Научная статья на тему 'Правовая регламентация использования воздушного пространства над Арктическим регионом'

Правовая регламентация использования воздушного пространства над Арктическим регионом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
939
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
международное воздушное право / статус воздушного пространства / правовой режим международного воздушного пространства / Арктический регион / Арктический совет / делимитация / поиск и спасание. / international air law / airspace status / legal regime of the international airspace / ^Arctic region / Arctic Council / delimitation / search and rescue

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгения Александровна Сокова

Статья посвящена исследованию современного правового статуса воздушного пространства над Арктическим регионом. Автор приводит позиции ученых относительно использования арктического воздушного пространства и выявляет существующие пробелы в нормативном регулировании. Отмечается, что, несмотря на активную деятельность государств в воздушном пространстве над Арктикой, формально ее статус не определен и вызывает множественные споры, в том числе по делимитации арктического пространства. В статье проанализирована деятельность Арктического совета и положения Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества (Фэрбанкс, 2017 г.). Автор приходит к выводу о необходимости принятия международного договора о поиске и спасании в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the use of airspace over the Arctic region

This article is devoted to the study of the modern legal status of airspace over the Arctic region. The author gives the position of scientists regarding the use of Arctic airspace and identifies existing gaps in policy management, ft is noted that despite the activity of states in the airspace over the Arctic, formally its status is not defined and causes numerous debates, including the guestion of delimitation of the Arctic space. The article analyzes the activity of the Arctic Council and the provisions of the Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation (Fairbanks, 2017). The author comes to the conclusion that it is necessary to conclude an international treaty on search and rescue in the Arctic.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация использования воздушного пространства над Арктическим регионом»

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10240

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА НАД АРКТИЧЕСКИМ РЕГИОНОМ

Евгения Александровна СОКОВА, соискатель кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов E-mail: Evgeniya.gnatik@gmail.com

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. Статья посвящена исследованию современного правового статуса воздушного пространства над Арктическим регионом. Автор приводит позиции ученых относительно использования арктического воздушного пространства и выявляет существующие пробелы в нормативном регулировании. Отмечается, что, несмотря на активную деятельность государств в воздушном пространстве над Арктикой, формально ее статус не определен и вызывает множественные споры, в том числе по делимитации арктического пространства.

В статье проанализирована деятельность Арктического совета и положения Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества (Фэрбанкс, 2017 г.).

Автор приходит к выводу о необходимости принятия международного договора о поиске и спасании в Арктике.

Ключевые слова: международное воздушное право, статус воздушного пространства, правовой режим международного воздушного пространства, Арктический регион, Арктический совет, делимитация, поиск и спасание.

Annotation. This article is devoted to the study of the modern legal status of airspace over the Arctic region. The author gives the position of scientists regarding the use of Arctic airspace and identifies existing gaps in policy management. It is noted that despite the activity of states in the airspace over the Arctic, formally its status is not defined and causes numerous debates, including the question of delimitation of the Arctic space.

The article analyzes the activity of the Arctic Council and the provisions of the Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation (Fairbanks, 2017).

The author comes to the conclusion that it is necessary to conclude an international treaty on search and rescue in the Arctic.

Keywords: international air law, airspace status, legal regime of the international airspace, Arctic region, Arctic Council, delimitation, search and rescue.

Арктика — это территория с неопределенным статусом и правовым режимом воздушного пространства. Данный регион является очень перспективным, поэтому в нем постоянно проводятся научные исследования (геологические, экологические, зоологические, метеорологические и др.). Проведение таких исследований невозможно без применения авиационной техники.

Особенность Арктики заключается в том, что воздушное пространство над этой территорией

одновременно имеет два правовых статуса: воздушное пространство над государственной территорией (российские, норвежские и канадские острова, датская Гренландия) и над международными территориями (открытое море, ледники, арктический шельф).

В связи с этим сложно контролировать все совершаемые в районе Арктики полеты на предмет пролета только над открытым морем или над суверенной территорией. Невозможно присвоить всем островам, находящимся под суверени-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

тетом государств, двенадцатимильное территориальное море, поскольку зачастую острова расположены слишком близко друг к другу и такое разграничение только вызовет путаницу. Поэтому нередки ситуации, когда воздушные суда пересекают, например границу Российской Федерации, без получения предварительного разрешения. Подобное положение дел требует поиска международно-правового решения.

Арктический регион весьма перспективен с точки зрения развития воздушного транспорта.

Как отмечает А.М. Фадеев, возрастает целесообразность установления скоростных маршрутов для кроссполярных сообщений, в том числе авиационных (именно такие проекты обеспечивают связь между Восточным и Западным полушариями Земли по кратчайшим маршрутам)1.

По мере развития средств управления воздушным движением сфера таких полетов может быть значительно расширена с включением пассажирских перевозок.

По мнению А.М. Фадеева, в этом контексте самым перспективным является проект «Северный воздушный мост», по которому маршруты из Юго-Восточной Азии в Северную Америку сократятся на 2—5 часов2. Ученый акцентирует внимание на том факте, что, помимо преодоления технических сложностей, важно наличие соответствующего правового регулирования3. Несмотря на то что такие рейсы уже выполняются (например, авиакомпанией AirBridge Cargo4), международно-правовая база так и не сформирована.

А.В. Васильев отмечает, что ситуация в Арктике на сегодня стабильна и предсказуема, поскольку арктические государства активно сотрудничают в разных форматах по всем направлениям5. Однако в правовой сфере сотрудничество нельзя назвать абсолютно плодотворным. Правоотношения в Арктике основаны в большей степени на международных обычаях.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила ряд обычаев, уже давно применяемых в данном регионе: территориальное море, 200-мильная исключительная экономическая зона, вопросы защиты и сохранения морской среды.

Однако арктические государства, как считает А.В. Васильев, определенным образом обходили вопросы регулирования территории Арктики при принятии Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., поэтому де-факто не считают документ применимым к данной территории. Как следствие, в настоящее время не все признают пространства за пределами 200-мильной

зоны открытым морем; например, США претендует на присвоение континентального шельфа от берегов Аляски на расстояние до 600 миль6.

Но в настоящее время, как было заявлено на Международном научном симпозиуме 2011 г., следует квалифицировать как открытое море освободившиеся от многовекового льда воды Центрально-Арктического района7.

Как уже было отмечено, Арктический регион интересует многие государства по различным параметрам. Особые национальные интересы России в Арктике сосредоточены в области геополитики, обороны, экономики, науки и экологии, обеспечения жизнедеятельности населения северных территорий8.

По мнению Ю.Ф. Лукина, «оборонные интересы России обосновываются тем, что в Арктике есть, что защищать и оберегать»9. Арктика сегодня представляет собой важнейшую акваторию базирования военно-морских сил стратегического назначения России, называемую «арктическим щитом России». В Арктике находится множество военных объектов: базируется Северный флот ВМФ, ядерный полигон на Новой Земле, оборонные предприятия в Северодвинске, пограничные войска.

Примечателен факт, что воздушное и космическое пространство над Арктикой также начинает представлять информационный интерес. Норвегия в 2008 г. заявила о проекте научно-исследовательского института Sintef «Баренцево море на экране», который заключается в создании системы наблюдения с помощью спутников, кораблей, самолетов, радиолокационных систем и морских сенсоров.

Й.Г. Стёре, министр иностранных дел Норвегии, заявил, что система будет гражданской, а не военной, и будет использоваться главным образом для сбора данных о климате, окружающей среде и мореходстве, отслеживать все изменения и быстро реагировать в случае аварии или другого происшествия10. В 2009 г. проект был запу-щен11, и сегодня результаты наблюдений публикуются на сайте в сети Интернет www. barentswatch.no.

В контексте международного воздушного права одним из важнейших факторов, свидетельствующих о необходимости нормативного закрепления режима воздушного пространства над Арктикой, является факт постоянного проведения военных мероприятий в регионе. При-арктические государства регулярно проводят военные учения наземной, морской и воздушной техники. В ряде случаев такие учения со-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

провождаются наблюдателями (так, в 2016 г. учения США по поиску и спасанию терпящих бедствие на море проводились с участием наблюдателей со стороны Канады, России, Норвегии и Финляндии12).

С 2015 г. Россия начала постоянные учения воздушно-десантных войск в Арктике. Регулярные высадки десантников происходят в различных районах, в том числе и на дрейфующих льдах. В учениях принимают участие и военно-космические силы России13. Подобные мероприятия проводятся, в том числе, совместно с союзными государствами, например, с Силами специальных операций Беларуси14.

В декабре 2015 г. на Северном флоте заступил на боевое дежурство по охране воздушного пространства Российской Федерации новый зенитный ракетный полк Кольского соединения ПВО15, на вооружении которого находятся зенитные ракетные системы дальнего действия.

Арктический регион крайне перспективен с промышленной точки зрения.

В 2017 г. премьер-министр Д. Медведев подписал распоряжение о создании в Кольском заливе Баренцева моря четырех искусственных островов. На искусственных островах планируется строительство центра для «изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа, а также ремонта и обслуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений»16. Для такого строительства, несомненно, потребуется содействие авиации.

Ю.Ф. Лукин также отмечает, что развитие промышленной авиации является одним из национальных приоритетов России17.

Все обозначенные выше мероприятия свидетельствуют об активной деятельности государств в Арктике. Однако, как уже было отмечено, сложность полетов в Арктике обусловлена фактом наличия большого количества островов, принадлежащих различным государствам, провести границу территориального моря от которых не представляется возможным. Именно поэтому актуальна проблема делимитации Арктического пространства, которая уже много десятилетий вызывает постоянные споры.

На сегодняшний день существуют несколько вариантов такой делимитации. Канадский вариант предполагает деление на секторы, боковые стороны которых исходят от начальных и завершающих точек государственных границ. Вариант Евросоюза в лице Дании заключается в

делении по линии на равных расстояниях от берегов. США предлагают оставить в центре Арктики за пределами исключительных экономических зон территорию, свободную для всех18.

Для укрепления международной кооперации в Арктическом регионе в 1996 г. заинтересованными государствами был создан Арктический совет — межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике (подп. «а» п.1 Декларации об учреждении Арктического совета; Оттава, 1996 г.).

В Арктическом совете восемь участников — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки. Помимо учредителей, в Совете представлены постоянные участники и наблюдатели. Мандат Арктического совета не включает вопросы военной безопасности.

Неарктические государства, представленные в Арктическом совете, принимают участие посредством сотрудничества в рамках рабочих групп. Такими государствами являются Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Соединенное Королевство, Китайская Народная Республика, Республика Италия, Япония, Республика Корея, Республика Сингапур, Республика Индия.

В последние годы увеличилась активность арктических притязаний со стороны азиатских государств. Так, согласно сообщению Госсовета КНР, страна намерена развивать проект «Полярный шелковый путь». Он подразумевает создание морских торговых путей в арктическом регионе19.

В 2016 г. начались переговоры между Китаем, Японией и Южной Кореей о сотрудничестве и координации деятельности в Арктике20.

В рамках Арктического совета на Министерской сессии 2017 г. в Фэрбанксе (Аляска, США) было подписано Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества. Целью Соглашения, согласно ст. 2, является укрепление сотрудничества в области научной деятельности для повышения результативности и эффективности развития научных знаний об Арктике.

Согласно п. 1 ст. 6 Соглашения стороны содействуют доступу участников в наземные, при-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

брежные, атмосферные и морские пространства в установленных географических районах в соответствии с международным правом в целях осуществления научной деятельности. Установленные географические районы в контексте Соглашения — это территории, в отношении которых участники Соглашения осуществляют суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, включая сухопутную территорию и внутренние воды в данных районах и прилегающее территориальное море, исключительную экономическую зону, а также континентальный шельф. Установленные географические районы также включают районы за пределами национальной юрисдикции в открытом море к северу от 62 градусов северной широты21 (перечень таких территорий указан в Приложении 1 к Соглашению).

Пункт 3 ст. 6 Соглашения устанавливает обязанность участников содействовать научной деятельности, требующей воздушного сбора данных в установленных географических районах.

Ю.Ф. Лукин предлагает создание под эгидой ООН новой геополитической структуры — Международного арктического союза «Арктик — XXI» с целью открытия «публичной площадки» для обмена мнениями по основным арктическим вопросам (освоение природных ресурсов, экономика, инфраструктура, мониторинг актуальной ситуации)22. Существующий Арктический совет работает в сфере экологии и культуры, но проблем в регионе намного больше и основная — делимитация арктического шельфа.

Все виды вышеуказанной деятельности, как в интересах экономики, науки и экологии, так и в интересах обороны, невозможно осуществлять без использования воздушного пространства авиационными и иными техническими устройствами. Поэтому крайне необходимо определить статус и установить международно-правовой режим арктического воздушного пространства.

Районы полетной информации прибрежных арктических государств уже установлены двусторонними соглашениями и опубликованы в Европейском аэронавигационном плане. Однако в арктической зоне в настоящее время не организована поисково-спасательная служба. Это обусловлено тем, что в районе за 60-й параллелью северной широты плохо работают средства связи, и полеты преимущественно производятся по приборам.

Для полноценного и максимально безопасного освоения арктического региона важно установить воздушные трассы, должным образом оборудованные техническими средствами.

Организация поисково-спасательной службы предполагает постоянное дежурство спасательных воздушных судов, однако таким судам негде базироваться. Полеты с берега займут много времени и, вероятнее всего, будут малоэффективны.

Возможно, удачным решением станет использование искусственных островов, сооружений и установок, задействованных для промышленных целей, в качестве стоянок для поисково-спасательных служб.

Однако уже понятно, что назрела необходимость заключения договора по поиску и спасанию в Арктике. Такой договор должен содержать положения об обязанности совершать поисковые и спасательные полеты воздушных судов, находящихся ближе всего к зоне бедствия. Также важно закрепить обязательство воздушных судов, уже осуществляющих спасательные операции, постоянно сообщать службе ОВД о своем местоположении во избежание опасных сближений и столкновений.

Современная ситуация в Арктике требует введения специального правового режима в отношении островов. Международные полеты, совершаемые над территорией Арктики, не могут производиться по маршрутам, предусматривающим облет каждого острова, находящегося под суверенитетом того или иного государства. Такой вариант экономически не выгоден: маршруты будут увеличиваться, следовательно, возрастет время полета, расход топлива и провозная плата. Именно поэтому для организации международных полетов над Арктикой необходимо заключение международного договора между приарктическими государствами, на основании которого будут установлены маршруты, в том числе и над суверенной территорией. Такое соглашение о воздушном сообщении необходимо исключительно для регулярных международных полетов.

1 Арктический регион. Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия: В 3-х т. / Под общ. ред. И.С. Иванова. М.: Аспект Пресс, 2013. Т. 2. С. 10.

2 Там же. С. 16.

3 Там же. С. 13.

4 Интернет-сайт медиахолдинга «Эксперт» // http:// expert.ru/siberia/2012/42/krosspolyarnyij-krasnoyarsk/ (Дата последнего посещения: 19.11.2017)

5 Арктический регион... Т. 1. С. 15.

6 Там же. Т. 3. С. 32.

7 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ле-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

довитом океане: Матер. Междунар. науч. симпозиума. РСМД / Под ред. И.С. Иванова. М., 2012.

8 Лукин Ю.Ф. Современное Арктическое конфликтное пространство // Холодная война в Арктике: Сб. ст. Архангельск: СОЛТИ, 2009. С. 345.

9 Там же. С. 346.

10 Лукин Ю.Ф. Арктика сегодня: для России и всего мира // Баренц-журнал (международный историко-архивный и общественно-политический журнал). Архангельск. 2008. № 1 (6). С. 53.

11 Интернет-сервис обзора СМИ // https://polpred.com/ ?т=1&ш_1<1=141082&8еагсЫ^=8ШТЕР (Дата обращения: 31.05.2018)

12 Сайт информационного агентства Росбалт Ш^:// www.rosbalt.ru/world/2016/08/23/1543351.html (Дата обращения: 31.05.2018)

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 Лукин Ю.Ф. Арктика сегодня: для России и всего мира ... С. 54.

18 Лукин Ю.Ф. Современное Арктическое конфликтное пространство. С. 349.

19 Сайт информационного агентства Росбалт.

20 Там же.

21 Офиц. интернет-сайт Арктического совета // Ы^:// oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1916 (Дата обращения: 31.05.2018)

22 Лукин Ю.Ф. Арктик — XXI: геополитика // Арктические перспективы XXI век: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Нарьян-Мар: ИД «Нарьян-Мар», 2010. С. 85.

Библиографический список

Документы межправительственных организаций

1. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) // http://base.garant.ru/ 2540490/

2. Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 1982 г.) // http://www.un.org/ depts/los/convention_agreements/texts/unclos/ unclos_r.pdf

3. Декларация об учреждении Арктического совета (Оттава, 1996 г.) // http://base.garant.ru/ 2541182/

4. Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества (Фэрбанкс, 2017 г.) // http://base.garant.ru/ 71776196/

Научная литература

5. Арктический регион. Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия: В 3-х т. / Под общ. ред. И.С. Иванова. М.: Аспект Пресс, 2013.

6. Лукин Ю.Ф. Арктик — XXI: геополитика // Арктические перспективы XXI век: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Нарьян-Мар: ИД «Нарьян-Мар», 2010. С. 81—86.

7. Лукин Ю.Ф. Современное Арктическое конфликтное пространство // Холодная война в Арктике: Сб. ст. Архангельск: СОЛТИ, 2009. С. 335—359.

8. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане: Матер. Междунар. науч. симпозиума. (Москва, 4 сентября 2012 г., РСМД); Рабочая тетр. / А.Н. Вылег-жанин и др. / Под ред. И.С. Иванова. М.: Спецкнига, 2012. 88 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.