Научная статья на тему 'Особенности и проблемы регулирования правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве'

Особенности и проблемы регулирования правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4634
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительное законодательство / юридический статус осужденных / правовой статус осужденных / наказание / не связанное с лишением свободы / наказание в виде ограничения свободы / наказание в виде обязательных работ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудзовская И. В.

Статья посвящена проблемам правового регулирования юридического статуса осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества. Содержится критический анализ сущности наказаний, не связанных с лишением свободы, вытекающих из них правоограничений и особенностей правовых статусов осужденных, а также показаны особенности и проблемы их правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of regulation of the legal status of criminals, condemned to punishments that are not connected with their isolation from a society. The author carries out a critical analysis of the essence of punishments that don"t imply imprisonment, rights restrictions, peculiarities of criminals" legal statuses and the problems of their legal regulation.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы регулирования правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве»

И. В. Гудзовская

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ, В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Работа представлена кафедрой правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научный руководитель - доктор юридических наук, доцент Л. Б. Смирнов

Статья посвящена проблемам правового регулирования юридического статуса осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества. Содержится критический анализ сущности наказаний, не связанных с лишением свободы, вытекающих из них правоогра-ничений и особенностей правовых статусов осужденных, а также показаны особенности и проблемы их правового регулирования.

The article is devoted to the problems of regulation of the legal status of criminals, condemned to punishments that are not connected with their isolation from a society. The author carries out a critical analysis of the essence of punishments that don’t imply imprisonment, rights restrictions, peculiarities of criminals’ legal statuses and the problems of their legal regulation.

Наказания, не связанные с лишением свободы, играют важную роль в осуществлении уголовной политики контроля над преступностью. Эта роль определяется прежде всего сущностью демократического правового государства, присущими ему методами сдерживания преступности, осуществления исправительного воздействия лиц, признанных виновными в совершении преступлений.

Именно в демократическом правовом обществе наказания без лишения свободы приобретают особое значение, поскольку всемирно-исторический поворот от тоталитаризма к демократии, господство демократических общественных отношений позволяют без применения излишней репрессии добиваться цели ресоциализации преступника. Границы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, нераз-

3 3

рывно связаны с сущностью государства, с развитием демократического строительства.

В условиях построения в России демократического правового государства возможности эффективного контроля над преступностью на основе широкого использования наказаний, не связанных с лишением свободы, еще более возрастают. Развитое демократическое общество, основанное на началах демократии, законности, гуманизма, уважения прав и свобод личности, располагает большими возможностями по улучшению нравственного воспитания граждан, в том числе и тех, которые осуждены за совершение преступления.

Эффективность наказаний, не связанных с лишением свободы, обоснованно ставится новейшим законодательством в прямую зависимость от назначения этих наказаний на основе углубления дифференцированного подхода к оценке свойств преступного деяния и личности виновного.

Уголовно-правовая политика демократических государств в последние десятилетия склонялась в пользу альтернатив лишению свободы. Большинство специалистов в сфере уголовного правосудия высказалось против широкого применения тюремного заключения. Во многих странах широкое применение альтернативных наказаний помимо гуманитарных соображений основано на прагматических аргументах экономии затрат на тюремное заключение и его последствий.

Таким образом, сущность наказаний, альтернативных лишению свободы, отбываемых в рамках общества, заключается в возможности претерпеть меры уголовноправового принуждения, находясь в условиях свободы. Наказания, не связанные с лишением свободы, отражают более здравый и умеренный подход к уголовным на -казаниям по сравнению с наказаниями, связанными с изоляцией осужденных от общества.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации большее место отводит

правовому регулированию юридического статуса осужденных к лишению свободы, нежели осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Представляется, что такое положение не совсем оправ -данно, так как наказания, не связанные с изоляцией от общества, в особенности такие, как ограничение свободы, исправительные работы и обязательные работы, довольно существенно ограничивают осужденных в правах и свободах и поэтому нуж-даются в более тщательном правовом регулировании.

Одним из наказаний, не связанных с лишением свободы, но существенно ограничивающим правовой статус личности, является наказание в виде ограничения свободы .

Названный вид наказания лишен ряда негативных качеств, присущих полной изоляции осужденного в исправительной колонии, тюрьме или арестном доме. В то же время оно обладает значительным карательным потенциалом и позволяет осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие в течение весьма длительного срока1.

Данный вид наказания заключается в содержании осужденного в специальном учреждении, а именно в исправительном центре, без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора и с обязательным привлечением к труду.

Осужденные к ограничению свободы обладают всеми правами и свободами, гарантированными гражданам России Конституцией РФ, кроме тех, которые ограничены приговором суда на основе уголовного и уголовно-исполнительного законода-тельства (ч. 1, ст. 10 УИК РФ). Как справедливо указывает М. П. Мелентьев, «в отношении осужденных конституционные нормы действуют опосредованно в исправительно-трудовом (ныне уголовно-исполнительном. - И. В.) законодательстве»2. Применительно к лицам, отбывающим наказание, круг норм права сужается, так как уголовно-исполнительное законодатель-

ство в силу своего социального назначения интегрирует в специфической плоскости разноотраслевой нормативный материал.

Осужденные к рассматриваемому виду наказания наряду с исполнением закона должны следовать правилам внутреннего распорядка, утверждаемым Министерством юстиции РФ3 по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В частности, они обязаны: а) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; б) постоянно находиться в пределах территории центра; в) проживать, как правило, в специально назначенных общежитиях и не покидать их в ночное время; г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территорий исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность.

Выполнение осужденными к ограничению свободы Правил внутреннего распорядка исправительного центра является основной обязанностью. Однако юридический анализ данной обязанности крайне затруднен ввиду отсутствия самого норма -тивного акта, устанавливающего свод соответствующих правил.

Вместе с тем очевидно, что правила внутреннего распорядка исправительного центра должны быть ориентированы прежде всего на регламентирование требований, отражающих саму сущность ограничения свободы, а именно - порядок реализации надзора за осужденными. Принцип юридической и содержательной соподчиненнос-ти нормативных актов предполагает, что правила будут детализировать положения данной главы, представят механизм реализации правовых установлений, содержащихся в ст. 47-60 УИК РФ, объединенных в рамках главы.

Некоторые вопросы, которые должны будут найти отражение в Правилах внутреннего распорядка исправительных цент-

ров, уже сегодня зафиксированы в УИК РФ и отражают обязанности осужденных, связанные с соблюдением запретов.

К специальному запрету пользования в соответствии с действующими в исправительных центах Правилами внутреннего распорядка могут быть отнесены предметы, изделия и вещества, владение которыми противоречит порядку и условиям отбывания наказания в виде ограничения свободы. В случае обнаружения таких предметов у осужденных они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение или уничтожаются, или реализуются. В том же порядке передаются на хранение или уничтожаются изъятые вещества. К таким предметам и веществам, по нашему мнению, следует отнести все виды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ, одежду военного образца, спиртные напитки и т. п.

Осужденные размещаются в общежитиях исправительных центров, где им предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. При этом норма жилой площади в расчете на одного осужденного в исправительном центре не должна быть менее 4 квадратных метров. Помещения должны быть сухими, вентилируемыми, с естественным и электрическим освещением.

Осужденные, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все незапрещенные предметы и изделия.

Специфика ограничения свободы позволяет, на наш взгляд, иметь осужденным не только деньги, но и ценные вещи, ценные бумаги, оптические приборы, наручные и карманные часы, духи и одеколоны, бытовую аудио- и видеотехнику, цветные карандаши, краски, копировальную бумагу, продукты питания (в том числе требу-

ющие тепловой обработки) и многие другие предметы.

В целом же перечень запрещенных предметов в рамках отбывания ограничения свободы должен соответствовать кругу предметов, полностью или частично изъятых из свободного гражданского оборота, т. е. таких предметов, за незаконный оборот которых установлена уголовная ответственность на общих основаниях. Вместе с тем мы не исключаем, что этот перечень может быть дополнен и иными предметами, запрет на оборот которых призван обеспечить не только общественную, но и личную безопасность осужденных.

Порядок отбывания ограничения свободы связан и с выполнением работ, определяемых исправительным центром. Однако ни УК РФ, ни УИК РФ прямо не говорят об обязательности привлечения к труду лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы. Лишь некоторые положения уголовного и уголовно-исполни-тельного законодательства позволяют сделать вывод о том, что труд входит в содержание данного наказания, что мы уже отмечали выше. При этом параметры требований, предъявляемых законом к статусу осужденных, приводят к единственному выводу: ограничение свободы может применяться только к трудоспособным гражданам.

Пункт «б» ст. 50 ч. 3 УИК указывает на обязанность осужденных «работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра». По нашему мнению, акцент в данной формулировке сделан не на обязанности осужденного трудиться, а на обязательности выполнения требований администрации относительно места труда и сферы его применения. Такая постановка вопроса представляется нам не совсем точной. По-видимому, следует прямо указать на обязанность осуж-денного трудиться хотя бы потому, что одним из условий содержания в исправительном центре является элемент его трудоспособности. Обязанность трудиться

должна входить в число элементов, определяющих правовой статус лица, осужденного к ограничению свободы. Эта обязанность должна быть более отчетливо закреплена в положениях ч. 3, ст. 50 УК РФ.

Однако ограничение свободы и обязательные работы по своему назначению и содержанию противоречат букве Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция (ст. 4) предусматривает возможность принудительного труда только в отношении лиц, находящихся в заключении или условно освобожденных от такого заключения4. Под «заключением» применительно к российскому уголовному праву могут пониматься и лишение свободы, и арест, и содержание в дисциплинарной воинской части, т. е. наказания, связанные с изоляцией осужденных от общества. Следовательно, такой вид наказания, как ограничение свободы, не подпадает по понятие «заключение». Тем не менее проблему такого противоречия можно решить, если применить договорные начала назначения наказания. В данном случае назначение наказания в виде ограничения свободы и обязательных работ могло бы применяться с согласия осужденного, что, по нашему мнению, усиливает исправительный эффект от наказания. В решении вопросов назначения таких наказаний целесообразно привлекать адвокатов, представителей уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров.

Правоограничения для осужденных к ограничению свободы касаются, во-первых, права выбора места жительства и передвижения, во-вторых, права на труд.

Ограничения в праве выбора места жительства и передвижения выражаются в том, что осужденные обязаны проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра. Осужденные обязаны выполнять установленные правила внутреннего распорядка исправительного центра.

Законным интересом и средством стимулирования осужденных к исправлению является норма, предусматривающая возможность для осужденных, которые не допускают нарушений внутреннего распорядка и имеют семьи, проживать, на основании вынесенного начальником исправительного центра постановления, на арендованной или собственной жилой площади. Они должны постоянно находиться на территории исправительного центра, иметь при себе удостоверение личности установленного образца. Представляется целесообразным разрешать проживание за пределами исправительного центра и осужденным, не имеющим семей, при позитивной направленности жилищнобытовой микросреды.

Самостоятельную обязанность осуж-денных образует их регистрация в исправительном центре. Фактически данное требование относится к режиму отбывания наказания. Эта обязанность касается лишь осужденных, проживающих с семьей на арендованной или собственной жилой площади. Осужденный в данном случае обязан являться в исправительный центр для регистрации до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника исправительного центра.

Ограничения в реализации права на труд выражаются в том, что осужденные обязаны работать в тех организациях, куда они направлены администрацией исправительного центра, и на таком рабочем месте, которое определит руководство организации независимо от желания осужденных. Кроме того, осужденные обязаны принимать участие в хозяйственных работах по благоустройству зданий и территорий исправительного центра.

Нормы, регулирующие ограничение свободы, в отдельных случаях не соответствуют требованиям Конвенции № 29 о принудительном или обязательном труде.

В соответствии со ст. 2 Конвенции должно учитываться условие, при котором указанное лицо не будет уступлено или пе-

редано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. Практически повсеместно признается недопустимость использования труда осужденных в коммерческих целях.

Статья 53 УИК РФ содержит норму, согласно которой осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях различных форм собственности, причем содержатся осужденные за счет собственных средств. Сочетание этих требований закона неизбежно приводит к использованию труда осужденных в коммерческих организациях. Избежать такой коллизии между международными нормами и нормами национального законодательства можно, если осуществлять исполнение наказания в виде ограничения свободы в колониях-поселениях с собственной производственной базой.

Осужденным к ограничению свободы разрешается заочно обучаться в учреждениях среднего, профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах субъекта РФ по месту отбывания наказания.

Уголовный кодекс РФ в качестве наказания, не связанного с лишением свободы, предусматривает также наказание в виде обязательных работ.

Будучи новой для российского законодателя мерой воздействия, обязательные работы хорошо известны зарубежному уголовному праву. Нидерландский ученый Антон М. Ван Калмтаут в своем докладе, представленном на XI международном конгрессе по криминологии, проходившем в августе 1993 г. в Будапеште (Венгрия), счел необходимым констатировать: «Из всех альтернатив наказаниям, связанным с лишением свободы, которые были разработаны в последнее время во многих западноевропейских странах, только отбывание наказания с выполнением общественнополезных работ применяется в широком масштабе»5.

Обязательные работы представляют собой самостоятельный вид уголовного

наказания и заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ при сохранении привычных ему условий жизнедеятельности.

Хотелось бы обратить внимание на карательные свойства данного наказания, предусмотренные ст. 49 УК РФ 1996 г. Указание на то, что они должны выполняться в свободное от основной работы или учебы время, потребует в отдельных случаях заключения медицинской комиссии, так как назначение этого наказания нежелательно лицам, занятым на условиях полного рабочего дня, поскольку это противоречит ч. 3, ст. 37 Конституции РФ, предусматривающей право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Дело в том, что выполнение данных работ потребует от человека в отдельных случаях значительного напряжения сил. Видимо, не всякий осужденный с учетом его психического и физического состояния, характера и особенности основной работы может без вреда для своего здоровья дополнитель -но бесплатно трудиться на пользу общества. Следует отменить ч. 2, ст. 28 УИК РФ, предусматривающую платное выполнение обязательных работ, так как она находится в противоречии сч. 1, ст. 49 УК РФ.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе. В рамках совершенствования законодательства об обязательных работах целесообразно предоставить возможность осужденному в свободное от основной работы или учебы время по его желанию выполнять обязательные работы и более четырех часов в день.

Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка учреждений, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду, работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголов-

но-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Закон в данном случае говорит о соблюдении правил внутреннего распорядка, а не

о подчинении им. Это связано с особым положением осужденных: они не являются штатными работниками предприятия, не состоят с ним трудовых отношениях, их работа им не оплачивается, но в той мере, в какой это связано с участием в трудовом процессе, они должны следовать установленному на предприятии порядку.

В соответствии с ч. 2, ст. 26 УИК РФ предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не при -останавливает исполнения наказания в виде обязательных работ.

Это положение не следует понимать буквально: осужденный имеет право на все виды отпусков (дополнительные, учебные и т. д.), но они так же, как и очередной ежегодный, не освобождают его на это время от обязательных работ. Осужденный может использовать свой отпуск или отпуска, но при этом должен отбывать обязательные работы и не имеет права покидать место проживания (если это становится препятствием к явке на работу). Данное положение могло бы дополнить вышеуказанную норму УИК РФ.

В качестве наказания, не связанного с лишением свободы и обладающего достаточно большим объемом кары, является наказание в виде исправительных работ.

Содержание правого статуса осужденного к исправительным работам заключается в обязанности отбыть наказание, установленное приговором суда, в пределах от двух месяцев до двух лет; в удержании части заработной платы в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%; в запрете увольнения осужденного с работы по собственному желанию, без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции; в обязанности осужденного трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятос-

ти; в удержании части пособия по безработице осужденных, состоящих на учете в органах службу занятости; в удержании части ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в исчислении пособия по временной нетрудоспособности из заработной платы осужденного за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда; в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска осужденному 18 рабочих дней; в установлении обязанностей и запретов, предусмотренных ст. 41 Уголовно-исполнительного кодекса РФ; в запрете осужденному призываться на военную службу; в наличии состояния судимости в течение 1 года после отбывания наказания.

Таким образом, объем возлагаемых на осужденного правоограничений достаточно значителен. Вместе с тем в нормах, регулирующих данный вид наказания, практически отсутствуют нормы, устанавливающие права осужденных. Несмотря на то что осужденные к исправительным работам проживают в условиях свободы и пользуются большинством прав свободных людей, целесообразно продублировать в уголовно-исполнительном законодательстве вопросы обеспечения прав осужденных и предусмотреть конкретные правовые механизмы их юридических гарантий.

Среди наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, наименьшим карательным потенциалом обладают наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного зва-ния, классного чина и государственных наград.

Статья 47 УК РФ предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сущность данного наказания состоит в зап-

рещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

На осужденных к данному виду наказаний возлагаются обязанности исполнять требования приговора, представлять по требованию инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

В том случае, если осужденный к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью поступит на работу, выполнение которой ему запрещено приговором, уголовно-исполнительная инспекция вносит администрации соответствующей организации представление о необходимости прекращения с осужденным трудового договора.

Существенным недостатком уголовного и уголовно-исполнительного законода-тельства является отсутствие ответственности осужденных, нарушающих предписание приговора, лишающего права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Ответственность осужденных пока возможна лишь в форме невключения периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Таким образом, в правовом регулировании правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, существуют определенные проблемы, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства с учетом норм международного права и правоприменительной практики.

Большое значение в правом регулировании статуса осужденных имеет четкое законодательное обоснование и социально оправданное соотношение содержания наказания и существующих правоограничений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Милюков С. Ф. Российское уголовное законодательство. Опыт критического анализа: Монография. СПб., 2000. С. 181.

2 Мелентьев М. П. Функции советского исправительно-трудового права: Учеб. пособие. Рязань, 1984. С. 25.

3 О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы: Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1988. № 30.

4 Мелентьев М. П. Пенитенциарная политика на рубеже двух веков и проблема обеспечения правового статуса осужденных // Человек: преступление и наказание. Вестник Рязанского института права и экономики Минюста России. 2000. № 1. С. 33.

5 Kalmthout A. M. van. Alternative sanctions in Europe: their counter-productive effects and their impact on prison conditions // Tilburg foreign law review. Vol 3. 1994. N 4. P. 335-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.