Научная статья на тему 'Правовая природа государственно-церковных правоотношений'

Правовая природа государственно-церковных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
928
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / STATE-CHURCH RELATIONS / LEGAL NATURE / CHURCH / STATE / RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петюкова О. Н.

В работе рассматривается природа государственноцерковных отношений с позиций государственного и церковного права; анализируется содержание, субъектный состав, особенности взаимоотношений государства и церкви.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper considered the nature of state-church relations from a position of state and church law; an analysis of the subject composition, particularly the relationship of church and state.

Текст научной работы на тему «Правовая природа государственно-церковных правоотношений»

правовая природа государственно-церковных правоотношений

Ключевые слова: государственно-церковные отношения, правовая природа, церковь, государство, право.

Аннотация: В работе рассматривается природа государственноцерковных отношений с позиций государственного и церковного права; анализируется содержание, субъектный состав, особенности взаимоотношений государства и церкви.

Key words: state-church relations, legal nature, church, state, right. Summary: In this paper considered the nature of state-church relations from a position of state and church law; an analysis of the subject composition, particularly the relationship of church and state.

В условиях глобализации современного мира возрастает роль религиозного фактора. В Российской Федерации, являющейся многоконфессиональным и многонациональным государством, религиозный фактор может служить как основой стабилизации страны (при условии выработки и реализации оптимальной модели правового регулирования отношений государства и религиозных организаций), так и фактором дестабилизирующего характера (при пробельности законодательства и отсутствии стратегии формирования конфессиональной правовой политики). Государственно-церковные правоотношения являются частным проявлением государственно-конфессиональных правоотношений. Государственно-церковные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами и государственного и церковного права. Содержание государственно-церковных правоотношений складывается из субъективных прав и юридических обязанностей участников отношений-членов церкви и церкви как организации, с одной стороны, и органов государственной и муниципальной власти, соответствующих организаций, учреждений, предприятий, с другой.

Государство рассматривают как единую политическую организа-

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Финансовой академии при Правительстве РФ.

цию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. В последнее время класовая сущность государства стала вытесняться его общесоциальной характеристикой, а под назначением государства понимается осуществление солидарных интересов людей. Так по мнению А.С. Пиголкина, «государство - это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса».1 И. М. Сокольщик обосновывает положение о том, что господствующие представления о государстве в российской правовой доктрине имеют четко выраженную силовую (потестарную) направленность, в то время как юридический либертаризм утверждает, что право и государство суть необходимые формы свободы: право-нормативно выраженная свобода, а государство-институционально-властное обеспечение правовой свободы.2

В качестве субъекта государственно-церковных правоотношений от лица государства выступают уполномоченные на то органы. Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.3

Специфика Русской православной церкви как субъекта государственно-церковного взаимодействия состоит в том, что она представлена в современном российском законодательстве в качестве совокупности юридических лиц.4 Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации. Юридическими

1 Теория государства и права: Учебник /Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С. 22.

2 Сокольщик И. М. Понятие государства в теоретической позитивистской юриспруденции в России (конец XIX - XX века): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.11 - 12.

3 Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. С. 76.

4 См.: Петюкова О. Н. Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М., 2007.

лицами являются приходы, монастыри, высшие, средние специальные духовные учебные заведения.

Следует также отметить такую ее особенность, как нефиксированное членство в церкви, и, как следствие, трудность идентификации мирян в качестве субъектов церковно-правовых отношений, впрочем, которые в редких случаях являются самостоятельными субъектами государственноцерковных правоотношений.

Чтобы выступать участниками правоотношений государство и церковь должны обладать правосубъектностью. Объем правосубъектности государства определяется исключительно нормами государственно-правового характера. В церковном праве выделяют общую правоспособность (мирян) и специальную правоспособность (членов клира). Общая церковная правоспособность (как отражение «царственного священства» — 1 Пет. 2, 9) неотчуждаема и приобретается раз и навсегда с момента вступления в Церковь через Таинство Крещения, совершаемое лишь единожды в жизни (Карф., 59; Апост., 47), за исключением крещения от еретиков, когда требуется перекрещивание (Апост. 47,68; Лаод. 8; Вас. Вел. 1; II Всел., 7; VI Всел., 95), и прекращается со смертью члена церкви, с его переходом в Церковь Небесную. Специальная церковная правоспособность (право и особые полномочия на общественное служение в Церкви) приобретается с вхождением в состав клира посредством определенных обрядов (хироте-сия, схима) и Таинств (Таинство Священства).

Следует учитывать, что в рамках государственно-церковных правоотношений в соответствии с канонами полномочия членов Церкви различны. Каноны запрещают священнослужителям обращаться к государственной власти без дозволения церковного начальства. Инициаторами церковно-государственного взаимодействия могут быть только:

- от лица Русской Православной Церкви Поместный и Архиерейский Соборы, Патриарх и Священный Синод непосредственно или через представителей, имеющих письменно подтвержденные полномочия - на уровне высшей государственной власти;

- епархиальные Преосвященные непосредственно или через представителей, имеющих письменно подтвержденные полномочия - на региональном уровне государственной власти;

- благочиния и приходы по благословению епархиальных Преосвященных - на местном уровне.

Уполномоченные представители церковного священноначалия для контактов с органами власти могут назначаться на постоянной или временной основе.

В ряде случаев нормами церковного права предусмотрен специальный порядок взаимодействия с государственной властью. Так, при передаче вопроса, рассматривавшегося ранее на местном или региональном уровне, в высшие органы государственной власти, епархиальный Преосвященный ставит об этом в известность Патриарха и Св. Синод и просит их о поддержании контакта с государством по сути данного вопроса. В случае передачи судебного дела с местного или регионального уровня на высший уровень епархиальный Преосвященный письменно информирует Патриарха и Св. Синод о ходе судебного разбирательства.

Помимо правоспособности церкви как Божественного учреждения, у частей вселенской церкви и отдельных церковных обществ существуют частные права, предоставляемые им государствами. Эти права конкретной церкви выражают отношение к ней конкретного государства и являются как частью общего церковного права, так и права государственного. Такая теоретическая формула рождает различные варианты отношений церкви и государства.5 Государство может не предоставлять церкви никаких специальных прав, может наделять ее определенными правами в гражданской области, а может и посягать на ее исключительную правоспособность.

В науке церковного (канонического) права предлагаются различные классификации церковных отношений. Наиболее распространенной является следующая классификация: 1) церковное устройство; 2) церковное управление (в том числе церковный суд и процесс, церковные наказания); 3) внешние отношения церкви.6

Государственно-церковные правоотношения в рамках данной классификации относятся к третьей группе отношений. Государство взаимодействует с церковью на этапе создания, ликвидации религиозных организаций в качестве юридических лиц, определения правового статуса церкви, правового режима церковного имущества, контроля в сфере реализации религиозной свободы, не вторгаясь в сферу исключительно церков-

5 См.: Салтыкова С. А. Реализация православного идеала «симфонии» церкви и царства: византийская и русская исторические формы церковно-государственных отношений // История государства и права. 2009. № 20 - 21.

6 См.: Цыпин В. Церковное право; Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права.

С. 40.

ной компетенции.

К. Г. Каневский выделяет три основные группы общественных отношений с участием религиозных объединений на современном этапе: 1) контроль их деятельности со стороны государства; 2) свободное социальное служение религиозных объединений; 3) партнерские отношения с государством.7 В соответствии с мнением большинства ученых-канонистов, поскольку церковное право является производной от христианской догматики, как специфическая правовая система, основанная на религиозном вероучении, оно имеет ряд особенностей догматического, сотериологи-ческого, экклезиологического характера. Эти особенности отражаются, в свою очередь, и на функционировании церковного института, на его взаимоотношениях с государством.

Догматическое учение о церкви («Церковь есть Тело Христово... пребывающее боговоплощение как совершенное соединение, нераздельное, хотя и неслиянное, обоих естеств, Божеского и человеческого»)8 является определяющим моментом при исследовании как внутренней жизни церковного общества, так и его отношений с другими общественными союзами. В качестве божественного института (невидимая, таинственная сторона) церковь является источником универсальных полномочий - учения слову Божьему, священнослужения, самоуправления - составляющих исключительную, совершенную правоспособность церковного общества, независимую от государства («Царство не от мира сего»).

С другой стороны, церковь, как общество, существующее в мире, должна иметь внешнюю организацию, характер учреждения (видимая, институционная сторона), осуществляющего главную цель общества - распространение христианской веры. Внешняя, организационная сторона церкви включает внутренние отношения между ее членами (внутреннее церковное право) и ее отношение к другим общественным союзам, в том числе и к государству (внешнее церковное право). Церковь вступает в правовую сферу как носительница права, имеющего основание в самом ее существе, и как общественный союз, существующий в мире наряду с другими политическими и религиозными союзами. В сфере внешнего, или «мирского», права, регулирующего церковно-государственные отношения и отношения

7 См.: Каневский К. Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

8 Булгаков С. Н. Православие: очерки учения православной Церкви. М., 1991. С. 27

- 28.

церкви с другими обществами, она всецело зависит от государства.

Догматика в числе сущностных свойств церкви выделяет единство, святость, соборность и апостольское преемство («верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь», как говорится в никео-цареградском Символе веры).9 Сотериологическое значение канонических норм заключается в том, что их истоки — трансцендентальны, они — в воле основателя церкви, поэтому неисполнение правил есть не преступление, а грех (любое нарушение канонических норм можно свести к нарушению той или иной заповеди), который влечет за собой, прежде всего, необходимость покаяния, а потом уже (если есть такая необходимость) материального наказания. Общими принципами наложения канонических прещений являются: сочетание икономии и акривии; наложение одного наказания за одно правонарушение (Апост., 25); поглощение менее строгого наказания более строгим; особый порядок снятия наказания (через покаяние).

С позиций экклезиологии церковное право является важнейшей практической частью учения о церкви в ее иерархической структуре. Каноны охраняют организационные основы Таинства Священства, порядок поставления епископов, священников и диаконов (Апост. 1-2; 1 Всел. 4; IV Всел., 25), установление иерархического порядка (Апост. 34; 1 Всел., 6; Сардик., 2; Двукр., 15) и обеспечение неразрывной связи сана и храма (IV Всел., 6, 17), развитие епархиальной территориальной структуры, ограничение прав епископата и клира на ведение мирских дел.

Специфика государственно-церковных правоотношений заключается в особом ограничительном характере государственно-правового и церковно-правового регулирования: с одной стороны, государство не может вмешиваться в каноническую, богослужебную внутрицерковную жизнь, с другой, церковь, не участвует в государственной политической деятельности. Правовая природа государственно-церковных правоотношений определяется правовой природой и происхождением церкви и государства. Церковь и государство имеют различные сферы и средства воздействия.

Несмотря на провозглашенное отделение религиозных и государственных структур друг от друга в светском государстве, независимость церкви и государства не может носить абсолютного характера. Историкоправовой опыт показывает, что каноническое право взаимодействует с госу-

9 Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 234 - 246.

дарственным правом, оказывая на него влияние (главным образом в сфере семейно-брачных отношений). В определенные исторические периоды нормы церковного права были включены в законодательство. Одним из вариантов взаимопроникновения церковных и светских в дореволюционной России норм было возложение на церковь публично-правовых функций.

Особенностью регулирования современных государственно-церковных правоотношений в условиях светского государства является их коллизионностъ, заложенная российским законодателем еще в советские времена, не принимавшим во внимание юридическое значение системы церковного (канонического) права.10 Представляется необходимым учитывать светским законодательством базовые канонические нормы, при этом не включая их в содержание светского права.

Русская православная церковь как институт современного гражданского общества активно участвует в общественной жизни - в социальном служении, благотворительной, нравственно-патриотической деятельности. Расширяется круг государственно-церковных правоотношений и в связи с юридическим оформлением общественной экспертизы российского законодательства с участием представителей религиозных организаций.

Безусловно, назрела необходимость в выработке юридической политики в конфессиональной сфере для того, чтобы избежать правовых коллизий, чтобы оптимизировать взаимодействие государства, общества, церкви на основе партнерства и соработничества. Само наличие конфессиональной политики еще не говорит о вмешательстве государства в религиозную сферу, в особенности, если государственно-конфессиональные отношения строятся на паритетных началах. Юридическая политика в вероисповедной сфере призвана нивелировать конкурирование государственно-правовых и церковно-правовых норм, обеспечить наиболее полную реализацию свободы совести и свободы вероисповедания в стране, привлечь представителей авторитетных религиозных организаций как неотъемлемую часть гражданского общества к влиянию на политико-правовую область деятельности государства (например, через институты Общественной палаты РФ, Общественных советов при министерствах и ведомствах) с целью широкого привлечения общественности к процессу построения правового государства и гражданского общества.

10 См.: Симонов В. В. (игумен Филипп). Церковь - общество - хозяйство / Отв. ред. Д. С. Львов. М., 2005. С. 540 - 541.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.