Научная статья на тему 'Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества'

Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10033
803
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ШТРАФ / ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО / ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ / КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД / ALTERNATIVE PUNISHMENTS / COMPULSORY WORKS / RESTRICTION OF LIBERTY / COMMUNITY SERVICE / FINE / DEPRIVATION OF RIGHT TO HOLD SPECIFIC POSTS OR TO ENGAGE IN SPECIFIC ACTIVITY / DEPRIVATION OF A SPECIAL RANK / MILITARY RANK OR A TITLE OF HONOR / A CLASS RANK AND NATIONAL AWARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лядов Эдуард Владимирович

В статье рассматривается правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества. Анализируются, с учетом последних изменений действующего законодательства, особенности правового положения осужденных к таким видам наказаний, как штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы и принудительные работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лядов Эдуард Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of the convicts serving their non-custodial sentences

The United Nations Standard Minimum Rules for the Non-Custodial Measures (the Tokyo Rules) ratified by the Resolution 45/110 of the UN General Assembly 14.12.1990 state that in order to provide greater flexibility consistent with the nature and gravity of the offence, with the personality and background of the offender and with the protection of society and to avoid unnecessary use of imprisonment, the criminal justice system should provide a wide range of non-custodial measures, from pre-trial to post-sentencing dispositions. The effective use of non-custodial penalties to those who committed minor offences or medium-gravity crimes should protect the public against criminals, decrease the level of criminalization, disintegrate the criminal community and decrease the population in prisons. Thus, the problem of noncustodial penalties from the viewpoint of guaranteeing the legal rights, freedoms and personal interests is a current one. The content of the legal status of convicts covers the complex of the following elements: their specific duties, rights, freedoms and legal interests typical for the imposed punishment or any measure of a criminal legal character. Thus, the legal status of those sentenced to non-custodial penalties is stipulated by the order and conditions of serving the sentence. It is worth noting, that both those convicted to deprivation of liberty and those to non-custodial punishments are subject to some legal restrictions of a greater or lesser degree. However, in some cases including the evasion from serving the punishment or violation of the order and conditions of serving the punishment, the amount of legal restrictions can be broadened and, in case of malicious evasion from serving the punishment, the court can impose the whole range of legal restrictions on the advice of the probation department. When analyzing the norms of Russian criminal and penal legislation that determine the specificity of the legal status of convicts, we can state that some restrictions of the rights and freedoms (including the constitutional ones) of citizens can serve as one of the elements of chastisement. Having analyzed the detailed regulation of the legal status of those sentenced to non-custodial punishments, we can come to the conclusion that current legislation has some challenges that need further research and development taking into account the international standards in force.

Текст научной работы на тему «Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества»

УДК 343.847

Б01 10.17223/22253513/16/9

Э.В. Лядов

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества. Анализируются, с учетом последних изменений действующего законодательства, особенности правового положения осужденных к таким видам наказаний, как штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы и принудительные работы.

Ключевые слова: альтернативные наказания, принудительные работы, ограничение свободы, обязательные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), утвержденных резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 г., отмечается, что в целях обеспечения большей гибкости в соответствии с характером и степенью тяжести правонарушения, личностью и биографией правонарушителя, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тюремного заключения система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных мер (п. 2.3) [1. С. 105].

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы [2. Т. 1. С. 72].

В свете вышесказанного рассмотрение вопросов наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, с точки зрения обеспечения законных прав, свобод и интересов его личности в процессе отбывания наказания является актуальным.

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». При этом Основной закон государства определяет, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные

обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (ч. 2 ст. 6).

Раскрывая дефиницию «статус» обратимся к его формулировке в толковых словарях. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова определяют статус как правовое положение, а также вообще положение, состояние [3. С. 753]. Л.В. Тихомирова и М.Ю. Тихомирова понимают под статусом правовое положение гражданина, юридического лица, государства, отдельной территории, характеризующееся совокупностью предусмотренных законодательством прав и обязанностей, а также льгот и преимуществ [4. С. 818], а под правовым статусом личности - комплекс социально-экономических, политических, культурных и других гражданских прав и свобод, а также обязанностей граждан [4. С. 674].

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные.

Согласимся с мнением профессора В.И. Селиверстова, который отмечает, что правовое положение лиц, отбывающих наказания, представляет собой систему нормативно закрепленных субъективных прав, законных интересов и обязанностей осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса граждан [5. С. 17-18].

При этом правовое положение лиц, отбывающих наказания, рассматривается им как один из видов специального статуса личности. Определяя содержание специального правового статуса, он исходит из того, что общий и специальный правовые статусы во многом взаимосвязаны, но самостоятельны. Взаимосвязь их заключается в том, что они в определенном объеме совпадают в основном за счет прав, законных интересов и обязанностей, которые частично дублируют или конкретизируют общегражданские. Вторую же группу прав, законных интересов и обязанностей обладателей специального статуса составляют те, которые имеют самостоятельное значение и не дублируют нормы общего правового статуса граждан. Обычно их называют специальными или специфическими правами, законными интересами и обязанностями [6. С. 12].

Действующее уголовно-исполнительное законодательство имеет двухас-пектное закрепление правового положения осужденных. Первый аспект связан с установлением нормативного определения правового положения осужденных, второй - с регламентацией прав, законных интересов и обязанностей осужденных к конкретному виду наказания.

В ст. 10 УИК закреплены основы правового положения осужденных. В ней говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, при этом осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, специально установленных федеральным законом (например, осужденные к лишению свободы не обременены такой обязанностью, как постановка на воинский учет).

Таким образом, содержание правового положения осужденных складывается из совокупности таких элементов, как специфические обязанности и права осужденных, свободы, законные интересы осужденных, свойственные назначенному им наказанию или примененной иной мере уголовно-правового характера на период их реализации. Соответственно правовой статус осужденных к наказаниям, не связанным с изоляций от общества, определяется порядком и условиями отбывания наказания.

К наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества, относятся: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы и принудительные работы. Из них обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе и принудительные работы могут применяться только в качестве основных видов наказания.

Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы могут назначаться в соответствии с законом как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов наказания.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительного вида наказания.

Следует отметить, что как осужденные, которым судом избран вид наказания в виде лишения свободы, так и осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, подвергаются определенным правоограниче-ниям, но последние в значительно меньшей степени. Однако в определенных случаях, в частности при уклонении от отбывания наказания, при нарушении порядка и условий отбывания наказания, объем правоограничений может быть расширен, а при злостном уклонении от отбывания наказания осужденный может получить в полном объеме все правоограничения лиц, лишенных свободы, поскольку по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может принять решение о соответствующей замене.

Анализируя нормы отечественного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, определяющие специфику правового положения осужденных, следует отметить, что, как правило, элементом кары выступают определённые ограничения прав и свобод граждан, в том числе и конституционных [7. С. 296].

Одним из наказаний, не связанных с лишением свободы, является наказание в виде принудительных работ. Рассматриваемое наказание было введено в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8].

Степень детализации правового регулирования исполнения и отбывания данного вида наказания уступает, пожалуй, лишь регламентации отбывания наказания в виде лишения свободы. Обусловлено это, по мнению профессора В. А. Уткина, тем обстоятельством, что действительные сущность и содержа-

ние принудительных работ отнюдь не сводятся к упомянутому в ст. 531 УК РФ привлечению осужденного к труду [9. С. 47].

Данный вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, при этом отбывает он его в специальном учреждении - исправительном центре. По общему правилу расположение его должно быть в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден. В случае отсутствия такого центра на территории субъекта РФ осужденный может отбывать принудительные работы в исправительном центре другого субъекта или же в изолированном участке исправительного учреждения, функционирующего как исправительный центр.

Осужденные к принудительным работам обладают всеми правами и свободами, гарантированными гражданам России Конституцией РФ, за исключением тех, которые ограничены приговором суда на основании положений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ч. 2 ст. 10 УИК РФ).

В процессе отбывания наказания осужденные к принудительным работам должны следовать правилам внутреннего распорядка исправительных центров. В частности, они обязаны: а) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; б) постоянно находиться в пределах территории центра; в) проживать, как правило, в специально назначенных общежитиях и не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность.

Необходимо сказать, что Правила внутреннего распорядка исправительного центра, которым должны следовать осужденные к принудительным работам, подробно отражают порядок реализации надзора за данной категорией осужденных с максимально возможной детализацией главы 81 УИК РФ.

Говоря о запретах, можно отметить, что УИК РФ в ч. 4 ст. 604 содержит специальный запрет на приобретение, хранение и использование предметов и веществ, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения таких предметов и веществ у осужденных они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.

Осужденные размещаются в общежитиях исправительных центров, где им предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. При этом норма жилой площади в расчете на одного осужденного в исправительном центре не должна быть менее 4 кв. м.

Осужденные к принудительным работам вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все незапрещенные предметы, изделия и вещества.

Порядок отбывания принудительных работ связан с выполнением работ, определяемых администрацией исправительного центра. Вместе с тем следу-

ет акцентировать внимание на том, что ни в УК РФ, ни в УИК РФ не имеется четкой формулировки, закрепляющей именно обязательность привлечения к труду всех лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ. Более того, возможен вариант, что осужденный не будет обеспечен работой. Об этом можно судить исходя из содержания ч. 5 ст. 608 УИК РФ, указывающей, что осужденным, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Помимо этого, как нам представляется, акцент в п. «б» ч. 2 ст. 60 и ч.1 ст. 60' УИК РФ сделан не на обязательности труда осужденных, а на обязательности трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра.

Вероятно, следует прямо указать на обязанность осужденного трудиться хотя бы потому, что одним из условий содержания в исправительном центре является элемент его трудоспособности [10. С. 36]. Обязанность трудиться должна входить в число элементов, определяющих правовой статус лица, осужденного к принудительным работам. Эта обязанность должна четко звучать в ч. 3 ст. 531 УК РФ.

К числу правоограничений для осужденных к принудительным работам относятся, во-первых, ограничение выбора места жительства и возможности свободного передвижения, во-вторых, ограничение права на труд, а именно возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду, возможности выбирать род деятельности.

Ограничение в праве выбора места жительства и возможности свободного передвижения выражается в том, что осужденные в соответствии с п. «в» ч. 2 ст. 604 УИК РФ обязаны проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра. При этом они должны постоянно находиться в пределах территории исправительного центра и иметь при себе удостоверяющий личность документ установленного образца.

Нормы чч. 6 и 7 ст. 604 УИК РФ отражают законные интересы осужденных к принудительным работам. Согласно им осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр, а осужденным, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.

В связи с вышеуказанным законным интересом по проживанию за пределами исправительного центра находится самостоятельная обязанность, касающаяся только данных осужденных в виде требования о четырехразовой регистрации в исправительном центре в месяц.

Трудовые правоограничения заключаются в том, что осужденные к принудительным работам обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра. И хотя согласно ч. 1 ст. 609

УИК РФ администрация организации обеспечивает привлечение осужденных к труду с учетом состояния здоровья и квалификации, прохождение ими профессионального обучения или получение ими среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих не гарантирует трудоустройство осужденного в соответствии с его личными интересами и желаниями, поскольку осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы. Помимо этого, осужденные привлекаются к бесплатному труду по благоустройству территории исправительного центра.

Согласно ч. 1 ст. 60' УИК РФ осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы. То есть не исключена ситуация, когда осужденный будет трудоустроен в коммерческую организацию или к индивидуальному предпринимателю. Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации -это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К предпринимательской же деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В данном случае положения УИК РФ противоречат требованиям такого международного документа, как Конвенция Международной организации труда от 28 июня 1930 г. № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда», вступившего в силу для СССР с 23 июня 1957 г. Одним из положений Конвенции, разрешающих принудительный труд, является п. «с» ч. 2 ст. 2, согласно которому термин «принудительный или обязательный труд» в смысле настоящей Конвенции не включает в себя «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ».

Дополнительно хотелось бы отметить следующий факт. Как правильно отмечает Т.Ф. Минязева, большинство действующих мер уголовно-правового характера включает в себя трудовую занятость осужденных и в качестве элемента содержания, и в качестве одного из основных средств исправительного воздействия на них. В таких наказаниях, как обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, труд - основной элемент содержания, по его показателям исчисляются и сроки отбытия этих видов наказаний [11. С. 31]. Однако применительно к анализируемому виду наказания срок его отбытия не ставится в зависимость от трудовой деятельности осужденного, несмотря на то, что само наименование наказания ставит во главу угла именно трудовую деятельность, кроме того, в течение отбывания данного наказания из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства, и оно не может быть назначено нетрудоспособным лицам.

Согласно ст. 603 УИК РФ в срок принудительных работ засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения,

время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ. Исчисляется же данный срок со дня прибытия осужденного в исправительный центр. При этом в срок принудительных работ не засчитывается только время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток. То есть, как мы отмечали выше, если осужденный не будет обеспечен работой, то это все равно не повлияет на срок отбывания данного наказания в отличие, например, от такого наказания, как исправительные работы, хотя в обоих наказаниях акцент сделан именно на труде и на удержании из заработной платы. Также в срок отбывания наказания будет засчитано время самовольного отсутствия на работе или в исправительном центре, если осужденный, исходя из формулировки ч. 3 ст. 603 УИК РФ, вернется к исходу суток, например, через 23 ч 55 мин или даже ровно через 24 ч (в случае если будет возможность точно установить время его убытия).

Осужденным к принудительным работам разрешается обучение по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

Уголовный кодекс РФ в качестве наказания, не связанного с лишением свободы, предусматривает также наказание в виде ограничения свободы.

Основное содержание наказания в виде ограничения свободы выражается в ограничении прав и свобод человека на перемещение, посещение определенных мест, использование форм досуга, выбор места жительства и пребывания, работы и (или) учебы.

Правоограничения в отношении осужденных к ограничению свободы предусмотрены в ст. 53 УК РФ. Согласно ч. 1 указанной статьи ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Осужденный к ограничению свободы обязан: соблюдать установленные судом ограничения, являться в УИИ от одного до четырех раз в месяц для регистрации, а также по вызову для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; не позднее семи дней до дня изменения места работы или учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию, но это в случае неустановления судом в отно-

шении его ограничений на изменение места работы или учебы без согласия УИИ.

Как законный интерес следует рассматривать возможность получения поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду или учебе, а именно: а) благодарность; б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания; в) разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней; г) разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования; возможность отмены или изменения установленных для осужденного ограничений.

Следующим видом наказания, не связанным с лишением свободы, но обладающим при этом достаточно большим карательным потенциалом, является наказание в виде исправительных работ.

Исправительные работы, являясь основным видом уголовного наказания, предусмотренного ст. 50 УК РФ, назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а также не имеющему такового. При этом осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Объем правоограничений, налагаемых на осужденных к наказанию в виде исправительных работ, является достаточно значительным и состоит в следующем: удержание части заработной платы в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%; запрет увольнения с работы по собственному желанию, без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции; удержание части ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней; запрет на реализацию такой конституционной обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ, как несение военной службы; наличие в течение года после отбытия наказания такого правового последствия, как судимость.

Обязанности осужденных к исправительным работам помимо основной обязанности отбыть наказание, установленное приговором суда в пределах от двух месяцев до двух лет, регламентируются ст. 40 УИК РФ. Согласно данной статье они обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову, а также сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

В качестве законного интереса осужденных к исправительным работам выступает установленная ч. 7 ст. 44 УИК РФ возможность снижения размера производимых из заработной платы удержаний, изначально установленного приговором суда.

Рассмотрим далее наказание в виде обязательных работ, предусмотренное ст. 49 Уголовного кодекса РФ как наказание, не связанное с лишением свободы.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Как ранее отмечалось, данный вид наказания применяется как основной и при этом осужденный не теряет социально полезных связей.

Следует акцентировать, что обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе. До 8 декабря 2003 г. УИК РФ в ч. 2 ст. 28 вменял в обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывали обязательные работы, ежемесячное перечисление в соответствующий бюджет финансовых средств за выполненные осужденными работы. Однако Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ [12] данная норма была отменена. Одной из причин последнего было отсутствие заинтересованности работодателей в использовании оплачиваемого труда осужденных.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов. При этом отбываться они могут: не более четырех часов в выходные дни, а также дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, и не более двух часов в дни, когда он занят трудовой деятельностью, службой или учебой после их окончания. Как исключение в последнем случае допускается увеличение времени выполнения обязательных работ до четырех часов, однако только с согласия осужденного.

Учитывая то, что обязательные работы должны выполняться в свободное от основной работы или учебы время, а в большинстве случаев это будет время в конце рабочего дня, для отдельных лиц может потребоваться медицинское заключение о возможности выполнения такой работы и безопасности ее для физического и психического здоровья, так как согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Поскольку законодательством не предусмотрены какие-либо нормы выполняемой осужденным работы, а учитывается только объем часов, которые он должен отработать, постольку следует согласиться с мнением И.В. Гуд-зовской [10. С. 38], предлагающей предоставить возможность осужденному в свободное от основной работы или учебы время по его желанию выполнять обязательные работы и более четырех часов в день. Данная возможность, на наш взгляд, будет служить стимулом для осужденных, заинтересованных в скорейшем отбытии установленного приговором срока наказания.

Как мы уже отмечали, обязанности осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, определяются условиями их исполнения. Осужденные к обязательным работам в соответствии со ст. 26 УИК РФ обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Из данной нормы вытекает, что осужденный имеет право без согласования с уголовно-исполнительной инспекцией изменить место жительства и за ним остается обязанность только сообщить об этом последней. В свою оче-

редь инспекция передает все необходимые документы в инспекцию по новому месту жительства осужденного.

Часть 2 ст. 26 УИК РФ устанавливает правоограничение в отношении осужденного к обязательным работам, согласно данной норме предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. То есть осужденный по своему желанию не может воспользоваться правом выбора места проведения отпуска, а должен его проводить в месте своего жительства, поскольку в ином случае может наступить ответственность, предусмотренная ст. 29 УИК РФ [13. С. 75].

В качестве законного интереса осужденных к обязательным работам выступает установленная ч. 2 ст. 27 УИК РФ возможность проработать в течение недели менее определенного законом времени в 12 часов.

Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград относится к дополнительным наказаниям.

В соответствии со ст. 48 УК РФ лицо, совершившее преступление, может быть подвергнуто лишению некоторых званий, классного чина и государственных наград, которое связано с лишением его отдельных гражданских прав и материальных благ. Применение этого наказания в сочетании с основным способствует соблюдению требований закона относительно индивидуализации наказания определенному лицу за конкретное преступление, а также не только усиливает его карательное воздействие, но и способствует восстановлению социальной справедливости и предупреждению совершения осужденным новых преступлений, а равно и другими лицами [14. С. 163].

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется исключительно в качестве дополнительного вида наказания. Необходимо обратить внимание на то, что данный вид наказания может быть назначен только при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при этом суд может принять такое решение только после тщательного изучения личности осужденного и обязательного изложения в приговоре мотивов принимаемого решения.

Данное наказание влечет ограничения дальнейшей профессиональной деятельности осужденного, если она связана с наличием определенного специального или воинского звания, и лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, сохраняет свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

Наказание оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие на осужденного, так как лишение чинов, наград и званий может привести к потерям различных льгот имущественного характера, установленных для соответствующих категорий лиц (отмена соответствующих льгот, прекращение определенных выплат и т.д.), что также носит более длительный характер, чем собственно судимость [15].

В соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется как в качестве основного, так и дополнительного

вида наказания. Сущность данного наказания согласно ст. 47 УК РФ состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

При этом в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 (ред. от 03.12.2013) «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» [16] отмечается, что осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

Суть данного вида наказания состоит в том, что в адрес осужденного выносится категоричный запрет на возможность занимать определенные должности в государственных органах или органах местного самоуправления либо заниматься определенного рода деятельностью.

При лишении права занимать определенные должности суд запрещает осужденному быть должностным лицом, т. е. постоянно или временно (в том числе по специальному распоряжению, полномочию) осуществлять функции представителей власти или занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных органах или органах местного самоуправления. При осуждении виновного суд указывает, какие именно должности он не может занимать.

Далее необходимо обратить внимание на предусмотренное ч. 1 ст. 47 УК РФ наказание в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Под профессиональной деятельностью того или иного лица понимается трудовая деятельность в соответствии с полученным лицом профессиональным образованием [17. С. 122], т.е. это такой вид деятельности, для осуществления которого необходима профессиональная подготовка, либо эта деятельность включает в себя виды работ, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия либо принимать решения, характер которых устанавливается нормативными-правовыми актами [18. С. 100].

К профессиональной деятельности относятся педагогическая, врачебная, управление железнодорожным, водным и воздушным транспортом по договору найма и т. д.

В ч. 1 ст. 47 УК РФ 1996 г. говорится о возможности запрещения заниматься и иной деятельностью. Закон не расшифровывает понятие «иная деятельность», что позволяет рассматривать ее в широком смысле как любую постоянную или периодическую деятельность лица, которая может быть даже побочным занятием (например, в сфере досуга). Однако, как правильно отмечает Е.С. Литвина, нельзя в этом плане лишить виновного права заниматься деятельностью, осуществляя которую, личность реализует свои «естественные» права и свободы, к числу которых нужно относить право воспитывать собственных детей, организацию собственного досуга и др. [19. С. 16].

Под иной деятельностью, думается, надо понимать деятельность, которая требует специальной подготовки, навыков, знаний в конкретной сфере и при этом является нормативно урегулированной. К такому виду деятельности можно отнести, например, управление личным транспортом, охоту, рыболовство, частную охранную деятельность и т. п.

Законом на осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возложены обязанности: исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изменении места жительства.

При установлении факта нарушения осужденным требований, указанных в приговоре суда и уточнении времени, в течение которого им последние не исполнялись, уголовно-исполнительная инспекция проводит с ним индивидуальную беседу, берет объяснение и разъясняет, что время, в течение которого он занимал запрещенную для него должность или занимался запрещенной для него деятельностью, в соответствии с ч. 1 ст. 36 УИК РФ в срок наказания не засчитывается.

К сожалению, законодатель не установил ответственности, не указал на возможность замены данного вида наказания на иной, более строгий, в случае, когда осужденный злостно уклоняется от отбывания данного вида наказания.

Если на момент поступления в организацию копии приговора и извещения из уголовно-исполнительной инспекции осужденный занимает должность, которую он в соответствии с предписаниями приговора занимать не может, администрация издает приказ об увольнении осужденного без выплаты выходного пособия и извещения службы занятости, а также без согласия профсоюзного комитета, основываясь при этом на п. 4 «Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу» ст. 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» Трудового кодекса РФ. Однако если имеется согласие осужденного на перевод на другую работу или должность, не противоречащие предписаниям приговора, то администрация издает приказ о соответствующем переводе и делает о нем запись в трудовой книжке данного лица.

Если занимаемая должность не подпадает под запрет, установленный в приговоре, осужденный не может быть уволен на основании п. 4 ст. 83 Трудового кодекса РФ. Однако не исключается возможность увольнения его по инициативе администрации, если к тому имеется законное основание [20. С. 146].

По действующему УК РФ 1996 г. в соответствии с ч. 2 ст. 45 штраф может назначаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

В соответствии со ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации штраф является денежным взысканием, назначаемым в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. Штраф устанавливается в размере от 5 тыс. до

5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Карательная сущность штрафа сопряжена с ущемлением имущественных интересов осужденного и наличием в течение года после отбытия наказания такого правового последствия, как судимость.

Закон на осужденных к уголовному наказанию в виде штрафа возлагает следующие обязанности: уплата штрафа осужденным к штрафу без рассрочки выплаты в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу; уплата в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу первой части штрафа осужденным к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденным, не имеющим возможности единовременной уплаты штрафа и по ходатайству которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа на срок до трех лет; ежемесячная уплата оставшихся частей штрафа осужденными с рассрочкой выплаты.

Подводя итог рассматриваемому вопросу, необходимо отметить, что, несмотря на достаточно подробную регламентацию правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, действующее законодательство содержит определенные проблемные аспекты, нуждающиеся в дальнейшей научной проработке и совершенствовании, в том числе и с учетом действующих международных стандартов в данной сфере.

Литература

1. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций: сборник нормативно-правовых актов / под ред. О.В. Филимонова; ГУИН Минюста России; РЫ и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 331 с.

2. Лядов Э.В. Вопросы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества в современных условиях // Уголовно-исполнительная система в современном обществе и перспективы ее развития: сб. тез. выступлений участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, ноябрь 2014 г.): в 2 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2014. Т. 1. 438 с.

3. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

4. ТихомироваЛ.В., ТихомировМ.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2007. 972 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Селиверстов В.И. Правовое положение лиц, отбывающих наказания (теория и прикладные проблемы): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. 38 с.

6. Селиверстов В. И. Правовое положение лиц, отбывающих наказания (теория и прикладные проблемы): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. 436 с.

7. Потапов А.Г. Особенности реализации осужденными конституционных прав и свобод, гарантированных гражданам Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сб. науч. тр. (по материалам V Междунар. науч.-практ. конф., состоявшейся 17 ноября 2006 г.): в 2 ч. / отв. ред. И.М. Машаров. Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2006. Ч. 2. 349 с.

8. Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.

9. Уткин В.А. Альтернативные санкции в России: состояние, проблемы и перспективы. М.: РИ, 2013. 66 с.

10. ГудзовскаяИ.В. Особенности и проблемы регулирования правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 36.

11. Минязева Т. Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Российская юстиция. 2013. № 3.

12. О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»: Федер. закон Рос. Федерации от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.

13. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.И. Селиверстова. М.: Проспект, 2011. 448 с.

14. Кулешова Н.А. Дополнительные виды наказаний: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 267 с.

15. Изосимов С.В. Лишение специального, воинского и почетного звания, классного чина и государственных наград как вид уголовного наказания [Электронный ресурс]. URL: http:// apel.ieml.ru/archive/article/3289 (дата обращения: 22.01.2015).

16. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 4.

17. Рамазанов А.Ж. Наказания, не связанные с лишением свободы, и практика их применения: дис. . канд. юрид. наук. Коломна, 2002. 171 с.

18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. 3-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА*М, 2001. 896 с.

19. Литвина Е.С. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003. 21 с.

20. Уголовно-исполнительное право: учеб. / под ред. В.И. Селиверстова. 5-е изд., испр. и доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. 392 с.

Lyadov Edward V. Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (Ryazan, Russian Federation). DOI 10.17223/22253513/16/9.

LEGAL STATUS OF THE CONVICTS SERVING THEIR NON-CUSTODIAL SENTENCES Key words: alternative punishments, compulsory works, restriction of liberty, community service, fine, deprivation of right to hold specific posts or to engage in specific activity, deprivation of a special rank, military rank or a title of honor, a class rank and national awards.

The United Nations Standard Minimum Rules for the Non-Custodial Measures (the Tokyo Rules) ratified by the Resolution 45/110 of the UN General Assembly 14.12.1990 state that in order to provide greater flexibility consistent with the nature and gravity of the offence, with the personality and background of the offender and with the protection of society and to avoid unnecessary use of imprisonment, the criminal justice system should provide a wide range of non-custodial measures, from pre-trial to post-sentencing dispositions.

The effective use of non-custodial penalties to those who committed minor offences or medium-gravity crimes should protect the public against criminals, decrease the level of criminalization, disintegrate the criminal community and decrease the population in prisons. Thus, the problem of noncustodial penalties from the viewpoint of guaranteeing the legal rights, freedoms and personal interests is a current one.

The content of the legal status of convicts covers the complex of the following elements: their specific duties, rights, freedoms and legal interests typical for the imposed punishment or any measure of a criminal legal character. Thus, the legal status of those sentenced to non-custodial penalties is stipulated by the order and conditions of serving the sentence.

It is worth noting, that both those convicted to deprivation of liberty and those to non-custodial punishments are subject to some legal restrictions of a greater or lesser degree. However, in some cases including the evasion from serving the punishment or violation of the order and conditions of serving the punishment, the amount of legal restrictions can be broadened and, in case of malicious evasion from serving the punishment, the court can impose the whole range of legal restrictions on the advice of the probation department.

When analyzing the norms of Russian criminal and penal legislation that determine the specificity of the legal status of convicts, we can state that some restrictions of the rights and freedoms (including the constitutional ones) of citizens can serve as one of the elements of chastisement.

Having analyzed the detailed regulation of the legal status of those sentenced to non-custodial punishments, we can come to the conclusion that current legislation has some challenges that need further research and development taking into account the international standards in force.

References

1. Filimonova, O.V. (ed.) (2002) Organizatsionno-pravovye osnovy deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsiy. [Organizational and legal bases of activity of penal inspections]. Tomsk: Tomsk State University.

2. Lyadov, E.V. (2014) [Problems of execution of punishments which are not connected with isolation of the convicted]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema v sovremennom obshchestve i perspektivy ee razvitiya [The penal system in modern society and the prospects of its development]. International Scientific and Practical Conference. Ryazan, November 2014. Ryazan: Russian Academy of Federal Penitentiary Service. (In Russian).

3. Ozhegov, S.I. & Shvedova, N.Yu. (ed.) (1995) Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. [the Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Vol.4. Moscow: AZ.

4.Tikhomirova, L.V. & Tikhomirov, M.Yu. (2007) Yuridicheskaya entsiklopediya [The Law Encyclopedia]. Moscow: Tikhomirov M.Yu.

5. Seliverstov, V.I. (1992) Pravovoepolozhenie lits, otbyvayushchikh nakazaniya (teoriya iprik-ladnye problemy). [The legal status of persons serving sentences (theory and practical problems). Abstract of Law Cand. Diss. Moscow.

6. Seliverstov, V.I. (1992) Pravovoe polozhenie lits, otbyvayushchikh nakazaniya (teoriya i prik-ladnye problemy). [The legal status of persons serving sentences (theory and practical problems). Law Cand. Diss. Moscow.

7. Potapov, A.G. (2006) [Special aspects of realization of condemned men's constitutional rights and freedoms guaranteed to citizens of the Russian Federation]. Aktual'nye problemy yuridicheskoy nauki i pravoprimenitel'noy praktiki [Topical problems of legal science and practice]. International Scientific and Practical Conference. Kirov, 17th November. Kirov: VPO SPbIVESEP.

8. Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation]. (2011) 50. Art. 7362. (In Russian).

9. Utkin, V.A. (2013) Al'ternativnye sanktsii v Rossii [Alternative sanctions in Russia: status, problems and prospects]. Moscow: Penal Reform International.

10. Gudzovskaya, I.V. (2007) Osobennosti i problemy regulirovaniya pravovogo statusa osuzhdennykh k nakazaniyam, ne svyazannym s lisheniem svobody, v ugolovno-ispolnitel'nom zako-nodatel'stve [Special aspects and problems of regulation of the legal status of persons who were sentenced to not-related-to-deprivation-of-freedom punishment in the penal legislation]. Izv. RGPU im. A.I. Gertsena - IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 36.

11. Minyazeva, T.F. (2013) Labour, as the main means of reformation of the convicted in the light of the Concept of development of criminal-executive system of the Russian Federation up to 2020. Rossiyskayayustitsiya - Russian Justitia. 3. (In Russian).

12. Federal Law № 161-FZ of December 8, 2003 On adjustment of the Russian Federation Code of Criminal Procedure and other legislative acts to the the Federal Law "On amendments and additions to the Criminal Code of the Russian Federation". Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. 50. Art. 4847. (In Russian).

13. Seliverstova, V.I. (ed.) (2011) Kommentariy k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii (postateynyy) [Commentary to the Criminal Code of the Russian Federation (article-by-article)]. Moscow: Prospekt.

14. Kuleshova, N.A. (2006) Dopolnitel'nye vidy nakazaniy: ugolovno-pravovoy i ugolovno-ispolnitel'nyy aspekty. [Additional types of punishments: legal and executive aspects]. Law Cand. Diss. Ryazan.

15. Izosimov, S.V. (2007) Lishenie spetsial'nogo, voinskogo i pochetnogo zvaniya, klassnogo china i gosudarstvennykh nagrad kak vid ugolovnogo nakazaniya [Deprivation of special, military of honour rank, class status and state rewards as a kind of criminal punishment]. [Online] Available from: http:// apel.ieml.ru/archive/article/3289. (Accessed: 22nd January 2015). (In Russsian).

16. Byulleten' Verkhovnogo SudaRF. (2007). 4.

17. Ramazanov, A.Zh. (2002) Nakazaniya, ne svyazannye s lisheniem svobody, i praktika ikh primeneniya. [Punishments which are not connected with the deprivation of liberty, and practice of their application]. Law Cand. Diss. Kolomna.

Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания - 85

18. Skuratova, Yu.I. & Lebedeva, V.M. (eds.) (2001) Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Ros-siyskoy Federatsii [Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation]. Moscow: NORMA-INFRA*M.

19. Litvina, E.S. (2003) Nakazanie v vide lisheniya prava zanimat' opredelennye dolzhnosti ili zanimat'sya opredelennoy deyatel'nost'yu. [The punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or to engage certain activities]. Law Cand. Diss. Tomsk.

20. Seliverstov, V.I. (ed.) (2006) Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. [Penal Law]. Moscow: Yuris-prudentsiya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.