Научная статья на тему 'Правомерные цели и принципы миграционной политики в практике конституционного суда Российской Федерации'

Правомерные цели и принципы миграционной политики в практике конституционного суда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ / ЗАКОН / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / LEGAL POLICY / MIGRATION / PRINCIPLES OF LAW / LEGAL POSITIONS / LAW / ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болгова В.В., Новопавловская Е.Е.

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что миграционная политика для любого государства важнейший элемент системы обеспечения национальной безопасности. Формирование целей миграционной политики, ее законных принципов начальный этап построения системы правового регулирования. В статье показано, как формируются принципы миграционной политики в правовых позициях Конституционного Суда РФ, какие факторы влияют на этот процесс, а также какое значение имеют принципы миграционной политики для юридической практики и правовой идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Болгова В.В., Новопавловская Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPAL OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF MIGRATION POLICY IN PRACTICE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The urgency of the problem stated in the article is due to the fact that the migration policy for any state is an important element of the national security system. Formation of the objectives of migration policy, its legal principles the initial stage of building a system of legal regulation. The article shows how the principles of migration policy are formed in the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, what factors influence this process, and also the importance of the principles of migration policy for legal practice and legal ideology.

Текст научной работы на тему «Правомерные цели и принципы миграционной политики в практике конституционного суда Российской Федерации»

УДК: 340.131.5:342.41

ББК: 67

Болгова В.В., Новопавловская Е.Е.

ПРАВОМЕРНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРАКТИКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Bolgova V. V., Novopavlovskaya E.E.

PRINCIPAL OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF MIGRATION POLICY IN PRACTICE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ключевые слова: правовая политика, миграция, принципы права, правовые позиции, закон, правоприменение.

Keywords: legal policy, migration, principles of law, legal positions, law, enforcement.

Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что миграционная политика для любого государства - важнейший элемент системы обеспечения национальной безопасности. Формирование целей миграционной политики, ее законных принципов - начальный этап построения системы правового регулирования. В статье показано, как формируются принципы миграционной политики в правовых позициях Конституционного суда РФ, какие факторы влияют на этот процесс, а также какое значение имеют принципы миграционной политики для юридической практики и правовой идеологии.

Цель статьи - анализ процесса формирования законных принципов миграционной политики современного российского государства в правовых позициях Конституционного суда РФ.

Базовый метод, использованный при подготовке статьи, - метод программного анализа судебной практики. Его применение позволяет на основе типологических признаков провести классификацию судебных актов, выявить закономерности формирования правовых позиций Конституционного суда РФ по вопросам миграционной политики Российской Федерации, дать характеристику их развития и спрогнозировать эволюционные процессы.

Результаты. Выявлены основные закономерности развития принципов миграционной политики в решениях Конституционного суда РФ, факторы, влияющие на их формирование, а также значение таких принципов для юридической практики.

Результаты исследования имеют значение для формирования современной юридической практики в области миграционной политики, а также могут использоваться для создания актов стратегического планирования в сфере миграционной политики.

Abstract: the urgency of the problem stated in the article is due to the fact that the migration policy for any state is an important element of the national security system. Formation of the objectives of migration policy, its legal principles - the initial stage of building a system of legal regulation. The article shows how the principles of migration policy are formed in the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, what factors influence this process, and also the importance of the principles of migration policy for legal practice and legal ideology.

The purpose of the article is to analyze the process of forming the legal principles of the migration policy of the modern Russian state in the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation.

The basic method used in the preparation of the article is the method of program analysis of judicial practice. Its application makes it possible to classify judicial acts on the basis of typological signs, to reveal the patterns of the formation of legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation on the issues of the migration policy of the Russian Federation, to characterize their development and to forecast evolutionary processes.

Results. The main regularities of the development of the principles of migration policy in the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation, the factors that influence their for-

mation, and the importance of such principles for legal practice are revealed.

The results of the research are important for the formation of modern legal practice in the field of migration policy, and can also be used to create acts of strategic planning in the field of migration policy.

Российская Конституция, развивая положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 13)1, Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12)2, Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2)3 в ст. 27 закрепила такую важную сторону свободы человека, как право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства4. Традиционно доктрина воспринимает свободу передвижения как одну из базовых ценностей5. Лишая человека права свободно передвигаться во всех его проявлениях, как справедливо замечает И.Ф. Амельчаков, «общество с уверенностью

теряет его как своего члена, как существо со-

6

циальное и жизнедеятельное» .

Вопросы, связанные с реализаций свободы передвижения, носят комплексный характер, они коррелируются с проблемами национальной политики, экономики, безопасности. Миграционные потоки в различных социальных исследованиях воспринимаются одновременно как источник экономического роста и социальной напряженности, один из способов решения демографической проблемы и фактор, вызывающий рост преступности. Весьма неоднозначно трактуются как причины, так и последствия миграции. «Специалисты по об-

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.

2 Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод заключена в г. Риме 04.11.1950 г. (с изм. от 13.05.2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.

4 Сандугей А.Н. О международных стандартах административной деятельности в сфере миграции // Миграционное право. 2016. № 2. С. 35 - 40.

5 Бекяшев Д.К., Иванов, Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. М., 2013.

6 Право на свободу передвижения в Российской

Федерации: монография / И.Ф. Амельчаков, И.Н. Озе-

ров, О.В. Катаева, Д.Б. Трошев, И.С. Крамской, О.А.

Зайцева. Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2013. С. 5.

щественным наукам подходят к изучению миграции не с позиций общей парадигмы, а с позиций разных и конкурирующих друг с другом теоретических воззрений, раздробленных между дисциплинами, регионами и идеологиями» . Но при всей неоднозначности трактовок невозможно отрицать, что миграция -процесс объективный, оказывающий серьезное влияние на социально-экономическую ситуацию в любом государстве и в макрорегионах. Так, например, по официальным данным за последние десятилетия прирост населения за счет мигрантов скомпенсировал более половины естественной убыли коренного населения Российской Федерации8.

По данным Федеральной службы государственной статистики из зарубежных стран в Российскую Федерацию в 2010 г. прибыло 191656 чел., в 2011 г. - 356535 чел., в 2012 г. - 417681 чел., в 2013 г. -482241 чел., в 2014 г. - 590824 чел., в 2015 г. - 598617 чел., в 2016 г. - 575158 чел.9

По официальным данным Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории Российской Федерации за период январь-июль 2017 года на миграционный учет было поставлено 8802328 иностранных граждан и лиц без гражданства. Для сравнения за аналогичный период 2016 года этих число составляло 7995263 чел. Иностранные граждане и лица без гражданств обращаются за оформлением различного рода документов, предоставляющих как право временного пребывания, так временного и постоянного проживания на российской территории10

7 Методология и методы изучения миграционных процессов. М., 2007. С. 23.

8 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/15635 (дата обращения: 22.01.2018).

9 Миграция // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/#

10 Дудин Г.Е. Проблемы предоставления убежища иностранным гражданам на территории Рос-

(таблица 1).

сийской Федерации // Миграционное право. 2017. № 2. С. 30 - 32.

Таблица 1 - Некоторые характеристики миграционной ситуации в Российской Федерации (январь-июль 2017 года)1

Сведения о количестве документов, оформленных иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации

Вид документа Количество

Приглашение 279619

Виза 136355

Разрешение на работу 83266

Патент 1089149

Разрешение на временное проживание 165260

Вид на жительство 109413

В силу геополитической ситуации в последние годы иностранные граждане и лица без гражданства более активно изъявляют желание получить временное убежище, статус беженца, а впоследствии - приобрести российское гражданство. Так, численность лиц, которые получили временное убежище в нашей стране с начала регистрации (с 2001 г.) по состоянию на 1 января 2015 года составила 237780 чел., 2016 года - 313707 чел., 2017 года - 228392 чел. Причем большинство из них составляют лица, которые ранее проживали на территории Украины: 234360 чел., 311134 чел., 226044 чел. соответственно по данным на 1 января 2015, 2016 и 2017 годов2.

Отраженные в данных статистики объективные процессы миграционных потоков предопределяют необходимость формирования не только собственно нормативных правил, определяющих порядок въезда и пребывания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, но актов стратегического планирования. К числу последних можно отнести Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666), Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025

года (утверждена Президентом Российской Федерации 12.06.2012 г.), Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014), Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) и

другие акты3.

Мониторинг судебной практики показывает, что целый ряд норм «миграционного» законодательства воспринимается участниками общественных отношений как препятствие для реализации свободы передвижения, закрепленной в ст. 27 Конституции РФ4.

В частности, предметом рассмотрения Конституционного суда РФ в разное время становились правила, определяющие:

- основания и порядок приобретения российского гражданства5 (Определение КС РФ от 08.12.2015 г. № 2740-0, Определение КС РФ от 24.03.2015 г. № 700-0, Определение КС РФ от 03.03.2015 г. № 318-О, Определение КС РФ от 28.06.2012 г. № 1254-О, Определение КС РФ от 16.12.2010 г. № 1680-О-О и др.);

1 Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-июль 2017 года // Официальный сайт МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/10896138/

2 Численность вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище // Официальный сайт МВД России. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/tab-migr4.htm

3 Сандугей А.Н. О принципиальных основах стратегического планирования в сфере миграции // Миграционное право. 2017. № 1. С. 8 - 14.

4 Булатов, Р.Б., Андрейцо, С.Ю. Проблемы обеспечения и защиты прав иностранных граждан в России // Миграционное право. 2016. № 4. С. 21 - 24.

5 См. подробнее: Жеребцова Е.Е., Зайцев В.А. Интерпретационная практика Конституционного суда Российской Федерации в сфере реализации права на гражданство // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки, 2015. № 2. С. 163-169.

- получение специальных статусов (беженец и вынужденный переселенец), их отдельных элементов, включая порядок предоставления правовых, социально-экономических и иных гарантий прав и законных интересов беженцев и вынужденных переселенцев и др. (Определение КС РФ от 30.09.2010 г. № 1317-О-П)1.

Заявители указывали на необходимость проведения оценки конституционности не только норм Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (например, Постановление КС РФ от 16.05.1996 г. № 12-П, Определение КС РФ от 16.12.2010 г. № 1680-О-О), но и положений:

- Федерального закона «О беженцах» (например, Постановление КС РФ от 17.02.2015 г. № 2-П, Определение КС РФ от 30.09.2010 г. № 1317-О-П, Определение КС РФ от 17.12.2009 г. № 1620-О-О);

- Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Постановление КС РФ от 19.07.2017 г. № 22-П, Определение КС РФ от 24.11.2016 г. № 2538-О, Определение КС РФ от 29.09.2011 г. № 1297-О-О, Определение КС РФ от 16.12.2010 г. № 1680-О-О) и др.

Практика конституционного судопроизводства весьма красноречиво свидетельствует о неудовлетворенности граждан регулированием вопроса об основаниях и порядке административного выдворения и депортации. Так, в 2017 году КС РФ признал неконституционными отдельные положения КоАП РФ (ст. 31.7, ст. 31.9) и Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и указал на необходимость незамедлительно произвести соответствующие законодательные корректировки, призванные обеспечивать эффективный судебный контроль за сроками содержания в специальных учреждениях лиц без гражданства, которые подлежат принудительному вы-

1 См. подробнее: Новопавловская Е.Е. Защита основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации посредством конституционного судопроизводства: монография. Белгород: Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2015. С. 37-40.

дворению за пределы Российской Федерации (Постановление КС РФ от 23.05.2017 г. № 14-П). Воспринимая судебную практику как индикатор наличия препятствий в реализации прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, необходимо отметить и тот факт, что Конституционный суд РФ формирует правовые позиции, содержание которых можно квалифицировать как принципы миграционной политики, в том числе направленные на защиту публичных интересов от незаконной миграции2. При этом под принципами в данном случае мы понимаем сложившиеся в юридической практике, устойчиво воспроизводимые идеи, абстрактные требования к процессу реализации правовых норм3. В рассматриваемом нами случае - норм миграционного законодательства.

Базовый принцип, определяющий границы реализации ст. 27 Конституции РФ, сформулированный Конституционным судом РФ, выражен в Постановлении от 17.02.2016 года № 5-П и Определении от 4.06.2013 года №902-О. «Свобода передвижения гарантируется в Российской Федерации только тем лицам, которые законно находятся на территории Российской Федерации». При этом государство вправе проводить различия между иностранцами и гражданами и обязано не допускать легализации незаконного проникновения или присутствия иностранца на своей территории. Установление правового режима пребывания иностранцев и лиц без гражданства (миграционная политика) - обязанность Российской Федерации как социального государства, согласно статье 7 (части 1) Конституции Российской Федерации (Определение КС РФ от 24.11. 2016 г. № 2558-О, от 18.07. 2017 года №1744-О, от 19.12.2017 № 3088-О). Суд указывает, что социальное государство призвано обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, здравоохранение, рынки труда и жилья. И приемлемая миграционная обстановка -одно из условий, обеспечивающих реализа-

2 Кобец П.Н. О негативных последствиях незаконной миграции на территории Российской Федерации и основных организационно-правовых мерах, направленных на усиление борьбы с незаконной миграцией // Миграционное право. 2017. № 1. С. 32 - 34.

3 Скурко Е.В. Принципы права. - М., 2008.

цию этих задач.

При этом КС РФ подчеркивает, что в иерархии конституционных ценностей, «социальность» государства находится в одном ряду с иными признаваемыми базовыми ценностями. В частности, обеспечение приемлемой миграционной обстановки, необходимость реагирования на факты нарушения требований государства столь же ценно как, например, семья и право человека на частную жизнь. Например, в Определениях от 5.03.2014 г. № 628-О, от 19.11.2015 г. № 2667-О КС РФ подчеркивал, что наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности.

Определение параметров «приемлемости» миграционной обстановки - исключительное, суверенное полномочие и одновременно обязанность государства. В Постановлениях от 17.01.2013 г. № 1-П, от 14.02.2013 № 4-П, от 16.02.2016 г. № 4-П и от 17.02.2016 г. № 5-П, КС РФ подчеркивает, что установление государством правового режима пребывания (проживания) иностранных граждан на территории государства, установление мер ответственности и правил их применения - требование Конституции РФ.

Из правовых позиций КС РФ следует, что в качестве правовых средств (действенных законных средств) государство должно использовать:

- правовой режим пребывания (проживания) на территории российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Как указал КС РФ, Российская Федерация вправе определять в законе значимые правовые условия присутствия иностранных граждан и лиц без гражданства на своей территории, соблюдение которых является подтверждением их законного нахождения на территории России (Постановление КС РФ от 19.07.2017 № 22-П);

- установление мер ответственности, в том числе административной за нарушение правового режима пребывания (проживания);

- установление правил применения

мер ответственности, направленных на пресечение правонарушений в области миграционных отношений, восстановление нарушенного правопорядка, предоставление противоправных (особенно множественных и грубых) на него посягательств (Определение КС РФ от 09.03.2017 № 499-О).

Необходимо отметить, что меры принуждения за нарушения миграционного законодательства - не декларация, а реальный инструмент правовой политики1. В 2016 году с территории нашего государства было выдворено 55190 чел. (что в два раза меньше, чем 2015 году). Положительная динамика связана с корректировкой правил пребывания в Российской Федерации, ужесточением миграционного законодательства, реформированием системы управления в миграционной сфере. При этом в 2016 году зафиксирован рост количества депортированных иностранных граждан и лиц без гражданства (+11% относительно показателей прошлого года). Их число составило 4852 чел.2 Заметим, что цель государства -не увеличение числа выдворенных с территории государства, а создание условий для легализации миграционных потоков. В связи с этим принудительные меры, предусмотренные в законодательстве, распространяются не только на мигрантов (иностранцев и лиц без гражданства), но и российских граждан и юридических лиц, не соблюдающих миграционное законодательство (например, ст. 18.13, 18.14, 18.15, 18.16, 18.19 КоАП РФ).

В оценке КС РФ существующая в настоящее время система ограничений, связанная с необходимостью обеспечения миграционного режима в Российской Федерации, не выходит за конституционно приемлемые рамки, а включение, например, правил миграционного учета в режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ не лишено конституционных оснований (Постановление КС РФ от 17.02.2016 г. № 5-П).

1 Тарабычина А.П. К вопросу о видах удаления с территории Российской Федерации иностранных граждан // Миграционное право. 2017. № 1. С. 3 - 5.

2 Федерация мигрантов. URL: http://www.fmr-online.ru/2017/05/22/chislo-vydvorennyh-iz-rossii-inostrantsev-v-2016-godu-sokratilos-vdvoe/

Дискреция полномочий государства на установление ограничений также рассматривается КС РФ как законная. В Определении от 05.03.2014 г. № 628-О, Постановлении от 25.02.2014 г. № 4-П КС РФ указывает на право государства усиливать административную ответственность за правонарушения, объектом которых выступают общественные отношения, требующие усиленной охраны1. Необходимо отметить, что указанное определение стало ответом на многочисленные обращения о проверке конституционности положений Федерального закона от 23.07.2013 г. №207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение"2. Пределы дискреции полномочий государства обусловлены обязанностью установить справедливое равновесие между интересами отдельного лица и общества в целом (Постановление КС РФ от 19.07.2017 № 22-П).

Но при этом реализация таких мер должна осуществляться на основе принципов справедливости и разумности с тем, чтобы меры наказания были соизмеримы с тяжестью правонарушения, соответствовали законно установленным целям наказания, в том числе административного. Так, например, в Постановлении от 17.02.2016 г. №5-П КС РФ сформулировал критерии, по которым необходимо определять соразмерность такого наказания, как пятилетнее ограничение на въезд в Российскую Федерацию, тяжести нарушения миграционного законодательства: 1) длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации; 2) его семейное положение; 2) отношение к уплате российских налогов;

3) наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации;

4) род деятельности и профессия; 5) законопослушное поведение; 6) обращение о приеме в российское гражданство.

Законное правовое средство, приме-

1 Сандугей А.Н. О генезисе государственной системы управления миграционными процессами в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. №11. С. 26 - 27.

2 // Собрание законодательства РФ. 2013. №30 (ч. I). Ст. 4040.

ненное государством в целях обеспечения приемлемой миграционной обстановки, должно обеспечиваться адекватными механизмами реализации, в том числе его реализация должна быть предметом судебного контроля. Так, в 2017 году КС РФ признал неконституционными отдельные положения КоАП РФ (ст. 31.7, ст. 31.9) и Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и указал на необходимость незамедлительно произвести соответствующие законодательные корректировки, призванные обеспечивать эффективный судебный контроль за сроками содержания в специальных учреждениях лиц без гражданства, которые подлежат принудительному выдворению за пределы Российской Федерации (Постановление КС РФ от 23.05.2017 г. № 14-П).

Важным с точки зрения КС РФ является и наличие в законодательстве механизмов отмены установленных ограничений (в случаях, когда основания для их установления отпали, например). В Постановлении от 20.10.2016 г. №20-П КС РФ, признав законным установление ограничений на въезд в РФ лиц, имеющих определённые заболевания, указал, что ряд заболеваний, включённых в Перечень, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 384н, «при современном уровне развития медицины» является излечимым, и на законодательном уровне должна быть предусмотрена возможность отмены установленных ограничений.

Ограничительные меры могут устанавливаться и в отношении отдельных граждан России. Так, в Постановлении от 07.06.2012 г. № 14-П КС РФ признал законным возможность установления ограничений на выезд из Российской Федерации лиц, которые имеют допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, при условии, что с ними был заключен трудовой договор (контракт), предполагающий ограничение подобного рода. Как отметил КС РФ, установление таких ограничений призвано обеспечивать защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов иных лиц,

оборону страны и ее безопасность.

На наш взгляд, приведенные выше примеры позволяют нам говорить о формировании в практике КС РФ принципа «индивидуализированного» установления и реализации норм миграционного законодательства, которые зависят от фактических социально-экономических условий, в которых находится государство в определённый момент времени, а также от обстоятельств конкретного дела. Так, например, в Определении КС РФ от 19.12.2017 № 3086-О суд указал, что при рассмотрении дела суд должен принять во внимание характер трудовой деятельности лица, предполагающей выполнение трудовой функции только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Нуждается в дополнительном обсуждении и вопрос о балансе частных и публичных интересов в процессе реализации

миграционной политики государства. Как указывалось выше, КС РФ определяет идею баланса как предел для реализации дискре-ции государства при установлении конкретных мер правового реагирования. Но любой баланс сам по себе - тоже результат усмотрения (причем как законодателя, так и правоприменителя). «В подобной ситуации наиболее корректным, а иногда и единственно возможным способом выявления отвечающего намерениям законодателя истинного смысла введенного им правового регулирования является - в силу принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) - законодательное уточнение содержания нормативных предписаний, неясность (неоднозначность) которых, не устранимая средствами толкования, создает серьезные затруднения в процессе их применения» (Постановление КС РФ от 19.07.2017 № 22-П).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бекяшев, Д.К., Иванов, Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. - М., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Булатов, Р.Б., Андрейцо, С.Ю. Проблемы обеспечения и защиты прав иностранных граждан в России // Миграционное право. - 2016. - № 4. - С. 21 - 24.

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. - 1995. - № 67.

4. Дудин, Г.Е. Проблемы предоставления убежища иностранным гражданам на территории Российской Федерации // Миграционное право. - 2017. - № 2. - С. 30 - 32.

5. Жеребцова, Е.Е., Зайцев, В.А. Интерпретационная практика Конституционного суда Российской Федерации в сфере реализации права на гражданство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 2. - С. 163-169.

6. Зорькин, В.Д. Конституция живет в законах. Резервы повышения качества российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. - 2015. - № 3 (45). - С. 1-5.

7. Кобец, П.Н. О негативных последствиях незаконной миграции на территории Российской Федерации и основных организационно-правовых мерах, направленных на усиление борьбы с незаконной миграцией // Миграционное право. - 2017. - № 1. - С. 32 - 34.

8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод заключена в г. Риме 04.11.1950 г. (с изм. от 13.05.2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. - № 2. - Ст. 163.

9. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.

10. Миграция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 22.01.2018 года).

11. Новопавловская, Е.Е. Защита основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации посредством конституционного судопроизводства: монография. -Белгород, 2015.

12. Право на свободу передвижения в Российской Федерации: монография /

И.Ф. Амельчаков, И.Н. Озеров, О.В. Катаева, Д.Б. Трошев, И.С. Крамской, О.А. Зайцева. -Белгород, 2013. - 135 с.

13. Сандугей, А.Н. О генезисе государственной системы управления миграционными процессами в Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2016. - №11. -С. 26 - 27.

14. Сандугей, А.Н. О международных стандартах административной деятельности в сфере миграции // Миграционное право. - 2016. - № 2. - С. 35 - 40.

15. Сандугей, А.Н. О принципиальных основах стратегического планирования в сфере миграции // Миграционное право. - 2017. - № 1. - С. 8 - 14.

16. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-июль 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: Ы^^п—Ь 1 aew.xn--p 1 ai/Delj atelnost/statistics/migracionnaya/item/10896138/ (дата обращения: 22.01.2018 года).

17. Скурко, Е.В. Принципы права. - М., 2008.

18. Тарабычина, А.П. К вопросу о видах удаления с территории Российской Федерации иностранных граждан // Миграционное право. - 2017. - № 1. - С. 3 - 5.

19.Федерация мигрантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.fmr-online.ru/2017/05/22/chislo-vydvorennyh-iz-rossii-inostrantsev-v-2016-godu-sokratilos-vdvoe/ (дата обращения: 22.01.2018 года).

20. Численность вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/tab-migr4.htm (дата обращения: 22.01.2018 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.