Научная статья на тему 'Правовая защита объектов интеллектуальной собственности в структуре управления производственными системами'

Правовая защита объектов интеллектуальной собственности в структуре управления производственными системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова М.В.

Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты построения информационного общества с учетом применения единых подходов к формированию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, включая создание рынка интеллектуальной собственности в системе управления производственными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая защита объектов интеллектуальной собственности в структуре управления производственными системами»

мики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 58-60.

4. Константинова Е.П. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие / Е.П. Константинова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 288 с.

5. Мусифуллина Р.Р. Переход на международные стандарты финансовой отчетности [Текст] / Р.Р. Мусифуллина // Молодой ученый. - 2014. - № 21.2. -С. 37-38.

6. Черных И.Н. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. курс (учебно-методический комплекс) [Электронный ресурс] / И.Н. Черных, Моск. ин-т экономики, менеджмента и права; Центр дистанционных образовательных технологий. - 2010. - Режим доступа: http://www.e-colle-ge.ru/xbooks/xbook094/book/index/index.html.

7. Шишова Л.И. МСФО в России: особенности перехода [Текст] / Л.И. Шишова, И.А. Пинясова // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 323-325.

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ СИСТЕМАМИ

© Попова М.В.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты построения информационного общества с учетом применения единых подходов к формированию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, включая создание рынка интеллектуальной собственности в системе управления производственными процессами.

Ключевые слова: управление, информационное общество, глобализация, интеллектуальная собственность, правовая защита, научно-технический потенциал, инновационный ресурс.

В условиях трансформации управления производственными процессами формирование рынка интеллектуальной собственности является одним из главных направлений развития российской экономики. Основная ценность интеллектуальной собственности состоит в том, что это - единственный способ законной монополизации производства новых товаров и услуг с высококачественными потребительскими свойствами. В настоящее время на мировом рынке товаров и услуг существует только одна конкуренция -

* Доцент кафедры Информационных систем, к.п.н.

конкуренция качества. Проблема дефицита как таковая отсутствует. Поэтому интеллектуальная собственность среди прочих современных ценностей в среде бизнесменов, банкиров и промышленников выходит на первое место.

Многие предприятия, имея в своем распоряжении и пользовании различные объекты интеллектуальной собственности, не всегда могут квалифицированно разобраться в их классификации и соответственно не могут их идентифицировать, поставить на баланс, или передать в пользование [10, с. 122].

Мы согласны, что в зависимости от степени развития законодательства, регулирующего рыночные отношения внутри каждого государства, рынки интеллектуальной собственности можно подразделить на два вида: 1) нецивилизованный, с неразвитым законодательством, где допускается торговля любыми подделками, включая товары, их маркировку товарными знаками и фирменными наименованиями, заимствование технологий и дизайнерских решений; 2) цивилизованный, с развитым рыночным законодательством и законодательством по интеллектуальной собственности, который основывается на строгом соблюдении государственных и международных нормативных и законодательных актов по интеллектуальной собственности [3, с. 32].

Ориентация на инновационный тип развития, вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот во всех высокоразвитых государствах мира рассматривается как одно из ключевых направлений подъема экономики. В настоящее время к странам с цивилизованным рынком относится США и большинство европейских стран. Именно в этих странах доля нематериальных активов ведущих компаний превышает 70 % в общем инвестированном капитале.

По мнению некоторых авторов [1, с. 66; 4, с. 135; 8, с. 235], российская экономика пока еще недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса, и богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия, не используется должным образом. Задачи развития экономики России требуют более полного использования потенциальных возможностей, которые сосредоточены в области создания, правовой охраны и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки и технологий. Правовая охрана и защита прав интеллектуальной собственности при создании технологических новшеств - важнейший элемент распространения рыночных отношений в научно технической сфере.

За последние годы на государственном уровне предпринят ряд мер для того, чтобы привести российское законодательство в соответствие с минимальными общеобязательными стандартами охраны интеллектуальной собственности, что является одним из условий глобализации и интернационализации экономики России в сфере международного разделения труда. Это обусловлено не только необходимостью усиления борьбы с электронным пиратством, но и коренным изменением законодательства, появлением новых технологий, тем значением, которое придается интеллектуальной собственности на междуна-

родном уровне [2, с. 109]. Законодательные реформы, в частности, в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности заложили правовую основу для формирования цивилизованного рынка. Основным инструментом государственной политики в области использования и правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности служит нормативно-правовое регулирование инновационных процессов, опирающееся в основном на положения конституции РФ и ГК РФ. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности, выступающих на рынке в качестве товара, не может осуществляться напрямую, как это бывает на рынке обычных товаров [6, с. 157].

Товаром на рынке интеллектуальной собственности служат права на использование объектов интеллектуальной собственности, причем только с того момента, когда на объект интеллектуальной собственности (изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак) выдается охранный документ. И эти права могут передаваться только на договорной основе. При этом для некоторых видов договоров предусмотрена обязательная государственная регистрация.

Задачей каждого предприятия, которое стремится укрепить свои позиции, является переход на инновационный путь развития, т.е. возможность стать полноправным участником рынка интеллектуальной собственности [9, с. 2]. Как правило, собственно инновационная деятельность начинается с этапа создания или выявления объектов интеллектуальной собственности и установления необходимости их правовой охраны.

В целом управление правами на объекты интеллектуальной собственности можно условно разделить на четыре составляющих: учет; защита; оценка; распоряжение. Для эффективного распоряжения этими правами необходимо четкое понимание целей и задач, которые решаются при управлении интеллектуальной собственностью на предприятии.

Важную роль в повышении эффективности процесса управления интеллектуальной собственностью играет локальная нормативная база предприятия или организации [7, с. 244], основанная на действующих законах и нормативных актах, потому что именно создание благоприятной правовой среды для всех участников инновационной деятельности становится жизненно необходимым для привлечения средств как отечественных, так и зарубежных инвесторов.

Переход права собственности на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, программы, базы данных и другие объекты интеллектуальной собственности от государства к конкретным собственникам (юридическим и физическим лицам) кардинально изменяет содержание отношений между участниками инновационной деятельности и предопределяет ведущее значение гражданско-правовых методов в их регулировании.

Главным направлением развития большинства стран мира на среднесрочную и долгосрочную перспективу является переход на инновационный

путь развития [5, с. 86]. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, в значительной степени зависит будущее национальной экономики, в том числе: кардинальное повышение производительности труда; повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, выпускаемых ими товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; формирование национальной инновационной системы стран - совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации; формирование новых национальных и международных центров социально-экономического развития; повышение социальной составляющей крупного и среднего бизнеса и роста благосостояния населения.

Вместе с тем анализ последних лет перехода к инновационной экономике свидетельствует о том, что такая мотивация в России пока не достаточна. Основным является ориентация производителей промышленной продукции на решение текущих повседневных задач вместо задач долгосрочных. В то же время, инновационная деятельность имеет длительный цикл и срок окупаемости затрат при больших коммерческих рисках недополучения ожидаемого результата, требует отвлечения из хозяйственного оборота на НИОКР значительных ресурсов, на которые могут пойти трансконтинентальные корпорации либо объединения хозяйствующих субъектов, как на национальном, так и международном уровнях.

Поэтому в условиях активного развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых подходов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности и прав на них.

В целях повышения уровня координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон и создания оптимальной правовой среды для активного формирования основ национальной инновационной системы, создания условий перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности необходимо обеспечить регулирование следующих основных направлений инновационного развития: формирование благоприятных условий правового режима производства новых знаний как результата НИОКР; формирование благоприятных условий правового режима закрепления и правовой охраны, интеллектуальных прав, коммерциализации исключительных интеллектуальных прав на все виды интеллектуальной собственности как объекта рыночных отношений и роста нематериальных активов как объекта капитализации; определение правового статуса основных субъектов инновационных отношений, определяющего их инновационную мотивацию; создание и развитие инновационной инфраструктуры; эффективное государственное управление в сфере формирования и развития инновационной экономики через рынок интеллектуальной собственности, включая бюджетное финансирование и налогообложение; подготовка кадров в инновационной сфере.

В современных условиях реализации инновационной стратегии - идентификация, формирование, капитализация и управление нематериальными активами через рынок интеллектуальной собственности является, по сути, тем стратегическим ресурсом, использование которого позволит сохранить курс на модернизацию и преодолеть последствия мирового экономического кризиса. Базовым условием для этого является формирование рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего баланс интересов авторов, предприятий и организаций. Таким образом, интеллектуальная собственность, в том числе в системе ИКТ, играет важнейшую роль как средство капитализации активов предприятий и организаций и как инвестиционный ресурс.

Список литературы:

1. Барсуков М.Г., Молчаненко С.А. Особенности и направления государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-2 (53-2). - С. 66-72.

2. Молчаненко С.А. Основные показатели статистической идентификации социально-экономического развития региона // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 41-1. - С. 109-114.

3. Молчаненко С.А. Оценка экономического развития совместных предприятий в регионе // Актуальные вопросы науки. - 2015. - № XVII. - С. 32-35.

4. Молчаненко С.А. Система показателей оценки социально-экономической эффективности предпринимательских структур // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 31. - С. 135-138.

5. Скрипниченко Ю.С., Молчаненко С.А., Барсуков М.Г. Формирование центров опережающего развития в аграрной экономике Ставропольского края // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 4. - С. 86-93.

6. Шуваев А.В. Информационные и экономические аспекты категории «трудовой потенциал» // В сборнике: Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона. - 2013. - С. 157-159.

7. Шуваев А.В. Управление организацией как социально-экономической системой // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 24. - С. 244-249.

8. Шуваев А.В. Управление экономическими системами с учетом экологических факторов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 23. - С. 235-237.

9. Шуваев А.В. Концептуальные вопросы аграрного реформирования // Аграрная наука. - 2003. - № 12. - С. 2-3.

10. Шуваев А.В. Кадровый рынок информационных услуг // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.