Научная статья на тему 'Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы'

Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13281
1618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ГРАЖДАН / БЕЗРАБОТИЦА / БЕЗРАБОТНЫЙ ГРАЖДАНИН / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зливко Алла Павловна, Репьева Полина Владимировна, Некрасова Ирина Евлампиевна

Статья посвящена рассмотрению международных и национальных нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Особое внимание уделяется проблемам реализации конституционного права на защиту от безработицы. Авторами данной статьи акцентируется внимание на необходимости совершенствования российского законодательства. В частности, закрепление в Законе «О занятости населения в РФ» определения «пособие по безработице», а также введение определенных дополнений в соответствующие статьи указанного нормативно правового акта с целью повышения уровня защищенности граждан, потерявших работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы»

УДК 340

Зливко Алла Павловна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова alla_zlivko @mail. ru Репьева Полина Владимировна

Преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

repevapolina@mail.ru

Некрасова Ирина Евлампиевна

курсант 4 курса направления подготовки

«Государственное и муниципальное управление»

Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

ira.necrasova-i@yandex.ru

Alla P. Zlivko

Candidate of law, docent of Department of theory

and history of state and law of the «State Maritime University named

after Admiral F. F. Ushakov

alla_zlivko@mail.ru

Polina V. Repiev

Lecturer of the theory and history of state and law «State Maritime University of a name of the admiral F.F. Ushakov» repevapolina@mail .ru Irina E. Nekrasova

4th year cadet of the «State Maritime University of a name of the admiral F.F. Ushakov» (direction of preparation «State and municipal management») ira.necrasova-i@yandex.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

LEGAL REGULATION OF SOCIAL SECURITY OF CITIZENS OF UNEMPLOYMENT

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению международных и национальных нормативно - правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Особое внимание уделяется проблемам реализации конституционного права на защиту от безработицы. Авторами данной статьи акцентируется внимание на необходимости совершенствования российского законодательства. В частности, закрепление в Законе «О занятости населения в РФ» определения «пособие по безработице», а также

введение определенных дополнений в соответствующие статьи указанного нормативно - правового акта с целью повышения уровня защищенности граждан, потерявших работу.

Ключевые слова: право граждан, безработица, безработный гражданин, социальная защита, пособие по безработице, социальные гарантии и компенсации.

Abstract: The article is devoted to the international and national regulatory -legal acts in the sphere of social protection of citizens from unemployment. Particular attention is paid to the implementation of the constitutional right to protection against unemployment. The authors of this article focuses on the need to improve Russian legislation. In particular, the consolidation of the Law "On employment in the Russian Federation," the definition of "unemployment benefit", as well as the introduction of amendments to certain articles of this legal instrument, in order to increase the level of security of the citizens who lost their jobs, from the state.

Key words: the right of citizens, unemployment, unemployed, social security, unemployment benefits, social guarantees and compensation.

Нестабильная экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, приводит к возникновению многих проблем на рынке труда. Особое внимание следует уделить дисбалансу спроса и предложения, который вызван структурными изменениями в отраслях экономики, а также научно-техническим прогрессом. Ввиду этого увеличивается количество граждан, которые потеряли работу и теперь не могут её найти. Государство не может предоставить всем желающим рабочие места, поэтому вынуждено бороться с безработицей. Безработицу следует рассматривать как сложное социально-экономическое явление, которое снижает материальную обеспеченность граждан, приводит к нарушению процесса социализации, является предпосылкой девиантного поведения в обществе. Снизить и нейтрализовать отрицательные последствия, с которыми сталкиваются безработные, возможно путём создания эффективной системы защиты граждан от безработицы. В основе указанной системы лежит нормативно - правовая база. В настоящее время с точки зрения практического применения российское законодательство содержит определенные неточности, которые выступают причиной ущемления конституционных прав граждан. Не исключением является и законодательство в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Обращаясь в органы службы занятости, гражданин сталкивается со многими проблемами, касающимися приобретения статуса безработного, выплаты пособия по безработице и другие.

Нормативно - правовая база в сфере социальной защиты граждан от безработицы представлена совокупностью международных и национальных актов. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные и

международные стандарты являются составной частью российской правовой системы [1].

Во многих международных нормативно - правовых актах провозглашается право на труд и защиту от безработицы. К таковым относят: Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.) [2], Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) [3]. В указанных актах определены основные гарантии и компенсации, предоставляемые безработным гражданам. Значимая роль на международном уровне отводится деятельности Международной организации труда по разработке и принятию международных нормативно - правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Россией ратифицировано значительное количество Конвенций и Деклараций МОТ. Но, к сожалению, нератифицированными остаются Конвенция № 2 «О безработице» (1919 г.) и Конвенция № 168 «О содействии занятости и защиты от безработицы» (1988 г.). В соответствии с Конвенцией № 168 размер пособия по безработице не должен быть меньше минимального прожиточного уровня, который установлен в стране. Согласно российскому законодательству размер пособия по безработице почти в два раза ниже прожиточного минимума. Мы считаем, что ратификация указанной конвенции будет способствовать преодолению в кратчайшие сроки отставания России от международных стандартов материальной необеспеченности безработных граждан.

Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон «О занятости населения в РФ» относят к числу основных нормативно - правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Согласно статье 37 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства [4]. В Трудовом кодексе РФ содержатся нормы, предусматривающие защиту работника от необоснованных увольнений, переводов и отказов в приёме на работу [5].

В законе «О занятости населения в РФ» особое внимание уделяется организационно - правовым формам защиты граждан от безработицы [6]. Активные формы социальной защиты безработных граждан направлены на их скорейшее возращение к трудовой деятельности, за счёт повышения конкурентоспособности на рынке труда. К таковым принято относить: профессиональное обучение, организацию оплачиваемых общественных работ, содействие в поиске подходящей работы и самозанятости населения. В свою очередь пассивные формы защиты граждан от безработицы направлены на поддержание социального функционирования безработных граждан и выражаются в основном в виде материальной помощи - выплата пособия по безработице.

Несмотря на многообразие организационно - правовых форм, российская судебная практика свидетельствует о некоторых проблемах в реализации положений Закона «О занятости населения в РФ». Согласно Постановлению

Конституционного суда РФ № 19-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона РФ «О занятости населения в РФ» указанные статьи не соответствуют Конституции РФ, а именно ст. 7, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 37, ч. 3 ст. 55 [7]. Это подтверждает тот факт, что пособие по безработице, которое действующее законодательство относит к разновидностям социального обеспечения, предоставляемого за счёт средств федерального бюджета, предопределяет достаточно широкую дискрецию федерального законодателя при определении размеров пособия и критериев их дифференциации с учётом целевого назначения данной выплаты. Пример из судебной практики подтверждает, что устанавливаемые законодателем правила, в первую очередь, должны обеспечивать возможность реализации гражданами в полной мере принадлежащих им конституционных прав, в данном случае право на защиту от безработицы.

На наш взгляд, некоторые положения Закона «О занятости населения в РФ» нуждаются в соответствующих изменениях. Мы считаем, что статью 3 указанного закона, в части определения понятия «безработный гражданин» необходимо дополнить таким условием как отсутствие предложений подходящей работы со стороны органов службы занятости. Данное нововведение необходимо, поскольку зачастую центры занятости населения предлагают безработным граждан работу, не соответствующую профилю их подготовки. Поэтому безработные граждане вынуждены тратить время на переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

В Законе «О занятости населения в РФ» определен размер пособия по безработице, условия, сроки его выплаты и порядок прекращения выплаты. Однако нормы закона не содержат самого понятия «пособие по безработице». Мы считаем, что главу VI «Социальные гарантии и компенсации» указанного закона целесообразно дополнить отдельной статьей содержащей определение «пособие по безработице». Изменения в законодательство должны выглядеть следующим образом: «Пособие по безработице - это денежная выплата, которая назначается гражданам, получившим статус безработного в установленном настоящим законом порядке, и осуществляется в течение определенного периода времени, в утвержденном размере, с целью поддержания уровня жизни безработного и членов его семьи».

Целесообразно пересмотреть установленный размер и порядок определения пособия по безработице. В соответствии со ст. 30 Закона «О занятости населения» размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку работника за последние три месяца. Мы считаем, что в данном случае нарушается принцип социальной справедливости, поскольку законодатель учитывает среднюю заработную плату за последние три месяца работы, но не учитывает конкретное участие гражданина в общественном производстве, то есть его трудовой стаж. Установленный законом размер пособия по безработице не соответствует

международным стандартам в области социальной защиты граждан от безработицы, так как не удовлетворяет минимальных потребностей данной категории во время поиска подходящей работы. В данной связи, считаем необходимым внести изменения в ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ» следующего содержания: при определении размера пособия по безработице необходимо учитывать не только заработную плату безработного гражданина, но и минимальный прожиточный уровень в стране и каждом отдельном регионе. Законодателю необходимо обратить внимание на то, что размер пособия по безработице остается неизменным с 2009 года и варьируется в пределах от 850 до 4900 рублей. При этом минимальный прожиточный уровень с каждым годом изменяется. Ориентировочно в 2017 году величина прожиточного минимума будет составлять от 8 922 до 9 252 рублей соответственно на начало и конец года.

В настоящее время в российском законодательстве нет четкой систематизации гарантий, предоставляемых безработным гражданам со стороны государства. Мы считаем, что необходимо распределить все гарантии в системе социальной защиты граждан от безработицы на определенные группы, исходя из такого критерия, как функциональное назначение. Этот критерий правильно отражает объективно существующую дифференциацию социальных гарантий на две группы: гарантии реализации права на содействие в трудоустройстве и гарантии реализации права на материальную поддержку. Предложенная систематизация гарантий позволит исключить их повторение в нормативно- правовых актах, принятых на разных уровнях власти.

Для снижения уровня молодежной безработицы необходимо внести в Закон «О занятости населения в РФ» поправку, согласно которой вузы будут заключать с предприятиями прямые договоры на обучение требуемых специалистов. Так как зачастую профессия молодого специалиста не соответствует спросу работодателя.

Квотирование рабочих мест является главной и единственной формой защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья от безработицы. Общепризнано, что в России уровень квот значительно ниже, чем во многих странах Европы. Чтобы повысить уровень занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо пересмотреть нормы российского законодательства в части определения размера квоты для приёма на работу инвалидов. Мы считаем необходимым внести изменения в ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [8] следующего содержания: «Организациям, численность работников которых составляет более 50 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к средней численности работников (но не менее 2 %)». Данное нововведение расширит возможности нормативного регулирования субъектами РФ объёмов и порядка квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В российском законодательстве предусмотрен штраф для работодателей за несоблюдение

квоты для трудоустройства инвалидов. При этом денежные средства, полученные от его уплаты, зачисляются непосредственно в бюджет. Мы предлагаем использовать указанные денежные средства по целевому назначению - на создание и оборудование рабочего места для инвалида, с учётом существующих стандартов.

Вышеуказанные изменения законодательства направлены на совершенствование правового регулирования социальной защиты граждан от безработицы. Безработные граждане нуждаются в определенной правовой защите со стороны государства ввиду сложного характера социально-экономических последствий, возникающих в результате потери работы. Приведение российской нормативно - правой базы в соответствие с международными нормами повысит уровень защиты граждан от безработицы со стороны государства.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) //Российская газета, 05.04.1995. № 67.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978 г., вып. XXXII. С. 36.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002. №1. Ст. 3.

6. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.04.1996. № 17. Ст. 1915.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова» // Собрание законодательства РФ, 17.10.2016. № 42. Ст. 5991.

8. Федеральный закон от 24.11.1995 N181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.

Literature:

1. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (with amendment and additional of 21.07.2014 N 11-FKZ)//the

Collection of the legislation of the Russian Federation, 04.08. 2014. No. 31. Art. 4398.

2. The Universal Declaration of Human Rights (it is accepted by the United Nations General Assembly 10.12.1948)//the Russian newspaper, 05.04.1995. No. 67.

3. The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (It is accepted the General Assembly of December 16, 1966)//the Collection of the current agreements, agreements and conventions signed with foreign states. - M, 1978, issue XXXII. Page 36.

4. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (with amendment and additional of 21.07.2014 N 11-FKZ)//the Collection of the legislation of the Russian Federation, 04.08.2014. No. 31. Art. 4398.

5. The Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 N197-FZ with amendment and additional, eступ. in force from 03.10.2016)//the Russian Federation Code, 07.01.2002. No. 1. Art. 3.

6. The act of the Russian Federation of 19.04.1991 N 1032-1 (an edition of 28.12.2016) "About employment of the population in the Russian Federation"//the Collection of the legislation of the Russian Federation, 22.04.1996. No. 17. Art. 1915.

7. The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 11.10.2016 No. 19-P "On the case of check of constitutionality ofpoint 1 of article 33 and point 1 of article 34 of the Law of the Russian Federation "About employment of the population in the Russian Federation" in connection with the claim of the citizen N. A. Nazarov"//the Collection of the legislation of the Russian Federation, 17.10.2016. No. 42. Art. 5991.

8. The federal law of24.11.1995 N 181-FZ (an edition of29.12.2015) "About social protection of disabled people in the Russian Federation"//the Collection of the legislation of the Russian Federation. 27.11.1995. No. 48. Art. 4563.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.