Научная статья на тему 'Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой'

Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5564
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЕМОСТЬ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ЗПР / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Лидия Эдуардовна, Шашкина Наталия Павловна

В статье представлен анализ основных результатов научной и практической деятельности доктора психологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Ульяны Васильевны Ульенковой. Показана теоретическая и практическая значимость ее научного и педагогического наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Лидия Эдуардовна, Шашкина Наталия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION: RESEARCH ULYANA VASILIEVNA ULENKOVA

The article presents the analysis of the main results of scientific and practical activity of doctor of psychological Sciences, Professor, Honored worker of science of the Russian Federation Ulyana Vasilievna Ulenkova. Show the theoretical and practical importance of its scientific and pedagogical heritage.

Текст научной работы на тему «Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой»

УДК 159.922

Л.Э. СЕМЕНОВА, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, verunechka08@list.ru

Н.П. ШАШКИНА, аспирант, кафедры классической и практической психологии, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, natashashkina1983@rambler.ru

Памятные даты: к 85-летию Ульяны Васильевны Ульенковой (5 ноября 1929 - 21 июля 2013)

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ИССЛЕДОВАНИЯ УЛЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ УЛЬЕНКОВОЙ

L.E. Semenova, N.P. Shashkina

PSYCHOLOGY OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION: RESEARCH ULYANA VASILIEVNA ULENKOVA

В статье представлен анализ основных результатов научной и практической деятельности доктора психологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Ульяны Васильевны Ульенковой. Показана теоретическая и практическая значимость ее научного и педагогического наследия.

Ключевые слова: обучаемость, дети с задержкой психического развития, психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР, субъект деятельности, критериально-ориентированный подход.

The article presents the analysis of the main results of scientific and practical activity of doctor of psychological Sciences, Professor, Honored worker of science of the Russian Federation Ulyana Vasilievna Ulenkova. Show the theoretical and practical importance of its scientific and pedagogical heritage.

Keywords: learning ability, children with mental retardation, psycho-pedagogical assistance to children with mental retardation, subject of activity, criterion-referenced strategy oriented approach.

В этом году исполняется 85 лет со дня рождения известного нижегородского психолога, автора оригинальной научной концепции изучения и психолого-педагогической поддержки детей с задержкой психического развития (ЗПР) - Ульяны Васильевны Ульенковой.

Вся профессиональная жизнь и деятельность У.В.Ульенковой неразрывно связаны с Нижегородским государственным педагогическим университетом. Здесь в далеком 1947 году она начала свой путь в психолого-педагогическую науку, здесь разрабатывала теоретические и методические подходы к решению проблемы ранней диагностики и ранней коррекционной помощи детям с ЗПР в специально созданных образовательных условиях и осуществляла подготовку квалифицированных психолого-педагогических кадров для работы с детьми, имеющими ЗПР.

Всем тем, кому посчастливилось знать Ульяну Васильевну, учиться у нее и вместе с ней работать, наверное, даже трудно представить, что ее жизнь могла сложиться по-другому. Без психологии, без науки, без занятий со студентами. Настолько органично она воспринималась как ученый и педагог и настолько вдохновенно делала свое дело.

Как отмечала сама У.В.Ульенкова, науку ей открыла Ксения Алексеевна Некрасова -талантливый педагог и психолог, преподаватель кафедры общей психологии Горьковского государственного педагогического института имени Максима Горького (ныне Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина). С

ней Ульяна Васильевна познакомилась на втором курсе, когда Ксения Алексеевна в ее группе стала читать учебную дисциплину «Детская психология». Очарование от этих занятий, сильные впечатления от оригинального изложения материала, его проблемности, глубины и широты полученных научных сведений и главное - исследовательского подхода к изучению детской психики - пробудили интерес к экспериментальной работе и определили всю дальнейшую жизнь У.В.Ульенковой, ее профессиональную деятельность. Именно Ксения Алексеевна увлекла Ульяну Васильевну детской психологией, ввела в мир научных изысканий, стала наставницей ее первых исследований, посвященных познавательной деятельности детей дошкольного возраста, особенностям их мышления. И именно К.А.Некрасовой удалось увидеть в Ульяне Васильевне не просто талантливую ученицу, но и потенциального ученого.

Давая оценку деятельности своего Учителя, У.В.Ульенкова писала: «Огромная заслуга К.А.Некрасовой заключается не только в том, что она написала оригинальные научные труды, а прежде всего, пожалуй, в том, что она заложила серьезные традиции в организацию научно-исследовательской деятельности студентов, будущих педагогов и психологов» [22, с. 5].

У.В.Ульенкова стала первой аспиранткой К.А.Некрасовой и в 1954 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие дедуктивного умозаключающего мышления у детей». Эта научная работа и ряд других исследований мышления дошкольников, развития их мыслительных операций (обобщения, конкретизации, классификации, сравнения) и качеств ума, среди которых особое внимание уделялось самостоятельности мышления, внесли значительный вклад в отечественную детскую психологию и на многие годы определили объект научного интереса Ульяны Васильевны (см., например, [14; 15]).

В специальную психологию У.В.Ульенкова приходит несколько позже и именно из детской. От изучения мышления она постепенно переходит к обсуждению вопросов специфики формирования старшего дошкольника как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности, овладевающего ее структурой - мотивационно-ориентировочным, операциональным, оценочно-контрольным компонентами, и к проблеме обучаемости дошкольников - их общей способности к учению. (Заметим, что относительно детей дошкольного возраста проблема обучаемости и ее диагностики в контексте определения психологической готовности ребенка к обучению в школе впервые в психологии была поставлена как раз в работах Ульяны Васильевны Ульенковой). Результаты проведенных в 1960-е годы У.В.Ульенковой исследований позволили ей убедиться в наличии среди старших дошкольников особой категории воспитанников детских садов - детей с пониженной обучаемостью. При этом, располагая сведениями о том, что практически большая половина неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР), У.В.Ульенкова заговорила об истоках этого состояния в раннем и дошкольном детстве. И также впервые, вопреки господствующему в то время (60-е-70-е годы ХХ столетия) мнению специалистов дефектологического профиля, подняла вопрос о необходимости выявления детей с ЗПР и организации им квалифицированной психолого-педагогической помощи еще до школы, т.е. в дошкольном возрасте. (Краткое изложение основных идей и содержания такого рода работы можно найти в одной из ее статей в журнале «Дефектология» [16]).

Пристальное изучение У.В.Ульенковой дошкольников с пониженной обучаемостью позволило обнаружить в их числе детей с педагогической запущенностью и с задержанным темпом психического развития - ЗПР, которых необходимо было различать, поскольку причины их пониженной обучаемости были разные. Кроме того, у них был обнаружен и разный потенциал для дальнейшего развития, т.е. возможности компенсации недостаточности познавательной деятельности.

В итоге, доказывая необходимость как можно более раннего выявления условий и причин, под влиянием которых у ребенка формируется пониженная обучаемость,

У.В.Ульенкова начала разработку дифференцированного подхода к изучению обучаемости дошкольников, предполагающего учет причин пониженной обучаемости и выход на оказание индивидуальной помощи. Это было первым серьезным вкладом Ульяны Васильевны в область специальной психологии, поскольку предложенная ею концепция общей способности к учению дошкольников открыла значительные перспективы раннего изучения детей с ЗПР и организации квалифицированной психолого-педагогической помощи им.

Решение этой важной как с теоретической, так и с практической точки зрения задачи было начато У.В.Ульенковой в 1971 году в городе Горький (ныне Нижний Новгород) на базе созданных под ее руководством специализированных детских садов и экспериментальных диагностико-коррекционных групп ряда дошкольных учреждений.

Свою работу в этом направлении сама У.В.Ульенкова характеризовала следующим образом: «Основная цель, которой мы руководствовались, изначально заключалась в том, чтобы не просто подготовить детей к школе, хотя и это было очень важно, а создать теоретически обоснованные программы диагностической и коррекционно-развивающей работы с ними» [23, с. 142].

Одна из исходных позиций предложенной У.В.Ульенковой системы изучения и организации коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР заключалась в признании необходимым выявлять не только причины первичного дефекта, но и социальные условия развития ребенка с первых дней жизни, т.е. причины вторичных дефектов, носящих социально-педагогический характер. При этом в целях диагностики была смоделирована комплексная программа, направленная на системное изучение ребенка в интеллектуальном и личностном планах, которая использовалась как на начальном этапе работы с детьми (для выявления психологических особенностей каждого ребенка), так и для контроля за динамикой их развития по результатом проведенной коррекционной работы. Иными словами, коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР предполагала органическую связь с диагностической программой и результатами ее реализации.

Подчеркнем, что особенностью подхода У.В.Ульенковой к оказанию психолого-педагогической помощи детям с ЗПР была ее теоретико-методологическая база, а именно -концепция субъектности развития детской психики, в соответствии с которой развитие ребенка мыслилось, прежде всего, как развитие субъекта, овладевающего ведущим для его возраста видом деятельности (каковым, согласно точке зрения У.В.Ульенковой, в 6-7-летнем возрасте является уже не ролевая игра, а учебная деятельность дошкольного типа [20, с. 16]). Вот почему системное изучение детей с ЗПР в подходе У.В.Ульенковой предполагало оценку сформированности у них каждого из компонентов структуры ведущей деятельности и сопутствующих ей других видов деятельности, а системное изучение в динамике показывало рост детей как субъектов деятельности.

Такая оценка стала возможна благодаря использованию критериально-ориентированной диагностики, предполагающей особое построение применяемых с этой целью методик, что явилось еще одной особенностью подхода У.В.Ульенковой [17].

Относительно каждого компонента структуры деятельности (мотивационного, ориентировочно-операционального и контрольно-оценочного) разрабатывались оценочные критерии, показывающие степень сформированности этих компонентов на момент обследования ребенка. Так, определяемые У.В.Ульенковой критерии основных компонентов учебной деятельности были таковыми:

- мотивационный - интерес к заданию, отношение к процессу, результату и возможному продолжению деятельности;

- ориентировочно-операциональный - вербализация задания, осознание цели и способов ее достижения;

- регуляционно-оценочный - степень полноты принятия и сохранения задания, качество самоконтроля по ходу выполнения и при оценке результата, возможность замечать ошибки при анализе результата и характер его оценивания.

Далее в соответствии с выделенными критериями определялись уровни овладения ребенком структурой деятельности.

Всего У.В.Ульенковой было выделено пять возможных уровней - от наиболее высокого (I), на котором оптимальным образом реализованы возрастные возможности ребенка, к самому низкому (V), на котором изучаемые качества полностью отсутствуют.

Отметим, что именно принцип критериально-ориентированного подхода лежал в основе разработанного У.В.Ульенковой психодиагностического инструментария, включающего:

- методику диагностики формирования мыслительной деятельности детей 6-7 лет, состоящую из семи заданий;

- методику диагностики формирования саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей 6-7 лет («Черточки - палочки»);

- методика диагностики формирования общей способности к учению у детей 6-7 лет, включающая задания в форме наглядного образца - «сделай точно также» («Выкладывание елочки» и «Рисование флажков») и задания в форме вербальной инструкции («Рисование домика лесника» и «Выкладывание геометрических фигур»).

Все эти методики очень просты в применении и вместе с тем содержательно информативны. Поэтому они почти сразу приобрели большую популярность среди практиков.

Подчеркнем, что предложенная Ульяной Васильевной критериально-уровневая диагностика не только соответствовала требованию количественно-качественного анализа полученных результатов, о значимости которого в специальной психологии писал В.И.Лубовский [7], но и позволяла реализовать принцип единства диагностической и коррекционной работы [2; 11; 13]. Дело в том, что выделенные уровни помогали определить как зону актуального, так и ближайшего развития ребенка, диапазон его возможностей продвижения, выявить характер отставания и индивидуальных особенностей, что позволяло прогнозировать его дальнейшее развитие, намечать и планировать конкретные условия и содержание необходимой психолого-педагогической помощи. В частности, критериально-уровневая диагностика детей с ЗПР способствовала построению типовой и индивидуализированной моделей коррекционно-развивающей работы с ребенком как субъектом деятельности. При этом типовая модель ориентировалась на наиболее характерные для определенного возраста особенности отставания от нормального развития ведущих сфер психики детей с ЗПР, тогда как индивидуализированная модель определялась уровнем сформированности каждого конкретного ребенка как субъекта деятельности и характером его ЗПР в зависимости от причин, ее обусловивших.

Для специальной психологии 70-х-80-х годов ХХ столетия это был по настоящему инновационный подход, хорошо зарекомендовавший себя в практике работы с детьми, имеющими ЗПР.

Положительные результаты реализации авторской концепции оказания психолого-педагогической помощи детям с ЗПР вызвали большой общественный резонанс и интерес в научном сообществе, что в итоге способствовало написанию У.В.Ульенковой докторской диссертации на тему «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними», которую она успешно защитила в 1984 году в НИИ дефектологии АПН СССР, став первым доктором психологии на нижегородской земле.

В последующие годы Ульяна Васильевна продолжает вести активную деятельность по разработке научно-обоснованных программ психолого-педагогической помощи уже не только дошкольникам с ЗПР, но и младшим школьникам, и подросткам, имеющим такой

диагноз. Одновременно она обобщает накопленный опыт и занимается подготовкой психолого-педагогических кадров.

Постепенно вокруг У.В.Ульенковой собирается коллектив единомышленников, учеников, складывается ее научная школа, исследования которой были направлены на решение целого комплекса задач, связанных с изучением психологической сущности ЗПР как специфического вида дизонтогенеза и сходных с ней состояний в возрастном, гностическом и личностном аспектах, а также с разработкой научно-обоснованных программ психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ЗПР (уточним, что сфера научного интереса У.В.Ульенковой и ее учеников со временем вышла за пределы дошкольного возраста и распространилась на начальное и среднее школьное звено). Среди этих задач, в частности, следующие:

- пополнение теоретических знаний о детях и подростках с ЗПР;

- получение научно-прикладных данных относительно условий, оптимизирующих их развитие, возможностей позитивного психолого-педагогического влияния;

- разработка и апробация диагностических и коррекционно-развивающих программ и их внедрение в практику помощи детям и подросткам с ЗПР;

- подготовка психолого-педагогических кадров соответствующей квалификации, ориентированных на работу с детьми и подростками с ЗПР.

При этом наряду с традиционной для школы У.В.Ульенковой проблематикой общей способности к учению в 90-е и особенно 2000-е годы у нее самой и ее учеников появляются новые темы исследований, охватывающие иные актуальные для специальной психологии вопросы и касающиеся уже не только ЗПР, но и некоторых других видов дизонтогенеза (например, интеллектуальное недоразвитие и нарушения зрения). Среди этих новых проблем - особенности самосознания, социальной перцепции, межличностных отношений, личностной тревожности, а также влияния семейного фактора, в частности, родительского отношения на разные аспекты развития личности в условиях дизонтогенеза (адаптация к школе, познавательный интерес, полоролевое поведение и т.п.) [1; 5; 6; 9; 18; 21; 24 и др.].

Своеобразным итогом многолетней работы школы У.В.Ульенковой стало вышедшее в 2007 году в издательстве «Питер» под ее научной редакцией учебное пособие «Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция», где были представлены результаты, иллюстрирующие специфические особенности психического развития детей и подростков с ЗПР и возможности компенсации их отклонений психолого-педагогическими средствами.

Подготовка практических психологов для специального образования и, в частности, для работы с детьми с ЗПР, анализ и обобщение взглядов Л.С.Выготского относительно дифференцированного диагностического изучения детей с отклонениями в развитии, имеющих актуальное значение для современной практической психологической службы образования, психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте, сравнительное изучение особенностей коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР, НПР и легкой умственной отсталостью, опыт реализации инновационных диагностических и коррекционных программ формирования у старших дошкольников с ЗПР общей способности к обучению, психолого-педагогическое обеспечение готовности младших школьников с ЗПР к переходу на вторую ступень школьного обучения, характеристика личностного развития подростков с ЗПР - вот далеко не полный перечень вопросов, рассматриваемых У.В.Ульенковой и ее учениками в этом пособии [10].

Не будет лишним также сказать, что некоторые ученики Ульяны Васильевны, расширяя диапазон исследований и одновременно сохраняя традиции научной школы по изучению ЗПР, защитили докторские диссертации, где получили развитие новые перспективные направления специальной психологии: готовность младших школьников с ЗПР к обучению в основной школе в условиях инклюзивного образования (Т.Н.Князева, 2005

[4]); коммуникативно-личностное развитие детей с легкими формами психического недоразвития, к числу которых относятся и дети с ЗПР (Е.Е.Дмитриева, 2005 [3]); интегрированное психическое развитие детей с ЗПР средствами музыкального воздействия (Н.В.Шутова, 2009 [25]); становление и проявление гендерной субъектности личности в условиях онто- и дизонтогенеза (Л.Э.Семенова, 2010 [12]). А первоосновой всех этих научных разработок стали идеи У.В.Ульенковой.

В своих последних работах Ульяна Васильевна выходит на крайне актуальную на сегодняшний день проблему готовности системы общего образования к инклюзивному психолого-педагогическому обслуживанию детей с ЗПР и подчеркивает необходимость учета при организации психолого-педагогической помощи этим детям комплексного характера их отставаний в развитии, среди которых, согласно точке зрения У.В.Ульенковой, особое значение имеют: наличие и время появления качественных возрастных новообразований, особенности становления ведущей для их возраста деятельности и специфика субъектного овладения каждым ребенком структурой этой деятельности [23].

В заключении отметим, что работы Ульяны Васильевны Ульенковой внесли значительный вклад в теорию и практику специальной психологии. Они являются источником новых идей, ориентиром новых теоретико-прикладных исследований и при этом, по-прежнему, служат детям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль-шавеа, Набила Али Ахмед. Особенности формирования самоотношения у слабовидящих подростков, развивающихся в условиях принадлежности к различным национальным культурам / Набила Али Ахмед Аль-шавеа: дис. ... канд. психол. наук. -Н.Новгород, 2009. - 219 с.

2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

3. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития / Е.Е.Дмитриева: дис. ... д-ра психол. наук. - Н.Новгород, 2005. - 366 с.

4. Князева, Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду / Т.Н.Князева: дис. ... д-ра психол. наук. -Н.Новгород, 2005. - 337 с.

5. Конева, И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР / И.АКонева: дис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2002. - 217 с.

6. Куракина, Е.А. Особенности психологической адаптации слабовидящих первоклассников к школе в зависимости от родительско-детских отношений / Е.А.Куракина: дис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2006. - 210 с.

7. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И.Лубовский. - М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1989. - 178 с.

8. Лубовский, В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В.И.Лубовский // Дефектология. - 1995. - №1. - С. 17-24.

9. Масленникова, Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития / Н.В.Масленникова: дис. ... канд. психол. наук. -Н.Новгород, 2004. - 224 с.

10. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / Под ред. У.В.Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

11. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -М.: Академия, 2008. - 319 с.

12. Семенова, Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза / Л.Э.Семенова: дис. ... д-ра психол. наук. - Н.Новгород, 2010. - 521 с.

13. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Академия, 2003. - 462 с.

14. Ульенкова, У.В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста / У.В.Ульенкова // Вопросы психологии. - 1958. - №5. - С. 98-108.

15. Ульенкова, У.В. К вопросу о генезисе самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста / У.В.Ульенкова // Ученые записки Горьковского государственного педагогического института им. М.Горького. Горький: ГГПИ им. М.Горького, 1970. - Вып. 89. - С. 108-134.

16. Ульенкова, У.В. К проблеме ранней коррекции задержки психического развития / У.В.Ульенкова // Дефектология. - 1980. - №1. - С. 3-8.

17. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В.Ульенкова. -Н.Новгород: НГПУ, 1994. - 230 с.

18. Ульенкова, У.В. Особенности личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях / У.В.Ульенкова, Н.П.Кондратьева // Дефектология. - 2004. - №1. - С. 29-35.

19. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. - М.: Академия, 2005. - 176 с.

20. Ульенкова, У.В. Актуальные проблемы развития психики ребенка на этапах раннего онтогенеза: учебное пособие / У.В.Ульенкова. - Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2006. - 92 с.

21. Ульенкова, У.В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков с ЗПР / У.В.Ульенкова, Е.В.Самойленко // Дефектология. - 2006. - №4. - С. 29-37.

22. Ульенкова, У.В. Научное наследие К.А.Некрасовой и его значение для теории и практики психологической науки и образования / У.В.Ульенкова // Психология и педагогика детства: материалы региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2007. - С. 3-7.

23. Ульенкова, У.В. О готовности системы общего образования к инклюзивному психологическому обслуживанию детей с ЗПР / У.В.Ульенкова // Нижегородское образование. - 2010. - №3. - С. 136-145.

24. Шешукова, Н.Н.. Особенности межличностных отношений со сверстниками младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях / Н.Н.Шешукова: дис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2009. - 248 с.

25. Шутова, Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия / Н.В.Шутова: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Н.Новгород, 2009. - 49 с.

© Семенова Л.Э., Шашкина Н.П., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.