УДК 159.922
Столяренко Денис Владимирович
аспирант Новочеркасской государственной мелиоративной академии тел.: (904) 509-23-99
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Stolyarenko Denis Vladimirovich
post-graduate student of Novocherkassk State Reclamation Academy tel.: (904) 509-23-99
LEGAL SOCIALIZATION: SOCIAL-AND-PHILOSOPHICAL
ASPECT
Аннотация:
В статье рассматриваются социальнофилософские проблемы правовой социализации личности, особенности и негативные проявления правовой социализации в российском обще-стве.
Ключевые слова:
правовая социализация, право как форма социального бытия, социальность, внешние и внутренние (индивидные) формы социальности.
The summary:
In the article there are considered social-and-philosophical problems of legal socialization of the person, the feature and the negative displays of legal socialization in the Russian society.
Keywords:
legal socialization, right as form of social being, sociality, external and internal (individual) forms of sociality.
Большинство россиян стремятся жить в стабильном процветающем обществе, и это выражено в состоянии общественного сознания. В этом процессе важную роль могло бы сыграть право как специфическая форма социального бытия людей и особый тип социальной регуляции. Такое понимание права как определенной целостности восходит к интерпретации общества как правового универсума, как системы общественных отношений, конкретизируемых в пра-воповедении населения. Существенное своеобразие российского социума состоит в декларированном признании права и ограниченности, неполноты форм правового воспроизводства на системном и межличностном уровнях. Искомое философией единство правовой сущности и правовых явлений, которое выступает фундаментальным принципом социальной саморегуляции, не достигнуто в социальной реальности. Право одобряется как идеальный конструкт, как должная сфера социального бытия, но не влияет на производство и воспроизводство форм социальности, уступая место различным адаптивным или спонтанным влияниям.
Российское общество, прошедшее период трансформаций, характеризуемых глубокими институциональными и структурными изменениями, испытывает эффект правовой аномии, массового правового нигилизма и неэффективности действующих правовых институтов. Правосознание российского общества неоднородно, содержит противоречивые тенденции к становлению и поддержанию правопорядка и правового анархизма, доминирование неформальных социальных норм на уровне межличностного взаимодействия. В обществе неосознанно понимание формального равенства как формулы рациональности социальных отношений, что связано с несоблюдением принципа равенства перед законом и социокультурной ориентации на справедливость вне закона. В российском обществе не сложилась система правовой социализации, интернализации правовых норм в сознании и поведении людей, в формировании их повседневных практик и выбора способов жизнедеятельности. Российское общество далеко от формирования рационального социокультурного типа личности, ориентированной на легальные и легитимные формы деятельности и построение отношений с другими людьми на принципах права, взаимозависимости и доверия.
Право немыслимо без авторитета и принуждения государства, но в социальнофилософском дискурсе общество не может быть отождествлено с государством, так как ориентировано на социальную саморегуляцию и социализацию личности. Поэтому рассмотрение правовой социализации не может быть ограничено правовым или социологическим анализом. Если право является формой социального бытия людей, способом социальной регуляции, воспроизводством форм социальности, правовая социализация личности может быть охарактеризована как освоение человеком норм и ценностей права в целях формирования личности. Разумеется, внешние и внутренние формы социальности могут не совпадать, так же как и не совпадает понимание социального и правового порядков. Выявление правовой социальности человека, погруженности в правовую жизнь согласуется с изменениями, происходящими в системе правовых отношений. Проблемы правовой социализации указывают, что право перестало
играть или не актуализирует непосредственную зависимость человека от человека, как и меру его свободы и состоятельности. Бытие российского общества закрепилось в обыденном сознании «неправовым», что требует осмысления целей, характера, направленности, сущности правовой социализации личности в российском обществе как процесса вхождения личности в правовое пространство и как формы воспроизводства ее социальности. Иначе говоря, необходимо выяснить, какой степенью социальной значимости обладает правовая социализация в конкретных социальных отношениях, каким образом индивид испытывает влияние права и как воспринимает и делает внутренними имманентными структурами собственной деятельности правовые нормы. Именно эти аспекты проблемы состояния и направленность правовой социализации личности в российском обществе представляется наиболее актуальным для социальнофилософского осмысления. Принципиальная возможность социально-философского анализа исследуемого явления состоит в фундаментальном обстоятельстве, что право - это определенная форма общественных отношений, то реальное содержание, которое оформляется через регуляцию социальной деятельности людей.
Концептуализация правовой социализации личности в социально-философской мысли связана со становлением теории естественного закона, трактующего правовую социализацию как условие удовлетворения человеком потребностей в самосохранении и развитии, и выявляющей меру цивилизации человека. Правовой социализации придается объективированность, предопределенность по отношению к обществу и индивиду как закономерности общественного развития. Смещение правовой социализации в сферу социального взаимодействия, сформулированное в современной социально-философской мысли, основывается на понимании значимости внутренних (индивидных) форм социальности и роли правовой социализации в становлении социальности личности.
Российская социально-философская мысль рассматривает правовую социализацию как меру социальности личности (В.В. Толстых), определяет противоречие форм социальности и выход за границы социальной жизни, как следствие неполной правовой социализации (В.Е. Ке-меров) [1]. Подчеркивая формальную определенность права и гарантированность публичной (государственной) власти, Ю.П. Пивоваров акцентирует внимание на осмыслении правовой социализации, ее границ и оснований как деятельности, направленной на осмысление и преобразование права. Реализуя идеи школы права Л. Петражицкого, устанавливается, что правовая социализация действенна, когда органически связана с социальным опытом, с социальными эмоциями и переживаниями конкретных индивидов.
В работах В.С. Нерсесянца, В.В. Лапаевой, Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова [2] правовая социализация рассматривается в контексте совершенствования правовых механизмов и налаживания системы правового воспитания личности, что ориентирует на изучение социальных функций права и последствий, связанных с принятием и реализацией определенных правовых практик. Полагая, что правовая социализация определяется деятельностью государства, как основного правосубъекта, и способности права быть инструментом согласования различных социальных интересов в контексте формального равенства, отмеченная позиция исходит из правовой социализации личности как внешней социальности.
Таким образом, в российской социально-философской мысли определились социальносубъектный и социально-структурный подходы к описанию, объяснению, интерпретации правовой социализации личности, основное различие которых состоит в формуле социализации, ис-ходности личности или государства, внутренних или внешних социальных форм.
Несмотря на расхождение подходов, исследователи признают необходимость и особую значимость теоретического постижения правовой социализации, требующей актуализации потенциала социально-философской мысли, включающей динамику и сложность социальных форм, границы и условия социальности, правовую соразмерность общественного сознания. Правовая социализация в социально-философской мысли описывается по двум основным направлениям: методологического индивидуализма и социального объективизма. Правовая социализация личности в изменяющемся российском обществе является внешней формой социальности, ориентированной на регулятивную функцию правовых норм, закрепление правового статуса граждан через зависимость от функционирования государства как основного источника и гаранта права. Правовая социализация в таком контексте понимается как результат воздействия на личность социальных институций с целью усвоения и осмысления правовых норм в отношениях с государством и обществом и не в полной степени актуализирует значимость права в становлении социальности личности.
Правовая социализация, исходя из приоритета внутренних форм социальности, может реализоваться как включение индивида в мир права, закрепление минимальных стандартов социальной жизни и актуализацию права в качестве потребности и условия социального взаи-
модействия людей. Мы рассматриваем право как форму социального бытия, а правовую социализацию - как включение права в систему социальной самодетерминации, деятельностномотивационной структуры личности, формирование индивидной социальности. Социальный индивид описывается как субъект правового выбора, осуществляемого в процессе социального взаимодействия. Особенности правовой социализации в российском обществе определяются, во-первых, транзитивностью форм социальности, их конфликтным плюрализмом, что ограничивает социальные стандарты правовой социализации; во-вторых, правовая социализация, в основном, актуализируется в отношениях индивида с обществом и государством и не стала формулой межличностных взаимодействий. Перспективы правовой социализации в структуре социальной зависимости российского общества связаны с высвобождением человека из системы непосредственных социальных зависимостей и «присвоение» права в качестве внутренней формы социальности.
Правовая социализация обретает социальную перспективу с проникновением в различные сферы социального бытия людей и с расширением горизонтов социального сознания, позволяющего вписывать правовые нормы в реальные связи социальной структуры общества.
Ссылки:
1. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М., 2000.
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. 2006. № 6.
References (transliterated):
1. Kemerov V.Y, Kerimov T.H. Khrestomatiya po sot-sial'noy filosofii. M., 2000.
2. Zubok Y.A. Chuprov V.I. Pravovaya kul'tura molodez-hi v rakurse transformatsionnyh strategiy. // Sotsis. 2006. No. 6.