Научная статья на тему 'Правовая основа деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями'

Правовая основа деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1463
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / LEGAL BASIS / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / OPERATIONAL UNITS / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ORGANIZED CRIMINAL FORMATIONS / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / CRIMINAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мураев Петр Петрович., Соловьёва Наталья Алексеевна.

Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел имеет большое значение в правоохранительной деятельности в целом и представляет собой работу государственного «механизма» в виде единого межотраслевого института целей и задач, достигаемых и решаемых с помощью норм уголовного права, оперативно-розыскного законодательства, уголовного судопроизводства. В связи с этим авторы статьи поставили цель определить современное состояние правовой основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Результатом работы стала авторская позиция по изучаемому вопросу, основанная на изучении мнений научного сообщества и на данных практического опыта в оперативных подразделениях органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мураев Петр Петрович., Соловьёва Наталья Алексеевна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая основа деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями»

П.П. Мураев,

кандидат юридических наук, доцент, Юридическая компания «ФЭД», г. Волгоград

Н.А. Соловьева,

кандидат юридических наук, доцент, Волгоградский государственный университет

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПРОФИЛАКТИКЕ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ

THE LEGAL BASIS OF ACTIVITIES OF OPERATIONAL UNITS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES ON THE IDENTIFICATION, PREVENTION AND DISCLOSURE OF CRIMES, COMMITTED BY ORGANIZED CRIMINAL GROUPS

Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел имеет большое значение в правоохранительной деятельности в целом и представляет собой работу государственного «механизма» в виде единого межотраслевого института целей и задач, достигаемых и решаемых с помощью норм уголовного права, оперативно-розыскного законодательства, уголовного судопроизводства.

В связи с этим авторы статьи поставили цель определить современное состояние правовой основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Результатом работы стала авторская позиция по изучаемому вопросу, основанная на изучении мнений научного сообщества и на данных практического опыта в оперативных подразделениях органов внутренних дел.

The activity of operational units of the internal Affairs bodies is of great importance in law enforcement in General and represents the work of the state "mechanism " in the form of a single inter-sectoral Institute ofgoals and objectives, achieved and solved with the help of criminal law, operational-investigative legislation, criminal proceedings.

In this regard, the authors of the article set the goal to determine the current state of the legal framework of the operational units of the internal Affairs bodies to identify, prevent and solve crimes committed by organized criminal groups. The result of the work was the author's position on the issue, based on the study of the views of the scientific community and on the data ofpractical experience in the operational units of the internal Affairs bodies.

На основе многолетней работы в оперативных подразделениях органов внутренних дел и научных исследований авторы статьи могут с уверенностью сказать, что на сегодняшний день создана правовая основа деятельности государственных органов, направленная на формирование при помощи юридических средств такой организации общественной жизни, которая на данном этапе политического и социально-экономического развития объективно необходима для обеспечения оптимальной жизнедеятельности общества. Организовано правовое регулирование, осуществляемое при помощи совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения.

До 1992 г. в нашей стране не было специального закона, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность, тогда как ее правовое регулирование имеет большое значение для охраны конституционных прав и свобод граждан. Ведь в своей работе сотрудникам оперативно-розыскных органов необходимо легально реализовывать свои полномочия по выявлению и раскрытию преступлений, не опасаясь, что они вступят в конфликт с законом и понесут ответственность. Отсутствие специального закона приводило к тому, что следователи и судьи не имели возможности правильно дать оценку в доказательственном плане результатам оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел базируется на правовых основах, представляющих собой научно обоснованную систему реализации Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) и подзаконных актов, которые формируют правовые предпосылки, создают условия для осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем они регламентируют непосредственно правовые, тактические и организационные вопросы применения средств, методов и форм в борьбе с организованными преступными формированиями.

Деятельность оперативных подразделений по выявлению организованных преступных формирований является составным элементом оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Она строится на системе юридических норм, составляющих ее правовую основу, и охватывает определенную цепь отношений, которые возникают при осуществлении специальных мероприятий.

Особая актуальность Закона об ОРД и правовых норм в работе по выявлению, профилактике

и раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, состоит в том, что нормативное регулирование закрепляет содержание основных принципов, организацию и тактику этой деятельности. Данный фактор позволяет, в первую очередь, закрепить в нормативном порядке наиболее правильные, выработанные наукой и проверенные практическим опытом положения, вследствие чего они приобретают силу государственных предписаний и становятся обязательными для исполнения.

Особенность такого подхода к определению структуры правовой основы оперативно-розыскной деятельности, по мнению авторов статьи, заключается в том, что подчеркивается ее целостность, а также наличие внутренней взаимосвязи правовых норм.

В государстве Конституция являет собой законодательную основу правовой организации всех направлений его функционирования. Непосредственно не регламентируя оперативно-розыскную деятельность, Основной закон содержит предписания по охране прав и законных интересов государства и его граждан, что имеет принципиальное значение для оперативно-розыскной деятельности как особого самостоятельного вида правоохранительной деятельности в реализации конституционных принципов путем решения конкретных задач содействия борьбе с организованной преступностью. Указанные положения обязывают государственные правоохранительные органы принимать необходимые законные меры, в том числе оперативно-розыскного характера.

Ввиду системности нормативных актов, служащих базой оперативно-розыскной деятельности, немаловажно и даже необходимо остановиться на значении международных правовых документов.

Российская Федерация является членом ряда международных организаций и участником международных договоров, поэтому нормы, принятые данными организациями и договорами, должны существовать в практике правоприменения в нашей стране. Рекомендации, содержащиеся в ряде международных правовых актов по борьбе с организованными преступными формированиями, в частности по вопросам использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений, должны получить признание на национальном уровне и быть использованы нашим законодательством.

В систему законов, организующих и регулирующих оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел, осуществление оперативной деятельности по выявлению, профилактике и

раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, входят Уголовно-процессуальный кодекс (далее — УПК РФ) и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ). Поясним сказанное.

Важность уголовного процесса в системе правовой основы оперативно-розыскной деятельности объясняется тем, что он определяет совпадение основных задач уголовного судопроизводства и общих задач оперативно-розыскной деятельности, заключающихся в обеспечении правильного применения закона, полном и быстром раскрытии преступлений и изобличении виновных.

Содержание термина «доказательство» и перечень обстоятельств, которые подлежат доказыванию по делу, взаимосвязаны с процессом получения оперативным путем фактических данных, могущих выступить доказательствами. Эту связь можно проследить в совпадении предмета документирования при оперативной работе с организованными преступными формированиями с предметом доказывания по уголовному делу, имея в виду при этом самостоятельность и принципиальное отличие оперативно-розыскного и уголовного процессов, а также несовпадение характера и пределов доказывания и документирования.

Следует отметить законодательно закрепленное совпадение требований, предъявляемых к доказательствам и результатам оперативно-розыскной деятельности. Так, статья 89 УПК РФ гласит: «В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Таким образом, чтобы сделать их доказательствами, материалы оперативно-розыскной деятельности следует ввести в уголовный процесс без нарушения положений уголовно-процессуального законодательства, которое определяет порядок собирания, проверки и оценки доказательств, т. е. они должны получить статус одного или нескольких доказательств, предусмотренных ст. 74 УПК РФ.

При существовавших прежде нормах УПК РСФСР представляемые физические носители не всегда могли быть отнесены к вещественным доказательствам. Согласно ст. 83 данного кодекса свойствами вещественных объектов обладали лишь предметы, которые стали орудием преступления, сохранили на себе его следы либо были объектами преступных действий, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем. Однако материалы оперативно-розыскной деятельности к таким объектам можно отнести, на

наш взгляд, с большой натяжкой, так как они являются продуктом отражения деятельности человека.

Статья 81 УПК РФ, в отличие от ранее действовавшей нормы, вещественными доказательствами помимо перечисленных предметов признает и иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Указанная норма сняла многие противоречия, возникающие в практике легализации и приобщения результатов оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий в доказывании по уголовному делу.

Кроме сказанного при характеристике правовой основы оперативно-розыскной деятельности важно подчеркнуть, что в соответствии со ст.ст. 37, 38, 40 УПК РФ на органы внутренних дел как на орган дознания возлагаются проведение оперативно-розыскных мероприятий и осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях решения задач уголовного судопроизводства.

Принятие в 2001 г. нового уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации открыло более широкие возможности для развития теоретической базы и осуществления борьбы с преступностью, в том числе с организованной, с помощью специальных средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Нормы уголовного законодательства являются объектом изучения теории оперативно-розыскной деятельности в аспекте формирования правовой основы проведения оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению, пресечению и предупреждению преступлений. Уголовное законодательство закрепляет принципы и основания уголовной ответственности, устанавливает, какие деяния признаются преступлениями, определяет наказание и иные меры уголовно-правового характера за их совершение, а также дает толкование обстоятельств, исключающих преступное деяние, и оснований освобождения от уголовной ответственности или наказания [1].

Значение норм уголовного права для оперативно-розыскной деятельности определяется также их оценкой оперативно-розыскной информации. Они устанавливают наличие общественно опасных деяний, а ценность оперативно-розыскной деятельности как раз и обусловлена эффективностью своевременного обнаружения и раскрытия этих деяний, т. е. обеспечением реализации норм уголовного права с помощью оперативно-розыскных мер [2].

Являясь составной частью государственной уголовно-правовой политики, оперативно-розыскная работа органов внутренних дел осуществляется с учетом норм и предписаний уголовного права, определенных в ст. 2 УК РФ. Уголовно-правовые нормы не только устанавливают основания уголовной ответственности, но и определенным образом регулируют соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. Понятно, что в уголовном законе не содержится прямых указаний на проведение этих мероприятий. Однако в силу того, что оперативно-розыскная деятельность предназначена для обеспечения выполнения задач уголовного права, по отношению к уголовному законодательству она носит подчиненный характер, а это значит, что все положения закона для нее обязательны.

М. А. Шматов справедливо подчеркивает следующие закономерности, проявляющиеся в решении задач как уголовного права, так и оперативно-розыскной деятельности:

«1. Уголовное право предусматривает совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, и только нарушение этих норм может служить основанием для изобличения лиц, их совершивших.

2. Применение норм уголовного права в отношении лиц, совершающих латентные преступления, невозможно без осуществления подготовительных оперативно-розыскных мероприятий» [3. — С. 131].

На сегодняшний день практика оперативно -розыскной деятельности органов внутренних дел говорит о том, что в каждом конкретном случае объем и направленность оперативно-розыскных мероприятий зависят и определяются соответствующими нормами уголовного права. Уголовный закон четко устанавливает круг и порядок действий оперативного аппарата. Это вполне закономерно, поскольку факты, подлежащие установлению, выбираются и документируются не по усмотрению оперативного подразделения, а имеют определенную материальную уголовно-правовую природу, так как в ином случае нарушение законодательства неизбежно.

Для развития собственной теории, научных систем и методов разработки, рекомендаций для работы оперативных подразделений органов внутренних дел необходимо изучение норм права. Поэтому уголовно-правовая тема давно привлекает внимание ученых при исследовании теоретических проблем оперативно-розыскной деятельности.

Вместе с тем наиболее правильными и значимыми для определения правовой основы оперативно-розыскной деятельности, в том числе в ра-

боте с организованными преступными формированиями, являются суждения некоторых ученых о том, что нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства применяются только в уголовном процессе. По отдельности они никак не регулируют проведение оперативно-розыскных мероприятий, хотя в совокупности имеют существенное значение для организации борьбы с преступностью. Поэтому предлагаем рассматривать значение для оперативно-розыскной деятельности не выборочных норм уголовного права и уголовного процесса, а конкретных правовых институтов, их объединяющих.

Как видим, преемственность отдельных институтов, регламентирующих оперативно -розыскную деятельность, и в частности правовых институтов, создающих комплекс межотраслевых образований (например, институты уголовной ответственности, освобождения от уголовной ответственности), выглядит конкретнее. Цели и задачи, которые достигаются и решаются за счет норм уголовного права, оперативно-розыскного законодательства, уголовного судопроизводства, возможно объединить в единый межотраслевой институт. На данном уровне связь между компонентами заключается в отраслевом распределении элементов общего объекта правового воздействия, а также в предельно точном согласовании способов и функций правового регулирования: «Каждый нижестоящий в иерархии элемент включает в себя и общие механизмы взаимодействия более высокого уровня», — считает Н. И. Пикуров, мнение которого мы разделяем [4. — С. 125].

Взаимодействие оперативно-розыскной деятельности с уголовным правом характеризуется тем, что внутреннее устройство уголовного права многообразно и включает множество институтов и правовых норм, в том числе межотраслевых, достаточно значимых для оперативно-розыскной деятельности (доказывания, уголовной ответственности и освобождения от нее и др.).

Оперативно-розыскная работа считается так называемым критическим видом деятельности, так как ведется в экстремальных условиях. Она характеризуется рядом обстоятельств: дефицитом времени и информации; неопределенностью ситуаций и вероятностным характером их развития; эмоциональной напряженностью; повышенной ответственностью за принимаемые решения [5. — С. 134—136]. Поэтому оперативно-розыскной деятельности в значительной степени сопутствует обоснованный риск: нередко возникают оперативные ситуации, требующие принятия нестандартного, рискованного решения. Вместе с тем в

комментарии к УК РФ, в котором дается толкование ст. 41 «Обоснованный риск», отмечено, что риск «может иметь место в различных сферах общественной жизни — в науке, технике, медицине, фармакологии, а также в производстве и хозяйственной деятельности». Оперативно-розыскная деятельность не нашла отражения в этой статье [6].

По нашему мнению, указанный пробел в уголовном праве отрицательно влияет на творческую инициативу оперативных сотрудников, препятствует разработке и внедрению в практику эффективных оперативно-тактических приемов, вызывает страх к новому, апатию и застой в работе, что обернется серьезными просчетами в борьбе с преступностью.

В отечественном законодательстве принятый в 1995 г. Закон об ОРД продемонстрировал иной подход к выработке мер правовой защиты оперативного состава, действующего в условиях профессионального риска. Речь идет о том, что в ч. 4 ст. 16 данного закона лишь в общем виде продекларировано положение о том, что при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства допускается «вынужденное причинение вреда правоохранительным интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при правомерном выполнении им своего служебного или общественного долга».

Важное место в правовой основе деятельности оперативных аппаратов по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, занимают ведомственные подзаконные нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации. Среди них особое место отведено приказу «О мерах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» и утвержденному им Наставлению об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Важность подготовки и принятия данного ведомственного нормативного акта, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел, обусловливалась, прежде всего, изменениями законодательной базы. Кроме того, его принятие было вызвано осложнением оперативной обстановки: криминализацией общества, значительным ростом количества преступлений, совершенных особо опасным способом, существованием хорошо законспирированных организованных преступных формирований [7].

Значительное внимание в названном наставлении уделено правовым и социальным аспектам

оперативно-розыскной деятельности. Данные разделы, а также те, которые регламентируют условия и основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий, порядок обращения в суд по вопросам их проведения и соблюдения при этом прав и свобод граждан, разработаны с учетом положений Закона об ОРД.

В заключение следует отметить, что изучение правового регулирования деятельности оперативных аппаратов позволяет выявить возможности развития его законодательного закрепления, создает предпосылки для рассмотрения перспектив становления и совершенствования его правовой регламентации в целях эффективного выявления преступных формирований, профилактики и раскрытия преступлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мураев П. П. Оперативная разработка организованных формирований, совершающих убийства по найму : дис. ... канд. юрид . наук. — Волгоград, 2006.

2. Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. — 2-е изд., перераб. и доп. — Н. Новгород, 1997. — С. 82—83.

3. Шматов М. А. Теория оперативно -розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук. — Волгоград, 2001.

4. Пикуров Н. И. Теоретические проблемы межотраслевых связей уголовного права : дис. ... д-ра юрид. наук. — Волгоград, 1998.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. В. Наумов. — М., 1996.

6. Кабанов П. Риск при расследовании преступлений // Соц. законность. — 1989. — № 2. — С. 56—58.

7. Бирюлькин В. Г. Оперативное внедрение в сфере борьбы с организованной преступностью : дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 1999. — С. 78—82.

8. Сергеев Б. Ф. Высшая форма организованной материи. — М., 2016.

REFERENCES

1. Muraev P. P. Operativnaya razrabotka organi-zovannyih formirovaniy, sovershayuschih ubiystva po naymu : dis. ... kand. yurid . nauk. — Volgograd, 2006.

2. Markushin A. G. Operativno-rozyisknaya deyatelnost — neobhodimost i zakonnost. — 2-e izd., pererab. i dop. — N. Novgorod, 1997. — S. 82—83.

3. Shmatov M. A. Teoriya operativno-rozyisknoy deyatelnosti v sisteme ugolovno-pravovyih nauk. — Volgograd, 2001.

4. Pikurov N. I. Teoreticheskie problemyi mezhotraslevyih svyazey ugolovnogo prava : dis. ... d-ra yurid. nauk. — Volgograd, 1998.

5. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Ros-siyskoy Federatsii / otv. red. A. V. Naumov. — M., 1996.

6. Kabanov P. Risk pri rassledovanii prestupleniy // Sots. zakonnost. — 1989. — # 2. — S. 56—58.

7. Biryulkin V. G. Operativnoe vnedrenie v sfere borbyi s organizovannoy prestupnostyu : dis. ... kand. yurid. nauk. — Volgograd, 1999. — S. 78—82.

8. Sergeev B. F. Vyisshaya forma organizovannoy materii. — M., 2016.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Мураев Петр Петрович. Консультант юридической компании «ФЭД».

Кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: petr.muraev@mail.ru.

Россия, 400116, г. Волгоград, ул. Аджарская, 16/1.

Соловьёва Наталья Алексеевна. Заведующая кафедрой уголовного процесса и криминалистики. Кандидат юридических наук, доцент.

Волгоградский государственный университет. E-mail: solovieva_na@volsu.ru

Россия, 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100.

Muraev Peter Petrovich. Consultant of the legal company «FED». Candidate of Law, Associate Professor. E-mail: petr.muraev@mail.ru

Work address: Russia, 400116, Volgograd, Adzharskaya Str., 16/1.

Solovyeva Natalya Alekseevna. Head of the chair of Criminal Procedure and Criminalistics. Candidate of Law, Associate Professor.

Volgograd State University. E-mail: solovieva_na@volsu.ru

Work address: Russia, 400062, Volgograd, Prospect Universitetsky, 100.

Ключевые слова: правовые основы; оперативные подразделения; организованные преступные формирования; уголовное право; уголовный процесс.

Key words: legal basis; operational units; organized criminal formations; criminal law; criminal process.

УДК 343.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.