Научная статья на тему 'Правовое регулирование права осудженных на переписку и обращение с предложениями, заявлениями и жалобами'

Правовое регулирование права осудженных на переписку и обращение с предложениями, заявлениями и жалобами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / ПРАВО НА ПЕРЕПИСКУ / ЗАЯВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННОГО / ОБЖАЛОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫМ РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / CONVICT''S DECLARATIONS / CONVICT''S APPEAL AGAINST DECISIONS OF CRIMINAL EXECUTIVE OFFICE / CONVICT / RIGHT TO CORRESPONDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романов М. В.

Определено место права на переписку в структуре иных прав осужденного. Выделены основные противоречия действующего законодательства в вопросах правового регулирования института переписки осужденных. Даны рекомендации о возможных изменениях уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романов М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CONVICTS'' RIGHT TO CORRESPONDENCE AND REQUESTS WITH PROPOSITIONS, DECLARATIONS, AND COMPLAINTS

The place of correspondence in the structure of convict's other rights is determined. The main contradictions of enacting legislation in aspects of legal regulation of institute of convicts' correspondence are distinguished. The recommendations concerning possible corrections of criminal executive law are provided.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование права осудженных на переписку и обращение с предложениями, заявлениями и жалобами»

УДК 343.8 (477)

М.В. Романов,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»,

г. Харьков

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ОСУДЖЕННЫХ НА ПЕРЕПИСКУ И ОБРАЩЕНИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, ЗАЯВЛЕНИЯМИ И

ЖАЛОБАМИ

Отечественная доктрина исполнения уголовных наказаний признает безусловность позитивного воздействия общения и установления отношений с внешним миром для осужденных к лишению свободы. Действительно, этот институт имеет решающее значение для позитивных изменений в сознании лица, отбывающего наказание.

В уголовно-исполнительной отрясли права осужденных были предметом рассмотрения некоторых ученых, среди которых А.В. Лысодед, А.Ф. Степанюк, Ю.А. Чеботарева и др.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство предполагает несколько возможностей общения с внешним миром. Это, в частности, свидания осужденных, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы, а также переписка. Безусловно, среди названых средств наиболее эффективными и желательными для этих лиц являются свидания, но не у всех осужденных есть те, кто может приехать на встречу с ними или возможность оплачивать их проведение (в частности, длительных). Что касается переписки, этот способ общения с внешним миром доступен для всех, он не имеет ограничений по количеству и периодичности писем, является наиболее массовым и не требует значительных финансовых затрат. Кроме того, с его помощью осужденные имеют возможность реализовать право на обращения и обжалование актов и действий должностных и служебных лиц государственных органов и учреждений. Разумеется, роль этого института является значительной.

Право на переписку можно условно разделить на 2 части: (а) частная переписка, т.е. отправление писем близким, родным и друзьям, и получение от них б) публичная (официальная) переписка - направление обращений, заявлений или жалоб в органы государства.

Что касается первого права, уголовно -исполнительное законодательство устанавливает более -менее последовательные правила и нормы. В ст. 113 УИК Украины указано, что осужденным разрешается получать и отправлять письма и телеграммы за свой счет без ограничения их количества. Закон регламентирует порядок переписки и определяет некоторые особенности отправления этими лицами писем близким, родственникам и друзьям, среди которых следующие: а) переписка между находящимися в местах лишения свободы осужденными, не являющимися родственниками, допускается только с разрешения администрации колонии; б) корреспонденция, которую получают и отправляют осужденные к отбыванию наказания в исправительных колониях минимального уровня безопасности с общими условиями содержания, среднего и максимального уровня безопасности, подлежит просмотру; в) в колониях иных видов письма не пересматриваются.

Приведенные положения уголовно-исполнительного законодательства хотя и кажутся понятными, все же противоречат Конституции Украины. В ст. 31 Основного Закона страны содержится положение, согласно которому каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвращения преступления или установления истины при расследовании уголовного дела, если иными способами получить информацию невозможно. Таким образом, Конституция не предусматривает таких институтов, которые могли бы вводить, так сказать, автоматическое ограничение тайны переписки. Каждый его случай должен быть санкционирован судом в рамках конкретного дела и оформлен соответствующим решением суда.

Добиться единообразия в этом вопросе можно путем внесения определенных изменений в уголовно-исполнительное законодательство и устранения из статьи о праве осужденных на переписку положений о просмотре их корреспонденции или же в Конституции сформулировать положение об ограничении тайны переписки таким образом, чтобы просмотр писем осужденных не оставался вне закона.

Ситуация с публичной (официальной) перепиской тоже имеет ряд положений, содержащих противоречивые правила и вызывающих некоторые замечания. Так, в ч. 1 ст. 8 УИК Украины говорится о праве осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации органов и учреждений исполнения наказаний, их вышестоящим органам, а также к Уполномоченному

Верховной Рады Украины по правам человека, в Европейский суд по правам человека, другие соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина, к уполномоченным лицам этих организаций, в суд, органы прокуратуры, в иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и объединения граждан.

Это общее правило в целом соответствует Основному Закону нашего государства. В частности, ст. 40 Конституции Украины определяет, что все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным и служебным лицам, которые обязаны рассмотреть эти обращения и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.

Корреспонденция, которую осужденные адресуют Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, в Европейский суд по правам человека, а также в органы международных организаций, членом или участником которых является Украина, уполномоченным лицам этих организаций и прокурору, просмотру не подлежит и направляется по адресу в течение суток с момента ее направления. Корреспонденция, которую осужденные получают от указанных органов и лиц, также просмотру не подлежит. Корреспонденция, которую осужденные адресуют своему защитнику, осуществляющему полномочия в порядке ст. 44 УПК Украины, не пересматривается и направляется адресату в течение суток с момента ее направления. Корреспонденция, которую осужденные получают от защитника, просмотру не подлежит.

Если вести речь о возможности осужденных направлять жалобы на решения должностных или служебных лиц уголовно-исполнительной службы, можно констатировать, что такой возможности они фактически лишены. Как известно, любое право человека, в том числе и осужденного, содержит несколько составляющих. Это возможность: а) пользоваться этим правом, б) требовать соблюдения его со стороны других, в том числе и обязанных лиц, и в) защищать (в том числе через суд) свое нарушенное право.

Что касается осужденных, можно утверждать, что почти все их права не имеют приведенной выше структуры. Учитывая специфику условий, в которых они находятся, целый ряд прав данных лиц, принадлежащих им как гражданам, превращается в законные интересы, а возможность реализации иных прав становится довольно ограниченной. Например, права осужденных на гуманное отношение к себе, на охрану здоровья не имеют четкой законодательной регламентации, механизмов их реализации и не предоставляют осужденным возможности требовать их обеспечения, тем более защиты.

На сегодня право осужденных на обжалование действий и решений органов и учреждений уголовно-исполнительной службы предусмотрено несколькими нормами действующего уголовно -исполнительного законодательства, но четкой процедуры, к сожалению, нет. Законодатель определяет порядок обжалования решений региональных комиссий по распределению осужденных, но он настолько непоследователен и нечеткий и имеет такие ограничения, что обжаловать решение комиссии фактически невозможно. Основным нормативным актом, непосредственно регламентирующим этот порядок, является приказ Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний № 261 от 16 декабря 2003 г., которым утверждено Положение об Апелляционной комиссии Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний по вопросам распределения, направления и перевода для отбывания наказания осужденных к лишению свободы. Им установлен порядок направления и перевода осужденных, их классификация, а также порядок и условия обжалования решений органов, которые осуществили распределение осужденных и направили их в конкретное учреждение. Исходя из содержания указанного приказа, а также норм Основного Закона обжалование осужденными решений соответствующих комиссий по вопросам распределения имеет 3 уровня: а) обжалование решения комиссии начальнику регионального управления Пенитенциарной службы, который дает соответствующее указание относительно повторного рассмотрения комиссией жалобы, о чем информируют Апелляционную комиссию, б) обжалование решения комиссии в Апелляционную комиссию и в) обжалование решения в суд. Из названных уровней названный приказ регулирует лишь первые два.

Относительно других решений органов уголовно-исполнительной службы или иных органов государства их обжалования вообще представляется весьма сомнительным, поскольку механизм его реализации достаточно затруднен. В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины эта категория дел должна рассматриваться именно административными судами, но на сегодня нет такой судебной практики, поэтому вопрос о подсудности дел по жалобам осужденных на действия органов и учреждений УИС остается открытым.

Казалось бы, возможность осужденного обращаться с перечисленными документами в упомянутые нами компетентные органы, учреждения, организации предусмотрена и регламентирована. Но надо обратить внимание на существующие недостатки в этом вопросе. Прежде всего основной недостаток заключается в том, что осужденным не оказывается помощь в составлении обращений, заявлений и жалоб. Все они формулируются так, что из их содержания непонятно, чего именно хочет

осужденный, да и не всегда такое лицо может быть надлежащим образом осведомлено, кому необходимо адресовать то или иное обращение, заявление или жалобу. Это часто приводит к тому, что обращение данного лица или не будет рассмотрено, или на него поступит дежурная отписка, или оно не дойдет до нужного адресата, или же могут быть пропущены сроки обращения в соответствующий орган (если подача таких заявлений, обращений и жалоб обусловлена сроками).

Ввиду того, что в условиях свободы для составления подобных документов каждое лицо имеет возможность воспользоваться помощью юриста или другого специалиста, необходимо на законодательном уровне для предотвращения дискриминации осужденных и обеспечения принципа равенства перед законом предусмотреть обязанность должностных лиц учреждений исполнения наказаний предоставлять осужденным необходимую помощь в этом. Такой порядок поможет разрешить и вопрос о просмотре корреспонденции, который, кстати, является вторым проблемным моментом института подачи обращений, заявлений или жалоб осужденными лицами.

Вообще система подачи обращений, заявлений или жалоб построена так, что с помощью института пересмотра любая корреспонденция осужденного может быть отправлена или не отправлена адресату, и неизвестно, дадут ей так сказать, ход или нет в зависимости от того, угрожает она неприятностями должностным лицам уголовно - исполнительных учреждений или нет.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что действующее законодательство Украины не обеспечивает осужденным возможности подачи обращений, заявлений или жалоб компетентным органам, учреждениям, организациям, должностным и служебным лицам, поскольку урегулирование этого вопроса имеет признаки дискриминации. Иначе говоря, эффективного механизма реализации права осужденных на подачу обращений, заявлений или жалоб в Украине нет.

Как отмечает М.М. Минаев, существенным недостатком действующего уголовно -исполнительного законодательства, которым регулируются права таких лиц, является почти полное отсутствие возможности использования судебной защиты [3, с. 153]. Доступ к правосудию им обеспечивается лишь относительно законности применения к ним процессуальных мер и наказаний -через институт судебного обжалования решений органов дознания, следствия и суда, а также обжалования решений суда первой инстанции.

Возможность обращения в суд лица, находящегося в одном из вышеперечисленных процессуальных статусов, по вопросам обжалования ненадлежащего с ним обращения со стороны персонала соответствующего учреждения вытекает из ст. 5 5 Конституции Украины как нормы прямого действия. Однако порядок такого обращения, к сожалению, прямо не предусмотрено ни одним законом или подзаконным нормативно-правовым актом.

Другим недостатком, который присущ, в частности, механизму подачи осужденным жалобы на решение региональных комиссий по вопросам распределения, направления или перевода осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительные учреждения, является порядок рассмотрения жалобы. Законодатель, определяя процедуру обжалования, ограничился указанием на то, что представление и рассмотрение жалобы осужденного осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "Об обращении граждан" [4]. Это положение фактически сводит жалобу на решение Комиссии до уровня обращения, что, в свою очередь, влечет за собой такие последствия: а) длительный срок рассмотрения жалобы-обращения (30 дней); б) форма реагирования - ответ на обращение; в) представление такой жалобы-обращения не приостанавливает действия обжалуемого акта, а самое главное - это то, что г) такое обращение и процедура его рассмотрения делают жалобу не процессуальным документом, а придают ему иной правовой статус и в конечном итоге выводят его из-под юрисдикции административного суда, в котором обжалуются акты органов власти (субъектов властных полномочий). Иными словами, установленная процедура - это не обжалование, а скорее письмо осужденного к Апелляционной комиссии. Кстати, Положение о последней содержит ссылку на ст. 113 УИК, на основании которой осужденные обжалуют решение Комиссии, а эта статья, в свою очередь, является законом, регламентирующим порядок отправления осужденными писем.

С учетом изложенного можем констатировать, что процедура обжалования в Апелляционную комиссию является неэффективной: целесообразнее осужденному обжаловать решение Комиссии непосредственно в административный суд. Однако о таком своем праве, увы, знают немногие осужденные, а степень их осведомленности не высока.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными содержат предписания, согласно которым осужденным необходимо: а) обеспечить право обращаться с просьбами и жалобами к администрации учреждения, где они содержатся; б) подавать жалобы и заявления лицам, инспектирующим учреждения без присутствия начальника данного учреждения; в) подавать жалобы и заявления в вышестоящий орган пенитенциарной системы, судебные и другие соответствующие органы в конфиденциальном порядке. Право осужденных на обращение должно быть обеспечено путем немедленного их рассмотрения.

При проведении инспектировании учреждений исполнения наказаний Украины Европейский Комитет по предупреждению пыток, бесчеловечного или унизительного обращения или наказания (далее -Комитет) уделял значительное внимание возможности подавать жалобы, поскольку эффективный порядок обжалования проверки по жалобам осужденных является основной гарантией против жестокого или незаконного обращения с ними в местах лишения свободы. По результатам посещения этих учреждений Комитет отметил следующее: заключенным надо обеспечить возможность обжаловать те или иные действия персонала как в рамках пенитенциарной системы, так и вне ее и право обращаться в соответствующий орган власти с соблюдением конфиденциальности.

Процедура эффективного рассмотрения жалоб и проведения проверок -основные гарантии против жестокого обращения к заключенным в местах лишения свободы. Комитет уделяет особое внимание тому, чтобы регулярные визиты во все подобные учреждения осуществлялись независимым органом, который будет иметь полномочия рассматривать жалобы от заключенных и инспектировать все помещения. Такие органы помимо прочего могут играть важную роль в налаживании взаимоотношений и в устранении противоречий, возникающих между тюремной администрацией и заключенным [1, с. 163].

В своем Пятом периодическом докладе о мерах, направленных на осуществление Конвенции ООН против пыток, Украина утверждала, что со времени вывода Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний из подчиненности МВД письма-заявления граждан о жестоком обращении с ними в уголовно-исполнительных учреждениях являются исключением. Все они тщательно проверяются, а в случае выявления нарушений, свидетельствующих о негуманном отношении, принимаются меры для их немедленного устранения [2, с. 34]. По официальным ответам правоохранительных органов почти все жалобы, которые они получают от осужденных, не подтверждаются. Исходя из этого можно сделать вывод, что нарушения, которые выявляются органами прокуратуры и о которых говорится в официальных письмах, либо непосредственно не касаются лиц, лишенных свободы, либо скрываются органами Департамента [2, с. 81].

Существенным признаком реализации права на подачу обращений, заявлений или жалоб заключенными международные стандарты определяют конфиденциальность предоставления документов. Правда, международные акты не определяют ее границ. Но отечественное законодательство вопреки международным нормам и собственной Конституции, провозглашающей запрет любой цензуры, содержит понятие «просмотр корреспонденции осужденных». Объема последнего действующее законодательство не называет, что не позволяет говорить об обеспечении права на переписку и возможности его нарушения, поскольку нельзя установить, является просмотр корреспонденции нарушением условий переписки или нет. Раздел 4 Инструкции по организации просмотра корреспонденции лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний и в следственных изоляторах, наводит на мысль, что корреспонденция осужденных фактически подлежит цензуре, которая, разумеется, не предусматривает никаких возможностей для конфиденциальности переписки осужденных. Такое положение является нарушением требований международных нормативных актов.

Все приведенное позволяет сделать, к сожалению, неутешительный вывод. Действующее уголовно -исполнительное законодательство содержит положения, регулирующие право осужденных на переписку и подачу заявлений, жалоб и предложений, но эти положения противоречат как Конституции Украины, так и международно-правовым актам, касающихся затронутой нами проблемы.

Список литературы: 1. Бущенко А.П. Аналіз відповідності українського законодавства та практики стандартам й рекомендаціям Європейського Комітету запобігання катуванням та жорстокому поводженню// Проти катувань/ Харків. правозах. гр. - Х.: Права людини, 2005. - 163 с. 2. Конвенція ООН проти катувань/Харків. правозах. гр. - Х.: Права людини, 2007. - 34 с. 3. Мінаєв М.М. Аналіз кримінально-виконавчого законодавства щодо права ув’язнених на оскарження рішень, дій та бездіяльності працівників правоохоронних органів і кримінально-виконавчої системи// Проти катувань/Харків. правозах. гр. -Х.: Права людини, 2007. - 153 с. 4. Про звернення громадян: Закон України № 393 -96 ВР від 02.10.1996 р. // Відом. Верхов. Ради України. - 1996. - № 47. - Ст. 256.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА ПЕРЕПИСКУ И ОБРАЩЕНИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, ЗАЯВЛЕНИЯМИ И ЖАЛОБАМИ

Романов М.В.

Определено место права на переписку в структуре иных прав осужденного. Выделены основные противоречия действующего законодательства в вопросах правового регулирования института переписки осужденных. Даны рекомендации о возможных изменениях уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: осужденный, право на переписку, заявления осужденного, обжалование осужденным решений органов уголовно-исполнительной службы.

LEGAL REGULATION OF CONVICTS' RIGHT TO CORRESPONDENCE AND REQUESTS WITH PROPOSITIONS, DECLARATIONS, AND COMPLAINTS

Romanov M.V.

The place of correspondence in the structure of convict's other rights is determined. The main contradictions of enacting legislation in aspects of legal regulation of institute of convicts' correspondence are distinguished. The recommendations concerning possible corrections of criminal executive law are provided.

Key words: convict, right to correspondence, convict's declarations, convict's appeal against decisions of criminal executive office.

nocmynuna e peàa^uw 10.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.