Научная статья на тему 'Правовая природа аэрокосмических объектов'

Правовая природа аэрокосмических объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафронов В.В.

Рассмотрена сущность и содержание правового статуса воздушных и космических судов. Предпринята попытка юридического анализа двойственной природы аэрокосмических объектов. Исследуются определения аэрокосмического объекта в национальном законодательстве ряда государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа аэрокосмических объектов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 669.713.7

В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Рассмотрена сущность и содержание правового статуса воздушных и космических судов. Предпринята попытка юридического анализа двойственной природы аэрокосмических объектов. Исследуются определения аэрокосмического объекта в национальном законодательстве ряда государств.

Теоретическое исследование правовых институтов отрасли космического права имеет исключительно важное значение для практической реализации правовых норм. В системе космического права особое место принадлежит дискуссионному вопросу о правовом статусе аэрокосмических объектов. Большинство исследователей относят аэрокосмические объекты к недвижимым вещам. Согласно ст. 130 ГК РФ к ним относятся как воздушные суда, так и космические объекты, которые подлежат государственной регистрации. Порядок регистрации (международный уровень регистрации) воздушных судов предусмотрен Чикагской конвенцией 1944 г. применительно к гражданским воздушным судам, а регистрация космических объектов применительно к объектам, запускаемым в космическое пространство, регламентирована Конвенцией о регистрации 1975 г. [1].

На государственном уровне регистрация воздушных судов определена Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (Рос. газ. 1997. 26 марта), а также подзаконными нормативными актами (Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, утв. Приказом Минобороны России от 28 нояб. 2002 г. № 460 [2]; Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 2 июля 2007 г. « 85 [3]); регистрация космических объектов предусмотрена Законом РФ «О космической деятельности» от 20 авг. 1993 г. N 5663-1 (Рос. газ. 1993. 6 окт.). Кроме того, у аэрокосмических объектов правовой статус достаточно неопределенный. «Среди надземных объектов недвижимости двойным правовым статусом «космос - воздух» mutatis mutandis обладают аэрокосмические объекты» [4].

Общим фактором для всех аэрокосмических объектов является использование в той или иной степени аэронавтических и астронавтических элементов, позволяющих им летать в воздушном пространстве и перемещаться в космическом пространстве. В связи с этим возник вопрос о статусе данных объектов при прохождении через воздушное пространство государств, ведь правовые режимы воздушного и космического пространств неодинаковы. К данной категории объектов, например, можно отнести корабли многоразового использования «Спейс шаттл» (США) и даже «Буран» (созданный в СССР и совершивший единственный полет в космическое пространство в 1988 г.). По мнению ряда государств, отнесение указанных аппаратов к категории аэрокосмических является ошибочным ввиду того, что они не способны

самостоятельно маневрировать в воздушной среде. Следуя правилу «ad ea quae frequentius accident jura adaptandur», ни одно государство не имеет специального законодательства, регулирующего режим аэрокосмических объектов, лишь некоторые национальные правовые нормы содержат положения в отношении пролета космических объектов после вхождения в плотные слои атмосферы. Так, ст. 19 Закона РФ «О космической деятельности» предусмотрено право одноразового безвредного пролета космического объекта через воздушное пространство Российской Федерации с целью его запуска на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, а также с целью возвращения его на Землю при условии заблаговременного уведомления соответствующих российских служб. Предложенное Юридическим подкомитетом Комитета по использованию космического пространства в мирных целях Генеральной Ассамблеи ООН определение, согласно которому аэрокосмическим объектом является «объект, который способен как перемещаться в космическом пространстве, а также, используя свои аэродинамические свойства, определенный период времени находиться в воздушном пространстве», вызвало немало дискуссий [5]. Данное определение представляется мало исследованным, в связи с чем нежизнеспособным в силу следующих обстоятельств: отсутствия понятия «космическое пространство»; отсутствия четко зафиксированной границы между воздушным и космическим пространством; расплывчатости формулировки «определенный период времени»; указания на способность только перемещаться в космическом пространстве (но не оставаться); неоднозначности понятия «находиться» в воздушном пространстве. Как было отмечено одним из государств-членов, аэрокосмический объект, находясь в космическом пространстве в некоторых специальных и стратегически важных позициях, таких как точка Лагранжа в любой системе из двух звезд, например Земля - Луна или Земля - Солнце, не расходуя никакой энергии, может оказаться неподвижным [6].

Государствами-членами, принявшими участие в дискуссии, были предложены иные определения. Так, например, Правительство Нидерландов определило аэрокосмический объект как «искусственный объект, который способен проследовать на любую высоту и который на любой высоте находится под управлением человека в том, что касается высоты, направления и скорости полета», а Аргентина - как «объект, который способен как перемещаться в космическом пространстве, так и, используя свои аэронавтические

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

свойства, перемещаться в воздушном пространстве». Германия считает более правильным применение к указанным объектам встречающегося в научно-технических публикациях термина «космические транспортные системы». Греция предложила уточнить цель нахождения в воздушном пространстве, добавив в конце определения выражение «...оставаться в воздушном пространстве определенный период времени преимущественно (исключительно) с комическими целями». Таким образом, вопрос о правовом статусе аэрокосмических объектов является коллизионным и ждет своего разрешения в будущем.

Библиографические ссылки

1. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 дек. 1944 г.) // Международное воздушное право. М., 1980. Кн. 1. С. 280-316 ; Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 янв. 1975 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV.

2. Приказ Минобороны России от 28 нояб. 2002 г. № 460 //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 20.

3. Приказ Минтранса России от 2 июля 2007 г. № 85 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 41.

4. Cmpagne de dechirage: règlement et measures d'application officiellement publies au J.O. des C.E. // Revue Navigation: Ports et Inductries. 1989. № 9. P. 263265.

5. Мнения государств-членов по вопросу правового режима аэрокосмических объектов изложены в Вопросниках по возможным правовым вопросам, касающимся аэрокосмических объектов: Ответы государств-членов. Документы ООН A/AC. 105/635, A/AC.105/635/Add. 1-Add. 15.

6. Аналитическое резюме ответов на Вопросник по возможным правовым вопросам, касающимся аэрокосмических объектов. Документ ООН A/AC.105/C.2/L.249.

© Сафронов В. В., 2011

УДК 669.713.7

Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЛУННЫХ РЕСУРСОВ

В решении глобальных проблем человечества все более актуальным становится вопрос о целесообразности и необходимости включения Луны, а, возможно, и других небесных тел, в орбиту космического хозяйства Земли. В статье рассматриваются некоторые проблемы правовой регламентации освоения лунных ресурсов.

Природные ресурсы нашей планеты весьма многообразны. Это земельные и почвенные запасы, вода, леса, растительный и животный мир, минеральные ресурсы и т. д. Из всех топливно-энергетических мировых запасов самая большая доля (порядка 60 %) приходится на уголь (порядка 5 трлн т, из них доказанные запасы - менее 2 трлн т). Доказанные мировые запасы нефти составляют сейчас порядка 140 млрд т. Разведанные мировые запасы природного газа приблизились к цифре в 150 трлн куб км. Общие запасы воды на нашей планете оцениваются количеством в 138 млн куб км, но пресной воды, находящейся в распоряжении человека - только 0,3 % от общего количества воды на Земле [1].

Человек и общество в целом на протяжении всего периода своего существования активно потребляют мировые запасы природных ресурсов нашей планеты. Чем выше становится уровень развития общества, тем больше ресурсов задействовано в функционировании мирового хозяйства. В результате сегодня на планете замечается исчерпание минерального сырья, земельных, лесных ресурсов, даже воды, которая относится к возобновляемым ресурсам, становится все меньше.

В поисках новых источников энергии и жизни человечество обращает свои взоры к космосу, точнее - к Луне - самому близкому к Земле космическому телу.

Лунная поверхность покрыта слоем мелкодисперсного грунта, реголита, в котором содержится почти весь перечень земных элементов системы Менделеева. Присутствующий в лунной почве изотоп гелия номер три вполне может стать альтернативой существующим на земле источникам энергии [2]. Запасы лунного льда - более 600 миллионов тонн помогут решить проблемы с питьевой водой на Земле. Лед также может быть растоплен и разделен на водород и кислород, который используется в качестве ракетного топлива. Некоторые бизнесмены строят вполне серьезные планы по выработке ракетного топлива непосредственно на лунных фабриках и его доставки на околоземную орбиту для продажи операторам кораблей, отправляющимся в космос, что обойдется значительно дешевле, чем переправлять топливо с земной поверхности [3].

Освоение Луны Россией было начато 40 лет назад с доставки на землю 105 граммов лунного грунта возвращаемым аппаратом станции «Луна-16» и идет полным ходом. В 2013 г. на Луну будет отправлен российский аппарат «Луна-Глоб». После 2015 г. страна планирует создать на спутнике Земли посадочную базу для автоматических космических аппаратов [4]. Луну исследует не только Россия. Высадить на поверхность земного спутника своих граждан к 2020 г. намерены Соединенные Штаты Америки. Япония,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.