Научная статья на тему 'Практические упражнения на пленэре как эффективное средство эстетического воспитания учащихся'

Практические упражнения на пленэре как эффективное средство эстетического воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
619
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИРОДА / ИСТОЧНИК ПРЕКРАСНОГО / РЕБЁНОК / СОЗЕРЦАНИЕ / ЖИВОПИСЬ / ПЛЕНЭР / AESTHETIC EDUCATION / THE NATURE / A SOURCE FI NE / THE CHILD / CONTEMPLATION / PAINTING / AN OPEN-AIR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хворостов А. С.

Природа была и остаётся постоянным источником прекрасного. Эстетическое воспитание подрастающих поколений через созерцание природы один из самых эффективных методов воздействия на чувства ребёнка. Ещё эффектнее происходит приобщение детей к природе, если предложить им не просто созерцать явления природы, а активным образом впитывать их. Это возможно через занятия с детьми живописью на пленэре. Наблюдая явления природы, перенося на холст впечатления от увиденного, дети реально развивают эстетические чувства, наблюдательность, творческое воображение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL EXERCISES ON THE OPEN-AIR AS THE EFFECTIVE REMEDY OF AESTHETIC EDUCATION OF PUPILS

The nature was and remains a constant source fi ne. Esthetic education of rising generations through nature contemplation one of the most effective methods of infl uence on feelings of the child. There is a familiarizing of children with the nature even more effectively and more effectively if to suggest them to behold not simply natural phenomena, and in the active image to absorb them. It is possible through employment with children painting on an open-air. Observing natural phenomena, transferring on a canvas of impression from seen, children really develop esthetic senses, observation, creative imagination.

Текст научной работы на тему «Практические упражнения на пленэре как эффективное средство эстетического воспитания учащихся»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

А.С. ХВОРОСТОВ

доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета E-mail: Aqua_storm@mail.ru Тел.8 919 202 15 28

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПЛЕНЭРЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Природа была и остаётся постоянным источником прекрасного. Эстетическое воспитание подрастающих поколений через созерцание природы - один из самых эффективных методов воздействия на чувства ребёнка. Ещё эффектнее происходит приобщение детей к природе, если предложить им не просто созерцать явления природы, а активным образом впитывать их. Это возможно через занятия с детьми живописью на пленэре. Наблюдая явления природы, перенося на холст впечатления от увиденного, дети реально развивают эстетические чувства, наблюдательность, творческое воображение.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, природа, источник прекрасного, ребёнок, созерцание, живопись, пленэр.

Эстетическое воспитание учащихся через восприятие ими природы известно давно и широко используется в практической педагогике. Лагеря труда и отдыха, детские санатории, школьные лесничества и др. наряду с физическим воспитанием призваны способствовать развитию эстетических чувств детей, их наблюдательности и воображения.

Наибольший эффект в эстетическом воспитании средствами природы дают практические занятия детей рисунком и живописью на пленэре.

Рисунок и живопись - сложные виды искусства. Здесь столько профессиональных секретов, что у детей могут «опуститься руки» и от таких занятий может получиться обратный, то есть отрицательный результат. И задача учителя - рассказать детям о секретах просто и понятно. А для наглядности содержание рассказа должно сопровождаться графическими и живописными иллюстрациями и «живым» показом учителем практических приёмов работы.

Здесь мы лишены возможности дать иллюстративный материал и показать приёмы работы карандашом и красками. Но можем показать учителю то направление в объяснении нового материала, которое может стать содержанием его бесед с учениками.

Для зимнего примера рассмотрим то, как объяснить детям правила и приёмы передачи на холсте, например, заснеженных пейзажей.

Прежде всего, определимся, какого цвета и тона наблюдаемый нами снег. Можно ли взять на кисть белую краску, нанести её на холст и считать, что это снег?

Ребенку нужно объяснить, что в натуре, на природе, если посмотреть на мотив в целом, снег не соответствует белилам, он всегда имеет некий цветной оттенок. Снег, как самый светлый объект, воспринимает рефлексы от всех окружающих его цветных предметов. Белым его можно считать чисто условно, как, например, мы считаем траву условно зелёной. Но, как и траву, мы почти не пишем зелёной краской, так и снег не следует писать белилами. В основе, конечно, будут белила, но всегда подцвеченные. Ведь снег такой разный!

Снег меняет цвет в течение дня много раз. И при солнечном состоянии, и в облачную погоду. Меняется и в зависимости от времени года - от первого появления осенью, до последних сиротливых сугробов весной.

Первый снег нередко падает на ещё теплую землю и потому быстро протаивает, оседает, напитывается влагой, как кусок сахара в блюдечке с чаем. На земле он лежит тонким слоем в соседстве с опавшими листьями, травой, осенней слякотью дороги. И всё это окружение, и рыхлое состояние снега активно вмешиваются в его цвет. А сам снег всё преображает, украшает уставшую от непогоды землю, наполняет её особыми свежими оттенками и ароматами.

Рядом с выпавшим снегом любой предмет начинает звучать своим локальным цветом. И потому писать впервые выпавший снег большая радость.

Очень красив мотив замерзающей реки в начале зимы, когда от берегов наступает на водную гладь зелёный лёд, припорошенный снегом, а в остывающих полыньях чернеет зеркало воды. И в нём ещё

© А.С. Хворостов

продолжает отражаться уснувшая природа.

Позднее, когда зима входит в свои права, кругом становится белым-бело. Ведь снегом покрыто всё: реки, озёра, поля, луга, овраги. Что касается деревьев, то вокруг их стволов метель наметает высокие сугробы, и они стоят, как бы утопая по колени в снегу. Снег лежит на ветвях, цепляется за кору, налипает на хвою, прячет под белые «полушубки» небольшие ёлочки, плотно укрывает валежник и поваленные стволы.

Не открою секрета, если скажу, что зимой снег самый белый. Но это не значит, что только что выпавший зимний снег надо писать чистыми белилами.

Яркая белизна снега исчезает в оттепель: наст оседает и выжимает рыжую талую воду. Она заполняет низинки, покрывает грязью оттаявшую дорогу. Здесь уж раздолье для живописца! Но приходит мороз, вновь сковывает землю и накрывает её обновлённым снежным покрывалом. Зима возвращает свои права, по весне картина меняется. Под лучами солнца снег стаивает с ветвей и коры деревьев. Стволы нагреваются, и сугробы вокруг них начинают оседать, образуя глубокие лунки. Это один из явных и зримых признаков приближающейся весны.

Дальше - больше. На южных склонах снег сходит до земли, и тёмные мокрые проталины, окружённые голубовато-серым ореолом пропитанного талыми водами наста, пробивают брешь в белом панцире зимы. Снег становится сырым, рыхлым. В нём много воды и потому он набухает и темнеет. Сугробы тают и сползают с нагретых скатов крыш и держатся только на пологих навесах крылечек.

Наконец, снег, практически, стаял, сбежал ручьями с откосов, промочив и затемнив их. Отдельные серые снежно-ледяные груды ещё сохраняются в глубоких, затенённых оврагах и лощинах. Но и их век недолог, скоро и они истают, стекут в ложбины или впитаются в оттаявшую землю. Земля обнажается.

Мы попытались словами показать характер снежного покрова в разные фазы и состояния зимы и весны. Любое из них очень живописно, и может привлечь внимание пейзажиста. Найденный им мотив может взволновать зрителя, если художнику удастся понять и передать образ заснеженной природы.

А теперь посмотрим, как можно писать снег в солнечную и в пасмурную погоду.

Мы уже знаем, что цвет снега во многом зависит от освещения и окружения. О его восприимчивости к освещению можно убедиться, рассматривая зимний пейзаж А. Куинджи «Эффект заката», где световая часть снега, озарённая заходящими луча-

ми солнца, написана насыщенным красным цветом, а теневая, отражающая краски высокого купола неба, - тёмным зелёно-синим. И вся эта цветная мозаика убедительно смотрится белым снегом!

Снег очень активно воспринимает рефлексы от окружающих предметов. Это вы наглядно увидите, если прогуляетесь зимой по длинной заснеженной улице, застроенной частными домами. Они, как правило, окрашены бессистемно и в разные цвета. Перед зелёным домом снег будет зеленоватым, перед красным - розовым, а перед синим - голубоватым. Это хорошо видно в солнечную погоду, в пасмурную эффект менее заметен, но всё равно сохраняется. Таким цветным и надо писать снег в своих этюдах.

Зимой солнце не поднимается высоко, и его лучи освещают снег наклонно как бы скользящим светом. Но попадают пригорки, где солнце светит в упор, и в этом месте будет самое яркое пятно этюда. А за бугром, куда солнце не проникает, лежит тень. Это будет самое тёмное место на снежном покрове.

Рядом с теневыми зонами будут находиться яркие, сочные, напитанные солнцем пласты снега, от которых в эту холодную синеву будут отправлены теплые золотистые рефлексы.

Что касается снега на равнине, то здесь он будет окрашиваться одновременно тёплыми косыми лучами солнца и холодным купольным светом неба. Ровная поверхность снега, воспринимающая эти два цветовых воздействия, в результате окрасится в голубовато-фиолетовый цвет с множеством оттенков и рефлексов. Это будет полутон между ярким солнечным светом, и синим, теневым. Такой расклад освещения снега в солнечную погоду мы показали на схеме. Получается как бы четыре главных тона: полутон (равнина), свет, тень и рефлексы в глубине тени. Но в каждом из них такое множество оттенков, что невозможно передать. Чтобы убедиться в этом, вы можете обратиться, например, к зимним пейзажам наших великих пейзажистов.

Если будете в Третьяковской галерее, подойдите поближе к картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» и посмотрите, каким обилием цвета насыщен снег. Биограф Сурикова Максимилиан Волошин утверждал, что в «Боярыне Морозовой» самый лучший снег во всей мировой пейзажной живописи.

Многообразие оттенков снега в теневых и освещённых зонах даёт возможность применять в зимних пейзажах самые разные цветовые сочетания. Представьте, например, такую картину: солнце село за бугор. Он весь в синевато-фиолетовой окраске от верхнего купольного света, и в то же время ярко освещённые оттенки бросают на него тёплые

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

световые рефлексы. А вот другое цветовое решение зимнего мотива: лучи солнца освещают в упор береговой откос, укрытый пышными сугробами. Здесь в отличие от предыдущего холодного колорита доминирует тёплый солнечный свет. Зимние мотивы бесконечны.

В одних пейзажах может доминировать тень, в других - свет, в третьих - полутон.

Что касается красок, то тени и полутона в зимних пейзажах пишут тонкими слоями и мазками в растирку, а освещённые места - густо, пастозно, в какой-то степени даже рельефно. Порой не только кистью, но даже мастихином.

Фактуру поверхности снега можно передавать самыми разными приёмами. Например, И. Грабарь в картине «Февральская лазурь» изобразил снег множеством мелких разноцветных мазков, расположив их по направлению теней от деревьев в глубину картины. Этот приём позволил художнику увести взгляд зрителя в снежно-берёзовое сказочное пространство приближающейся весны. Когда будете в Третьяковской галерее, постойте перед этим полотном, вглядитесь в поверхность снега, и вы увидите, насколько многоцветны мазки, сливающиеся в радостную, сверкающую симфонию.

Рядом с полотном Грабаря - картина К. Юона «Мартовское солнце». Та же тема - приближение весны. Подобное же состояние - высокое ясное небо и освещённый солнцем снег. Но решён пейзаж по-другому: в отличие от пейзажа Грабаря, здесь отдельные мазки не выделены. Они плавно слиты в общую синевато-фиолетовую плоскость снега, оживлённую светлыми тёплыми пятнами и полосками множества следов и тропинок.

Совсем иначе писал снег И. Шишкин. По свидетельству очевидцев, чтобы передать мягкость и воздушность сугробов, он сглаживал мазки краски подушечкой большого пальца.

Простоту и красоту снежной зимы в солнечную погоду можно почувствовать в пейзажах Н. Крымова. Например, в небольшом городском пейзаже «Зимой в провинции» состояние такое, что сердце щемит от какой-то сладкой тоски и детской радости. Снег написан плотно, пастозно, густым красочным слоем.

Из объяснения учителя дети должны понять, что приёмы написания снега могут быть самыми разными. Главное, чтобы, не подражая кому-то другому, по-своему увидеть и воплотить в материале образ зимнего снежного чуда.

Как в солнечные, так и в пасмурные дни цвет снега во многом зависит от неба. Свинцово-серые тучи отбрасывают на него свои рефлексы и окрашивают в серо-перламутровые оттенки.

Бывает, что на горизонте небо сливается со снегом по цвету и по тону. Стоит измениться цвету облаков, тут же меняется и цвет снега. Бывает, что в пасмурную погоду на рассвете или закате через тяжёлые тёмные тучи, вдруг, прорежется яркая жёлтая или оранжевая полоска чистого неба. И этот эффект сразу отразится на освещённости снега: на дальнем плане он станет светлее и теплее, а ближе к зрителям - темнее, холоднее, цветнее.

Тяжелые серые или с синевой тучи настолько тонально контрастны к снегу, что так и хочется написать его чистыми белилами. Но писать снег белой краской нельзя. Дети должны понять, почему нельзя. Потому, что чистые белила - это самая светлая краска палитры. Светоноснее её ничего нет. А если вдруг, пока они пишут этюд, сквозь плотность облаков пробьется тонкий лучик света и ударит в снежный склон, и в среде пасмурного дня засверкает ярчайшее солнечное пятнышко. А чем ученик его напишет, если самой светлой краской - чистыми белилами уже заполнена вся снежная часть этюда? И вот школьник растерянно смотрит на свой этюд, понимая, что с тоном снега здорово промахнулся. Становится ясно, что при написании снега в пасмурную погоду нужно всегда оставлять на палитре запас светлоты. Как это сделать? Только одним способом -уплотнять тон снежной поверхности, чтобы чистые белила были намного светлее её. В этом случае можно посоветовать: сделать на палитре небольшой замес белил с кадмием жёлтым. Это будет тон места, куда может попасть пробившийся лучик солнца. И этот замес без нужды не трогать. Рядом с ним ученик должен замешать тон и цвет пасмурного снега, естественно, темнее, чем «солнечный замес». Теперь по сравнению с тоном написанного «пасмурного снега» он может подбирать плотность хмурого неба и тональность всех предметов на земле.

С тоном тёмных предметов на снегу тоже надо быть осторожным. Они кажутся значительно темнее, чем на самом деле. Ведь их тон сравнивается с белизной снега. Поэтому даже далеко не тёмные предметы кажутся почти чёрными. Чтобы не ошибиться, вглядываясь в предмет на снегу, надо мысленно спрашивать себя: «А чем ты будешь писать груду каменного угля, если её сейчас свалят поблизости?» То есть надо оставить на палитре не только запас светлоты, но и черноты, чтобы в случае необходимости иметь возможность правильно взять тон по-настоящему чёрных предметов. Говорят, что Константин Коровин перед началом работы над этюдом ставил перед собой чёрную лакированную трость и на неё надевал, снятый с рукава, белый манжет. И через эти полярные тона, сравнивая с ними степень освещённости окружающих предме-

тов, писал этюды. И в это можно поверить.

Из серых туч падает крупными хлопьями снег. Если у детей есть зонт художника, можно, воткнув его штык в сугроб, предложить им попробовать написать падающие снежинки. Хлопья летящего снега бывают такими большими, мохнатыми, что, выдерживая масштаб, их можно нанести на этюд.

Вначале пусть дети немного понаблюдают за падающими снежинками, чтобы почувствовать их визуальный образ. Так, они обнаружат, что снежинки очень разные и по размеру, и по тону: на фоне неба они смотрятся притемнёнными точками, на фоне тёмных предметов они светлые. Ещё одно наблюдение: со световыми пятнами сугробов они сливаются по тону и белеют на их затенённых боках. Отсюда и приёмы их передачи на холсте или картонке.

Сначала надо написать выбранный мотив, как бы не замечая падающего снега. Только задний план прописывается, как бы тающим во мгле. Ведь его будут перекрывать многие слои летящего снега. Чуть более контрастно будут выглядеть средние планы пейзажа. И только передний план пишется достаточно сочно, пастозно. Справившись с этой задачей, дети могут наносить мазками отдельные снежинки.

Начинать писать надо с неба и заднего плана -лёгкими прикосновениями кончика мягкой кисти,

без нажима, оставляя на предварительно подготовленном этюде точечные мазки. Не надо, чтобы дети пытались их калибровать, то есть делать одинаковыми. Ведь падающие хлопья не могут быть близнецами - они всегда разные. И прикосновения к холсту каждый раз будут оставлять следок, не похожий на предыдущий.

Краску на кисть следует брать густую, и касаться холста порой не волосом кисти, а кончиком сгустка краски. Напомним, что на фоне неба снежинки смотрятся несколько темнее и холоднее его, а на фоне тёмных предметов светлее. Чем ближе к переднему плану, тем отпечатки увеличиваются, так как на близком расстоянии снежинки кажутся и крупнее, и светлее, и теплее по цвету.

Всё ли здесь сказано о том, как писать снег? Конечно, нет. Очень много нового дети сами найдут и в натуре, и на пейзажах мастеров кисти. Ведь многие художники писали снег: и Шишкин, и Поленов, и Левитан... Интересно изображали зиму Каменев, Кустодиев, Степанов, Пластов, Шварц. Каждый из них по-своему видел и передавал заснеженные мотивы.

И всё же зимних пейзажей в истории живописи не так много, как весенних, осенних или летних. И это серьезная ниша, которую вы можете пополнить своими мотивами.

Библиографический список

1. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Москва: Просвещение, 1989. с.207.

A.S. KHVOROSTOV PRACTICAL EXERCISES ON THE OPEN-AIR AS THE EFFECTIVE REMEDY OF AESTHETIC EDUCATION OF PUPILS

The nature was and remains a constant source fine. Esthetic education of rising generations through nature contemplation - one of the most effective methods of influence on feelings of the child. There is a familiarizing of children with the nature even more effectively and more effectively if to suggest them to behold not simply natural phenomena, and in the active image to absorb them. It is possible through employment with children painting on an open-air. Observing natural phenomena, transferring on a canvas of impression from seen, children really develop esthetic senses, observation, creative imagination.

Key words: Aesthetic education, the nature, a source fine, the child, contemplation, painting, an open-air.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.