между центральными органами информационного обеспечения и их региональными подразделениями, между пресс-службами и окружными и флотскими телецентрами, между пресс-службами конкурирующих силовых ведомств, которые тем не менее должны выполнять одну задачу.
Литература
1. Горбачёв Ю.Е. Сетецентрическая война: миф или реальность?// Военная мысль. 2006. №1. С. 73.
2. Дугин А.Г. Мир охвачен сетевыми войнами// НВО. 2005. 25 ноября.
3. Хамзатов М.М. Влияние концепции сетецентрической войны на характер современных операций/Военная мысль. 2006. №7. С. 14.
4. Чельцов Б.Ф. Уточнение подходов к созданию системы воздушно-космической обороны государства в условиях сетецентричных войн будущего//Военная мысль. 2008. №9. С.3.
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИЙ И ПУТИ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Хамитова Г.Ш.,
кандидат социологических наук ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» г. Уфа, Россия
Переход российского общества к рыночным отношениям повлек изменения во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной, духовной. Неизбежно выявился ряд острых социальных проблем, одна из которых - правовой нигилизм молодого поколения.
Можно выделить следующие причины правового нигилизма. Прежде всего, это отсутствие должного и необходимого правового воспитания в семье. Семья, как первичный агент социализации, оказывает огромное и самое первое воздействие на формирование личности молодого человека, на установление его ценностных ориентаций. Именно в семье человек получает свои начальные представления о праве, о правомерной и противоправной модели поведения в обществе. Очевидно, что дети, лишенные попечения родителей, либо растущие в неблагополучных семьях, скорее окажутся в группе риска, чем дети в благополучных семьях.
Кроме того, коренное изменение основ жизни российского общества в связи с переходом к рыночным отношениям не могло не сказаться и на его идеологии и морали. Наибольшее влияние такие метаморфозы оказали на подростков, молодежь. Отказ от прежней системы ценностей, который произошел в российском обществе, незамедлительно отразился на ценностных ориентациях современной молодежи. Согласно результатам социологических исследований учащаяся молодежь сегодня отдает явное предпочтение тем ценностям, которые направлены, прежде всего, на удовлетворение собственных интересов. Таким образом, произошедшая радикальная переориентация ценностей молодого поколения с традиционно коллективистской направленности на индивидуалистические ценности свидетельствует о сужении и обеднении системы ценностей, в том числе и моральных [1, с.69].
Социальная уязвимость семей несовершеннолетних, молодых граждан также способствует развитию правового нигилизма. Низкий уровень доходов семей формируют озлобленность, раздражительность, эмоциональную неудовлетворенность подростков и молодых граждан своим положением в обществе, своим местом в жизни.
Дополнительным фактором риска для развития подростка, становится также безработица родителей. Огромная безработица, особенно в условиях современного мирового экономического кризиса, затронувшего и Россию, вызывает не только неуверенность в завтрашнем дне, недоверие системе власти, но и потребность реализовывать свои силы и желания любым путем. В результате безработицы молодежь отчуждается от социальных процессов и решает свои проблемы по своему разумению, по своим возможностям и т.п.
Но одной из главных причин распространения правового нигилизма, по нашему мнению, является отсутствие должного и необходимого правового воспитания молодого поколения в учебных заведениях.
Проблема правового нигилизма молодежи в последние годы приобрела общегосударственное значение в связи с тем, что в российском обществе в настоящее время форсированными темпами распространяются такие социально опасные девиации, как молодежная и подростковая преступность, молодежный экстремизм. Данные проявления правового нигилизма молодежи наносят огромный ущерб социо-культурному, духовному, нравственному, экономическому развитию социума и государства. Поэтому современное российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью немедленного решения данной социальной проблемы, как на общефедеральном, так и на региональном уровне.
Проанализировав состояние современного правового воспитания молодежи в России, проблемы в сфере правового образования молодых граждан, степень распространения правового нигилизма в молодежной среде, автор предлагает следующий комплекс мер по предупреждению правового нигилизма и его деструктивных форм.
1. Увеличение количества часов на изучение непосредственно права в учебных планах образовательных учреждений, введение в школах правовых дисциплин в программу среднего учебного звена (5-6 классов) и их систематическое преподавание до 11 класса включительно
2. В средствах массовой информации целесообразно широкое освещение вопросов, связанных с правом. В том числе доведение до широкого круга потребителей информации о проводящихся правовых мероприятиях - конкурсах, викторинах, правовых семинарах и лекториях, юридических консультациях для всех слоев населения и др.
3. Проведение регулярных бесплатных правовых лекториев, семинаров по актуальным правовым вопросам.
4. Посещение реальных судебных процессов. С учетом того, что, согласно действующему законодательству, судебные разбирательства носят открытый характер, а уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет, целесообразно допускать к посещению открытых судебных заседаний молодых людей, достигших 16-летнего возраста.
Перечень вышеприведенных профилактических превентивных мер, безусловно, не является исчерпывающим. Здесь важно отметить, что эффективным как с воспитательной, так и с экономической точки зрения является перенос акцента с репрессивных мер на профилактические явления.
Зарубежными и отечественными криминологами подсчитано, что содержание каждого осужденного в местах лишения свободы для государства, налогоплательщиков обходится в 30 раз дороже, чем затраты на своевременную профилактическую работу. Кроме того, о низкой эффективности работы исправительно-трудовых учреждений свидетельствует то, что 50 % побывавших в них граждан возвращаются туда снова [2, с.87].
Воспитание молодого поколения, как известно, сложнейший процесс, в котором взаимодействуют как стихийные моменты - микроклимат семьи, сверстники в школе и вне её, так и специальные социальные институты - система образования, внешкольные учреждении, средства массовой информации и т.д.
Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, так как это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности, её гражданственности и культурности.
Молодежь должна получать необходимые для жизни правовые знания для того, чтобы уважительно относиться к закону и праву в целом, не нарушать действующее законодательство и сделать осознанное правомерное поведение образом жизни.
Литература
1. Баимбетов А.А., Кабакович Г.А., Насибуллин Р.Т., Хайруллин Ф.Г. Молодежь в кризисном социуме. - М.: Издательство Института социологии РАН. - 1998.
2. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. - Р/н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета. -1997.