Научная статья на тему 'Правовой статус безработного'

Правовой статус безработного Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8166
1023
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТНЫЙ / ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО / ЗАНЯТОСТЬ / РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломов Максим Антонович

В статье рассматриваются правовой статус граждан, признанных в установленном порядке безработными, приобретаемые ими права и обязанности, льготы и социальные гарантии, а также порядок признания гражданина безработным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус безработного»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО Ломов М.А.

Ломов Максим Антонович - магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Юридический институт Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассматриваются правовой статус граждан, признанных в установленном порядке безработными, приобретаемые ими права и обязанности, льготы и социальные гарантии, а также порядок признания гражданина безработным. Ключевые слова: безработный, правовой статус безработного, занятость, регистрационный учет, безработица.

Право человека на труд закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Согласно Основному закону нашей страны труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1].

Однако в условиях рыночных отношений не каждый гражданин способен реализовать свои способности к труду. В таких случаях Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение (ст. 39).

В законодательстве Российской Федерации в отличие от понятия «занятость» не закреплено понятие «безработица». При этом Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» сформулировано понятие и определён правовой статус безработного, а также предусмотрен порядок и условия признания граждан РФ таковыми.

Правовой статус гражданина - это совокупность его прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами по вопросам занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления указанным необходимых документов.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов[2].

Решение о признании инвалида безработным принимается органами по вопросам занятости в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [3].

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (ред. от 04.08.2015 с изменениями, вступившими в силу с 18.08.2015) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» гражданам необходимо предоставить:

- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

- индивидуальную программу реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Гражданину отказывается в признании его безработным, если:

- гражданин, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет отказался от 2 вариантов подходящей работы;

- гражданин, не имеющий профессии (специальности) и ранее не работавший, отказывается от профессионального обучения;

- гражданин не явился в течение 10 дней, со дня постановки на регистрационный учет, в службу занятости населения для поиска подходящей работы;

- гражданин не явился в службу занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;

- гражданин предоставил заведомо ложные документы [4].

В соответствии со ст. 28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» гражданину, с момента признания его безработным, предоставляются следующие гарантии социальной поддержки:

- выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплата стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Пособие по безработице - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая безработному гражданину в целях компенсации утраченного (отсутствующего) заработка, при соблюдении определенных условий безработным гражданином.

В субъектах Российской Федерации, разрабатываются и принимаются программы направленные на содействие занятости населения, одним из методов стимулирование занятости является организация оплачиваемых общественных работ.

Так, например, в Приморском крае разработана и принята государственная программа «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2020 годы», в Хабаровском крае «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края», данные программы предусматривают организацию общественных оплачиваемых работ.

Участие в оплачиваемых общественных работах призвано поддержать безработного гражданина материально и психологически, мотивировать к активному поиску работу. За 2016 г. в Приморском крае участие в общественных оплачиваемых работах приняли 5503 чел., в Хабаровском крае за тот же период приняло участие 5794 чел.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки [2].

Помимо указанных в ст.28 Закона «О занятости в Российской Федерации» гарантий, в соответствии со ст.36 предусмотрена материальная помощь для безработных граждан, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения [2].

В соответствии со ст. 23. Закона «О занятости населения в Российской Федерации» одной из мер социальной поддержки является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан.

Граждане могут быть отправлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, если:

- гражданин не имеет квалификации;

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

- необходимо изменить профессию (род занятий);

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации [2].

Согласно данным Департамента труда и социального развития Приморского края профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, в 2015 году в Приморском крае, прошли 4237 чел. и 4107 чел. в 2016 г.

Приобретение статуса безработного неразрывно связано с понятиями «подходящая работа» и «неподходящая работа». Данные понятия рассматриваются в ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Подходящая работа - это работа (в том числе временного характера), которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Работа не является подходящей, если она связана с переменой места жительства (без согласия гражданина), не соответствует нормам охраны труда или предлагаемый заработок, ниже среднего заработка гражданина за последние три месяца по последнему месту работы.

Согласно официальной информации, предоставленной Федеральной службой государственной статистики, численность безработных граждан зарегистрированных на территории Дальневосточного Федерального округа, составила 163,1 тыс. человек (рисунок 1) [5].

60 58 56 54 52 50 48 46

Зарегистрированно безработных граждан на территории ДВФО за 2014 г. - 2016 г. (тыс. чел.)

58,1

50,7

-54,3

ш

1 Зарегистрированно безработных граждан на территории ДВФО за 2014 г. - 2016 г. (тыс. чел.)

2014

2015

2016

Рис.1. Динамика численности зарегистрированных граждан в качестве безработных

Снятие с регистрационного учёта зарегистрированных граждан осуществляется в случае трудоустройства гражданина, длительной (более 1 месяца) неявки в учреждение занятости населения, осуждение к исправительным работам (или к наказанию в виде лишения свободы), отказа от посредничества государственного учреждения занятости населения, смерти гражданина [4].

Таким образом, гражданин, признанный в установленном порядке безработным в Российской Федерации, приобретает дополнительные как права, так и обязанности, которые ему неукоснительно необходимо исполнять, чтобы непотерять сам статус «безработного» и те льготы, которые ему предоставляются.

Исходя из определения, данного в ст. 3, можно выделить следующие признаки безработного гражданина, определяющие его статус, к этим признакам относятся: трудоспособность, т.е. способность по возрасту и состоянию здоровья, уровню образования выполнять ту или иную работу; отсутствие работы, под которой подразумевается то, что гражданин не состоит в трудовых отношениях; отсутствие заработка; регистрация в органах занятости населения в целях поиска подходящей работы; гражданин готов приступить к работе.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398. Российская газета, 1993. 25 дек.

2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ,1996. № 17. Ст. 1915. Российская газета, 1996. 6 мая. № 84.

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563. Российская газета, 1995. 2 декабря. № 234.

4. О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы: Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (ред. от 04.08.2015 с изменениями, вступившими в силу с 18.08.2015) // Собрание законодательства РФ, 2012. № 38. Ст. 5103.

5. Социально-экономическое положение федеральных округов. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalo g/doc_1140086420641/ (дата обращения: 20.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.