Научная статья на тему 'Практические аспекты применения бюджета доходов и расходов в качестве формы управленческой отчетности в коммерческих организациях'

Практические аспекты применения бюджета доходов и расходов в качестве формы управленческой отчетности в коммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ (БДР) / MANAGEMENT STATEMENTS / FORMS OF MANAGEMENT STATEMENTS / BUDGETING / INCOME AND EXPENSE BUDGET (IEB)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хахонова Н.Н., Киркач Ю.Н.

Предметом исследования статьи являются проблемы развития методики формирования управленческой отчетности коммерческими организациями в России. Авторами предложена структура бюджета доходов и расходов как одной из основных форм управленческой отчетности, которая дает представление о реальном финансовом положении, результатах деятельности, а также об изменениях финансового положения коммерческих организаций. Предложенная разработка позволяет повысить аналитические свойства отчетной формы, а также обеспечить сопоставимость плановых и фактических показателей отраженных в бюджете доходов и расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of study in the article is connected with the problems of the development of methods of management statement formation by commercial organizations in Russia. The authors offer the structure of the income and expense budget (IEB) as one of the main forms of management statements that gives an idea about the real financial situation and performance, as well as the change in the financial situation of commercial organizations. The offered developed approach allows to increase the analytical properties of the accounting form and also to provide the comparability of target figures and actual ones reflected in the income and expense budget.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты применения бюджета доходов и расходов в качестве формы управленческой отчетности в коммерческих организациях»

Библиографический список

1. Ковалев В.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев. - М.: Проспект: КНОРУС, 2010. - 768 с.

2. Ползунова Н.Н. Исследование систем управления: учеб. пос. / Н.Н. Ползунова, В.Н. Краев. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.

3. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Р. Уотермен / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 363 с.

4. Яругова А. Управленческий учёт (management accounting): опыт экономики развитых стран / пер. с польск. / пред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1991.

References

1. Kovalev V.V. Corporate finance and accounting: concepts, algorithms, pe Russian Federation ormance / V.V. Kovalev, Vit.V. Kovalev. - M: Prospect: KNORUS, 2010. - 768s.

2. Polzunova N.N. Research of management systems: Textbooks / N.N. Polzunova, V.N. Edges. - M.: Academic Project, 2004. - 176 p.

3. WatermanR. Factor Pack: How to save the competitiveness of the best companies / Robert Waterman / Trans. from English. - M.: Progress, 1988. -363 p.

4. Yarugova A. Management accounting (management accounting): the experience of developed economies: first. from Polish / Foreword Ya.V. Sokolova. - M.: Finance and Statistics, 1991.

УДК 657.1

Хахонова Н.Н., Киркач Ю.Н.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В КАЧЕСТВЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация

Предметом исследования статьи являются проблемы развития методики формирования управленческой отчетности коммерческими организациями в России. Авторами предложена структура бюджета доходов и расходов как одной из основных форм управленческой отчетности, которая дает представление о реальном финансовом положении, результатах деятельности, а также об изменениях финансового положения коммерческих организаций. Предложенная разработка позволяет повысить аналитические свойства отчетной формы, а также обеспечить сопоставимость плановых и фактических показателей отраженных в бюджете доходов и расходов.

Ключевые слова

Управленческая отчетность, формы управленческой отчетности, бюджетирование, бюджет доходов и расходов (БДР).

Khakhonova N.N., Kirkach U.N.

PRACTICAL ASPECTS OF INCOME AND EXPENSE BUDGET APPLICATION AS A FORM OF MANAGEMENT STATEMENTS IN COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Abstract

The subject of study in the article is connected with the problems of the development of methods of management statement formation by commercial organizations in Russia. The authors offer the structure of the income and expense budget (IEB) as one of the main forms of management statements that gives an idea about the real financial situation and performance, as well as the change in the financial situation of commercial organizations. The offered developed approach allows to increase the analytical properties of the accounting form and also to provide the comparability of target figures and actual ones reflected in the income and expense budget.

Key words

Management statements, forms of management statements, budgeting, income and expense budget (IEB).

Управленческая отчетность -это, прежде всего, внутренняя отчетность, то есть отчетность о результатах деятельности коммерческих предприятий и его структурных подразделений в разрезе видов деятельности, сегментов и бизнес-процессов. Основное предназначение управленческой отчетности заключается в обеспечении необходимой для целей управления информацией руководителей предприятия.

В силу индивидуальности бухгалтерского управленческого учета в каждой конкретной организации возникло большое количество форм

и форматов внутренней управленческой отчетности.

Независимо от формы представления, внутренняя отчетность современных коммерческих организаций, должна отвечать следующим требованиям:

- быть оперативной, чтобы обеспечивать своевременное реагирование органов управления на динамику происходящих изменений;

- представлять своевременную, полную, точную и сопоставимую информацию о финансовом состоянии предприятия (настоящем и будущем);

- раскрывать информацию об отклонениях от плана и предоставлять результаты анализа отклонений;

- затраты на подготовку внутренней управленческой отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования.

Всем вышеперечисленным требованиям соответствует бюджет доходов и расходов (БДР), который является стоимостным выражением планов деятельности организации с учетом особенностей выбранной стратегии ее развития.

Однако по результатам анкетирования более 100 главных бухгалтеров коммерческих организаций Юга России, был выявлен целый ряд проблем в управлении коммерческой организации, который связан либо с отсутствием системы бюджетирования, либо с его фрагментарным характером. На многих предприятиях остро стоит проблема своевременного формирования бюджетов и контроля их исполнения. По своей сути бюджетирование

- это технология финансового планирования, учета и контроля получаемых доходов и осуществляемых расходов на всех уровнях управления коммерческих организаций, позволяющая своевременно корректировать разработанные бюджеты применительно к изменяющимся условиям хозяйствования.

Внедрение бюджетирования или его отдельных элементов в практику управления коммерческих организаций как отдельного самостоятельного инструмента не может обеспечить решение целого ряда задач, выходящих за пределы его возможности. Именно по этой причине мы полностью разделяем мнение целого ряда ученых-исследователей, таких, как Лысенко Д.В., Чая В.Т., Чупахина Н.И., рассматривающих бюджетирование, в качестве неотъемлемой составной части управленческого учета [1, 3, 5]. По нашему мнению, взаимосвязь видов управленческой отчётности и бюджетом может быть представлена с.о.

Вид

Управленческая отчетность о финансовом положении, результатах деятельности и изменении финансового положения предприятия.

Формы

Бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджеты расходов подразделений, производственный план, бюджет по балансовому листу (ББЛ), платежный календарь, инвестиционный план.

Таблица 1 - Взаимосвязь бюджетов и форм управленческой отчетности

Окончание табл. 1

Управленческая отчетность по ключевым показателям деятельности. Система ключевых показателей эффективности (KPI) деятельности работников; сбалансированная система показателей (BSC).

Управленческая отчетность об исполнении бюджетов предприятия. Отчет о движении денежных средств (кэш-флоу), отчет о доходах и расходах, отчет о произведенных капитальных вложениях.

Отчеты, перечисленные в первом блоке, называют «финансовыми бюджетами». Они составляются на основе «вспомогательных» (операционных) бюджетов. Итоговая информация из одного бюджета является информацией для другого. Иначе говоря, итоговая информация из операционных бюджетов является данными для статей финансовых бюджетов. Операционные и финансовые бюджеты необходимо формировать как по плану, так и по факту. Таким образом, все бюджеты и операционные, и финансовые взаимосвязаны между собой, а их совокупность является отдельным видом внутренней управленческой отчетности.

Бюджет доходов и расходов (БДР) - это один из основных бюджетов, важнейшим результатом формирования которого является определение прогнозной величины прибыли и оценка рентабельности предприятия. По своей сути БДР сходен с формой отчета о финансовых результатах, утвержденной приказом Минфина России № 66Н от

02.07.2010 г. Основное отличие заключается в том, что «Отчет о финансовых результатах» имеет строго регламентированную форму, в то время, как форму БДР предприятие может разработать произвольно. На практике, увеличивая количество статей БДР, делают бюджет более детализированным.

Для качественной оценки результатов финансово-производственной деятельности БДР должен содержать следующие необходимые разделы и показатели:

1. Доходная часть БДР состоит из: дохода от продаж основной продукции (работ, услуг), доходов от прочей деятельности, прочих операционных доходов (курсовой разницы, полученных процентов за предоставленные кредиты и займы, процентов по депозитам, полученным дивидендам и т.д.);

2. Расходная часть бюджета, состоит из переменных и постоянных затрат, коммерческих расходов, прочих операционных расходов

(процентов по полученным кредитам и займам и т.д.):

2.1. Переменные расходы представляют собой затраты, зависящие от объемов производства товаров, сумма которых подлежит изменению пропорционально изменению объема производства (материалы, энергоресурсы для производственных целей, сдельная оплата труда и начисления на зарплату);

2.2. Постоянные расходы - издержки организации связанные с производством продукции (работ, услуг), которые слабо зависят от объема выпускаемой продукции:

заработная плата основного персонала и отчисления во внебюджетные фонды, размеры которых определяются государственными нормативными актами; затраты по аренде; управленческие расходы (отображаемые в форме отдельной строкой) - расходы, которые не связанны с производственным процессом, а направлены на управление производственным предприятием и организацию производства (содержание общехозяйственного аппарата; амортизация фондов общехозяйственного назначения; арендные платежи за помещения управленческого назначения; расходы по оплате ауди-

торских, консультационных, информационных, и т.п. услуг; затраты на ремонт оборудования, налоговые платежи. Статьи затрат, относимые к постоянным расходам, не меняются в определенных пределах. Вместе с тем, ввод новых мощностей, необходимых для увеличения объема производства приведет к увеличению управленческих расходов и амортизации. Общепроизводственные расходы предназначены для обобщения данных о расходах по организации деятельности основного и вспомогательных производств предприятия.

К общепроизводственным расходам относятся амортизация и затраты по эксплуатации, содержанию и ремонту основных средств используемых в производстве, расходы на освещение и отопление, а также на содержание помещений, арендные платежи за оборудование, помещения, заработная плата персонала, занятого обслуживанием производства (начальников цехов, мастеров, технологов, рабочих, производит ремонт технологического оборудования и его обслуживание, в том случае если указанные операции не осуществляются выделенными

структурными подразделениями организации, отнесенными к вспомогательному производству), расходы по

страхованию имущества и иные подобные расходы.

Коммерческие расходы - это расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров (работ, услуг): погрузочно-разгрузочные расходы; расходы на упаковку изделий; затраты связанные с хранением продукции на складах; затраты на маркетинг и рекламу; арендую плату; затраты на оплату труда персоналу; содержание помещений, сооружений, зданий; представительские и иные подобные по назначению расходы.

При рассмотрении бюджетов в качестве формы бухгалтерской управленческой отчетности, необходимо учитывать, что они должны обеспечивать определенное взаимодействие учетных и расчетных показателей, так как представление или только учетных показателей, или только расчетных показателей не дает возможность выработать обоснованный вывод о динамике экономических процессов. Фактически отчетность в данном случае обретает вид аналитического отчета, содержащего как в действительности достигнутые уровни учетных показателей, так и значения, полученные расчетным путем - расчетные показатели. Одновременно с этим формально учетные и расчетные показатели необходимо разграничить для обеспечения наглядности, понятности и

аналитичности отчетности, поэтому, в БДР нами выделены основные расчетные показатели: маржинальная прибыль, маржинальная рентабельность, рентабельность расходов по обычным видам деятельности.

Под маржинальной прибылью понимается превышение уровня выручки от реализации продукции (работ, услуг) над всеми переменными затратами, связанными с данным уровнем объемом продаж. Многие авторы в экономической литературе данный показатель нередко называют суммой покрытия.

Содержание маржинальной прибыли заключается в следующем. Организация будет получать прибыль исключительно после того, как окупит постоянные затраты за счет выручки от реализации конкретной продукции (услуг, работ). При увеличении постоянных затрат необходим рост продаж продукции) или нужно увеличить её рентабельность для обеспечения эффективности хозяйственной деятельности, то есть для получения прибыли необходимо исследовать пути снижения постоянных расходов.

Дополняющим к показателю маржинальной прибыли является показатель маржинальной рентабельности, который отражает какой доход получает организация на вложенный рубль прямых затрат и является очень наглядным показателем

при проведении сравнительного анализа различных видов продукции. Если из суммы покрытия отнять постоянные затраты, то получим величину прибыли.

Представленные показатели отчетности предприятий могут быть применены к отдельным подразделениям, видам продукции и другим сегментам.

Так как бухгалтерская управленческая отчетность должна обладать признаками аналитического отчета, то существующий формат БДР для целей бухгалтерской управленческой отчетности целесообразно дополнить столбцами, которые содержат расчет относительных и абсолютных показателей динамики. Данное дополнение будет способствовать более наглядному представлению информации о динамике показателей, делая акцент на те показатели, которые наиболее сильно изменены в отчетном периоде. Также необходимо отметить, что БДР должен иметь достаточно детализированную разбивку на периоды. В данном случае разбивка БДР осуществляется помесячно и поквартально, а большая часть исходной информации формируется в ходе построения операционных бюджетов.

Таким образом, предлагаемый авторами формат БДР содержит не только информацию о затратах, выручке, фактических и плановых рас-

ходах деятельности организации, но дополнительную информацию, которая позволяет более полно охарактеризовать результаты выполнения в системной связи с факторами, определяющими эту результативность и оценить финансовое состояние организации по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Учитывая, что каждая форма управленческой отчетности должна содержать систему показателей, удовлетворяющих информационные потребности менеджеров при обработке информации по всем существенным направлениям анализа (горизонтального, вертикального, коэффициентного, сравнительного и пр.), следует признать, что применение на практике авторского формата БДР позволит обеспечить реализацию данного требования. Целесообразность и практическая возможность реализации на практике предложенного подхода подтверждается представлением пользователям отчетности, построенной с использованием различных форматов бюджетов, позволяет снизить время, требуемое для принятия управленческих решений и улучшить их оперативность, что в рыночных условиях играет важное значение в управлении организацией.

Библиографический список

1. Лысенко Д.В. Управленческая отчетность / Д.В. Лысенко // Аудит и налогообложение. - 2009. - № 3. -С. 20-23.

2. Наумова Н.В., Жарикова Л.А. Бюджетирование в деятельности предприятия: учеб. пос. / Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2009. -112 с.

3. Слободняк И.А Классификация бухгалтерской управленческой отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 45.

4. Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование / В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюнов.- М.: Финансы и статистика, 2002. - 400 с.

5. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Система бюджетирования и управленческая отчетность в агрохолдингах // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 14. - С. 2-21.

References

1. Lysenko D.V. Management accounts/ D.V. Lysenko // Audit and Taxationô.-2009. - № 3. - P. 20-23.

2. Naumova N.V. Budgeting in Enterprise Activities: Textbook / N.V. Naumova, L.A. Zharikova. Tambov: Tambov State Technical University publishers, 2009. - P. 112.

3. Slobodnyak I.A. Classification of Management Accounting / I.A. Slobodnyak // International accounting, 2011. -№ 45.

4. Khrutskiy V.E. Internal Company Budgeting / Khrutskiy V.E., Sizova T.V., Gamayunov V.V. - M.: Finances and Statistics, 2002. - P. 400.

5. ChayaV.T., Chupakhina N.I. Budgeting System and Management accounting in Agricultural Holding Companies// Economic Analysis: Theory and Practice. -2008. - № 14.- P. 2-21.

УДК 657.6

Кизилов А.Н.

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, связанные с классификацией нематериальных активов, оценкой и учетом деловой репутации, а также используемая терминология исследователями в стандартах и методиках.

Ключевые слова

Нематериальные активы, деловая репутация, предприятие, организация, классификация, оценка, учет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.