Научная статья на тему 'Правовые основы финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий'

Правовые основы финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
911
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISE / FINANCIAL RESOURCES / FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES / MUNICIPAL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелин Д.Л.

В статье рассмотрены законодательные подходы к организации финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий. В качестве нормативных использованы требования Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the legislative approaches to financing activities municipal unitary enterprises. As regulatory requirements used by the Civil Code of the Russian Federation and the Federal Law of November 14, 2002 №161-FZ «On state and municipal unitary enterprises».

Текст научной работы на тему «Правовые основы финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий»

<glb>

УДК 336.61

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Д.Л. Забелин

Аннотация. В статье рассмотрены законодательные подходы к организации финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий. В качестве нормативных использованы требования Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Ключевые слова: муниципальное унитарное предприятие, финансовые ресурсы, финансово-хозяйственная деятельность, администрация муниципального образования.

Аbstract. This article examines the legislative approaches to financing activities municipal unitary enterprises. As regulatory requirements used by the Civil Code of the Russian Federation and the Federal Law of November 14, 2002 №161-FZ «On state and municipal unitary enterprises».

Keywords: municipal unitary enterprise, financial resources, financial and economic activities, the municipal administration.

Муниципальное унитарное предприятие, создаваемое местной администрацией поселения, является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предметом и целями деятельности муниципального унитарного предприятия является извлечение прибыли и удовлетворение потребностей населения посредством производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Муниципальному образованию на праве собственности принадлежит имущество муниципального унитарного предприятия.

Согласно законодательным подходам, муниципальное унитарное предприятие имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [2].

Важным нормативным подходом выступает то, что муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но при этом не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества, в свою очередь, не отвечает по обязательствам муниципального унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации [1].

Муниципальное унитарное предприятие осуществляет свою деятельность за счет получаемых доходов, а в установленных администрацией муниципального образования случаях - за счет бюджетных и внебюджетных средств. Порядок выделения и использования бюджетных и внебюджетных средств определяется администрацией муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» допускается участие предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях на определенных условиях [2].

Муниципальное унитарное предприятие не вправе выступать учредителем (участником) кредитных организаций. Решение об участии предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия администрации муниципального образования.

Финансово-хозяйственные вопросы деятельности муниципальных унитарных предприятий регламентируются:

- уставом предприятия;

- договором о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение;

- договором муниципального заказа;

- контрактом с руководителем предприятия;

- решениями, постановлениями, издаваемыми органами местного самоуправления муниципального образования в пределах их компетенции.

Источниками формирования финансовых ресурсов муниципальных унитарных предприятий являются:

- прибыль, полученная от реализации продукции, работ и услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;

- заимствования в следующих формах:

1) кредиты по договорам с кредитными организациями;

<д|Ь>

2) бюджетные кредиты, предоставленные на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, муниципальное унитарное предприятие также вправе осуществлять заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей.

Муниципальное унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества предприятия. Порядок осуществления заимствований предприятиями муниципального образования определяется местными органами власти. При этом финансовыми источниками могут выступать:

- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, предприятий и физических лиц;

- иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые отношения предприятия и учредителя строятся на договорной основе, в том числе на основе муниципального заказа.

Муниципальное унитарное предприятие осуществляет расчеты за выполняемые им работы и оказываемые услуги по договорным ценам, а в установленных законодательством или местными органами власти случаях - по фиксированным тарифам.

С письменного согласия учредителя муниципальное унитарное предприятие может пользоваться банковским кредитом.

Собственник имущества муниципального унитарного предприятия в отношении организации финансовой деятельности предприятия вправе:

- определять цели, предмет, виды деятельности предприятия, а также давать согласие на участие предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

- формировать уставный фонд предприятия;

- устанавливать в необходимых случаях фиксированные цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые предприятием;

- давать согласие в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2], на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

- определять порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- утверждать бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия;

- утверждать показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролировать их выполнение;

- определять перечень сведений, предоставляемых предприятием в целях организации контроля за его финансовой и хозяйственной деятельностью, устанавливать порядок и формы такого контроля;

- принимать решения о проведении аудиторских проверок, утверждать аудитора и определять размер оплаты его услуг;

- вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия в случаях неэффективного использования муниципального имущества, убыточности предприятия, угрозы банкротства, нарушения режима природопользования и в других случаях, если деятельность предприятия не отвечает интересам населения городских или сельских поселений.

Таким образом, муниципальные унитарные предприятия, создаваемые местной администрацией поселения, являются коммерческими организациями, создаваемыми с целью извлечения прибыли и удовлетворения потребностей населения посредством производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В вопросах финансово-хозяйственной деятельности муниципальные унитарные предприятия полностью зависят и подотчетны собственнику имущества - муниципальному образованию. Муниципальное унитарное предприятие осуществляет свою деятельность за счет получаемых доходов, а в установленных администрацией муниципального образования случаях - за счет бюджетных и внебюджетных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

2. Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ, 2002, №48, ст. 4746.

Д.Л. Забелин,

заместитель руководителя по финансам -главный бухгалтер Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» E-mail: Zabelin.DL@mge.mos.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.