Методические рекомендации по планированию действий РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (проект) Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

Научная статья на тему 'Методические рекомендации по планированию действий РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (проект)' по специальности 'Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 81 — Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства

Статистика по статье
  • 2180
    читатели
  • 127
    скачивания
  • 1
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства" из научного журнала "Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования", Владимиров В. А., Кимстач И. Ф.

 
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Владимиров В. А., Кимстач И. Ф.

Текст
научной работы
на тему "Методические рекомендации по планированию действий РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (проект)". Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства"

Проект
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ РСЧС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В.А. Владимиров, д. т.н., И.Ф. К им с та ч
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации (далее - рекомендации) представляют собой организационно-методический документ, определяющий общий порядок разработки и основное содержание планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Планы действий) и предназначены для использования комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) всех уровней управления РСЧС и органами управления ГОЧС при реализации требований Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794. о заблаговременном проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможному снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
2. Рекомендации необходимо применять творчески с учетом экономических, природных и иных характеристик и особенностей территорий, а также степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, предусматривая максимально возможное использование имеющихся сил и средств.
При разработке Планов действий должны также учитываться положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти, регулирующие общие вопросы защиты населения и территорий от конкретных видов чрезвычайных ситуаций.
3. Разработка Планов действий в рамках РСЧС является составной частью заблаговременного (предварительного) определения порядка взаимосвязанных действий органов управления, сил и средств РСЧС, направленных на предупреждение и успешную ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Этот этап планирования основан на том, что процесс развития данного вида чрезвычайной сигуации на конкретной территории (объекте) с определенной точностью можно прогнозировать заранее и еще до се возникновения учесть существенные факторы возможной обстановки, пред-
варительно определить количество и состав потребных сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации и целесообразные схемы их действий (включая вопросы взаимодействия и всестороннего обеспечения действий). спланировать мероприятия по организации управления. При непосредственной организации действий но ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации намеченные планом мероприятия и порядок действий сил и средств уточняются с учетом сложившейся обстановки и фактических условий.
4. План действий является основным оперативным документом КЧС и органов управления ГОЧС. отражающим основные положения по организации работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций при создании их реальной опасности и после возникновения, а также мероприятия но обеспечению своевременного и скоординированного использования сил и средств различною подчинения для зашиты населения, окружающей среды и ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций.
5. При функционировании подсистемы (звена) РСЧС в режиме повседневной деятельности документы Плана действий используются при разработке текущих и перспективных планов, целевых программ, а также для осуществления превентивных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
6. К документам 11лана действий предъявляются следующие основные требования:
обоснованность, взаимосогласованность и реальность выполнения планируемых мероприятий;
краткость и простота изложения, а также однозначность формулировок, исключающих двойственное толкование:
установление сроков выполнения намеченных мероприятий.
7. Корректировка и уточнение Планов действий осуществляется при изменении состава сил и средств, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при изменении оперативно-технических характеристик объектов, применительно к которым разработан план, и других исходных данных, а также с учетом опыта ликвидации имевших место чрезвычайных ситуаций, выводов по результатам проводимых учений и штабных тренировок - но не реже одного раза в год.
II. Структура и содержание Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации1
План действий представляет собой комплекс оперативных и справочных документов, используемых соответствующими органами управления РСЧС (КЧС. органы управления ГОЧС) в своей деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и состоит из общей части и необходимых приложении.
А. Общая часть Плана действий
Раздел /. Общая оценка возмож ной обстановки при возникновении чрезвы чайных ситуаций
1. Возможные чрезвычайные ситуации и их масштабы: чрезвычайные ситуации природного характера; чрезвычайные ситуации техногенного характера (включая пожары); чрезвычайные ситуации социально-биологического характера.
2. Приемлемые значения индивидуального и социального риска чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации.
3. Общие выводы по разделу 1.
Раздел 2. Основные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
1. Перечень основных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, характерных для территории субъекта Российской Федерации; документы, в которых предусмотрена их реализация (планы мероприятий, целевые и научно-технические программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности).
2. Основные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций сезонного (циклического) характера, организация контроля за их осуществлением:
весенние паводки; лесные пожары;
подготовка жнлнщно-коммунального хозяйства к отопительному сезону;
готовность помещений летнего загородного отдыха детей, школ и других детских образовательных учреждений к новому учебному году;
Данная структура Плана действий должна также применяться (с учетом местных особенностей) при разработке планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций городов (территорий), отнесенных к группам по гражданской обороне
другие сезонные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций с учетом специфических особенностей субъекта Российской Федерации.
3. Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и обмена прогнозной информацией.
4. Общие выводы по разделу 2.
Раздел 3. Обеспечение готовности к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций
1. Организация оперативно-дежурной службы, системы связи и оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Состав и готовность сил и средств подсистемы РСЧС, их построение (эшелонирование), возможности маневра, степень готовности.
3. Организация специальных видов защиты населения, сил и средств подсистемы при авариях и катастрофах с выбросом (угрозой выброса) АХОВ, РВиОБВ.
4. Организация эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.
5. Наличие и порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Общие выводы по разделу 3.
Раздел 4. Действия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий (пожаров), катастроф и стихийных бедствий
1. При угрозе возникновення чрезвычайной ситуации (режим повышенной готовности):
порядок оповещения органов управления подсистемы РСЧС, сил и средств постоянной готовности и заинтересованных служб об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (с учетом видов ЧС). Порядок информирования населения в районах возможного возникновения чрезвычайной ситуации:
порядок введения и объявления режима повышенной готовности, усиления дежурно-диспетчерской службы, усиления наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, проведения проти-воаварийных мероприятий;
порядок принятия КЧС непосредственного руководства функционированием территориальной подсистемы на себя, формирования оперативных групп и выезда их в район возможного бедствия для оценки обстановки на месте и выработки необходимых предложений:
сроки и объемы мероприятий, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по приведению в состояние полной готовности сил и средств подсистемы (звена), уточнение их задач с учетом
вида возможной чрезвычайной ситуации и схемы действий, порядок принятия решения о выдвижении их (при необходимости) в предполагаемый район чрезвычайной ситуации, а также по защите населения, включая вопросы укрытия в защитных сооружениях, противохимической, медицинской, противоэпидемической, радиационной защиты, а также возможной его эвакуации (отселения) из опасной зоны:
порядок организации контроля за выполнением мероприятий повышенной готовности.
2. При возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций (чрезвычайный режим):
порядок оповещения органов управления подсистемы РСЧС и сбора членов оперативных групп и оперативного штаба, оповещения сил и средств, привлекаемых для ликвидации данного вида чрезвычайной ситуации, выдвижения сил постоянной готовности подсистемы и оперативных групп КЧС (органа управления ГОЧС) в район (зону) чрезвычайной ситуации, установление с ними постоянной связи;
порядок введения и объявления «режима чрезвычайной ситуации», оповещения населения, проживающего в опасной зоне, и осуществления неотложных мероприятий по его защите при различных видах чрезвычайных ситуаций;
порядок организации разведки в зоне чрезвычайной ситуации и прогнозирования возможных вариантов ее развития (осложнения обстановки);
работа КЧС по организации проведения необходимого комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне'чрезвычайной ситуации, оказанию помощи пострадавшим, эвакуации пострадавших и остального населения из опасной зоны и ею первоочередною жизнеобеспечения. Обеспечение взаимодействия сил и средств различной специализации и подчинения, создание при необходимости временных служб;
привлечение к ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств второго эшелона, создание на месте работ резерва сил и средств и необходимых материальных ресурсов;
организация информации заинтересованных органов власти и населения об обстановке и о правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации;
организация всестороннего обеспечения действий сил и средств по ликвидации чрезвычайной ситуации (гидрометеорологическое, инженерное, транспортное, медицинское и материально-техническое обеспечение, противорадиационная, химическая и биологическая защита), обеспечения охраны общественного порядка и регулирования дорожною движения;
организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.
1. Карта возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций. (М 1:200 ООО. а для субъектов Российской Федерации, расположенных на больших территориях,- М 1:500 ООО или М I: 1 ООО ООО).
На карту наносятся:
а) границы административного деления субъекта Российской Федерации, органы управления (пункты управления) территориального и местного уровней, пункты постоянной дислокации частей ГПС и поисковоспасательных формирований, подчиненных органу управления ГОЧС субъекта Российской Федерации, соединений и воинских частей гражданской обороны, соединений и воинских частей Минобороны России, специализированных подразделений и аварийно-спасательных служб МВД России, других министерств и ведомств, выделяемых по планам взаимодействия для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) районы размещения основных радиационно-, химически-, взрыво-и пожароопасных объектов (с возможными опасными зонами), в т.ч. магистральные нефте-, газо- гг продуктопроводы;
в) районы, неблагополучные в -эпидемиологическом, эпизоотическом отношениях, а также подверженные геофизическим, геологическим, метеорологическим гг другим стихийным бедствиям;
г) крупные гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления, районы возможного подтопления;
д) численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций (таблица);
е) пункты размещения запасов материально-технических средств.
К карте прилагается перечень сил постоянной готовности подсистемы РСЧС. утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с рекомендациями постановления Правительства Российской Федерации от 3.08.1996 г. №? 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (пункт 4). а также других сил и средств, которые могут быть привлечены к ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве сил II эшелона и резерва.
2. Календарный план основных мероприятий территориальной подсистемы РСЧС при угрозе гг возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Календарный план оформляется в виде таблицы, в которой указываются основные мероприятия, выполняемые при угрозе и при возникновении чрезвычайных ситуаций (по видам чрезвычайных ситуаций и только с учетом возможности развития до масштабов территориальной, региональной, федеральной или трансграничной); исполнители мероприятий (привлекаемые силы); сроки ггх выполнения (минуты, часы начала и окончания); кто контролирует.
3. План организации управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении крупных производственных аварии, катастроф и стихийных бедствий, включающий схемы:
а) организации оповещения населения в районах размещения потенциально-опасных объектов, порядок ее задействования;
б) стационарной сети связи на территории субъекта Российской Федерации;
в) ведомственных сетей связи, используемых в интересах РС’ЧС, порядок задействования их при чрезвычайных ситуациях;
г) других видов связи, имеющихся в распоряжении КЧС и органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации.
К схемам прилагаются необходимые пояснительные записки, указывается время готовности данног о вида связи.
4. План инженерной зашиты (на карге с пояснительной запиской).
На карту наносятся:
а) границы зон возможного катастрофического затопления (характеристика зон. площадь):
б) опасные зоны при разрушении АЭС и других радиационно опасных объектов, предприятий химической промышленности, размещение защитных сооружений в районах радиационно- и химически опасных объектов, которые могут быть использованы при чрезвычайных ситуациях;
в) магистральные линии электропередач (550 кВт и более), газопроводов, нефтепроводов н трубопроводов, места размещения насосных и перекачивающих станций, железнодорожные станции, аэропорты, морские и речные порты и станции возможной разг рузки сил и средств РСЧС и воинских частей, прибывающих для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) пункты расположения тяжелой инженерной техники;
д) места расположения противопожарных и ремонтно-восстановительных поездов;
е) места расположения причалов, оборудованных для приема электроэнергии от судовых электростанций;
ж) ремонтные предприятия инженерной техники, базы и склады материально-технического обеспечения, которые могут быть использованы в интересах инженерного обеспечения действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В пояснительной записке указывается:
а) кратная характеристика транспортной сети региона;
б) сроки и порядок выполнения задач инженерной защиты;
в) порядок вызова и сроки возможного прибытия (доставки) в район чрезвычайной ситуации инженерных частей, подразделений войск гражданской обороны и военного округа;
г) расчетные возможности подразделений и частей гражданской обороны, войск округа, специальных формирований по выполнению основных мероприятий инженерного обеспечения, действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. План радиационной и химической зашиты (на карте с пояснительной запиской).
На карту наносятся:
а) объекты, представляющие потенциальную радиационную и химическую опасность, границы зон опасного радиационного загрязнения и химического заражения местности;
б) критерии принятия решений в начальном периоде радиационной аварии (табл. 6.3 Норм радиационной безопасности - (НРБ-99);
в) силы и средства РСЧС и гражданской обороны по обеззараживанию местности, техники, людей и одежды;
г) районы (маршруты, объекты) проведения радиационной и химической разведки, в том числе наземной, воздушной, морской, речной;
д) возможные места размещения пунктов специальной обработки (ПуСО) и станций обеззараживания транспорта (СОТ);
е) места санитарно-обмывочных пунктов;
ж) места расположения химико-радиометричексих лабораторий, складов средств радиационной и химической защиты, подразделений войск гражданской обороны и войск РХБ'З Минобороны России, метеостанций.
В пояснительной записке указываются:
а) краткие выводы из оценки возможной обстановки в части организации РХЗ при крупных авариях на радиационно и химически опасных объектах;
б) расчетные возможности имеющихся специальных служб и формирований указанных объектов и других организаций, работающих на территории субъекта Российской Федерации.
6. План медицинского обеспечения (на карте с пояснительной запиской).
На карту наносятся:
а) крупные радиационно-. химически- и взрывопожароопасные объекты, зоны возможного катастрофического затопления, районы природноочаговых заболеваний и другие объекты, возникновение чрезвычайных ситуаций на которых может потребовать привлечения значительных сил и средств медицинского обеспечения;
б) дислокация и состав подразделен и й территориальной службы медицины катастроф (таблица);
в) дислокация складов медимушества, учреждений по заготовке и стерилизации крови, ожоговых центров;
г) дислокация и возможности предприятий, производящих медицинскую технику и имущество;
д) дислокация и количество санитарно-транспортных формирований, маршруты эвакуации больных из лечебных учреждений, которые могут оказаться в зонах опасного заражения, и районы их размещения;
е) маршруты выдвижения медицинских сил в районы чрезвычайных ситуаций, районы (места) развертывания медицинских формирований и учреждений.
В пояснительной записке приводятся:
а) данные о возможных медико-санитарных последствиях крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, о расчетной потребности сил и средств медицинских служб;
б) расчетные данные о потребности транспорта для эвакуации пострадавших;
в) сведения о наличии и потребности основных видов медицинского имущества для оказания всех видов медицинской помощи в установленном объеме (перевязочные средства, кровь и кровезаменители, антибиотики, дезсредства и другие).
7. План материально-технического обеспечении (на карте с пояснительной запиской).
На карту наносятся:
а) зоны возможных катастрофических затоплений, зоны возможных заражений >1 загрязнений при авариях на химически и радиационноопасных объектах;
б) пункты размещения складов организаций, на которых размещаются резервы продовольствия, медицинского и вещевого имущества, предметов первой необходимости, ГСМ, стройматериалов и других резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) пункты размещения крупных материально-технических складов, хлебопекарных предприятий, ремонтных заводов и мастерских по ремонту автомобильной и инженерной техники, которые могут быть задействованы при крупномасштабных чрезвычайных ситуаций для тылового и технического обеспечения ЛСДНР.
В пояснительной записке указываются мероприятия по обеспечению сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, продовольствием и питьевой водой, предметами первой необходимости, горюче-смазочными материалами, а также по обеспечению текущего ремонта применяемых технических средств ведения АСДНР.
К пояснительной записке прилагается справочная таблица о резервах материальных ресурсов ликвидации чрезвычайных ситуаций, в которой по каждому виду резервов указываются: количество; организация ответственная за создание резервов; телефоны для связи при чрезвычайных ситуациях; наименование организации, где храня гея резервы, их адрес, номер договора, порядок доставки резервов.
8. Проект решения председателя КЧС территориальной подсистемы РСЧС по ликвидации чрезвычайной ситуации (на карте с пояснитель-
ной запиской). Оформляется полностью после возникновения чрезвычайной ситуации.
В решении отражаются:
общий замысел - районы (направления) сосредоточения основных усилий, последовательность и способы действий;
задачи силам и средствам, участки работ, ответственные исполнители работ, порядок организации управления и взаимодействия при решении совместных задач;
главные вопросы обеспечения действий, ответственные исполнители, придаваемые силы, порядок их выдвижения к месту проведения АСДНР;
распределение сил II эшелона после их прибытия;
мероприятия противорадиационной, химической, противобиологи-ческой (бактериологической) защиты с учетом вида чрезвычайной ситуации;
сигналы управления и оповещения;
другие необходимые данные с учетом конкретной обстановки.
Решение может уточняться и детализироваться в ходе проведения АСДНР.
9. Другие документы.
а) Копия Паспорта безопасности субъекта Российской Федерации, разрабатываемого согласно ГОСТ Р 22.2.03-97.
б) Карты (планы) отдельных районов и городов, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации территориальною и более крупного масштабов.
в) Материалы по организации взаимодействия с органами управления федеральных органов исполнительной власти (включая органы военного командования), силы и средства которых привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также с органами исполнительной власти соседних субъектов Российской Федерации (планы взаимодействия (плановые таблицы взаимодействия) и другие документы).
г) Расчетные и справочные материалы по возможным сценариям развития чрезвычайных ситуаций, о потребности сил и средств (включая материальные ресурсы для их ликвидации), другие справочные материалы и формализованные документы с учетом сложившейся практики деятельности КЧС подсистемы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Дополнительными документами, прилагаемыми к Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, которые используются при возникновении чрезвычайных ситуаций на опасных объектах, являются:
1. План защиты персонала и населения в случае аварии на атомной станции (разрабатывается в соответствии с Нормами радиационной безопасности - НРБ-99).
2. План действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий.
3. Копии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории субъекта Российской Федерации.
4. План первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях (разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01-94 «Жизнеобеспечение в чрезвычайных ситуациях» и приказом МЧС России от 31.12.2002 г. №629).
5. Копии планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах 1-го, 2-го и 3-го классов согласно классификации, установленной приказом МЧС России от 28.02.2003 г. №105.
III. Порядок разработки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации
Деятельность по разработке (переработке) Плана действий состоит из трех этапов:
организационно-подготовительный; непосредственная разработка плана; согласование и утверждение плана. Организационно-подготовительный этап включает:
1. Определение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных им структур, которые должны принять участие в планировании и практическом осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Определение состава исполнителей проекта Плана. Как правило, в состав коллектива исполнителей включаются:
члены КЧС субъекта Российской Федерации или другие должностные лица органа исполнительной власти, который представлен в КЧС;
руководители основных структурных подразделений органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации;
представители планирующих и финансово-кредитных организаций; представители отдельных научно-исследовательских и проектных организаций и крупных потенциально опасных объектов.
2. Подготовка и издание в установленном порядке распорядительного документа Главы администрации (правительства) субъекта Российской Федерации о разработке (переработке) Плана действий, в котором целесообразно утвердить состав ответственных исполнителей, календарный план разработки документов Плана действий, установить поручения соответствующим структурным подразделениям администрации о представ-
ленин в КЧС (органам управления ГОЧС) необходимых исходных данных и справочных (расчетных) материалов.
3. Сбор и обобщение необходимых исходных данных для разработки Плана действий:
а) изучение сведений, содержащихся в Паспорте безопасности субъекта Российской Федерации и паспортах безопасности территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах 1,2 и 3 классов (включая мероприятия, осуществляемые федеральными министерствами и ведомствами, в сфере деятельности которых находятся эти объекты);
б) изучение состава и оперативно-тактических возможностей территориальных сил и средств, которые могут быть привлечены для ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннего обеспечения их действий, а также уточнение данных о силах и средствах Минобороны России, МВД России, МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти. выделяемых для ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий по планам взаимодействия;
в) получение других необходимых исходных и справочных данных от структурных подразделений администрации субъекта Российской Федерации, от вышестоящих и соседних органов управления ГОЧС.
Этап непосредственной разработки Плана действий включает практическую разработку и оформление документов разделов Плана действий сформированными группами исполнителей под руководством закрепленных за каждым разделом или подразделами сотрудников органа управления ГОЧС из числа руководящего состава.
Рекомендуется следующий общий (примерный) порядок разработки и формирования разделов Плана действий.
Раздел 1.
На основе сведений, содержащихся в Паспорте безопасности субъекта Российской Федерации и разработанных сценариев развития вероятных для данной территории крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, излагаются общие выводы о возможных чрезвычайных ситуациях, местах их возникновения (от территориальных и выше), масштабах и создающихся опасностях для населения и персонала объектов (раздельно по видам чрезвычайных ситуаций).
Одновременно на карту возможной обстановки (приложение 1 к Плану действий) наносятся границы зон возможных крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.
Осуществляется расчет (уточнение) значений индивидуального и социального рисков в порядке, предусмотренном в разделе 2.6 «Методических рекомендаций территориальным органам исполнительной власти
по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций», утвержденных приказом МЧС России от 25.11.1998 г. № 682.
В общих выводах по разделу I дается оценка опасности возникновения на территории субъекта Российской Федерации чрезвычайных ситуаций различного характера, их масштабов с учетом индивидуального и социального рисков, формулируются предложения о направлениях сосредоточения деятельности по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Раздел 2.
В п.1 приводится перечень планируемых основных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, характерных для территории субъекта Российской Федерации, с указанием документов (планов, программ), в которых предусмотрена их реализация.
В п. 2 приводятся: перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций сезонного (циклического) характера, сроки их проявления, основные мероприятия по их предупреждению (относительно каждого источника), организация их осуществления и контроля.
В Плане действий излагаются лишь те мероприятия, которые требуют особого контроля со стороны КЧС и органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации. Принятые решения КЧС по результатам предсезонного рассмотрения вопросов о состоянии готовности к предупреждению чрезвычайных ситуаций сезонного характера должны учитываться при выработке мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом копии этих решений должны прилагаться к Плану действий в качестве текущих рабочих документов.
В п. 3 рассматривается организация системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и обмена прогнозной информацией с оценкой возможностей этой системы по решению возложенных на нес задач.
В общих выводах по разделу дается оценка эффективности планируемых мероприятий по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3.
В п. 1 рассматривается организация оперативно-дежурной службы, общий порядок се функционирования, система связи и оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, меры по обеспечению своевременного получения информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также действия но контролю обстановки и обеспечению своевременного оповещения о ней органов управления и населения.
Одновременно (при необходимости) вносятся соответствующие уточнения в должностные инструкции оперативно-дежурных служб и план организации управления, оповещения и связи (приложение № 3).
Данные о составе сил и средств подсистемы (п. 2.) рекомендуется оформлять в впле удобной для пользования отдельной таблицы, прилагаемой к карте возможной обстановки (приложение № 1), и текстового комментария, остающегося в материалах второго раздела плана, в котором дается общая оценка готовности сил и средств к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций различного характера.
В таблице рекомендуется иметь следующие графы:
наименование и подчиненность сил;
виды чрезвычайных ситуаций, на которые привлекаются данные силы:
место (адрес) дислокации;
количество личного состава (дежурной смены) и вид техники;
способ оповещения (вызова);
возможность высылки на место ЧС дополнительных сил после сбора личного состава свободных смен.
Таблица заполняется по трем позициям: 1-й эшелон, 2-й эшелон, резерв.
Сведения, предусмотренные п. 3, излагаются в плане радиационной и химической защиты (приложение № 5 к Плану действий) и в плане медицинского обеспечения (приложение № 6 к Плану действий), о чем во втором разделе делается соответствующая ссылка. В текстовой части п. 3 оценивается готовность подсистемы к осуществлению мероприятий радиационной и химической защиты.
В п. 4 на основе таблиц В.5, В.6 и В.7 Паспорта безопасности субъекта Российской Федерации и разработанных сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнения, оползни, сели, землетрясения и др.), а также запроектных аварий на потенциально опасных объектах перечисляются населенные пункты, районы и крупные объекты, где при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций может возникнуть необходимость проведения заблаговременной (упреждающей) или экстренной эвакуации населения из опасных зон.
Отмечается, также, что решение о проведении эвакуации может быть принято самостоятельно руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 14 пункт 6 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»), а также органами местного самоуправления. которые в соответствии с действующим законодательством обязаны также организовывать проведение эвакуационных мероприятий.
В п. 5 излагается общий порядок использования финансовых и материальных ресурсов при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера и масштабов, установленный в данном субъекте Российской Федерации, а также указывается, что вопросы материально-технического обеспечения действий сил и средств решаются в соответствии с приложением № 7 к Плану действий.
В общих выводах по разделу 3 делается вывод о готовности органов управления РС’ЧС (КЧС, органов управления ГОЧС), сил и средств подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на его территории.
Раздел 4.
В п. I по соответствующим позициям пункта излагается установленный в подсистеме порядок оповещения ее органов управления об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок введения и объявления режима «Повышенная готовность» и выполнения всех мероприятий данного режима, а также порядок контроля за выполнением этих мероприятий.
В п. 2 по всем позициям пункта указываются перечень и порядок выполнения основных мероприятий (действий), осуществляемых при наиболее вероятных чрезвычайных ситуациях (с учетом их особенностей), привлекаемые для этого силы и средства, должностные лица, ответственные за выполнение конкретных работ (действий).
При расчете потребных сил и средств и определении порядка их действий следует ориентироваться на ликвидацию территориальных чрезвычайных ситуаций силами и средствами своей подсистемы.
Одновременно определяется порядок действий при угрозе и развитии чрезвычайной ситуации до масштабов региональной и федеральной.
С учетом особенностей развития чрезвычайных ситуаций различного характера должны быть тщательно проработаны и определены меры и порядок своевременного оповещения населения о грозящей опасности, порядке использования в необходимых случаях средств индивидуальной и коллективной защиты, применения средств медицинской профилактики, соблюдения определенных режимов поведения.
Особое внимание должно быть уделено отработке вопросов вынужденной эвакуации (временного отселения) населения из опасных зон.
Поскольку в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций принимают участие силы и средства различной специализации и подчиненности, в плане действий также излагается заранее отработанный порядок совмеегных действий указанных сил и средств и их всестороннего обеспечения.
В. Другие рекомендации
Оформление карт Плана действий осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 22.0.10-96 «Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях». При необходимости на карте излаг ается легенда.
Этап согласования и утверждения Плана действий включает согласование разработанных документов с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями субъекта Российской Федерации, внесение в них уточнений по имеющимся замечаниям и подписание
его руководителем органа управления ГОЧС и председателем КЧС. При необходимости проект плана может быть внесен на рассмотрение КЧС.
План действий подлежит согласованию с региональным центром МЧС России, после чего представляется на утверждение главой администрации (губернатором) - начальником гражданской обороны субъекта Российской Федерации.
План действий и его отдельные документы размножаются в необходимом количестве экземпляров (по одному экземпляру высылается в МЧС России и региональный центр), при наличии возможности создается электронная версия плана. Хранение планов и пользование ими осуществляется. как правило, в порядке, установленном для документов «Для служебного пользования».
IV. Планы действий на других уровнях РСЧС
В целях обеспечения действий органов управления, сил и средств подсистем и звеньев РСЧС во взаимосвязи и взаимодополнении рекомендуется при планировании действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС использовать следующую единую общую структуру Планов действий.
Раздел 1. Общая оценка возможной обстановки на территории при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.
Раздел 2. Основные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Обеспечение готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Раздел 4. Действия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий (пожаров), катастроф и стихийных бедствий.
1. При угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (режим повышенной готовности).
2. При возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций (режим чрезвычайной ситуации).
В качестве приложений к Планам действий рекомендуется иметь:
1. Карту возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Календарный план основных мероприятий при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
3. План организации управления, оповещения и связи.
4. Планы инженерного, медицинского, материально-технического и других видов обеспечения (с учетом возможного характера и масштабов чрезвычайных ситуаций).
5. План радиационной и химической защиты, состоящий из двух разделов:
а) защиты населения;
б) защиты сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Другие необходимые документы и справочные материалы.
Конкретное содержание разделов Плана действий и соответствующих приложений к нему на каждом уровне РСЧС зависит от характера, вида и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций, наличия соответствующих сил и средств для выполнения всего комплекса аварийноспасательных и других неотложных работ при их возникновении и других особенностей соответствующей территории (объекта).
В Планах действий городских и районных звеньев РСЧС определяются действия органов управления, сил и средств звена РСЧС при угрозе и возникновении местных чрезвычайных ситуаций, а также возможных чрезвычайных ситуаций более высокого масштаба.
Планы действий потенциально опасных объектов должны предусматривать действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих классу данного объекта, установленному в соответствии с «Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (п.11-14), утвержденными приказом МЧС России от 28.02.2003 г. № 105.
При этом при разработке Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований, не отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций следует также руководствоваться «Методическими рекомендациями по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий фажданской обороны для территорий, не отнесенных к 1руппам по фажданской обороне, и организаций, не отнесенных к категориям по фажданской обороне» (разработаны ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в соответствии с оперативным заданием МЧС России).
Конкретные указания по содержанию 11ланов действий городских, районных и объектовых звеньев территориальной подсистемы РСЧС разрабатываются органом управления ГОЧС соответствующего субъекта Российской Федерации и утверждаются председателем КЧС или главой администрации (губернатором) субъекта.
В Планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти должны быть отражены мероприятия, обеспечивающие реализацию требований статьи 13 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также выполнение функций, возложенных на них постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Федеральные законы
1. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ
2. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № I 16-ФЗ
3. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. №117-ФЗ
4. «О радиационной безопасности населения» от 9.01.1996 г. № З-ФЗ
5. «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ
6. «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ
7. «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ
8. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от
31.03.1999 г. № 65-ФЗ
9. «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-Ф3
10. «Об уничтожении химического оружия» от 2.05.1997 г. № 76-ФЗ
11. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» от 2.01.2000 г. № 20-ФЗ
12. «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ
13. «Об информации, информатизации и защите информации» от
20.02.1995 г. № 24-ФЗ (статья 10)
14. «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ
15. «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-
ФЗ
16. «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 12.02.1998 г. № 27-ФЗ)
17. «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 г. № 113-Ф3
18. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от
22.08.1995 г. № 151-ФЗ
19. «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ
20. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 7.05.1998 г. № 73-Ф3
21. «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.1995 г. № 167-
ФЗ
22. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.1997 г. № 22-
ФЗ
23. «Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ
24. «Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. №3-ФКЗ
II. Указы Президента Российской Федерации
1. «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам фажданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 21.09.2002 г. № 1011
2. «Вопросы фажданской обороны Российской Федерации» от
27.05.1996 г. №784
3. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 г. № 24
4. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9.11.2001 г. № 1309
5. Распоряжение Президента Российской Федерации от 23.03.2000 г. № 86-рп о создании системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Постановлении Правительства Российской Федерации
1. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794
2. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3.08.1996 г. № 924
3. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13.09.1996 г. № 1094
4. «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10.11.1996 г. № 1340
5. «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24.03.1997 г. № 334
6. «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» от 1.03.1993 г. № 177
7. «О создании систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» от 1.03.1993 г. № 178
8. «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23.04.1994 г. № 359
9. «О правилах оповещения органов исполнительной власти при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возвращения такого аппарата на Землю» от 15.08.1997 г. № 1039
10. «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3.10.1998 г. № 1149
11. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» от 21.08.2000 г. № 613 и «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 15.04.2002 г. № 240
12. «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановке деятельности сетей и средств электросвязи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от
24.05.2000 г. № 405
13. «О подготовке населения в области зашиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4.09.2003 г. № 547
III. Нормативные правовые акты МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти
1. «Положение о региональном центре по делам гражданской обороны. чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». утвержденного приказом МЧС России от 17.01.2003 г. № 22 (зарегистрирован в Минюсте России I 1.02.2003 г. №4203)
2. «Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления», утверждено приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 317 (зарегистрирован в Минюсте России 25.06.2003 г. № 4820)
3. «Положение о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». утвержденного приказом МЧС России от 12.11.2001 г. № 483
4. «Методические рекомендации территориальным органам исполнительной власти по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций», утверждены приказом МЧС России от 25.11.1996 г. № 682
5. Инструкция о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природною и техногенного характера», введена в действие приказом МЧС России от 7.07.1997г. № 382
6. «Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», утверждены приказом МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 (зарегистрирован в Минюсте России 20.03.2003 г. №4291)
7. Сборники материалов Всероссийских сборов руководящего состава по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнения мероприятий ГО в 2000 (2001 и 2002) году и постановке задач на очередной год
8. Государственные доклады «О состоянии зашиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в 2000, 2001 и 2002 гг.
9. Руководство но действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, МЧС России, 1996 г., с. 84
10. Государственные стандарты Российской Федерации системы «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»:
а) ГОСТ Р 22.2.03-97 «Паспорт безопасности административно-терр итори ал ь н ы х е д и н и и »;
б) ГОСТ Р 22.3.03-94 «Зашита населения»;
в) ГОСТ Р 22.3.01-94 «Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях»;
г) ГОСТ Р 22.8.01 «Ликвидация чрезвычайных ситуаций» и другие
11. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книги I и 2). друг ие методики ВНИИ ГОЧС, у твержденные указанием МЧС России от 14.04.1995 г. № 194
12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (учебное пособие для органов управления РСЧС иод редакцией Ю.Л. Воробьева) М.: Крук, 2002. 360 с.
13. Рекомендации научно-практической конференции «О мерах по совершенствованию борьбы с лесными и торфяными пожарами» (г. Вологда. 28.11.2002 г.)
14. «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ-88/97)». М.: Госатомнадзор России, 1997
15. «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) СП2.6.1.758-99», М.: Госкомсанэпиднадзор России. 1999
16. «Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химикотехнологических объектах», утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.2003 г. № 14 (зарегистрированы в Минюсте России 25.04.2003 г. №4453)

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх