Научная статья на тему 'Познавательный интерес в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психического развития'

Познавательный интерес в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1411
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ОБЩАЯ СПОСОБНОСТЬ К УЧЕНИЮ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / COGNITIVE INTEREST / GENERAL ABILITY TO LEARNING / INDIVIDUAL AND TYPICAL FEATURES / YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна

Представлены данные экспериментального изучения индивидуально-типических особенностей познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the reader with some experimental research data of individual and typical features of cognitive interest in the structure of general ability to learning of younger schoolchildren with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Познавательный интерес в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психического развития»

УДК 159. 922

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В СТРУКТУРЕ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

с задержкой психического развития

О.В. Булатова (Ханты-Мансийск)

Аннотация. Представлены данные экспериментального изучения индивидуально-типических особенностей познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психического развития.

ключевые слова: познавательный интерес; общая способность к учению; индивидуально-типические особенности; младшие школьники.

Первоочередной задачей школы становится обеспечение условий для максимальной самореализации каждого ученика с особыми образовательными потребностями [6, 7]. При этом важно стремиться к обеспечению оптимальных условий на начальном этапе обучения, поскольку именно на этом этапе психического развития закладываются основы будущей личности. При оказании психолого-педагогической помощи младшему школьнику с задержкой психического развития (ЗПР) большое значение приобретает формирование у него активного познавательного отношения к окружающей действительности, т.е. познавательного интереса.

Понимание познавательного интереса и активности как существенных личностных характеристик учащегося нашло свое отражение в большом количестве исследований, посвященных изучению учебной мотивации, познавательной активности, личного активного отношения к новому при нормальном и задержанном развитии (Е.Б. Аксенова, Л.Н. Белопольская, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко, А.О. Дробинская, Э.А. Баранова и др.). Авторы отмечают, что формирование у ребенка познавательного интереса в обучении может способствовать становлению субъекта обучения, активно усваивающего знания, умения, навыки и развивающегося в процессе овладения ими.

Отдельные исследователи (УВ. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, Н.А. Цыпина) подчеркивают важность развития познавательных интересов в коррекционной работе с детьми с задержанным развитием. По их мнению, это способствует осознанию ценности деятельности для личности, мотивационной нацеленности на ее осуществление, мобилизацию интеллектуальных сил и волевых усилий на процесс и результат.

Можно выделить ряд других аспектов исследования проблемы познавательного интереса у младших школьников, однако анализ психологической литературы позволил установить, что специфика проявления познавательного интереса младших школьников в определенной системе еще не стала предметом пристального внимания ученых и затронута лишь в отдельных исследованиях [2-4, 9].

В исследованиях Э.А. Барановой познавательный интерес рассматривается в структуре общей способности к учению. По ее мнению, познавательный интерес и общая

обучаемость взаимосвязаны, поскольку характеризуют ребенка как субъекта учебной (интеллектуальной) деятельности [2].

Имеющиеся в научной литературе сведения позволяют говорить о взаимосвязи между интересами и способностями, проявляющейся в случае ярко выраженной одаренности или низкой успеваемости учащихся, что дает основание для предположения о наличии связи между познавательным интересом как ведущим мотивом учебной деятельности и способностью учиться [1, 5, 8-10, 14-16].

В отечественной психологии способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей и не сводятся к уже выработанным знаниям, умениям или навыкам (Б.М. Теплов). Согласно А.Н. Леонтьеву, способности - это прежде всего особенности психической деятельности, от которых зависит успешная учебная деятельность [11]. Становится понятным, что учебная деятельность, направленная на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, требует соответствующих способностей, обеспечивающих необходимую и достаточную легкость и экономичность усвоения системы знаний (Д.Б. Эльконин).

Проблема обучаемости довольно широко представлена в психологии. Существует множество различных интерпретаций обучаемости, в которых авторы ограничивают содержание рассматриваемой стороны психики только умственным развитием, а интересы, мотивы, волевые качества личности рассматривают как условия или факторы умственного развития [8, 12, 14]. Однако существует и противоположная точка зрения, которая рассматривает способности, в том числе и обучаемость, в контексте психологических характеристик личности. Исследователи утверждают, что формально-функциональное, безличное понимание способностей должно быть заменено содержательноличностным, учитывающим не только функциональную характеристику человека, но и его избирательное отношение к деятельности. И учет роли личности со всем ансамблем ее психической деятельности - интересами, потребностями, избирательным отношением, волевыми

30

Психология здоровья. Клиническая психология

проявлениями - позволит преодолеть существующий интеллектуализм в понимании общих умственных способностей [13, 15, 17].

Ясно, что познавательный интерес в структуре общей способности к учению выступает как условие становления познавательной активности учащегося, которая стимулирует оптимальный уровень инициативности, самостоятельности и творчества в учебнопознавательной деятельности. Он является одним из важнейших черт личности учащегося, получает развитие в учебно-познавательной деятельности и обусловливает эффективность процесса учения.

Мы изучили специфические проявления познавательного интереса в условиях актуализации каждого из компонентов структуры общей обучаемости - мотивационного, интеллектуального и регуляционного, что позволило вычленить индивидуально-типические особенности эмоционального отношения ребенка с ЗПР к познавательной деятельности, степень заинтересованности процессом умственного труда, саморегуляции в процессе деятельности по отношению к результату, удовлетворенности ребенка самостоятельным поиском и полученным результатом.

Обозначенные структурные компоненты познавательного интереса одновременно характеризуют сферу субъективной активности личности в процессе познания и приобретения новых знаний. Они взаимосвязаны и являют собой в совокупности сложное интегративное психическое образование. В развитом виде это образование представляет собой сложное интегративное свойство личности, характеризующееся активной познавательной направленностью, спроецированной на ту или иную сферу бытия и выступающее в единстве эмоционально-интеллектуально-регулятивных процессов.

В зависимости от степени выраженности показателей были выделены пять уровней сформированности познавательного интереса в структуре общей способности к учению. Первый уровень - субъектно-поисковый - характеризуется оптимально реализованным возрастным потенциалом развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению. На втором уровне (продуктивно-поисковом) отмечается неустойчивость и эпизодичность проявления познавательного интереса. Он поддерживается благодаря усилиям взрослого. Со стороны ребенка проявляется меньшая активность по сравнению с 1-м уровнем. Третий уровень (инактивный, репродуктивный интерес) характеризуется отсутствием творческих проявлений, поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого. На четвертом уровне (зачаточном, элементарном) активность ребенка, характеризуется заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, но при этом весь ее ход свидетельствует об отсутствии конкретизации и подчинении действий собственной программе. Фактическое отсутствие познавательного интереса харак-

теризует пятый уровень. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у него познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способностью к объективной оценке результатов деятельности [3].

Мы изучили индивидуально-типические особенности познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выборку сотавили 74 младших школьника с ЗПР и 44 ученика с НУР При организации исследования были использованы три методики: 1) «Вербальный выбор»; 2) «Выбери задачу» [2]; 3) «Соедини значки и найди предмет» [2].

В процессе обработки данных анкеты «Вербальный выбор» было установлено, что у младших школьников с ЗПР ведущее место занимает игровой мотив (39,2%), предпочтение общения со сверстниками в целях игры. Примерно треть (33,7%) выборов говорит о важности мотива получения оценки, свидетельствующего о стремлении младших школьников с ЗПР получить одобрение со стороны учителя, родителей, получить хорошую отметку за свои успехи. У детей преобладают узколичностные (игровой и мотив получения оценки) мотивы, не связанные с учебной деятельностью, что характерно для дошкольного возраста. В то же время аргументация предпочтения, связанного с игровой мотивацией, была у некоторых детей весьма своеобразной: они маскировали истинные мотивы выбора, не подчеркивая привлекательность игры для себя, говоря, например, следующее: «Мне нравится общаться с друзьями», «это хороший друг».

Позиционный мотив - возможность занять новую социальную позицию, - занимает третье место (12,2%). Не является привлекательным для детей процессуальный мотив - приобретение новых знаний (5,4%); такая же доля респондентов (5,4%) указывает на то, что учение в школе обусловлено требованием родителей (внешний мотив). И мизерный процент детей с ЗПР социальный (4,1%), отражающий осознание общественной необходимости учения.

У нормально развивающихся детей младшего школьного возраста позиционный мотив занимает первое место (27,3%), он связан с желанием занять новую социальную позицию, однако почти 22,7% выборов говорят о важности игрового мотива, свидетельствующего о предпочтении общения со сверстниками в целях игры. Игровые мотивы на начальном этапе обучения не утратили своей притягательной силы. Мотив познания также занимает третье место (18,2%), но выражен ярче, чем у младших школьников с ЗПР. Не является привлекательным для детей мотив получения оценки, который выражается в потребности одобрения со стороны учителя и родителей (13,6%). 13,6% детей указывают на то, что учение в школе обусловлено требованиями родителей (внешний мотив). Менее всего дети выбирали социальный мотив (4,5%).

31

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

Сравнение полученных данных показало, что младшие школьники с ЗПР (39,2%) достоверно предпочитают игровую деятельность, дети с НУР (27,3%) не обнаруживают доминирующей тенденции к игре, у них вскрывается нацеленность на познавательную деятельность.

Таким образом, у младших школьников с ЗПР по мере взросления не происходит становления заинтересованности в познавательной деятельности, они более ориентированы на игру, т.е. не происходит смены тенденций в мотивационных предпочтениях, дети «застревают» в дошкольном возрасте.

Методика «Выбери задачу», позволила нам изучить особенности познавательного интереса в рамках актуализированных интеллектуальных процессов. Результаты проведенного исследования показали, что большее число младших школьников с ЗПР, чем с НУР, отдает предпочтение продуктивному типу задач (19% против 18,2%). В то же время к выбору такого рода задач более склонны испытуемые, имеющие значительно более низкие показатели сформированное™ данной сферы. На наш взгляд, этот факт можно соотнести с менее развитой у этих детей способностью к осознанию и адекватному оцениванию своих реальных возможностей, в силу чего они не могут объективно определить для себя степень сложности задачи и предвосхитить вероятность достижения объективного результата.

Необходимо отметить, что младшие школьники с ЗПР демонстрировали более низкие уровни сформированное™ познавательного интереса - 3-й (54,1%) и 4-й (36,4%). На этих уровнях познавательный интерес характеризуется нейтральным эмоциональным отношением к принятию задачи, наличием отвлечений, инертностью, индифферентностью к результату, а поисковая деятельность корректируется воздействиями взрослого. Иная ситуация у младших школьников с НУР: предпочтение задачам, требующим самостоятельного осмысления и решения, хотя и оказывается незначительным, все же уровни сформированности познавательного интереса выше -1-й (27,2%) и 2-й (59,1%), следовательно, лишь на этих уровнях познавательный интерес сопряжен с подлинной устремленностью к умственной деятельности.

Анализируя результаты, полученные по методике «Соедини значки и найди предмет», мы обратили внимание на значимые различия в проявлении познавательного интереса в аспекте актуализации регуляционных процессов, т.е. выдвижения на передний план процессов саморегуляции. У младших школьников с ЗПР сфера саморегуляции характеризуется довольно низким уровнем: в начальной фазе дети допускали большее число ошибок, постижение принципов деятельности происходило дольше, дети упускали из вида ключевую цель задания - найти «затерявшийся» предмет. У некоторых школьников наблюдалось соединение значков отдельными отрезками. В отличие от нормально развивающихся младших школьников, дети с ЗПР не удерживали в памя-

ти итоговый результат, к которому следовало стремиться, утрачивали не только существенные детали работы, но и цель обнаружения среди значков неизвестного объекта и целиком концентрировались на процессе соединения, т.е. на внешней стороне деятельности.

Вследствие неспособности должным образом организовать поисковую деятельность эти дети в условиях актуализации регуляционного компонента способности к учению демонстрируют преимущественно 3-й уровень (60,8%) познавательного интереса. Данные факты однозначно говорят о несформированности субъектной позиции в интеллектуальной деятельности.

На более высоком уровне демонстрируют возможности самоорганизации работы и самоотчета о проделанном младшие школьники с НУР (1-й уровень -59,1%): большинство из них способно к полноценному восприятию и осознанию основных принципов работы, их постижение происходит быстрее; реализация в деятельности предъявленного содержания задачи сопровождается меньшим числом ошибок; из вида не упускается ключевая цель деятельности; формулирование словесного отчета о ней вызывает существенно меньшие затруднения.

Таким образом, для большинства младших школьников с ЗПР характерен 3-й уровень развития познавательного интереса - 72,9%, меньшее количество испытуемых демонстрируют 4-й уровень (16,2%), отличающийся слабой выраженностью изучаемой стороны психики, и наименьшее число детей показало высокий уровень познавательного интереса в условиях актуализации всех компонентов структуры общей способности учиться -1-й (1,4%) и 2-й (9,5%).

Для детей младшего школьного возраста характерен 2-й уровень развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению - 63,6%. Только для 27,3% детей характерен первый уровень. Слабая выраженность развития познавательного интереса наблюдается у 9,1% младших школьников - 3-й уровень; 4-й и 5-й уровни не выявлены.

Таким образом, типичными для младших школьников с ЗПР при выдвижении на первый план всех компонентов общей способности к учению являются характеристики инактивного интереса (3-й уровень), которому присущи выраженные недостатки в формировании мотивации на познавательную деятельность, а также ограниченные операционно-технические и регуляционные возможности: фрагментарность проявления интереса в зависимости от формы предъявляемого задания, от конкретной ситуации эксперимента; отсутствие инициативности и неспособность к самостоятельному поиску решения познавательной задачи; ориентация на помощь извне; приверженность «практическому» способу осуществляемых действий; направленность на формальное достижение результата, недостаточная сформированность способности к регуляции процесса деятельности и неадекватность самооценки в ней.

32

Психология здоровья. Клиническая психология

Для нормально развивающихся детей показатели познавательного интереса в составе общей способности к учению заметно лучше - примерно равнозначное позитивное продвижение отмечается при актуализации всех составляющих этой способности. Однако изучение познавательного интереса в составе мотивационного компонента общей способности к учению показывает, что ему по-прежнему остаются свойственны нестабильность, эпизодичность и подвижность проявления.

Таким образом, у подавляющей части детей с ЗПР в период обучения потенциал развития познавательного интереса остается нереализованным, а заначит, не происходит полноценного формирования младших школьников с ЗПР как субъектов познавательной деятельности, поскольку не обеспечены внутренние условия для их субъектного вхождения в учебную деятельность.

Полученные данные и их анализ позволили разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению. Она была ориентирована на работу с младшими школьниками с ЗПР, у которых познавательный интерес был на 3-м и 4-м уровнях.

В основу коррекционно-развивающей программы легли следующие основополагающие принципы: субъ-ектности, целостности, комплексности, целенаправленности педагогического процесса, учёта возрастных особенностей детей, деятельностный и принцип организующий коррекцию детей в группе.

Первое направление акцентировано на активизации познавательного интереса в целом и на отдельных его параметрах.

Второе направление предполагало психологопедагогическое просвещение всех участников процесса обучения (учителей и родителей) по проблеме формирования познавательного интереса у детей.

Задачей этого направления было повышение психолого-педагогической компетентности и обогащение знаний учителей и родителей:

- об особенностях и потенциальных возможностях младших школьников с ЗПР;

- создании условий, способствующих развитию способностей каждого ребенка;

- формировании у ребенка активной жизненной позиции, инициативности и раскрепощенности, самостоятельности.

Проведенная работа позволила сформулировать рекомендации для учителей начальных классов по формированию познавательного интереса в структуре общей способности к учению. К ним относятся:

- формирование познавательного интереса через основные компоненты, составляющие общую способность к учению, - интеллектуальный и неинтеллектуальный;

- позитивная эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса;

- использование эмоциональных средств сообщения и обобщения учебного материала.

Основными приемами оптимизации педагогической детальности по формированию познавательного интереса у детей с ЗПР в структуре общей способности к учению являются:

- соблюдение соответствия сложности заданий темпам деятельности и возможностям ученика;

- определение оптимального количества заданий: если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку);

- паузы для активного отдыха детей с легкими физическими упражнениями или расслаблением;

- использование в процессе обучения игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр;

- создание ситуации успеха, в которых ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны;

- поддержка и поощрение любых проявлений инициативы и самостоятельности ребенка.

Реализация данного подхода к оптимизации психолого-педагогической деятельности позволит создать предпосылки для формирования познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению на высоком уровне.

Литература

1. АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1982.Т. 2. 288 с.

2. Баранова Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в

дошкольном и младшем школьном возрасте: Дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2006.

3. Булатова О.В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР: Автореф.

дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. 25 с.

4. ДмитриеваИ.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Автореф. дис.

. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003. 22 с.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Наука, 1994. 200 с.

6. Жаворонков Р.Н. Меры, которые необходимо принять государству для реализации положений Конвенции об образовании // Вопросы пси-

хологии. 2009. № 5. С. 84-93.

7. Жаворонков Р.Н. Механизм реализации права инвалидов на образование, закрепленный в конвенции о правах инвалидов // Вопросы пси-

хологии. 2009. № 4. С. 81-92.

8. Калмыкова З.И. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. М.:

Педагогика, 1986. 208 с.

33

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

9. Князева Т.Н. Особенности формирования самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР: Дис. ... канд. психол. наук. Н. Нов-

город, 1994. 177 с.

10. ЛейтесН.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. 80 с.

11. Леонтьев А.Н. Глава о способностях (рецензия на рукопись Н.С. Лейтеса) // Вопросы психологии. 2003. № 2 С. 7-13.

12. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / Под ред. Е.Д. Бо-

жович. М.: НПО «МОДЭК», 2004. 512 с.

13. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 315 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с.

15. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород: НГПУ, 1994. 230 с.

16. Ульенкова У.В. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников // Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. С. 344-357.

17. Шмакова В.А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития: Дис. ... канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2001. 142 с.

COGNITIVE INTEREST IN THE STRUCTURE OF GENERAL ABILITY TO LEARNING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION Bulatova O.V. (Khanty-Mansiysk)

Summary. The article provides the reader with some experimental research data of individual and typical features of cognitive interest in the structure of general ability to learning of younger schoolchildren with mental retardation.

Key words: cognitive interest; general ability to learning; individual and typical features; younger schoolchildren.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.