Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход к организации деятельности многофункционального центра'

Практико-ориентированный подход к организации деятельности многофункционального центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRAINING OF QUALIFIED WORKERS AND SPECIALISTS / RESOURCE CENTER / EDUCATIONAL INSTITUTION / CONTINUING AND PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романченко Михаил Константинович

Автор представляет опыт многофункционального центра прикладных квалификаций по подготовке рабочих и специалистов на базе образовательного учреждения и рассматривает формирование учебного процесса. Освещается многогранное сотрудничество колледжа с предприятиями социальными партнерами. Проводится анализ оптимизации функционирования кадрового ресурса образовательного учреждения. Предложенные выводы предоставляют возможность переноса опыта, приобретенного педагогическим коллективом, на практическую деятельность других профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романченко Михаил Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE ORGANIZATION OF MULTIPURPOSE CENTRE''S ACTIVITY

The article presents a study of the author’s experience of creating a multifunctional center of applied qualifications in the training of workers and specialists on the basis of educational institutions. The author shares the experience of the formation of the educational process. Highlights the cooperation between College and enterprises social partners. The analysis of optimization of human resources of the educational institution. The proposed conclusions provide the possibility of transfer of experience acquired by the teaching staff in the practices of other professionals.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход к организации деятельности многофункционального центра»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ BASED ON THE EXPERIENCE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/UDC 377.5

М. К. Романченко M. Romanchenko

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE ORGANIZATION OF MULTIPURPOSE CENTRE'S ACTIVITY

Автор представляет опыт многофункционального центра прикладных квалификаций по подготовке рабочих и специалистов на базе образовательного учреждения и рассматривает формирование учебного процесса. Освещается многогранное сотрудничество колледжа с предприятиями — социальными партнерами. Проводится анализ оптимизации функционирования кадрового ресурса образовательного учреждения. Предложенные выводы предоставляют возможность переноса опыта, приобретенного педагогическим коллективом, на практическую деятельность других профессионалов.

The article presents a study of the author's experience of creating a multifunctional center of applied qualifications in the training of workers and specialists on the basis of educational institutions. The author shares the experience of the formation of the educational process. Highlights the cooperation between College and enterprises — social partners. The analysis of optimization of human resources of the educational institution. The proposed conclusions provide the possibility of transfer of experience acquired by the teaching staff in the practices of other professionals.

Ключевые слова: подготовка квалифицированных рабочих и специалистов; ресурсный центр; образовательное учреждение; непрерывное профессиональное образование.

Keywords: training of qualified workers and specialists; resource center; educational institution; continuing and professional education.

Необходимость экономического развития России ни у кого не вызывает сомнений. В целях обеспечения решения поставленной задачи государственная система профессионального образования ставит во главу угла вопрос подготовки квалифицированных рабочих кадров, и в первую очередь для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики субъектов Российской Федерации. Сегодня квалифицированный специалист должен соответствовать требованиям выполняемого труда: быть грамотным, конкурентоспособным, ответственным, владеющим основами профессии, к которой он готовился. Он должен быть ориентированным на работу в смежных областях, результативный труд на уровне мировых стандартов, непрерывный профессиональный рост, профессиональную мобильность.

В настоящее время актуальным становится наличие в профессиональной образовательной организации современного высокотехнологичного инновационного учебно-производственного оборудования, эффективной системы повышения квалификации педагогических работников,

многогранного взаимодействия с отраслевыми социальными партнерами. Путь к решению видится в эффективной деятельности передовых образовательных учреждений профессионального образования в рамках созданных на их базе многофункциональных центров прикладных квалификаций. Данное направление является одним из ключевых, приоритетных при формировании организации среднего профессионального образования в современных условиях.

Основная цель деятельности этих созданных в образовательных учреждениях центров заключается в подготовке квалифицированных рабочих кадров, разработке, апробации и экспертизе образовательных программ, направленных на освоение и совершенствование профессиональной квалификации. Отсюда одной из первоочередных задач можно назвать необходимость обеспечения практико-ориентированной подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам путем реализации программ профессиональных модулей на базе многофункционального центра прикладных квалификаций.

Сегодня ощущается «квалификационное отставание» рабочих кадров от требований рынка труда. Предприятия в последнее время в целях экономии часто привлекают необученных специалистов или рабочих с недостаточным уровнем квалификации. Проблема квалификационного несоответствия специалистов всех уровней потребностям экономики региона может быть решена:

— путем повышения конкурентоспособности образовательных программ, приведения их в соответствие с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов;

— практического ориентирования интегрированных программ среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

Достичь этого возможно формированием новых структурных подразделений на базе автономных профессиональных учреждений среднего профессионального образования в виде многофункциональных центров прикладных квалификаций [1].

Главный принцип деятельности отраслевого многофункционального центра прикладных квалификаций основывается на утверждении, что каждый специалист должен быть охвачен непрерывным циклом профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки, тренингов на базе основного профессионального образования.

Перед Новосибирским колледжем автосервиса и дорожного хозяйства, являющимся ресурсным центром автотранспортной и дорожно-строительной отрасли, была поставлена задача — создание на базе учреждения многофункционального центра прикладных квалификаций [2].

В рамках развития ресурсного центра в течение пяти лет колледж был оснащен современным инновационным оборудованием отечественного и зарубежного производства. Для отработки практических навыков создан полигон дорожно-строительной техники.

Наличие учебно-материальной базы (оборудования) позволяет выполнять учебную программу по основным разделам и темам профессионального цикла. Имеются изготовленные выпускниками и мастерами производственного обучения стенды, технологические карты, образцы продукции. Оборудование соответствует требованиям безопасности и выполнения практических работ обучающимися. Все учебно-производственные мастерские, лаборатории укомплектованы рабочим и мерительным инструментом, шаблонами, эталонами и технологическими конструкционными схемами. Все кабинеты аттестованы. Их учебно-материальная база позволяет выполнять учебные программы на 90-95 %. Оснащенность в среднем по профессиям составляет 94,8-96,9 %.

Современное оснащение колледжа позволяет педагогическому коллективу построить учебный процесс с учетом опережающего характера формирования компетенций. Педагоги регулярно совершенствуют профессиональный опыт на курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, стажировках на предприятиях. Саморазвитие каждого отдельно взятого педагога многофункционального центра прикладных квалификаций является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Так, например, в летний период 2016 года педагогические работники колледжа приняли участие в мероприятиях: Всероссийском педагогическом практикуме (г. Адлер); VIII Международной научно-практической конференции «Опыт создания образовательного учреждения многоуровневого непрерывного профессионального образования по подготовке рабочих и специалистов» (г. Чебоксары); XXII Международной научно-практической конференции «Роль науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты» (г. Екатеринбург); Международной научно-практической конференции «Новая наука: теоретический и практический взгляд»

(г. Ижевск); Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки» (г. Санкт-Петербург).

Главный критерий деятельности, установленный педагогическим коллективом колледжа: качественное обучение современного и конкурентоспособного специалиста в условиях рыночной экономики.

Главные достижения колледжа стали возможны благодаря:

— обеспечению трудовой мобильности педагогического коллектива за счет ускоренной подготовки персонала для освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;

— обеспечению практико-ориентированной подготовкой обучающихся по основным профессиональным образовательным программам путем реализации программ профессиональных модулей, производственной практики;

— учебно-методическому обеспечению реализации образовательных программ профессионального обучения, направленных на освоение и совершенствование профессиональных квалификаций, путем разработки, апробации и экспертизы этих программ;

— кадровому обеспечению реализации программ, направленных на освоение и совершенствование профессиональных квалификаций, путем организации курсов повышения квалификации и стажировок педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы [3].

Деятельность центра профессиональных компетенций автосервиса и дорожного хозяйства позволяет вести подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с учетом потребностей экономики. Программы подготовки основаны на использовании инновационных проектов и наукоемких технологий. Применение современных методологических технологий позволяет обеспечить выпускников центра практическими навыками, адекватными требованиям рынка труда. В связи с реализацией программ региона, ориентированных на строительство, ремонт, эксплуатацию дорог, мостов и туннелей, а также вводом в эксплуатацию новых развязок, значительно увеличивается потребность региона в кадрах для дорожно-строительной отрасли.

В Новосибирском колледже автосервиса и дорожного хозяйства действует программа непрерывного образования «школа — колледж — вуз». Учащиеся старших классов обучаются

в политехнической школе, организованной на учебно-материальной базе колледжа. Получив профильное образование, многие из них продолжают обучение по выбранной специальности в колледже. Рассматривается возможность преемственности программ с профильными вузами: Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), Сибирский государственный университет водного транспорта (СГУВТ), Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ).

На сегодня более 60 предприятий, организаций, центров занятости тесно взаимодействуют с центром профессиональных компетенций автосервиса и дорожного хозяйства. Ежегодно потребность предприятий региона автотранспортного и дорожно-строительного направления в квалифицированных рабочих и специалистах составляет более 1000 человек. Острую нехватку кадров предприятия испытывают по профессиям: «машинист специальной дорожной техники», «машинист погрузчика и автогрейдера». Потребность в этих кадрах для предприятий — более 250 человек в год. Для прохождения производственной практики заключено 40 договоров с предприятиями — социальными партнерами. Предоставленные рабочие места полностью обеспечивают занятость обучающихся, проходящих производственную практику и трудоустраивающихся по окончании обучения в колледже.

В рамках сетевого взаимодействия колледж предоставляет услуги обучения и профессиональной подготовки на специальной дорожно-строительной технике другим образовательным учреждениям региона. В связи с этим возникает необходимость обновления машинно-тракторного парка и приобретения дорожно-строительной техники. «Доукомплектация» дорожной техникой позволит создать учебно-производственный участок дорожных востребованных профессий. Подготовка водителей автотранспорта позволит решить вопрос острой нехватки водителей автобусов (категория <Ю») и подготовки рабочих кадров для автотранспортных предприятий Западного сектора области (категории «С» и «Е») — водителей большегрузных автомобилей, также потребуется обновление материально-технической базы и методического обеспечения учебно-образовательного процесса. Планируется создание автодрома для подготовки водителей категорий «Ю», «С», «Е»; сертифицированного класса для сдачи экзамена ПДД без привлечения сотрудников ГИБДД, многопрофильной учебной станции технического обслуживания ав-

тотранспорта, учебно-производственного участка кузовного ремонта. Это обусловлено дефицитом специалистов в данной сфере.

Благодаря имеющемуся замкнутому производству, студенты осваивают на практике полный цикл ремонтных работ по автотранспорту, что помогает им определиться со сферой ремонта и обслуживания для работы в дальнейшем. Такой практический опыт дает возможность легче адаптироваться к выполнению своей работы на более высоком уровне.

В настоящее время в многофункциональном центре прикладных квалификаций ресурсного центра автосервиса и дорожного хозяйства ведется обучение специалистов автотранспортного и дорожно-строительного направления по интегрированным программам. Рабочие учебные планы разрабатываются и согласовываются с потенциальными партнерами: ООО «Сиб-автобан», ООО «Сибмост», оОо «НВН-Сервис» (СТО), ООО «Автокомплекс „Автолайн"», ООО «НСК-Авто», ООО «Промис», ООО «Maxi Pro», ООО «Успех», ООО «Автомастерская 54» (СТО), МУП «САХ» и др. Социальные партнеры также принимают участие в формировании материальной базы. Разработаны и внедрены совместно с организациями отрасли учебные модули, учебно-методические материалы, программы профессионального образования, по которым проводится обучение. Это предприятия: ООО «СибТТК», ЗАО «Сибцентр-98», ООО «Кранбаш-сервис», ОАО «Новосибирскавтодор», ОАО «Но-восибирскагропромдорстрой» и др.

По окончании обучения проводится оценка результатов в форме экзамена и дипломного проектирования. Участие социальных партнеров

ведется по следующим направлениям: мониторинг качества подготовки специалистов, участие работодателей в работе государственной аттестационной комиссии.

Первые итоги деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций, созданного на базе ресурсного центра автосервиса и дорожного хозяйства: подготовлены специалисты по программам профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки — 462 человека; в том числе 354 человека по договорам с предприятиями (организациями).

Группы обучающихся на базе ресурсного центра сформированы на основе договоров и контрактов со службой занятости в количестве 15 единиц на сумму 855 247,35 рубля; договоров с 27 предприятиями на сумму 4 255 306,5 рубля; договоров с 56 физическими лицами.

1. Глотова Н. И. Стратегия совершенства подготовки кадров [Электронный ресурс] // Транспортная стратегия XXI век. - 2012. - № 16. - URL: http://www.sovstrat.ru/ journals/transportnaya-strategiya-21-vek/numbers/ nom-trans-16-201.html (дата обращения: 15.07.2016).

2. Романченко М. К. Опыт создания образовательного учреждения многоуровневого непрерывного профессионального образования по подготовке рабочих и специалистов // Образование и наука в современных условиях : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 26 июня 2016 г.) / редкол. О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 157-159. — DOI: 10.21661/r-111869.

3. О Методических рекомендациях по вопросу формирования многофункциональных центров прикладных квалификаций [Электронный ресурс] : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2013 г. № 06-115 URL: http://docs.cntd.ru/ document/499016371 (дата обращения: 06.09.2016).

УДК/UDC 371.1 И. Н. Овсиевская

I. Ovsievskaya

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

DEVELOPMENT OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE ON THE BASIS OF REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS «TEACHER»

В статье рассматривается процесс подготовки к переходу образовательных организаций Алтайского края на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог». Ав-

тор делится с читателями опытом, проблемами и перспективными задачами.

In the article the process of preparation for the transition of educational organizations of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.