|03я и т.п.);

локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации).

Нужно отметить, что вопросам нормотворчества в рассматриваемой сфере деятельности государства уделялось серьезное внимание и результатом этого стало принятие 46 федеральных законов, 24 указов Президента Российской Федерации, около 200 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также свыше 1000 нормативных актов МЧС России и некоторых других министерств и ведомств, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций {3].

Рассмотрим наиболее важные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области защиты ог чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции РФ. основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, т.е. "ставит заслон" на пути принятия в России законов и иных правовых актов, которые ей противоречат. Отдельные статьи Конституции посвящены вопросам, связанным с защитой населения от чрезвычайных ситуаций Гак. согласно пункту "м" статьи 71 в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность, а в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Среди федеральных конституционных законов следует выделить новую редакцию закона "О чрезвычайном положении" - от 30 мая 2001 г. №3 ФКЗ. В статье 3 данного закона закреплено, что одним из оснований введения чрезвычайного положения являются чрезвычайные ситуации природного и техногенною характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Закон устанавливает порядок введения чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения, гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

Среди федеральных законов в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций следует выделить законы, которые в полном объеме имеют отношение к рассматриваемой сфере, а также законы, являющиеся регулятором правоотношений в части, касающейся этих вопросов.

В перво»: группе законов ключевое место занимают Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенною характера" и Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне". Заюн. указанный первым, регулирует правоотношения 6 сфере зашиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в то время как второй - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий.

Непосредственное отношение к защите от чрезвычайных ситуаций имеет также Федеральный закон от 22 августа 1995 г. №15-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Он определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, ряд других вопросов. Главная особенность закона состоит в том, что им закрепляется появление новой профессии - спасателя, статусу которого посвящено более трети статей закона.

Вторая группа законов более многочисленная. Рассмотрим наиболее важные из них

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности. В контексте закона нельзя не упомянуть о подзаконном нормативном правовом акте - Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности", которая представляет собой систему взглядоз на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и от рассматриваемых чрезвычайных ситуаций.

Важное значение имеет Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (с изменениями от 17 марта 1997 г., 12 февраля 1998 г.), который установил, что государственный резерв яаляется особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В частности, согласно статье 3 государственный резерв предназначен для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для оказания гуманитарной помощи. Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва, за исключением мобилизационного резерва, обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации. В на. •. и-.' ■ 7 .ь 605 ^ : .гч- 7.4.V -!!•

ется Российском агентстве по государственным резервам, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 122.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (с изменениями от 7 августа 2000 г.) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Статья 3 закона предусматривает, что требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности. охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 779 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, является Федеральный горный и промышленный надзор России.

В один день с указанным выше законом принят Федеральный закон № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Данный Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы и т.д.), повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситу ации.

Одной из важнейших функций государства является обеспечение пожарной безопасности. «В целом каждые 5 минут в нашей стране вспыхивает пожар. Каждый час в огне гибнет один человек и около двадцати получают ожоги и травмы» [4].

Для осознания важности предупреждения пожаров достаточно проанализировать данные об их количестве в общем числе техногенных чрезвычайных ситуаций в 2000 г. (5].

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября 2000 г.) определил общие правовые, экономические и социальные основы ее обеспечения в Российской Федерации.

Важное значение в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций должно иметь страхование. «Возможности любого бюджета в финансировании достаточно капиталоемких мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций небезграничны, и в этом плане, пожалуй, нельзя преувеличить значение страхового обеспечения указанных мероприятий и в части снижения нагрузки на федеральный бюджет, и в части

экономического принуждения хозяйствующих субъектов к снижению рис-

606 '

ка производственных технологий, замене изношенного оборудования и повышению ответственности за обеспечение безаварийной деятельности». На сегодняшний день вопросы страхования основываются на нормах Закона РФ от 27.11 92 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г.). Ведется работа над проектом закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта».

В условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ключевое место занимают вопросы связи, оповещения. Эти вопросы также нашли свое отражение в нормативных правовых актах. Например, статья 13 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи" (с изменениями от 6 января, 17 июля 1999 г.) устанавливает, что «во время стихийных бедствий, карантинов и других чрезвычайных ситуаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уполномоченные на то государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности».

Информация зачастую бывает связана с государственной тайной. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября |997 г.) в статье 5 устанавливает, что к государственной тайне могут быть отнесены, например, сведения о силах и средствах фажданской обороны. В то же время, согласно статье 7, не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью фаждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.

Среди подзаконных нормативных правовых актов особо следует выделить уже упоминавшееся постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями от 22 апреля 1997 г.), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов системы, а также регулируются основные вопросы функционирования РСЧС.

Статья 12 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. А статья 13 Федерального закона «О фажданской обороне» определяет, что в целях осуществления государственной политики в области фажданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган ис-'.V :!.!< ч* .1-,г. ■■ 1 -■1!-''М607-,нпый на решение задач в об-

ласти фажданской обороны, и возлагает на нею осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области фажданской обороны. В настоящее время этим федеральным органом исполнительной власти является Министерство Российской Федерации по делам фажданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953. Приказом МЧС РФ от 16 августа 2000 г. N 436 утверждено "Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления".

Отметим также наиболее важные подзаконные нормативные акты.

В области гражданской обороны:

постановление Правительства РФ от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к фуппам по гражданской обороне";

постановление Правительства РФ от 10 июня 1999 г. N 620 "О фаж-данских организациях фажданской обороны";

постановление Правительства РФ or 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области фажданской обороны";

постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";

постановление Правительства РФ от 18 ноября 1999 г. N 266 "О федеральных службах фажданской обороны";

постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 309 "О порядке создания убежищ и иных объектов фажданской обороны";

постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по фажданской обороне";

постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях фажданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

В области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями от 5 апреля 1999 г.);

постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О

классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенною

' 608

характера ;

постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуа-

v И

ции ;

постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ,

постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 ”0 Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

постановление Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 405 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановке деятельности сетей и средств электросвязи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера";

постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644 "О порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций";

постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 810 ”0 порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации в целом созданы основы правового регулирования деятельное*и по защите от чрезвычайных ситуаций. Однако сделать предстоит еще немало. Практика применения уже действующих законов («О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей» и ряда других) показала, что в их текст требуется внесение дополнений и изменений. Идет активная работа над проектами новых федеральных законов: «О потенциально опасных подводных объектах», «О гуманитарной деятельности». «Об обязательной проверке зданий и сооружений на устойчивость в сейсмически опасных регионах» и др. Вместе с тем, довольно большой объем задач предстоит решить по разработке подзаконных нормативных актов, так как для определения механизма реализации каждого закона требуются десятки данных источников права.

ЛИТНРАТУРА

1. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк)./ Под общей редакцией Шойгу С.К. - М.: «УРСС», 1998.-С.334.

2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты - 'Зашита населения н территорий от чрезвычай-

609

ных ситуаций природного и техногенного харзктера. - М.: МГФ '"Знание".

1999.-С.112-113.

3. Законодательное обеспечение деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Семинар с руководящим составом МЧС России. Доклады и выступления. М.: ВНИИ ГОЧС,

2000. - С.5.

4. Прогноз основных опасностей и уфоз на территории России в начале XXI века и проблемы защиты населения и территорий от них. - Центр стратегических исследований фажданской защиты МЧС России. 2000. -С.59.

5. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2000 г. - М.: ВНИИ ГОЧС, 2001. - С.7

6. Цаликов Р.Х. Экономические механизмы функционирования РСЧС, предварительные итоги исполнения бюджета МЧС России за 1995 год и основные задачи на 1996 год // Сборник материалов совещания руководящего состава органов управления Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (26-27 декабря 1995 г)-М.: МЧС России. - 1996.-С. 126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.