Научная статья на тему 'Организационно-правовые вопросы формирования следственно-оперативной группы'

Организационно-правовые вопросы формирования следственно-оперативной группы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5896
958
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА / МНОГОЭПИЗОДНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА / OPERATIONAL INVESTIGATIVE GROUP / PRELIMINARY INVESTIGATION / OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY / INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION AGENCIES / CRIMINAL COMMUNITY ORGANIZATION / MULTI EPISODE CRIMINAL CASES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бастрыгин Артем Сергеевич

Данная научная статья посвящена вопросам, касающимся организационно-правовых вопросов формирования следственно-оперативной группы. В своей статье автор провел анализ научной и специальной литературы, материалов судебной и следственной практики, уголовно-процессуального законодательства, различных мнений ученых, а также собственного суждения, относительно предлагаемых изменений и дополнений в содержательной части ст. 163 УПК РФ. Проведенный анализ позволяет автору заявить о необходимости предложить руководителям следственных органов различных ведомств и подразделений провести более глубокий дополнительный анализ эффективности деятельности следственных и следственно-оперативных групп и работы их руководителей, рассмотреть вопрос о создании следственных и следственно-оперативных групп по уголовным делам, которые имеют общественно-политическое значение и находятся на контроле межведомственных рабочих групп по вопросам противодействия организованным формам преступности. По мнению автора, необходимо поднять уровень ответственности руководителей следственных и следственно-оперативных групп, одной из целей которых является расследование преступлений, совершенных в составе организованной группы, преступного сообщества либо бандой, а также лицами, отнесенными по оперативным данным к представителям организованной преступности. Совместно с руководством органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует выработать единообразный алгоритм создания и функционирования следственных и следственно-оперативных групп, который представить сотрудникам нижестоящих органов и подчиненных подразделений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бастрыгин Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF INVESTIGATIVE GROUP FORMATION

The article deals with the issues related to the organizational and legal aspects of investigative group formation. The author has analyzed scientific and technical literature, materials of judicial and investigative practice, criminal procedural law, different views of scientists, as well as his own judgments on the proposed changes and additions to the content of the article 163 of Criminal Procedure Code. The analysis allows the author to declare the need to invite the heads of the investigative bodies of the various departments and units to carry out more in-depth additional analysis of the performance of the investigative and the operational and investigative teams and the work of their leaders, to consider the establishment of investigative and operational investigative groups in criminal cases, which are of great public and political importance and are under control of inter-agency working groups on combating organized forms of criminal activities. According to the author, it is necessary to raise the level of responsibility of the leaders of the investigative and operational investigative groups, which are aimed on the investigation of crimes committed by an organized group, gang or a criminal association, as well as by persons, classified as representatives of the organized crime. Together with the management of bodies engaged in operational investigative activities, a uniform algorithm for the establishment and functioning of investigative and operational investigative groups should be worked out and introduced to the junior agencies staff and subordinate units

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые вопросы формирования следственно-оперативной группы»

УДК 343.9806

12.00.00 Юридические науки

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ

Бастрыгин Артем Сергеевич

аспирант очного обучения юридического факультета Кубанский Государственный Аграрный Университет, Краснодар, Россия

Данная научная статья посвящена вопросам, касающимся организационно-правовых вопросов формирования следственно-оперативной группы. В своей статье автор провел анализ научной и специальной литературы, материалов судебной и следственной практики, уголовно-процессуального законодательства, различных мнений ученых, а также собственного суждения, относительно предлагаемых изменений и дополнений в содержательной части ст. 163 УПК РФ. Проведенный анализ позволяет автору заявить о необходимости предложить руководителям следственных органов различных ведомств и подразделений провести более глубокий дополнительный анализ эффективности деятельности следственных и следственно-оперативных групп и работы их руководителей, рассмотреть вопрос о создании следственных и следственно-оперативных групп по уголовным делам, которые имеют общественно-политическое значение и находятся на контроле межведомственных рабочих групп по вопросам противодействия организованным формам преступности. По мнению автора, необходимо поднять уровень ответственности руководителей следственных и следственно-оперативных групп, одной из целей которых является расследование преступлений, совершенных в составе организованной группы, преступного сообщества либо бандой, а также лицами, отнесенными по оперативным данным к представителям организованной преступности. Совместно с руководством органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует выработать единообразный алгоритм создания и функционирования следственных и следственно-оперативных групп, который представить сотрудникам нижестоящих органов и подчиненных подразделений

Ключевые слова: СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА; ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА; МНОГОЭПИЗОДНЫЕ

UDC 343.9806 Legal sciences

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF INVESTIGATIVE GROUP FORMATION

Bastrygin Artem Sergeevich

full-time postgraduate of the Law Faculty

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article deals with the issues related to the organizational and legal aspects of investigative group formation. The author has analyzed scientific and technical literature, materials of judicial and investigative practice, criminal procedural law, different views of scientists, as well as his own judgments on the proposed changes and additions to the content of the article 163 of Criminal Procedure Code. The analysis allows the author to declare the need to invite the heads of the investigative bodies of the various departments and units to carry out more in-depth additional analysis of the performance of the investigative and the operational and investigative teams and the work of their leaders, to consider the establishment of investigative and operational investigative groups in criminal cases, which are of great public and political importance and are under control of inter-agency working groups on combating organized forms of criminal activities. According to the author, it is necessary to raise the level of responsibility of the leaders of the investigative and operational investigative groups, which are aimed on the investigation of crimes committed by an organized group, gang or a criminal association, as well as by persons, classified as representatives of the organized crime. Together with the management of bodies engaged in operational investigative activities, a uniform algorithm for the establishment and functioning of investigative and operational investigative groups should be worked out and introduced to the junior agencies staff and subordinate units

Keywords: OPERATIONAL INVESTIGATIVE GROUP; PRELIMINARY INVESTIGATION; OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY; INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION AGENCIES; CRIMINAL COMMUNITY ORGANIZATION; MULTI EPISODE CRIMINAL CASES

УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

Организационно-правовые вопросы формирования следственно-

оперативной группы

В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность образования следственно-оперативной группы. В ст. 163 УПК РФ предусмотрено производство предварительного следствия следственной группой в случаях особой сложности, или большого объема по уголовному делу. В ч. 2 ст. 163 УПК РФ прописано, что «к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», которая подразумевает создания следственно-оперативной группы. В юридической литературе понятие «следственная группа», «сложность и большой объема по уголовному делу» в достаточной степени представлено[1]. Также, в научной и специальной литературе ученые определяют понятие «следственно-оперативной группы», «многоэпизодность» и «социально-политическая значимость совершенного преступления» [2].

Вопросам организации и взаимодействия органов предварительного следствия и подразделений органов дознания также посвящены работы известных ученых криминалистов [3]. Без сомнений, эти и другие работы, а также судебно-следственная практика, оказали существенную помощь автору. Однако, в современных условиях, традиционные уголовно-процессуальные формы борьбы с преступностью во многом теряют свою эффективность. Преступные посягательства, связанные с организацией преступного сообщества, или преступной организации, как правило, хорошо спланированы, тщательно законспирированы, а лица их совершающие, постоянно оказывают противодействие предварительному расследованию и судебному разбирательству. Они создают ложное алиби,

уничтожают доказательства, скрывают места сбыта похищенного и соучастников, в суд приводят заранее подкупленные лжесвидетельства, имеет место оказание незаконного воздействия на свидетелей, потерпевших. Очевидно, что эффективная деятельность следователя с момента предварительной проверки сообщения о преступлении до окончания судебного разбирательства по делу возможна только с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности и требует постоянного оперативного сопровождения.

Авторы многочисленных исследований совершенно правы в своих выводах о приоритете оперативно-разыскных возможностей выявления и документирования признаков преступления в уголовном преследовании

[4].

Совершенно прав Ю.В. Бескровный, который пишет, что «отличие следственной группы от следственно-оперативной группы значительно»

[5], т.к. следственная группа создается руководителем следственного органа согласно ст. 163 УПК РФ, и состоит только из числа следователей (это уголовно-процессуальная форма взаимодействия между следователями, членами следственной группы). Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 163 УПК РФ руководитель следственной группы вправе привлекать должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность к участию в деятельности следственной группы. Такая деятельность может быть осуществлена только с соблюдением требований п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ (давать органу дознания, в случае и порядке, установленных настоящим Кодексом обязательные для исполнения письменные поручения оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении). Следовательно, согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ деятельность

руководителя следственной группы, при взаимодействии с органом дознания носит разовый характер. При такой ситуации, производство предварительного следствия руководитель следственной группы осуществляет по очевидным преступлениям, но с выполнением большого объема следственных и иных процессуальных действий, или в случае его сложности проведение следственных действий из-за отдаленности по месту их производства (например, одновременно обыски в разных районах города или административных районах, или осмотр места преступления, или обнаружения требует большого объема выполнения иных процессуальных действий), т.е. осмотр сопровождается одновременным вынесением постановления о назначении судебной экспертизы или связан с принятием иных процессуальных решений. Более того, судя по содержанию положений, указанных в ст. 163 УПК РФ, руководитель следственной группы и в контексте ст. 139 УПК РФ руководитель следственного органа уголовно-процессуальный закон не наделяет полномочиями ходатайствовать о создании оперативно-розыскной (поисковой), либо оперативной группы или следственно-оперативной группы для непосредственного взаимодействия со следственной группой по конкретному уголовному делу в процессе предварительного расследования.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон, наделяет руководителя следственной группы (ст. 163 УПК РФ) и следователя (ст. 38 УПК РФ) члена следственной группы правом только поручать разовые письменные поручения, органу дознания или должностному лицу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность.

Анализ содержания положений норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих образование и функционирование временно действующих подразделений по расследованию преступлений группой следователей, позволяют автору высказать мнение об отсутствии в

уголовно-процессуальном законе, возможности создания следственно-оперативной группы, или придание оперативной группе непосредственно подчиненных к следственной группе, например, дежурная или специализированная следственно-оперативная группа (бригада) по расследованию неочевидных, тяжких и особо тяжких, серийных преступлений. вместе с тем, для возможного существования следственно-оперативной группы имеются соответствующие предпосылки в уголовно-процессуальном законе Российской Федерации. Например, производство расследования с использованием организационно-процессуального статуса руководителя следственной группы и следователя - это процессуальная деятельность; возможность привлечения к участию в организационно-процессуальной деятельности следователя и руководителя следственной группы по их письменным поручениям таких субъектов уголовного судопроизводства, как специалиста, эксперта, оперативного работника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также различных сотрудников полиции (ГИБДД, УУП, ППС, разрешительной системы и т.п.) это также процессуальная и организационно-управленческая деятельность. Следовательно, такую уголовно-процессуальную деятельность возможно условно признать, как деятельность следственно-оперативной группы. Хотя, это в УПК РФ не закреплено. Вместе с тем, условия и порядок функционирования и формирования следственно-оперативной группы по расследованию различных преступлений предписывают ведомственные нормативно-правовые акты [6]. Например, по представлению Министра внутренних дел России, согласованный с заинтересованными Федеральными органами исполнительной власти, Генеральной прокуратурой России и Следственным комитетом России, подписано Постановление Правительства России № 258 от 21 марта 2015 г. «О Порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях

государств - участников содружества независимых государств», утвержденный распоряжением Президента России В.В. Путиным от 31 марта 2015 г. № 72-РП. Распоряжение Президента России дает возможность при подписании соглашения вносить в его проект изменения, не имеющие принципиального характера [7].

Судебно-следственной практике известны случаи создания и функционирования постоянно-действующих межведомственных групп [8], следственно-оперативных групп [9] по отдельным видам или группам преступлений, или для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений [10], преступлений «старых, прошлых лет» создают также спецподразделения по раскрытию «глухарей» [11].

В субъектах Российской Федерации также наблюдается правотворческая деятельность по совершенствованию взаимодействия правоохранительных органов. Например, постановление губернатора Еврейской Автономной области от 18.08.1998 № 182 «О создании межведомственной специализированной следственно-оперативной группы по борьбе с незаконным производством спирта и алкогольной продукции на территории ЕАО»; Постановление Главы администрации Краснодарского края от 03.12.1999 г. № 855 «О серьезных недостатках во взаимодействии правоохранительных органов, органов исполнительной власти и общественности в вопросах борьбы с организованной преступностью на территории Краснодарского края». Подобные постановления имеются и в других регионах страны.

На основании постановлений губернаторов регионов страны и правоохранительные органы создают межведомственные комиссии, координационно-методические советы, постоянно действующие следственно-оперативные группы (бригады) в борьбе тяжкими и особо тяжкими неочевидными преступлениями [12].

Правоохранительные органы постоянно совершенствуют работу над проблемами, связанными с планированием, расстановкой сил и средств, а также в области обмена оперативной информацией о правонарушениях, по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений [13].

Анализ нормативно-правовых актов органов власти и управления позволяет уточнить классификацию следственно-оперативной группы следующим образом: по основанию субъекта, принимающему решение о создании следственно-оперативной группы (губернатора - главы администрации субъекта. Министры МВД и начальники ГУ МВД РФ субъектов России. Начальники отделов МВД РФ по городу, району, по собственной инициативе, либо по инициативе руководителя следственного органа, начальника полиции, а иногда прокурора. Например, по предложению министра внутренних дел России, президентом и премьер-министром РФ подписано соглашение о создании постоянно действующей следственно-оперативной группы стран СНГ для раскрытия и расследования преступлений; по правовой природе основанием принятия решения о создании следственной группы может быть по очевидным преступлениям, имеющим социальную значимость с выполнением большого объема при производстве следственных и иных процессуальных действий по делу, или имеющих сложность для расследования уголовного дела. Создание следственной группы регламентируется ст. 163 УПК России, а следственно-оперативные группы создаются, как правило, на основании нормативно-правовых актов МВД или СК РФ. В своей деятельности, следственно-оперативная группа руководствуется уголовно-процессуальным законодательством. Следственно-оперативная группа создается, как правило, по неочевидным, тяжким или особо тяжким, многоэпизодным делам, имеющим определенную сложность и с выполнением большого объема работы при производстве следственных и

иных процессуальных действий и в целом по делу; по составу - в процессе деятельности следственной группы могут быть привлечены специалисты, эксперты, переводчики к участию в следственных действиях, а также должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также могут быть даны отдельные письменные поручения органу дознания для выполнения отдельных оперативно-розыскных мероприятий. В составе следственно-оперативных групп, как правило создается группа по управлению СОГ (штаб-планирование, контроль за исполнением плана, анализ материалов и определение стратегических и тактических направлений расследования, руководителем штаба является -руководитель СОГ, а его заместителем - руководитель экспертно-розыскной (поисковой) группы). Штаб создает группу по материально-техническому обеспечению деятельности СОГ, оперативно-розыскная группа; за СОГ прикрепляют передвижную экспертно-криминалистическую лабораторию и т.д. Также СОГ создаются, когда преступная деятельность носит межрегиональный, транснациональный, межгосударственный характер, но с использованием возможностей Интерпола; по времени - с момента поступления сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1, 1(1) и 1(2) ст. 144 УПК РФ) и до окончания предварительного следствия (ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 163 УПК РФ). Оперативно-розыскные (поисковые) группы по своей инициативе согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативное сопровождение может быть осуществлено и в процессе судебного разбирательства и исполнения наказания) [14].

В системе МВД РФ существует два вида следственно-оперативных групп: 1) специализированная - для обеспечения четкого эффективного и оптимизированного взаимодействия подразделений ОВД в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений или нераскрытых, неочевидных преступлений, в том числе и прошлых леи; 2) дежурная

следственно-оперативная группа назначается в составе суточного наряда по графику при дежурной части органа внутренних дел по приказу начальника полиции. Специализированная следственно-оперативная группа предназначена для расследования конкретного уголовного дела. Например, уголовные дела прошлых лет по однородным и отдельным видам групп преступлений. Создание в МВД РФ и ГУ МВД РФ по некоторым субъектам России специализированные подразделения (следственно-оперативные группы) или совместные оперативные и рабочие группы в составе сотрудников управления уголовного розыска, СК РФ и Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). Участие сотрудников пенитенциарного ведомства в таких расследованиях обусловлено необходимостью получения информации от осужденных преступников. Новые подразделения уже добились первых результатов. Так, установлены и задержаны 16 участников банды, совершивших за 10 лет на территории Приморского края 18 убийств. Кроме того, задержаны восемь участников организованного преступного сообщества, действующего в Приволжском федеральном округе. Члены этой группировки совершили с 2002 по 2006 год 19 убийств, причем их жертвой стал лидер союза предпринимателей Мордовии Федор Катаев.

Еще один пример раскрытого резонансного преступления - двойное убийство президента и исполнительного директора Московской областной нотариальной палаты Челышева и Петринского, совершенное в 2008 году. Всего, за 11 месяцев 2010 г., было раскрыто 762 «старых» преступления [15].

Специализированные следственно-оперативные группы также создаются по раскрытию и расследованию поджегов и пожаров повлекщих тяжкие и особо тяжкие последствия [16]. Также следственно-оперативные группы создаются с участием следователей органов внутренних дел, следователей СК РФ, специалистов криминалистов, следователей-

криминалистов, экспертов судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы и экспертно-криминалистических подразделений системы МВД России, сотрудников уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, с налоговыми правонарушениями и коррупцией.

В зависимости от характера совершенного преступления, особенностей регионов в места их совершения, либо в условиях чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях), либо имеющих особую общественно-политическую значимость, или преступления транснационального характера создаются межведомоственные или межгосударственные следственно-оперативные группы, или спецотделы в составе которого создаются: аналитическая группа, оперативно-розыскная (поисковая) группа, группа задержания, гуппа по производству следственных и иных процессуальных действий. Спецотделы, как правило, создаются в одном ведомстве, но с участием сотрудников других, ведомств и министерств.

Спецотделы, свою деятельность осуществляют по реализации оперативно-розыскных материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности по выявлению совершаемых или подготавливаемых (готовящихся) тяжких и особо тяжких переступлений, имеющих особую общественную значимость носящих межрегиональный, транснациональный характер [17].

Самым низким звеном следственно-оперативной группы является -дежурная, создаваемая в составе дежурного суточного наряда по органу внутренних дел, утверждаемый начальником полиции (отдела (управления) МВД РФ по району, городу, краю). В зависимости от оперативной обстановки (сложный и трудоемкий процесс) руководством полиции определяется количество создаваемых следственно-оперативных групп в составе суточного наряда при дежурной части органа внутренних

дел. Как правило, в условиях крупного города ( с населением от 80-150 тыс. человек) или крупного района с отдаленностью населенных пунктов от 20 до 40 км. с населением 80-150 тыс. человек) количество создаваемых дежурных следственно-оперативных групп составляет от 2 до 4 групп с выездом по 2-3 раза. Руководители полиции (ОВД) придерживающиеся зонально-линейного принципа раскрытия и расследования преступлений (такая деятельность наиболее перспективная форма управленческой деятельности начальника территориального органа внутренних дел на районном или городском уровне) дежурные следственно-оперативные группы создают по зональному и линейному принципу и количество групп зависит от количества определенных зон в районе или городе. Кроме этого, в соответствии с приказом начальника ГУ МВД РФ по субъекту или МВД по республике в составе РФ по отделу полиции (ОМВД РФ по району, городу) ежесуточно назначается ответственный от руководства за деятельностью суточного дежурного наряда, который совместно с СОГ выезжает на месте происшествия по тяжким и особо тяжким преступлениям. Он также предпринимает меры по контролю за деятельностью СОГ. При необходимости, он со следователем -руководителем СОГ определяют направление расследования, контролирует и координирует их действие, определяют необходимость дополнительных сил и средств и их переподчиняют руководителем СОГ. При необходимости, создают оперативно-розыскные (поисковые) группы по дополнительному обеспечению деятельности СОГ.

К сожалению, на практике, по созданию следственных групп, особенно, следственно-оперативной группы дела обстоят не лучшим образом.

Отделом по надзору за оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Краснодарского края обобщена практика применения Следственным управлением Следственного Комитета (далее СУСК),

ГУМВД и РУФСКН России по краю норм пунктов 4 и 5 Положения, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, Следственного Комитета Российской Федерации, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России от 14.05.2013 №192/420/279/15/229/1071/293, а также проанализирована работа созданных в названных органах в 2012-2013 годах и истекшем периоде 2014 года следственных групп по различным категориям преступлениям.

Указанные нормы регламентируют создание и функционирование следственных групп, в том числе с участием сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, преследующих цель противодействия организованной преступности. За основу взят сравнительный метод исследования проблемы. Сопоставлены аналогичные действия должностных лиц по изучаемой проблеме до издания приказа за один год и после его издания до настоящего времени.

С 14.05.2012 по 14.05.2013 в правоохранительных органах одного из субъектов ЮФО России было создано 45 следственных и следственно-оперативных групп: в СУСК - 22, РУФСКН - 10, ГУМВД - 13, ас 14.05.2013 по январь 2015 г. создано 95 различных следственных групп: в СУСК - 64, ГУФСКН - 13 и ГУМВД - 18 следственно-оперативных групп.

Следственные группы создавались по различным категориям преступлений практически с одной мотивировочной формулировкой - в связи с необходимостью выполнения значительного объема следственных действий. При этом решения о создании следственной группы принималось руководителем следственного подразделения либо следователем в основном в форме постановления. В тоже время в СУСК имело место вынесение трех приказов и распоряжений. При этом единообразного подхода к выбору формы документа в рассматриваемом

краевом органе не сложилось.

Следственные группы создавались по делам о следующих преступлениях: убийствах, изнасилованиях и похищениях людей - 33 раза или в 41% случаев; коррупционной направленности - 12 или в 15%; экономической направленности - 9 или 11%; в сфере оборота наркотиков -17 или 21%; разбоях, грабежах и кражах - 4 или 5%, в том числе о бандитизме - 1.

Если в ГУ МВД и ГУ ФСКН одной из целей создания следственной и следственно-оперативной группы, исходя из содержания описательно-мотивировочной части, ставилось определение задачи по выявлению признаков организованности в деятельности групп лиц, причастных к совершению расследуемого преступления, то в СУ СК отсутствовала такая практика.

При этом, несмотря на немногочисленные случаи создания следственных и следственно-оперативных групп по расследованию преступлений экономической направленности, имели место явно нерациональные способы использования сил и средств. Например, в одном из субъектов СФКО создана следственная группа по уголовному делу №14247023, возбужденному 26.03.2014, о несчастном случае на стройке, связанном с несовершеннолетним, в которую включены 3 следователя СУСК и в полном составе отделение экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД РФ по району.

Большинство из следственных и следственно-оперативных групп не преследуют цели объединения усилий следователя и органа, уполномоченного к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также специалистов ЭКЦ в вопросах как уголовного преследования по конкретному уголовному делу, так и сквозь его призму - комплексного противодействия преступности, в частности организованных ее форм. К работе лишь 18 следственных групп (23%) были привлечены сотрудники

оперативных подразделений. Вместе с тем создание совместных следственных групп с участием сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требовались еще как минимум по 40 уголовным делам, причем большая часть из них расследуется СУСК и ГУФСКН. К работе, в том числе 16 групп, необходимо было бы подключение сотрудников оперативных подразделений аппарата ГУ МВД, по двум делам сотрудников УФСБ и по одному сотрудников УФСИН.

Руководство следственными и следственно-оперативными группами с 14.05.2012 по 01.01.2015 г. поручалось 77 следователям, 22 руководителям следственных органов, 35 заместителям руководителя следственных органов и 6 следователям-криминалистам. В частности, из 18 следователей органов внутренних дел имеют значительный опыт следственной работы - более 8 лет и лишь 13 следователей - более 4 лет следственной работы чуть более 1 года. Аналогичная ситуация наблюдается и в ГУ ФСКН - лишь 8 следователей имеют стаж работы 2 года, а остальные 15 от 3 лет и выше. Таким образом, преимущественно руководство следственной группой в ГУМВД и ГУФСКН поручалось наиболее опытным следователям. Провести анализ в этой части в отношении руководителей следственных групп СУСК не представилось возможным в виду отказа представителей указанного органа в предоставлении первичной информации.

Также руководством следственных органов проигнорирован запрос отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры одного из субъектов ЮФО России (по известной причине, автор не называет конкретно, субъект) о предоставлении сведений о рабочей нагрузке в 2013 и истекшем периоде 2014 года на отдельно на каждого из вышеуказанных следователей к установленному сроку подготовки материалов к заседанию межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия организованным формам преступности.

Кроме того, в ходе настоящего обобщения и анализа установлено, что лишь по 4 уголовным делам, поставленным на контроль на заседаниях данной группы, были образованы следственные группы (об убийствах Арутюняна, Бабаева и Плохотниченко, а также массовых беспорядках в кафе «Мастер-Пицца»). При этом лишь в одном постановлении решено привлечь к работе сотрудников оперативных подразделений аппарата ГУМВД, персональные данные которых в рассматриваемом документе не указаны. В целом в единичных случаях практика создания следственных групп строится на включении в их состав конкретных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на основании предшествующему этому событию изданию приказа руководителя такого органа.

С учетом вышеизложенного, по мнению автора, необходимо предложить руководителям следственных органов различных ведомств и подразделений провести более глубокий дополнительный анализ эффективности деятельности следственных и следственно-оперативных групп и работы их руководителей, рассмотреть вопрос о создании следственных и следственно-оперативных групп по уголовным делам, которые имеют общественно-политическое значение и находятся на контроле межведомственных рабочих групп (администрация при губернаторе, прокуратура, ГУ МВД РФ, СК России) по вопросам противодействия организованным формам преступности, поднять уровень ответственности руководителей следственных и следственно-оперативных групп, одной из целей которых является расследование преступлений, совершенных в составе организованной группы, преступного сообщества либо бандой, а также лицами, отнесенными по оперативным данным к представителям организованной преступности; совместно с руководством органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выработать единообразный алгоритм создания и функционирования

следственных и следственно-оперативных групп, который довести сотрудникам нижестоящих органов и подчиненных подразделений.

Литература

1. Кокурин Г.А. Организационные основы деятельности следственных групп: Учеб. пособие./ Г. А. Кокурин - Екатеринбург. 1996 и др.

2. Савельев А.К. Процессуальные и организационно-тактические проблемы расследования сложных - многоэпизодных дел: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук / А.К. Савельев. - Волгоград, 1999; Кулагин Н.И., Савельев А.К. Расследование сложных многоэпизодных дел. - Волгоград, 2005 и др.; Зафесов В.Г. Проблемы расследования многоэпизодных дел уголовных дел групповым методом (процессуальные и тактические аспекты): Автореф. дис. . канд. юрид. наук / В.Г. Зафесов. Краснодар, 2004. - 25 с. и др.; Лысов Н.Н. Криминалистическое учение о фиксации доказательственной информации в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений: Автореф. дис. .канд. юрид. наук / Н.Н. Лысов. - М., 1995. - с. 36-37; Татьянина Л.Г. Предварительное расследование многоэпизодных групповых дел о преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. .канд. юрид. наук / Л.Г. Татьянина. - Ижевск, 1998. - 29 с.; Улимаев Р.Ю. Следственно-оперативные группы: Автореф. дис. .канд. юрид. наук / Р.Ю. Улимаев. - М. - 2002. - 28 с. и др.

3. Кучерук С.А. Тактика и взаимодействие органов следствия и дознания, как основа деятельности при раскрытии и расследовании преступлений в особо сложных условиях: Автореф. дис. .канд. юрид. наук / С. А. Кучерук. Краснодар, 2002 и др.

4. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. - М: Новый юрист, 1997 и др.

5. Бескровный Ю.В. Следственно-оперативный группы в системе органов внутренних дел/ Ю.В. Бескровный. - Вестник криминалистики. М, 2010. Выпуск № 3(35). - с. 112-116.

6. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: Приказ МВД РФ от 15.08.2011 г. № 938.

7. В ч. 5 и 6 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» в разделе 18 и 19 УПК РФ не предусмотрено о создании следственно-оперативной группы.

8. О мерах по противодействию экстремистской деятельности: Приказ СК РФ от 12.11.2011 г. № 109 и др.

9. О введении в действие типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств: Совместный Приказ Генпрокурора РФ. № 315-16-93 и МВД РФ № 1/3452 от 2.08.1993 г.

10. Об организации предварительного расследования в СК РФ: Приказ № 2. от

15.01.2011 г. № 2.

11. Об использовании пенсионеров правоохранительных органов в качестве специалистов в системе МВД России: Приказ МВД РФ № 137 от 29 марта 1993 г.

12. О взаимодействии медицинских организаций подведомственных Министерству здравоохранения Республики Бурятия, СУ СК РФ и МВД РФ по Республике Бурятия: Совместный приказ Минздрава РБ № 4, СУ СК РФ и РБ № 41 и МВД РФ по РРБ № 845 от 15.12.2014 г.

13. Об организации взаимодействия органов госпожарнадзора и ОВД России в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений: Совместный Приказ МЧС РФ № 549 и МВД РФ № 866 от

17.09.2012 г.

14. В этом плане имеется положительный опыт в Краснодарском крае: См.: Совместный приказ ГУ МВД РФ № 283 по Краснодарскому краю и УФСИН РФ по Краснодарскому краю от 28.02.2013 г. «О координационно-методическом совете по вопросам взаимодействия оперативных подразделений ОВД и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Краснодарского края в сфере ОРД».

15. Информация на сайте: http: //-news/2011/01/14/3993123-v_mvd_rf_vpervye_formiruyut_specpodra.. .12.06.2015.

16. Подобные следственно-оперативные группы в стране создавались при различных общественно-политических ситуациях: совместный Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий № 549 и МВД РФ № 868 от 17 сентября 2012 года «Об организации взаимодействия органов ГПН ФПС ГПС РФ и органов внутренних дел РФ в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений».

17. Об утверждении положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): Совместный Приказ Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, СК, ФСКН, ФТС и ФСИН России от 14.05.2013 г. № 192/420/279/1071/293.

References

1. Kokurin G.A. Organizacionnye osnovy deyatelnosti sledstvennykh grup: Ucheb.posobie/ G.A. Kokurin - Ekaterinburg. 1996 i dr.

2. Saveliev А.К. Procesualnye i organizacionno-takticheskie problem rassledovaniya slozhnykh - mnogoepizodnykh del: Avtoref. dis. ...kand. yurid. nauk / А.К. Saveliev. -Volgograd, 1999; Kulagin N.I., Saveliev А.К. Rassledovanie slozhnykh mnogoepizodnykh del. - Volgograd, 2005 i dr.; Zavesov V.G. Problemy rassledovaniya mnogoepizodnykh del ugolovnykh del grupovym metodom (procesualnye i takticheskie aspekty): Avtoref. dis. .kand. yurid. nauk / V.G. Zavesov. Krasnodar, 2004. - 25 s. i dr.; Lysov N.N. Kriminalisticheskoe uchenie o fiksacii dokazatelstvennoy informacii v deyatelnosti po viyavleniyu i raskrytiyu prestupleniy: Avtoref. dis. .kand. yurid. nauk/ N.N. Lysov. - М., 1995. - s. 36-37; Tatiyanina L.G. Predvaritelnoe rassledovanie mnogoepizodnykh grupovykh del o prestupleniyakh nesovershennoletnikh: Avtoref. dis. .kand. yurid. nauk / L.G. Tatiyanina. - Izhevsk, 1998. - 29 s.; Ulimaev R.Y. Sledstvenno-operativnye grupy: Avtoref. dis. .kand. yurid. nauk / R.Y. Ulimaev. - М. - 2002. - 28 s. i dr.

3. Kucheruk S.A. Taktika i vzaimodeistvie organov sledstviya i doznaniya, kak osnova deyatelnosti pri raskrytii i rassledovanii prestupleniy v osobo slozhnykh usloviyakh: Avtoref. dis. .kand. yurid. nauk / SA. ^cherut Krasnodar, 2002 i dr.

4. Goryainov К.К., ^vasha Y.F., Surkov K.V. Federalniy Zakon «ОЬ operativno-rozysknoy deyatelnosti»: Коммentariy. - М: Noviy yurist, 1997 i dr.

5. Beskrovniy Y.V. Sledstvenno-operativnie grupy v sisteme vnutrennikh del/ Y.V. Beskrovniy. - Vesnik kriminalistiki. М, 2010. Vypusk № 3(35). - s. 112-116.

6. О nekotorykh voprosakh organizacii operativno-rozysknoy deyatelnosti v sisteme MVD Rossii: Prikaz MVD RF оt 15.08.2011 g. № 938.

7. V ch. 5 i 6 «Меzhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva» v razdele 18 i 19 UPK RF ne predusmotreno o sozdanii sledstvenno-operativnoy grupy.

8. О мега^ pо protivodeistviyu estremistkoy deyatelnosti: Prikaz SK RF ot 12.11.2011 g. № 109 i dr.

9. O vvedenii v deistvie tipovoy instrukcii ob organizacii raboty postoyanno deistvuyuschikh sledstvenno-operativnykh grup po raskrytiyu ubiystv: Sovmestniy Prikaz Genprokurora RF. № 315-16-93 i MVD RF № 1/3452 ot 2.08.1993 g.

10. Ob organizacii predvaritelnogo rassledovaniya v SK RF: Prikaz № 2. ot 15.01.2011 g. № 2.

11. Ob ispolzovanii pensionerov pravookhranitelnykh organov v kachestve specialistov v sisteme MVD Rossii: Prikaz MVD RF № 137 ot 29 Marta 1993 g.

12. O vzaimodeistvii medicinskikh organizaciy podvedomstvennykh Ministerstvu zdravookhraneniya Respubliki Buryatiya, SU RF i MVD RF po Respublike Buryatiya: Sovmestniy prikaz Minzdrava RB № 4, SU SK RF i RB № 41 i MVD RF po RRB № 845 ot 15.12.2014 g.

13. Ob organizacii vzaimodeistviya organov gospozharnadzora i OVD Rossii v ispolzovanii ekspertno-kriminalisticheskikh sredstv i metodov v raskrytii I rassledovanii prestupleniy: Sovmestniy prikaz MCHS RF № 549 i MVD RF № 866 ot 17.09.2012 g.

14. V etom plane imeetsya polozhitelniy opyt v Krasnodarskom kraye: Sm.: Sovmestniy prikaz GU MVD № 283 po Krasnodarskomu krayu i UFSIN RF ot 28.02.2013 g. «O Koordinacionno-metodicheskom sovete po voprosam vzaimodeistviya operativnykh podrazdeleniy OVD i uchrezhdeniy i organov ugolovno-ispolnitelnoy sistemy Krasnodarskogo kraya v sfere ORD».

15. Informaciya na saite: http: //-news/2011/01/14/3993123-v_mvd_rf_vpervye_formiruyut_specpodra.. .12.06.2015.

16. Podobnie sledstvenno-operativnye grupy v strane sozdavalis pri razlichnykh obschestveno-politicheskikh situaciakh: Sovmestniy prikaz Ministerstva RF po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychainym situaciyam i likvidacii stikhiynykh bedstviy № 549 i MVD RF № 868 ot 17 sentyabrya 2012 goda «Ob organizacii vzaimodeistviya organov GPN FPS GPS RF i organov vnutrennikh del RF v ispolzovanii ekspertno-kriminalisticheskikh sredstv i metodov v raskrytii i rassledovanii prestupleniy».

17. Ob utverzhdenii polozheniya ob organizacii mezhvedomstvennogo vzaimodeistviya po protivodeistviyu prestupleniyam, sovershaemym organizovannymi grupami I prestupnymi soobschestvami (prestupnymi organizaciyami): Sovmestniy prikaz Genprokuratury, MVD, FSB, SK, FSKN, FTS i FSIN Rossii ot 14.05.2013 g. № 192/420/279/1071/293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.