Научная статья на тему 'Правовой анализ конституционных аспектов миграционной политики: теоретические основы и судебная практика'

Правовой анализ конституционных аспектов миграционной политики: теоретические основы и судебная практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышев Кирилл Игоревич

Задача. Многие социальные процессы, в том числе, миграция населения требуют наличия определенных инструментов воздействия со стороны государства. Чем более значимым является данный социальный процесс, тем большее количество ресурсов задействуется для его регуляции. Цель работы рассмотреть конституционно-правовые аспекты миграционной политики государства, определить влияние и отражение конструкционных основ государственной политики на миграционных процессах государства. В настоящий момент исследование данной проблемы является крайне актуальным, в связи с изменением политической ситуации, растущей глобализацией. Миграция как социальное явление не может существовать опосредовано, она неразрывно связана с эволюцией общества и государства, развитием регионов миграция напрямую зависит от конституционных основ государства. Модель. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения и анализа основных миграционных процессов и событий в стране, рассмотрения нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих миграционные отношения на различных уровнях. Методологическая основа исследования включает в себя методы сравнительно-правового и историко-правового анализа: рассмотрены и проанализированы законодательные акты, принятые в последние годы, а также изменения, внесенные в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие социальные, общественные отношения в области миграции как внутри страны, так и за ее пределами. Выводы. В данной статье предпринята попытка правового анализа влияния системы принципов конституционного строя Российской Федерации на миграционную политику страны, а также поиска ответа на вопрос о возможности баланса интересов государства и гражданина. Необходимо отметить, что события в области миграции также, в свою очередь, оказывают влияние на конституционно-правовые принципы государства, становясь предметами спора в научных дискуссиях и судах. Именно такое взаимовлияние и является основой эффективного развития правовых институтов. Но данная изменчивость нормативной базы имеет и негативные последствия, которые также анализируются в данном исследовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ANALYSIS OF THE CONSTITUTIONAL ASPECTS OF MIGRATION POLICY: TEORETICAL BASES AND JUDICIAL PRACTICE

Task. Many social processes, including, population shift demand existence of certain instruments of influence from the state. The more significant is this social process, the bigger quantity of resources is involved for its regulation. The work purpose to consider constitutional and legal aspects of migration policy of the state, to define influence and reflection of constructional bases of a state policy on migratory processes of the state. At the moment research of this problem is the extremely actual, in connection with change of a political situation, the growing globalization. Migration as the social phenomenon can't exist is mediated, it is inseparably linked with evolution of society and state, development of regions migration directly depends on the constitutional bases of the state. Model. Realization of research tasks was reached on the basis of studying and the analysis of the main migratory processes and events in the country, considerations of the normative legal acts of the Russian Federation governing the migratory relations at various levels. The methodological basis of research includes methods of the comparative and legal and historical and legal analysis: the acts adopted in recent years, and also the changes made to the existing normative legal acts governing the social, public relations in the field of migration as within the country, and beyond its limits are considered and analysed. Conclusions. In this article an attempt of the legal analysis of influence of system of the principles of the constitutional system of the Russian Federation on migration policy of the country, and also search of the answer to a question of possibility of balance of interests of the state and the citizen is made. It should be noted that events in the field of migration also, in turn, have impact on constitutional legal principles of the state, becoming dispute subjects in scientific discussions and courts. Such interference also is a basis of effective development of legal institutes. But this variability of regulatory base has also negative consequences which are also analyzed in this research

Текст научной работы на тему «Правовой анализ конституционных аспектов миграционной политики: теоретические основы и судебная практика»

Чернышев К. И.

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННЫХ АСПЕКТОВ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

2.4. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННЫХ АСПЕКТОВ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Чернышев Кирилл Игоревич, аспирант. Подразделение: кафедра «Уголовное право». Должность: адвокат. Место работы: Региональная коллегия адвокатов «Правовед» г. Пенза.

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет».

kirillallblack@gmail.com

Аннотация: Задача. Многие социальные процессы, в том числе, миграция населения требуют наличия определенных инструментов воздействия со стороны государства. Чем более значимым является данный социальный процесс, тем большее количество ресурсов задействуется для его регуляции.

Цель работы - рассмотреть конституционно-правовые аспекты миграционной политики государства, определить влияние и отражение конструкционных основ государственной политики на миграционных процессах государства. В настоящий момент исследование данной проблемы является крайне актуальным, в связи с изменением политической ситуации, растущей глобализацией. Миграция как социальное явление не может существовать опосредовано, она неразрывно связана с эволюцией общества и государства, развитием регионов - миграция напрямую зависит от конституционных основ государства.

Модель. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения и анализа основных миграционных процессов и событий в стране, рассмотрения нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих миграционные отношения на различных уровнях. Методологическая основа исследования включает в себя методы сравнительно-правового и историко-правового анализа: рассмотрены и проанализированы законодательные акты, принятые в последние годы, а также изменения, внесенные в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие социальные, общественные отношения в области миграции как внутри страны, так и за ее пределами.

Выводы. В данной статье предпринята попытка правового анализа влияния системы принципов конституционного строя Российской Федерации на миграционную политику страны, а также поиска ответа на вопрос о возможности баланса интересов государства и гражданина. Необходимо отметить, что события в области миграции также, в свою очередь, оказывают влияние на конституционно-правовые принципы государства, становясь предметами спора в научных дискуссиях и судах. Именно такое взаимовлияние и является основой эффективного развития правовых институтов. Но данная изменчивость нормативной базы имеет и негативные последствия, которые также анализируются в данном исследовании

Ключевые слова: Конституция, миграция, закон, государство, судебная практика

LEGAL ANALYSIS OF THE CONSTITUTIONAL ASPECTS OF MIGRATION POLICY: TEORETICAL BASES AND JUDICIAL PRACTICE

Chernyshev Kirill I., graduate student. Department: Criminal law. Position: lawyer;

Work place: Regional Bar "Pravoved" Penza

Study place: FGBOU VPO "The Penza state university".

kirillallblack@gmail.com

Annotation: Task. Many social processes, including, population shift demand existence of certain instruments of influence from the state. The more significant is this social process, the bigger quantity of resources is involved for its regulation.

The work purpose - to consider constitutional and legal aspects of migration policy of the state, to define influence and reflection of constructional bases of a state policy on migratory processes of the state.

At the moment research of this problem is the extremely actual, in connection with change of a political situation, the growing globalization. Migration as the social phenomenon can't exist is mediated, it is inseparably linked with evolution of society and state, development of regions - migration directly depends on the constitutional bases of the state.

Model. Realization of research tasks was reached on the basis of studying and the analysis of the main migratory processes and events in the country, considerations of the normative legal acts of the Russian Federation governing the migratory relations at various levels. The methodological basis of research includes methods of the comparative and legal and historical and legal analysis: the acts adopted in recent years, and also the changes made to the existing normative legal acts governing the social, public relations in the field of migration as within the country, and beyond its limits are considered and analysed.

Conclusions. In this article an attempt of the legal analysis of influence of system of the principles of the constitutional system of the Russian Federation on migration policy of the country, and also search of the answer to a question of possibility of balance of interests of the state and the citizen is made.

It should be noted that events in the field of migration also, in turn, have impact on constitutional legal principles of the state, becoming dispute subjects in scientific discussions and courts. Such interference also is a basis of effective development of legal institutes. But this variability of regulatory base has also negative consequences which are also analyzed in this research

Keywords: Constitution, migration, law, state, judicial practice.

Конституция РФ является нормативно-правовым актом прямого действия (ст. 15) - ее положения действуют непосредственно. Требования и предписания Конституции обязательны для всех граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также зарубежных соотечественников и трудовых мигрантов - так проявляется всеохватывающий характер конституционного законодательства.

Нормы Конституции Российской Федерации обязательны для исполнения органами публичной власти, их должностными лицами, государственными гражданскими служащими, представителями неправительственных объединений, общественными и религиозными организациями.

Ссылаясь на нормы Конституции, физические лица имеют право обращаться в государственные органы, судебно-прокурорские органы, полицию. Теми же пра-

Бизнес в законе

5'2015

вами обладают и юридические лица. Все участники правоотношений обладают правом на защиту от произвола и правонарушений. Лица, нарушившие конституционно-правовые нормы, несут юридическую ответственность по действующему законодательству.

Гарантией прямого действия конституционных норм можно считать монопольное право Конституционного Суда РФ на официальную интерпретацию Конституции РФ [1].

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05 марта 2014 года N 628-О было принято решение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской народной республики Чжен Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1. статьи 18.8. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Жалоба Чжэн Хуа была основана на том, что установление обязательного административного выдворения иностранного гражданина, допустившего нарушение законодательства, в качестве дополнительного административного наказания (что часть 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации) является нарушением Конституции Российской Федерации, а именно статьи 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19, 38 (часть 1 и 2) и 55 (часть 3), поскольку не учитывает его семейное положение, лишая его права проживать совместно с семьей и воспитывать ребенка, тем самым нарушая его права и законные интересы членов его семьи.

Однако суд указал, что Российская Федерация, являясь правовым государством, предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства те же права (и наделяет теми же обязанностями), что ее гражданам. Исключение составляют случаи, предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 62, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Исходя из решений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 17 февраля 1998 года № 6-П, Определении от 30 сентября 2010 года № 1244-О-О, Определении от 4 июня 2013 года № 902-О и др., Конституция Российской Федерации предусматривает данные права и обязанности только в случае, если они принадлежат гражданину Российской Федерации, то есть вытекают из связи человека и государства через институт гражданства.

Предусматривая, в частности, право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации только за российскими гражданами признает право на беспрепятственный в нее въезд (статья 27, часть 2), а кроме того, гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации только тем, кто законно на ней находится (статья 27, часть 1). Это соотносится с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе со статьями 3 и 8, а также с пунктом 1 статьи 2 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), закрепляющим, что ее нормы не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами и как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство или его присутствие в государстве (Опре-

деление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2013 года № 902-О) [2].

Российское законодательство предусматривает ограничение прав и свобод гражданина с целью защиты конституционного строя страны, прав других лиц, обеспечения безопасности государства.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам, касающимся конфликта интересов государства и иностранных граждан (и лиц без гражданства) неоднократно излагалась в решениях. Согласно положениям статей 17, 19, 55, 56 Конституции Российской Федерации, государство предусматривает с целью сохранения конституционных ценностей как наивысших разумное ограничение прав и свобод людей, если данное ограничение соразмерно рискам нарушения публичных интересов. Права человека не должны быть ущемлены или нарушены, но федеральными законами предусмотрены способы и средства защиты государства, направленные на сохранение стабильности в обществе.

Данная позиция представлена в Постановлении от 18 февраля 2000 года № 3-П, Постановлении от 14 ноября 2005 года № 10-П, Постановлении от 26 декабря 2005 года № 14-П, Постановлении от 16 июля 2008 года № 9-П, Постановлении от 7 июня 2012 года № 14-П.

Анализ судебной практики за последние пять лет показывает, что Конституционный суд РФ в подавляющем большинстве случаев оставляет без удовлетворения обращения заявителей, что свидетельствует об однозначности государственных приоритетов в области миграционной политики, на страже которых, в том числе, стоит Конституционный Суд Российской Федерации. Так Определением Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1297-О-О принято решение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сафонова Владимира Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьи 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В.А. Сафро-нов, являясь работодателем, подал жалобу об оспаривании требований закона, предусматривающих возможность привлечения его к административной ответственности как принимающей стороны за нарушение обязанности по продлению срока временного пребывания лица иностранного государства в Российской Федерации исходя их условий заключенного между сторонами договора. Суд отказал в рассмотрении жалобы заявителя о нарушении его прав, гарантированных статьей 19 Конституцией Российской Федерации.

Как видно из представленных примеров, причины обращений разнообразны, но все они в значительной мере связаны с конституционными аспектами миграционного законодательства.

Столь тесная связь миграционной политики государства и его конституционных основ является вполне объяснимой. Положения Конституции призваны обеспечить государственную безопасность и стабильность. Бесконтрольные миграционные процессы, в свою очередь, представляют собой угрозу безопасность государства.

Под национальной безопасностью Российской Федерации следует понимать безопасность всего многонационального народа России как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране [3]. Го-

Чернышев К. И.

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННЫХ АСПЕКТОВ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

воря об укреплении государственного суверенитета России, подразумевается обеспечение национальной безопасности государства и в миграционной сфере.

В условиях усиления миграционных потоков, связанных с политической ситуацией на Украине, «внутренними конфликтами», как охарактеризовал ситуацию Председатель Национальной Ассамблеи Республики Зимбабве Джейкоб Френсис Мудена, в Сирии российские власти вынуждены принимать беспрецедентные меры по обеспечению Государственной безопасности.

01 октября 2015 года в Москве состоялся IV Международный парламентский форум «Роль парламентов в обеспечении международной безопасности в современных условиях», выступая на котором заместитель Председателя Государственной Думы Сергей Железняк отметил, что сегодня проблема миграции является очень серьезным вызовом - такой проблемы мир не видел со времен Второй мировой войны [4].

Учитывая происходящие изменения, бесспорным является тот факт, что миграционная политика является первостепенной задачей государства на современном этапе. Закономерным видится принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной в соответствии с Конституцией и определяющей цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации [5]. Безусловно правительства всех стран мира осознают ценность и неприкосновенность прав человека, но объективная реальность такова, что даже сильнейшие экономики мира не выдерживают потока беженцев. С начала конфликта на Украине несколько миллионов украинских граждан прибыло на территорию России, многие из которых готовы вернуться на родину, но не могут этого сделать из-за продолжающихся военных столкновений. Миграционные потоки из Сирии приводят к том, что по прогнозам экспертов, в текущем году Германия потеряет 300 тысяч рабочих, их места займут прибывшие мигранты. Все это наносит непоправимый ущерб государственной безопасности стран.

Правительство Российской Федерации, осознавая глобальность создавшейся угрозы вынуждено принимать превентивные меры, направленные на сохранение стабильности в обществе. В связи с этим внешняя миграционная политика государства неизбежно становится объектом регуляции многих законопроектов в области миграционного права, принятых и подвергшимся изменениям в последние годы. Но именно Конституция Российской Федерации в силу уникальности ее характера, верховенства и наивысшей юридической силы является структурообразующим элементом национальной правовой системы, базовым источником всех принимаемых законов в области миграционного законодательства.

Список литературы:

1. Михалева Н.А. Конституция 1993 г. - юридическая модель настоящего и будущего России // Lex russica. 2013. № 12. С. 1307-1317

2. Краснова К.А., Сибагатуллина Э.Т. Роль миграционного законодательства в укреплении государственного суверенитета и обеспечении общественной безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2011. № 3. С. 6-9.

3. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 0б марта 2014 года № 628-О// СПС КонсультантПлюс

4. На IV Международном парламентском форуме обсудили вызовы миграции в современном мире // URL: https://so-l.ru/news/show/na_iv_mezhdunarodnom_parlamentskom_foru me_obsudili (дата обращения: 0б.10.201б)

б. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 202б года// URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/868/details/53252/ (дата обращения: 04.10.201б)

Reference list:

1. Mikhaleva N.A. Konstitutsiya 1993 g. - yuridicheskaya model' nastoyashchego i budushchego Rossii // Lex russica. 2013. N 12. S. 1307-1317

2. Krasnova K.A., Sibagatullina E.T. Rol' migratsionnogo za-konodatel'stva v ukreplenii gosudarstvennogo suvereniteta i obespechenii obshchestvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Fed-eratsii // Migratsionnoe pravo. 2011. N 3. S. 6-9

3. Opredelenie Konstitutsionnogo suda Rossiyskoy Federatsii ot 0б marta 2014 goda N 628-O// SPS Konsul'tantPlyus

4. Na IV Mezhdunarodnom parlamentskom forume obsudili vyzovy migratsii v sovremennom mire // URL: https://so-l.ru/news/show/na_iv_mezhdunarodnom_parlamentskom_foru me_obsudili (data obrashcheniya: 0б.10.201б)

б. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Ros-siyskoy Federatsii na period do 202б goda// URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/868/details/53252/ (data obrashcheniya: 04.10.201б)

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью «Правовой анализ конституционных аспектов миграционной политики: теоретические основы и судебная практика» аспиранта, кафедры Уголовное право, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»,

Чернышева Кирилла Игоревича. В статье К.И. Чернышева рассматриваются конституционно-правовые аспекты миграционной политики государства, их влияние на миграционные процессах государства.

Миграция, являясь социальным явлением, напрямую зависит от конституционных основ государства.

Глобальность и актуальность исследуемой проблемы еще раз подтверждают, что миграция как явление тесно связана с жизнедеятельностью общества, государства, нации, региона, этнических групп и национальных меньшинств.

Автором проведена работа по анализу основных миграционных процессов и событий в стране, по рассмотрению нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих миграционные отношения на различных уровнях.

В статье предпринята попытка правового анализа, влияния системы принципов конституционного строя Российской Федерации на миграционную политику страны, а также поиска ответа на вопрос о возможности баланса интересов государства и гражданина.

Научная статья Чернышева К.И. «Правовой анализ конституционных аспектов миграционной политики: теоретические основы и судебная практика» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Научная статья ранее нигде не публиковалась. Данная статья рекомендована к публикации в открытой печати.

д.ю.н., профессор, зав. кафедрой «Уголовное право»

Романовский Георгий Борисович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.