Научная статья на тему 'Практика работы классного руководителя в среднем звене'

Практика работы классного руководителя в среднем звене Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1860
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРАКТИКА РАБОТЫ / КЛАССНЫЙ ЧАС / ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ / EDUCATION / CLASS TEACHER / WORK PRACTICE / CHILD-ADULT COMMUNITY / IDEAS OF THE THEORY OF COLLECTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрижак О.В.

В статье рассматриваются актуальные для современной школы проблемы организации классным руководителем воспитательного процесса в среднем звене общеобразовательного учреждения; описывается практика работы классного руководителя с подростковыми классами.Цель статьи раскрыть специфику этой работы при ориентации на формирование детско-взрослой общности. Результаты предлагается ряд эффективных практик, помогающих эту задачу решить; отслеживается их связь с ведущими идеями теории коллективного воспитания. В заключение практика работы классного руководителя рассматривается как целостная организация воспитательного процесса, направленного на развитие личности каждого воспитанника в классном коллективе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF THE CLASS TEACHER IN THE MIDDLE SCHOOL

The article deals with the actual problems of the organization of the educational process in the middle level of the educational institution by the class teacher for the modern school; the practice of the class teacher with teenage classes is described.The purpose of the article is to reveal the specifics of this work in the orientation to the formation of child adult community. Results (Findings): a number of effective practices that help to solve this problem are proposed; their connection with the leading ideas of the theory of collective education is monitored.Conclusion: the practice of the class teacher is considered as a holistic organization of the educational process aimed at the development of the personality of each pupil in the classroom.

Текст научной работы на тему «Практика работы классного руководителя в среднем звене»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ

УДК 371

ПРАКТИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

В статье рассматриваются актуальные для современной школы проблемы организации классным руководителем воспитательного процесса в среднем звене общеобразовательного учреждения; описывается практика работы классного руководителя с подростковыми классами.

Цель статьи — раскрыть специфику этой работы при ориентации на формирование дет-ско-взрослой общности.

Результаты — предлагается ряд эффективных практик, помогающих эту задачу решить; отслеживается их связь с ведущими идеями теории коллективного воспитания.

В заключение практика работы классного руководителя рассматривается как целостная организация воспитательного процесса, направленного на развитие личности каждого воспитанника в классном коллективе.

Ключевые слова: воспитание, классный руководитель, практика работы, классный час, дет-ско-взрослая общность.

Стрижак О. В.

аспирант ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», учитель русского языка и литературы, МАОУ «Физико-технический лицей № 1», г. Саратов E-mail:okdem70@mail.ru

O.V. Strizhak,

teacher of Russian language and literature, MAOU "Physical-technical Lyceum № 1", Saratov

Введение. Воспитание личности подрастающего поколения — одна из приоритетных задач современной школы. Это аксиома, не требующая доказательств, но заслуживающая особого рассмотрения: легко сказать, сложнее реализовать. А значит, необходимо осмысление тех способов, которые помогают реализации этой задачи. Данная статья предлагает к рассмотрению ряд эффектив-

Как цитировать статью: Стрижак О. В. Практика работы классного руководителя в среднем звене // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 121-132.

ных практик работы классного руководителя в среднем звене общеобразовательной школы.

Цель статьи — описать практику работы классного руководителя с подростковыми классами, раскрыть ее специфику при ориентации на формирование детско-взрослой общности в классе.

Методология и методы исследования. Работа современного классного руководителя раскрыта в работах Л. В. Байбородовой, Б. В. Куприянова, Е. Л. Петренко, М. И. Рожкова, Н. Л. Селивановой, Н. Е. Щурковой, В. Р. Ясницкой и др.

Подход к детско-взрослой общности как коллективному субъекту учебной деятельности, представлен в работах психологов В. В. Давыдова, Ю. В. Громыко, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман. В педагогике есть работы, посвященные коллективной познавательной деятельности, в них также рассматривался данный вопрос (М. Д. Виноградова, Н. С. Дежникова, И. Б. Первин и др).

Для целостного понимания феномена детско-общности, её роли в образовании и развитии классного коллектива важно осмыслить работы отечественных педагогов и психологов, посвященные теории детского коллектива: М. Д. Виноградовой, О. С. Газмана, В. А. Караковского, А. Т. Куракина, Х. И. Лийметса, А. Н. Лутошкина, В. И. Максаковой, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, С. Д. Полякова, Н. Л. Селивановой, Л. И. Уманского и др.. Важно представление о воспитательном коллективе как взаимосвязанном единстве организации и социально-психологической общности, неодинаково действующих на положение ребенка в коллективе и на развитие его личности (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин, А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова).

Значительный вклад в решение вопросов, связанных с воспитанием современного ребенка, подростка и юноши в детской общности, внесло исследование лаборатории теории воспитания ФГНУ ИТИП РАО под руководством Н. Л. Селивановой. В 2012 году вышла коллективная монография сотрудников лаборатории «Детская общность как объект и субъект воспитания» [1].

Результаты исследования. Практика работы классного руководителя рассматривается как целостная организация воспитательного процесса в классном коллективе, направленного на развитие личности каждого воспитанника. Это всегда работа творческая, ориентированная на акту-

альное настоящее воспитанников, их интересы и индивидуальные особенности, систему отношений, складывающуюся в классном коллективе. Практика складывается из различных методов, форм и приемов работы.

Основными направлениями практической работы педагога будут следующие: организация творческих дел и событий в классе; создание условий для включения воспитанников во все виды индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, втягивающей их в общественно-ценностные отношения; вовлечение воспитанников в общественно-полезную деятельность, проявление общечеловеческих ценностей и смыслов, воспитание доброты и милосердия, самостоятельности и ответственности; образование системы самоуправления в классе, ориентация на детские инициативы и индивидуальные способности воспитанников; создание в классе благоприятного микроклимата, формирование межличностных связей и отношений, их коррекция и регулирование, формирование детско-взрослой общности в классе.

Если обратимся к Примерной программе воспитания и социализации школьников (основного общего образования), то среди принципов, способствующих достижению цели этой программы, увидим следующие:

• принцип следования нравственному примеру;

• принцип диалогического общения со значимыми другими;

• принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;

• принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Именно эти принципы мы находим в ряду значимых идей теории

коллективного воспитания. Следовательно, коллектив обладает воспитывающим потенциалом, раскрыть который необходимо, а основной единицей воспитательной системы школы является класс. В школе он является организационной группой как учебной единицей, где происходит объединение детей одного возраста, а основной целью является усвоение знаний. Н. Л. Селиванова отмечает: «Общая деятельность учащихся, их общее пространство существования приводят к тому, что в классе возникает психологическая общность, основой которой является определенная система взаимоотношений ...» [2].

На создание такой общности прежде всего и должна быть направлена деятельность классного руководителя. Классный руководитель — значимый элемент этой общности, от которого, особенно на первых порах, зависит ее характеристика. Важно определить позицию, которую он

занимает по отношению к классу.

В современной школе можно выделить следующие типы классных руководителей:

опекающий — заботливая мамочка, защищающая своих детей;

авторитарный — диктатор, активно насаждающий свою волю;

манипулятор — управляющий детьми неагрессивно, но против их воли;

формалист — выполняющий свои функции формально, не включаясь эмоционально;

собеседник — видящий в каждом ребенке личность, которой необходимо соучастие.

Только последний вариант может дать возможность для возникновения в классе детско-взрослой общности, способствующей воспитанию и развитию школьника. Для всех участников детско-взрослой общности характерна включенность в общее переживание и совместную деятельность. Детско-взрослая общность как явление общественное формирует у участников систему жизненных установок, направляет процесс социокультурной идентификации, способствует формированию жизненных ценностей.

Особенно важным это становится в среднем звене, пятых — девятых классах, так как именно в этот период для подростка значимым становится другой: одноклассник, учитель, классный руководитель — не член семьи. В современной школе этот возрастной этап совпадает не только с переходом из младшего в среднее звено, но и со сменой коллектива: либо новый класс (с предметной специализацией), либо новая специализированная школа.

Из опыта работы. Сколько бы ни работал в школе, если ты классный руководитель, знаешь наверняка, что каждый новый класс не похож на предыдущий и требует к себе особого подхода. Мой последний выпускной класс казался очень сложным: стоило больших трудов их расшевелить, включить эмоционально и деятельностно в общие дела, помочь проявить себя каждому (в осознанности позиции, в самостоятельных действиях). И каким подарком казались дни подготовки к празднику «Последний звонк», когда ребята, практически единственные в параллели, делали все самостоятельно: писали сценарий, репетировали, украшали кабинет, придумывали поздравления и сюрпризы для учителей! И главное — они получали удовольствие от взаимодействия друг с другом, от общения.

Казалось, что найден рецепт, дающий ключ к каждому классу, каким бы непростым он ни был. И вот новый набор — новый класс, и понимаешь, что все надо начинать заново: ничто из «наработанного» не переносится напрямую! Кто из классных руководителей, по-настоящему воспринимающих эту свою миссию, не сталкивался с подобной ситуацией?

Конечно, учителя, формально относящиеся к классному руководству, не редкость в нашей профессии. Но это уже личный выбор каждого. Если ты осознанно пришел в эту профессию, то к роли классного руководителя будешь относиться с должным уважением. «Не представляю себя без класса!» — говорила учительница химии с колоссальнейшей нагрузкой, совмещающая ее с должностью завуча школы, а потом с заведованием кафедры в местном институте усовершенствования учителей. Действительно: учитель без класса в школе сирота. Только с ними, с этими детьми, понимаешь, что школа — это не просто место, где ты работаешь: школа становится частью тебя, а ты принимаешь ее, становясь частью этой общности. Так, взаимодействуя, вы развиваетесь. Но во многом именно от учителя зависит, станет это общение насилием или подарит радость всем участникам.

Представим несколько рецептов, которые могут помочь классному руководителю в работе с классом.

Рецепт 1. Знакомясь с классом, не забудьте о родителях детей: они часть вашей новой общности! Постарайтесь включить их в нее не насильственно, а через прямое общение.

В работе классного руководителя с семьей реализуется принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Родители, иногда и неосознанно для нас, являются образцом, на который мы ориентируемся. Важно помочь им в этой общности проявить и раскрыть свои лучшие черты. Этому способствует совместная деятельность. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:

• дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

• осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, с учётом желания и возможностей участников

работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

• создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

• отсутствуют навязывания, давление на детей и родителей; действия, и стиль деятельности педагога способствует самореализации и самовыражению всех участников деятельности.

Из опыта работы: когда пришло понимание, что в новом классе (6 класс) есть серьезные проблемы с поведением ребят в коллективе, родительское собрание решила начать с материала, дающего повод к размышлениям. Это 10-тиминутный фильм с сюжетом о формировании у ребенка нравственных ценностей: преподаватель входить в аудиторию, показывает пустой сосуд, который постепенно заполняет теннисными мячиками, камушками, песком, наконец, выливает туда бутылку пива. Каждый раз он спрашивает, полон ли сосуд, и каждый раз получает утвердительный ответ. Последняя реплика учителя: «Теннисные мячики — это нравственные ценности, по которым мы живем. Если их не положить в самом начале, то потом это сделать будет невозможно. А с ними и бутылка пива не страшна». «Зачем вы нам это показываете? Покажите лучше детям!» — сказали мне родители. Стало очевидным, что начинать выстраивать общность нужно именно с них.

Семья, родители — важный элемент в структуре детско-взрослой общности класса. По большому счету, работу с классом нужно начинать с работы с родителями. Этому, конечно же, способствует предварительное изучение материала (личных дел школьников, анкеты детей и их родителей). Неоценимую помощь оказывают творческие работы, темы которых связаны с семьей («Моя комната», «Мои выходные», «Моя семья», «Правила жизни моей семьи»). Много дает и личное общение классного руководителя с родителями. Правда, родительское собрание в современной школе зачастую выполняет лишь формальную функцию — принятие коллективного решения. Информационную нагрузку на себя в организации этой работы уже давно взяли социальные сети: именно там происходит обмен информацией, а иногда и эмоциями. Особую роль в работе классного руководителями с родителями играют личные встречи, назначенные заранее, иногда совместно с психологом учебного заведения. Это помогает понять особенности личности школьника подростка, оценить проблемы, с которыми придется столкнуться в воспитательном процессе, наметить перспективы работы над ними.

Уже потом появляется идея совместного (дети-родители-учителя) коллективного дела. Это может быть загородная поездка, совместный праздник, экскурсия, соревнование. Это дело впоследствии может перерасти в традицию данного класса, что очень ценно. Но успех подобного мероприятия зависит от предварительной работы: необходимо учитывать потребности и интересы всех участников группы, включая всех в обсуждение и подготовку.

Рецепт 2. Коллективное дело должно быть подготовлено, чтобы все участники детско-взрослой общности вошли в него осознанно, без принуждения. Это могут быть совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам. Родители, классный руководитель — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Так, например, делом, дающим повод для возникновения такой общности, может стать обычная прогулка.

Из опыта работы. Первым таким делом в новом классе для нас стала прогулка вокруг школы. Мы не выходили за пределы квартала от здания школы, но эта прогулка длилась почти 2 часа и заставила всех ее участников о многом задуматься.

Подготовка этой прогулки состояла из нескольких этапов. Вначале на уроке был показан эпизод из фильма «Дорога в школу», получившего несколько премий Сезар. Авторы фильма на протяжении 20 минут рассказывают о том, как ребята из разных уголков мира, преодолевая различные препятствия, идут в школу. Этот путь может быть очень долог и опасен, но маленькие герои все равно идут по нему, ведь у них есть определенная цель. Фильм помог ученикам понять, что школа, образование могут стать ценностью, а не наказанием, главное — осознать эту ценность.

Потом мы с ребятами написали сочинение «Моя дорога в школу». После коллективного обсуждения поняли, что для большинства эта дорога проходит в машине, в которой чаще всего дети спят и не видят ничего. А в эту школу (речь идет о специализированной физико-математической школе) в основном ребята пришли по желанию родителей.

Еще одно наблюдение: многие не знают названий улиц, не могут

ориентироваться в пространстве города.

Решили и с ребятами, и с родителями, что проведем коллективную прогулку вокруг школы. Сейчас много подвижников, помогающих выстраивать общественную жизнь в том месте, где мы живем: это люди, берущие на себя ответственность за экологию, состояние архитектурных памятников, работу с детьми и т.д. в регионе. В нашем городе есть человек, неравнодушный к архитектуре и истории родины. Этот свои интерес он реализует в экскурсиях, которые разрабатывает самостоятельно и организует через социальные сети. Проводит их за минимальную плату в свободное от основной работы время. Мы обратились к нему за помощью. И в удобное для всех время эта экскурсия была назначена.

Интересно было наблюдать за тем, как проходило не просто узнавание, а настоящее открытие, казалось бы, уже привычного для всех: улиц, зданий, людей рядом с тобой. Интересные факты из истории зданий перекликались с историей школы, города, страны. Кроме того, мы узнали, чем сквер отличается от бульвара, аллеи, а улица от площади, переулок от проулка и тупика.

А еще мы во время этой прогулки успели поиграть и побегать, ведь без этого детям 10-11 лет очень сложно обойтись. Дети оказалась в новых для себя обстоятельствах: не на уроке или перемене. Родители смогли понаблюдать за своими детьми в новом коллективе.

Потом был очень важный этап — рефлексия. Мы поговорили о том, что нового увидели и узнали. И самое главное, мы все попробовали сформулировать цель, ради которой каждое утро 6 дней в неделю собираемся в школу. А еще решили, что наша дорога в школу теперь изменится, потому что мы знаем, зачем мы идем туда.

Точно так же можно работать и с экскурсионной поездкой, и с походом в театр. Без предварительной работы и без обсуждения впечатлений, рефлексии по окончании эта работа может оказаться бесполезной.

Особое значение для воспитания подростка имеет пример учителя. Понимая это, классный руководитель даёт себе своеобразные установки:

• он «как носитель культуры» — включает детей в разнообразные виды деятельности;

• он «как лидер детей» — стимулирует их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств рефлексирующей личности, увлекая собственным примером;

• он «как организатор и участник коллективной творческой деятельно-

сти» — ответственен за организацию детского самоуправления, вдохновение и поддержку детских инициатив, организацию и совместное проживание коллективных творческих дел и событий класса.

Настоящий учитель — всегда личность. Ценно, если учитель знает свои сильные стороны, помогает им раскрываться в общении с детьми, не стыдится своих слабостей, потому что только с ними он цельная личность. Если учитель, тем более классный руководитель, включается в ситуацию взаимодействия с детьми, стремится увидеть в них собеседников, а не безмолвных слушателей, формулирует собственную позицию наравне с остальными, то это создает благодатную почву для воспитания подростков.

Этому способствует еще один принцип, основанный на идеях теории коллективного воспитания — принцип диалогического общения со значимыми другими. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне открытого общения подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного диалога. Как добиться того, чтобы общение в вашей классной детско-взрослой общности было настоящим, не формальным?

Рецепт 3. Прежде всего, необходимо отказаться от манипуляции детьми! Конечно же, реакция на любую ситуацию, возникающую в классе, должна быть педагогической: нужно использовать ресурс, который возникает и в конфликте, и в победе одного из учеников в олимпиаде. Но надо помнить, что наши задача сводится к наблюдению, анализу и, по возможности, ведению этой ситуации и общей рефлексии, с ней связанной.

В этом помогают классные часы. Классный час является одной из основных форм воспитательной работы классного руководителя с учащимися. Его можно назвать специально организованной ценност-но-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Цель классного часа — это конечный результат, к которому стремится педагог в системе воспитательной работы. А задача классного часа — это тот результат,

который планирует получить и получает педагог на данный момент. Задача — ступенька в общем движении к цели. Возможен вариант, когда на классном часе решается не одна, а две-три задачи. Многие классные руководители допускают серьёзные ошибки: они не всегда видят различия между целью и задачей классного часа. Тогда задачи, поставленные ими, выглядят, как «рассказать о...», «объяснить...», «посмотреть...», «обсудить...». Проведя один классный час, классный руководитель ждёт немедленных результатов, не создавая при этом системы соответствующих воздействий в другой сфере жизнедеятельности учащихся; придумывая тему классного часа, потом подгоняет под неё воспитательную цель и задачи, идет от мероприятия, а не от воспитания. Все эти ошибки рождают порой формальное воспитательное мероприятие.

Итак, организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, мы содействуем передаче и развитию у них социально ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.

Классные часы требуют серьезной подготовки от всех участников. Но также могут стать реакцией на конкретное событие и быть практически экспромтом. Главное, чтобы дети чувствовали себя равными участниками общения, вступали в диалог.

Из опыта работы. Недавно это произошло на одном из стихийных классных часов, который стал реакцией на следующую ситуацию: на одном из уроков учитель написал докладную с жалобой на дисциплину в классе. В свою очередь группа ребят написала докладную на имя администрации школы с просьбой решить проблему с дисциплиной в классе, исключив из него конкретного ученика. Коллектив класса очень тяжело принял информацию об этом инциденте: судя по переписке, и родители, и дети, и учителя переживали происшедшее, по-своему оценивая эту ситуацию.

На следующий день был назначен классный час. Было сложно решить, как построить его. Ведь решался серьезный вопрос нравственного выбора: все против одного, того, кого «назначили» виновным за происшедшее! Когда передо мной оказались две докладные записки: от учителя и от ребят — все встало на свои места. Ребята обвиняли одного ученика, а учитель жаловался на поведение всех учеников класса.

Перед началом обсуждения я прочла вслух эти докладные и попросила ребят найти несоответствия. Логическая ошибка легко была обнаруже-

на, а дальше все пошло легко, тем более что развернуто высказываться ребята и любят, и умеют. В этом горячем споре приняли участие все. В результате мы пришли к выводу, что прежде всего нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки. Если же ты понимаешь, что у другого есть проблемы, постараться помочь ему в их решении. Но начать нужно с себя. Теперь уже никто не ищет козла отпущения в конфликтной ситуации. Мы научились разбираться в ней, искать ее причины, а не виноватых.

Чтобы такая работа давала выход, а не вела в тупик, нужно научить ребят цивилизованной дискуссии. Для этого мы еще в самом начале работы попытались сформулировать правила класса. На это ушло не меньше 5 классных часов. Каждый пункт этого кодекса класса мы выносили на обсуждение, работали над каждым понятием, проясняя значение каждого слова. Оказывается, мы все по-разному понимаем, что такое дружба, взаимопомощь, успех. В результате мы смогли много узнать друг о друге и сформировать общее представление об основных нравственных категориях.

Заключение. Роль классного руководителя в воспитательном процессе школьников подростков трудно переоценить, ведь зачастую именно от него зависит, станет ли классный коллектив настоящей общностью, способствующей личностному развитию каждого ее участника, или останется формальной школьной единицей. От тех, на чьи плечи выпадает эта непростая роль, ждут одного: творческого подхода к воспитательному процессу. Справиться с этой задачей могут помочь рецепты, оставленные отечественной педагогике в наследство теорией коллективного воспитания. Помните об этом!

Литература

1. Детская общность как объект и субъект воспитания: Монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 324 с.

2. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н. Л. Селиванова — М.: УРАО ИТИП, 2010.

THE PRACTICE OF THE CLASS TEACHER IN THE MIDDLE SCHOOL

The article deals with the actual problems of the organization of the educational process in the middle level of the educational institution by the class teacher for the modern school; the practice of the class teacher with teenage classes is described.

The purpose of the article is to reveal the specifics of this work in the orientation to the formation of child — adult community.

Results (Findings): a number of effective practices that help to solve this problem are proposed; their connection with the leading ideas of the theory of collective education is monitored.

Conclusion: the practice of the class teacher is considered as a holistic organization of the educational process aimed at the development of the personality of each pupil in the classroom.

Keywords: education, class teacher, work practice, child-adult community, ideas of the theory of collective education.

References

• Detskaya obshhnost" kak ob^ekt i sub^ekt vospitaniya: Monografiya / pod red. N. L. Selivanovoj, E. I. Sokolovoj. M.: Izdatel'skij centr IE'T, FGNU ITIP RAO, 2012. 324 s. [In Rus].

• Selivanova N. L. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot teorii k praktike / N. L. Selivanova — M.: URAO ITIP, 2010. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.